Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 4060 Infinity 2 OC 8 ГБ 128-битной GDDR6
Кратко о главном
Продолжаем изучать серийно выпускаемые видеокарты на базе GeForce RTX 4060 — самого младшего графического процессора последнего поколения Nvidia в настольном сегменте ПК. Сейчас в основном выходят модели, в которых создатели решили упростить дизайн, отказаться от подсветки и прочих «шиков» и уложиться в компактные размеры.
Сегодня к нам попала видеокарта Palit из серии Infinity 2, имеющая 2 вентилятора (а значит, по длине она точно больше 200 мм), однако занимающая всего 2 слота в системном блоке.
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
Стоит напомнить, что в целом карты на базе GeForce RTX 4060 способны обеспечить очень хороший комфорт во всех играх с высокими настройками графики (но при отключенных трассировке лучей и технологиях масштабирования (DLSS/FSR/XeSS)) в разрешении 1080p (Full HD). Приемлемо можно поиграть даже в разрешении 1440p (2.5K), однако в некоторых играх, вероятно, придется понижать какие-то настройки качества графики. Ближайшие конкуренты GeForce RTX 4060 — Radeon RX 7600 и Radeon RX 7600 XT, а также Arc A770.
Что касается карты Palit, то она имеет производительность чуть выше референсной из-за фабрично повышенных частот работы ядра.
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:
Для относительно маломощных видеокарт есть четкое правило: если задействовать в играх трассировку лучей, то обязательно надо включать вышеупомянутые технологии масштабирования (DLSS/FSR/XeSS). Но при этом мы помним, что если игра поддерживает версию DLSS 3 (с генерацией промежуточных кадров), это позволит практически полностью компенсировать падение FPS от использования RT. Учитывая, что у видеокарт из линейки Radeon трассировка лучей вызывает более сильное падение производительности (даже при использовании FSR/XeSS), GeForce RTX 4060 в таких играх смотрится выигрышнее.
В целом в играх с трассировкой лучей и поддержкой DLSS 3 ускоритель на основе GeForce RTX 4060 может обеспечить хороший комфорт в разрешении Full HD (1080p) и приемлемую производительность в 2.5K (1440p), но, опять же, в некоторых играх придется понижать настройки графики.
Характеристики карты
Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае.
Palit GeForce RTX 4060 Infinity 2 OC 8 ГБ 128-битной GDDR6 | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 4060 (AD107) | |
Интерфейс | PCI Express x8 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 2565(Boost)—2805(Max) | 2460(Boost)—2700(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2125 (17000) | 2125 (17000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 128 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 24 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 3072 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 96 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 48 | |
Число блоков Ray Tracing | 24 | |
Число тензорных блоков | 96 | |
Размеры, мм | 250×125×39 | 250×110×40 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 2 | 2 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 133 | 115 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 30 | 30 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 29,1 | 32,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 1 | 0 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 16-контактные разъемы | 0 | 1 |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 0.98 | 1,3 |
Вес карты чистый (нетто), кг | 0.65 | 0,9 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Розничные предложения карты Palit |
Память
Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung рассчитаны на номинальную частоту работы в 2500 (20000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Palit GeForce RTX 4060 Dual OC (8 ГБ)
Palit GeForce RTX 4060 Infinity 2 OC (8 ГБ) | Palit GeForce RTX 4060 Dual OC (8 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Мы сравниваем с другой (близкой по позиционированию) моделью того же производителя и видим, что карты практически идентичны. Разница лишь в том, что модель Dual инженеры Palit решили оснастить укороченным разъемом PCIe x8, а у версии Infinity 2 OC используется стандартный «длинный» разъем PCIe x16 (при этом само графическое ядро рассчитано на интерфейс PCIe 4.0 x8).
Ядро имеет маркировку AD107, дата выпуска — 13-я неделя 2024 года.
Суммарное количество фаз питания у карты Palit — 5 (4+1).
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Все ШИМ-контроллеры расположены на лицевой стороне PCB.
4 фазами питания ядра управляет ШИМ-контроллер RT8845A (Richtek). Он рассчитан максимум на 4 фазы.
Питанием микросхем памяти управляет ШИМ-контроллер RT8237 (Richtek) под OEM-маркировкой 88AJ, рассчитанный максимум на 2 фазы.
В преобразователе питания ядра и памяти используются не транзисторные сборки DrMOS, а наборы полевых МОП-транзисторов Sinopower: SM4503 и SM4607 (до 60 A).
Отдельного контроллера для мониторинга (отслеживания напряжений и температур) нет: эти функции возложены на сам GPU.
Штатные частоты памяти равны референсным значениям, Boost-значение частоты ядра на 4,3% выше референсного, а максимальная частота ядра лишь чуть-чуть выше, чем у эталонной карты, при жестком лимите энергопотребления. Всё это обеспечило прирост производительности в среднем 3% относительно референсного ускорителя.
Энергопотребление карты Palit в тестах доходило до 133 Вт.
Лимит энергопотребления у данной карты поднять нельзя, так что пробовать ручной разгон я не стал.
Питание на карту Palit подается через обычный 8-контактный разъем стандарта PCIe 2.0.
Габариты кулера невелики, толщина составляет около 4 см, так что видеокарта занимает 2 слота в системном блоке.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Palit.
Нагрев и охлаждение
Основой СО является относительно небольшой алюминиевый радиатор с единственной медной тепловой трубкой, которая прижимается непосредственно к GPU.
Этот же радиатор через термоинтерфейс охлаждает и микросхемы памяти. Компоненты преобразователей питания VRM оставлены без охлаждения.
Задняя пластина — пластиковая и имеет лишь защитную функцию. При этом она явно взята от другой модели: проделанные в пластине отверстия не работают, поскольку за ними расположен сплошной радиатор — сквозной продув так не организуешь.
Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентилятором ∅100 мм.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима:
После прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 67 °C, а самой горячей точки (hot spot) — 78 °C, что является хорошим результатом.
Энергопотребление карты доходило до 133 Вт.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 34 °C, вентилятор не работал, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 67/78 °C (ядро/hot spot). Вентиляторы при этом раскручивались до 1579 оборотов в минуту, шум вырастал до 29,1 дБА: это тихо.
Аудиозапись шума — здесь. Ниже приведена спектрограмма шума: пики на средних частотах имеют невысокую амплитуду, а низкочастотные пики на слух не воспринимаются, так что в целом проблем нет.
Не стоит забывать, что тепло, выделяемое картой, частично остается внутри системного блока, так что желательно использование корпуса с хорошей вентиляцией.
Подсветка
Карта не имеет подсветки.
Комплект поставки и упаковка
В комплекте поставки кроме самой карты больше ничего нет.
Результаты тестирования, конфигурация
Результаты тестирования в 3D-играх
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Black Myth: Wukong (Game Science/Game Science)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.01 (сентябрь 2023 г.)
- Senua’s Saga: Hellblade II (Ninja Theory/Xbox Games)
- Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
- Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
- Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
- Ghost of Tsushima Director’s Cut (Sucker Punch Productions/Sony Interactive)
- Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
- Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
- Atomic Heart (Mundfish/VK)
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
Рейтинги приведены суммарно для всех трех разрешений.
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами видеокартам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 4060 и его конкуренты.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
15 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 753 | 193 | 39 000 |
16 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 751 | 215 | 35 000 |
17 | Palit RTX 4060 Infinity2, 2565—2805/17000 | 704 | 213 | 33 000 |
18 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 679 | 212 | 32 000 |
19 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 657 | 212 | 31 000 |
20 | RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 | 654 | 182 | 36 000 |
22 | RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 | 585 | 202 | 29 000 |
В классических играх без трассировки лучей GeForce RTX 4060 оказался на четвертом месте (карта Palit — на третьем), заметно уступив Radeon RX 7600 XT и Arc A770.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг составлен по 10 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%).
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
14 | Palit RTX 4060 Infinity2, 2565—2805/17000 | 1305 | 395 | 33 000 |
15 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 1263 | 395 | 32 000 |
16 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 1164 | 333 | 35 000 |
18 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 949 | 243 | 39 000 |
20 | RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 | 825 | 285 | 29 000 |
21 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 780 | 252 | 31 000 |
22 | RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 | 751 | 209 | 36 000 |
Поддержка DLSS 3.0 в трех тестовых играх подняла рейтинг GeForce RTX 4060, от него отстал даже Arc A770 (тем более — Radeon RX 7600/XT). Так что GeForce RTX 4060 лидирует в своей ценовой группе.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на ноябрь 2024 года.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
05 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 215 | 751 | 35 000 |
06 | Palit RTX 4060 Infinity2, 2565—2805/17000 | 213 | 704 | 33 000 |
07 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 212 | 679 | 32 000 |
09 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 212 | 657 | 31 000 |
12 | RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 | 202 | 585 | 29 000 |
14 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 193 | 753 | 39 000 |
18 | RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 | 182 | 654 | 36 000 |
В классических играх, без RT и технологий масштабирования, почти все актуальные решения этой группы (GeForce RTX 4060, Radeon RX 7600, Arc A770) сейчас очень близки в рейтинге полезности, заметно отстает лишь Radeon RX 7600 XT.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
03 | Palit RTX 4060 Infinity2, 2565—2805/17000 | 395 | 1305 | 33 000 |
04 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 395 | 1263 | 32 000 |
09 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 333 | 1164 | 35 000 |
14 | RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 | 285 | 825 | 29 000 |
18 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 252 | 780 | 31 000 |
19 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 243 | 949 | 39 000 |
22 | RX 6650 XT 8 ГБ, 2410—2683/17500 | 209 | 751 | 36 000 |
Если же задействовать трассировку лучей и, опять же, DLSS 3, то для GeForce RTX 4060 картина становится гораздо лучше, в своей группе этот ускоритель начинает лидировать с большим отрывом.
Выводы
Palit GeForce RTX 4060 Infinity 2 OC (8 ГБ) — одна из самых выгодных к приобретению на сегодня видеокарт. Она имеет относительно компактные размеры 25×12,5×4 см, занимает 2 слота в системном блоке и хорошо подходит для небольших корпусов. При этом система охлаждения вполне эффективная и тихая. Карта может потреблять до 133 Вт, имеет стандартный 8-контактный разъем питания, лишена подсветки и предлагает стандартный набор видеовыходов: три DP 1.4a и один HDMI 2.1.
Производитель декларирует наличие 3-летней гарантии на эту карту.
Напомню, что GeForce RTX 4060 в целом подходит для игры в разрешении 1080p с максимальным качеством графики без трассировки лучей и может обеспечить приемлемый комфорт в играх с поддержкой RT и DLSS/FSR/XeSS в том же разрешении.
Все карты поколения GeForce RTX 40 поддерживают стандарт HDMI 2.1, позволяющий выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, а также поддерживают аппаратное декодирование видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, и технологию снижения задержек Reflex.