Общая информация о GeForce RTX 4080 Super
Компания Nvidia представила свое нынешнее поколение видеокарт еще осенью 2022 года. Первой была топовая модель GeForce RTX 4090, затем появился вариант GeForce RTX 4080, а GeForce RTX 4070 вышла уже весной 2023 года. Новая графическая архитектура Ada Lovelace обеспечила заметно более высокую производительность в графических и неграфических применениях, и новая линейка стала самой мощной на рынке. Графические процессоры Ada Lovelace оказались заметно производительнее GPU предыдущего семейства и при растеризации и в трассировке лучей, а также они выделились новой технологией увеличения производительности — DLSS 3, которая позволяет дополнительно повысить частоту кадров при помощи генерации дополнительных кадров на основе уже отрисованных.
GeForce RTX 4080 была одной из самых быстрых видеокарт, предназначенных для игровых энтузиастов, но рынок ждал изменений к лучшему — большего снижения цен и дальнейшего повышения производительности, и желательно всё это одновременно. Обычно у компании Nvidia подобные изменения происходят с выпуском линейки Super, которая улучшает характеристики базовых моделей по скорости и/или цене. И вот на ежегодном шоу электроники CES, прошедшем в начале 2024 года, компания анонсировала три новые модели линейки GeForce RTX 40, которые объединены суффиксом: GeForce RTX 4070 Super, GeForce RTX 4070 Ti Super и GeForce RTX 4080 Super.
Новые видеокарты должны освежить линейку компании до выхода полноценного следующего поколения, первые модели которого ожидаются не ранее осени. GeForce RTX 4070 Super вышла на рынок раньше остальных, затем последовала GeForce RTX 4070 Ti Super, а GeForce RTX 4080 Super вышла уже в самом конце января. Все подробности о конфигурации и ценах на три новых модели Super уже приводились ранее в новостях на нашем сайте, а сегодня мы на практике рассмотрим последнюю из троицы — GeForce RTX 4080 Super. Ну и к двум другим Super-видеокартам серии GeForce RTX 40 мы еще обязательно вернемся.
Судя по спецификациям, модель GeForce RTX 4080 Super не обеспечивает заметного скачка производительности. Самая дорогая из новинок выделяется на фоне базовой GeForce RTX 4080 в основном своей ценой: возможности самого GPU увеличились незначительно, видеопамяти осталось столько же, а вот рекомендованная розничная цена стала заметно ниже, и это даже больше похоже на снижение цены на модель GeForce RTX 4080, чем на совершенно новый, ощутимо более мощный вариант видеокарты. В любом случае, сегодняшняя новинка должна показать лучшее соотношение цены и производительности по сравнению с предшественницей. По данным компании Nvidia, по производительности GeForce RTX 4080 Super примерно вдвое быстрее GeForce RTX 3080 Ti из предыдущего поколения — это очень высокий уровень.
Новая видеокарта предназначена для тех энтузиастов, которые хотят получить функциональность новой архитектуры и очень высокую производительность, но дешевле, чем стоила базовая GeForce RTX 4080 на старте продаж. Вышедшая на рынок сегодня видеокарта предназначена для самых высоких разрешений и максимальных графических настроек, включая самую сложную трассировку лучей. Новинка должна обеспечить достаточно высокую производительность в любых играх, включая проекты с самой продвинутой графикой и применением трассировки пути, пусть для этого и придется включить технологию DLSS — но без нее даже GeForce RTX 4090 не справится.
Графическая архитектура Ada Lovelace во многом схожа с архитектурой Ampere, и обе эти архитектуры имеют достаточно много общего с предыдущими архитектурами Turing и Volta. Так что перед прочтением материала будет полезно ознакомиться с нашими предыдущими статьями по теме:
- [16.11.22] Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 4080 (16 ГБ)
- [26.10.22] Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 4090 (24 ГБ)
- [10.10.22] Теоретический обзор Nvidia GeForce RTX 4090 и RTX 4080
- [30.09.20] Nvidia GeForce RTX 3090: самое производительное, но не чисто игровое решение
- [16.09.20] Nvidia GeForce RTX 3080, часть 1: теория, архитектура, синтетические тесты
Графический ускоритель GeForce RTX 4080 Super | |
---|---|
Кодовое имя чипа | AD103 |
Технология производства | 5 нм (TSMC 4N) |
Количество транзисторов | 45,9 млрд |
Площадь ядра | 378,6 мм² |
Архитектура | унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
Аппаратная поддержка DirectX | DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2 |
Шина памяти | 256-битная: 8 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6X |
Частота графического процессора | до 2550 МГц |
Вычислительные блоки | 80 потоковых мультипроцессоров, включающих 10240 CUDA-ядер для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32/FP64 |
Тензорные блоки | 320 тензорных ядер для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32/BF16/TF32 |
Блоки трассировки лучей | 80 RT-ядер для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 320 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов |
Блоки растровых операций (ROP) | 14 широких блоков ROP на 112 пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a (со сжатием DSC 1.2a) |
Спецификации видеокарты GeForce RTX 4080 Super | |
---|---|
Частота ядра | 2295/2550 МГц |
Количество универсальных процессоров | 10240 |
Количество текстурных блоков | 320 |
Количество блоков блендинга | 112 |
Эффективная частота памяти | 23 ГГц |
Тип памяти | GDDR6X |
Шина памяти | 256 бит |
Объем памяти | 16 ГБ |
Пропускная способность памяти | 736 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP32) | до 52,2 терафлопс |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 286 гигапикселей/с |
Теоретическая скорость выборки текстур | 816 гигатекселей/с |
Шина | PCI Express 4.0 x16 |
Разъемы | по выбору производителя |
Энергопотребление | до 320 Вт |
Дополнительное питание | один 16-контактный разъем |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | по выбору производителя |
Рекомендуемая цена | $999 |
Название рассматриваемой новинки соответствует принципу наименования решений компании, относящихся к улучшенным моделям, выходящим спустя продолжительное время после базовых видеокарт. GeForce RTX 4080 Super, при всех своих невеликих изменениях по сравнению с оригинальной GeForce RTX 4080, является именно улучшенной моделью и вполне справедливо получила свой суффикс. Она дополняет линейку, но до GeForce RTX 4090 ей далеко, а вот в GeForce RTX 4080 просто не остается никакого смысла.
Главным соперником новой GeForce RTX 4080 Super на рынке является топовая видеокарта нынешнего семейства AMD Radeon RX 7000. Новинка близка по цене к флагману Radeon RX 7900 XTX и уверенно с ним конкурирует, во многом превосходя, учитывая более высокую производительность при активном применении трассировки лучей, что стало важнейшим показателем современных графических процессоров, ведь скорости растеризации топовых GPU уже и так более чем достаточно.
С объемом видеопамяти новой видеокарты всё просто: в соответствии с шириной шины у Nvidia был выбор... да не было выбора, по сути. 8 ГБ — это слишком мало, а 32 ГБ — просто бессмысленно и слишком дорого. Поэтому на видеокарту установили 16 ГБ, и это идеальный объем видеопамяти на данный момент. Наличие 24 ГБ видеопамяти у той же топовой GeForce RTX 4090 или лучших видеокарт конкурента способно принести некоторое преимущество лишь в крайне редких условиях, а в типичных применениях, существующих играх и обычных условиях 16 ГБ локальной памяти вполне достаточно при любых графических настройках.
На рынок также было выпущено (не у нас, разумеется) и решение в виде GeForce RTX 4080 Super Founders Edition самой Nvidia. Дизайн этой модели основан на варианте обычной GeForce RTX 4080 FE, он лишь слегка был видоизменен. Система охлаждения GeForce RTX 4080 Super имеет испарительную камеру с шестью тепловыми трубками и два 116-миллиметровых вентилятора — по данным Nvidia, эта система на 85% эффективнее кулера GeForce RTX 3080 Ti при схожих акустических параметрах. Референсный вариант GeForce RTX 4080 Super занимает в корпусе три слота, видеокарта получает питание через один 16-контактный разъем дополнительного питания и потребляет до 320 Вт энергии, хотя среднее потребление в играх не превышает 250 Вт. Карта имеет четыре разъема для вывода информации на дисплеи: один HDMI 2.1 и три DisplayPort 1.4a.
У видеокарт новой модели используется 16-контактный разъем питания PCIe 5.0, ставший стандартом для ATX 3.0. Впервые мы его увидели еще у GeForce RTX 3090 Ti, но с тех пор он был улучшен: обновленный разъем 12VHPWR с утопленными контактами должен обеспечить более надежное подключение, ведь с не до конца вставленным разъемом видеокарта просто не будет работать. Блоки питания с такими разъемами уже достаточно широко представлены на рынке, также можно применить переходник с более привычных 8-контактных разъемов PCIe 2.0, хотя это и не рекомендуется.
Партнеры компании Nvidia уже анонсировали и выпустили на рынок множество вариантов GeForce RTX 4080 Super собственного дизайна, включая разогнанные варианты, имеющие улучшенные системы питания и охлаждения. Модели с обновленным графическим процессором уже доступны в разных модификациях таких компаний, как Asus, Colorful, Gainward, Galaxy, Gigabyte, Innovision 3D, MSI, Palit, PNY, Zotac и других.
Особенности архитектуры
В линейке видеокарт GeForce RTX 40 применяются графические процессоры AD10x, основанные на графической архитектуре Ada Lovelace. Инженеры компании Nvidia спроектировали графическую архитектуру, которая не только повысила производительность операций трассировки лучей и машинного вычисления на тензорных ядрах, но и предоставила некоторые новые возможности, позволяющие улучшить эффективность, также заметно повлиял переход на современный технологический процесс тайваньской компании TSMC, позволивший разместить в чипах большое количество исполнительных блоков. Новые GPU получились заметно более сложными, но при этом они работают на высокой тактовой частоте по сравнению с решениями предыдущих серий.
Графический процессор AD103, на котором основана новая модель GeForce RTX 4080 Super, включает в себя все возможности и особенности флагманского AD102, включая RT-ядра третьего поколения и тензорные ядра четвертого — то есть поддерживает все улучшения трассировки лучей, а также технологию увеличения производительности DLSS 3 и новый ускоритель оптического потока OFA. Кристалл AD103 в составе модели новой видеокарты обеспечивает достаточно высокий уровень производительности — выше уровня флагманского решения прошлого поколения GeForce RTX 3090 Ti, основанного на чипе GA102, и это при гораздо меньшем уровне энергопотребления.
Как и все графические процессоры компании Nvidia, чип AD103 состоит из укрупненных кластеров Graphics Processing Cluster (GPC), которые включают несколько кластеров текстурной обработки Texture Processing Cluster (TPC), содержащих потоковые процессоры Streaming Multiprocessor (SM), блоки растеризации ROP и контроллеры памяти. Кластер GPC самостоятельно производит основные вычисления внутри кластера, и включает свой движок растеризации Raster Engine, пять-шесть кластеров TPC, состоящих из вдвое большего количества мультипроцессоров SM. Рассмотрим блок-схему графического процессора в полной конфигурации:
Модель видеокарты GeForce RTX 4080 Super выполнена на основе полной версии графического процессора AD103, который содержит семь вычислительных кластеров GPC, 40 кластеров текстурной обработки TPC, 80 потоковых мультипроцессоров SM и восемь 32-битных контроллеров памяти (256-бит в целом). Всего GPU содержит 10240 CUDA-ядер, 80 RT-ядер, 320 тензорных ядер, 320 текстурных блоков TMU и 112 блоков ROP. Подсистема памяти включает 10240 КБ L1-кэша и 64 МБ L2-кэша. GPU получил небольшую прибавку по частоте по сравнению с GeForce RTX 4080, в составе Super-варианта графический процессор работает на базовой частоте в 2295 МГц и может разгоняться до турбо-частоты в 2550 МГц.
Память в GeForce RTX 4080 Super применяется уже знакомая нам по оригинальной модели — GDDR6X, и в случае рассматриваемой модели ее эффективная рабочая частота составляет довольно высокие 23 ГГц, так что с учетом 256-битной шины пропускная способность памяти равна 736 ГБ/с, что хоть и меньше, чем у GeForce RTX 3090 Ti из предыдущего поколения, зато у Ada есть крупный L2-кэш, который должен нивелировать это отставание. Большой объем кэш-памяти положительно сказывается во многих сложных вычислительных задачах, вроде аппаратной трассировки лучей и растеризации — в играх и тестах с большим количеством полупрозрачных частиц. Объем видеопамяти составляет 16 ГБ, чего вполне достаточно для решения такого уровня, и больший объем просто не будет востребован.
Первые видеокарты линейки GeForce RTX появились в середине 2018 года, и хотя с тех пор развитие экосистемы GeForce RTX и не достигло желаемых многими темпов, оно в целом было достаточно важным для индустрии. Сейчас уже никто не будет спорить с тем, что аппаратное ускорение трассировки лучей принесло более реалистичное освещение и отражения в игры и профессиональные приложения, а технология DLSS позволила ускорить даже очень сложные графические алгоритмы. Кроме игр, технологии RTX также используются в приложениях по созданию контента, ускоряя рабочие процессы и предлагая новые инструменты с применением искусственного интеллекта и трассировки лучей в реальном времени там, где ранее требовались часы для отрисовки лишь одного кадра. Уже более чем в 500 играх и приложениях используются те или иные технологии RTX: трассировка лучей, DLSS и другие применения искусственного интеллекта.
Архитектурные улучшения семейства Ada Lovelace были разобраны нами в теоретическом обзоре, где подробно описаны все изменения в RT-ядрах новой архитектуры, включая аппаратные блоки Opacity Micromap Engine и Displaced Micro-Mesh Engine, а также дополнительный планировщик для изменения порядка выполнения шейдеров Shader Execution Reordering, позволяющие повысить эффективность аппаратной трассировки лучей.
Там же подробно расписана и работа технологии DLSS, которая стала не просто технологией масштабирования разрешения, а приобрела возможность вставки дополнительных кадров на основе информации из существующих, что увеличивает их частоту и плавность видеоряда в итоге, а также оптимизирует сложную трассировку лучей при помощи накопления информации и реконструкции. Так что у всех современных решений Nvidia есть дополнительный плюс — технология DLSS уже в версии 3.5 с поддержкой генерации кадров и реконструкции лучей. И хотя конкуренты постепенно реализуют аналогичные возможности, пока что лишь по масштабированию и генерации кадров, их варианты имеют больше недостатков и менее продвинуты технически.
Мы призываем скептиков по поводу DLSS и аналогичных технологий к пересмотру своих взглядов — в будущих проектах их применение будет еще более активным, это уже неотъемлемая часть для повышения производительности, они даже уже используются в профилях качества графики, а настанет день, когда и отключить подобные техники просто не получится. Игры со сложной графикой и трассировкой лучей, вроде Alan Wake 2 и Cyberpunk 2077, без этих инструментов просто неиграбельны, и технология DLSS позволяет получить более высокое качество меньшими силами. Не просто так выросла популярность технологий увеличения производительности в последнее время, они стали более зрелыми и дают отличное качество — часто лучше рендеринга в полном разрешении.
Мы еще вернемся к этой теме в отдельном материале, а сейчас давайте сравним теоретические показатели всех анонсированных Super-моделей видеокарт серии GeForce RTX 40, основанных на разных чипах линейки AD10x, с некоторыми из моделей этого же семейства, вышедшими ранее — это позволит наглядно оценить разницу между ними.
GeForce RTX 4070 | GeForce RTX 4070 Super | GeForce RTX 4070 Ti | GeForce RTX 4070 Ti Super | GeForce RTX 4080 | GeForce RTX 4080 Super | GeForce RTX 4090 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Графический процессор | AD104 | AD104 | AD104 | AD103 | AD103 | AD103 | AD102 |
Количество мультипроцессоров SM | 46 | 56 | 60 | 66 | 76 | 80 | 128 |
Количество ядер CUDA | 5888 | 7168 | 7680 | 8448 | 9728 | 10240 | 16384 |
Количество блоков TMU | 184 | 224 | 240 | 264 | 304 | 320 | 512 |
Количество блоков ROP | 64 | 80 | 80 | 96 | 112 | 112 | 176 |
Объем L2-кэша, МБ | 36 | 48 | 48 | 48 | 64 | 64 | 72 |
Базовая частота, МГц | 1920 | 1980 | 2310 | 2340 | 2205 | 2295 | 2235 |
Турбо-частота, МГц | 2475 | 2475 | 2610 | 2610 | 2505 | 2550 | 2520 |
Скорость текстурирования, Мтекс/с | 455 | 554 | 626 | 689 | 762 | 816 | 1290 |
Скорость заполнения, Мпикс/с | 158 | 198 | 209 | 251 | 281 | 286 | 444 |
Емкость памяти, ГБ | 12 | 12 | 12 | 16 | 16 | 16 | 24 |
Шина памяти, бит | 192 | 192 | 192 | 256 | 256 | 256 | 384 |
Частота памяти, ГГц | 21 | 21 | 21 | 21 | 22,4 | 23 | 21 |
ПСП, ГБ | 504 | 504 | 504 | 672 | 736 | 736 | 1008 |
Энергопотребление, Вт | 200 | 220 | 285 | 285 | 320 | 320 | 450 |
Цена, $ | 599 | 599 | 799 | 799 | 1199 | 999 | 1599 |
Сразу видно, что о сравнении GeForce RTX 4080 Super с GeForce RTX 4090 речи не идет, ведь новинка осталась очень далека от флагманского решения, сильно отставая по количеству функциональных блоков и другим параметрам, вроде объема видеопамяти и ее шины. AD102 заметно крупнее и мощнее, чем AD103. Если GeForce RTX 4090 — это бескомпромиссный флагман, то GeForce RTX 4080 (Super) подходит уже для большего количества пользователей. И по сравнению с GeForce RTX 4080 рассматриваемая сегодня Super-модель видеокарты имеет чуть большее количество исполнительных блоков, которые работают на слегка повышенной частоте, что может обеспечить хоть и небольшой, но всё же прирост производительности. Мы его оцениваем в считанные единицы процентов — значительно опередить GeForce RTX 4080 не получится, но такой цели и не ставилось.
Подобное обновление линейки видеокарт между новыми поколениями выгодно и самой Nvidia (они могут немного расшевелить рынок, помогая в мотивации тем, кто ждет лучших предложений), но особенно — их партнерам, выпускающим видеокарты, которые могут теперь продвигать уже новые модели, а не просто разогнанные старые. Более выгодных ценовых предложений на рынке становится больше, и видеокарты Super в целом предназначены скорее для тех, у кого установлен GPU из довольно старых поколений, явно не GeForce RTX 40. И эти обладатели более старых решений вполне могут захотеть провести модернизацию, увидев более привлекательные Super-варианты.
Хотя GeForce RTX 4080 Super не обеспечивает значительного прироста по чистой производительности по сравнению с GeForce RTX 4080, она имеет существенно сниженную рекомендованную цену — Super-вариант можно условно рассматривать как снижение цены на базовую модель. А уж если сравнивать GeForce RTX 4080 Super с ее предшественницей из поколения GeForce RTX 30, то новинка значительно быстрее, даже если брать топовую GeForce RTX 3090 Ti в качестве соперника. При этом новый GPU потребляет значительно меньше энергии. Главным соперником новинки у AMD является модель Radeon RX 7900 XTX, которая была близка к GeForce RTX 4080 по производительности без учета трассировки лучей, ну а вариант Super должен усилить позиции Nvidia в этом ценовом диапазоне в таких условиях, не говоря уже об активном применении аппаратной трассировки лучей.
По собственным тестам компании Nvidia, новинка значительно опережает аналоги из двух предыдущих (полноценных) поколений, с GeForce RTX 4080 ее по понятным причинам не сравнивают — разница слишком незначительна. Если присмотреться к диаграмме, то становится видно, что бо́льшая часть из протестированных игр использует генерацию кадров DLSS 3, что воспринимается однозначно не всеми игроками. Плюс, как обычно, от игры к игре ситуация может сильно отличаться, но в целом GeForce RTX 4080 Super раза в полтора быстрее, чем GeForce RTX 3080 Ti, с генерацией кадров — вдвое и больше, а уж GeForce RTX 2080 Super вообще где-то очень далеко позади, особенно в самых современных играх с активной трассировкой лучей.
GeForce RTX 4080 Super неплохо подходит и для применения в профессиональных задачах по созданию цифрового контента: она достаточно производительная, имеет тензорные ядра, которые способны ускорять инструменты на основе искусственного интеллекта, а также аппаратные блоки для ускорения трассировки лучей, работа которых поддерживается в таких 3D-пакетах и движках, как Blender Cycles, Redshift, V-Ray, Octane и других. Всё это позволит ускорить визуализацию сложных сцен и эффективнее работать над проектами. Новинка опережает по производительности GeForce RTX 3080 Ti в таких задачах раза в полтора, что весьма неплохо:
Возможности GeForce RTX 4080 Super по работе с видеоданными не отличаются от таковых у флагманской модели — в специализированном аппаратном кодировщике NVEnc восьмого поколения появилась поддержка кодирования видео в формате AV1, кодировщик AV1 в Ada на 40%-50% эффективнее кодировщика H.264, используемого в графических процессорах предыдущей серии, и новый формат AV1 позволит увеличить разрешение видеопотока при стриминге с 1080p до 1440p при том же битрейте.
Кроме этого, почти все представленные графические процессоры Ada имеют по два аппаратных кодировщика NVEnc на борту, что позволяет им кодировать видеоданные с разрешением 8K при 60 FPS или сразу четыре видеопотока разрешения 4K при 60 FPS. И при этом процесс будет проходить более чем вдвое быстрее, чем на GeForce RTX 3080 Ti, что также может быть весьма полезно:
Кроме NVEnc, в графические процессоры архитектуры Ada включен аппаратный декодер пятого поколения NVDec, который появился в Ampere. Он поддерживает декодирование видеоданных с аппаратным ускорением в форматах: MPEG-2, VC-1, H.264 (AVCHD), H.265 (HEVC), VP8, VP9 и AV1. Также полностью поддерживается и декодирование видеоданных в разрешении 8K при 60 FPS. На этом с теоретической частью мы закончили и переходим к рассмотрению практических особенностей видеокарты GeForce RTX 4080 Super в исполнении компании Gigabyte.
Видеокарта Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G 16 ГБ
Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).
Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G 16 ГБ 256-битной GDDR6X
Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G 16 ГБ 256-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 4080 Super (AD103) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | BIOS OC: 2625(Boost)—2775(Max) BIOS Silent: 2625(Boost)—2775(Max) |
2550(Boost)—2705(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2875 (23000) | 2875 (23000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 256 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 80 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 10240 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 320 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 112 | |
Число блоков Ray Tracing | 80 | |
Число тензорных блоков | 320 | |
Размеры, мм | 355×165×75 | 310×130×70 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 4 | 4 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS OC/BIOS Silent) | 310/310 | 320 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 42 | 42 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS OC/BIOS Silent) | 30,2/29,2 | 32,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 16-контактные разъемы | 1 | 1 |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 3,34 | 3,0 |
Вес карты чистый (нетто), кг | 2,43 | 2,2 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Стоимость карты Gigabyte | ориентировочно — 135 000 рублей |
Память
Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (MT61K512M32KPA-24 / D8BZF) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3000 (24000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ)
Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G (16 ГБ) | Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Для сравнения взяли видеокарту того же производителя, но более раннего выпуска на базе GeForce RTX 4080. Очевидно, что PCB у них общая. Разница, по сути, только в питании графического процессора.
Ядро имеет маркировку AD103-400 (варианты на GeForce RTX 4080 имеют маркировку «-300/301»), дата выпуска — 44-я неделя 2023 года.
Суммарное количество фаз питания у карты Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) — 21, а у нашей карты — 23.
При этом распределение фаз такое: у Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) — 18 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, у карты Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G (16 ГБ) — 20 + 3.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Все контроллеры расположены на оборотной стороне PCB. Фазами питания ядра управляет ШИМ-контроллер uP9512R (максимум 8—12 фаз в зависимости от модификации).
Очевидно, что 20 фаз питания ядра работают по параллельной схеме.
Трехфазной схемой питания микросхем памяти заведует другой ШИМ-контроллер той же компании uPI Semi — uP9529Q (до 3 фаз).
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае SiC653A (Vishay), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.
Также на тыльной стороне карты имеется контроллер uS5650Q (uPI Semi), который отвечает за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
Управление подсветкой традиционно возложено на контроллер Holtek.
Печатная плата имеет пыле- и влагозащиту.
Карта имеет два режима работы, они заложены в двух вариантах BIOS, которые переключаются с помощью переключателя на верхнем торце карты: OC и Silent. Разница между режимами заключается, по сути, только в оборотах вентиляторов, а предел энергопотребления для обеих версий BIOS заложен в 350 Вт.
Штатные частоты памяти равны референсным значениям, а Boost-значения и максимумы частот ядра в обеих версиях BIOS выше, чем у референс-карты на 2,2%-3%, реальный прирост производительности в играх относительно референс-аналогов составил не выше 2%.
Энергопотребление карты Gigabyte в тестах в обеих версиях BIOS доходило до 310 Вт (пиковое значение — 339 Вт).
Я попробовал ручной разгон при повышении лимита потребления до 133% и получил максимальные частоты 2880/24920 МГц, однако даже при таком повышенном лимите потребления прирост в играх в разрешении 4K в среднем составил всего 5,3% относительно референсных значений (драйвера Nvidia не позволяют сильно поднять реальный предел потребления). Энергопотребление карты выросло до 318 Вт.
Питание на карту Gigabyte подается через 16-контактный разъем питания стандарта PCIe 5.0.
В комплекте поставки карты имеется переходник на такой разъем с трех обычных 8-контактных (хорошо всем знакомых).
Рядом с коннектором питания на плате имеется индикатор. Горящий светодиод сигнализирует о нарушении питания (кабель вставлен не до конца или проблемы у БП).
Отметим приличные габариты данной карты, особенно по толщине: около 7,5 см. В результате видеокарта занимает 4 слота в системном блоке.
GeForce RTX 4080, как и GeForce RTX 4090 (в отличие от GeForce RTX 3090/Ti), не обладает поддержкой мультиграфической конфигурации, то есть технологии SLI, и у карты нет специального разъема на верхнем торце.
Карта имеет стандартный набор видеовыходов: три DP 1.4a и один HDMI 2.1.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Gigabyte Center, мы о ней уже ранее писали: программа предоставляет управление вентиляторами, частотами работы карты и напряжением ядра и слежение за состоянием карты (мониторинг).
Нагрев и охлаждение
У карты Gigabyte основой кулера является огромный многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора, что на деле демонстрирует высокую эффективность теплоотвода от горячих компонентов. Трубки припаяны к огромной медной подошве, под которой скрывается испарительная камера.
Микросхемы памяти охлаждаются с помощью этой же огромной подошвы и термопрокладок. Для охлаждения преобразователей питания VRM имеется отдельная подошва на том же радиаторе.
Задняя пластина не участвует в охлаждении оборотной стороны платы, служит просто элементом защиты и усиления жесткости PCB, а также несет на себе подсвечиваемый логотип бренда.
Ребра радиатора (через один) имеют скосы по краям для большей эффективности прохождения воздуха внутрь.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм, имеющими рифленые лопасти.
Технология вращения центрального вентилятора в противоположную сторону уже не является новинкой, такая концепция работы применялась и во многих моделях серии GeForce RTX 30. По идее, она способствует снижению турбулентности воздушного потока, что приводит к более эффективному охлаждению всех имеющихся контроллеров и микросхем на PCB.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима
Режим BIOS OC:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 60 °C, а температура микросхем памяти — 62 °C, что является просто отличным результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 310 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C. Максимальная температура горячей точки GPU — 70 °C.
Максимум нагрева — около GPU и у разъема питания.
Мы засняли 9-минутный нагрев и ускорили в 50 раз.
При ручном разгоне (режим BIOS OC) при выставлении лимита потребления в 133% параметры нагрева и шума менялись мало. Несмотря на поднятие лимита, драйвера Nvidia ограничивали потребление, поэтому частоты работы GPU в игровых тестах не поднимались выше 2880 МГц.
Режим BIOS Silent:
В этом случае параметры работы карты практически не поменялись: максимальная температура ядра — 60 градусов, микросхем памяти — 62 °C. Энергопотребление карты составляло те же 310 Вт. Максимум температуры горячей точки GPU — 69 °C.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D в обоих режимах BIOS температура была не выше 33 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
Режим BIOS OC:
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 60/70/62 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1320 оборотов в минуту, шум вырастал до 30,2 дБА: это на грани отчетливой слышимости. Аудиозапись шума — здесь.
Спектрограмма шума показывает, что раздражающих пиков в процессе исследования не было.
Режим BIOS Silent:
На самом деле, отличий варианта Silent от OC почти нет. В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 60/69/62 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1176 оборотов в минуту, шум вырастал до 29,2 дБА: это тихо.
Подсветка
Подсвечены логотипы бренда на торцах и на оборотной стороне карты, а также организована подсветка по краям лопастей вентиляторов: она включается только при вращении вентиляторов; когда они стоят — свечения нет.
Управление традиционно осуществляется через утилиту Gigabyte Control Center. Стоит отметить интересный режим свечения на краях лопастей, когда скорость смены цветов соответствует частоте вращения вентиляторов.
Имеется возможность сохранения выбранного режима в самой карте, то есть при желании можно настроить подсветку один раз и больше не запускать программу.
Также карта имеет небольшой ЖК-экран на верхнем торце, куда можно выводить предустановленные анимации, данные мониторинга карты, пользовательские надписи, картинки и анимации в формате GIF.
Управление этим экраном также осуществляется с помощью Gigabyte Control Center.
Комплект поставки и упаковка
В комплекте поставки кроме традиционного краткого руководства пользователя имеются также разборная металлическая подставка-кронштейн под карту с набором крепежа и переходник питания.
Подставка не привычная уже в виде штатива, и даже не в виде ранее использовавшегося многими партнерами Nvidia кронштейна-подпорки под карту.
Это тоже кронштейн, но монтируется он на стенку корпуса либо за пределами материнской платы (в случае модели форм-фактора ATX), либо над ней (в случае форм-фактора E-ATX), используя прилагаемый набор крепежа.
Тестирование: синтетические тесты
Мы провели тестирование обновленной видеокарты Nvidia на стандартных частотах в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Мы постоянно стараемся расширять и улучшать набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.
Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько дополнительных тестов для измерения производительности трассировки лучей и, а также технологий масштабирования разрешения и увеличения производительности: DLSS, FSR и XeSS. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing, Speed Way и др. А вот примеры приложений DirectX 11 и 12, входящие в различные SDK, пришлось уже полностью убрать — в последнее время они всё чаще давали некорректные результаты, делающие анализ бессмысленным.
Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:
- GeForce RTX 4080 Super со стандартными параметрами (RTX 4080 Super)
- GeForce RTX 4090 со стандартными параметрами (RTX 4090)
- GeForce RTX 4080 со стандартными параметрами (RTX 4080)
- GeForce RTX 3090 Ti со стандартными параметрами (RTX 3090 Ti)
- Radeon RX 7900 XTX со стандартными параметрами (RX 7900 XTX)
Для анализа производительности видеокарты GeForce RTX 4080 Super мы использовали сразу три видеокарты этой же компании. Во-первых, это RTX 3090 Ti из прошлого поколения — самая мощная модель на основе предыдущей архитектуры. Посмотрим, насколько она окажется медленнее сегодняшнего героя. Во-вторых, это RTX 4080 и RTX 4090 из нынешнего семейства, находящиеся снизу и сверху новинки в линейке. По их результатам будет понятно, насколько ускорилось Super-решение и смогло ли оно хоть на чуть-чуть приблизиться к топовому варианту.
В качестве прямого соперника для новинки мы взяли единственную модель Radeon из нынешнего поколения — Radeon RX 7900 XTX, так как она является топовой видеокартой компании AMD и близка к новинке по рыночному позиционированию. Все остальные видеокарты Radeon явно не годятся для сравнения с RTX 4080 Super по причине заметно меньшей мощности и цены. А сравнение с единственным соперником даст четкое понимание того, насколько новинка хороша против близкой по цене конкурирующей модели.
Тестирование: игровые тесты
Конфигурация тестового стенда
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.01 (сентябрь 2023 г.)
- God of War (Sony IE/Sony IE)
- Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
- Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
- Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
- A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
- Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
- Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
- Atomic Heart (Mundfish/VK)
Кратко о производительности в 3D-играх
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Всё это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
Современные топовые видеокарты настолько быстры, что даже в разрешении 4K во многих играх общая производительность ограничивается уже не видеокартой, а чаще всего возможностями центрального процессора. Что касается карты GeForce RTX 4080 Super, то она предсказуемо оказывается второй по производительности и прекрасно справляется с любым из представленных выше разрешений при условии игры с максимальными настройками графики (без RT и/или DLSS/FSR/XeSS).
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:
Конечно же, включение RT снижает производительность, однако реализованные уже практически во всех играх с трассировкой лучей технологии масштабирования Nvidia DLSS, AMD FSR и Intel XeSS сильно помогают компенсировать падение скорости от использования RT. Так что в итоге предыдущие выводы остаются в силе.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS/FSR/XeSS в разрешении 7680×4320 (8К)
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологии трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами ускорителям в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 4080 Super и его конкуренты.
Рейтинг приведен для разрешения 4K.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | Aorus RTX 4080 Super Master, разгон до 2880/24920 | 1764 | 131 | 135 000 |
03 | Aorus RTX 4080 Super Master, 2625—2775/23000 | 1718 | 127 | 135 000 |
04 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 1702 | 174 | 98 000 |
05 | RTX 4080 Super 16 ГБ, 2550—2705/23000 | 1673 | 134 | 125 000 |
06 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 1612 | 140 | 115 000 |
08 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 1396 | 121 | 115 000 |
GeForce RTX 4080 Super в среднем превзошел своего предшественника GeForce RTX 4080 всего на 4%, а конкурент в лице Radeon RX 7900 XTX оказался не только быстрее, но и дешевле. И лишь повышенные частоты у карты Gigabyte помогли ей выбраться на первое место в группе.
Однако не стоит забывать, что это рейтинг производительности без RT и технологий масштабирования. Наверное, глупо покупать флагманский ускоритель и не использовать все возможности современных игр.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | Aorus RTX 4080 Super Master, разгон до 2880/24920 | 3224 | 239 | 135 000 |
03 | Aorus RTX 4080 Super Master, 2625—2775/23000 | 3136 | 232 | 135 000 |
04 | RTX 4080 Super 16 ГБ, 2550—2705/23000 | 3053 | 244 | 125 000 |
05 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 2954 | 257 | 115 000 |
07 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 2163 | 221 | 98 000 |
09 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 2050 | 178 | 115 000 |
И вот когда в дело вступает трассировка лучей, решения AMD сникают и выбывают за пределы призовых мест. В этом рейтинге Radeon RX 7900 XTX весьма существенно уступает даже GeForce RTX 4080, не говоря уже о GeForce RTX 4080 Super. Учитывая, что в перспективе львиная доля 3D-игр по умолчанию будет поддерживать и RT, и DLSS/FSR/XeSS, данный рейтинг более показателен для тех, кто покупает дорогую видеокарту именно на приличную перспективу.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на январь 2024 года.
Рейтинг приведен для разрешения 4K
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
12 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 174 | 1702 | 98 000 |
21 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 140 | 1612 | 115 000 |
23 | RTX 4080 Super 16 ГБ, 2550—2705/23000 | 134 | 1673 | 125 000 |
25 | Aorus RTX 4080 Super Master, разгон до 2880/24920 | 131 | 1764 | 135 000 |
26 | Aorus RTX 4080 Super Master, 2625—2775/23000 | 127 | 1718 | 135 000 |
28 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 121 | 1396 | 115 000 |
У более дешевой карты Radeon RX 7900 XTX рейтинг выше, но опять повторим, что в данном случае речь идет о классических играх без RT и технологий масштабирования. Разумеется, у флагмана AMD еще и 24 ГБ памяти против 16 у GeForce RTX 4080 Super, однако мы полагаем, что в перспективе ближайших лет этих 16 ГБ вполне хватит для всех игр на максимальных настройках качества в 4K. Поэтому гнаться за объемом памяти в 24 гигабайта для игровой карты нет никакого смысла.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
07 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 257 | 2954 | 115 000 |
09 | RTX 4080 Super 16 ГБ, 2550—2705/23000 | 244 | 3053 | 125 000 |
11 | Aorus RTX 4080 Super Master, разгон до 2880/24920 | 239 | 3224 | 135 000 |
13 | Aorus RTX 4080 Super Master, 2625—2775/23000 | 232 | 3136 | 135 000 |
14 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 221 | 2163 | 98 000 |
15 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 220 | 1516 | 69 000 |
23 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 178 | 2050 | 115 000 |
Разумеется, как только мы переходим к играм с RT и DLSS/FSR/XeSS, видеокарты Nvidia становятся лидерами и с учетом их стоимости. Кстати, о ценниках: мы уже говорили, что главное преимущество новой GeForce RTX 4080 Super заключается в сниженной цене, однако на момент подготовки нашего обзора эти карты были горячими новинками, так что стоили не просто не дешевле, но и явно дороже прежних ускорителей на GeForce RTX 4080. Однако уже известно о прекращении производства карт на GeForce RTX 4080, и через какое-то время ускорители GeForce RTX 4080 Super просто заменят их.
Выводы и сравнение энергоэффективности
Nvidia GeForce RTX 4080 Super (16 ГБ) — новый игровой флагман, основанный на том же ядре AD103, что и GeForce RTX 4080, у которого теперь просто задействованы все блоки. Да, есть еще GeForce RTX 4090, но из-за определенной политической ситуации и огромной востребованности в вычислительных системах для работы ИИ ускорители GeForce RTX 4090 выпадают из обычного рассмотрения. США ограничивают их поставки некоторым режимам, чтобы оказывать политическое давление (ведь такие карты массово скупают именно для расчетных целей, а не для игр, и создание мощных ИИ-систем — самая горячая тема). Кроме того, эти карты просто «золотые», цены на них не только не снижаются, но даже растут по всему миру, и простым геймерам-энтузиастам GeForce RTX 4090 не по карману. А ведь изначально этот флагманский ускоритель позиционировался еще и для полупрофессиональных нужд в сфере моделирования, проектирования и т. п. Именно поэтому сейчас взоры даже крутых геймеров переключились на «обычные» GeForce RTX 4080 и Radeon RX 7900 XTX, и выход чуть ускоренной версии GeForce RTX 4080 Super поможет им забыть про GeForce RTX 4090 (на что сильно надеются в Nvidia).
GeForce RTX 4080 Super может обеспечить прекрасную производительность, достаточную для комфортной игры в разрешениях до 4K включительно с максимальными настройками графики. В перспективе этот ускоритель должен заменить собой предыдущий GeForce RTX 4080, имея более низкую рекомендованную цену. Впрочем, продавцы на первых порах будут использовать эффект новизны и выставлять цены на GeForce RTX 4080 Super существенно выше, чем у карт на основе GeForce RTX 4080, хотя разница в производительности между ними весьма мала: от 2% до 6%, в среднем около 4%.
На момент подготовки нашего обзора продажи GeForce RTX 4080 Super еще не начались, поэтому мы делаем выводы на основе предполагаемых и ожидаемых цен.
Стоит напомнить, что в архитектуре Ada Lovelace возможности исполнительных блоков были серьезно улучшены относительно предыдущего поколения, особенно это касается аппаратной трассировки лучей. Само определение пересечений луча и треугольника в третьем поколении RT-ядер было ускорено вдвое, но еще интереснее дополнительные аппаратные блоки в RT-ядрах: Opacity Micromap Engine, ускоряющий обработку полупрозрачных объектов, вроде языков пламени и листьев, и Displaced Micro-Mesh Engine, способный снизить время построения структур BVH и сократить требования к объему геометрических данных для очень сложных объектов. Еще одна важная новая возможность — переупорядочивание выполнения шейдеров при трассировке лучей — Shader Execution Reordering. Специальный планировщик способен на лету оптимизировать загрузку вычислительных блоков мультипроцессора SM, что потенциально может обеспечить двух-трехкратное ускорение для многих алгоритмов трассировки лучей.
Разумеется, активно внедряется в игры и эксклюзивная технология поколения GeForce RTX 40 — новая версия DLSS 3, использующая ускоритель оптического потока Optical Flow Accelerator, улучшенный в архитектуре Ada Lovelace. DLSS 3 использует как масштабирование разрешения из DLSS 2, так и удвоение частоты кадров при помощи вставки промежуточных, используя поле оптического потока. Данные из него комбинируются с векторами движения, и искусственный интеллект при помощи тензорных ядер генерирует промежуточные кадры, чтобы видеоряд был плавнее. А для того, чтобы задержки при этом не слишком увеличивались, используется известная технология компании Reflex. В результате игрок может получить вдвое больше кадров в секунду при визуальном качестве, сравнимом с DLSS 2.
А что с энергоэффективностью?
FPS/кВт | |
---|---|
GeForce RTX 4080 | 348 |
GeForce RTX 4070 Super | 348 |
GeForce RTX 4060 | 344 |
GeForce RTX 4060 Ti | 342 |
Radeon RX 7900 XT | 336 |
GeForce RTX 4070 Ti | 329 |
GeForce RTX 4080 Super | 329 |
Radeon RX 7900 XTX | 322 |
Radeon RX 7800 XT | 312 |
GeForce RTX 4090 | 303 |
Arc A380 | 292 |
Radeon RX 7700 XT | 286 |
Radeon RX 6800 XT | 279 |
Radeon RX 6800 | 263 |
GeForce RTX 3070 | 262 |
Radeon RX 6950 XT | 257 |
GeForce RTX 3060 Ti | 251 |
Radeon RX 7600 | 244 |
Radeon RX 6600 | 242 |
Radeon RX 6650 XT | 238 |
GeForce RTX 3080 | 237 |
Arc A770 | 228 |
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) | 227 |
Radeon RX 6750 XT | 226 |
GeForce RTX 3090 Ti | 214 |
GeForce RTX 3050 | 206 |
Arc A750 | 204 |
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) | 199 |
Radeon RX 6500 XT | 123 |
FPS/кВт | |
---|---|
GeForce RTX 4060 Ti | 403 |
GeForce RTX 4070 Super | 402 |
GeForce RTX 4080 | 396 |
GeForce RTX 4070 Ti | 377 |
GeForce RTX 4080 Super | 372 |
GeForce RTX 4060 | 372 |
GeForce RTX 4090 | 338 |
Radeon RX 7900 XT | 272 |
Radeon RX 7900 XTX | 262 |
Radeon RX 7800 XT | 247 |
Radeon RX 7700 XT | 224 |
GeForce RTX 3080 | 211 |
Arc A380 | 208 |
GeForce RTX 3070 | 207 |
Radeon RX 6800 XT | 207 |
GeForce RTX 3090 Ti | 203 |
Arc A770 | 199 |
Radeon RX 6950 XT | 196 |
GeForce RTX 3060 Ti | 189 |
Radeon RX 6800 | 189 |
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) | 188 |
Radeon RX 7600 | 165 |
Radeon RX 6750 XT | 164 |
Arc A750 | 163 |
Radeon RX 6650 XT | 158 |
Radeon RX 6600 | 139 |
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) | 138 |
GeForce RTX 3050 | 133 |
Radeon RX 6500 XT | 62 |
Заметим, что GeForce RTX 4080/Super находятся в первой пятерке лидеров, да и вообще самые производительные карты последнего поколения находятся высоко, заметно обгоняя модели того же уровня из поколений GeForce RTX 30 и Radeon RX 6000. Ну а в прямом противостоянии линеек AMD и Nvidia абсолютно доминируют GeForce RTX 40: 7 мест в первой десятке, причем в рейтинге с учетом RT и технологий масштабирования это первые 7 мест подряд.
Конкретная протестированная карта Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G (16 ГБ) — очень крупный представитель флагманского ускорителя игрового класса последнего поколения. Размеры карты просто завораживают: 35,5 см в длину и 16,5 см в высоту, а по ширине видеокарта занимает 4 слота в корпусе! При этом она потребляет не более 310-320 Вт, система охлаждения тихая, температурные параметры с запасом в пределах нормы.
Карта Gigabyte имеет 16-контактный разъем питания версии PCIe 5.0 (в комплекте поставки имеется адаптер-переходник для подключения 3 разъемов питания типа PCIe 2.0, но мы рекомендуем подключать видеокарту напрямую к современному блоку питания с поддержкой PCIe 5.0).
Изюминкой этой карты является оригинальная и стильная подсветка вентиляторов, а также наличие ЖК-экрана на торце, куда полезно выводить данные мониторинга. Также стоит отметить наличие в комплекте поставки надежного (хоть и без изысков) кронштейна, с помощью которого хвостовая часть ускорителя жестко крепится к корпусу ПК, что гарантирует отсутствие провисания тяжелой карты.
Производитель декларирует наличие 4-летней гарантии на эту карту (при обязательной регистрации на сайте компании).
Отметим еще раз, что GeForce RTX 4080 Super отлично подходит для игры в разрешении 4K с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS, а в ряде игр — и для разрешения 8К (но обязательна нужна поддержка DLSS).
В номинации «Оригинальный дизайн» плата Gigabyte Aorus GeForce RTX 4080 Super Master 16G (16 ГБ) получила награду: