Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Colorful iGame GeForce RTX 3090 Ti Vulcan OC-V 24 ГБ 384-битной GDDR6X
Кратко о главном
Курсы криптовалют резко упали, особенно много потеряла монета Ethereum (ETH), на добыче которой, собственно, и жили майнеры-на-видеокартах все эти 1,5 года. Разумеется, майнинг был и до осени 2020, но в режиме «криптозимы», когда прибыла была крайне маленькой и малоинтересной для огромного количества майнеров. Массовая скупка карт и последующий дефицит этих компонентов ПК начались аккурат перед началом 2021 года. Теперь же ценники на видеокарты вовсю приближаются к когда-то рекомендованным Nvidia и AMD значениям, от которых реальные цены были очень далеки все эти месяцы. А на вторичной рынке типа AVITO уже много предложений с ценами ниже рекомендованных, и речь идет о новых видеокартах, но привезенных из Китая (изначально выпущенных для тамошнего рынка). О бывших в употреблении (и особенно в майнинге) видеокартах мы вообще даже речь не ведем по определению: покупка таких продуктов несет определенные риски.
А вот покупка совершенно новых видеокарт, но которые по сути без надлежащего гарантийного обслуживания (гарантия если и дается, то самой торговой точкой и на короткий срок), – это не рискованное занятие? С одной стороны, вроде и риски есть – придется оплачивать ремонт, если таковой потребуется, но с другой стороны, все же карты реально новые, а значит, что шанс получить экземпляр без проблем с работой на долгое время, – имеется, и неплохой. И вот таким постепенным, но планомерным способом начался захват российского рынка продуктами китайских компаний, которые ранее были ориентированы только на внутренний рынок КНР.
Безусловно, пока это некие мелкосерийные поставки сродни тем, что когда-то возили «челноки» из соседних стран типа Турции. Однако когда-то и маститые бренды точно также появлялись на прилавках разничных магазинов или компьютерных рынков. Рядом ранее малоизвестных у нас производителей уже начали интересоваться российские дистрибьютеры, а также компания, которая в чем-то схожа с Apple («все в одном») – DNS (которая самостоятельно заключает договора с производителями, самостоятельно возит товар и также самостоятельно продает в своих же магазинах).
Так вот, в Китае уже очень много лет трудится компания Colorful, созданная в 1995 году, начинавшая свой путь с видеокарт, и теперь выпускающая как видеокарты, так и матплаты, модули памяти, накопители SSD, готовые ПК и т.д. Colorful не имеет своих собственных заводов, осуществляет заказы на сторонних фабриках, имея свой большой штат инженеров, дизайнеров, архитекторов, и т.д. Как уже говорил, до недавнего времени ее продукция была представлена исключительно только внутри КНР, но теперь постепенно изделия этого вендора появляются в магазинах соседних стран, включая Россию. Продукты Colorful широко представлены в онлайн-продаже китайского Taobao, ну и разумеется, на AliExpress есть фирменный онлайн-магазин Colorful. Где, собственно, мы рассматриваемый сегодня ускоритель, и приобрели. Следует еще отдельно упомянуть, что у Colorful есть несколько брендов, и самый топовый из них – iGame (сродни ROG у Asus и Aorus у Gigabyte).
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация)
Ранее я уже отмечал, что даже RTX 3090 показывала прекрасную производительность в играх без RT во всех разрешениях, включая 4К на максимальных настройках графики. Более того, мы видели, что и RTX 3080 12 ГБ / 3080 Ti точно также давали отменный комфорт в 4К в подобных играх.
А если учесть, что RTX 3090 Ti на сегодня вообще король 3D-графики, то выводы очевидны. Более того, еще на примере RTX 3090 мы убедились, что подобные супермощные видеокарты способны выдать приличный комфорт даже в разрешении 8К, но при наличии в игре поддержки DLSS.
Что касается карты Colorful, то она чуть быстрее референс-аналога.
Игры с использованием трассировки лучей
В целом, как видно, оценки у флагманов не сильно отличаются от предыдущих, но это потому, что все больше и больше игр с поддержкой Nvidia DLSS, когда эта технология «умного» антиалиасинга позволяет резко поднять производительность, компенсируя падение от включения RT, а иногда DLSS поднимает производительность даже выше уровня, который выдают карты семейства RTX без трассировки лучей. Разумеется, в играх, где имеется трассировка лучей RT, но нет DLSS, – ситуация не такая радужная. Однако таких игр уже почти нет. Или DLSS, или AMD FSR (еще одна технология умного масштабирования картинки), но в наличии есть.
Все это говорит о том, что в целом выводы не меняются: RTX 3090 Ti и в играх с RT способен давать хороший комфорт на максимальных настройках графики в разрешении 4К, а подчас и в 8К (при наличии DLSS в игре. Карта Colorful немного быстрее референс-аналога, поэтому выводы по ней еще более оптимистичны.
Характеристики карты
Компания Colorful основана в 1995 году в Китайской Народной Республике. Штаб-квартира в Шеньчжене. До 2000 года Colorful начинала как агент по продаже компонентов ПК, разработала собственную систему каналов продаж, заложила основу для развития собственного бренда. С 2000 по 2012 год компания начала продвижение собственную марку видеокарт и матплат – Colorfly, под которой потом появились и другие продукты из ассортимента компонентов ПК. В конечном итоге в 2015 году была создана компания Shenzhen Colorful Yugong Technology Development Co., Ltd.(торговые марки Colorful, iGame). Сейчас Colorful разрабатывает и продвигает модели видеокарт, материнских плат, модулей памяти и накопителей SSD, корпусов, блоков питания и готовых ПК, а также ноутбуков. В компании работает около 500 инженеров, дизайнеров, архитекторов, маркетологов, продакт-менеджеров и т.д. Свои продукты компания заказывает на сторонних фабриках, не имея собственных производственных мощностей. До недавнего времени фокус всей продукции Colorful был нацелен на внутренний рынок Китая, сейчас же такие изделия можно найти в соседних странах Азии, а также стали более часто появляющимися товарами в российском ретейле.
Colorful iGame GeForce RTX 3090 Ti Vulcan OC-V 24 ГБ 384-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 3090 Ti (GA102) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | BIOS One-key OC: 1920(Boost)—2070(Max) BIOS Default: 1860(Boost)—2025(Max) |
1860(Boost)—1965(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2625 (21000) | 2625 (21000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 384 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 84 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 10752 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 336 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 112 | |
Число блоков Ray Tracing | 84 | |
Число тензорных блоков | 336 | |
Размеры, мм | 325×160×70 | 310×125×55 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 4 | 3 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS One-key OC/BIOS Default) | 481/478 | 475 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 36 | 35 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS One-key OC/BIOS Default) | 35,0/35,0 | 41,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | SLI (NVLink) | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 1 (16-контактный) | 1 (16-контактный) |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Средняя цена карты Colorful | на момент подготовки обзора 155 тысяч рублей в официальном магазине на AliExpress (включая доставку в Москву и не включая таможенную пошлину) и 140 тысяч рублей за новую карту на Avito |
Память
Карта имеет 24 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 12 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K512M32KPA-21 / D8BZC) рассчитаны на номинальную частоту работы в 2625 (21000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3090 Ti FE
Colorful GeForce RTX 3090 Ti Gaming OC 24G (24 ГБ) | Nvidia GeForce RTX 3090 Ti FE (24 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Стоит обратить внимание на то, что у рассматриваемой нами карты – один из вариантов референс-дизайна (их несколько, справа – вариант, что идет в фирменные видеокарты Founders Edition от самой Nvidia). Если ранее при изучении карт на базе RTX 3090/3080 мы подмечали отличия между PCB у карт Founders Edition и серийно выпускаемых карт партнерами Nvidia (у FE размеры самые маленькие, а также имеется V-образный вырез), то сейчас и партнеры стали следовать примеру Nvidia, и поэтому в целом дизайны весьма схожи, хотя все же «партнерские» PCB несколько длиннее, а также имеются небольшие отличия в системе питания.
Мы видим, что ядро имеет маркировку GA102-350 (полнофункциональный GPU), защиты от майнинга нет. Кристалл выпущен на 49й неделе 2021 года.
Суммарное количество фаз питания у GeForce RTX 3090 Ti FE — 21, а у карты Colorful — 28 (!). Стоит особо отметить, что у обеих карт имеется 28 посадочных мест под фазы, однако у референс-карты 7 мест просто не заняты, когда как инженеры Colorful решили заполнить все места, чтобы усилить стабильность работы системы питания в целом, а также увеличивается гибкость работы GPU при нагрузке.
Итак, распределение фаз такое: у GeForce RTX 3090 Ti FE — 18 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, а у карты Colorful — 24+4.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Обоими схемами (24+4) управляет один ШИМ-контроллер MP2891 от Monolithic Power Systems (расположенный на оборотной стороне PCB). Это совершенно новый контроллер, по нему найти информацию пока не удалось, однако есть некоторые данные, говорящие, что он расчитан максимум на 16 фаз, поэтому очевидно, что идет параллельное управление фазами питания GPU (не 24, а реально 12), плюс 4 прямые фазы питания микросхемами памяти.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае MP86957 (Monolithic Power Systems), каждая из которых рассчитана максимально на 70 А.
На обеих сторонах платы имеется по одному контроллеру uS5650Q (uPI Semiconductor), которые отвечают за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
Карта имеет два режима работы, они заложены в двух вариантах BIOS, которые переключаются с помощью кнопки сзади карты (на крепежной планке): One-key OC (разгон) и Default (по умолчанию). Разница между режимами заключается не только в оборотах вентиляторов, но и Boost-частоты GPU разные.
Штатные частоты памяти, а также Boost-значение частоты работы ядра в режиме BIOS по умолчанию у карты Colorful равны референсным значениям, при этом при этом максимальная частота GPU в режиме BIOS Default выше референс-аналога на 3%.
Если же мы включаем BIOS One-key OC, то здесь Boost-значение частоты работы ядра увеличено почти на 3,5% относительно референс-значения, при этом максимальная частота GPU выше референс-аналога уже на 6%. Энергопотребление карты Colorful в тестах доходило до 478 Вт (в режиме по умолчанию) и до 481 Вт (BIOS One-key OC). Исследования показали, что в среднем мы получили в играх прирост производительности на 2,7% относительно референс-карты в режиме по умолчанию и на 5% в режиме One-key OC.
Я попробовал ручной разгон, однако поскольку предел потребления сильно поднять нельзя, драйверы не позволили получить приличный прирост: я получил максимальные частоты 2170/21700 МГц, что обеспечило прирост в играх в разрешении 4К в среднем почти на 10% относительно референсных значений. Энергопотребление карты выросло до 495 Вт. Мы видим, что сама по себе карта RTX 3090 Ti выжимает из ядра GA102 по максимуму.
Питание на карту Colorful подается через новый 16-контактный разъем питания стандарта PCIe 5.0.
На данный момент из 16-ти контактов задействованы 12 (4 контакта, расположенные отдельно вдоль разъема, пока не используются). В комплекте поставки карты имеется адаптер – переходник с 12-контактного разъема на три по 8 (всем хорошо знакомых).
Также особо надо отметить большие габариты данной карты, особенно по толщине – 7 см.
Поэтому видеокарта занимает 4 слота в системном блоке.
RTX 3090 Ti (как и RTX 3090) обладает поддержкой мультиграфической конфигурации, то есть технологией SLI, для чего у карты имеется специальный разъем на верхнем торце. Две карты через такие разъемы с помощью отдельно продаваемого моста NVLink могут работать совместно. При этом ширина такого NVLink должна быть 8 см (напомню, что карта имеет толщину 7 см, ну и требуется минимум 1 см между картами для обеспечения охлаждения). Стоит напомнить, что на сегодня технология SLI играми практически уже не поддерживается, а поддержка SLI в драйверах Nvidia для игр давно прекращена. Так что NVLink актуален сейчас лишь в профессиональных приложениях, которым требуется огромный объем памяти и объединение усилий двух ускорителей уровня RTX 3090/3090 Ti.
Карта имеет стандартный набор гнезд вывода информации: три DP 1.4a и один HDMI 2.1.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты iGame Center.
Особо надо сказать, и это было хорошо видно даже с первых фотографий, что видеокарта Colorful из серии Vulkan имеет поворачиваемый прямоугольный OLED экран, закрепленный на верхнем торце карты. Он может демонстрировать мониторинг состояния карты, а также выводить пользовательскую анимацию или картинку, для чего у карты на торце рядом с разъемом питания есть дополнительное гнездо для подключения поставляемого с картой кабеля, который с других концов подключается порт USB 2.0, а также к ARGB-разъему на матплате (для синхронизации подсветки). На видеоролике выше все это хорошо видно.
Управлением вывода на данный OLED экран также занимается утилита iGame Center.
Нагрев и охлаждение
В целом концепция СО у этой карты соответствует той, что рекомендовала Nvidia при выпуске RTX 3xxx серии: компактная PCB и система охлаждения, продувающая крайним вентилятором радиатор насквозь. Собственно, инженеры Colorful по сути усилили такой вариант: основой кулера является огромный многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора. Трубки припаяны к огромному никелированному плато, скрывающему испарительную камеру.
Микросхемы памяти и преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью этой же огромной подошвы (через термопрокладки).
Задняя пластина не участвует в охлаждении оборотной стороны платы, а служит элементом защиты и усиления жесткости PCB, а также несет на себе подсветку.
Поверх радиатора установлен кожух, покрывающий три вентилятора ∅95 мм (каждый с 13 лопастями), оси которых закреплены на радиаторе, а кожух легко снимается, предоставляя возможности очистки радиатора и вентиляторов от пыли без демонтажа всей СО.
Поэтому внешне смотрится несколько забавно, когда при вращении вентиляторов их «центры» остаются неподвижными.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:
Режим One-key OC:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 67 градусов, а температура микросхем памяти — 73 градусов, что является просто фантастическим результатом для видеокарт флагманского уровня! Энергопотребление карты доходило до 481 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C.
Режим Default (по умолчанию):
В этом случае в плане температур вообще ничего изменилось, да и обороты вентиляторов были на том же уровне, что говорит о том, что СО у карты с приличным запасом (раз в предыдущем случае при более повышенных частотах ядра мы получили полностью идентичную картину). Энергопотребление карты практически не изменилось (478 Вт).
При ручном разгоне параметры нагрева и шума менялись очень мало, максимальное потребление выросло лишь до 495 Вт.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев (Gaming mode):
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около микросхем памяти.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D в обоих режимах One-key ОС/Default температура была не выше 39 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
Режим BIOS: One-key ОС
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 67/73 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1780 оборотов в минуту, шум вырастал до 35,0 дБА: это отчетливо слышно. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
Режим BIOS: Default (по умолчанию)
Все полностью аналогично предыдущему случаю. В видеоролике ниже это продемонстрировано (шум фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
Стоит напомнить, что тепло, выделяемое картой, остается внутри системного блока, так что использование корпуса с хорошей вентиляцией крайне желательно.
Подсветка
Подсветка у карты имеется в виде двух ломаных тонких полос на лицевой стороне кожуха,
а также в виде логотипа в светящемся треугольнике на задней стороне карты.
Да, для такой суперкарты подсветка выглядит очень скромно, однако все это с лихвой компенсируется наличием OLED экрана на верхнем торце карты. Выше я уже рассказывал о нем, и об управлении вывода информации с помощью iGame Center.
Можно оставить и режим по умолчанию с выводом красочного ролика с логотипом серии Vulcan (чем не добавка к подсветке?).
Управляется сама подсветка также программой iGame Center.
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки обширен, и этому следует уделить особое внимание. Кроме традиционного краткого руководства пользователя, он включает разборную металлическую подставку-штатив под карту, адаптер-переходник питания с 12-контактов на три по 8, фирменную отвертку с двумя насадками, а также... перчатки.
Подставка типа штатива, упирающегося в дно корпуса, состоит из трех секций, на ней – кронштейн, регулирующийся по высоте, так что можно подобрать нужный вариант. Такой способ опоры не перекрывает слоты ниже видеокарты в системном блоке. Однако не всегда прямо под видеокартой имеется открытое пустое пространство на дне корпуса для установки такой подставки-штатива (корпуса сейчас делают очень разные). Да и в случае переноски системного блока, скорее всего, придется демонтировать подставку.
Для легкого снятия кожуха с карты с целью очистки СО от пыли в комплекте имеется отвертка с двумя насадками.
Ну и самая «изюминка» комплекта: набор перчаток для того, чтобы безопасно монтировать видеокарту в системный блок (с целью защиты устройства от статического электричества).
Результаты тестирования, конфигурация
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
- God of War (Sony IE/Sony IE)
- Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
- Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
- The Medium (Bloober/Bloober)
- Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
- Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
- Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
- Battlefield 2042 (DICE/EA)
Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH) использовался майнер T-Rex (0.26.3), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:
- по умолчанию
- оптимизация (лимит потребления снижен до 60 – 70%, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)
Из-за обхода защиты LHR в последних версиях майнеров, все подобные карты с защитой, принимающие участие в данном тестировании, выдают полноценный хешрейт.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS/FSR.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Учитывая, что RTX 3090 Ti является лидером по производительности на сегодня, а его предшественника RTX 3090 мы уже ранее исследовали в разрешении 8К, то логично было протестировать в этом огромном разрешении и новинку — разумеется, с применением DLSS/FSR и трассировки лучей.
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей (и DLSS/FSR) в разрешении 7680×4320 (8К)
Сегодня нормально поиграть в таком разрешении можно только на самых флагманских и дорогих видеокартах уровня RTX 3090 Ti/3090/3080 Ti/3080, а также RX 6950/6900 XT, да и то список не столь велик: для приемлемого комфорта в таких играх требуется обязательная поддержка DLSS (или FSR), разумеется, желательно использование трассировки лучей.
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 19 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3090 Ti и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, разгон до 2170/21700 | 480 | 30 | 158 000 |
02 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, 1920-2070/21000 | 470 | 30 | 158 000 |
03 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860-1965/21000 | 450 | 25 | 178 000 |
04 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2250-2470/16000 | 420 | 45 | 94 000 |
05 | RTX 3090 24 ГБ, 1695-1965/19500 | 420 | 29 | 147 000 |
06 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665-1965/19000 | 410 | 37 | 110 000 |
Как ранее мы уже отмечали: лидер есть лидер во всех отношениях, но с одной оговоркой: мы еще не тестировали новый флагман от AMD – Radeon RX 6950 XT, который обещает быть чуть быстрее предшественника, поэтому не исключено, что может и догнать RTX 3090 Ti (при первой возможности мы изучим этот вопрос). Карта Colorful, как и ожидалось, чуть быстрее референс-аналога.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT
Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS или AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, разгон до 2170/21700 | 820 | 52 | 158 000 |
02 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, 1920-2070/21000 | 790 | 50 | 158 000 |
03 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860-1965/21000 | 760 | 43 | 178 000 |
04 | RTX 3090 24 ГБ, 1695-1965/19500 | 710 | 48 | 147 000 |
05 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665-1965/19000 | 680 | 62 | 110 000 |
07 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2250-2470/16000 | 610 | 65 | 94 000 |
Конечно же, флагману от Nvidia здесь активно помогает технология DLSS, поэтому соотношение сил в целом такое же, что и в предыдущем примере. А вот Radeon RX 6900 XT попал уже в аутсайдеры из-за более драматичного «переваривания» трассировки лучей, а также не такой эффективной как DLSS работы технологии FSR. Возможно, что даже RX 6950 XT не сумеет здесь не только обойти, но и догнать RTX 3080 Ti, не говоря уж о RTX 3090.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на июнь 2022 года. Учитывая нацеленность RTX 3090 Ti на разрешение 4К, мы привели рейтинги, подсчитанные только при использовании разрешения 3840×2160. Поэтому рейтинг iXBT.com отличается от приведенного выше.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
06 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2250-2470/16000 | 66 | 619 | 94 000 |
14 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665-1965/19000 | 57 | 627 | 110 000 |
16 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, разгон до 2170/21700 | 50 | 786 | 158 000 |
17 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, 1920-2070/21000 | 47 | 747 | 158 000 |
18 | RTX 3090 24 ГБ, 1695-1965/19500 | 44 | 652 | 147 000 |
19 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860-1965/21000 | 40 | 716 | 178 000 |
В базовом материале мы уже говорили, что данный рейтинг полезности, основанный исключительно на игровой производительности, не особо корректен для карт уровня RTX 3090/3090 Ti, так как эти ускорители не только игровые, но и полупрофессиональные и предназначены для использования в составе ПК для моделирования, проектирования и т.п. Собственно, потому такие видеокарты и очень дорогие, несоразмерно выдаваемой игровой производительности.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
08 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665-1965/19000 | 92 | 1011 | 110 000 |
12 | RX 6900 XT 16 ГБ, 2250-2470/16000 | 87 | 822 | 94 000 |
14 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, разгон до 2170/21700 | 82 | 1296 | 158 000 |
16 | Colorful iGame RTX 3090 Ti Vulkan, 1920-2070/21000 | 78 | 1239 | 158 000 |
17 | RTX 3090 24 ГБ, 1695-1965/19500 | 73 | 1074 | 147 000 |
18 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860-1965/21000 | 67 | 1186 | 178 000 |
Все вышесказанное в отношении RTX 3090/3090 Ti справедливо и здесь.
Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)
Как и RTX 3090, карты на базе RTX 3090 Ti не имеют защит от майнинга Ethereum. Разумеется, RTX 3090 Ti демонстрирует самый максимальный хешрейт, из того что может выдать видеокарта. Правда на момент написания материала курс ETH катастрофически упал, а карты подобные 3090 Ti потребляют очень много (даже с оптимизациями), поэтому вряд ли сейчас имеет смысл рассматривать такие ускорители для майнинга.
Но для информации все же скажем, что при запуске майнинга ETH с параметрами работы карты по умолчанию температура памяти поднимается до 86 градусов, что не критично. При этом мы получаем около 108 МH/s, что сравнимо с хэшрейтом RTX 3090 (или 3080 после очень агрессивной оптимизации).
Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C.
В нашем случае после оптимизации параметров работы карты и принудительного улучшения охлаждения нагрев памяти в майнинге по алгоритму ethash не превышал 72 – 73 градусов. А хэшрейт вырос почти до 120 MH/s, что является почти максимально возможным от одной карты.
Выводы
Colorful iGame GeForce RTX 3090 Ti Vulcan OC-V (24 ГБ) — очень симпатичное и исключительно мощное решение. GeForce RTX 3090 Ti на сегодня — самый производительный ускоритель 3D-графики игрового класса, способный обеспечить полный комфорт в играх с максимальными настройками графики в разрешении 4К. Также это отличное решение для прикладных задач типа 3D-моделирования и САПР, обладающее огромным объемом памяти.
Рассмотренная карта Colorful является весьма длинной и очень широкой, занимает 4 слота в корпусе, это надо учитывать при планировании апгрейда своего ПК. В комплекте поставки есть поддерживающий штатив с опорой на дно корпуса, поэтому за прогибание карты в системном блоке можно не волноваться. Также в комплекте идут нужная отвертка и хорошие перчатки, защищающие карту от статики при установке в ПК (да и отпечатков пальцев на ней не будет).
Шум от системы охлаждения заметный, но терпимый. Карта может потреблять почти 500 Вт, она требует три 8-контактных разъема питания (подключаются к прилагаемому адаптеру-переходнику на 16-контактный разъем на самой карточке), так что наличие мощного БП обязательно! Заодно требуется хорошо продуваемый корпус, поскольку почти весь нагретый воздух остается внутри системного блока. Видеокарта имеет два режима работы: с повышенными частотами (One-key OC), и с частотами на уровне референсных. Переключаются режимы кнопкой на внешней стороне крепежной планки. Переключать режимы можно только у выключенной карты!
Стоит снова сказать, что в целом GeForce RTX 3090 Ti отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS и для разрешения 8К в некоторых играх с поддержкой DLSS. Также для него справедливы все особенности семейства GeForce RTX 30, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.
Справочные материалы:
- Руководство покупателя игровой видеокарты
- Справочник по AMD Radeon HD 7xxx/Rx
- Справочник по Nvidia GeForce GTX 6xx/7xx/9xx/1xxx
В номинации «Оригинальный дизайн» плата Colorful iGame GeForce RTX 3090 Ti Vulcan OC-V (24 ГБ) получила награду:
В номинации «Отличная поставка» плата Colorful iGame GeForce RTX 3090 Ti Vulcan OC-V (24 ГБ) получила награду:
Видеокарта была приобретена в официальном магазине Colorful на AliExpress