Особенности архитектуры
Видеокарты семейства GeForce RTX 30 компании Nvidia активно выходили в прошлом году и продолжают в нынешнем. На проходящей в первые дни лета выставке Computex 2021, компания представила новые дополнения в своей линейке видеокарт: GeForce RTX 3080 Ti и GeForce RTX 3070 Ti. С самого начала было понятно, что когда-то могут появиться модели с приставкой Ti (вполне может быть, будут еще и Super) вдобавок к объявленным в самом начале моделям RTX 3080 и RTX 3070. Причем, RTX 3060 Ti появилась через какое-то время даже раньше «обычной» версии RTX 3060, а вот более мощных Ti-моделей нам пришлось ждать аж до нынешнего лета.
Это и неудивительно, ведь особой нужды в них просто не было. Конечно, выпускать новую и улучшенную продукцию любая коммерческая компания должна — чтобы заинтересовывать покупателей. Но зачем это нужно во времена жесточайшего дефицита на GPU и сильно завышенных цен, спросите вы? Майнеры же все равно купят все видеокарты по такой цене, заплатить которую не могут себе позволить обычные игроки. Но и эту проблему (хотя, проблему ли для них?) компания Nvidia пытается решить в том числе и выпуском видеокарты GeForce RTX 3080 Ti.
Читатели помнят, что в модели RTX 3060, вышедшей в феврале этого года, уже была представлена «защита от майнеров», снижающая скорость соответствующих вычислений для используемого алгоритма при майнинге эфира — второй по капитализации криптовалюты, которую чаще всего и майнят на GPU.
Какое-то время та защита даже продержалась, но была обойдена из-за неосторожного выкладывания специальной версии драйвера с отключенной защитой. Впрочем, там тоже были свои сложности, мешающие майнерам (необходимость подключения по PCIe хотя бы x8 и подключенный монитор или его эмулятор), но все это не помогло полностью защититься от их интереса — цены на модель RTX 3060 ровно так же выросли до небес.
И вот, с выпуском на рынок пары новых Ti-моделей, а также перевыпуском почти всех RTX 30 в новой версии LHR, Nvidia делает еще одну попытку (ну или хотя бы ее видимость) вернуть рынок в привычное русло. Улучшенная защита от майнинга сделана при помощи особых идентификаторов оборудования и шифрованного BIOS, защищенного от изменений — можно даже назвать такую защиту аппаратной, хотя основная ее часть выполняется драйверами, но их тоже пока что никто «сломать» не смог.
Получится ли у них, выдержит ли защита? А может быть майнерам и так сойдет, с половинным хэшрейтом? Точно сейчас не скажет никто, но «защищенные от майнеров» модели GPU точно получат пониженный интерес со стороны добытчиков криптовалют, чем был бы к полноценным. Вполне возможно, что это хоть немного повлияет на рынок. Но что больше на него влияет, так это упавшие в последние недели курсы криптовалют, а также заметно сниженная доходность майнинга эфира. Впрочем, пока что она все равно остается на довольно высоком уровне и это не дает сделать выводы о скорой победе над дефицитом и ценами на рынке видеокарт.
Да, ситуация с доходностью майнеров к осени-зиме лишь усугубится. Но так как Nvidia ограничивает только один алгоритм майнинга из существующих, то это может быть недостаточным. К осени-зиме майнеры и так могут перейти на другие криптовалюты, добыча которых никак не ограничена в существующих решениях. Так что ничего еще не решено и ситуация может серьезно поменяться еще не один раз. Посмотрим, что получится в итоге, а пока что продолжим привычный обзор игровой видеокарты GeForce RTX 3080 Ti.
Напомним, что решения Nvidia, основанные на архитектуре Ampere, отличаются от видеокарт архитектуры Turing тем, что они обеспечивают заметно более высокую производительность — благодаря оптимизации и производству по более тонкому техпроцессу, игровые решения новой архитектуры примерно в полтора раза быстрее аналогичных Turing в традиционных задачах растеризации, и до двух раз быстрее при трассировке лучей. Мы уже рассмотрели несколько видеокарт архитектуры Ampere, основанных на разных модификациях чипов GA102 и GA104, и сегодня наше внимание приковано к одному из самых мощных вариантов — модели RTX 3080 Ti, основанной на топовом чипе, имеющем чуть меньшее количество исполнительных блоков, по сравнению с модификацией, используемой в RTX 3090.
GPU поддерживает все технологии компании, и модель RTX 3080 Ti ничем не отличается от RTX 3090 по возможностям. GeForce RTX 3080 Ti выглядит интересным топовым вариантом, явно более выгодным, по сравнению с самой мощной видеокартой. И если цены на новинку не будут слишком завышены, то это — отличный вариант апгрейда для всех обладателей топовых решений, вроде GTX 1080 Ti и RTX 2080 Ti. GeForce RTX 3080 Ti является бескомпромиссным решением, которое позволяет не отказывать в установке максимально возможных настроек и высокого разрешения, включая аппаратную трассировку лучей. Результаты тестов в 4K-разрешении и максимальных настройках на диаграмме показывают, что новинка везде обеспечивает не менее 60 FPS, чем не могут похвастать устаревшие GPU.
Основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты является топовый графический процессор архитектуры Ampere, о котором мы уже неоднократно писали. Также, архитектура Ampere имеет достаточно много общего с предыдущими архитектурами Turing и Volta, и перед прочтением материала полезно ознакомиться с нашими предыдущими статьями по теме:
- [01.12.20] Nvidia GeForce RTX 3060 Ti: Nvidia Ampere спускаются еще ниже по ценовой лестнице
- [27.10.20] Nvidia GeForce RTX 3070: очень привлекательное по цене младшее решение семейства Nvidia Ampere
- [30.09.20] Nvidia GeForce RTX 3090: самое производительное, но не чисто игровое решение
- [18.09.20] Nvidia GeForce RTX 3080, часть 2: описание карты Palit, игровые тесты, выводы
- [16.09.20] Nvidia GeForce RTX 3080, часть 1: теория, архитектура, синтетические тесты
- [19.09.18] Nvidia GeForce RTX 2080 Ti — обзор флагмана 3D-графики 2018 года
- [14.09.18] Игровые видеокарты Nvidia GeForce RTX — первые мысли и впечатления
Графический ускоритель GeForce RTX 3080 Ti | |
---|---|
Кодовое имя чипа | GA102 |
Технология производства | 8 нм (Samsung «8N Nvidia Custom Process») |
Количество транзисторов | 28,3 млрд |
Площадь ядра | 628,4 мм² |
Архитектура | унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
Аппаратная поддержка DirectX | DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2 |
Шина памяти | 384-битная: 12 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6X |
Частота графического процессора | до 1665 МГц |
Вычислительные блоки | 80 потоковых мультипроцессоров (из 84 в полном чипе), включающих 10240 CUDA-ядер (из 10496 ядер) для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32/FP64 |
Тензорные блоки | 320 тензорных ядер (из 336) для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32/BF16/TF32 |
Блоки трассировки лучей | 80 RT-ядер (из 84) для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 320 блоков (из 336) текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов |
Блоки растровых операций (ROP) | 14 широких блоков ROP на 112 пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a (со сжатием DSC 1.2a) |
Спецификации референсной видеокарты GeForce RTX 3080 Ti | |
---|---|
Частота ядра | до 1665 МГц |
Количество универсальных процессоров | 10240 |
Количество текстурных блоков | 320 |
Количество блоков блендинга | 112 |
Эффективная частота памяти | 19 ГГц |
Тип памяти | GDDR6X |
Шина памяти | 384-бит |
Объем памяти | 12 ГБ |
Пропускная способность памяти | 912 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP32) | до 34 терафлопс |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 186 гигапикселей/с |
Теоретическая скорость выборки текстур | 533 гигатекселя/с |
Шина | PCI Express 4.0 |
Разъемы | по выбору производителя |
Энергопотребление | до 350 Вт |
Дополнительное питание | два 8-контактных разъема |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | 2-3 |
Рекомендуемая цена | $1199 (116 900 рублей) |
Имя новой модели соответствует принципу наименования решений компании, когда к промежуточным решениям (между RTX 3080 и RTX 3090, в данном случае) добавляются суффиксы Ti. Между указанными моделями она как раз и занимает свое положение в линейке. Рекомендованная цена GeForce RTX 3080 Ti составляет $1199, или 116 900 рублей, что также где-то между ценами на две соседние видеокарты, не имеющие суффиксов в названии.
Впрочем, в нынешней ситуации эти цифры не имеют ничего общего с реальностью, к сожалению. Все понимают, что рекомендованные цены на видеокарты сейчас не имеют никакого отношения к ценам реальным, ну разве что относительное. Ну не может Nvidia выставить на RTX 3080 Ti цену, близкую к реальной розничной. Тогда им пришлось бы менять цены всей линейки, и на фоне столь же виртуальных рекомендованных цен конкурента, привлекательность GeForce бы снизилась. Так что все продолжают учитывать два уровня цен — официальный, далекий от реальности, и спекулятивный, вызванный дисбалансом в уровнях спроса и предложения. А спекулятивную цену на нашем рынке можно ожидать порядка 200 тысяч рублей, и то не в начале продаж, скорее всего.
Условным конкурентом со стороны соперничающей компании AMD, для RTX 3080 Ti является Radeon RX 6900 XT, для которой установлена меньшая рекомендованная цена в $999, да и продаются видеокарты AMD несколько дешевле аналогичных решений Nvidia — по причине того, что они обеспечивают меньшую производительность при майнинге. Так что конкуренция между RX 6900 XT и RTX 3080 Ti будет очень условной. Можно отметить, что для игровых применений у Ampere есть преимущество в виде более эффективной аппаратной трассировки лучей и поддержки технологии увеличения производительности DLSS.
Зато у решений AMD больше видеопамяти — 16 ГБ против 12 ГБ, хотя в играх в обозримом будущем это вряд ли как-то скажется. В отличие от профессионального применения для создания цифрового контента, в которых каждый гигабайт на счету. Но у Nvidia там есть более мощная RTX 3090 с 24 ГБ памяти, лучше подходящая для профессиональных задач. Ну а 12 ГБ в случае RTX 3080 Ti можно считать оптимальным объемом видеопамяти, с учетом ширины шины.
Интересно, что уровень потребления энергии у RTX 3080 Ti оставили на уровне старшего решения RTX 3090 — 350 Вт. С одной стороны, это понятно, так как GPU в них используется одинаковый, а разница в количестве активных блоков не так велика. С другой — рабочая частота чипа и видеопамяти у RTX 3080 Ti несколько ниже, да и имеющийся объем видеопамяти вдвое меньше, а ведь чипы GDDR6X потребляют немало энергии. Возможно, так сделано, чтобы не слишком сильно «душить» новую модель.
Особого смысла рассматривать GeForce RTX 3080 Ti в исполнении самой Nvidia нет, ведь такие карты не будут массово продаваться. Зато партнеры компании, производящие видеокарты, уже анонсировали и выпустили множество решений собственного дизайна, включая разогнанные варианты и/или имеющие довольно массивную систему охлаждения с тремя вентиляторами, что куда лучше подходит для столь горячего решения, чем двухслотовый корпус от модели RTX 3080 FE, применяемый в референсной видеокарте RTX 3080 Ti, доставшейся нам на тесты.
Будем надеяться, что видеокарты модели RTX 3080 Ti вскоре появятся в продаже по вменяемым ценам. В идеале — близким к рекомендованной, хотя это вряд ли, особенно поначалу. Явно недостаточные объемы производства чипов, огромный спрос на новые видеокарты со стороны и геймеров и майнеров привел к дефициту видеокарт семейства GeForce RTX 30, что выражается в 2-3 раза завышенных розничных ценах. И пока что коренных изменений на рынке ждать не приходится, как бы их ни хотелось.
Архитектурные особенности
Топовый графический процессор GA102, используемый в GeForce RTX 3080 Ti, уже известен нам по модели RTX 3090, просто он был урезан еще чуть сильнее. Как и все графические процессоры компании Nvidia, чип состоит из укрупненных кластеров Graphics Processing Cluster (GPC), которые включают несколько кластеров текстурной обработки Texture Processing Cluster (TPC), содержащих потоковые процессоры Streaming Multiprocessor (SM), блоки растеризации Raster Operator (ROP) и контроллеры памяти.
Полный чип GA102, содержит семь кластеров GPC и 84 мультипроцессора SM — по 12 штук на каждый кластер. Каждый GPC содержит по шесть кластеров TPC, состоящих из пары мультипроцессоров SM, пары RT-ядер и одного движка PolyMorph Engine для работы с геометрией. И всего полная версия графического процессора GA102 содержит 10752 потоковых CUDA-ядра, 84 RT-ядра второго поколения и 336 тензорных ядер третьего поколения.
Модель GeForce RTX 3080 Ti использует слегка урезанный по количеству блоков вариант чипа. Эта модификация получила 80 активных блоков SM — то есть, пара кластеров TPC и четыре мультипроцессора SM в нем отключены. Соответственно, отличается и количество остальных блоков, и такой GPU в итоге имеет 10240 CUDA-ядер, 320 тензорных ядер и 80 RT-ядер. Текстурных блоков в этой модификации 320 штук, а вот количество блоков ROP осталось неизменным — 112. То есть, разница с RTX 3090 совсем невелика — в версиях чипов отключены один и два мультипроцессора, соответственно.
Подсистема памяти в этой модификации чипа включает нетронутые двенадцать 32-битных контроллеров памяти, что дает нам 384-бит в общем. Каждый 32-битный контроллер связан с разделом кэш-памяти второго уровня объемом в 512 КБ, так что общий объем L2-кэша получается равным 6 МБ. GeForce RTX 3080 Ti использует 12 ГБ новой GDDR6X-памяти, которая подключена по полной 384-битной шине при рабочей частоте в 9,5(19) ГГц, что дало 912 ГБ/с пропускной способности, что также лишь чуть ниже, чем у топовой RTX 3090.
А вот объем видеопамяти пришлось урезать. На 384-битную шину можно поставить 6, 12 или 24 ГБ, и последний вариант уже занят топовой картой, так что выбора не осталось, пришлось ставить 12 ГБ. Это больше, чем у RTX 3080, но меньше, чем у конкурента, хотя вряд ли это может вызвать какие-то проблемы для RTX 3080 Ti. Ведь даже в 4K-разрешении при максимальных настройках игры до сих пор реально не требуют большего объема памяти, чем 8 ГБ. Хотя некоторые проекты и могут занимать всю имеющуюся видеопамять, занимая ее своими ресурсами, но производительность видеокарт с меньшим объемом видеопамяти при этом не страдает.
Рассматривать в очередной раз все архитектурные улучшения Ampere мы не будем, все уже было написано в теоретическом материале по GeForce RTX 3080. Основным нововведением Ampere является удвоение FP32-производительности для каждого мультипроцессора SM, по сравнению с семейством Turing, что привело к значительному повышению пиковой производительности. Почти то же самое касается и RT-ядер — хотя их число и не изменилось, внутренние улучшения привели к удвоению темпа поиска пересечений лучей с геометрией. Улучшенные тензорные ядра хоть и не увеличили производительность при обычных условиях, но темп таких вычислений удвоился, а также появилась возможность удвоения скорости обработки так называемых разреженных матриц.
Добавим немного информации о поддержке стандарта вывода изображения HDMI 2.1 и аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1. Они поддерживаются всей серией GeForce RTX 30, включая RTX 3080 Ti, естественно. Разъемы стандарта HDMI 2.1 позволяют подключить устройства с 4K-разрешением и частотой обновления в 120 Гц или 8K с 60 Гц, а аппаратный декодер AV1 обеспечивает просмотр онлайн-видео в лучшем качестве, по сравнению с известными форматами, вроде H.264, HEVC и VP9.
Напоследок давайте кратко сравним некоторые теоретические показатели производительности GeForce RTX 3080 Ti и RTX 2080 Ti — это даст нам понимание того, насколько быстрее стало решение нового семейства по сравнению с аналогичной по позиционированию картой из предыдущего поколения.
Если сравнивать указанные две модели по теоретическим показателям, то новое решение имеет 10240 активных CUDA-ядер, что более чем вдвое больше, чем у GeForce RTX 2080 Ti, поэтому новая модель обеспечивает соответствующий прирост в скорости вычислений, давая до 34 терафлопс шейдерной производительности, 67 терафлопс от RT-ядер и до 273 тензорных терафлопс (с учетом разреженности матриц) вычислительной мощи. Совершенно неудивительно, что GeForce RTX 3080 Ti в играх и других приложениях оказалась значительно быстрее, чем GeForce RTX 2080 Ti:
Модель видеокарты GeForce RTX 3080 Ti является флагманской, и она в среднем в полтора раза быстрее аналогичной по позиционированию RTX 2080 Ti из предыдущего семейства в играх при 4K-разрешении. Новая модель предназначена для энтузиастов, желающих играть во все современные игры в самых высоких разрешениях и настройках качества, без каких-либо компромиссов. Предыдущие аналогичные модели GTX 1080 Ti и RTX 2080 Ti были именно такими, и компания выпустила для них отличную замену.
А по сравнению с GTX 1080 Ti, которая и сегодня остается очень мощной видеокартой, новинка RTX 3080 Ti дает вдвое более высокую производительность при традиционной растеризации, и много быстрее ее при трассировке лучей, которая еще и не всегда поддерживается играми в случае GTX 1080 Ti. Это довольно большой шаг в скорости и качестве рендеринга. А если вспомнить технологию улучшения производительности DLSS, которая также поддерживается новинкой, то ее отрывы от GTX 1080 Ti могут быть еще больше.
Но насколько сильно RTX 3080 Ti отстанет от флагманской RTX 3090? Мы рассмотрим это далее на практике, но по основным показателям, таким как производительность математических вычислений, скорость текстурных выборок и пропускная способность памяти, новое решение на GA102 отстает от старшей модели совсем немного, буквально на считанные проценты — порядка 3%-6%. Мы обязательно проверим, как покажет себя новинка в синтетических и игровых тестах, но полагаем, что скорость рендеринга будет отличаться незначительно, что делает новинку весьма привлекательной.
Как и другие решения линейки, модель GeForce RTX 3080 Ti поддерживает все полезные технологии Nvidia, такие как RTX, DLSS, Reflex и Broadcast. Nvidia продолжает работу по внедрению своих технологий в игры, на выставке Computex 2021 было объявлено о добавлении технологий DLSS, Reflex и RTX в несколько игр. Например, технология снижения задержек при игре Reflex будет внедрена в War Thunder и Escape from Tarkov, DLSS появится в Red Dead Redemption 2, а трассировка лучей RTX — в Doom Eternal.
На данный момент уже более 60 игр с поддержкой технологий Nvidia включают применение трассировки лучей и/или технологии DLSS, и в их число входят самые популярные игры, как сетевые, так и однопользовательские. А еще порядка 16 игр с поддержкой технологий RTX уже были анонсированы и находятся в разработке. Скорее всего, их количество будет расти постоянными темпами и уже не обязательно с помощью Nvidia. Аппаратное ускорение трассировки лучей завоевало популярность в том числе и на новых игровых консолях, поэтому количество мультиплатформенных игр с трассировкой будет постоянно увеличиваться.
Профессиональное применение
Важно помнить, что видеокарты GeForce RTX 30 используются далеко не только в играх и майнинге, но и при создании различного контента. Даже многие современные игроки не просто играют, а делятся своим игровым процессом с друзьями и сообществом, транслируя видеопоток или записывая и монтируя процесс своей игры для создания роликов по играм. И современные GPU могут им помочь в этом процессе, ускоряя кодирование и редактирование видеоданных, а также применение некоторых эффектов.
Если совсем не касаться игр, то не секрет, что большое количество профессионалов использует GPU для ускорения своих задач при редактировании видео и фото, при создании 3D-анимации, рендеринге в реальном времени в таких средах, как Nvidia Omniverse или Unreal Engine. И GeForce RTX 3080 Ti отлично подходит для таких задач, так как она имеет 12 ГБ быстрой GDDR6X-памяти на борту, что на 20% больше, чем у RTX 3080 — это дает возможность увеличить разрешение текстур, сложность 3D-сцен и т.д. Больший объем видеопамяти позволяет работать с большим массивом данных одновременно, и объем VRAM очень важен для профессиональных применений.
Также новый GPU до двух раз быстрее RTX 2080 Ti в трассировке лучей, а сочетание работы RT-ядер и тензорных ядер обеспечивает еще большее качество картинки при помощи эффективного шумоподавления Optix AI Denoising, использующего искусственный интеллект. Такой шумодав поддерживается в приложениях: Autodesk Arnold, REDSHIFT, Chaos V-ray, OTOY OctaneRender и Blender Cycles. Все это позволяет получить на RTX 3080 Ti очень быстрый рендеринг сцен при предпросмотре и в рабочей среде 3D-приложений, что увеличивает удобство работы и ускоряет весь процесс.
А еще именно в семействе RTX 30 появилась поддержка аппаратного ускорения смазывания в движении (Motion Blur), которое очень часто используется в 3D-рендеринге. RT-ядра второго поколения умеют ускорять этот процесс в несколько раз, по сравнению с предыдущими поколениями GPU. Также начинает появляться и поддержка технологии DLSS в профессиональном ПО. Так, D5 Render стал первым подобным приложением, предназначенным для архитектурных визуализаций.
Возможности искусственного интеллекта также используются и в некоторых инструментах таких популярных пакетов, как DaVinci Resolve, Adobe Premiere Pro и Photoshop. Самые популярные пакеты для редактирования видео поддерживают возможности GPU при помощи использования CUDA-ядер для вычислений, что в некоторых случаях значительно ускоряет процесс цветокоррекции и таких фильтров, как смазывание и повышение резкости, а также некоторых других фильтров. Все это также снижает время на обработку данных.
В общем, модель GeForce RTX 3080 Ti отлично подходит для профессионалов в сфере создания контента, которых становится все больше и больше. Новая модель отличается поддержкой самых современных технологий, высочайшей производительностью и наличием 12 ГБ очень быстрой памяти. Все это поможет создателям контента сократить время работы над их проектами и улучшить итоговое качество картинки.
Для профессионалов Nvidia выпустила платформу Studio, с отдельными оптимизированными драйверами, пакетами SDK и внедрила поддержку в самые популярные приложения, вроде Adobe Photoshop, Blender, DaVinci Resolve и другие. Кроме этого, для максимального удобства пользователей, поддержка приложений для создания контента появилась и в GeForce Experience, который позволяет оптимизировать настройки драйверов точно так же легко, как это делается при оптимизации игровых настроек.
Вся серия GeForce RTX 30 обеспечивает более высокую скорость рендеринга и возможности искусственного интеллекта в профессиональных приложениях, а RTX 3080 Ti обеспечивает производительность, близкую к скорости RTX 3090, что будет очень полезно для многих пользователей из-за меньшей цены новинки. Мы планируем сделать отдельное исследование по производительности и возможностям новых GPU в профессиональном ПО, а пока что переходим к описанию особенностей референсного варианта GeForce RTX 3080 Ti.
Особенности видеокарты Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition
Сведения о производителе: Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США. Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время — GeForce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) — около 5000 человек.
Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition 12 ГБ 384-битной GDDR6X
Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition 12 ГБ 384-битной GDDR6X | |
---|---|
Параметр | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 3080 Ti (GA102) |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 1665(Boost)—1995(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 4750 (19000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 384 |
Число вычислительных блоков в GPU | 80 |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 10240 |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 320 |
Число блоков растеризации (ROP) | 112 |
Число блоков Ray Tracing | 80 |
Число тензорных блоков | 320 |
Размеры, мм | 285×100×37 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 2 |
Цвет текстолита | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 361 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 35 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 41,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 1 (12-контактный) |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 |
Максимальное разрешение/частота, Display Port | 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц) |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 7680×4320@60 Гц |
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI | 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц) |
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI | 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц) |
Стоимость на момент подготовки обзора | рекомендованная — от 116 900 рублей, предполагаемая реальная стоимость — 200 000 рублей или выше |
Память
Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 12 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19) рассчитаны на номинальную частоту работы в 5500 (21000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.
Особенности карты и сравнение с Nvidia RTX 3080 Founders Edition (10 ГБ)
Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition (12 ГБ) | Nvidia GeForce RTX 3080 Founders Edition (10 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Я уже отмечал, что для своих собственных карт инженеры Nvidia сделали дизайн не только уникальным, но и весьма забавным внешне. Хорошо видно, 3080 Ti в референс-исполнении отличается от уже более младшего собрата 3080 полной комплектацией микросхемами памяти (12 ГБ и 384 бит против 10 и 320, соответственно, у RTX 3080), а схема питания особых изменений не претерпела.
Суммарное количество фаз питания у GeForce RTX 3080 Founders Edition — 18. Это на 2 больше, чем у GeForce RTX 2080 Ti (там 16), и на 2 меньше, чем у GeForce RTX 3090 (там 20). При этом распределение фаз у GeForce RTX 2080 Ti — 13 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, у GeForce RTX 3080 — 15+3. У RTX 3080 Ti Founders Edition тоже 15 фаз на ядро и 3 — на память, просто одна фаза питания ядра перекочевала с правой стороны PCB на левую.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. При этом удвоителей (даблеров) фаз нет, для управления схемой питания GPU используются три ШИМ-контроллера Monolithic Power Systems: MP2884 рассчитан на 4 фазы, MP2886 — на 6 фаз, а MP2888 — на управление 10 фазами питания. Первые два расположены на оборотной стороне платы, а третий — на лицевой.
Совместными усилиями они обеспечивают 15 фаз схемы питания GPU. Система питания микросхем памяти включает 3 фазы, которыми заведует один из uS5650Q (uPI Semiconductor).
Второй такой контроллер отвечает за мониторинг состояния платы.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае, MP86957 той же Monolithic Power Systems.
Стоит отметить особую ревизию процессора GA102 — 225-A1, когда как у RTX 3080 был — 200-KD-A1, а у RTX 3090 — 300-A1. Как известно, нам было обещано, что именно в этом кристалле уже появилась аппаратная защита от майнинга по алгоритму ethash. Но при этом мы видим дату выпуска — 36я неделя 2020го года. То есть данный чип под 3080 Ti был выпущен еще осенью, когда вообще речь о защитах от майнинга не заходила. Мы видим, что все же защита от майнинга реализована не через внесение изменений в сам чип, а через использование особых ID и неизменяемого BIOS, то есть аппаратно, но на самих платах, а не внутри GPU.
У карты 12-контактный коннектор питания собственного изобретения. Причем один.
Ряд производителей блоков питания, прежде всего Seasonic, объявили о выпуске отдельных кабелей («хвостов») для своих модульных БП для подключения к референс-картам серии GeForce RTX 30 (мы уже писали многократно об этом).
Ну а с самой картой, конечно же, поставляется переходник, позволяющий подключить два 8-контактных коннектора к новому разъему.
Возникает вопрос: зачем эти сложности?. Ответ на этот вопрос очевиден: из-за нового дизайна FE традиционные два 8-контактных разъема сюда не вписались бы.
Что касается возможности разгона, то из-за уже чрезмерной нагрузки по энергопотреблению и нагреву на такой относительно небольшой корпус видеокарты мы не стали изучать разгон, к тому же в продаже 3080 Ti FE если и появится, то в сказочно штучных количествах, поэтому разгон будем изучать уже на примерах серийных карт партнеров Nvidia.
Нагрев и охлаждение
Мы уже писали, что в Nvidia решили кардинально переделать референс-дизайн, сделать PCB более компактной, и что для новых карт задумана специальная система охлаждения.
Основной пластинчатый радиатор, выполненный из медного сплава и очень тяжелый, имеет тепловые трубки, подведенные к теплосъемнику на GPU. Массивная основа (по сути, настоящая рама) охлаждает также микросхемы памяти с лицевой стороны и преобразователи питания VRM. Задняя пластина участвует в охлаждении мосфетов схемы питания микросхем памяти и оборотной стороны печатной платы в области мосфетов схемы питания GPU.
Вентиляторов здесь два (∅90 мм), в обоих используются двойные подшипники. Особенность СО состоит в том, что вентиляторы установлены с разных стороны карты: один с лицевой, другой с оборотной.
Как видно по схеме, правый вентилятор продувает радиатор (ту его часть, куда выведены тепловые трубки) насквозь (через решетку на оборотной стороне). Нагретый воздух поднимается вверх (при типичном расположении видеокарты в корпусе), и его должен подхватить вытяжной вентилятор в корпусе системного блока. Левый же вентилятор сразу выдувает горячий воздух за пределы корпуса сквозь отверстия в брекете карты. PCB имеет характерный вырез именно для эффективной работы правого вентилятора. Для эффективной работы такого кулера должна быть организована хорошая вентиляция, потому что часть нагретого воздуха будет оставаться в корпусе.
Напомним, что обычно видеокарты останавливают свои вентиляторы в простое, при работе в 2D, если температура GPU опускается ниже примерно 60 градусов, и СО при этом становится бесшумной. В случае карты Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition режим работы кулера иной: для остановки вентиляторов температура GPU должна быть ниже 50 °C, температура чипов памяти — ниже 80 °C, а энергопотребление самого GPU — ниже 35 Вт. Только при соблюдении всех трех условий вентиляторы остановятся. Как правило, в режиме простоя эти условия соблюдаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 80 градусов, что является как минимум нормальным результатом для видеокарт топового уровня. Нагрев измерялся в условиях работы в просторном, но закрытом корпусе с фронтальными нагнетающими вентиляторами и задним вытяжным.
Ниже можно посмотреть, как нагревалась видеокарта в течение 10 минут под экстремальной нагрузкой (ролик ускорен в 50 раз).
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра (и основным источником нагрева является память: она может нагреваться выше 100 градусов даже просто под нагрузкой в 3D в играх).
Максимальное энергопотребление было зафиксировано на уровне 361 Вт.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 42 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, поэтому шум сохранялся на прежнем уровне.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 80 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 2320 оборотов в минуту, шум вырастал до 41 дБА: это очень громко. В видеоролике ниже показано, как растет шум (шум фиксировался пару секунд через каждые 30 секунд).
Впрочем, вся эта часть исследования не очень интересна, так как в продаже референс-карт будет крайне мало.
Подсветка
Подсветка у карты белого цвета и реализована на верхнем торце СО в виде логотипа и в изогнутых линиях вдоль направляющих в центре СО.
Подсветка не регулируется — только фирменной утилитой Asus Armoury Crate, поэтому если у вас есть материнская плата этого производителя, будет возможность синхронизировать подсветку RTX 3080 Ti FE с остальной подсветкой).
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, включает переходник питания на новый 12-контактный разъем с двух 8-контактных коннекторов.
Упаковка очень стильная и вызывает ощущение премиального продукта.
Тестирование: синтетические тесты
Конфигурация тестового стенда
- Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 9 5950X (Socket AM4):
- Платформа:
- процессор AMD Ryzen 9 5950X (разгон до 4,6 ГГц по всем ядрам);
- ЖСО Cougar Helor 240;
- системная плата Asus ROG Crosshair Dark Hero на чипсете AMD X570;
- оперативная память TeamGroup T-Force Xtreem ARGB (TF10D48G4000HC18JBK) 32 ГБ (4×8) DDR4 (4000 МГц);
- SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
- жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
- блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
- корпус Thermaltake Level20 XT;
- операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.20H2);
- телевизор LG 55Nano956 (55″ 8K HDR, HDMI 2.1);
- драйверы AMD версии 21.5.1;
- драйверы Nvidia версии 466.27/54;
- VSync отключен.
- Платформа:
Набор синтетических тестов продолжает постоянно меняться, добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.
Мы полностью отказались от ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D, так как они устарели слишком сильно, и на столь мощных GPU или не запускаются вообще, или упираются в различные ограничители, не загружая работой блоки графического процессора и не показывая его истинную производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что оставили в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже изрядно устарели.
Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), хотя и они тоже постепенно изживают себя, а также несколько разнообразных тестов для измерения производительности трассировки лучей, программной и аппаратной. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется и несколько подтестов из популярного пакета 3DMark, включая Time Spy и другие.
Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:
- GeForce RTX 3080 Ti со стандартными параметрами (RTX 3080 Ti)
- GeForce RTX 3090 со стандартными параметрами (RTX 3090)
- GeForce RTX 3080 со стандартными параметрами (RTX 3080)
- GeForce RTX 2080 Ti со стандартными параметрами (RTX 2080 Ti)
- Radeon RX 6900 XT со стандартными параметрами (RX 6900 XT)
- Radeon RX 6800 XT со стандартными параметрами (RX 6800 XT)
Для анализа производительности новой видеокарты GeForce RTX 3080 Ti мы выбрали несколько видеокарт компании Nvidia из двух последних поколений. С подбором проблем не возникло, для сравнения с прошлым поколением мы взяли модель RTX 2080 Ti аналогичного позиционирования, а из текущего поколения — результаты современных моделей RTX 3080 и RTX 3090, которые находятся в современной линейке ниже и выше новинки — будет интересно посмотреть, насколько медленнее или быстрее новая модель относительно них.
С соперниками из стана AMD в этот раз все тоже оказалось просто. Единственным условным конкурентом для GeForce RTX 3080 Ti является Radeon RX 6900 XT с несколько меньшей розничной ценой, его мы и взяли в набор. Ну и также добавили и Radeon RX 6800 XT в качестве поддержки, просто чтобы ему одному не было скучно. Потому что по цене к новинке Nvidia близок только наиболее производительный графический процессор архитектуры RDNA второго поколения, а все остальные заметно дешевле сегодняшней новинки.
Тестирование: игровые тесты
Список инструментов тестирования
Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
- Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
- Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
- Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
- Control (505 Games/Remedy Entertainment)
- Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
- Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
- Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
В целом RTX 3080 Ti лишь чуть-чуть не догнал самого старшего собрата RTX 3090 (хотя в ряде игр и разрешений они шли наравне), прилично оторвавшись от RTX 3080. Поэтому логично уже будет сравнить RTX 3080 Ti с RX 6900 XT, а не с 6800 XT.
Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для «умной» технологии антиалиасинга Nvidia DLSS. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, на сегодня уже половина из регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. Понятно, что в этом случае видеокарты семейства AMD Radeon RX 6000 участвуют в тестах без аналога DLSS (ждем, когда компания реализует обещанный аналог и ускорит обсчет трассировки лучей).
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей (и DLSS) в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
У Radeon RX 6000 по-прежнему мы видим очень серьезное падение производительности при активации технологии RT, в данном случае в выигрышном свете смотрится не только RTX 3080 Ti, но и предыдущие даже менее мощные продукты, как-то RTX 3080 и 3070. Увы, это ахиллесова пята нынешнего поколения ускорителей Radeon. Конечно, применение трассировки лучей в целом вызывает падение производительности у всех карт, поддерживающих данную технологию, однако у GeForce RTX 30, во-первых, мощные и отдельные блоки RT-ядер, во-вторых, имеется поддержка «умного» антиалиасинга DLSS, который помогает поднять скорость, компенсируя падение от включения RT (и даже выводя ускоритель «в плюс»). Всего этого у продуктов AMD пока нет (ждем выхода обещанной технологии FidelityFX Super Resolution).
Учитывая, что RTX 3080 Ti по производительности находится прямо рядом с RTX 3090, а последний мы уже исследовали в работе в разрешении 8К, то логично было бы протестировать и новинку в этом супер-огромном разрешении, разумеется, с применением DLSS и трассировки лучей.
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей (и DLSS) в разрешении 7680×4320 (8К)
Да, разумеется, в целом может показаться, что средние скорости не такие уж высокие, плюс может возникнуть критика применения DLSS (ну типа все же качество картинки уже не 100%), но стоит отметить, что это все же начальный этап вхождения в 8К, и понятно, что только некоторые игры дадут прилично поиграть в таком разрешении при условии сохранения всех высоких настроек графики. Тем не менее, можно отметить, что все же поиграть можно, и неплохо, учитывая при этом, что 8К пока доступен на телевизорах с очень большими размерами (от 55″), а значит эффект от игр на таких огромных «мониторах» может быть сногсшибательным. А насчет DLSS мы уже ранее исследовали, что потерь в качестве от применения данной технологии практически нет даже при включении режима Balanced (не говоря о Quality).
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GTX 1650 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3080 Ti и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 910 | 30 | 300 000 |
02 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 900 | 55 | 165 000 |
03 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 890 | 45 | 200 000 |
04 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 | 840 | 53 | 160 000 |
05 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 810 | 33 | 245 000 |
Если мы рассматриваем классические игры (без трассировки лучей и/или DLSS), то прекрасно видно, что RTX 3080 Ti прилично оторвался от RTX 3080, обошел соперника в лице RX 6800 XT и практически догнал RX 6900 XT. Да и до RTX 3090 не так много осталось (интересно будет посмотреть, что покажут нереференсные версии карт от партнеров Nvidia с фабрично повышенными частотами: по идее и RTX 3090 должен быть поверженным, иначе смысла не будет в разгоне).
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT
Рейтинг составлен по 8 тестам с применением технологии трассировки лучей и/или DLSS (результаты Radeon RX 6000 учтены только в 4 тестах без DLSS). На сегодня RT поддерживается ускорителями серий Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 350 | 12 | 300 000 |
02 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 340 | 13 | 200 000 |
03 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 310 | 13 | 245 000 |
06 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 190 | 12 | 165 000 |
10 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 | 160 | 10 | 160 000 |
Ничего нового мы тут не скажем. В играх с трассировкой лучей соперничество новых Radeon с GeForce RTX происходит на уровень ниже: даже RTX 3080 сильно выше по рейтингу, чем топовый RX 6900 XT.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности карты GeForce RTX 3080 Ti и ее явную нацеленность на использование в разрешениях уровня 4К, приводим рейтинг только для разрешения 3840×2160 (поэтому цифры в рейтинге iXBT.com иные). Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на начало июня 2021 года.
Внимание! По известным причинам расчет рейтингов полезности сейчас стал бессмысленным, мы приводим эти рейтинги просто по традиции, но при сложившейся ситуации на рынке выводы на их основе делать нельзя. Опять же, для GeForce RTX 3080 Ti мы взяли ожидаемую розничную цену, а какой она будет в реальности, мы на момент подготовки обзора не знали.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 110 | 1807 | 165 000 |
03 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 | 103 | 1651 | 160 000 |
05 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 91 | 1818 | 200 000 |
10 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 67 | 1638 | 245 000 |
12 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 63 | 1883 | 300 000 |
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 20 | 405 | 200 000 |
02 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 17 | 285 | 165 000 |
05 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 | 16 | 248 | 160 000 |
10 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 15 | 356 | 245 000 |
11 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 14 | 420 | 300 000 |
Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)
Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH/ETC) и «вороны» (Ravencoin/RVN) использовался майнер T-Rex (0.20.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:
- по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
- оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)
Для тестирования GeForce RTX 3060 использовался тот самый «утекший» драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.
Тесты наглядно показали, что защита от майнинга по алгоритму ethash реально работает, сбрасывая хэшрейт в 2 раза (то есть 3080 Ti демонстрирует эффективность майнинга ETH/ETC на уровне RTX 3060Ti, Radeon RX 5700, имея при этом явно более высокую стоимость) на скринах ниже отмечено зеленым.
Стоит особо обратить внимание, что при настройках по умолчанию частота работы памяти не достигает номинальных эффективных частот в 19 ГГц, оставаясь на уровне 18.5 (отмечено фиолетовым цветом), и при этом нагрев микросхем памяти достигал 100-102 °C! Подчеркну, что продувка в корпусе приличная. То есть даже при том, что карта выдает половинный хэшрейт, она греется весьма и весьма прилично. И это мы пока говорим об алгоритме ethash.
Посмотрим теперь на алгоритм kawpow, на котором базируется Ravencoin, монета, которая за последнее время сильно выросла по популярности. Переход на нее очень прост, ею торгуют все биржи, популярные пулы также принимают майнинг по ней. Да и в майнере T-Rex потребуется лишь скорректировать батник.
Если посмотреть на результаты хэшрейта по RVN в целом (на диаграмме выше), то есть понимание, что он примерно в 2 раза ниже, чем аналог по ETH. Особо подчеркну для несведущих, что абсолютное число хэшрейта играет роль только в рамках той или иной монеты. Сравнивать производительность видеокарт между монетами бесполезно. Итак, несмотря на то, что мы вроде как видим 51-52 MH/s (зеленым цветом) у 3080 Ti, это не половинный, а полноценный хэшрейт по RVN! И мы понимаем, что в данном случае защита от майнинга не работает. При этом снова частота памяти (фиолетовым цветом) не достигла номинала, но перегрев еще выше, уже 106 градусов на GDDR6X, что приближается к критической отметке в 110, после чего видеокарта входит в режим троттлинга и сброса всех частот.
Таким образом, мы получили два вывода:
- Защита работает только на алгоритме ethash, и если вскоре популярность майнинга на видеокартах перекинется на иные алгоритмы типа kawpow или octopus (тут уж все непредсказуемо), то защита будет сведена к нулю;
- Видеокарты семейства GeForce RTX 3080/3080 Ti/3090 Founders Edition очень плохо годятся для майнинга, ибо перегрев памяти GDDR6X происходит даже в случае приличного охлаждения внутри корпуса: надо ставить крайне агрессивное охлаждение с вытекающими проблемами шума.
Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X у GeForce RTX 3080/3090, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C.
Выводы
Что можно сказать про Nvidia GeForce RTX 3080 Ti в целом?
Если абстрагироваться от цен, то очевидно, что GeForce RTX 3080 Ti — самый топовый игровой продукт на сегодня. Да, GeForce RTX 3090 продолжает выпускаться, однако он предназначен не только для игр, но и — даже в большей степени — для профессиональных задач: для создания 3D-моделей, для САПР-проектирования и т. п. Именно поэтому у GeForce RTX 3090 такой огромный для игрового ускорителя объем памяти в 24 ГБ, который если и будет востребован играми, то очень и очень нескоро. А у GeForce RTX 3080, что был на ступень ниже, уже всего 10 ГБ памяти. Впрочем, на момент анонса осенью 2020 года такого объема памяти хватало для игр. Разрыв же между GeForce RTX 3090 и GeForce RTX 3080 в основном обуславливался именно огромной разницей в объеме памяти, ну и разницей в районе 15%-17% производительности.
Сам собой напрашивался вывод, что между ними должен появиться некий промежуточный продукт, который в играх будет работать на уровне GeForce RTX 3090, но будет иметь гораздо меньше памяти, то есть с чисто игровым позиционированием. Конечно, нынешняя новинка тоже подходит для использования в профессиональном ПО, ведь она обладает производительностью почти как у GeForce RTX 3090, а объем видеопамяти у нее на 20% больше, чем у GeForce RTX 3080. Платформа Studio позволяет использовать особенности решений всего семейства GeForce RTX 30 в широком наборе ПО, включая обработку видео, рендеринг, 3D-анимацию, архитектурные приложения и многое другое.
Так появился GeForce RTX 3080 Ti, который продемонстрировал производительность лишь чуть ниже, чем у GeForce RTX 3090, а ряде тестов они вообще на равных. Условное ценовое позиционирование у него ближе к GeForce RTX 3090, чем к GeForce RTX 3080: рекомендованная цена для США — 1200 долларов, тогда как у GeForce RTX 3080 — 700, а у GeForce RTX 3090 — 1500. (Понятно, что сейчас из-за жуткого дефицита видеокарт, в особенности 30-й серии, все ценники в несколько раз выше рекомендованных.)
По логике ценообразования последних месяцев, GeForce RTX 3080 Ti должен стоить от 260 до 290 тысяч рублей (между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 на момент подготовки обзора), хотя рекомендованная для российского рынка цена — 116 тысяч рублей. С начала 2021 года ценники определяются спросом майнеров, а не геймеров, и видеокарты стоят пропорционально их хэшрейту, а не возможностям в играх. Однако одна из главных «фишек» GeForce RTX 3080 Ti — защита от майнинга. Правда, это не комплексная и полноценная защита от майнинга любой криптовалюты: алгоритмов очень много, учесть все — физически невозможно (вся мощь GPU будет уходить на анализ того, что же это такое на нем сейчас считается), да и новые монеты плодятся постоянно. Поэтому как GeForce RTX 3080 Ti (GeForce RTX 3070 Ti), так и выпускаемые с некоторых пор видеокарты на базе GeForce RTX 3060 Ti/3070/3080 оснащаются защитой лишь против самого популярного алгоритма ethash (для криптовалют ETH/ETC). Защита внедряется на новые LHR(Low/Lite Hash Rate)-видеокарты аппаратно: сам графический процессор используется прежний, но изменяется ID карты и убирается возможность прошивать альтернативный BIOS. Новые ID не поддерживаются прежними версиями драйверов, а все новые версии уже имеют встроенное определение алгоритма ethash, и судя по тому, что GeForce RTX 3060 с программной защитой до сих пор выдает полноценный хэшрейт на ethash только на утекшей версии драйверов 470.05, где этой защиты нет, взломать драйверы Nvidia пока никому не удалось. Это вселяет надежду. И поэтому мы в качестве предполагаемой цены GeForce RTX 3080 Ti взяли 200 тысяч рублей: майнят на видеокартах пока в основном Ethereum, а для него хэшрейт GeForce RTX 3080 Ti сравнительно невысокий, и майнерам этот продукт должен быть менее интересен.
В остальном с точки зрения технологий (в играх и не только) для GeForce RTX 3080 Ti актуально все не раз сказанное ранее в отношении архитектуры Nvidia Ampere. Прежде всего, конечно же, это невероятная мощь в играх, для которых этот продукт и выпускается. GeForce RTX 3080 Ti обеспечивает полный комфорт в «классических» играх без использования трассировки лучей в разрешении 4К при условии максимального качества графики, то же самое справедливо и для игр с использованием трассировки лучей при задействовании умного антиалиасинга DLSS. Более того, большинство игр с RT будут играбельны в 4K при максимальном качестве графики и без DLSS. Словом, с этим ускорителем снижать разрешение вообще не потребуется. Некоторые игры при использовании DLSS демонстрируют хорошую производительность даже в 8К, и наличие не 24 (как у GeForce RTX 3090), а 12 ГБ памяти не мешает GeForce RTX 3080 Ti.
Кроме того, GeForce RTX 3080 Ti, как и все семейство GeForce RTX 30, предлагает интересные решения Nvidia, о которых мы уже неоднократно говорили: поддержка стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение при 120 Гц или картинку в 8K при помощи одного кабеля, аппаратное декодирование видеоданных в формате AV1, технология RTX IO, способная в будущем обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технология снижения задержек Reflex, полезная для киберспортсменов. Об этом мы говорили в начале материала.
Что касается конкретной видеокарты Nvidia GeForce RTX 3080 Ti Founders Edition (12 ГБ) с точки зрения потребительских характеристик, то плата у нее стандартная по длине, сама карта занимает два слота в системном блоке. Однако если шум GeForce RTX 3080 FE еще был терпимым, то здесь, вследствие повышенного энергопотребления (а СО, по сути, осталась той же, что у GeForce RTX 3080), уровень шума вырос, карта очень громкая под высокой нагрузкой. Для ее использования обязательно требуется хорошая вентиляция в корпусе. Даже при том, что она частично удаляет горячий воздух за пределы корпуса, все равно очень много тепла остается внутри.
Напомним, что все новые продукты Nvidia — GeForce RTX 3080 Ti, GeForce RTX 3070 Ti, LHR-версии предыдущих моделей — имеют поддержку Resizable Bar (надо лишь обновить BIOS материнской платы, чтобы эта функциональность PCIe была включена). То есть новое поколение видеокарт GeForce RTX 30 имеет ту же прибавку в скорости, что и видеокарты семейства Radeon RX 6000, поскольку их технология AMD Smart Access Memory — это и есть Resizable Bar.
В заключение еще раз констатируем: Nvidia GeForce RTX 3080 Ti прекрасно подходит для игр в разрешении 4К почти без условий и ограничений.
Благодарим компанию Nvidia Russia
и лично Ирину Шеховцову
за предоставленную на тестирование видеокарту
Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда
Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD, а также
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus