Обзор 24-дюймового IPS-монитора Huawei MateView SE Standard Edition

29 июля 2022 Г.

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Модель, ссылка на сайт производителяHuawei MateView SE Standard Edition
Тип матрицыЖК-панель IPS со светодиодной (WLED) краевой подсветкой
Диагональ60,45 см (23,8 дюйма), плоский экран
Отношение сторон16:9
Разрешение1920×1080 пикселей (Full HD)
Шаг пикселей0,2745 мм (93 PPI)
Яркость (максимальная)250 кд/м² (типично)
Контрастностьстатическая 1000:1 (типично)
Углы обзора178°
Время откликанет данных
Количество отображаемых цветов16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видеовход DisplayPort
  • видеовход HDMI
Совместимые видеосигналыдо 1920×1080/75 Гц (отчет edid-decode для входа DisplayPort, отчет edid-decode для входа HDMI)
Акустическая системаотсутствует
Особенности
  • цветовой охват 90% пространства P3 и 100% — sRGB
  • заводская калибровка до ΔE < 2 (sRGB)
  • игровые функции: игровой режим, экранный прицел, счетчик кадровой частоты
  • регулируемый разгон матрицы
  • поддержка технологий AMD FreeSync
  • антибликовая поверхность матрицы
  • отсутствие мерцания подсветки
  • режимы с низкой интенсивностью синей компоненты и eBook
  • условно безрамочный экран
  • 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • подставка: наклон 3° вперед и 18° назад
Размеры (Ш×В×Г)539×413×174 мм с подставкой
Масса3,4 кг с подставкой
Потребляемая мощностьнет данных
Напряжение питания (внешнего БП)100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • основание подставки
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 12 В/2 А; кабель 1,5 м)
  • кабель HDMI, 1,5 м
  • документация
Розничные предложения

Внешний вид

Дизайн монитора минималистичный. Кожухи блока экрана и подставка изготовлены из пластика в основном с просто матовой поверхностью черного цвета. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая. Экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу пластиковой планкой, а сверху и с боков — узкой пластиковой окантовкой. Выведя изображение, можно увидеть, что между планкой и окантовкой и собственно областью отображения есть неширокие поля (сверху и с боков по 3 мм, а снизу — 2 мм). Поля узкие, что позволяет производителю утверждать о 92% полезной площади экрана. По центру фронтальной планки и на задней панели есть логотипы производителя, выполненные серо-серебристой краской.

На нижнем торце блока экрана по центру расположен небольшой пятипозиционный джойстик (отклонение по четырем направлениям и нажатие). Перед джойстиком есть вставка из матового полупрозрачного пластика, которую подсвечивает индикатор состояния. Спереди свет индикатора при типичном расположении пользователя не видно.

Сзади монитор выглядит аккуратно. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в неглубокой нише на задней панели и ориентированы назад. Подключаться к этим разъемам удобно.

Подставка изготовлена из пластика. Основание усилено многочисленными ребрами жесткости. Конструкция подставки не очень жесткая, но, тем не менее, она обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Резиновые ножки снизу на основании подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

Основание подставки относительно большое по площади, но оно сверху лишь слегка выпуклое и почти горизонтальное, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Например, сверху на основание можно класть всякую офисную мелочевку или поместить край клавиатуры.

Штатная подставка позволяет немного наклонить блок экрана вперед и отклонить назад на больший угол.

Отметим, что регулировки по высоте нет, а штатная подставка невысокая, поэтому в большинстве случаев для комфортной работы за монитором блок экрана придется немного отклонять назад.

Продается монитор в небольшой скромно оформленной коробке из гофрированного картона. На верхней плоскости коробки есть небольшая пластиковая ручка, за которую ее можно переносить. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки.

Изготовлен монитор в Китае

Коммутация

Представление об оснащенности интерфейсами дает таблица с характеристиками в начале статьи. Есть неотключаемая функция автоматического выбора активного входа.

Производитель приложил к монитору недлинный HDMI-кабель с виду хорошего качества.

Адаптер питания внешний и почему-то белый.

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания при работе неярко светится белым, в режиме ожидания — медленно мигает белым (это можно отключить) и не горит, если монитор условно (механического выключателя питания, к сожалению, нет) выключен.

Когда на экране нет меню, то любое действие с джойстиком (отклонение или нажатие) приводит к выводу на экран стартового меню.

Пункты Назад (выход из меню) и Меню (вход в основное меню), а также Выключить фиксированы, тогда как верхний и нижний пункты пользователь может изменить, выбрав их из короткого списка.

Меню достаточно крупное, надписи читаемые (белое поле — вся область отображения):

Навигация удобная, так как все делается только джойстиком, не нужно переносить палец на кнопки, к тому же списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений. Настраиваются уровень прозрачности фона и задержка автоматического выхода из меню.

Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню достаточно ровный и читаемый, качество перевода на русский язык хорошее.

Из дополнительных возможностей присутствуют две «геймерские» функции: вывод на экране счетчика частоты кадров и перекрестия прицела выбранного типа и цвета (красного или зеленого). Положение на экране этих элементов можно настраивать (сдвиг по пикселям для прицела и выбор одного из верхних углов для частоты кадров), но выводится только что-то одно.

Изображение

Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много. Есть регулировки яркости (подсветки) контрастности, краевой четкости (Резкость) и функция снижения интенсивности синей компоненты.

Можно корректировать цветовой баланс выбором цветового профиля из четырех предустановленных или пользовательского, в котором цветовой баланс можно подправить регулировками интенсивности трех основных цветов.

Есть и режим с динамической регулировкой яркости подсветки (Режим Эко). Можно выбрать один из пяти предустановленных профилей, в которых может меняться гамма-кривая и/или цветовой охват или пользовательский профиль, который по сути равнозначен первому, который P3.

Режимов геометрической трансформации два: изображение растягивается на весь экран и увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций.

При подключении к компьютеру по любому из входов поддерживалось разрешение до 1920×1080 при 75 Гц кадровой частоты. При таком разрешении и частоте обновления поддерживаются 8 бит на цвет (кодирование RGB). В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит все равно в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—75 Гц для режимов с кадровой частотой 75 Гц. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. Формально с видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, но стабильность плавного вывода без разрывов крайне низкая.

Кинотеатральные режимы работы мы тестировали с использованием плеера Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p при 24 кадр/с не поддерживается. В случае чересстрочных сигналов видео просто выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях для стандартного диапазона видео (завалом по одному оттенку в тенях и в светах можно пренебречь). Яркостная и цветовая четкость высокая. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.

«Кристаллического» эффекта нет. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Из-за матовой поверхности экрана четкого изображения пикселей получить не удалось (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата), однако характерная для IPS структура субпикселей просматривается:

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб этих двух фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного профиля:

Особенными профилями являются Игра, в котором яркость темных (но не самых темных) оттенков повышена, HDR — повышена яркость светлых оттенков, eBook — общая яркость изображения понижена.

Нормальными, то есть рабочими профилями являются P3 (и равнозначный ему Пользовательский), а также sRGB. Графики ниже показывают прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами. Сначала в случае профиля P3:

Рост прироста яркости более-менее равномерный (в светах есть пара отклонений), и каждый следующий оттенок формально ярче предыдущего. Профиль sRGB:

Есть отличия, но все также каждый следующий оттенок ярче предыдущего. Однако в самой темной области характер роста яркости в случае этих профилей различается. В случае P3 рост идет близко к степенной функции, поэтому пара самых темных оттенков визуально плохо отличаются от черного:

В случае sRGB рост яркости самых темных оттенков близок линейному, что отвечает стандарту sRGB, и приводит к хорошей различимости между оттенками:

В итоге в играх можно попробовать выбрать профиль sRGB, в котором в тенях лучше «видно».

Аппроксимация полученной гамма-кривой в случае профилей P3 и sRGB дала показатель 2,28, что немного выше стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Профиль P3
Профиль sRGB

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват гораздо шире sRGB и близок к DCI-P3 (так во всех профилях, кроме sRGB и eBook):

В случае профиля sRGB охват корректируется соответствующим образом:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) в случае исходного цветового охвата:

Спектры основных цветов очень хорошо разделены, что и обуславливает широкий цветовой охват. Небольшое перекрестное подмешивание вызвано, видимо, неидеальным разделением с помощью светофильтров. Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в люминофорах, по всей видимости, используются так называемые квантовые точки. В случае профиля sRGB с корректировкой цветового охвата компоненты уже подмешиваются друг к другу в значительной степени:

При выборе профиля eBook изображение теряет цвета и все выводится в сером монохромном виде.

Цветовой баланс во всех встроенных профилях (кроме eBook естественно) достаточно хороший (если для настройки Цветовая температура выбран вариант Стандарт — так по умолчанию), так как цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) гораздо меньше 10 единиц, что для потребительского устройства считается очень хорошим показателем. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. Но все равно мы попытались улучшить цветовой баланс, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае отсутствия вмешательства и после ручной коррекции (R = 100, G = 96, B = 98; в обоих случаях выбран профиль sRGB):

Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. После корректировки цветовой баланс стал еще лучше, но, в принципе, в большинстве случаев и даже для ответственной работы с графикой будет достаточно выбрать профиль sRGB или P3.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

ПараметрСреднееОтклонение от среднего
мин., %макс., %
Яркость черного поля0,27 кд/м²−9,610
Яркость белого поля250 кд/м²−1110
Контрастность930:1−4,42,7

Если отступить от краев, то равномерность всех трех параметров приемлемая. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам типичная. Визуально видно, что черное поле местами ближе к краям все же слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

При включении режима с динамическим управлением яркости установившаяся междукадровая контрастность формально возрастает, но не до бесконечности, так как даже на черном поле во весь экран подсветка совсем не выключается. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля во весь экран (после 5 секунд выдержки) на белое поле во весь экран при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

В принципе, динамическая подстройка яркости может улучшить восприятие темных сцен, но в данном случае скорость изменения яркости подсветки очень низкая (процесс занимает до 20 с), поэтому практической пользы от этой функции немного.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения):

Значение настройки ЯркостьЯркость, кд/м²Потребление электроэнергии, Вт
100%26220,3
50%14011,9
0%365,7

В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,2 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в ярко освещенном, так и в темном помещении.

На любом уровне яркости значимая модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Нагрев монитора можно оценить по приведенным снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °C:

Нагрев спереди
Нагрев сзади

Нагрев умеренный. Повышенный нагрев нижнего края экрана показывает, что внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Корпус адаптера питания нагрелся до 42 °C, что немного:

Адаптер питания

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения одноименной настройки, которая управляет разгоном матрицы. Ступеней регулировки четыре. Диаграмма ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG):

Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 40% и 60% и обратно при различных значениях настройки Время отклика (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Лучше остановиться на предпоследнем значении, так как на максимальном разгоне артефакты очень заметны. С нашей точки зрения, скорости матрицы при этом все равно достаточно даже для динамичных игр.

Приведем зависимость яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при чередовании белого и черного кадра при 75 Гц кадровой частоты:

Видно, что при 75 Гц чередования кадров максимальная яркость белого кадра выше уровня 90% от белого, а минимальная яркость черного кадра ниже 10%. В итоге амплитуда изменения яркости больше 80% от уровня белого, то есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для полноценного вывода изображения с кадровой частотой 75 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы и какие могут быть артефакты от разгона, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки — скорость движения 960 пиксель/с для частоты 60 Гц, и 975 пиксель/с для 75 Гц. Выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступень разгона (OD с цифрой).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления (в данном случае незначительно) и степени разгона, но на максимальном разгоне артефакты (шлейф позади тарелки) уже очень заметные.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 75 Гц и 975 пиксель/с — на 13 пикселей. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60 или на 1/75 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на 16 и 13 пикселей:

Видно, что четкость динамичного изображения на этом мониторе, даже после разгона матрицы, ниже, чем в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка равна 7 мс, это незначительная величина, она не будет ощущаться даже в самых динамичных играх.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

НаправлениеУгол
Вертикальное−42°/44°
Горизонтальное−39°/41°
Диагональное−39°/43°

По скорости снижения яркости углы обзора довольно широкие, что для матрицы типа IPS характерно. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре (оставаясь условно нейтрально-серым). Контрастность в диапазоне углов ±82° в случае отклонения по диагонали приближается к отметке 10:1, но не опускается ниже.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Стабильность цветов хорошая, это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.

Выводы

Монитор Huawei MateView SE Standard Edition имеет строгий минималистичный дизайн и простую по конструкции подставку без возможности регулировки по высоте. В целом этот монитор стоит считать универсальным, пригодным, например, для выполнения типичных офисных задач, для работы с графикой, для просмотра кино, но не для работ, требующих размещения большого количества информации на экране. Допустимо игровое применение этого монитора, если частоты обновления 75 Гц будет достаточно.

Достоинства:

  • Хорошее качество цветопередачи
  • Нейтральный дизайн
  • Поддержка технологий AMD FreeSync
  • Низкая задержка вывода
  • Регулируемый разгон матрицы
  • Экранный прицел и счетчик частоты кадров
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели

Недостатки:

  • Значимых нет

29 июля 2022 Г.