Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC 24 ГБ 384-битной GDDR6X
Кратко о главном
В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
Тут все просто: GeForce RTX 3090 — самый быстрый на сегодня ускоритель игрового класса. Он прекрасно подходит для разрешения 4К при максимальных настройках графики, а в ряде игр с использованием технологии Nvidia DLSS тянет и разрешение 8К.
Характеристики карты
Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае.
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC 24 ГБ 384-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 3090 (GA102) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 1395—1725(Boost)—1995(Max) | 1395—1695(Boost)—1965(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 4875 (19500) | 4875 (19500) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 384 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 82 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 10496 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 328 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 112 | |
Число блоков Ray Tracing | 82 | |
Число тензорных блоков | 328 | |
Размеры, мм | 295×112×56 | 310×125×53 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 3 | 3 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 357 | 364 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 37 | 38 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 39,6 | 34,7 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,2 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | SLI (NVLink) | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 2 | 1 (12-контактный) |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 7680×4320@30 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI | 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц) | |
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI | 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц) | |
Розничные предложения карты Palit |
Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3090 Founders Edition
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC (24 ГБ) | Nvidia GeForce RTX 3090 Founders Edition (24 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Напомним, что в Nvidia сделали два варианта дизайна PCB: для своих карт Founders Edition и для партнеров (без характерного выреза). Карта у Palit получилась в целом компактной, но все же не такой маленькой, как референсная.
Суммарное количество фаз питания у Nvidia GeForce RTX 3090 Founders Edition — 21: 18 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти. У карты Palit в сумме 18 фаз: 3 на память и 15 на GPU.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. При этом никаких удвоителей (даблеров) фаз нет, для управления схемой питания GPU используются два ШИМ-контроллера NCP81610 (On Semiconductor), каждый из которых способен управлять 8 фазами максимум (реализовано 8+7). Оба расположены на оборотной стороне платы.
На лицевой же стороне имеется ШИМ-контроллер On Semiconductor NCP81611, который управляет 3-фазной схемой питания микросхем памяти.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае NCP302150 (On Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимум на 50 А.
Также имеются два контроллера NCP45491 (On Semiconductor), отвечающие за мониторинг (отслеживание напряжений и температур).
Подсветкой управляет отдельный контроллер Holtek HT50F52241.
Карта имеет 24 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 24 микросхемах по 8 Гбит на обеих сторонах PCB (по 12 на каждой). Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-21) рассчитаны на номинальную частоту работы в 5250 (21000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.
Штатные частоты памяти у карты Palit равны референсным значениям, а вот частота работы ядра чуть-чуть выше, но именно чуть-чуть, на производительности это практически не сказалось.
Управление работой карты обеспечивается силами фирменной утилиты Thunder Master v4.2. С ее помощью был опробован ручной разгон, обеспечивший стабильную работу при увеличении частоты ядра на 95 МГц, а памяти — на 700 МГц (максимум частот — 2070/20900 МГц). Итоговый прирост производительности составил 3,8%, при этом максимум энергопотребления составил уже 378 Вт против 357 Вт на номинальных частотах.
Нагрев и охлаждение
Не случайно в Nvidia решили сделать PCB более компактной: для новых карт Founders Edition задумана специальная система охлаждения. В данном же случае мы видим традиционный большой двухсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, подошва которого охлаждает GPU. Микросхемы памяти, как и преобразователи питания VRM, охлаждаются с помощью отдельной пластины, прикрученной к основному радиатору. Задняя пластина служит не только элементом жесткости, но и участвует в охлаждении оборотной стороны PCB через термоинтерфейс.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм, которые имеют двойные подшипники. Особенность СО состоит в том, что крайний правый (на фото) вентилятор продувает радиатор насквозь, через отверстия в задней пластине, а крайний левый выдувает горячий воздух за пределы корпуса сквозь отверстия в брекете карты. PCB укорочена именно для эффективной работы правого вентилятора, а у карты Nvidia Founders Edition печатная плата в этом месте вообще имеет вырез, чтобы не мешать сквозному продуву.
Видеокарта останавливает вентиляторы при малой нагрузке, если выполняются все три условия: температура GPU опускается ниже 50 градусов, нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов, а потребление GPU — ниже 35 Вт. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются (если установлен автозапуск утилиты Thunder Master, то идет повторный опрос с запуском вентиляторов на несколько секунд). Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:
После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 75 градусов, что является удовлетворительным результатом для видеокарт топового уровня.
При ручном разгоне параметры нагрева и шума менялись очень мало.
Мы засняли и ускорили в 25 раз 6,5-минутный прогрев:
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра. Однако стоит обратить внимание на разъемы питания: если у карт серии GeForce RTX 20 они были почти холодными, то здесь они нагреваются, особенно тот, что ближе к центру платы. Правда, нагрев не превышает 60-65 °C, а разъемы должны выдерживать и 100 градусов, но возникает мысль, что не просто так Nvidia ставит на свои референс-карты новые 12-контактные разъемы. Возможно, действительно имеет смысл обеспечивать подвод питания тремя 8-контактными разъемами, как это начали делать некоторые производители видеокарт.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 47 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием вентиляторы иногда включались максимум на 700 оборотов в минуту, однако уровень шума не менялся и составлял 18,0 дБА.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 75 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 2200 оборотов в минуту, шум вырастал до 39,6 дБА: это громко. В видеоролике ниже хорошо видно, как растет шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
С учетом того, сколько данная карта потребляет, такой шумовой режим можно считать приемлемым.
Подсветка
Подсветка у карты многоцветная, ARGB, реализована в виде широкой полосы, идущей по диагонали поперек СО.
Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой Thunder Master.
К сожалению, выбор режимов весьма скудный.
В целом программное управление подсветкой карты может предложить неплохое сочетание эффектов, особенно совместно с подсветкой материнских плат или корпуса. К сожалению, синхронизации работы с утилитами управления для материнских плат известных производителей не предусмотрено.
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, включает акриловый кронштейн-подставку под карту и мало кому нужный сейчас переходник питания с 6-контактных разъемов на один 8-контактный.
Подставка толстая (для привинчивания ее к корпусу лучше выбирать относительно длинные винты), карта ставится на ее ребро, к тому же имеется отдельно монтирующийся «хвостовик», который надо прикрутить к кронштейну, подгоняя под конкретную карту. В целом, конструкция получается прочная.
Результаты тестирования
Список инструментов тестирования
Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Gears 5 (Xbox Game Studios/The Coalition)
- Wolfenstein: Youngblood (Bethesda Softworks/MachineGames/Arkane Studios)
- Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
- Red Dead Redemption 2 (Rockstar)
- Star Wars Jedi: Fallen Order (Electronic Arts/Respawn Entertainment)
- Control (505 Games/Remedy Entertainment)
- Deliver Us The Moon (Wired Productions/KeokeN Interactive)
- Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
- Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
В поколении GeForce RTX 30 улучшены технологии RTX (расчет освещения с помощью трассировки лучей) и DLSS (интеллектуальная реализация антиалиасинга, обсчитываемая тензорными ядрами). Поэтому дополнительно мы приводим тесты с включенной RTX, а также в ряде игр и DLSS. Разумеется, в этом случае сравнивать придется пока только GeForce с GeForce.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Также приводим результаты тестов в разрешении 8К.
Видеокарта GeForce RTX 3090, как мы уже говорили, не совсем игровое решение, поэтому у нее такой огромный объем памяти, а стоимость крайне высокая. Однако если в прошлом поколении Titan RTX все же был чисто профессиональным решением, то GeForce RTX 3090 сочетает в себе «два в одном». И ее мощь уже позволяет засматриваться на разрешение, максимально возможное на сегодня для стандартных способов вывода — 8К. Мы провели тестирование в играх с участием RTX/DLSS в этом разрешении.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS в разрешении 7680×4320
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3090 и его конкуренты.
Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на середину октября 2020 года. Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Palit RTX 3090 GamingPro, разгон до 2070/20500 | 2390 | 159 | 150 000 |
02 | Palit RTX 3090 GamingPro, 1395—1995/19500 | 2330 | 155 | 150 000 |
03 | RTX 3090 24 ГБ, 1395—1995/19500 | 2330 | 155 | 150 000 |
04 | RTX 3080 10 ГБ, 1440—1995/19000 | 2080 | 306 | 68 000 |
05 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 | 1740 | 223 | 78 000 |
06 | RTX 2080 Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 | 1520 | 284 | 53 500 |
09 | Radeon VII 16 ГБ, 1400—1750/2000 | 1170 | 244 | 48 000 |
Изначально было понятно, что GeForce RTX 3090 возглавит рейтинг. Разгон обеспечил карте Palit лишь небольшой прирост производительности из-за ограничения на уровень потребления в драйверах.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности карты и ее явную направленность на использование в высоких разрешениях, приводим рейтинг только для разрешения 4К (поэтому цифры в рейтинге отличаются).
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RTX 3080 10 ГБ, 1440—1995/19000 | 591 | 4021 | 68 000 |
05 | RTX 2080 Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 | 482 | 2578 | 53 500 |
07 | Radeon VII 16 ГБ, 1400—1750/2000 | 413 | 1982 | 48 000 |
08 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 | 390 | 3040 | 78 000 |
09 | Palit RTX 3090 GamingPro, разгон до 2070/20500 | 329 | 4941 | 150 000 |
10 | Palit RTX 3090 GamingPro, 1395—1995/19500 | 315 | 4726 | 150 000 |
11 | RTX 3090 24 ГБ, 1395—1995/19500 | 314 | 4713 | 150 000 |
Здесь, наверное, лучше промолчать. Даже условная стоимость GeForce RTX 3090 в 150 тысяч рублей (на момент подготовки обзора карт в рознице почти не было, а цены на имеющиеся часто не очень соответствовали уровню, заявленному Nvidia. Впрочем, в любом случае, даже с учетом профессиональной направленности таких карт, их стоимость невероятно высока.
Выводы
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC (24 ГБ) — добротный представитель самого крутого на сегодня 3D-ускорителя GeForce RTX 3090.
В обзоре GeForce RTX 3090 мы уже писали про то, что умеет этот король 3D-графики. Огромный объем памяти и прекрасная производительность дают ему право называться первым трехмерным ускорителем игрового класса для разрешения 8K. Правда, игры должны поддерживать умный антиалиасинг DLSS, тогда комфорт при игре на огромном 8К-телевизоре будет обеспечен при сохранении всех остальных настроек графики по максимуму.
Понятно, что для игр даже в 8К не нужно 24 ГБ памяти, однако шина обмена с памятью требует наличия либо 12, либо 24 ГБ. Первое — слишком мало для разрешения 8К и слишком мало отличается от 10 ГБ у GeForce RTX 3080. Второе — избыточно. Конечно, никто не мешал Nvidia выпустить ускоритель с точно такой же шиной в 320 бит, как у GeForce RTX 3080, оснастив его 20 ГБ памяти и выставив максимально возможную для GDDR6X частоту в 21000 МГц. Скорее всего, производительность была бы примерно на том же уровне, что у нынешней GeForce RTX 3090. Однако хочется же на двух стульях усидеть: и игровое решение, и профессиональное в одном флаконе, потому и 24 ГБ, и невероятная стоимость. Ладно бы это был очередной Titan и продавала бы его только сама Nvidia — там ставь цену хоть $3000, все равно купят только специалисты (и то не частные лица, а компании). Но GeForce RTX 3090 все же заявлен как игровое решение, и все партнеры Nvidia сейчас активно выпускают GeForce RTX 3090, причем в игровых сериях (Gaming, GamingPro и т. п.). То есть либо Nvidia невнятно объяснила партнерам нацеленность GeForce RTX 3090, либо изначально планировалось, что этот ускоритель станет самым топовым игровым решением с ценой не выше $1000, а потом вдруг кого-то задавила жаба продавать 24 гигабайта ужасно дорогой GDDR6X за копейки, и лидер рынка решил резко поднять ценник. В итоге маркетинг стал отчаянно пытаться обосновать профессиональное применение такого монстра, чтобы хоть как-то оправдать $1500 без налогов, которые на российском рынке трансформируются уж точно минимум в 150 тысяч рублей.
Косвенным доказательством служат явно сырые предложения Nvidia по профтестам для GeForce RTX 3090. Во-первых, среди них всего три внятных приложения, в которых можно увидеть преимущество 24 ГБ памяти. Во-вторых, одно из них просто не работает как надо, потому что полноценная версия DaVinci Resolve стоит очень дорого, а демо-версия, в которой предлагают тестировать, явно работает совершенно по-разному на разных системах. Полагаю, что если бы GeForce RTX 3090 изначально готовили к выпуску как профессиональное решение (вроде Titan), совмещенное с игровым ускорителем, то маркетинговые материалы были бы совсем другого уровня готовности и убедительности. Тогда бы мы могли реально продемонстрировать, например, для чего нужно именно 24 ГБ, а не 16 или 12. Поэтому я выскажу свое личное мнение, что GeForce RTX 3090 — это все же игровое решение (которое может успешно применяться и в профессиональной сфере), так что его ценник должен быть резко снижен минимум до $1000, а на российском рынке — до 100 тысяч рублей, тогда GeForce RTX 3090 будет смотреться адекватно на фоне GeForce RTX 3080. Предполагаю, что с выходом AMD «Big Navi» так и случится. Ну никогда компании Asus, Palit, MSI, Gigabyte и т. п. не продавали профессиональные карты! У них просто нет специальных каналов для этого, как, например, у производителей тех же Quadro. И ни у кого из партнеров нет GeForce RTX 3090 в неигровых линейках — везде Gaming, Gaming, TUF и т. д. Им будет крайне тяжело продавать коробки с игровым названием за баснословные деньги. Nvidia это не учла и сделала ошибку, как мне кажется.
Напоминаю, что в целом GeForce RTX 3090 предназначен для тех энтузиастов ПК-игр, которые планируют играть в разрешении 4K при использовании максимальных настроек качества, включая трассировку лучей. В ряде игр редкие владельцы 8К-телевизоров смогут насладиться и картинкой в сверхвысоком разрешении 7680×4320.
Справочные материалы:
- Руководство покупателя игровой видеокарты
- Справочник по AMD Radeon HD 7xxx/Rx
- Справочник по Nvidia GeForce GTX 6xx/7xx/9xx/1xxx
В номинации «Отличная поставка» карта Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC (24 ГБ) получила награду:
Благодарим компанию Palit
и лично Алексея Чебатко
за предоставленную на тестирование видеокарту
Для тестового стенда:
блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum предоставлен компанией Seasonic