Общая информация о Radeon RX 7600 XT
Обзоры видеокарт семейства Radeon RX 7000 вроде бы уже закончились, но не совсем — мы «забыли» одну модель, выпущенную еще в январе этого года. Эта линейка видеокарт компании AMD выпускалась не совсем по стандартному плану, сначала вышел обзор младшей из пары флагманских моделей — Radeon RX 7900 XT, где мы подробно рассказали об архитектурных изменениях RDNA3 и особенностях новых видеокарт AMD, затем последовал рассказ о топовой Radeon RX 7900 XTX, но после него настало время не среднеценовых решений, как это бывало обычно, а бюджетной видеокарты Radeon RX 7600, а Radeon RX 7800 XT и Radeon RX 7700 XT вышли на рынок позднее.
А сегодня мы рассмотрим очень близкую к Radeon RX 7600 модель с суффиксом XT. Компания представила эту видеокарту на CES 2024 в начале января, модель заполнила место между Radeon RX 7600 и Radeon RX 7700 XT. Видеокарта без суффикса XT вышла в одно время с GeForce RTX 4060 Ti, и обе эти модели предназначены для игры в разрешении Full HD, но решение AMD уровнем и ценой стоит ниже указанной модели конкурента и соперничает с GeForce RTX 4060 без приставки Ti, выход которой на рынок состоялся позднее. А XT-вариант Radeon RX 7600 — это что-то среднее между GeForce RTX 4060 и GeForce RTX 4060 Ti. Полностью линейка видеокарт Radeon RX 7000 выглядит так:
В теории, для создания Radeon RX 7600 XT можно было использовать очень сильно урезанный вариант Navi 32, основанный на чиплетной компоновке, но это бы обошлось слишком дорого для этого ценового сегмента — особенно при отсутствии большого количества брака, бороться с которым как раз и помогают чиплеты в том числе. Поэтому для решения с ценой $329 взяли всё тот же монолитный кристалл Navi 33, известный нам по младшей модели без суффикса XT. Чип основан на той же графической архитектуре RDNA3, что и старшие решения серии, но он является цельным кристаллом — для простых GPU нет смысла разбивать его на кристаллы меньшего размера.
Но что делать, если в модели Radeon RX 7600 без XT уже был использован вариант графического процессора со всеми активными исполнительными блоками? «Разблокировать» отключенные блоки нельзя, остается только повышать тактовые частоты. Однако Radeon RX 7600 XT отличается от Radeon RX 7600 без суффикса не только чуть ускоренным GPU с тем же количеством исполнительных блоков, но еще и увеличенным вдвое объемом видеопамяти, а поэтому и повышенной на $60 ценой. И так как модель Radeon RX 7600 XT позиционируется скорее как решение ближе к GeForce RTX 4060, то она имеет близкую к этой модели рекомендованную цену.
По сравнительной табличке хорошо видно, что отличия между Radeon RX 7600 и Radeon RX 7600 XT не слишком значительные: увеличены только частоты чипа и объем локальной памяти. Неудивительно, что Radeon RX 7600 XT с 16 ГБ памяти также предназначен для игры в разрешении Full HD (лишь иногда 2560×1440) при максимальных настройках качества, включая трассировку лучей — как и его младший собрат. Видеокарта нацелена на вероятный апгрейд пользователей с устаревшими игровыми системами. Все компании обращают достаточно много внимания на ценовой диапазон около $300, так как он является одним из самых массовых.
По данным AMD, порядка 65% игроков используют разрешение Full HD и имеют устаревшие видеокарты в своих системах. Компания предлагает новую модель видеокарты для удовлетворения потребностей тех игроков, которые довольствуются чем-то вроде GeForce RTX 2060 и Radeon RX 5600 XT, и видеокарта Radeon RX 7600 XT с большим объемом памяти на их фоне действительно смотрится неплохо, так как позволит играть даже в разрешении 2560×1440, пусть и не во все игры. Также у новой карты есть возможность вывода изображения со сверхвысокими разрешением и кадровой частотой по DisplayPort 2.1 и полноценное кодирование видеоданных в формате AV1, хотя это менее важно.
Вот такие приросты производительности получат владельцы GeForce RTX 2060 при замене на Radeon RX 7600 XT по данным AMD — ускорение более чем вдвое, да еще и включая играбельную трассировку лучей. А ведь GeForce RTX 2060 является довольно распространенной видеокартой, но в современных играх при высоких настройках даже в разрешении Full HD она зачастую уже не обеспечивает требуемую производительность. И новая видеокарта с более высоким уровнем производительности вполне может заставить задуматься об апгрейде. Правда, нужно учитывать, что в данных AMD используется технология FSR — рендеринг в меньшем разрешении и масштабирование его до более высокого, а изредка еще и генерация дополнительных кадров.
В любом случае, выход Radeon RX 7600 XT был довольно важен для AMD, ведь GeForce RTX 4060 обеспечивала явно бо́льшую производительность при лишь чуть более высокой цене. И так как у AMD не было возможности увеличить количество исполнительных блоков в и без того уже полностью используемых возможностях Navi 33, им пришлось не только поднять частоту GPU, но и удвоить объем видеопамяти. Radeon RX 7600 XT использует чипы памяти удвоенной плотности, как и вариант GeForce RTX 4060 Ti с 16 ГБ. Но окажет ли удвоение объема видеопамяти до 16 ГБ заметное влияние на общую производительность? В том числе с этим мы сегодня и разберемся.
Так как основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты является новый графический процессор Navi 33 из бюджетного рыночного сегмента, базирующийся на архитектуре RDNA третьего поколения, которая тесно связана с архитектурами RDNA предыдущих версий, то перед прочтением статьи будет полезно ознакомиться с нашими предыдущими материалами по видеокартам компании AMD:
- [16.06.23] AMD Radeon RX 7600 на основе карты Gigabyte Radeon RX 7600 Gaming OC
- [30.01.23] AMD Radeon RX 7900 XTX: на основе карты Sapphire Radeon RX 7900 XTX
- [24.01.23] AMD Radeon RX 7900 XT: на основе карты XFX Radeon RX 7900 XT
- [21.11.20] AMD Radeon RX 6800 XT: компании AMD удается догнать флагманские решения конкурента, но не во всем
Графический ускоритель Radeon RX 7600 XT | |
---|---|
Кодовое имя чипа | Navi 33 |
Технология производства | 6 нм (N6 TSMC) |
Количество транзисторов | 13,3 млрд |
Площадь ядра | 204 мм² |
Архитектура | унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
Аппаратная поддержка DirectX | DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2 |
Шина памяти | 128-битная: 2 независимых 64-битных контроллера памяти с поддержкой GDDR6 |
Частота графического процессора | до 2760 МГц |
Вычислительные блоки | 32 вычислительных блока CU, состоящих в целом из 2048 ALU для целочисленных расчетов и расчетов с плавающей запятой (поддерживаются форматы INT4, INT8, INT16, FP16, FP32 и FP64) |
Блоки трассировки лучей | 32 блока Ray Accelerator для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 128 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов |
Блоки растровых операций (ROP) | 8 широких блоков ROP на 64 пикселя с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка интерфейсов HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1 |
Спецификации референсной видеокарты Radeon RX 7600 XT | |
---|---|
Частота ядра (игровая/турбо) | 2470/2760 МГц |
Количество универсальных процессоров | 2048 |
Количество текстурных блоков | 128 |
Количество блоков блендинга | 64 |
Эффективная частота памяти | 18 ГГц |
Тип памяти | GDDR6 |
Шина памяти | 128 бит |
Объем памяти | 16 ГБ |
Пропускная способность памяти | 288 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP32) | до 22,6 терафлопс |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 177 гигапикселей/с |
Теоретическая скорость выборки текстур | 353 гигатекселей/с |
Шина | PCI Express 4.0 x8 |
Разъемы | один HDMI 2.1b, два DisplayPort 2.1 и один USB Type C |
Энергопотребление | до 190 Вт |
Дополнительное питание | два 8-контактных разъема |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | 2 |
Рекомендуемая цена | $329 |
Наименование новой модели видеокарты соответствует принятому несколько лет назад принципу, модель на ступень выше самой младшей видеокарты линейки ожидаемо получила название Radeon RX 7600 XT. Правда, мы еще в прошлый раз удивлялись тому, что даже Radeon RX 7600 была основана на полной версии графического процессора Navi 33, и под Radeon RX 7600 XT не осталось никакого резерва. С учетом всех изменений между двумя вариантами видеокарт на этом GPU, для Radeon RX 7600 XT, вполне возможно, больше подошло бы название вроде «Radeon RX 7600 16GB». Также вполне вероятно, что изначально модель Radeon RX 7600 планировалась с меньшим количеством активных блоков, но жесткая конкуренция со стороны Nvidia заставила изменить конфигурацию GPU.
Что касается цены, то рекомендованная цена Radeon RX 7600 XT составляет $329. Напомним, что начальная цена Radeon RX 7600 была запланирована на уровне $299, но из-за выхода GeForce RTX 4060 за $299 пришлось снизить ее до $269. Так что главным соперником для Radeon RX 7600 XT точно так же является GeForce RTX 4060, которая продается на западных рынках за $300 и менее, обеспечивает заметно более высокую производительность трассировки лучей и имеет поддержку технологии DLSS 3, выгодно отличающейся по качеству от аналога в виде FSR 3. Возможно, скорость трассировки не так важна в этом ценовом сегменте, но у конкурента есть еще GeForce RTX 4060 Ti, которая намного быстрее и уже вполне позволяет использовать трассировку в играх — при цене порядка $400. Да, это ощутимо больше $330, но вполне возможно, что кто-то решит вопрос в пользу новых технологий.
Но самый интересный вопрос касается объема видеопамяти. Исходя из ширины шины видеопамяти в 128 бит, выбор был между 8 и 16 ГБ, и меньший уже занят Radeon RX 7600. Так как AMD много говорит о важности объема видеопамяти для современных игр даже в сравнительно низких разрешениях и при не максимальных настройках качества, то на XT-вариант они решили поставить 16 ГБ. Чтобы удвоить объем видеопамяти, AMD сделала примерно то же самое, что и Nvidia в своей GeForce RTX 4060 Ti с 16 ГБ. Но, в отличие от конкурента, они добавили к цене не $100, а «всего лишь» $60. Решение в целом довольно спорное, ведь для бюджетной видеокарты объем в 8 ГБ до сих пор можно считать достаточным. В не самых оптимизированных играх может использоваться до 10-12 ГБ видеопамяти, но одного лишь увеличения объема памяти вряд ли будет достаточно для решения с таким уровнем вычислительной производительности. И всё же, 16 ГБ перспективнее, чем 8 ГБ или 12 ГБ видеопамяти у других решений этого уровня, если смотреть в будущее.
А что еще интересно, так это измененный уровень энергопотребления — естественно, в бо́льшую сторону. Удвоенный объем памяти и повышенные частоты GPU привели к необходимости повысить уровень энергопотребления: Radeon RX 7600 XT потребляет уже до 190 Вт по сравнению со 165 Вт у обычной модели. А ведь Radeon RX 6600 XT из предыдущего поколения имеет тепловыделение 160 Вт... При таком потреблении новая модель на Navi 33, наверное, всё еще энергоэффективнее видеокарт предыдущего поколения, но уступает и старшим решениям этой серии, и уж тем более видеокартам GeForce аналогичного уровня. Ведь даже более производительная GeForce RTX 4060 Ti потребляет заметно меньше энергии.
Такой уровень потребления всё еще можно обеспечить при помощи PCIe-слота и одного дополнительного 8-контактного разъема питания, но на Radeon RX 7600 XT решили установить два таких разъема. В отличие от старших моделей и младшей, референсного варианта видеокарты у самой AMD просто не существует. Сам дизайн платы есть, конечно, но к продаже она в таком виде не планировалась. Для желающих разнообразия партнеры AMD выпустили большое количество моделей с собственными дизайном, размерами, подсветкой и системами охлаждения, некоторые из них еще и фабрично разогнаны и имеют повышенные уровни энергопотребления и производительности. Видеокарты модели Radeon RX 7600 XT с января доступны в рознице у ASRock, Asus, Acer, Gigabyte, Sapphire, PowerColor, XFX и других.
Особенности архитектуры
Графическую архитектуру RDNA3 мы подробно рассмотрели в обзоре модели Radeon RX 7900 XT (см. врезку), в этом материале лишь кратко остановимся на основных моментах и отличиях рассматриваемой видеокарты. Для Radeon RX 7600 XT можно было бы использовать очень сильно урезанный вариант Navi 32, но это вышло бы намного дороже для AMD, ведь он использует чиплетную компоновку, которая не может быть слишком дешевой — по крайней мере, на этой стадии развития технологии. И для решений с ценой порядка $300, одним из конкурентов которых является видеокарта GeForce RTX 4060 на основе не слишком крупного графического процессора AD107, лучше подходит монолитный кристалл заметно более простой конфигурации — Navi 33.
В целом RDNA3 является измененной и доработанной архитектурой со второй версии, в ней есть несколько архитектурных изменений. Наиболее заметными улучшениями графической архитектуры RDNA3 стали: введение вычислительных блоков с одновременным запуском двух инструкций на исполнение, специальные оптимизации для более полного использования имеющихся ресурсов, поддержка новых математических форматов, а также ускорение ИИ-вычислений при помощи перераспределения ресурсов для исполнения матричных функций и улучшенные блоки аппаратной трассировки лучей. Блоки ИИ-ускорения, появившиеся в архитектуре RDNA3, переназначают SIMD32 модули для выполнения матричных вычислений вместо обычных FP32/FP16-операций. Вместе с FP16 поддерживаются форматы BF16 и INT8, и все три имеют одинаковую пиковую производительность, превышающую вдвое производительность при одинарной точности с плавающей запятой — FP32.
Ускорители трассировки лучей первого поколения, которые были представлены в архитектуре RDNA2, были далеки от идеала, аппаратные блоки конкурента разгружали большую часть работы на SIMD при трассировке лучей, и эффективность GeForce при трассировке была значительно выше. В RDNA3 усовершенствовали ускорители для повышения производительности трассировки лучей — по данным компании до 80%, если сложить количество ускорителей, учесть аппаратные оптимизации и более высокую тактовую частоту GPU, и они действительно стали лучше, хотя по эффективности работы конкурента и не догнали.
Что касается аппаратных изменений в младшем решении RDNA3, то в первую очередь можно отметить меньший объем регистрового файла — Radeon RX 7600 имеет регистровый файл размером 128 КБ на каждый SIMD по сравнению с 192 КБ у старших GPU. Всего в Navi 33 векторных регистров на 8 МБ, а у Navi 31 — 36,8 МБ. Потенциально это может привести к сниженной производительности при большом количестве вычислительных и графических задач, но при растеризации особых проблем быть не должно, так как пиксельные шейдеры обычно используют не слишком много векторных регистров.
Navi 33 — это самая простая реализация архитектуры RDNA3, и понятно, что если для больших (и более дорогих) GPU есть смысл в разделении вычислительных блоков и других функциональных блоков по разным кристаллам, отделив контроллеры памяти и кэш-память третьего уровня, как было сделано в Navi 31 и 32, то для младшего GPU в таком разделении недостаточно положительных моментов, оно просто не даст значимых преимуществ по снижению себестоимости, а лишь принесет очевидные недостатки чиплетов. А у монолитного кристалла есть и свои преимущества: объем кэша Infinity Cache, правда, был снижен, но задержки доступа к нему уменьшились, как и к видеопамяти — они стали примерно в полтора раза ниже, чем у чиплетных GPU, поскольку внутрикристальные связи гораздо быстрее межкристальных соединений.
С физической точки зрения, графический процессор Navi 33 отличается от других GPU серии тем, что при его производстве используется техпроцесс TSMC 6 нм. По сравнению со старшими чипами это явное упрощение — 6-нанометровый процесс не обеспечивает тех же характеристик по производительности и энергопотреблению, которые давал бы 5-нанометровый. В результате кристалл содержит 13,3 млрд транзисторов и имеет площадь 204 мм², что не так уж мало. Этот же техпроцесс используется и при производстве чиплетов ввода-вывода в процессорах Zen 4, а также кристаллов с контроллерами памяти в старших графических процессорах — именно там, где есть нужда в экономии. Вообще, в этом поколении графических процессоров (и AMD, и Nvidia) затраты на производство по передовым техпроцессам заметно выросли, поэтому пришлось экономить на всем.
Да и энергоэффективность Radeon RX 7600 XT не особо улучшилась по сравнению с Radeon RX 6600 XT, так как 6-нанометровый техпроцесс TSMC не обеспечивает прироста производительности и снижения потребления энергии по сравнению с 7-нанометровым, а просто дает несколько более высокую плотность размещения транзисторов. Но и в этом он далек от техпроцесса 5 нм: сравните 13,3 млрд транзисторов в 204 мм² у Navi 33 с кристаллом AD106 (GeForce RTX 4060 Ti), состоящим из 22,9 млрд транзисторов и имеющим площадь 190 мм², при производстве которого используется 5-нанометровый техпроцесс — разница чуть ли не двойная.
Чип Navi 33 содержит два шейдерных движка, каждый из которых содержит по восемь двойных RDNA3 блоков (16 CU), которые совместно используют блоки растеризации. Геометрические процессоры и асинхронные движки совместно используются шейдерными движками. В целом, графический процессор Navi 33 очень похож на Navi 23 из предыдущего поколения, в том числе по количеству блоков, шине памяти и т.д. Подсистема памяти по сравнению с предыдущим поколением Radeon 6000 аналогичного позиционирования слабо изменилась — те же чипы GDDR6-памяти, присоединенные при помощи 128-битного интерфейса, разве что они работают на эффективной тактовой частоте в 18 Гбит/с, да и кэш Infinity Cache стал быстрее.
Используемый в Radeon RX 7600 XT графический процессор ничем не отличается от модификации Radeon RX 7600 — это ровно тот же Navi 33 с полным количеством исполнительных блоков — 32 вычислительных блока RDNA 3, состоящих из 2048 потоковых процессоров, 64 ускорителей искусственного интеллекта, 32 ускорителей трассировки лучей, 128 блоков текстурирования TMU и 64 блоков ROP. Пропускная способность видеопамяти осталась на прежнем уровне — 288 ГБ/с, зато ее стало вдвое больше, и в требовательных к объему видеопамяти играх Radeon RX 7600 XT может дать 20% и более прироста в частоте кадров — но лишь в определенных проектах и при высоких разрешениях.
Что еще изменилось, так это частота GPU: игровая и турбо-частоты повышены с 2,25 и 2,66 ГГц до 2,47 и 2,76 ГГц соответственно. Это лишь +10% и +4% к частотам Radeon RX 7600, так что особенно большого прироста скорости ждать не стоит, но он всё же должен быть. Для решений AMD игровая частота даже важнее максимальной, ведь именно на ней GPU работает в большей части игр — так что можно ожидать прироста производительности до 10%. Кроме этого важно и увеличение максимального энергопотребления, так как GPU будет меньше ограничиваться этим значением. Хотя это значение у видеокарт разных производителей может отличаться.
Как и младший вариант, Radeon RX 7600 XT имеет поддержку лишь восьми линий PCIe 4.0, так что пиковая пропускная способность интерфейса вдвое ниже, чем у старших GPU, но этого должно быть достаточно для бюджетного сегмента. Меньшее количество линий PCIe экономит площадь чипов, так как интерфейсы ввода-вывода не очень хорошо ужимаются при переводе кристаллов на более продвинутые техпроцессы. То же самое касается и каналов видеопамяти, из-за этого производители переходят на всё более узкие шины в недорогих и небольших чипах. На современных платформах с поддержкой PCIe 4.0 пропускной способности восьми линий будет вполне достаточно, ведь это то же самое, что PCIe 3.0 x16 у решений предыдущих поколений. Однако в случае старых платформ пропускная способность может пострадать, а ведь Radeon RX 7600 XT предлагается именно для апгрейда.
Есть еще вопрос по объему видеопамяти. Мы уже писали, что у XT-варианта ее 16 ГБ, и это много для ценового диапазона порядка $300. Это несомненный плюс с технической точки зрения, но довольно спорный — с рыночной. Даже если игра использует более 8 ГБ видеопамяти (используя виртуальную память на картах с 8 ГБ), такое увеличение далеко не всегда приведет к повышению комфорта и частоты кадров. Ведь не все загруженные в память ресурсы используются постоянно, так просто проще. А чтобы не было проблем с производительностью, игры могут использовать текстуры меньшего разрешения и геометрию меньшей сложности при использовании пониженного уровня детализации на расстоянии от камеры. Есть случаи, когда производительность игры при недостаточном объеме памяти резко снижается, и в таких случаях разницу между моделями с 8 ГБ и с 16 ГБ заметить проще. А вот если движок просто использует ресурсы худшего качества при объеме памяти 8 ГБ, это не всегда легко отследить — даже при прямом сравнении двух картинок.
С одной стороны, 16 ГБ всегда лучше, чем 8 ГБ. С другой — при недостаточной мощности Navi 33 вы вряд ли будете запускать самые требовательные игры в высоких разрешениях и при максимальных настройках, включая трассировку лучей, которая посадит производительность Radeon RX 7600 XT ниже комфортного уровня. Для меньшего хватило бы и 8 ГБ памяти, а за дополнительную память придется платить, в данном случае — $60, и не все могут назвать это оправданной тратой. Но есть и еще одно соображение: спокойствие за будущие игры. Если уже сейчас иногда бывает недостаточно 8 ГБ, то со временем количество таких игр точно увеличится. Можно посмотреть на сравнение GeForce GTX 1060 с 3 ГБ и с 6 ГБ или на варианты Radeon RX 570/580 с 4 ГБ и с 8 ГБ, и по ним видно, что модели с бо́льшим объемом памяти даже при низких настройках гораздо лучше чувствуют себя в современных играх. Вероятно, со временем то же самое окажется справедливо и для Radeon RX 7600 и Radeon RX 7600 XT.
В этом разделе остается отметить, что по сравнению с предыдущим поколением видеокарт в Radeon RX 7000 была значительно улучшена подсистема вывода информации на дисплеи. Все аппаратные возможности по кодированию и декодированию видеоформатов от старших решений есть и в Navi 33, включая поддержку AV1 и SmartAccess Video — возможность использования аппаратного кодировщика встроенного видеоядра в процессоры Ryzen 7000 в настольных ПК.
Графический процессор Navi 33 способен кодировать и декодировать видеоданные в формате AV1 при 8K-разрешении с частотой кадров в 60 FPS. А новый движок поддержки дисплеев Radiance Display Engine поддерживает разъемы DisplayPort 2.1 со скоростями передачи данных UHBR 10 и UHBR 13.5, что вдвое больше, чем у DisplayPort 1.4. Хотя у видеокарт Intel также есть поддержка DisplayPort 2.1, но максимальная пропускная способность для решений Arc ограничена значением 40 Гбит/с (UHBR 10), а для Radeon RX 7000 это уже 54 Гбит/с (UHBR 13.5).
Поддержка такой пропускной способности означает возможность подключения 4K-дисплея одним кабелем — с частотой обновления до 240 Гц без использования сжатия видеопотока, а со сжатием Display Stream Compression можно использовать 4K при 480 Гц или 8K при 165 Гц. Налицо преимущество перед аналогичными решениями Nvidia, которые ограничены возможностями DisplayPort 1.4a. Причем, AMD в случае Radeon RX 7600 XT требует от партнеров установки именно разъемов DisplayPort 2.1, тогда как на Radeon RX 7600 они были опциональны и производители зачастую ограничивались версией попроще (DisplayPort 1.4a), экономя свои деньги.
Предварительная оценка производительности
Рассмотрим характеристики новой видеокарты AMD по сравнению с близкими по позиционированию решениями из предыдущего поколения. По мощности Radeon RX 7600 XT близка к Radeon RX 6600 XT или Radeon RX 6650 XT, но мы вставили в таблицу и более мощную модель Radeon RX 6700, так как ее еще можно найти в продаже по близкой цене. По таблице можно прикинуть, насколько вторая снизу модель линейки Radeon RX 7000 сопоставима с видеокартами прошлого поколения по теоретическим характеристикам.
RX 7600 XT | RX 7600 | RX 6700 | RX 6650 XT | RX 6600 XT | RX 6600 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Модель GPU | Navi 33 | Navi 33 | Navi 22 | Navi 23 | Navi 23 | Navi 23 |
Техпроцесс, нм | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Кол-во транзисторов, млрд | 13,3 | 13,3 | 17,2 | 11,1 | 11,1 | 11,1 |
Площадь, мм² | 204 | 204 | 336 | 237 | 237 | 237 |
Вычислительные процессоры | 32 | 32 | 36 | 32 | 32 | 28 |
Потоковые процессоры | 2048 | 2048 | 2304 | 2048 | 2048 | 1792 |
RT-ядра | 32 | 32 | 36 | 32 | 32 | 28 |
Блоки TMU | 128 | 128 | 144 | 128 | 128 | 112 |
Блоки ROP | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 |
Турбо-частота, МГц | 2760 | 2625 | 2450 | 2635 | 2589 | 2491 |
Частота видеопамяти, ГГц | 18 | 18 | 16 | 18 | 16 | 14 |
Объем видеопамяти, ГБ | 16 | 8 | 10 | 8 | 8 | 8 |
Шина видеопамяти, бит | 128 | 128 | 160 | 128 | 128 | 128 |
Кэш Infinity Cache, МБ | 32 | 32 | 80 | 32 | 32 | 32 |
ПСП, ГБ/с | 288 | 288 | 320 | 288 | 256 | 224 |
Производительность FP32, Тфлопс | 22,6 | 21,5 | 11,3 | 10,8 | 10,6 | 8,9 |
Потребление, Вт | 190 | 165 | 175 | 180 | 160 | 132 |
Рекомендованная цена, $ | 329 | 269 | 479 | 399 | 379 | 329 |
Как и Radeon RX 7600, XT-вариант по большинству характеристик близок к Radeon RX 6600 XT и Radeon RX 6650 XT. У Radeon RX 6700 исполнительных блоков уже больше, и эта модель основана на GPU из более высокого ценового диапазона. По теоретической скорости вычислений у Radeon RX 7600 (XT) есть большое преимущество, но в реальности разница незначительна: Radeon RX 7900 XT в теории вдвое быстрее, чем Radeon RX 6950 XT, но в играх Radeon RX 7900 XT быстрее ну пусть на 20% в среднем. Так что и Radeon RX 7600 XT шагнет вперед по сравнению с Radeon RX 6650 XT не так сильно, как по пиковой вычислительной производительности.
По остальным параметрам модель Radeon RX 7600 XT вообще не особо быстрее прошлого поколения. GDDR6-памяти у нее больше, но разницы по пропускной способности с той же Radeon RX 6650 XT вообще нет. Собственно, это и по техпроцессу понятно, ведь техпроцесс N6 у TSMC — это лишь усовершенствованный вариант N7, использовавшегося при производстве Navi 23. Плотность размещения транзисторов действительно увеличилась раза в полтора, но это заметно меньшая плотность, чем у вычислительных чиплетов старших чипов Navi 31 и Navi 32.
Сама AMD по производительности сравнивает рассматриваемую модель с GeForce RTX 2060 (диаграмма приведена в начале статьи) и GeForce RTX 4060, пропуская GeForce RTX 3060, да еще и при использовании FSR и DLSS, включая генерацию дополнительных кадров, что делает такие сравнения... довольно спорными. По сравнению с GeForce RTX 4060, по данным самой AMD, модель Radeon RX 7600 XT в среднем тоже чуть быстрее — выигрывает около 8% в разрешении Full HD при максимальных настройках и использовании FSR/DLSS. В разрешении 2560×1440 разница в частоте кадров становится еще больше: Radeon RX 7600 XT опережает соперника на 10% в среднем. Но с включенными технологиями FSR и DLSS нужно сравнивать не только скорость, но и качество, которое у DLSS выше.
Сейчас Radeon RX 7600 XT позволяет играть в самые современные игры в разрешении Full HD с гораздо бо́льшим комфортом по сравнению с видеокартами прошлых поколений (и текущего поколения с меньшим объемом видеопамяти, который иногда сказывается). Также можно повысить разрешение рендеринга до 2560×1440, как это сделано на второй диаграмме, но уже с обязательным, а не опциональным применением технологии повышения производительности (посредством масштабирования разрешения и генерации дополнительных кадров) FSR.
Раньше мы говорили, что на стороне Nvidia поддержка более продвинутой технологии масштабирования изображения, а для GeForce RTX 40 — и генерации промежуточных кадров, поскольку у AMD в прошлом году не было ничего нового со времен Radeon RX 6000. Теперь же и у Radeon есть своя технология генерации кадров, которая анализирует и интерполирует соседние кадры и создает дополнительные — она обеспечивает несколько худшее качество, зато более универсальна и подходит не только для последнего поколения GPU производителя, в отличие от DLSS 3. Именно поддержка FSR 2 и FSR 3 и позволяет играть на Radeon RX 7600 XT в разрешении 2560×1440 даже в довольно требовательные игры, а таких становится всё больше.
Radeon RX 7600 XT имеет 16 ГБ видеопамяти, в отличие от аналогичных по позиционированию видеокарт предыдущих поколений (Radeon RX 6600 XT и Radeon RX 6600), а также большинства соперников Nvidia. Сейчас в этом нет особого смысла — в большинстве игр при разрешении Full HD наличие большего количества видеопамяти в 99% случаев не поможет. Но некоторые новые игры, вроде Resident Evil, Hogwarts Legacy, The Last of Us Part I и Jedi Survivor, уже сейчас могут получить небольшое преимущество на Radeon RX 7600 XT перед Radeon RX 7600 и GeForce RTX 4060. Однако за всё нужно платить: в обзоре Radeon RX 7600 мы писали, что сами чипы памяти обошлись бы дополнительно в $30, а вместе с остальными затратами цена бы поднялась на $50 как минимум, вот и AMD подняла цену относительно Radeon RX 7600 на $60. Что в среднем даже несколько ухудшило соотношение цены и производительности.
А вот где удвоенный объем памяти точно пригодится сразу, так это в приложениях искусственного интеллекта — при использовании больших моделей. По сравнению с младшим вариантом с 8 ГБ локальной памяти видеокарта модели Radeon RX 7600 XT обеспечивает до 20%-30% выигрыша в производительности в таких задачах. Это показывают данные о сравнительной производительности видеокарт в профессиональном ПО и приложении с применением искусственного интеллекта Stable Diffusion самой AMD. Более того, некоторые задачи с применением ИИ имеющиеся видеокарты с 8 ГБ памяти вообще могут не потянуть.
К сожалению, все новые видеокарты Nvidia и AMD этого ценового диапазона обеспечивают не слишком большой прирост производительности на единицу стоимости по сравнению с предыдущими поколениями GPU. Рассматриваемая видеокарта имеет цену чуть выше $300, но на рынке примерно за эти деньги есть множество видеокарт или с большей производительностью, или по меньшей цене — взять те же Radeon RX 6700 (XT). Что дает новое поколение по сравнению с предыдущим? DisplayPort 2.1 и кодирование видео в формате AV1 — это хорошо, но так ли востребовано? Удвоенный объем памяти точно пригодится в будущем, но платить за него придется уже сейчас. Radeon RX 7600 XT предлагает некий задел на будущее для более требовательных к объему памяти грядущих игр, и если брать видеокарту на несколько лет, то доплата в $60 может быть оправдана.
В остальном у Radeon RX 7600 XT нет явных преимуществ перед старыми GPU, и бестселлером она не стала. Как и простая Radeon RX 7600, вариант XT является хорошим выбором для Full HD при максимальных настройках, и по сравнению с Radeon RX 7600 мы получили явное ускорение. А вот стоит ли этот вариант своей прибавки к цене — вопрос непростой. По независимым тестам, Radeon RX 7600 XT в среднем быстрее, чем Intel Arc 770 и GeForce RTX 3060, но медленнее, чем Radeon RX 6700 XT и GeForce RTX 4060 при разрешении Full HD при максимальных настройках графики. Без трассировки карта AMD быстрее, чем GeForce RTX 4060, но всё же не достает до Radeon RX 6700 XT.
Radeon RX 7600 XT оказалась способна обеспечить порядка 60 FPS в разрешении Full HD при максимальных настройках качества графики — иногда придется снизить лишь настройки трассировки лучей. Также рассматриваемая видеокарта в состоянии обеспечить комфорт в большинстве игр и в разрешении 2560×1440 при высоких или максимальных настройках — во многом благодаря большому объему видеопамяти. Правда, от трассировки лучей в этом случае уже придется отказаться. В целом, Radeon RX 7600 XT вполне способна достойно конкурировать с GeForce RTX 4060, но без учета трассировки лучей.
Среди недостатков Radeon RX 7600 XT — подключение лишь 8 линиями PCI Express, и это может быть проблемным на старых системах. Также из минусов отметим, что Radeon RX 7600 XT потребляет заметно больше энергии по сравнению с Radeon RX 7600, уровень ее энергопотребления даже выше, чем у заметно более производительной GeForce RTX 4070. Если Radeon RX 7600 в играх довольствовалась 150-160 Вт, то Radeon RX 7600 XT хочет уже 190-200 Вт — это не так важно при подборе блока питания и не слишком увеличит ваши счета за электричество, но это неприятно на фоне 130 Вт у GeForce RTX 4060 и 170 Вт у GeForce RTX 4060 Ti.
Radeon RX 7600 XT должна быть до 10% быстрее обычной Radeon RX 7600, а Radeon RX 6700 XT еще настолько же впереди, и «всего лишь» 12 ГБ видеопамяти этому не мешают. Важнее то, что Radeon RX 7600 XT всё же чуть обгоняет GeForce RTX 4060 без учета трассировки лучей (с ней всё куда печальнее, но в этом ценовом диапазоне это не так важно), хотя та же GeForce RTX 4060 Ti намного быстрее обеих — а ведь у нее лишь 8 ГБ. Так что этот прирост производительности к Radeon RX 7600 достигнут в основном не увеличенной памятью, а повышенными частотами и энергопотреблением. Только в разрешении 2560×1440 в некоторых играх начинается упор в объем видеопамяти, и там 8 ГБ может быть недостаточно — это The Last of Us и другие редкие игры. Где 16 ГБ точно полезны, так это в вычислительных задачах, включая столь модный искусственный интеллект — нейросети могут использовать много памяти.
К сожалению, удвоение памяти и прирост частот на 4%-10% — это всё, чем отличается Radeon RX 7600 XT от Radeon RX 7600. Можно повторить выводы из обзора Radeon RX 7600: прирост относительно Radeon RX 6600 (XT) слишком невелик, поэтому рекомендованная цена в $329 кажется завышенной, на рынке есть Radeon RX 6700 XT из прошлого поколения почти за те же деньги, есть та же GeForce RTX 4060 со схожей производительностью при растеризации и заметно лучшей при трассировке лучей. А еще есть Intel Arc A770 с 16 ГБ, который еще дешевле, и несмотря на мелкие проблемы, это тоже сильный конкурент.
В общем, не всё так безоблачно для Radeon RX 7600 XT на рынке. Была бы цена на эту видеокарту сходу назначена на уровне $299, она могла бы изменить рыночную ситуацию, пришлось бы даже корректировать цены GeForce RTX 4060, а так Radeon RX 7600 XT просто где-то посередине между другими решениями. В общем, Radeon RX 7600 XT лучше младшей модели, но ее сравнение с GeForce RTX 4060 и A770 не может выявить однозначного победителя. Однако всё это были теоретические раскладки, а теперь мы переходим к рассмотрению практических особенностей видеокарты Radeon RX 7600 XT в исполнении компании Gigabyte.
Особенности карты Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G (16 ГБ)
Сведения о производителе: Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).
Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G 16 ГБ 128-битной GDDR6
Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G 16 ГБ 128-битной GDDR6 | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | Radeon RX 7600 XT (Navi33) | |
Интерфейс | PCI Express x8 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 2810(Boost)—2750(Max) | 2755(Boost)—2790(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2238 (17904) | 2238 (17904) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 128 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 32 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 64 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 2048 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 128 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 64 | |
Число блоков Ray Tracing | 32 | |
Число тензорных блоков | — | |
Размеры, мм | 280×115×53 | 205×115×40 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 3 | 2 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 204 | 190 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 22 | 22 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 4 | 4 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 31,7 | 36,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 2×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 2.1 | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 2.1 |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 2 | 1 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 16-контактные разъемы | 0 | 0 |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 1,27 | 1,1 |
Вес карты чистый (нетто), кг | 0,94 | 0,76 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | |
Розничные предложения карты Gigabyte |
Память
Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой и оборотной сторонах PCB. Микросхемы памяти SKhynix (H56G42AS8DX014) рассчитаны на номинальную частоту работы в 2500 (20000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Gigabyte Radeon RX 7600 Gaming OC (8 ГБ)
Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G (16 ГБ) | Gigabyte Radeon RX 7600 Gaming OC (8 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Мы логично сравниваем новинку с продуктом на один уровень ниже (Radeon RX 7600), но того же производителя. Ведь ядра у карт одинаковые, разница лишь в частотах работы GPU, ну и разрешенных лимитах потребления. Обе карты имеют одинаковую 128-битную шину обмена с памятью, да и частота работы памяти идентична. Так что различия в основном касаются системы питания из-за снабжения Radeon RX 7600 XT двумя разъемами питания, а также из-за установки дополнительных 4 микросхем памяти на оборотной стороне Radeon RX 7600 XT. Следует еще раз повторить, что наличие восьми микросхем памяти в данном случае не означает 256-битной шины обмена с памятью, она по-прежнему шириной в 128 бит, просто идет параллельное обращение к двум микросхемам, ведь контроллер памяти у GPU 128-битный.
Ядро имеет зашифрованную цифровую маркировку, дата выпуска — 42-я неделя 2023 года.
Суммарное количество фаз питания у карты Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G — 10 (8+2).
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Все ШИМ-контроллеры расположены на лицевой стороне PCB.
8 фазами питания ядра управляет ШИМ-контроллер IR35217 (Infineon). Он рассчитан максимум на 8 фаз.
В преобразователе питания ядра организованы 2 потока, при этом используются транзисторные сборки DrMOS — в одном потоке 6 штук Alpha&Omega AOZ5276QI (90 А), во втором потоке 2 штуки On Semi NCP302045 (45 A).
Питанием микросхем памяти управляет ШИМ-контроллер NCP81022 (On Semiconductor).
Здесь также 2 потока, у каждого по 1 фазе, где задействованы сборки DrMOS: On Semi NCP302045 (45 A) и NCP302155 (55 A).
Отдельного контроллера для мониторинга (отслеживания напряжений и температур) нет: все эти функции возложены на сам GPU.
Несмотря на то, что подсветка у карты очень простая, контроль за ней возложен на традиционный процессор Holtek.
Штатные частоты памяти равны референсным значениям. А вот Boost-значение частоты работы ядра повышено на 2,5% относительно референсного. Это обеспечило карте Gigabyte прирост производительности в среднем 2%.
Энергопотребление карты Gigabyte в тестах доходило до 204 Вт.
Питание на карту Gigabyte подается через два обычных 8-контактных разъема стандарта PCIe 2.0.
С оборотной стороны разъемов установлены светодиоды, сигнализирующие о неполадках с питанием. Если после подключения питания они погасли, то проблем нет.
Габариты данной карты в целом невелики, однако толщина составляет 5,3 см, так что видеокарта занимает 3 слота в системном блоке.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Gigabyte Control Center.
Нагрев и охлаждение
Основой СО является многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, впрессованными непосредственно в подошву прямого контакта с GPU.
Этот же радиатор служит охладителем и для микросхем памяти через термоинтерфейс. Охлаждаются и компоненты преобразователей питания VRM (через отдельные теплосъемники).
Задняя пластина выполнена из алюминия с электроизолирующим покрытием и имеет двойное предназначение: служит элементом защиты PCB и через термоинтерфейс участвует в охлаждении PCB в районе GPU и микросхем памяти. Также в ней имеется отверстие для сквозного продува радиатора одним из вентиляторов.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅80 мм c особым профилем лопастей, помогающим направлять воздушный поток в нужную сторону.
Центральный вентилятор вращается в противоположную сторону относительно крайних, что обеспечивает некий «эффект шестеренок», помогая бороться с турбулентностью потока воздуха.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 58 градусов, самой горячей точки (hot spot) — 85 °C, а микросхем памяти — 78 градусов, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 204 Вт. Напомним, что нагрев hot spot возможен до 110 °C (этот показатель используется драйверами AMD как крайняя точка для определения нужды в снижении частот работы GPU).
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, а также около разъемов питания.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 38 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 58/85/78 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1816 оборотов в минуту, шум вырастал до 31,7 дБА: это всё еще не громко, но уже отчетливо слышно.
Аудиозапись шума — здесь. Спектрограмма шума:
Подсветка
Карта имеет очень скромную подсветку в виде логотипа на верхнем торце.
Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой Gigabyte Control Center. Режимов немного, имеется возможность синхронизации работы подсветки с материнскими платами Gigabyte.
Комплект поставки и упаковка
В комплекте поставки кроме карты имеется только краткое руководство пользователя.
Тестирование: синтетические тесты
Мы провели тестирование новой модели видеокарты AMD со стандартными частотами в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Мы постоянно стараемся расширять и улучшать набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.
Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько дополнительных тестов для измерения производительности трассировки лучей и, а также технологий масштабирования разрешения и увеличения производительности: DLSS, FSR и XeSS. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing, Speed Way и др. А вот примеры приложений DirectX 11 и 12, входящие в различные SDK, пришлось убрать — последнее время они всё чаще давали некорректные результаты.
Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:
- Radeon RX 7600 XT со стандартными параметрами (RX 7600 XT)
- Radeon RX 7600 со стандартными параметрами (RX 7600)
- Radeon RX 6700 XT со стандартными параметрами (RX 6700 XT)
- GeForce RTX 4060 Ti со стандартными параметрами (RTX 4060 Ti)
- GeForce RTX 4060 со стандартными параметрами (RTX 4060)
- Intel Arc A770 со стандартными параметрами (Arc A770)
Для анализа производительности видеокарты Radeon RX 7600 XT мы использовали по одной модели Radeon из текущего и предыдущего поколений — RX 7600 и RX 6700 XT. Первая модель основана на таком же чипе Navi 33 и стоит в линейке на ступень ниже, а вторая базируется на графическом процессоре архитектуры RDNA2 — она должна быть быстрее в среднем, так как имеет лучшие теоретические характеристики по сравнению с RX 7600 XT. Что касается сравнения RX 7600 XT и RX 7600, то по нему проще всего будет найти тесты, для которых важен объем локальной памяти.
Конкурентов для рассматриваемой видеокарты будет три — это две модели GeForce из современной линейки Nvidia и самая мощная видеокарта Intel. RTX 4060 стоит чуть дешевле рассматриваемого Radeon, а RTX 4060 Ti — дороже, и расположены они по цене по разные стороны от рассматриваемой нами сегодня модели, но обе являются условными ценовыми конкурентами. Это сравнение даст понять, насколько хорошо RX 7600 XT справляется с близкими по цене видеокартами главного соперника. Ну и Arc A770 также может включиться в борьбу — при столь агрессивной ценовой политике Intel.
Тестирование: игровые тесты
Конфигурация тестового стенда
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.01 (сентябрь 2023 г.)
- God of War (Sony IE/Sony IE)
- Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
- Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
- Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
- A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
- Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
- Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
- Atomic Heart (Mundfish/VK)
Кратко о производительности в 3D-играх
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Всё это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
Производительность Radeon RX 7600 XT находится между GeForce RTX 4060 Ti и GeForce RTX 4060, чуть ниже Radeon RX 6750 XT и где-то на уровне Arc A770. Эта карта будет обеспечивать отменный комфорт во всех играх на максимальных настройках качества при отключенных трассировке лучей и технологиях масштабирования в разрешении 1080p, хороший уровень FPS будет и в разрешении 2.5K, но для разрешения 4K такой производительности уже может быть маловато, там ради получения приемлемого комфорта во многих играх придется понижать настройки графики.
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:
В играх с активным использованием трассировки лучей и технологий динамического масштабирования ситуация уже несколько иная. Разрешение Full HD (1080p) становится пограничным, где мы еще можем получить хороший комфорт в играх при условии высоких настроек графики. В разрешении 2.5K (1440p) играбельность уже может опуститься до минимального приемлемого уровня (зависит от конкретных игр). Ну а про разрешение 4K в данном случае можно просто забыть. В таких играх Radeon RX 7600 XT выдает производительность уровня GeForce RTX 3060 с 12 ГБ, GeForce RTX 4060 значительно быстрее, и даже Arc A770 уже уверенно опережает Radeon RX 7600 XT, а ее соперником становится Arc A750.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 7600 XT и его конкуренты.
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
14 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790/18000 | 602 | 154 | 39 000 |
15 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 559 | 136 | 41 000 |
16 | Gigabyte RX 7600 XT Gaming, 2810—2750/18000 | 547 | 126 | 43 500 |
17 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 535 | 124 | 43 000 |
18 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 490 | 153 | 32 000 |
19 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 477 | 149 | 32 000 |
20 | Arc A750 8 ГБ, 2050—2400/16000 | 468 | 142 | 33 000 |
В классических играх Radeon RX 7600 XT оказался в среднем быстрее GeForce RTX 4060 на 9,2% и опережает Radeon RX 7600 на 12% (сильно влияет повышенный лимит потребления). В то же время, ускоритель AMD отстал от GeForce RTX 4060 Ti на 11%, а Arc A770 оказался быстрее на 4,4%. Карта Gigabyte показала прирост производительности в районе 2,2% относительно референсных показателей. Сразу же заметим, что GeForce RTX 4060 Ti по стоимости сравним с Radeon RX 7600 XT, а то и дешевле, так что в рейтинге полезности ситуация будет иная.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%).
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
10 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790/18000 | 1429 | 367 | 39 000 |
14 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 1084 | 339 | 32 000 |
15 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 997 | 243 | 41 000 |
17 | Gigabyte RX 7600 XT Gaming, 2810—2750/18000 | 804 | 185 | 43 500 |
18 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 779 | 181 | 43 000 |
19 | Arc A750 8 ГБ, 2050—2400/16000 | 762 | 231 | 33 000 |
21 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 661 | 207 | 32 000 |
В играх с RT и DLSS/FSR/XeSS мы видим кардинально иную картину: Radeon RX 7600 XT проигрывает всем конкурентам, кроме Arc A750, однако последняя сильно дешевле. Увы, результаты удручают. Очевидно, что такой ускоритель должен быть заметно дешевле. Заметим, что перевес Radeon RX 7600 XT в сравнении с Radeon RX 7600 уже достигает уровня 17%, здесь может дополнительно играть роль разница в объеме локальной памяти, к которой чувствительны режимы с трассировкой лучей.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на май 2024 года.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790/18000 | 154 | 602 | 39 000 |
02 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 153 | 490 | 32 000 |
03 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 149 | 477 | 32 000 |
05 | Arc A750 8 ГБ, 2050—2400/16000 | 142 | 468 | 33 000 |
13 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 136 | 559 | 41 000 |
20 | Gigabyte RX 7600 XT Gaming, 2810—2750/18000 | 126 | 547 | 43 500 |
21 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 124 | 535 | 43 000 |
Собственно, ранее сделанные предварительные выводы полностью подтверждаются нашим рейтингом. Radeon RX 7600 XT, обгоняя Radeon RX 7600 на 12% в плане производительности, должен и стоить примерно 36 тысяч рублей. Ну, допустим, еще надбавка за повышенный объем памяти: пусть будет 39 тысяч. Но не 43 тысячи, которые мы видим на ценниках на момент подготовки обзора.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790/18000 | 367 | 1429 | 39 000 |
03 | RTX 4060 8 ГБ, 2460—2700/17000 | 339 | 1084 | 32 000 |
08 | Arc A770 16 ГБ, 2100—2400/17500 | 243 | 997 | 41 000 |
10 | Arc A750 8 ГБ, 2050—2400/16000 | 231 | 762 | 33 000 |
16 | RX 7600 8 ГБ, 2655—2900/17904 | 207 | 661 | 32 000 |
20 | Gigabyte RX 7600 XT Gaming, 2810—2750/18000 | 185 | 804 | 43 500 |
21 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790/18000 | 181 | 779 | 43 000 |
Выводы практически идентичны.
Выводы и сравнение энергоэффективности
Radeon RX 7600 XT (16 ГБ) — это, по сути, разогнанный вариант Radeon RX 7600 с удвоенным объемом памяти. Он имеет точно такой же GPU, которому лишь немного подняли частоты работы и, главное, подняли лимит потребления (до 190-200 Вт). Само по себе увеличение объема памяти с 8 ГБ до 16 ГБ — скорее маркетинговый ход (просто без него разница с Radeon RX 7600 получалась бы совсем уж мизерной). И в результате более сильное решение в лице Radeon RX 7700 XT имеет 12 ГБ, а у новинки — 16 ГБ. Причем у Radeon RX 7700 XT шина обмена с памятью 192-битная (из-за чего, собственно, и невозможно укомплектовать этот ускоритель теми же 16 ГБ), а 16 ГБ памяти при 128-битной шине обмена смотрятся не очень логично (примерно как у GeForce RTX 4060 Ti с 16 ГБ).
Необходимость выпустить промежуточное решение между Radeon RX 7600 и Radeon RX 7700 XT назревала из-за заметной разницы в производительности между этими ускорителями. Но в этом качестве логично смотрелся бы вариант заторможенного Radeon RX 7700 XT: отключить часть исполнительных блоков у GPU, снизить частоту работы, но при этом оставить контроллер памяти без изменений — у такого Radeon RX 7600 XT было бы 12 ГБ при 192-битной шине. Заодно на такие продукты можно пустить отбраковку Radeon RX 7700 XT. Но в AMD решили иначе. Возможно, описанный вариант приберегают для гипотетического Radeon RX 7700. Для реального же Radeon RX 7600 XT взяли готовый GPU Navi33 от Radeon RX 7600, и основную разницу в производительности между ними, по всей видимости, создает подъем лимита энергопотребления у старшей модели. Получается, что ограничения по потреблению (программная настройка в драйверах) даже более эффективны в качестве инструмента сегментирования рынка.
Мы уже не раз упоминали, что почти вся линейка Radeon RX 7000 нуждается в коррекции цен: технология конкурента DLSS 3 триумфально шествует по миру и встречается в играх всё чаще. Внедрение аналогичной технологии FSR 3 должно поднять рейтинги ускорителей AMD, но оно пока идет весьма вяло (хотя это универсальная технология масштабирования, пригодная для всех ускорителей графики вообще). И если в играх без RT семейство Radeon смотрится вполне прилично, иногда даже выигрывает у конкурирующих по цене карт Nvidia, то с RT решения Nvidia резко уходят вперед и занимают лидирующие позиции в рейтинге полезности.
Напомним, что в классических играх без RT условно новый Radeon RX 7600 XT находится между GeForce RTX 4060 Ti и GeForce RTX 4060 (ближе к последнему), а вот в играх с RT и технологиями масштабирования он очень сильно проваливается, и GeForce RTX 4060 оказывается гораздо более интересным вариантом, несмотря на наличие у него лишь 8 ГБ памяти (против 16 ГБ у Radeon RX 7600 XT). Пока фанатам решений AMD остается только ждать адекватного снижения цен.
На момент подготовки нашего обзора продажи Radeon RX 7600 XT уже давно начались, мы делаем выводы на основании реальных ценников. Как мы отметили выше, пока эти цены явно высоковаты.
Если посмотреть на энергоэффективность, то GeForce RTX 4060 и GeForce RTX 4060 Ti — в лидерах, а Radeon RX 7600 XT до них очень далеко.
FPS/кВт | |
---|---|
GeForce RTX 4070 Ti Super | 356 |
GeForce RTX 4060 | 353 |
GeForce RTX 4080 | 353 |
GeForce RTX 4070 Super | 351 |
GeForce RTX 4060 Ti | 347 |
GeForce RTX 4080 Super | 339 |
Radeon RX 7900 XT | 338 |
GeForce RTX 4070 Ti | 333 |
Radeon RX 7900 XTX | 325 |
Radeon RX 7900 GRE | 324 |
Radeon RX 7800 XT | 317 |
GeForce RTX 4090 | 308 |
Arc A380 | 293 |
Radeon RX 7700 XT | 290 |
Radeon RX 6800 XT | 282 |
GeForce RTX 3050 (6 ГБ) | 274 |
Arc A580 | 265 |
Radeon RX 7600 XT | 247 |
Radeon RX 7600 | 244 |
Radeon RX 6600 | 243 |
Arc A310 | 243 |
Radeon RX 6650 XT | 240 |
Arc A770 | 229 |
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) | 228 |
Radeon RX 6750 XT | 227 |
GeForce RTX 3050 (8 ГБ) | 206 |
Arc A750 | 206 |
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) | 200 |
Radeon RX 6500 XT | 123 |
FPS/кВт | |
---|---|
GeForce RTX 4070 Ti Super | 414 |
GeForce RTX 4070 Super | 406 |
GeForce RTX 4060 Ti | 404 |
GeForce RTX 4080 | 402 |
GeForce RTX 4080 Super | 387 |
GeForce RTX 4060 | 383 |
GeForce RTX 4070 Ti | 382 |
GeForce RTX 4090 | 342 |
Radeon RX 7900 XT | 274 |
Radeon RX 7900 XTX | 265 |
Radeon RX 7900 GRE | 257 |
Radeon RX 7800 XT | 250 |
Radeon RX 7700 XT | 226 |
Arc A380 | 209 |
Radeon RX 6800 XT | 209 |
Arc A580 | 209 |
Arc A770 | 201 |
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) | 194 |
GeForce RTX 3050 (6 ГБ) | 178 |
Radeon RX 7600 XT | 176 |
Radeon RX 7600 | 166 |
Radeon RX 6750 XT | 165 |
Arc A750 | 164 |
Radeon RX 6650 XT | 159 |
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) | 141 |
Radeon RX 6600 | 140 |
GeForce RTX 3050 (8 ГБ) | 134 |
Arc A310 | 119 |
Radeon RX 6500 XT | 62 |
Как и старшие модели линейки, видеокарта Radeon RX 7600 XT основана на современной архитектуре RDNA3, вычислительные блоки нового бюджетного GPU функционально аналогичны старшим моделям, имеют улучшенные ядра трассировки лучей и умеют ускорять задачи искусственного интеллекта. Но хотя новинка основана на той же графической архитектуре, чип Navi 33 — это монолитный кристалл, так как для простых GPU нет смысла в чиплетной организации. Младший графический процессор производится при помощи не самого нового техпроцесса 6 нм, что не позволило серьезно повысить энергоэффективность по сравнению с предыдущим поколением, зато снизило себестоимость производства этих чипов для AMD.
Также отметим, что во всем семействе Radeon RX 7000 была улучшена подсистема вывода информации. Рассмотренная сегодня видеокарта имеет разъемы DisplayPort 2.1 UHBR13.5, что является преимуществом перед GeForce, которые ограничены возможностями DisplayPort 1.4a, и, в частности, позволяет вывести изображение в 4K при 240 Гц без потокового сжатия по одному кабелю. Аппаратные возможности по кодированию и декодированию видеоданных также не отличаются от старших решений, включая полную поддержку формата AV1.
Конкретная протестированная карта Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G (16 ГБ) сравнительно компактная по меркам современных решений, но все-таки занимает три слота в системном блоке. Использованная СО не слишком шумная, а карта, между тем, может потреблять до 200 Вт (и имеет два стандартных 8-контактных разъема питания).
Производитель декларирует наличие 4-летней гарантии на эту карту (обязательна регистрация продукта на сайте производителя).
Отметим еще раз, что Radeon RX 7600 XT будет обеспечивать отменный комфорт во всех играх на максимальных настройках качества при отключенных трассировке лучей и технологиях масштабирования в разрешении 1080p, хороший уровень FPS будет и в разрешении 2.5K, но для разрешения 4K такой производительности уже может быть маловато. В играх с активным использованием трассировки лучей и FSR/XeSS мы можем получить хороший комфорт при высоких настройках графики только в разрешении Full HD (1080p). В разрешении 2.5K (1440p) уже придется понижать настройки графики или отключать RT.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор видеокарты Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming OC 16G: