Обзор видеокарты Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition (12 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition 12G 12 ГБ 384-битной GDDR6X

Кратко о главном

У нас на тестировании видеокарта на базе GeForce RTX 3080, но с 12 гигабайтами памяти, и она имеет заметные отличия от моделей, которые выпускались на этом GPU ранее. Глянем на таблицу различий.

Отличия между RTX 3080 10ГБ, 3080 12 ГБ и 3080 Ti
  GeForce RTX 3080 10 ГБ GeForce RTX 3080 12 ГБ GeForce RTX 3080 Ti 12 ГБ
Графический процессор GA102 GA102 GA102
Количество потоковых процессоров 8704 8960 10240
Количество блоков трассировки лучей 68 70 80
Количество тензорных ядер 272 280 320
Количестве текстурных блоков 272 280 320
Количество блоков растеризации ROP 96 112 112
Частота ядра (Boost — Max), МГц 1710 — 1965 1710 — 1965 1665 — 1965
Частота памяти, МГц 4750 (19000) 4750 (19000) 4750 (19000)
Шина обмена с памятью, бит 320 384 384
Тип видеопамяти GDDR6X GDDR6X GDDR6X
Объем видеопамяти, ГБ 10 12 12
Интерфейс PCI Express x16 4.0 PCI Express x16 4.0 PCI Express x16 4.0
Максимальная мощность, Вт 320 350 350
Наличие защиты от майнинга LHR нет / есть есть есть

Вариант RTX 3080 с 12 ГБ памяти появился на рынке как-то тихо, без анонса и без внесения изменений в название, хотя у него GPU с увеличенным количеством активных вычислительных блоков, включая и текстурные, тензорные и RT-ядра, да еще и шина обмена с памятью расширена до 384 бит. В то же время, модификация произведена так, чтобы не создавать конкуренцию находящемуся на уровень выше RTX 3080 Ti, поэтому количество ядер CUDA, тензорных ядер, а также блоков трассировки лучей у RTX 3080 с 12 ГБ выросло незначительно, и у RTX 3080 Ti их все же заметно больше. Впрочем, варианты карт RTX 3080 c 12 ГБ, выпущенные партнерами Nvidia, могут иметь повышенные частоты работы и «дотягиваться» до RTX 3080 Ti даже без дополнительного ручного разгона.

Повторим, что новые карты RTX 3080 не получили никакого специального обозначения, кроме указания объема памяти на коробках, так что покупатель теперь, теоретически, может наткнуться на одну из трех (!) разных версий RTX 3080: самая первая версия RTX 3080 10 ГБ не имела защиты от майнинга LHR (ее уже почти невозможно найти в продаже, но все же), затем вышла RTX 3080 10 ГБ с LHR, и вот теперь новая RTX 3080 12 ГБ (также с LHR).

Теперь перейдем к нашим традиционным сводным диаграммам — в начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности того или иного семейства, к которому относится конкретный ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация)

Давно известно, что RTX 3080 с 10 ГБ памяти демонстрирует прекрасную производительность в классических играх (без трассировки лучей) в разрешениях до 4К включительно, и это при максимальных настройках графики. Логично, что ускоренный вариант RTX 3080 c увеличенным на 20% объемом видеопамяти обеспечивает еще больший комфорт в играх в том же разрешении 2160р (4К). А опыт тестирования RTX 3080 Ti и RTX 3090 показывает, что в ряде случаев можно замахнуться и на разрешение 8К, если в игре есть поддержка DLSS. Что касается изучаемой карты Asus, то она быстрее референсного ускорителя и почти дотягивается до RTX 3080 Ti.

Игры с использованием трассировки лучей

Включение трассировки лучей вызывает падение производительности, однако совсем сильно это сказывается на видеокартах AMD, а у RTX 30 все не так уж плохо. При этом появляется все больше игр с поддержкой Nvidia DLSS, а эта технология «умного» антиалиасинга позволяет резко поднять производительность, компенсируя падение от включения RT. У AMD есть аналогичная по смыслу (но не по принципу) технология FSR, и ее поддержку мы тоже все чаще видим в играх. Однако основная масса игр пока еще не поддерживает ни то, ни другое, поэтому дать усредненную оценку очень сложно. Результаты тестирования в нашем наборе игр отражены на диаграмме выше.

Что касается RTX 3080 12 ГБ, то ее рейтинг в играх с RT лишь ненамного снизился по сравнению с классическими играми. Так что и с RT (+DLSS) такой ускоритель очень хорошо подходит для игр в разрешении 4К. Карта Asus побыстрее референс-аналога, и выводы по ней еще более оптимистичны.

Характеристики карты

Компания Asustek Computer (торговая марка Asus) основана в 1989 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. На рынке в России с 1992 года. Старейший производитель видеокарт и материнских плат. Сейчас выпускает очень широкую гамму продуктов по многим разделам IT-индустрии (включая мобильный сегмент). Производство в Китае и на Тайване. Общая численность работников около 2000 человек.

Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition 12G 12 ГБ 384-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3080
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs) в режиме OC Mode, МГц BIOS P Mode: 1890(Boost)—2025(Max)
BIOS Q Mode: 1890(Boost)—2025(Max)
1710(Boost)—1965(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4750 (19000) 4750 (19000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 384
Число вычислительных блоков в GPU 70
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 8960
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 280
Число блоков растеризации (ROP) 112
Число блоков Ray Tracing 70
Число тензорных блоков 280
Размеры, мм 320×140×60 285×100×37
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS P Mode/BIOS Q Mode) 397/397 352
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 35 35
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS P Mode/BIOS Q Mode) 37/30,2 41,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 2×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 3 1 (12-контактный)
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц

Память

Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 12 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19G / D8BWW) рассчитаны на номинальную частоту работы в 4750 (19000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3080 Ti FE

Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition 12G (12 ГБ) Nvidia GeForce RTX 3080 Ti FE (12 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Референс-карты RTX 3080 с 12 ГБ не существует, поэтому сравниваем с RTX 3080 Ti. Можно заметить, что основа этих плат одинаковая.

Карта Asus получилась более габаритной, нежели RTX 3080 Ti FE, однако это определяется ее весьма громоздкой СО. Суммарное количество фаз питания у референс-карты — 18, а у карты Asus — 22. Распределение фаз: 18 на ядро и 4 на микросхемы памяти у карты Asus и 15+3 у референса.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Для управления схемой питания GPU используются два ШИМ-контроллера MP2888A (Monolith Power Systems), каждый из которых способен управлять максимум 10 фазами (реализовано 9+9). Оба расположены на лицевой стороне платы.

На той же стороне имеется ШИМ-контроллер uPI Semiconductor uP9512Q, который управляет 4-фазной схемой питания микросхем памяти.

Схема питания ядра у карты Asus традиционно построена с применением технологии Super Alloy Power II, использованы современные твердотельные конденсаторы и транзисторные сборки DrMOS — в данном случае TDA21570 (Infineon), каждая из которых рассчитана максимально на 70 А.

А в схеме преобразования питания микросхем памяти применены сборки NCP303151 (On Semiconductor), рассчитанные на максимальный ток 50 А.

Также есть два контроллера NCP45491 (On Semiconductor), отвечающие за мониторинг (слежение за напряжением и температурой). Они расположены на лицевой и оборотной сторонах PCB.

Как и у всей серии видеокарт ROG, у этой платы в хвостовой части имеются два коннектора для подключения корпусных вентиляторов, которые будут работать в соответствии с нагревом видеокарты, и за это отвечает контроллер IT8915FN (ITE).

А управление подсветкой отдано фирменному контроллеру Aura 82UA0 (скорее всего, перемаркировка одного из контроллеров On Semiconductor).

Штатная частота памяти у карты Asus равна референсному значению, а частота работы ядра в режиме по умолчанию (Gaming mode) на 8% выше в бусте и по максимальному значению, нежели у референс-карты. OC Mode (его следует включать с помощью фирменной программы Asus GPU Tweak) поднимает Boost-частоту до +10% относительно референсной величины, однако максимальная частота оказывается выше референсного максимума лишь на 3,1%, поэтому реальный прирост производительности оказался не больше 8%. При ручном разгоне потребление можно поднять до 118%, и такой подъем лимита потребления дал эффект: драйверы не ограничивали разгон существенно. Карта стабильно работала при разгоне ядра до максимальных 2145 МГц, а памяти — до 21,2 ГГц. Это примерно на 12% выше референсных величин, и такой разгон обеспечил прирост производительности в 10%.

Карта имеет двойной BIOS, что уже традиционно для топовых решений Asus. На торце карты есть переключатель, в разных версиях BIOS (они названы Performance mode и Quiet mode — производительный и тихий режимы) заданы разные кривые работы вентиляторов.

Также стоит отметить, что у платы не обычные 4, а 5 видеовыходов: добавлен еще один HDMI 2.1. Однако GPU позволяет выводить картинку одновременно только на 4 монитора, поэтому такое решение просто обеспечивает бо́льшую гибкость при выборе видеовыходов.

Питание подается через три 8-контактных разъема. Они имеют светодиоды-индикаторы правильности подключения питания (при неправильном подключении и при отсутствии питания горят красным цветом).

Через фирменную утилиту Asus GPU Tweak II можно включить фабричный режим OC Mode. Разумеется, есть и возможность ручного разгона.

Режим по умолчанию
Самый правильный режим
Никому не нужный режим, толку от него нет
Панель ручной настройки работы карты

Нагрев и охлаждение

Основой СО является огромный двухсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, припаянными к подошве прямого контакта с GPU и микросхемами памяти. Этот же радиатор служит охладителем и для компонентов преобразователей питания VRM с помощью небольших подошв. Для остальных мосфетов VRM предусмотрен отдельный радиатор, размещенный на раме, прикрученной к основному радиатору. Задняя пластина выполнена из алюминия с электроизолирующим покрытием и имеет двойное предназначение: служит элементом защиты PCB и через термоинтерфейс участвует в охлаждении оборотной стороны карты в зонах преобразователей питания.

Почти весь горячий воздух остается внутри корпуса, он выдувается частично за видеокарту, а также напрямую на материнскую плату. А значит, надо иметь хорошо продуваемый корпус.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм типа Axial-tech, у которых концы лопастей соединены кольцом для более четкого направления потоков воздуха на радиатор. Центральный вентилятор вращается в противоположную сторону относительно крайних, что обеспечивает эдакий «эффект шестеренок», помогая бороться с турбулентностью потока воздуха.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, затем еще до загрузки ОС выключаются. Затем снова включаются на несколько секунд до загрузки видеодрайвера, а после опроса рабочей температуры опять выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему. Вентиляторы выключаются в простое с любым вариантом BIOS.

Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:

BIOS P Mode (Performance):

После 2-часового прогона под нагрузкой в OC Mode максимальная температура ядра не превысила 67 градусов, что является великолепным результатом для видеокарт такого уровня. Максимальная мощность была зафиксирована на уровне 397 Вт, а максимальный нагрев наблюдался в центре PCB, и основным источником нагрева являются микросхемы памяти, которые нагревались до 80 °C.

Ниже приведен ролик 9-минутного нагрева карты, ускоренного в 50 раз.

При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись, однако максимальное потребление выросло до 405 Вт.

BIOS Q Mode (Quiet):

В этом режиме нагрев ядра был чуть выше — 74 °C, но вентиляторы вращались медленнее.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В простое режимы Performance Mode и Quiet Mode совершенно не отличались: в 2D температура была не выше 44 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура в Performance Mode достигала 67 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1834 оборотов в минуту, шум вырастал до 37,0 дБА: это громко, но еще терпимо. В видеоролике ниже шум фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд.

В режиме Quiet Mode температура достигала 74 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1450 оборотов в минуту, а шум вырастал лишь до 30,2 дБА: это тихо.

Подсветка

Подсветка у карты реализована на верхнем торце, во вставках около вентиляторов и в логотипе ROG на задней пластине.

Управление подсветкой традиционно выполнено с помощью фирменной программы Asus — Armoury Crate.

Выбор режимов не очень широк, однако имеется программа Aura Creator, которая также распространяется бесплатно, и с ее помощью можно создать собственные сценарии подсветки.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя и карточки ROG, включает мелкие бонусы в виде стяжек и фирменной линейки.

Линейка имеет не только шкалы в сантиметрах и дюймах, но и координаты штаб-квартиры компании на Тайване :)

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
  • God Of War (Sony IE/Sony IE)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Battlefield 2042 (DICE/EA)

Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH) использовался майнер T-Rex (0.21.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:

  • по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
  • оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)

Для тестирования GeForce RTX 3060 (не LHR) использовался драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.

Результаты тестирования в 3D-играх

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
God Of War
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
BattleField 2042

Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для особых технологий антиалиасинга Nvidia DLSS, а также AMD FSR. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS / FSR.

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS / FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
God Of War, DLSS / FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT + DLSS
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT + DLSS / FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT + FSR
 
BattleField 2042, RT
 
BattleField 2042, RT + DLSS

Учитывая, что RTX 3080 12 ГБ по производительности находится не так уж далеко от RTX 3090, а последний мы уже исследовали в работе в разрешении 8К, то логично было протестировать в этом огромном разрешении и новинку — разумеется, с применением DLSS.

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей (и DLSS / FSR) в разрешении 7680×4320 (8К)

 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
God Of War, DLSS/FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT+DLSS
 
The Medium, RT+DLSS/FSR
 
Far Cry 6, RT+FSR

Еще раз хочется отметить, что в 8К пока нормально играть невозможно — разве что в пару игр, которые позволят при этом сохранить высокие настройки графики. Однако поиграть все-таки можно, а учитывая, что 8К-телевизоры имеют очень большие размеры (от 55″), эффект от игры на таких огромных «мониторах» может быть весьма впечатляющим. Мы проводили тестирование, которое показало, что потерь в качестве картинки от применения DLSS практически нет даже при включении режима Balanced (не говоря о Quality). А вот FSR иногда может давать небольшие визуально ощутимые потери в качестве.

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 16 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3080 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений. Цены видеокарт уже давно не радуют, а в нынешней обстановке попытки хоть как-то соотнести производительность видеокарт и их стоимость заведомо обречены на провал. Поэтому мы убираем из статей рейтинг полезности и ценовую информацию. Надеемся, не навсегда.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com
01 RX 6900 XT 16 ГБ, 2250—2470/16000 390
03 RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 380
04 Asus ROG Strix RTX 3080, разгон до 2145/21200 380
05 Asus ROG Strix RTX 3080 12 ГБ, 1890—2025/19000 380
06 RX 6800 XT 16 ГБ, 2250—2401/16000 360
07 RTX 3080 12 ГБ, 1710—1965/19000 360
08 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 350

Radeon RX 6900 XT попал в нашу группу и возглавил данный рейтинг по классическим играм без трассировки лучей и дополнительных техник в виде DLSS/FSR. В таких играх RX 6800 XT опережает своего конкурента в лице RTX 3080 с 10 ГБ, и только новая версия RTX 3080 с 12 ГБ видеопамяти из-за чуть более производительного GPU и расширенной шины обмена с памятью идет с ним на равных. Ну а карта Asus из-за повышенных частот работы графического процессора обошла конкурента в лице RX 6800 XT и даже догнала RTX 3080 Ti. Разгон карты Asus почти не сказался на рейтинге, так как в Full HD эта карта и так не являлась узким местом.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 9 тестам, где используется технология трассировки лучей и где одновременно присутствуют Nvidia DLSS и AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com
02 Asus ROG Strix RTX 3080, разгон до 2145/21200 830
03 RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 820
04 Asus ROG Strix RTX 3080 12 ГБ, 1890—2025/19000 810
05 RTX 3080 12 ГБ, 1710—1965/19000 770
06 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 750
07 RX 6900 XT 16 ГБ, 2250—2470/16000 660
09 RX 6800 XT 16 ГБ, 2250—2401/16000 600

В случае игр с трассировкой лучей ситуация резко меняется, поскольку видеокарты AMD резко проседают и оказываются на последних местах. Даже поддержка AMD FSR в используемых нами играх не помогает RX 6800 XT и RX 6900 XT хотя бы догнать RTX 3080 c 10 ГБ.

А если говорить только о картах семейства GeForce RTX 30, то новый RTX 3080 с 12 ГБ оказался чуть-чуть выше по производительности, нежели предыдущая версия с 10 ГБ. Повышенные частоты работы позволили карте Asus приблизиться к RTX 3080 Ti, а разгон карты позволил даже обойти RTX 3080 Ti (в данном случае максимальная нагрузка приходится именно на видеокарту).

Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)

 
Hashrate, MH/s

Все видеокарты на базе RTX 3080 c 12 ГБ памяти имеют защиту от майнинга эфира — LHR. Вопрос о нужности этой защиты лежит вне рамок наших исследований, потому что мы тестируем именно игровые видеокарты, а не решения для майнинга.

Тем не менее, справочно сообщаем, что при запуске майнинга ETH на карте, работающей с параметрами по умолчанию, температура памяти поднимается до 88 градусов, что не критично. Но при этом мы получаем всего 56-57 МH/s, что сравнимо с RTX 3060 Ti без LHR (и с RX 6800).

Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X у GeForce RTX 3080/3090, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C.

В нашем случае после оптимизации параметров работы карты и принудительного улучшения охлаждения нагрев памяти при майнинге по алгоритму ethash не превышал 71 градуса. А хэшрейт вырос почти до 62 MH/s, что сравнимо уже с RT 6900 XT и RTX 3070 без LHR, у которого память чрезмерно разогнана.

Выводы

Мы уже выпустили обзор варианта Nvidia GeForce RTX 3080 с 12 ГБ памяти, все необходимые выводы там сделаны, так что не будем повторяться. В целом GeForce RTX 3080 отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS. Также для него справедливы все сопутствующие семейству GeForce RTX 30 особенности, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.

Исследованная карта Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition 12G (12 ГБ) — одна из самых длинных моделей, что мы встречали, она влезет далеко не в каждый корпус. У нее очень жесткая конструкция (внутренняя рама системы охлаждения соединяет PCB с крепежной планкой в единое целое), поэтому бояться провисания в ее случае не нужно. Карта имеет повышенные Boost-частоты, что обеспечивает неплохую прибавку скорости в разрешении 4К, при этом по производительности данный продукт подчас догоняет более дорогой RTX 3080 Ti, а при ручном разгоне и обходит его. Система охлаждения шумновата в P Mode (производительном режиме), но зато нагрев карты при этом невысокий, так что остается запас на разгон. В режиме Q Mode (тихом) система охлаждения тихая, а нагрев не становится слишком высоким.

Карта может потреблять до 400 Вт, у нее три 8-контактных разъема питания, наличие очень мощного БП обязательно! Также требуется хорошо продуваемый корпус, поскольку весь нагретый воздух видеокарта оставляет внутри системного блока..

Справочные материалы:

В номинации «Оригинальный дизайн» плата Asus ROG Strix GeForce RTX 3080 OC Edition 12G (12 ГБ) получила награду:

Благодарим компанию Asus Russia
и лично Евгения Бычкова
за предоставленную на тестирование видеокарту

Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда

Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus

10 марта 2022 Г.