Обзор 27-дюймового игрового IPS-монитора Gigabyte M27Q X

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Модель Gigabyte M27Q X
Тип матрицы ЖК-панель IPS (SuperSpeed) с краевой светодиодной подсветкой
Диагональ 27 дюймов
Отношение сторон 16:9 (596,7×335,7 мм)
Разрешение 2560×1440 пикселей (QHD)
Шаг пикселей 0,2331 мм
Яркость (типичная) 350 кд/м²
Контрастность статическая 1000:1
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 1 мс (от серого к серому — GTG)
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (10 бит на цвет — 8 бит + FRC)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.4 (с поддержкой High Bit Rate 3 — HBR3)
  • видео/аудиовход HDMI 2.0, 2 шт.
  • видео/аудиовход/вход на концентратор/выход KVM, USB тип C (выходное напряжение/ток: 5 В/3 А, 9 В/2 А, 12 В/1,5 А, 15 В/1 А)
  • вход на концентратор/выход KVM/управление монитором, USB 3.0, гнездо типа B
  • выход концентратора/вход KVM, USB 3.0, гнездо типа А (поддержка BC 1.2, выходное напряжение/ток: 5 В/1,5 А), 2 шт.
  • выход на наушники, гнездо миниджек 3,5 мм
Совместимые видеосигналы DisplayPort/USB-C: до 2560×1440/240 Гц (DisplayPort — отчет edid, USB-C — отчет edid);
HDMI: до 2560×1440/144 Гц (HDMI — отчет edid)
Акустическая система встроенные громкоговорители, 2×2 Вт
Особенности
  • поддержка технологии AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync Compatible
  • цветовой охват 92% DCI-P3 и 140% sRGB
  • сертификат VESA DisplayHDR 400
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение яркости в тенях, экранный прицел, экранная лупа, таймер, пользовательский счетчик, счетчик кадровой частоты, метки для выравнивания мониторов
  • вывод информации о ПК (Dashboard)
  • повышение четкости в движении (вставка черного кадра)
  • регулируемый разгон матрицы
  • функции «картинка-в-картинке» и «картинка рядом с картинкой»
  • функция KVM
  • ПО OSD Sidekick для настройки монитора с ПК
  • антибликовая поверхность матрицы
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • поворот наклон 5° вперед и 20° назад, подъем 130 мм
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • разъем для кенсингтонского замка
Размеры (Ш×В×Г)
  • 615×536×194 мм с подставкой
  • 615×367×42 мм без подставки
Масса
  • 5,2 кг с подставкой
  • 3,5 кг без подставки
Потребляемая мощность 25 Вт (по стандартам CEC), 0,5 Вт в режиме ожидания, 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50—60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • основание подставки
  • блок питания (100—240 В, 50—60 Гц на 19,0 В/4,74 А; кабель 1,5 м)
  • кабель питания (IEC 60320-1 C5 на евровилку CEE 7/7, 1,5 м)
  • кабель питания (IEC 60320-1 C5 на вилку британского образца, 1,5 м)
  • кабель DisplayPort, 1,5 м
  • кабель HDMI, 1,5 м
  • кабель USB (3.0), вилка типа A на тип B, 1,5 м
  • руководство по установке
  • гарантийный талон
Розничные предложения

Внешний вид

В целом дизайн умеренно игровой, поэтому с точки зрения внешнего вида монитор можно считать универсальным. Панели монитора и кожухи подставки изготовлены из черного пластика в основном с просто матовой поверхностью, но местами есть мелкий рельефный узор и глянцевые участки.

Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая, жесткая. Экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу относительно узкой планкой, а сверху и по бокам — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля — по 8 мм до внешних краев сверху и по бокам и примерно 1 мм до планки снизу.

По центру фронтальной планки находится логотип производителя, незатейливо выполненный светло-серой краской.

На задней панели близко к краю под правую руку находятся кнопка KVM и удобный 5-позиционный джойстик (отклонение по четырем направлениям и нажатие).

На фронтальной планке внизу и также ближе к правому краю есть светорассеиватель индикатора состояния.

Разъем питания, интерфейсные разъемы, а также разъем для кенсингтонского замка расположены в незамкнутой нише сзади и ориентированы вниз.

Стальная пластина, на которой размещены разъемы, имеет черное матовое покрытие. Подключать кабели неудобно. Отходящие кабели можно пропустить через вырез в нижней части стойки подставки.

Сверху на выступе сзади есть решетка сквозь которую выходит нагретый воздух. За ней размещены два громкоговорителя. Снизу воздух проходит через отверстия в планке с разъемами.

Несущие элементы подставки изготовлены из толстой штампованной стали и алюминиевого сплава. Лапы основания подставки расходятся широко в стороны, что обеспечивает монитору хорошую устойчивость, при этом сверху на горизонтальную поверхность основания можно положить край клавиатуры. Резиновые накладки снизу на опорных плоскостях основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

Стойка имеет фиксированную высоту, но подпираемый пружиной механизм со стальным рельсовым шариковым подшипником обеспечивает вертикальное перемещение шарнира, на который крепится блок экрана. В итоге легким движением руки экран можно установить на нужную высоту. Верхний шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения и больше наклонять назад.

Подставка на блок экрана крепится на защелках одним движением, а отсоединяется также просто, при удерживании движка фиксатора. При необходимости подставку можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).

Упакован монитор в не очень большую скромно оформленную коробку из толстого и прочного гофрокартона. На верхней плоскости коробки есть пластиковая ручка, за которую ее можно переносить. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки.

Коммутация

Монитор оснащен тремя цифровыми входами в полноразмерном варианте — DisplayPort и пара HDMI, — дополненные входом USB-C. Выбор входа осуществляется в основном меню установок или в меню быстрого доступа (если оно так настроено). Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала на входах.

Цифровые аудиосигналы, передаваемые на входы DisplayPort, HDMI и USB-C, после преобразования в аналоговый вид выводятся на встроенные громкоговорители и через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ был большой запас по громкости. Качество звука в наушниках хорошее — звук достаточно чистый, воспроизводится широкий диапазон частот, в паузах шума не слышно.

Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — настолько громко, чтобы сидящий перед монитором пользователь уверенно расслышал системные сигналы, без низких частот вообще, с выраженным «пластиковым» призвуком из-за резонансов корпуса, стереофонический эффект присутствует. Сравним АЧХ этого монитора с АЧХ двух телевизоров высшего класса (воспроизводился розовый шум, уровни звукового давления в 1/3 октавах записывал шумомер Октава-111):

Видно, что у данного монитора низких частот нет совсем, в средних и высоких — есть резонансные пики, диапазон воспроизводимых высоких частот узкий.

Есть встроенный концентратор USB (3.0) на два порта. Выходы USB поддерживают режим быстрой зарядки (BC 1.2). В наличие также не часто встречающаяся в мониторах функция KVM — к монитору по USB можно подключить клавиатуру и мышь (а можно и накопитель), чтобы затем их использовать с двумя источниками видеосигнала, например, с ПК и ноутбуком, или с ПК и планшетом. При этом один из источников должен быть подключен по USB-C (ввод видеосигнала по этому же интерфейсу, или по DisplayPort, или по HDMI), а второй — по USB через разъем USB-B (ввод видеосигнала или по DisplayPort, или по HDMI). На задней панели есть отдельная механическая кнопка для переключения между источниками, также ее могут заменить пункт в быстром меню монитора и кнопка в приложении OSD Sidekick. Еще как KVM-переключатель работает и просто выбор входа. Переключаются не только клавиатура и мышь, но и, например, флешка, подключенная к монитору через разъем USB-А.

К монитору прилагается неплохой комплект кабелей (но не очень длинных) черного цвета.

Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы (легкая замена в случае выхода из строя), так и минусы (для его размещения понадобится место).

Порт USB типа C поддерживает подачу питания на подключенное к нему устройство с заявленной мощностью до 18 Вт. При подключении нашего ноутбука с разряженной батареей и с запущенным на нем нагрузочном тесте потребление монитора от розетки возросло на 15 Вт. В данном случае этого хватит, чтобы заряжать бездействующий ноутбук или снизить скорость разряда ноутбука под нагрузкой.

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания при работе умеренно ярко светится белым, в режиме ожидания — медленно мигает белым и не горит, если монитор условно выключен. В меню работу индикатора можно отключить совсем или оставить только в режиме ожидания. Включается монитор нажатием на джойстик. Когда монитор включен и на экране нет меню, то при отклонении джойстика вверх, вниз, вправо или влево на экран выводится ползунок или список/короткое меню той настройки, которая назначена пользователем на данное отклонение джойстика:

А при нажатии на джойстик на экране появляется стартовое меню настроек:

Если на экране оно, то нажатие на джойстик — выход из меню, отклонение вниз — выключение монитора (его можно выключить и без меню длительным нажатием на джойстик), вверх — вход в основное меню установок, вправо — меню с настройками игровых функций, влево — меню KVM.

Далее при навигации по меню в правом нижнем углу выводятся подсказки по текущим функциям джойстика. Меню достаточно крупное, масштаб позволяет оценить снимок ниже, где видна вся область отображения монитора:

Навигация по меню очень удобная, так как все делается только джойстиком, не нужно переносить палец на кнопки, и количество необходимых действий разумно сокращено, к тому же списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений. При необходимости можно установить уровень прозрачности фона меню, выбрать тайм-аут автоматического выхода из меню и включить блокировку меню, что предотвращает случайное изменение настроек. Есть русская версия экранного меню. Качество перевода на русский язык среднее, есть ошибки и неточности, поэтому в тексте мы местами используем английские названия настроек. Напечатанной документации в комплекте поставки — самый минимум. Полные руководства пользователя в виде PDF-файлов можно найти на сайте Gigabyte.

Из дополнительных возможностей в наборе Game Assist (Игровой ассистент) присутствуют несколько «геймерских» функции: таймер, пользовательский счетчик, вывод частоты кадров, перекрестия прицела в центре экрана и меток для выравнивания установленных встык мониторов. Есть и функция экранной лупы (или Eagle Eye — орлиного глаза) — вывод на экран прямоугольной области с увеличением в 1,5, 2, 3 или 4 раза для лучшего прицеливания, при этом пользователь может выбирать размер области (3 варианта), ее расположение на экране и вывод с красной или белой рамкой или без рамки. Правда максимальная частота обновления при включенной лупе снижается до 165 Гц.

Дополнительно на экран можно вывести панель Dashboard (Информационную панель) с текущими параметрами ПК. Пользователь может выбрать в каком месте (но не в одном и том же) выводить игровую информацию и панель Dashboard.

Монитором можно управлять с ПК с помощью фирменного ПО OSD Sidekick. Кроме настроек, доступных из меню монитора, в OSD Sidekick можно сохранять/загружать профили, редактировать форму перекрестия прицела, задавать клавиатурные сокращения, настраивать и переключать KVM и обновлять микропрограмму монитора. Только при запущенной OSD Sidekick на монитор выводятся данные на панель Dashboard. И именно в OSD Sidekick задаются клавиатурные сокращения, которым пользователь может увеличивать и уменьшать значение пользовательского счетчика. Что им полезно будет считать — зависит от игры.

Изображение

Настроек, изменяющих яркостный и цветовой баланс не очень много. Присутствует набор предустановленных значений настроек в виде нескольких заводских профилей и три профиля отведены под пользовательское сочетание настроек.

Настройки, которые по мнению разработчиков, чаще будут нужны игрокам, вынесены на страницу Gaming (Игра).

Основных режимов геометрической трансформации три: принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана, увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций (пиксели считаются квадратными) и вывод один к одному по пикселям в центре экрана. В тех случаях, когда изображение занимает не всю площадь экрана, оставшиеся поля заливаются черным. Дополнительно можно выбрать режимы имитации четырех размеров экранов (картинка растягивается до выбранных размеров и пропорций). Есть функция Overscan (Увеличить масштаб) — небольшое увеличение картинки так, что по периметру она чуть-чуть обрезается.

Присутствуют функции картинка-в-картинке (PIP) и картинка-рядом-с-картинкой (PBP). В режиме PIP выбирается положение дополнительного окна в одном из четырех углов, а также его размер из трех возможных (самый большой — это точно четвертая часть экрана). Изображение в дополнительном окне выводится с сохранением исходных пропорций. Вывод пиксель в пиксель для дополнительного окна мы получили при его выводе на четверть экрана в разрешении 1280 на 720 пикселей. В режиме PBP можно получить два изображения 1280×1440 с выводом точка в точку от независимых источников с заполнением всей области отображения.

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync (точнее AMD FreeSync Premium) по входам DisplayPort и HDMI. Этот монитор есть в списке. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—144 Гц для HDMI и 48—240 Гц для DisplayPort. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов бывает, но стабильность вывода невысокая. Проверить вход USB-C на совместимость с FreeSync и G-Sync Compatible возможности не было.

При подключении к компьютеру по DisplayPort поддерживалось разрешение до 2560×1440 при 240 Гц кадровой частоты на вход, и вывод изображения на экран также осуществлялся с этой частотой с 8 бит на цвет и с 10 бит при снижении частоты до 200 Гц. В случае HDMI — до 2560×1440 при 144 Гц и 8 бит, а при 60 Гц уже 12 бит. При таких сочетаниях разрешения и частот обновления поддерживается HDR.

Заявлено, что данный монитор соответствует требованиям DisplayHDR 400 (он есть в списке сертифицированных). Одним из критериев соответствия является долговременная яркость не ниже 320 кд/м² на белом фоне во весь экран и 400 кд/м² при выводе белого прямоугольника площадью 10% на черном фоне, а также кратковременное повышение яркости до этого же значения при выводе белого поля во весь экран после 10 секунд вывода черного поля во весь экран. Чтобы исключить влияние нашего выбора тестовых приложений и изображений, а также сочетания настроек монитора, мы решили воспользоваться официальной программой DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. При использовании этой программы вариация условий практически исключается, так как достаточно следовать инструкциям-подсказкам. В частности, настройки монитора должны быть сброшены на значения по умолчанию, что мы и сделали. Результат очень хороший: специальный тестовый градиент показал наличие 10-битного вывода (при 8-битном сигнале используется динамическое смешение цветов с помощью видеокарты (отлично), при 10-битном сигнале — самим монитором (качество чуть-чуть хуже)). На белом поле во весь экран долговременная установившаяся яркость достигает 447 кд/м², но и пиковая фактически не превышает этого значения. Таким образом, хотя бы по максимальной яркости, по количеству градаций оттенков и по цветовому охвату данный монитор соответствует критериям DisplayHDR 400. Отметим, что в режиме HDR работает не отключаемая динамическая подстройка яркости, но она работает почему-то в медленном режиме, что ухудшает передачу переходов от темных сцен к ярким.

Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к плееру Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Использовалось HDMI-подключение. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i/p и 4К при 50 и 60 кадр/с. 1080p и 4К при 24 кадр/с не поддерживается. В случае чересстрочных сигналов картинка просто выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (завалом на оттенок в светах и в тенях можно пренебречь). Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только типом видеосигнала. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности слегка размыто, но характерную для IPS структуру распознать можно (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб этих двух фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного значения списке Gamma (Гамма). Значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации R2:

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной (с учетом близости R2 к единице) при выборе варианта Гамма 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости весьма равномерный. При этом каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключение первого ближайшего к черному оттенка серого, который по яркости от черного не отличается:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,10, что немного меньше стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Дополнительной настройкой Black Equalizer (или Эквалайзер черного (ЭЧ) значения от 0 до 20, по умолчанию 10) можно скорректировать гамма-кривую, улучшая различимость деталей в тенях. Это может быть полезно в играх с темными сценами. Ниже приведены гамма-кривые при нескольких значениях Black Equalizer (построенные по 32 точкам):

И фрагмент в тенях:

При этом меняются уровни черного и белого, то есть меняется яркость и снижается контрастность, что не очень хорошо. Более правильным было бы изменять скорость роста яркости оттенков в тенях, не меняя уровни.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват заметно шире sRGB и приближается к охвату Adobe RGB:

Такой охват получается при выборе профиля, отличного от sRGB. При выборе профиля sRGB охват соответствующий:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) в случае исходного цветового охвата:

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить уширенный цветовой охват. В случае профиля sRGB с корректировкой цветового охвата компоненты подмешиваются друг к другу в значительной степени:

К сожалению, после выбора профиля sRGB, часть настроек, в частности настройки цветового баланса, становятся не доступными. Это типичная ошибка многих производителей мониторов. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Впрочем, в большинстве случаев достаточно будет выбрать профиль sRGB в мониторе.

Цветовой баланс просто при выборе профиля User Define (Определяется пользователем) для настройки Color Temp. (Цветовая температура), который обеспечивает максимальную яркость и контрастность с сохранением приемлемого качества изображения, отличный и отвечает критериям профессиональных мониторов, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) ниже 3. После выбора профиля sRGB баланс чуть хуже, но все равно остается достаточно хорошим для любых работ, не требующих особо точной цветопередачи. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и ΔE для профилей User Define без коррекции и sRGB.

Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,44 кд/м² −13 52
Яркость белого поля 430 кд/м² −3,8 5,3
Контрастность 980:1 −37 11

Если отступить от краев, то равномерность белого очень хорошая, а черного, и как следствие, контрастности — гораздо хуже. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам типичная. Визуально видно, что черное поле в основном ближе к краям засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

Впрочем, характер и степень засветки черного может сильно зависеть от экземпляра.

Если включить режим DCR (Динамическая контрастность), то работает глобальная (на всю площадь экрана) подстройка яркости — на очень темных сценах яркость подсветки уменьшается, а на черном поле во весь экран подсветка отключается совсем, но белого курсора мыши достаточно для включения подсветки. Такая подстройка яркости подсветки может улучшить восприятие темных сцен. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

В случае DCR есть две небольшие задержки — в начале вывода белого поля и после первого скачкообразного повышения яркости.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения, к портам USB ничего не подключено, частота обновления 240 Гц):

Значение настройки Brightness (Яркость) Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 445 38,7
50 258 26,6
0 43 24,0
Режим Aim Stabilizer Sync 172 23,6

В режиме ожидания монитор потребляет порядка 0,25 Вт, а в условно выключенном состоянии — 0,23 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На любом уровне яркости значимая модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Есть режим со вставкой темного кадра (черным он в данном случае не является) с названием Aim Stabilizer Sync. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось), когда яркость установлена на максимум (левая половина), и когда включена функция Aim Stabilizer Sync (правая половина):

Четкость в движении действительно повышается, но из-за обнаруживаемого в некоторых случаях мерцания с частотой максимум в 240 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. К тому же при включении этого режима сильно снижается яркость (с 445 до 172 кд/м²), что также снижает его ценность.

Нагрев монитора можно оценить по приведенному снимку с ИК-камеры, полученному после долговременной работы монитора на максимальной яркости (режим HDR) в помещении с температурой примерно 24 °C:

Нагрев спереди

Видимо, внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана.

Нагрев сзади

Нагрев сзади умеренный. Корпус БП нагрелся до 48 °C, что довольно много:

Блок питания

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения настройки Overdrive (ошибочно переведенной как Увеличить масштаб), которая управляет разгоном матрицы. Ступеней регулировки пять. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG) в случае режима с частотой обновления 240 Гц:

Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 50% и 70% и обратно при различных значениях настройки Overdrive (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Можно остановиться на варианте Balance (Баланс), так как на максимальном разгоне артефакты уже весьма заметны (на самом деле на некоторых динамичных картинках артефакты видно даже в случае минимального разгона). С нашей точки зрения, скорости матрицы уже после умеренного разгона вполне достаточно для динамичных игр.

Приведем зависимость яркости от времени при чередовании белого и черного кадра при 240 Гц кадровой частоты. Яркость белого поля — это 100% на графике:

Видно, что при 240 Гц чередования максимальная яркость белого кадра выше уровня 90% белого, а минимальная яркость черного кадра ниже 10%. Амплитуда изменения яркости больше 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 240 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, какие могут быть артефакты от разгона и повышает ли четкость в движении, описанная выше настройка Aim Stabilizer Sync, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с для частот обновления 60, 120 и 240 Гц), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступень разгона (OD=x) и включен ли режим Aim Stabilizer Sync (AS).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, но на максимальном разгоне артефакты уже очень заметные. Включение Aim Stabilizer Sync увеличивает четкость вплоть до одного пикселя по горизонтали, но объекты в движении троятся, что снижает положительный эффект. В этом режиме, видимо, можно обойтись без разгона матрицы.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8, при 240 Гц — на 4 пикселя. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или 1/240 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на соответствующее количество пикселей:

Видно, что четкость изображения после умеренного разгона матрицы, почти такая же, что и в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения при 240 Гц равна всего 2,6 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное −33°/36°
Горизонтальное −43°/41°
Диагональное −37°/38°

Углы обзора по снижению яркости довольно широкие. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре. Контрастность в диапазоне углов ±82° в случае отклонения по диагонали приближается к отметке 10:1, но все же не опускается ниже.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Стабильность цветов очень хорошая, это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.

Выводы

Gigabyte M27Q X — это игровой монитор высшего класса. К его особенностям относятся большой экран с разрешением QHD и умеренно игровой внешний вид. Есть поддержка частоты обновления до 240 Гц включительно, AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync Compatible. Традиционно для игровых мониторов Gigabyte, присутствует набор игровых функций, часть из которых работает совместно со специальным ПО. Монитор отлично подходит для любых игр и, например, для просмотра кино и для работы с большим количеством информации. Также не исключено его применение для работ, требующих высокой стабильности цветов по площади и при взгляде под углом, например для обработки графических изображений и редактирования видеоконтента. Отметим, что в качестве полноценной док-станции для ноутбука монитор не подходит из-за малой выходной мощности порта USB-C.

Достоинства:

  • Частота обновления до 240 Гц при разрешении QHD
  • Поддержка AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync Compatible
  • Низкая задержка вывода
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы и функция повышения динамической четкости
  • Несколько игровых функций
  • Отличное качество цветопередачи
  • ПО OSD Sidekick, расширяющее функциональность монитора
  • Есть поддержка HDR (сертификат DisplayHDR 400)
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Режимы картинка-в-картинке и картинка-рядом-с-картинкой
  • Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • Четыре видеовхода, в том числе USB-C
  • Хорошее качество выхода на наушники
  • Двухпортовый концентратор USB (3.0) с функцией быстрой зарядки
  • Функция KVM
  • Удобная и регулируемая подставка

Недостатки:

  • Значимых нет

За качество и функциональное оснащение монитор Gigabyte M27Q X получает редакционную награду «Оригинальный дизайн»:

Справочник по ценам

30 мая 2022 Г.