Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) MSI GeForce RTX 3080 Suprim X 10G 10 ГБ 320-битной GDDR6X
Кратко о главном
В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
В конце 2020 года у GeForce RTX 3080 появился соперник в лице AMD Radeon RX 6800 XT, оба эти ускорителя нацелены на разрешение 4К при максимальном качестве графики в играх, в котором они могут обеспечить полный комфорт, если в игре не используется технологии трассировки лучей (RT). В случае же игр с RT GeForce RTX 3080 становится однозначным лидером, потому что производительность Radeon RX 6800 XT сильно падает, а у серии GeForce RTX, напротив, есть отменный помощник, предотвращающий падение скорости при включении RT — технология DLSS, которой пока нет у конкурентов из стана Radeon. Что касается рассматриваемой сегодня видеокарты MSI, то она несколько быстрее референсной Founders Edition.
Характеристики карты
Компания MSI (MicroStar International, торговая марка MSI) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Выпускала ОЕМ-продукцию по сторонним заказам. Выпуск продуктов под своим брендом был начат только с 1994 года. Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Производство в Китае и на Тайване. 50% продукции — по заказам сторонних компаний (ОЕМ). На рынке в России с 1997 года.
MSI GeForce RTX 3080 Suprim X 10G 10 ГБ 320-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 3080 (GA102) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 1905(Boost)—1995(Max) | 1710(Boost)—1965(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 4750 (19000) | 4750 (19000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 320 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 68 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 8704 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 272 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 96 | |
Число блоков Ray Tracing | 68 | |
Число тензорных блоков | 272 | |
Размеры, мм | 325×135×62 | 280×100×37 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 3 | 2 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS Gaming/Silent) | 376/380 | 320 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 32 | 35 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 10 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS Gaming/Silent) | 32,0/25,2 | 35 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 3 | 1 (12-контактный) |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Максимальное разрешение/частота, Display Port | 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц) | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц) | |
Розничные предложения карты MSI |
Память
Карта имеет 10 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 10 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 4750 (19000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.
Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3080 Founders Edition
MSI GeForce RTX 3080 Suprim X 10G (10 ГБ) | Nvidia GeForce RTX 3080 Founders Edition (10 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Напомню, что еще осенью 2020-го в Nvidia сделали два варианта дизайна PCB: для своих карт Founders Edition и для партнеров (платы без характерного выреза). Тем не менее, инженеры MSI не воспользовались готовым дизайном и создали собственную PCB, которая лишь в самых общих чертах базируется на эталонном дизайне.
Карта MSI получилась намного более габаритной, однако это определяется ее очень громоздкой СО. Суммарное количество фаз питания у референс-карты — 18, а у карты MSI — 20. Распределение фаз очевидно разное: 16 фаз на ядро и 4 на микросхемы памяти у карты MSI и 15+3 — у референса.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. При этом удвоителей (даблеров) фаз нет, для управления схемой питания GPU используются аж три ШИМ-контроллера: два uP9512R (uPI Semiconductor), расположенные на оборотной стороне платы…
…и NCP81611 (On Semiconductor), расположенный на лицевой стороне платы.
На той же лицевой стороне имеется ШИМ-контроллер uS5650Q (uPI Semiconductor), который управляет 4-фазной схемой питания микросхем памяти.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае NCP302150 (On Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.
На оборотной стороне имеется еще один контроллер uS5650Q (uPI Semiconductor), отвечающий уже за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
А подсветкой управляет отдельный контроллер ITE8295FN (ITE Tech).
Карта имеет два режима работы, они заложены в двух вариантах BIOS, которые переключаются на верхнем торце карты: Gaming и Silent. Разница между режимами заключается лишь в оборотах вентиляторов, частоты GPU/памяти одинаковые.
Штатные частоты памяти у карты MSI равны референсным значениям, а вот с частотой работы ядра сложнее. В режиме по умолчанию (Gaming или Silent) Boost-значение частоты GPU увеличено почти на 12% относительно карты Nvidia GeForce RTX 3080 Founders Edition, однако максимальные частоты у них довольно близки (1995 против 1965 МГц), а энергопотребление карты MSI доходило до 380 Вт. Исследования показали, что в среднем мы получили в играх прирост производительности в 7,5% относительно референс-карты. При этом есть еще дополнительный режим Extreme, активируемый через программу Dragon Center (о ней ниже), в нем Boost-частота ядра поднимается на 12,7% относительно референсной, а максимум остается примерно таким же (превышает референсный максимум всего на 2%). В итоге этот режим обеспечивает в играх прирост производительности около 7,8% (речь идет, разумеется, о разрешении 4К) относительно GeForce RTX 3080 FE.
Я попробовал ручной разгон, однако предел потребления можно поднять лишь до 108%, так что, скорее всего, драйверы не позволили достичь заданной частоты. При попытке выставить +98 МГц по ядру и +800 МГц по памяти я получил максимальные частоты 2070/20700 МГц, что обеспечило прирост в играх в разрешении 4К в среднем почти 9,5% относительно GeForce RTX 3080 FE. Энергопотребление карты выросло до 388 Вт.
Стоит акцентировать внимание на внешних отличиях карты MSI и GeForce RTX 3080 FE.
Как показала практика, с уменьшением референс-карты GeForce RTX 3080 и попыткой впихнуть столь горячий ускоритель в 2-слотовый габарит инженеры Nvidia явно перестарались: GeForce RTX 3080 FE намного более жаркие в эксплуатации, требуют очень приличной вентиляции в корпусе. Практически все партнерские карты в плане охлаждения на порядок лучше. Хотя и сильно больше в размерах.
Питание на карту MSI подается через три 8-контактных разъема — в отличие от двух (через переходник) у GeForce RTX 3080 FE.
Управление работой карты обеспечивается с помощью хорошо известной фирменной утилиты MSI Dragon Center.
Нагрев и охлаждение
В Nvidia решили сделать у карт GeForce RTX 3080/3090 более компактную PCB и придумали новую систему охлаждения, продувающую радиатор насквозь (при этом частично оставляющую нагретый воздух в объеме корпуса). Однако в MSI предпочли пойти старым проверенным путем, сделав PCB длиннее и установив кулер привычной конструкции. Поэтому перед нами огромный двухсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, припаянными к никелированной подошве, контактирующей с GPU. Форма ребер и концевые направляющие помогают рассеивать потоки нагретого воздуха.
Микросхемы памяти охлаждаются пластиной, прикрученной к основанию радиатора, а преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью отдельных подошв на том же радиаторе (одна из этих пластин служит еще и ребром жесткости).
Задняя пластина служит не только элементом защиты PCB, но и участвует в охлаждении оборотной стороны платы через термоинтерфейс с участием тепловой трубки. Следует отметить, что из-за возросшей площади кристалла GPU стали применять «четырехлапый» прижим-амортизатор, который помогает равномерно распределять прижим подошвы радиатора по всей площади кристалла.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм типа Torx 4.0, имеющими особый дизайн лопастей (соединенных попарно) для усиления потока воздуха, направленного на радиатор.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner :
Режим Gaming mode:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 67 градусов по ядру и 86 градусов на микросхемах памяти, что является очень неплохим результатом для видеокарт флагманского уровня. Энергопотребление карты доходило до 376 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C.
Режим Silent mode:
В этом случае максимальная температура ядра достигала 79 градусов, а микросхем памяти — 89 °C, что, в принципе, является приемлемым результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты практически не изменилось (380 Вт).
При ручном разгоне (режим Gaming) параметры нагрева и шума менялись очень мало, максимальное потребление выросло до 388 Вт.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев (Gaming mode):
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D в обоих режимах Gaming/Silent температура была не выше 35 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
Режим BIOS: Gaming
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 67/86 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 2070 оборотов в минуту, шум вырастал до 32,0 дБА: это отчетливо слышно. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
Режим BIOS: Silent
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 79/89 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались лишь до 1520 оборотов в минуту, шум вырастал до 25,2 дБА: это уже тихо. В видеоролике ниже это продемонстрировано (шум фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
С учетом того, сколько данная карта потребляет, столь тихая работа системы охлаждения в режиме Silent заслуживает всяческих похвал. Правда, не стоит забывать, что тепло, выделяемое картой, остается внутри системного блока, так что использование корпуса с хорошей вентиляцией крайне желательно.
Подсветка
Подсветка у карты реализована в ломаных полосах вдоль верхнего торца карты, логотипах на том же торце, а также вставках между вентиляторами. Подсветка явно предназначена в первую очередь для тех, кто используют видеокарту в традиционной горизонтальной ориентации (вставленной в слот на материнской плате).
Управление подсветкой выполнено с помощью Dragon Center.
Выбор режимов очень широк (это традиционно для карт MSI).
Новая серия видеокарт Suprim, как я понимаю, пришла на смену прежней флагманской серии Lighting, которая была хорошо известна своими световыми эффектами.
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя и бонусных стикеров, включает разборную металлическую подставку-штатив под карту и фирменный коврик для мыши.
Если раньше компания MSI со своими массивными топовыми видеокартами поставляла металлические кронштейны, то в данном случае решено изменить вид подставки на штатив, упирающийся в дно корпуса.
Понятно, что подставка легко регулируется по высоте, так что можно подобрать нужный вариант (в ролике ниже этому уделено внимание). Такой вариант опоры не перекрывает слоты ниже видеокарты в системном блоке. Однако не всегда прямо под видеокартой имеется открытое пустое пространство на дне корпуса для установки такой подставки-штатива (корпуса сейчас делают очень разные). Да и в случае переноски системного блока, скорее всего, придется демонтировать подставку.
Коврик для мыши в качестве бонуса — очень приятный и удобный в работе.
Результаты тестирования, конфигурация
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
- Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
- Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
- Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
- Control (505 Games/Remedy Entertainment)
- Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
- Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
- Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
Для подсчета хешрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum) использовался майнер T-Rex (0.19.14), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:
- по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
- оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)
Для тестирования GeForce RTX 3060 использовался тот самый «утекший» драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для «умной» технологии антиалиасинга Nvidia DLSS. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, на сегодня уже половина из регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому с осени 2020 года мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. Понятно, что в этом случае видеокарты семейства AMD Radeon RX 6000 участвуют в тестах без аналога DLSS (ждем, когда компания реализует обещанный аналог и ускорит обсчет трассировки лучей).
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GTX 1650 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3080 и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 880 | 34 | 259 000 |
02 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 860 | 62 | 139 000 |
03 | MSI RTX 3080 Suprim X, разгон до 2070/20700 | 860 | 41 | 210 000 |
04 | MSI RTX 3080 Suprim X, 1905—1995/19000 | 840 | 40 | 210 000 |
05 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 | 800 | 59 | 135 000 |
06 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 790 | 38 | 207 000 |
Несмотря на то, что формально конкурентом для RTX 3080 является Radeon RX 6800 XT, в данный момент все цены так поменялись, что теперь даже Radeon RX 6900 XT оказался дешевле. И если говорить о производительности в играх с традиционной растеризацией, то карта MSI за счет повышенных частот смогла обойти Radeon RX 6800 XT, а ручной разгон позволил ей догнать и Radeon RX 6900 XT. Для «классических» игр решения AMD сейчас смотрятся намного симпатичнее.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT
Рейтинг составлен по 4 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2070 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2070 приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 250 | 10 | 259 000 |
02 | MSI RTX 3080 Suprim X, разгон до 2070/20700 | 240 | 11 | 210 000 |
03 | MSI RTX 3080 Suprim X, 1905—1995/19000 | 240 | 11 | 210 000 |
04 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 220 | 11 | 207 000 |
08 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 130 | 9 | 139 000 |
10 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 | 120 | 9 | 135 000 |
При включении RT производительность Radeon RX 6800 XT и Radeon RX 6900 XT падает намного сильнее, нежели у GeForce RTX 3080, поэтому обе видеокарты AMD оказались ниже в рейтинге. Тем не менее, все они «потянут» 4К с максимальным качеством графики. Карта MSI снова в лидерах за счет повышенных фабрично частот, а также ручного разгона (если не считать GeForce RTX 3090 — но его стоимость просто улетела в космос).
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности флагманских карт и их явную нацеленность на использование в высоких разрешениях, приводим рейтинг только для разрешения 4К (поэтому цифры в рейтинге iXBT.com иные). Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены условно на апрель 2021 года.
Внимание! По известным причинам из продажи пропали не только видеокарты последнего поколения, но и многие их предшественники, при этом цены на все карты стали чисто спекулятивными и кардинально выросли в разы относительно рекомендуемых. Из-за этого расчет рейтингов полезности стал бессмысленным, мы приводим эти рейтинги просто по традиции, но при сложившейся ситуации на рынке выводы на их основе делать нельзя.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 123 | 1716 | 139 000 |
03 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 | 115 | 1558 | 135 000 |
10 | MSI RTX 3080 Suprim X, разгон до 2070/20700 | 82 | 1729 | 210 000 |
11 | MSI RTX 3080 Suprim X, 1905—1995/19000 | 81 | 1694 | 210 000 |
12 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 76 | 1570 | 207 000 |
13 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 70 | 1811 | 259 000 |
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
05 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 | 13 | 180 | 139 000 |
08 | MSI RTX 3080 Suprim X, разгон до 2070/20700 | 12 | 258 | 210 000 |
09 | MSI RTX 3080 Suprim X, 1905—1995/19000 | 12 | 255 | 210 000 |
11 | RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 | 11 | 155 | 135 000 |
12 | RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 | 11 | 236 | 207 000 |
15 | RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 | 11 | 278 | 259 000 |
Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)
Эта диаграмма наглядно показывает, почему видеокарты GeForce RTX 3090/3080 очень популярны у майнеров. По производительности в этом алгоритме они значительно отрываются от остальных (за исключением Radeon VII, но тот давно снят с производства, его невозможно купить). Также становится понятно, почему сейчас установились примерно одинаковые цены на Radeon RX 6800 XT, Radeon RX 6900 XT и GeForce RTX 3070 — да потому, что в майнинге они обеспечивают примерно одинаковый хешрейт.
Подчеркну еще раз, что оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C.
Выводы
MSI GeForce RTX 3080 Suprim X 10G (10 ГБ) — одна из самых длинных видеокарт, что обязательно надо учитывать при выборе карты и корпуса (в нынешних реалиях слово «выбор» в данном контексте может звучать насмешкой, однако рано или поздно ситуация с доступностью видеокарт улучшится). У нее жесткая конструкция (пластина соединяет PCB с крепежной планкой в единое целое), а еще в комплекте поставки есть подставка-штатив для установки на дно корпуса.
Система охлаждения очень тихая в режиме Silent, при этом частоты не снижены относительно режима Gaming (но в нем СО работает шумно). Карта может потреблять до 400 Вт, у нее три 8-контактных разъема питания, наличие очень мощного БП обязательно! Также требуется хорошо продуваемый корпус, поскольку весь нагретый воздух видеокарта оставляет внутри системного блока.
Что касается GeForce RTX 3080 в целом, то ничего нового мы про него добавить уже не в состоянии: это почти самый мощный ускоритель 3D-графики и майнинга, он крайне популярен, поэтому совсем недавно его было почти невозможно встретить в продаже, а сейчас такие карты в рознице появились, но по космическим ценам. Если видеокарта нужна вам не для майнинга, а для игр (причем без трассировки лучей), то Radeon RX 6800/6900 XT выглядит намного привлекательнее с учетом стоимости. Впрочем, их в наличии тоже почти нет.
Карта MSI имеет повышенные Boost-частоты, что обеспечивает неплохую прибавку скорости в разрешении 4К. Разгон также возможен, однако он лимитирован TDP.
Напоминаю, что в целом GeForce RTX 3080 предназначен для тех энтузиастов ПК-игр, которые планируют играть в разрешении 4K при использовании максимальных настроек качества, с RT и DLSS. Для майнинга Ethereum эти продукты также очень хорошо, однако еще раз напомню, что переразгон видеопамяти GDDR6X ведет к ее смерти, и не надо забывать, что по новым условиям гарантийного ремонта, принятым недавно, все производители видеокарт смогут отказать в приеме по гарантии, если обнаружат, что карта использовалась для майнинга (в правилах пишут: для извлечения прибыли). Для карт MSI рекомендую изучить правила здесь.
Справочные материалы:
- Руководство покупателя игровой видеокарты
- Справочник по AMD Radeon HD 7xxx/Rx
- Справочник по Nvidia GeForce GTX 6xx/7xx/9xx/1xxx
В номинации «Оригинальный дизайн» плата MSI GeForce RTX 3080 Suprim X (10 ГБ) получила награду:
В номинации «Отличная поставка» плата MSI GeForce RTX 3080 Suprim X (10 ГБ) получила награду:
Благодарим компанию MSI Russia
и лично Алексея Рыбакова
за предоставленную на тестирование видеокарту
Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда
Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus