Справочные материалы:
- Руководство покупателя игровой видеокарты
- Справочник по AMD Radeon HD 7xxx/Rx
- Справочник по Nvidia GeForce GTX 6xx/7xx/9xx/1xxx
- Возможности обработки видеопотоков Full HD
Теоретическая часть: особенности архитектуры
По череде анонсов видеокарт семейства Turing хорошо видно, как быстро бежит время. Казалось бы, топовые модели решений линейки GeForce RTX были представлены компанией Nvidia не так уж давно, но на деле с момента их первоначального анонса на Gamescom прошло уже чуть ли не полгода. Как это часто бывает, первыми снимают сливки с дорогих продуктов, и в этот раз одна за одной были выпущены модели GeForce RTX 2080 Ti, GeForce RTX 2080 и GeForce RTX 2070.
Nvidia впервые рассказала о решениях новой линейки GeForce RTX еще в августе — были объявлены три модели, основанные на графических процессорах разной сложности и производительности: TU106, TU104 и TU102. Используемый при производстве графических процессоров архитектуры Turing техпроцесс 12 нм FinFET по характеристикам лишь чуть лучше 16-нанометрового, известного нам по предыдущему поколению Pascal, поэтому чипы семейства Turing получились довольно большими по размеру и дорогими в производстве, что отразилось и на розничных ценах.
Среди самых ярких преимуществ и нововведений в GPU нового семейства — специализированные блоки для аппаратного ускорения трассировки лучей, позволяющие использовать физически корректный расчет распространения лучей света, в отличие от растеризации, лишь имитирующей их поведение. Чтобы в очередной раз не рассказывать об основах и особенностях трассировки, предлагаем прочитать большую и подробную статью о ней. В GeForce RTX мы увидели первую массовую реализацию технологии, способной на приемлемую производительность трассировки лучей в реальном времени. RT-ядра в составе Turing стали самым важным шагом за несколько лет — энтузиасты 3D-графики давно ждали этого момента.
В первые годы использование трассировки предполагается в гибридном виде — с сочетанием растеризации и трассировки лучей, используемой для рендеринга некоторых эффектов, сложных или вообще невозможных при растеризации. Поддержка трассировки появилась пока что только в игре Battlefield V, в которой она используется исключительно для рендеринга реалистичных отражений (Лара, ты вообще куда пропала??? Мы очень хотим посмотреть на твои... гм... тени!), а в середине февраля выйдет Metro Exodus, где трассировка впервые будет использоваться для расчета глобального освещения.
Еще одной важной и интересной функциональностью Turing стало добавление совершенно нового типа вычислительных блоков — тензорных ядер, которые способны исполнять специализированные вычисления, связанные с алгоритмами глубокого обучения, с очень высокой производительностью. В будущем эти блоки можно будет использовать в широком круге задач искусственного интеллекта, но для игровой 3D-графики первым практическим применением тензорных ядер стал алгоритм Deep Learning Super Sampling (DLSS) — это скорее даже не сглаживание, как это обозначено в его названии, а хитрое увеличение разрешения рендеринга с использованием возможностей обученной нейросети.
От простого повышения разрешения такой метод отличается тем, что он имеет доступ к кадровому буферу и векторам движения, за счет чего и способен обеспечить повышенное качество сглаживания/апскейла. Для игроков это важно потому, что метод дает возможность повысить качество или разрешение рендеринга практически без дополнительных потерь производительности, так как работой занимаются выделенные тензорные ядра. А еще одним важным применением тензорных блоков в будущем станут алгоритмы шумоподавления, также использующие возможности обученной нейросети, но пока что это — дело будущего.
Нужно отметить и некоторый негатив, связанный с выходом дорогих решений линейки GeForce RTX. Мы говорим не только о топовой GeForce RTX 2080 Ti, которая хоть и имеет потрясающую производительность и новую функциональность, но выделяется очень высокой ценой, которая отпугнула многих пользователей. Да и остальные решения семейства Turing из первой тройки не блистали доступностью розничных цен. Конечно, повышенным ценам есть вполне логичные объяснения, но... мотивацию для покупки они добавляют не всегда. Многие потенциальные покупатели ждали более доступной видеокарты.
И вот она наконец-то появилась — в самом начале января глава компании Nvidia анонсировал GeForce RTX 2060 на отраслевой конференции CES 2019. К слову, даже сам Дженсен Хуанг признал, что стоимость первых трех выпущенных GeForce RTX слишком высока для массового распространения новых Turing с революционными функциями аппаратной трассировки лучей и ускорения тензорных вычислений. А ведь Nvidia сама кровно заинтересована в том, чтобы GPU с новыми функциями завоевывали рынок. Но так как это вряд ли возможно с ценами на видеокарты от $500 и выше, то на рынок вышла и GeForce RTX 2060 за $349.
Да, эта цена также превышает то значение, к которому мы привыкли для GPU этого уровня, ведь на момент своего анонса та же GeForce GTX 1060 стоила на сотню дешевле. Но это — рекомендованная розничная цена на так называемый Founder’s Edition самой Nvidia, а самые простые видеокарты партнеров уже продаются даже чуть дешевле. Но, конечно, фабрично разогнанные варианты с мощной системой охлаждения и питания будут дороже. В любом случае, GeForce RTX 2060 стала самой доступной моделью с аппаратным ускорением трассировки лучей и глубокого обучения, и уже одно это делает ее желанной для многих.
Сегодняшняя новинка интересна еще и потому, что она должна дать более ощутимый прирост производительности при смене поколения GPU (если смотреть на RTX 2060 и GTX 1060, по сравнению с более мощными решениями). Это очень важный момент в свете того, что игр с поддержкой трассировки лучей и DLSS пока что будет не очень много, а более дорогие модели линейки RTX не дали пользователям желаемого прироста быстродействия, по сравнению с GTX. Так что GeForce RTX 2060 способна стать не просто наиболее доступным, но и самым выгодным решением из всего нового семейства. Это мы сегодня и проверим.
Так как рассматриваемая модель видеокарты компании Nvidia основана на графическом процессоре архитектуры Turing, имеющей очень много общего с предыдущими архитектурами Pascal и Volta, то перед прочтением материала мы советуем ознакомиться с нашими предыдущими статьями:
- [26.11.18] Nvidia GeForce RTX 2070 — третий по скорости ускоритель нового поколения
- [08.10.18] Обзор новинки 3D-графики 2018 года — Nvidia GeForce RTX 2080
- [19.09.18] Nvidia GeForce RTX 2080 Ti — обзор флагмана 3D-графики 2018 года
- [14.09.18] Игровые видеокарты Nvidia GeForce RTX — первые мысли и впечатления
- [06.06.17] Nvidia Volta — новая вычислительная архитектура
- [09.03.17] GeForce GTX 1080 Ti — новый король игровой 3D-графики
Графический ускоритель GeForce RTX 2060 | |
---|---|
Кодовое имя чипа | TU106 |
Технология производства | 12 нм FinFET |
Количество транзисторов | 10,8 млрд |
Площадь ядра | 445 мм² |
Архитектура | унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
Аппаратная поддержка DirectX | DirectX 12, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_1 |
Шина памяти | 192-битная: 6 (из 8 имеющихся) независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6 |
Частота графического процессора | 1365 (1680) МГц |
Вычислительные блоки | 30 (из 36 имеющихся) потоковых мультипроцессоров, включающих 1920 (из 2304) CUDA-ядер для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32 |
Тензорные блоки | 240 (из 288) тензорных ядер для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32 |
Блоки трассировки лучей | 30 (из 36) RT-ядер для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 120 (из 144) блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов |
Блоки растровых операций (ROP) | 6 (из 8) широких блоков ROP (48 пикселей) с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка подключения по интерфейсам HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4a |
Спецификации референсной видеокарты GeForce RTX 2060 | |
---|---|
Частота ядра | 1365 (1680) МГц |
Количество универсальных процессоров | 1920 |
Количество текстурных блоков | 120 |
Количество блоков блендинга | 48 |
Эффективная частота памяти | 14 ГГц |
Тип памяти | GDDR6 |
Шина памяти | 192-бит |
Объем памяти | 6 ГБ |
Пропускная способность памяти | 336 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP16/FP32) | до 12,9/6,5 терафлопс |
Производительность трассировки лучей | 5 гигалучей/с |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 81 гигапиксель/с |
Теоретическая скорость выборки текстур | 202 гигатекселя/с |
Шина | PCI Express 3.0 |
Разъемы | один HDMI, один DVI и два DisplayPort |
Энергопотребление | до 160 Вт |
Дополнительное питание | один 8-контактный разъем |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | 2 |
Рекомендуемая цена | $349 (31 990 рублей) |
Мы уже привыкли по последним семействам видеокарт Nvidia, что в линейке GeForce предлагаются и специальные продукты самой компании — так называемые Founder’s Edition. В этот раз FE-издание не отличается ни иной стоимостью, ни более привлекательными частотными характеристиками. Nvidia убрала фабричный разгон для FE-варианта GeForce RTX 2060, и все недорогие карты должны иметь схожие характеристики по частоте — GPU работает на турбо-частоте в 1680 МГц, а GDDR6-память имеет частоту в 14 ГГц.
Видеокарты Founder’s Edition должны быть довольно надежными, да и выглядят они солидно из-за строгого дизайна и грамотно подобранных материалов. В RTX 2060 применяется та же система охлаждения с испарительной камерой на всю длину печатной платы и двумя вентиляторами — для более эффективного охлаждения (по сравнению с одним вентилятором в предыдущих версиях). Длинная испарительная камера и большой двухслотовый алюминиевый радиатор обеспечивают большую площадь рассеивания тепла, а тихие вентиляторы отводят горячий воздух в разные стороны, а не только наружу корпуса.
Видеокарты модели GeForce RTX 2060 уже продаются с 15 января в виде Nvidia Founder’s Edition и решениях партнеров, включая компании Asus, Colorful, EVGA, Gainward, Galaxy, Gigabyte, Innovision 3D, MSI, Palit, PNY и Zotac — с собственным дизайном и характеристиками. А чтобы еще больше улучшить привлекательность новинки, Nvidia объявила о комплектации видеокарты игрой Anthem или Battlefield V — на выбор пользователя, купившего GeForce RTX 2060 или систему на его основе.
Архитектурные особенности
В случае модели GeForce RTX 2060, многое пришлось делать совсем не так, как в предыдущих поколениях. Это связано как с добавлением специализированных блоков, серьезно усложнивших GPU, так и с отсутствием серьезной смены техпроцесса. Вот если бы графические процессоры Turing вышли сразу на техпроцессе 7 нм (правда, позже на год), то вполне возможно, что Nvidia бы даже удержала цены в привычных диапазонах для всех решений линейки. Но не в этот раз.
Видеокарты уровня x60 (260, 460, 660, 760, 1060 и другие) всегда были основаны на отдельной модели GPU средней сложности, оптимизированного для этой самой золотой середины. А в нынешнем поколении это тот же чип, что и для RTX 2070, но урезанный по количеству исполнительных блоков. Давайте сравним характеристики нескольких моделей видеокарт Nvidia двух последних поколений:
RTX 2070 | GTX 1070 Ti | GTX 1070 | RTX 2060 | GTX 1060 | |
---|---|---|---|---|---|
Кодовое имя GPU | TU106 | GP104 | GP104 | TU106 | GP106 |
Кол-во транзисторов, млрд | 10,8 | 7,2 | 7,2 | 10,8 | 4,4 |
Площадь кристалла, мм² | 445 | 314 | 314 | 445 | 200 |
Базовая частота, МГц | 1410 | 1607 | 1506 | 1365 | 1506 |
Турбо-частота, МГц | 1620 (1710) | 1683 | 1683 | 1680 | 1708 |
CUDA-ядра, шт | 2304 | 2432 | 1920 | 1920 | 1280 |
Производительность FP32, GFLOPS | 7465 (7880) | 8186 | 6463 | 6221 | 3855 |
Тензорные ядра, шт | 288 | 0 | 0 | 240 | 0 |
RT-ядра, шт | 36 | 0 | 0 | 30 | 0 |
Блоки ROP, шт | 64 | 64 | 64 | 48 | 48 |
Блоки TMU, шт | 144 | 152 | 120 | 120 | 80 |
Объем видеопамяти, ГБ | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 192 | 192 |
Тип памяти | GDDR6 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR6 | GDDR5 |
Частота памяти, ГГц | 14 | 8 | 8 | 14 | 8 |
ПСП памяти, ГБ/с | 448 | 256 | 256 | 336 | 192 |
Энергопотребление TDP, Вт | 175 (185) | 180 | 150 | 160 | 120 |
Рекомендованная цена, $ | 499 (599) | 449 | 379 | 349 | 249(299) |
По таблице хорошо видно, что RTX 2060 основан не на каком-то новом GPU, а на урезанном TU106, известном нам по RTX 2070, хотя раньше для x60-видеокарт применялись чипы меньшей сложности и размера (и, соответственно, меньшей цены). Сравнение пары RTX 2060 и GTX 1060 поражает: новый чип сложнее более чем в два раза, да и кристалл по площади крупнее более чем вдвое. Это все как раз объясняется практически неизменным техпроцессом (12 нм — это совсем чуть-чуть измененный 16 нм) при всех усложнениях, в том числе в виде тензорных и RT-ядер.
И чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию среди своих продуктов, Nvidia пришлось сильно порезать чип для RTX 2060 по многим статьям, оставив лишь 30 из имеющихся 36 мультипроцессоров SM, которые включают CUDA-ядра, текстурные блоки, RT-ядра и тензорные ядра. То есть RTX 2060 по активным вычислительным блокам меньше RTX 2070 на 20%.
Чтобы еще больше подчеркнуть разницу между решениями разных ценовых уровней, также решили сильно урезать и подсистему памяти и ее кэширования: ширина шины снизилась с 256 бит до 192 бит, количество блоков ROP — с 64 до 48, заодно и объем видеопамяти урезали с 8 ГБ до 6 ГБ, что обиднее всего, так как для сохранения достаточно высокой ПСП оставили быструю GDDR6-память, работающую на частоте 14 ГГц. Посмотрим на схеме, что же получилось в итоге:
Урезанная версия чипа TU106 в модификации для RTX 2060 содержит три кластера Graphics Processing Cluster (GPC), но количество кластеров Texture Processing Cluster (TPC), состоящих из движков PolyMorph Engine и мультипроцессоров SM, изменилось — шесть TPC тут неактивны. Каждый SM состоит из: 64 CUDA-ядер, четырех блоков текстурирования TMU, восьми тензорных и одного RT-ядра, поэтому всего в урезанном чипе остались активными 30 мультипроцессоров SM, столько же RT-ядер, 1920 CUDA-ядер и 240 тензорных ядер.
Наверное, условный «TU108» с уменьшенным количеством всех исполнительных блоков, имеющий меньшие сложность, размер и энергопотребление, был бы выгоднее для Nvidia, но не на этой стадии развития микропроцессорного производства. Зато сейчас для производства GeForce RTX 2060 можно отправить большую часть отбраковки от RTX 2070, вероятно.
Что же касается тактовых частот графического процессора в составе младшей модели линейки GeForce RTX, то турбо-частота GPU у референсного варианта (он соответствует FE-изданию в этот раз) карты составляет 1680 МГц. Видеопамять стандарта GDDR6 работает на частоте 14 ГГц, что дает нам пропускную способность в 336 ГБ/с.
Кроме появления специализированных RT-ядер и тензорных ядер, в архитектуре Turing внедрено большое количество улучшений в мультипроцессорах SM, которые сказываются на производительности в современных играх со сложной графикой. В частности, поддерживается одновременное исполнение целочисленных операций и вычислений с плавающей запятой (FP32 и INT32), а архитектура кэширования данных и доступа к памяти была улучшена, что в общем дает до двух крат преимущества по скорости вычислений по сравнению с архитектурой Pascal, на которой основан предшественник сегодняшней новинки — GeForce GTX 1060.
Также были улучшены технологии сжатия информации без потерь, архитектура Turing поддерживает новые техники компрессии, до 50% более эффективные, по сравнению с алгоритмами в семействе чипов Pascal. Другие изменения в новой архитектуре Turing нацелены скорее на будущее, вроде mesh shading — новых типов шейдеров, ответственных за всю работу над геометрией, вершинами, тесселяцией и т. д. Мы писали обо всем этом в обзоре GeForce RTX 2080 Ti.
У многих пользователей может появиться резонный вопрос — а «потянет» ли самый слабый GPU с поддержкой ускорения трассировки лучей соответствующие игры? Видеокарта модели RTX 2060 имеет 30 RT-ядер и обеспечивает производительность до 5 гигалучей/с, что ненамного хуже 6 гигалучей/с у той же RTX 2070. За все будущие игровые проекты ответить сложно, но конкретно в игре Battlefield V вполне можно играть в Full HD-разрешении с ультра-настройками и трассировкой лучей, получая 60 FPS. Более высокое разрешение, конечно, новинка уже не потянет — да и вообще, игра многопользовательская, в ней не до особых красот, честно говоря.
Для любителей красивой картинки даже в Battlefield V, скоро должно появиться обновление игры с поддержкой технологии DLSS. Вместе с дополнительными оптимизациями алгоритма трассировки лучей, это должно привести к еще более высокой производительности, что особенно важно для решений этого ценового уровня. Предварительные тесты оптимизированной версии игры с поддержкой DLSS говорят о том, что RTX 2060 обеспечит в Full HD-разрешении уже не 60 FPS, а 80-90 FPS, и это с включенной трассировкой лучей!
В общем, новый GPU должен обеспечивать где-то 75%-80% от мощности GeForce RTX 2070, что довольно неплохо — вероятно, даже не только для Full HD-разрешения, но и для WQHD (если хватит 6 ГБ памяти в каждом конкретном случае), а вот для 4K вряд ли. Так, по данным Nvidia, новый GeForce RTX 2060 на 60% быстрее GTX 1060 из предыдущего поколения, и очень близок к GeForce GTX 1070 Ti, а это — очень хороший уровень производительности.
Если говорить о вещах, не связанных с 3D, то в TU106 есть и обновленный блок вывода информации, поддерживающий дисплеи с высоким разрешением, HDR и высокой частотой обновления. Все платы GeForce RTX имеют порты DisplayPort 1.4a, позволяющие вывести информацию на 8K-монитор с частотой обновления 60 Гц с поддержкой технологии VESA Display Stream Compression (DSC) 1.2, обеспечивающей высокую степень сжатия.
Все решения семейства Turing поддерживают два 8K-дисплея при 60 Гц (требуется по одному кабелю на каждый), такое же разрешение также можно получить при подключении через установленный USB-C. Кроме этого, все Turing поддерживают полноценный HDR в конвейере вывода информации, включая tone mapping для различных мониторов — со стандартным динамическим диапазоном и расширенным.
Все новые GPU семейства Turing содержат улучшенный кодировщик видеоданных NVEnc, добавляющий поддержку сжатия данных в формате H.265 (HEVC) при разрешении 8K и 30 FPS. Также был обновлен и декодер видеоданных NVDec, получивший поддержку декодирования данных в формате HEVC YUV444 10-бит/12-бит HDR при 30 FPS, в формате H.264 при 8K-разрешении и в формате VP9 с 10-бит/12-бит данными. Со всеми остальными возможностями семейства Turing вы можете познакомиться в большом обзоре GeForce RTX 2080 Ti.
Особенности видеокарты
Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Nvidia GeForce RTX 2060 Founder’s Edition 6 ГБ 192-битной GDDR6
Сведения о производителе: Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США.Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время — GeForce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) — около 5000 человек.
Характеристики карты
Nvidia GeForce RTX 2060 Founder’s Edition 6 ГБ 192-битной GDDR6 | |
---|---|
GPU | GeForce RTX 2060 (TU106) |
Интерфейс | PCI Express x16 |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | Референс: 1365—1680(Boost)—1920(Max) Founder’s Edition: 1365—1680(Boost)—1920(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 3500 (14 000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 192 |
Число вычислительных блоков в GPU | 30 |
Число операций (ALU) в блоке | 64 |
Суммарное количество блоков ALU (CUDA) | 1920 |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 120 |
Число блоков растеризации (ROP) | 48 |
Число блоков Ray Tracing | 30 |
Число тензорных блоков | 240 |
Размеры, мм | 230×100×38 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 2 |
Цвет текстолита | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 158 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 21 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 10 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 29,8 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 22,6 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 22,6 |
Видеовыходы | 1×DVI (Dual-Link) 1×HDMI 2.0b 2×DisplayPort 1.4 1×USB-C (VirtualLink) |
Поддержка многопроцессорной работы | нет |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 1 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 |
Максимальное разрешение/частота, Display Port | 3840×2160@160 Гц (7680×4320@30 Гц) |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@60 Гц |
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI | 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц) |
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI | 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц) |
Средняя цена | в продаже отсутствует (на момент публикации) |
Память
Карта имеет 6 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц
Особенности карты и сравнение с GTX 1070 Ti
Nvidia GeForce RTX 2060 Founder’s Edition | Nvidia GeForce GTX 1070 Ti |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Мы сравниваем с GTX 1070 Ti прежде всего потому, что RTX 2060 по уровню производительности примерно соответствует именно GTX 1070 Ti, а не GTX 1060 (для последнего вскоре тоже «подъедет» обновление).
Очевидно, что RTX 2060 получен из RTX 2070 (то же самое ядро TU106, просто используется отбраковка кристаллов, годящихся для работы с урезанным числом блоков), поэтому и PCB оставили от RTX 2070, не распаяв на плате 2 микросхемы памяти, что сократило ее объем с 8 до 6 ГБ.
Схема питания построена на базе 6-фазного цифрового преобразователя iMon DrMOS и управляется цифровым контроллером uP9512P производства uPI.
С помощью утилит EVGA Precision X1 или MSI Afterburner можно не только напрямую повысить частоты работы карты, но и запустить Nvidia Scanner, который поможет определить безопасный максимум разгона ядра и памяти.
Карта оснащается новым разъемом USB-C (VirtualLink) специально для работы с устройствами виртуальной реальности следующего поколения. Следует отметить, что на RTX 2060 установлен в числе прочих видеовыход DVI, тогда как на старших RTX 2070/2080/2080 Ti он отсутствовал.
Охлаждение и нагрев
Главной частью кулера является большая испарительная камера, оборотная часть которой припаяна к массивному радиатору. Поверх установлен кожух с двумя вентиляторами, работающими на одинаковой частоте вращения. Микросхемы памяти и силовые транзисторы охлаждаются специальной пластиной, также жестко соединенной с основным радиатором. С оборотной стороны карта прикрывается специальной пластиной, которая обеспечивает не только жесткость печатной платы, но и дополнительное охлаждение через специальный термоинтерфейс.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder):
После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 70 градусов, что является нормальным результатом для видеокарты высокого уровня.
Максимальный нагрев — центральная часть торца радиатора.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума выполняется по методике, описанной здесь:
- 28 дБА и менее: шум плохо различим уже на расстоянии одного метра от источника, даже при очень низком уровне фонового шума. Оценка: шум минимальный.
- от 29 до 34 дБА: шум различим уже с двух метров от источника, но не особо обращает на себя внимания. С таким уровнем шума вполне можно мириться даже при долговременной работе. Оценка: шум низкий.
- от 35 до 39 дБА: шум уверенно различается и заметно обращает на себя внимание, особенно в помещении с низким уровнем шума. Работать с таким уровнем шума можно, но спать будет затруднительно. Оценка: шум средний.
- 40 дБА и более: такой постоянный уровень шума уже начинает раздражать, от него быстро устаешь, появляется желание выйти из комнаты или выключить прибор. Оценка: шум высокий.
В режиме простоя в 2D температура составляла 29 °C, вентиляторы работали на частоте вращения 1200 оборотов в минуту. Шум был равен 22,6 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось: температура ядра оставалась прежней, вентиляторы работали на тех же оборотах, шум сохранялся на уровне 22,7 дБА.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 70 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1613 оборотов в минуту, шум вырастал до 29,8 дБА, так что шум от данной СО невысокий.
Комплект поставки и упаковка
Базовый комплект поставки серийной карты должен включать в себя руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами. С нашей картой Founder’s Edition в комплекте шли лишь руководство пользователя и листовки.
Синтетические тесты
Недавно мы обновили пакет синтетических тестов, он все еще экспериментальный и будет меняться. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями (compute shaders), но с этим есть определенные сложности. В будущем мы постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — пишите их в комментариях к статье или отправьте почтой.
Из ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D мы оставили лишь несколько самых тяжелых вариантов. Остальные уже изрядно устарели и на столь мощных GPU упираются в различные ограничители, не загружают работой блоки графического процессора и не показывают истинную его производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что решили оставить в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже устарели.
Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько тестов для измерения производительности трассировки лучей и один тест для сравнения производительности сглаживания методами DLSS и TAA для решений Nvidia. В качестве полусинтетического теста у нас также используется и популярный 3DMark Time Spy, помогающий определить прирост от асинхронных вычислений.
Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:
- GeForce RTX 2060 со стандартными параметрами (RTX 2060)
- GeForce RTX 2070 со стандартными параметрами (RTX 2070)
- GeForce GTX 1070 Ti со стандартными параметрами (GTX 1070 Ti)
- GeForce GTX 1070 со стандартными параметрами (GTX 1070)
- GeForce GTX 1080 Ti со стандартными параметрами (GTX 1080 Ti)
- Radeon RX Vega 64 со стандартными параметрами (RX Vega 64)
- Radeon RX Vega 56 со стандартными параметрами (RX Vega 56)
Для анализа производительности новой видеокарты GeForce RTX 2060 мы взяли эти решения по следующим причинам. Мы не стали сравнивать новинку с ее прямым предшественником GeForce GTX 1060, так как это не имеет особого смысла — уровень GPU тут совершенно разный. Зато мы сравним самый доступный GeForce RTX со схожими по производительности графическими процессорами из предыдущего поколения Pascal: моделями GTX 1070 Ti и GTX 1070.
В некоторых тестах также используется и модель GeForce GTX 1080 Ti, хоть она и принадлежит к более высокому ценовому диапазону, но интересна нам как наиболее производительный представитель предыдущего семейства. Ну а RTX 2070 представлена в виде ориентира — по ней мы поймем, насколько сильно был «придушен» GPU в его урезанном исполнении.
В качестве основного соперника для GeForce RTX 2060 у нас выступает видеокарта Radeon RX Vega 56, имеющая близкую цену и, вероятно, производительность. Второй видеокартой AMD для нашего сегодняшнего сравнения стала модель Vega 64, которая хоть и дороже и быстрее, но несущественно — для наших тестов она подойдет как наиболее производительное решение компании AMD до выхода недавно анонсированного Radeon VII.
Выводы по теоретической части и синтетическим тестам
Судя по теоретическим данным и синтетическим тестам, видеокарта модели GeForce RTX 2060, основанная на младшей версии графического процессора TU106 архитектуры Turing, занимает на рынке игровых видеокарт место GeForce GTX 1070/1070 Ti, хотя были в наших тестах и некоторые спорные результаты. Со старыми синтетическими бенчмарками у всех новых GPU линейки RTX дела обстоят не очень хорошо, но влияние архитектурных улучшений в Turing заметно в более новых тестах. Думаем, что в играх новинка должна быть примерно на уровне GTX 1070 Ti из предыдущей линейки.
Nvidia лучше всех нас понимает, что им нужно наполнить рынок решениями серии GeForce RTX как можно быстрее, чтобы смысл от внедрения тензорных и RT-ядер никуда не пропал — ведь никто из разработчиков не горит писать специфический код для пары процентов пользователей только самых дорогих GPU. И RTX 2060 способны справиться с этой задачей лучше всех предыдущих решений семейства Turing, ведь именно новая модель является лучшим вариантом для апгрейда многих игровых ПК, в составе которых есть устаревшие видеокарты.
Если смотреть на историю последних лет, то именно видеокарты этого уровня (260, 460, 660, 760, 1060) были самыми успешными и массовыми игровыми решениями для компании Nvidia. Именно такие GPU всегда занимают первые места в отчете Steam hardware survey, и это неудивительно — они являются «золотой серединой» и самыми выгодными предложениями на рынке.
Необычно, что GeForce RTX 2060 основана на том же кристалле, что и RTX 2070, так как обычно этот уровень вводил совершенно новый GPU с лучшим соотношением производительности и сложности. Но с этим мы разобрались, на данном этапе Nvidia пришлось так сделать — пока что оптимизированный для этого ценового сегмента GPU делать не имело смысла, тем более что в RTX 2060 можно использовать отбраковку чипов TU106.
Модификация с урезанным количеством практически всех исполнительных блоков оказалась весьма неплохой по тестам. Судя по всему, RTX 2060 близка по скорости к GTX 1070 Ti и конкурирующей модели Radeon RX Vega 56, имея дополнительные преимущества, о которых мы подробно рассказали. За свои деньги GeForce RTX 2060 предлагает как отличную производительность, так и очень хорошие функциональные возможности, и при выборе между RTX 2060, GTX 1070 Ti, GTX 1080 и Radeon RX Vega, с учетом всех факторов, именно у сегодняшней новинки есть явное преимущество над всеми конкурентами.
Среди главных плюсов новой видеокарты — великолепная производительность на уровне GeForce GTX 1070 Ti, а также привлекательный дизайн и грамотная система охлаждения FE-варианта. Среди спорных, но скорее положительных — неплохая (пусть не низкая, но все же доступная) цена решения, а из потенциальных минусов GeForce RTX 2060 выделим всего лишь 6 ГБ локальной видеопамяти, что на сегодня может и достаточно, но может сказаться в следующие пару лет. Ну и не очень понятно, почему FE-издание этой модели осталось без фабричного разгона, который был у всех остальных видеокарт RTX-линейки.
По сравнению с условными конкурентами, у GeForce RTX 2060 есть свои сильные и слабые стороны. Но в любом случае, новая видеокарта дает очень неплохую производительность в существующих проектах за приемлемую цену, а вместе с этим и возможность опробовать совершенно новые технологии, которые уже начали появляться в играх. Но пока что производительность в старых играх все же остается в приоритете. К проверке этого мы сейчас и переходим.
Игровые тесты
Конфигурация тестового стенда
- Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 7 2700X (Socket AM4):
- процессор AMD Ryzen 7 2700X (разгон до 4,0 ГГц);
- СО Antec Kuhler H2O 920;
- системная плата Asus ROG Crosshair VI Hero на чипсете AMD X370;
- оперативная память 16 ГБ (2×8 ГБ) DDR4 AMD Radeon R9 UDIMM 3200 МГц (16-18-18-39);
- жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA2;
- блок питания Seasonic Prime 1000 W Titanium (1000 Вт);
- блок питания Thermaltake RGB 750W;
- корпус Thermaltake Versa J24;
- операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12;
- телевизор LG 43UK6750 (43″ 4K HDR);
- драйверы AMD версии 19.1.1;
- драйверы Nvidia версии 417.71;
- VSync отключен.
Список инструментов тестирования
Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Wolfenstein II: The New Colossus (Bethesda Softworks/MachineGames)
- Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands (Ubisoft/Ubisoft)
- Assassin’s Creed: Origins (Ubisoft/Ubisoft)
- BattleField V (EA Digital Illusions CE/Electronic Arts)
- Far Cry 5 (Ubisoft/Ubisoft)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix) — HDR включен
- Total War: Warhammer II (Creative Assembly/Sega)
- Strange Brigade (Rebellion Developments/Rebellion Developments)
Результаты тестирования.
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GT 1030 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GT 1030 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 20 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. Из общего списка выбирается группа карт для анализа, куда входят GeForce RTX 2060 и его конкуренты.
Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец января 2019 года.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
07 | RTX 2060 6 ГБ, 1365—1920/14000 | 1240 | 376 | 33 000 |
08 | GTX 1070 Ti 8 ГБ, 1607—1885/8000 | 1140 | 308 | 37 000 |
09 | RX Vega 56 8 ГБ, 1156—1590/1600 | 1110 | 308 | 36 000 |
10 | GTX 1070 8 ГБ, 1507—1797/8000 | 1010 | 321 | 31 500 |
11 | RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 | 880 | 429 | 20 500 |
Мы видим, что в среднем по всем играм и разрешениям GeForce RTX 2060 быстрее, чем GeForce GTX 1070 Ti и Radeon RX Vega 56, хотя те дороже.
При изучении GeForce RTX 2070 мы уверенно говорили, что на нем можно прекрасно играть в разрешении 2.5К при максимальных настройках качества, лишь в паре игр придется снижать качество графики или разрешение. Понятно, что GeForce RTX 2060 нацелен уже, скорее, на разрешение Full HD без каких-либо компромиссов по качеству графики (все настройки на максимум!), а во многих играх он обеспечит хорошую играбельность и в 2.5К.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 | 429 | 880 | 20 500 |
04 | RTX 2060 6 ГБ, 1365—1920/14000 | 376 | 1240 | 33 000 |
09 | GTX 1070 8 ГБ, 1507—1797/8000 | 321 | 1010 | 31 500 |
11 | RX Vega 56 8 ГБ, 1156—1590/1600 | 308 | 1110 | 36 000 |
12 | GTX 1070 Ti 8 ГБ, 1607—1885/8000 | 308 | 1140 | 37 000 |
Как и в случае с GeForce RTX 2070, мы удивлены тем, насколько резво новый продукт заявил о притязаниях на лидерство в своей группе. Если не брать в расчет Radeon RX 590, который все-таки по производительности конкурирует с GeForce GTX 1060, а не с GeForce RTX 2060, то это и вовсе чистая и уверенная победа. Нас всех можно поздравить с появлением нового очень выгодного ускорителя в ценовом диапазоне 28 000 — 35 000 рублей.
Выводы
Nvidia GeForce RTX 2060 продолжает традицию: он в очередной раз расширяет проникновение новых технологий трехмерной графики в геймерскую среду. Будучи немного медленнее, чем GeForce RTX 2070, он обеспечит приемлемую и даже хорошую производительность в разрешении 2.5К в части игр, а под разрешение Full HD подходит просто великолепно. Снова хочется выразить надежду, что новшества типа блока трассировки лучей и «умных» тензорных ядер помогут разработчикам в ближайшем будущем сделать игры более захватывающими в плане графики. То же относится и к технологии HDR, которая также становится все более актуальной в играх, и ее поддержку также обеспечивают GeForce RTX 2060/2070/2080/2080 Ti.
GeForce RTX 2060 демонстрирует великолепный прирост производительности даже в обычных (без HDR/RT) играх относительно своего формального предка GeForce GTX 1060 (на десятки процентов), прилично обходит GeForce GTX 1070 (на 15% и более) и выходит примерно на уровень GeForce GTX 1070 Ti, который по позиционированию находится на ступень выше. Ближайший конкурент из стана AMD, Radeon RX Vega 56, отстает от RTX 2060 в среднем на 3%-6%, будучи дороже. Новый метод антиалиасинга DLSS вновь продемонстрировал свое преимущество и по скорости, и по качеству. Также новый ускоритель предлагает обновленный интерфейс VirtualLink для связи с устройствами виртуальной реальности следующего поколения.
У конкретного протестированного нами видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 2060 Founder’s Edition (6 ГБ) можно выделить относительно компактные размеры при сравнительно тихой СО.
Итог: GeForce RTX 2060 получился очень успешным представителем нового семейства по соотношению возможностей и стоимости (в своем ценовом сегменте). Этот ускоритель поддерживает весь набор новых технологий, не так давно привнесенных в копилку индустрии 3D-графики игрового класса компанией Nvidia. Еще раз надо отметить отличную поддержку HDR всем семейством GeForce RTX.
В номинации «Оригинальный дизайн» карта Nvidia GeForce RTX 2060 Founder’s Edition 6 ГБ получила награду:
Благодарим компанию Nvidia Russia
и лично Ирину Шеховцову
за предоставленную на тестирование видеокарту
Для тестового стенда:
блок питания Seasonic Prime 1000 W Titanium предоставлен компанией Seasonic