Обзор видеоускорителя AMD Radeon RX 6900 XT: удалось ли компании догнать топовый GeForce RTX 3090 конкурента?

Особенности архитектуры

Выход семейства Radeon RX 6000 привел к возврату реальной конкуренции на рынке топовых графических процессоров. После долгих месяцев доминирования Nvidia в этом сегменте, их конкурент наконец-то спроектировал и организовал производство мощных GPU, способных соперничать на самом высоком уровне с линейкой GeForce RTX 30. Хотя компания AMD анонсировала сразу три модели, лишь две из них вышли на рынок в ноябре: Radeon RX 6800 и Radeon RX 6800 XT, а самой мощной и дорогой модели Radeon RX 6900 XT пришлось ждать до декабря. И до нас она добралась уже позже номинальной даты начала продаж.

Почему даты начала продаж новинок мы называем номинальными (как и цены)? Да потому что с доступностью референсных (а других в начале продаж просто нет) видеокарт Radeon RX 6000 есть явные проблемы, которые вдруг оказались не меньше, а даже больше тех, что мы до сих пор наблюдаем в случае решений конкурента — особенно самой интересной модели GeForce RTX 3080, которую если и можно купить, то по очень далекой от рекомендованной цене. Ситуация с новинками AMD еще веселее: купить их практически невозможно. Остается верить в то, что ситуация вскоре изменится, и все же рассказать вам о том, что вы можете получить при покупке мощнейшей модели Radeon.

Видеокарта Radeon RX 6900 XT является самым производительным решением из новой линейки и предоставляет максимальную производительность, достаточную для любых настроек в разрешении 4K (в играх с растеризацией). Высокоэффективные вычислительные блоки новой архитектуры RDNA 2 с поддержкой аппаратной трассировки лучей, абсолютно новый тип кэш-памяти Infinity Cache, а также 16 ГБ выделенной видеопамяти позволяют верить в то, что этого графического процессора хватит на долгие годы. Правда, в такие игры, как Cyberpunk 2077, на максимальных настройках с трассировкой лучей поиграть вряд ли получится (когда разработчики этой игры добавят такую поддержку для решений AMD).

Но если не обращать внимания на трассировку лучей, поддержка которой есть пока что лишь в ограниченном наборе игр, то Radeon RX 6900 XT действительно смотрится одним из самых удачных вариантов в верхнем ценовом сегменте. Доработки архитектуры RDNA 2 позволили повысить энергоэффективность более чем наполовину, а также были добавлены все недостающие возможности, появившиеся в графических API в последние годы: аппаратная трассировка лучей, применяемая уже и в новых консолях, и другие возможности DX12 Ultimate, которые или уже используются, или скоро будут использоваться в играх, включая мультиплатформенные проекты.

Основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты Radeon RX 6900 XT стала полная версия графического процессора Navi 21, также известного как Big Navi. Он основан на новой архитектуре RDNA второго поколения, которая тесно связана как с RDNA 1, так и с GCN последних поколений. Поэтому перед прочтением статьи будет полезно ознакомиться с нашими предыдущими материалами по видеокартам компании AMD:

Графический ускоритель Radeon RX 6900 XT
Кодовое имя чипа Navi 21
Технология производства 7 нм TSMC
Количество транзисторов 26,8 млрд
Площадь ядра 519,8 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 256-битная: 4 независимых 64-битных контроллера памяти с поддержкой GDDR6
Частота графического процессора до 2250 МГц
Вычислительные блоки 80 вычислительных блоков CU, состоящих в целом из 5120 ALU для целочисленных расчетов и расчетов с плавающей запятой (поддерживаются форматы INT4, INT8, INT16, FP16, FP32 и FP64)
Блоки трассировки лучей 80 блоков Ray Accelerator для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 320 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 16 широких блоков ROP на 128 пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка до шести мониторов, подключенных по интерфейсам HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a
Спецификации референсной видеокарты Radeon RX 6900 XT
Частота ядра (игровая/пиковая) 2015/2250 МГц
Количество универсальных процессоров 5120
Количество текстурных блоков 320
Количество блоков блендинга 128
Эффективная частота памяти 16 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 256-бит
Объем памяти 16 ГБ
Пропускная способность памяти 512 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP16) до 46 терафлопс
Вычислительная производительность (FP32) до 23 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 288 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 720 гигатекселей/с
Шина PCI Express 4.0
Разъемы один HDMI 2.1, два DisplayPort 1.4a и один USB Type C
Энергопотребление до 300 Вт
Дополнительное питание два 8-контактных разъема
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2,5
Рекомендуемая цена $999 (89 990 рублей)

Наименование новой модели видеокарты в целом соответствует принятому ранее принципу наименования решений компании — поменялась цифра поколения, и это максимальный уровень производительности в линейке, поэтому вторая цифра — 9. У RX 6900 XT есть две младшие сестры на том же чипе — RX 6800 и RX 6800 XT, и новинка стала самым верхним решением нового семейства.

Рекомендованная цена для Radeon RX 6900 XT составляет $999, что значительно больше, чем у RX 6800 XT, а ценовая рекомендация для российского рынка — 89 990 рублей, что выглядит отличным предложением, особенно на фоне завышенных цен на прямого конкурента — GeForce RTX 3090. Но все наши размышления пока что теоретические. У новинки есть и будут проблемы с дефицитом из-за высокого интереса покупателей и ограниченных поставок в магазины, так что мы не знаем, какой будет реальная розничная цена.

Соперник новинки в виде GeForce RTX 3090 имеет в полтора раза бо́льшую цену, чем 90 тыс. руб., рекомендуемых для RX 6900 XT, но эту модель вполне можно найти в продаже. Остается ждать и считать эти модели условными ценовыми конкурентами, учитывая потенциально заметно более низкую цену видеокарты AMD. А уж как будет в реальности — посмотрим.

Референсный дизайн карты RX 6900 XT полностью повторяет модель RX 6800 XT, и они сильно отличаются от предыдущих поколений. Длина печатной платы составляет стандартные 267 мм и карта занимает два с половиной слота в корпусе. На плате установлена весьма эффективная система охлаждения с большим радиатором и тремя большими вентиляторами. Удивительно, но общее потребление энергии видеокартой Radeon RX 6900 XT оставили равным 300 Вт, что не превышает потребности младшей сестры RX 6800 XT. Для подведения дополнительного питания используется пара стандартных 8-контактных разъемов.

Для большей радости редких обладателей референсных вариантов Radeon RX 6900 XT и RX 6800 XT, компания AMD дала возможность управления цветом подсветки светящейся надписи Radeon на торце этих моделей видеокарт. Для этого нужно скачать соответствующее ПО RGB LED в разделе техподдержки сайта компании, и соответствующая надпись будет светить так, как вам хочется.

Поставки референсных карт весьма ограничены, и хотя ранее появились данные о том, что их производство будет прекращено, не так давно компания AMD объявила о расширении производства этих решений. Варианты Radeon RX 6900 XT партнеров компании с собственным дизайном печатных плат и систем охлаждения появятся в продаже позднее. От них можно ожидать лучших показателей производительности при разгоне — повышению частот сильно мешает предел потребления энергии, установленный AMD для своего решения. Партнеры же наверняка его повысят, дополнив улучшенными системами охлаждения.

Архитектурные особенности

Графический процессор Navi 21, также известный как Big Navi, основан на архитектуре RDNA 2, основной задачей при разработке которой было достижение максимально возможной энергоэффективности, а также внедрение недостающих функциональных возможностей, которые есть у конкурента и входят в спецификации DirectX 12 Ultimate — обо всех них мы уже подробно рассказывали в обзорах RX 6800 и RX 6800 XT.

Базовые блоки чипа — вычислительные блоки Compute Unit (CU), каждый из них имеет собственное локальное хранилище для обмена данными или расширения локального регистрового стека, а также кэш-память и полноценный текстурный конвейер с блоками выборки и фильтрации текстур. Каждый из таких вычислительных блоков CU самостоятельно занимается планированием и распределением работы. В целом, архитектура RDNA 2 очень похожа на RDNA 1, хотя она и была серьезно переделана.

Полная версия чипа Navi 21 содержит 80 вычислительных блоков CU, состоящих из 5120 блоков ALU, 320 блоков TMU, 128 блоков ROP и четырех асинхронных вычислительных движков. В версии Radeon RX 6900 XT как раз впервые используется полная версия GPU, ни один из блоков чипа не деактивирован. В итоге, новый графический процессор и решение на его основе выглядит как удвоенный практически по всем блокам чип Navi 10 и Radeon RX 5700 XT, соответственно. Но он не вдвое быстрее решения прошлого поколения, а даже больше — из-за более высоких частот и лучшей эффективности использования блоков GPU.

Для улучшения энергоэффективности специалисты AMD переделали все блоки, перебалансировали конвейер, нашли и устранили все узкие места, переделали линии передачи данных, обработку геометрии внутри чипа, а также использовали опыт проектирования CPU с высокой рабочей частотой. Результат получился наиболее впечатляющим именно в случае топовой видеокарты — до 65% прироста в энергоэффективности, по оценке компании AMD. В общем, с физической реализацией нового графического процессора специалистам компании можно поставить оценку отлично.

С точки зрения логических схем, в вычислительных блоках RDNA 2 просматриваются корни предыдущей версии архитектуры, но основные блоки были улучшены при помощи добавления блоков для ускорения трассировки лучей и применения нового уровня кэш-памяти Infinity Cache. Обо всех этих изменениях мы максимально подробно написали в обзорных статьях про Radeon RX 6800 XT и RX 6800.

Интересно, что у Radeon RX 6900 XT столько же видеопамяти, сколько у младшей модели серии — RX 6800, которая значительно дешевле. У всех трех вышедших видеокарт AMD ее 16 ГБ, а у Nvidia в GeForce RTX 3080 ее только 10 ГБ, хотя в 3090 — аж 24 ГБ. Объем видеопамяти на самой дорогой карте GeForce — явный перебор для игровых применений (хотя в профессиональном ПО вполне может быть востребован), даже если рассчитывать на несколько лет вперед.

Ведь сейчас игры даже в 4K-разрешении при максимальных настройках и с трассировкой лучей хоть и занимают порой по 9-10 ГБ видеопамяти, но реально не требуют такого объема, так как при увеличении объема VRAM от 8-10 до 16 ГБ приростов производительности не видно. Но консоли нового поколения имеют больший объем памяти и быстрые SSD, поэтому будущие мультиплатформенные или портированные с консолей игры могут начать требовать большего, чем 10 ГБ локальной видеопамяти, и по этому параметру новые видеокарты AMD выглядят более сбалансированными. 16 ГБ вообще кажутся золотой серединой для топового сегмента GPU на данный момент и пару-тройку лет вперед.

В целом же не секрет, что игры становятся все более требовательными как к вычислительной мощности GPU, так и к объему видеопамяти — и с каждым годом потребление VRAM неуклонно растет. Игры начинают использовать большее количество текстур и других ресурсов, увеличивается их разнообразие, все новые и новые эффекты используют дополнительные буферы, да и разрешение рендеринга не стоит на месте. Не говоря уже о таких вещах, как трассировка лучей, которая использует дополнительные ускоряющие структуры объемом до нескольких гигабайт, которые также нуждаются в размещении в максимальной близости от GPU. В результате, комбинация высокого разрешения и настроек графики, совместно с трассировкой лучей приводит к повышенному использованию видеопамяти. Вот лишь несколько замеров, произведенных компанией AMD:

Самые современные мультиплатформенные игры, выходящие также и на консолях нового поколения (PlayStation 5 и Xbox Series X) оптимизируются под объем памяти, близкий к 16 ГБ, который доступен этим консолям. Именно поэтому AMD решила снабдить все решения линейки Radeon RX 6000 таким объемом памяти, а уж топовому Radeon RX 6900 XT с его то ценой вообще стыдно было бы с меньшим количеством памяти. Выше показана загрузка видеопамяти всей системой в определенных играх, включая самые современные проекты с использованием трассировки лучей. Естественно, везде были максимальные настройки и 4K-разрешение, потребление памяти в более низких разрешениях будет ниже. Но для такой мощной модели как Radeon RX 6900 XT, было бы странно использовать что-то меньшее.

Остальные подробности обо всех изменениях и нововведениях нового графического процессора читайте в большом обзоре Radeon RX 6800 XT, там написано и про новую кэш-память Infinity Cache, и про улучшенный доступ к видеопамяти Smart Access Memory, и про изменения в поддержке видеокодеков и стандартов портов ввода-вывода. Топовая модель RDNA 2 ничем не отличается от младших GPU по функциональности, чип то один и тот же. И хотя даже про трассировку лучей в реализации AMD мы подробно уже писали, позволим себе вернуться к этой теме еще раз.

Немного о тонкостях аппаратной трассировки лучей

Как нам уже известно, для аппаратного ускорения трассировки лучей, в RDNA 2 внедрили специализированные блоки Ray Accelerator. Это очень важно, так как трассировка появляется во все большем количестве игр, есть она и в некоторых консольных играх, и в проектах, поддерживаемых AMD (Godfall и Dirt 5). Но эти блоки у Big Navi хоть и аппаратные и выделенные, они несколько проще RT-ядер в графических процессорах семейств Ampere и Turing у Nvidia, и в целом медленнее справляются с работой, особенно в случае большого количества некогерентных лучей, так как отдельные MIMD-ядра конкретно для трассировки подходят лучше.

Поэтому, при сложных и многочисленных эффектах с применением трассировки лучей, видеокарты AMD теряют в производительности заметно больше видеокарт Nvidia, причем это касается сравнения и с Ampere и с Turing. Но неужели все потеряно и даже в будущем скорость трассировки лучей на RDNA 2 не удастся повысить хотя бы немного? Некоторые возможности для оптимизации у AMD действительно есть, причем не только со стороны игровых приложений, в которых действительно можно что-то оптимизировать, но и в драйверах. Хотя приросты вряд ли будут настолько большими, чтобы догнать конкурента по этим вычислениям.

У AMD есть возможность получить рост скорости и в процессе поиска пересечений (лучей с геометрией или ограничивающими объемами), которые на видеокартах Nvidia исполняются по жестко заданному алгоритму в «железе», а у AMD выделенные аппаратные блоки делают эту работу лишь частично, а дополнительно используются обычные потоковые процессоры. С одной стороны, это точно медленнее, но зато дает возможность дополнительной оптимизации алгоритма поиска пересечений для каждого конкретного приложения.

Но все не так просто — в игре эту гибкость использовать не получится, ведь DXR API не позволяет делать что-то иначе, со стороны игрового кода все происходящее далее недоступно и получить прямой доступ к железу, как на консолях, на ПК не получится. Но программисты AMD могут оптимизировать свой код, предназначенный для поиска пересечений, который исполняется драйвером и недоступен из ПО, использующего DXR. Никто же не запрещает сделать несколько оптимизированных вариантов этого кода специально для самых знаковых игр, использующих трассировку, и подставлять нужный при их работе.

Подобный оптимизированный для каждой игры код может дать некий прирост скорости на картах AMD, тогда как Nvidia ограничена аппаратными возможностями, железно вшитыми в RT-ядра. Правда, точно не стоит настраиваться на то, что Radeon RX 6000 догонят GeForce RTX 30 в приложениях, использующих аппаратную трассировку лучей — оптимизация может дать несколько процентов или даже с десяток процентов ускорения в лучшем случае, но это не покроет имеющийся разрыв в скорости трассировки между более гибким решением AMD и более производительным вариантом Nvidia, особенно если говорить о сложных вариантах, вроде того, что применяется в Cyberpunk 2077 — отражения, тени, непрямое освещение и фоновое затенение. Впрочем, AMD утверждает, что и этого хватает. Вот реальные замеры — правда, в разрешении 2560×1440:

Мы проверим это в синтетических и игровых тестах, но, судя по этим результатам, получается, что Radeon RX 6900 XT должна справиться с обеспечением комфортной игры при средней частоте кадров заметно выше 60 FPS при гибридном рендеринге. При этом настройки качества выбраны максимальные, хотя заметьте — в представленных на диаграмме играх трассировка используется лишь для одного из эффектов, а не сразу нескольких, как в том же Cyberpunk 2077. То есть мощи топового Big Navi действительно может не везде хватать.

Но даже несмотря на то, что скорость трассировки у графических процессоров Big Navi оказалась расстраивающе низкой, это приносит позитивный эффект для игровой индустрии в любом случае. Разработчики уже начали постепенно реализовывать эффекты с применением трассировки лучей в своих играх. И пусть поначалу они реализуют всего лишь отражения или тени, это заставляет их серьезно изменять движки рендеринга, они привыкают работать с ускоряющими структурами BVH, и в будущем все это приведет к добавлению большего количества разнообразных эффектов с применением трассировки. А через несколько лет дело дойдет и до полной трассировки пути.

Технологии рендеринга с применением растеризации устаревают, не позволяя делать такие вещи, как освещение и тени от площадных источников света любого размера и формы, физически достоверные отражения и преломления, полностью динамическое попиксельное фоновое затенение и глобальное освещение с кучей отскоков лучей, да и много еще чего. Конечно, всем хотелось бы сразу перескочить с растеризации на полную трассировку пути, но увы — это невозможно, так как потребовало бы огромного скачка производительности, который невозможно сделать единовременно. Поэтому в переходный период приходится применять гибридный рендеринг, постепенно прикручивая все новые и новые эффекты, использующие трассировку лучей.

В качестве наглядного примера можно посмотреть на две последние игры серии Call of Duty. Если в предыдущей части добавили лишь трассированные тени от локальных источников освещения, то в игре этого года трассировку используют техники расчета локальных и глобальных источников освещения, а также она применяется и при рендеринге фонового затенения. Вообще, на вопросе выбора конкретного эффекта для применения трассировки хотелось бы остановиться подробнее. Чаще всего разработчики решают реализовать трассированные тени (например, только от солнца и луны) или отражения, и последнее хорошо понятно — они смотрятся эффектно и их не нужно искать, сравнивая скриншоты попиксельно.

Неподготовленному зрителю на первый взгляд кажется, что трассированные отражения не так уж отличаются от техник при растеризации, использующих данные из экранного пространства, а имеющиеся ограничения и артефакты вполне можно простить — зато скорость рендеринга высокая. Но тут есть один важный момент — несмотря на то, что вы ясно видите отражения лишь на гладких поверхностях, вроде зеркал или поверхности спокойной воды, при физически корректном рендеринге и соответствующих материалах с физическими свойствами типа шероховатости и отражательной способности, которые сейчас применяются во всех играх, включая последние версии Minecraft с поддержкой трассировки, отражения есть абсолютно на всех материалах, просто они не так сильно бросаются в глаза.

При физически корректном рендеринге, отражения рассчитываются для всех объектов сцены, но при растеризации информация об окружении, используемая для расчета отражений, просто берет текстурную выборку из заранее подготовленной кубической текстуры, которая не содержит реальное окружение. С применением трассировки лучей, данные из кубической текстуры заменяются полноценной трассировкой геометрии сцены, получая в результате по-настоящему физически корректную картинку с реалистичными отражениями на всех пикселях.

RT off
RT on

При помощи трассировки удается побороть множество неприятных артефактов, вроде освещения объектов там, где этого быть не должно — такие объекты выбиваются из окружения и выглядят чужеродно. А когда они перестают светиться в тех местах, где не должны, появляются реалистичные рассеянные отражения на мокрых и блестящих поверхностях, объекты сцены становятся единым целым, а не выглядят как нагромождение отдельных объектов с утечками света сквозь них. А уж если добавить трассированные тени, фоновое затенение и глобальное освещение, то изображение станет восприниматься вами еще реалистичнее — как на примере из Cyberpunk 2077. Без трассировки оно плоское и менее реалистичное, хотя для растеризации выглядит довольно неплохо.

И даже если вы не осознаете разницу между трассировкой лучей и растеризацией, картинка с эффектами трассировки подсознательно покажется вам реалистичнее, так как наш мозг умеет чувствовать разницу, находя и выделяя нереалистичные элементы. Будущее за трассировкой лучей в любом случае, и мы будем надеяться, что производительность аппаратных решений продолжит неуклонно расти, а программисты научатся внедрять все больше эффектов с трассировкой лучей, и когда-то мы вообще перейдем на полную трассировку пути — в самых современных играх со сложными сценами и большими игровыми пространствами, а не в Minecraft и Quake II, которые хороши, но имеют довольно простое окружение.

Расширенные возможности разгона

Печатная плата и общий дизайн видеокарты Radeon RX 6900 XT были специально разработаны с учетом потенциальных возможностей для разгона. Используется 14-слойная печатная плата с качественной разводкой и четырьмя медными слоями для подвода питания. В конструкции применяются качественные материалы, а кулер с запасом обеспечивает потребности даже этого мощнейшего GPU. Для его охлаждения используется кулер с тремя вентиляторами с крупными лопастями и радиатором с использованием испарительной камеры. Для максимального отвода тепла от GPU к радиатору служит термоинтерфейс на основе графита, специальные подложки есть и для микросхем памяти.

Хотя общая производительность видеокарты часто упирается в потребление, температуру GPU и другие показатели, и достичь высокой рабочей частоты не так просто, Radeon RX 6900 XT точно может выжать из GPU больше, чем RX 6800 XT. Новинка предлагает большие возможности для улучшения производительности и изменения других характеристик, включая снижение энергопотребления. Доступно несколько разных методов для получения дополнительной производительности:

  1. Предустановленный профиль: Quiet, Balanced и Rage (тихий, сбалансированный и производительный) — предварительные настройки позволяют быстро настроить видеокарту на требуемые характеристики при помощи одного клика.
  2. Автоматический — возможность авторазгона при помощи повышения энергопотребления и скорости вращения вентиляторов аналогично режиму Rage из предыдущего пункта, но с возможностью изменения одного из трех параметров, о чем мы поговорим далее.
  3. Ручной режим, позволяющий выбирать все параметры самостоятельно: частоты, напряжение, кривую частоты вращения вентиляторов и тайминги памяти.

С предустановленными профилями и ручными настройками разгона все более-менее понятно, а как работает авторазгон? Каждая из трех опций включает тестирование стабильности при разных настройках и поиск стабильного значения. Включение любой из них повышает предел энергопотребления и максимизирует частоту вращения вентиляторов, как в режиме Rage, но также изменяет один параметр: максимальную частоту GPU, напряжение его питания или повышение частоты видеопамяти. Авторазгон может быть полезен при поиске оптимальных значений каждого из трех параметров независимо друг от друга, а уж затем пользователь решит, как их скомбинировать в ручном режиме.

AMD утверждает, что ручная настройка разгона позволяет выжать из Radeon RX 6900 XT еще несколько процентов производительности сверху. Вот один из примеров таких настроек:

  • Макс. частота 2750 МГц
  • Напряжение 1150 мВ (−25 мВ от значения по умолчанию)
  • Максимальная частота VRAM 2150 МГц
  • Тайминги памяти Fast
  • Максимальная частота вращения вентиляторов 100%
  • Предел энергопотребления +15% (видимо, до 345 Вт)

Добавим пару слов о рабочей температуре GPU, предел которой для RX 6900 XT установлен в кажущиеся дикими 110 градусов. Все дело в том, что раньше для измерения температуры использовался лишь один термодиод, и для всего графического процессора устанавливались весьма консервативные температуры для начала процесса снижения частот (дросселирования), не было разницы, какие именно блоки GPU используются и насколько активно.

Сейчас же для измерения температуры GPU используется целый массив датчиков, определяющих самую горячую точку на кристалле, что позволяет более гибко и агрессивно увеличивать тактовую частоту для всего чипа, пока один из нескольких датчиков не достигнет предельной температуры в 110 градусов. Это позволяет достичь более высокой производительности при сохранении достаточной надежности и хороших акустических показателей системы охлаждения. Пользователям же дан доступ и к средней температуре GPU и к предельной (Junction Temperature), так что они смогут видеть полную картину, что особенно важно при разгоне.

Производительность в профессиональном ПО

Видеокарты серии AMD Radeon RX 6000 хороши не только в играх, но вполне применимы и во многих программах профессионального использования для создания контента. Топовая модель Radeon RX 6900 XT обеспечивает значительный прирост производительности в приложениях, использующих OpenCL, по сравнению с топовой Radeon VII из предыдущего поколения, также несущей на борту 16 ГБ видеопамяти.

Например, в популярном приложении 3D-моделирования и анимации Blender есть встроенный рендерер реального времени Cycles, который поддерживает графические процессоры AMD, работающие через OpenCL. В дополнение к Cycles, компания AMD также распространяет плагин Radeon ProRender для Blender, который использует физически корректный рендеринг с трассировкой лучей. Последняя версия этого плагина поддерживает аппаратное ускорение на видеокартах серии Radeon RX 6000, и в итоге новая топовая модель опережает Radeon VII более чем вдвое:

Также плагин Radeon ProRender предлагается для Autodesk Maya и SideFX Houdini — оба с поддержкой аппаратного ускорения трассировки лучей. Да и в других пакетах 3D-моделирования и анимации также можно использовать новые возможности Big Navi, пусть пока что и без аппаратного ускорения трассировки. Например, при использовании OpenCL в LuxMark и Indigo Bench — двух популярных пакетах тестирования скорости 3D-рендеринга.

При редактировании видеороликов в Adobe Premiere Pro и Blackmagic Design DaVinci Resolve также можно применять новый топовый GPU компании AMD для ускорения своей работы. Это два самых популярных видеоредактора среди серьезных пакетов, и оба поддерживают ускоренные на GPU кодирование и декодирование видеоданных в форматах H.264 и H.265 (требуется версия Studio для DaVinci Resolve).

Одним из наиболее известных бенчмарков для Adobe Premiere Pro является PugetBench, последняя версия которого совместима с Adobe Premiere Pro CC 2020. Для тестов GPU обычно применяются соответствующие тяжелые эффекты, при которых входными данными является видеопоток в формате 4Kp60 ProRes 422HQ, к которому применяются ресурсоемкие фильтры. В результате мы видим ускорение работы от 1,5 до 3 раз по сравнению с все тем же Radeon VII.

Итак, со всеми теоретическими данными и потенциальными возможностями новой топовой видеокарты компании AMD мы познакомились, самое время взглянуть на нее, прежде чем приступить к тестам.

Особенности видеокарты AMD Radeon RX 6900 XT

Сведения о производителе: Компания ATI Technologies (торговая марка ATI) основана в 1985 году в Канаде как Array Technology Inc. В том же году была переименована в ATI Technologies. Штаб-квартира в г. Маркхам (Торонто). C 1987 года компания сконцентрировалась на выпуске графических решений для ПК. Начиная с 2000 года основным брендом графических решений ATI становится Radeon, под которым выпускаются GPU как для настольных ПК, так и для ноутбуков. В 2006 году компанию ATI Technologies покупает компания AMD, в которой образуется подразделение AMD Graphics Products Group (AMD GPG). C 2010 года AMD отказывается от бренда ATI, оставив лишь Radeon. Штаб-квартира AMD в Саннивейл (Калифорния), а у AMD GPG остается главным офисом бывший офис AMD в Маркхаме (Канада). Своего производства нет. Общая численность сотрудников AMD GPG (включая региональные офисы) — около 2000 человек.

Установка в тестовый стенд. Тестирование проводилось в закрытом хорошо продуваемом корпусе.

Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарта) AMD Radeon RX 6900 XT 16 ГБ 256-битной GDDR6

Характеристики карты

AMD Radeon RX 6900 XT 16 ГБ 256-битной GDDR6
GPU Radeon RX 6900 XT (Navi 21)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 2015—2250(Boost)—2401(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4000 (16000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU 80
Число операций (ALU) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU 5120
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 320
Число блоков растеризации (ROP) 128
Число блоков Ray Tracing 80
Число тензорных блоков
Размеры, мм 265×110×55
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3
Цвет текстолита черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 255
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 25
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 4
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 25,5
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 1.4a, 1×USB Type-C (USB 3.2 Gen2)
Поддержка многопроцессорной работы нет данных
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 (включая вывод через USB Type-C)
Питание: 8-контактные разъемы 2
Питание: 6-контактные разъемы 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Ожидаемая розничная стоимость карты 110 тысяч рублей (рекомендованная AMD стоимость — 90 тысяч рублей)

Память

Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6, K4Z80325BC-HC16) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 4000 (16000) МГц.

Особенности карты и сравнение с AMD Radeon RX 6800 XT

AMD Radeon RX 6900 XT 16 ГБ AMD Radeon RX 6800 XT 16 ГБ
вид спереди
вид сзади

Снова хотим отметить, что впервые компания AMD использует столь емкие микросхемы памяти в 16 Гбит. Поэтому удалось разместить всю память на лицевой стороне платы, что позволило упростить систему охлаждения для обратной стороны. Очевидно, что печатные платы у обеих карт абсолютно одинаковые. Разница лишь в урезанности по блокам внутри GPU и в появлении дополнительной фазы питания у Radeon RX 6900 XT, таким образом суммарное количество фаз питания у Radeon RX 6900 XT — 16, а у Radeon RX 6800 XT — 15.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. AMD использует весьма дорогой 16-фазный ШИМ-контроллер XDPE132G5D (Infineon), который управляет 13 фазами питания GPU (сам контроллер расположен на оборотной стороне PCB).

Также на оборотной стороны платы расположен ШИМ-контроллер IR35217 (International Rectifier, которая сейчас входит в состав Infineon). Он управляет тремя фазами питания микросхем памяти.

Синим цветом отмечен контроллер CYPD5137 (Cypress Semiconductor), он отвечает за USB-разъем, через который организован вывод изображения.

В преобразователе питания, традиционно для всех современных видеокарт, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае TDA21472 (все того же IR/Infineon).

Сама печатная плата очень сложная, имеет 14 слоев, включая 4 медных слоя.

Карта имеет два обычных 8-контактных разъема питания. А вот по видеовыходам есть новшество. У платы привычное количество видеовыходов: 4. Однако вместо привычных 3 DP мы видим всего 2, один из них заменен на USB Type-C. Благодаря вышеупомянутому контроллеру Cypress этот разъем можно использовать как USB 3.2 Gen2, однако основное его предназначение — универсальный вывод изображения на приемники разного формата: от шлемов VR до мониторов/телевизоров с подобными входами. Также к нему через переходники/разветвители с USB Type-C на HDMI или на DP можно легко подключить мониторы или телевизоры с привычными входами. Например, к Radeon RX 6800 XT нам удалось подключить телевизор через разъем USB Type-C и переходник-разветвитель на HDMI.

По умолчанию в 4К включается частота вертикальной развертки 30 Гц, надо зайти в настройки Windows 10 и поменять частоту на 60 Гц. Правда, HDR при таком выводе будет недоступен.

Что касается размеров карты Radeon RX 6900 XT, то они стандартны для видеокарт последнего десятилетия: 265×110×55 мм, что наглядно показано в начальном видеоролике. Там же есть и визуальное сравнение Radeon RX 6900 XT с Radeon RX 6800 XT. Внешне оба ускорителя совершенно одинаковы.

Снова стоит отметить панель управления в драйверах AMD. Во-первых, в отличие от драйверов конкурента, здесь есть вкладка с доступом к частотам и иным параметрам, позволяющим осуществлять разгон — не надо даже задумываться о сторонних утилитах для этих целей. Во-вторых, есть предустановки, позволяющие не ломать голову над тонкими настройками того же разгона. В-третьих, есть мониторинг состояния карты, что всегда полезно. Да, у Nvidia есть отдельная утилита GeForce Experience для задания настроек в играх, однако такой информации в ней нет.

Ранее при изучении Radeon RX 6800 XT мы уже делали акцент на особый режим работы новых ускорителей — «ярость» (Rage Mode). По сути, это очень небольшой авторазгон без предварительного тщательного тестирования карты.

Подобный инструмент авторазгона уже имеется и у конкурента в утилите GeForce Experience, поставляемой вместе с драйверами. А при тестировании Radeon RX 6800 XT мы показали, что эффект от Rage Mode может быть от нуля до прироста производительности в 2%.

Ручной разгон также возможен непосредственно через панель управления в драйверах AMD, чем мы и воспользовались, однако из-за заблокированного лимита по энергопотреблению особо поднять производительность не удалось (несмотря на возможность увеличения частот работы и ядра и памяти), поэтому выносить на диаграммы ускоритель с ручным разгоном мы не будем, а когда у нас появятся Radeon RX 6900 XT или Radeon RX 6800 XT партнеров AMD, уделим этому особое внимание в соответствующем материале.

Мы повысили частоту работы ядра на 10%, но в реальности получили +2,5% производительности из-за жесткого ограничения по энергопотреблению

Нагрев и охлаждение

Система охлаждения построена по классической схеме без новшеств типа сквозной продувки через карту, как придумала Nvidia. Но при этом в кулере нет тепловых трубок, так как любимая тема AMD — использование испарительной камеры. В данном случае применяется одна очень большая испарительная камера — узкая запаянная емкость с легкоиспаряющейся жидкостью внутри, одной стенкой прижатая к нагревающимся элементам, а второй припаянная к радиатору. В общем, очень схоже с принципом тепловых трубок, просто иной формы.

Основной радиатор, судя по весу, выполнен из медного сплава (и покрашен). Одной стороной он припаян к испарительной камере, другой соприкасается с кожухом. Ребра выполнены в поперечном направлении, поэтому горячий воздух выдувается через длинные торцы видеокарты вверх от нее и вниз — на материнскую плату. Длина видеокарты не запредельная, однако если под ее слотом установлен чипсет, накопитель в слоте M.2 или иной компонент системы, то он будет дополнительно нагреваться видеокартой.

Испарительная камера соприкасается непосредственно с GPU и с большой рамой (через термоинтерфейс), на которой уже есть свои площадки для охлаждения микросхем памяти и силовых преобразователей питания VRM. Задняя пластина выполняет чисто защитные функции (хотя она металлическая, а не пластиковая). Отметим, что для GPU используется графитовый термоинтерфейс — опять же, это в традициях AMD, потому что для испарительных камер лучше иметь интерфейс более толстый, нежели слой жидкой термопасты.

Кожух несет на себе три вентилятора (∅90 мм), у которых лопасти соединены кольцами (мы уже видели подобные конструкции).

Мы давно привыкли к тому, что видеокарты среднего и топового классов останавливают свои вентиляторы в простое, при работе в 2D, если температура GPU опускается ниже примерно 55-60 градусов, и СО при этом становится бесшумной. Точно так же работает и данная видеокарта. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:

После 3-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 80 градусов, что выше, чем мы привыкли видеть, но все же является приемлемым результатом для видеокарты такого уровня.

Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев:

Максимальный нагрев наблюдался в районе преобразователей питания и самого GPU.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 39 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, поэтому шум сохранялся на прежнем уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 80 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1650 оборотов в минуту, шум вырастал до 25,5 дБА: это тихо. В видеоролике ниже видно, как растет шум (шум фиксировался пару секунд через каждые 30 секунд).

Еще раз хочется напомнить, что в сравнении с тем, как шумели референсные карты предыдущих поколений (с «турбиной»), данный вариант можно считать настоящим прорывом.

Подсветка

Подсветка у карты имеется лишь в виде логотипа на скошенном торце. Кстати, этот скос частично перекрывает выход воздуха из радиатора.

Ранее мы думали, что подсветка фиксированная, однако недавно AMD выпустила собственную утилиту для управления подсветкой на своих картах.

Так что теперь этот логотип может быть хоть... синим (ха-ха-ха!) или даже... зеленым (хе-хе-хе!).

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, понятно, условный, ведь карты собственного выпуска компания AMD не продает (в отличие от конкурента), поэтому никто, кроме прессы и блогеров, такие упаковки не увидит.

Карта поставляется с бонусами в виде фирменного коврика для мыши и кейкапа R с фирменным лого Radeon для механических клавиатур.

Бонусы неожиданные и приятные, в начальном видеоролике все это высказано.

Тестирование: синтетические тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора Intel Core i9-10900K (Socket LGA1200):
    • Платформа:
      • процессор Intel Core i9-10900K (разгон до 5,1 ГГц по всем ядрам);
      • ЖСО Cougar Helor 240;
      • системная плата Asus ROG Maximus XII Extreme на чипсете Intel Z490;
      • оперативная память Geil Evo X II (GEXSB416G84133C19DC) 32 ГБ (4×8) DDR4 (4133 МГц);
      • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
      • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
      • блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
      • корпус Thermaltake Level20 XT;
    • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.20H2);
    • телевизор LG 43UK6750 (43″ 4K HDR);
    • драйверы AMD версии 20.12.1;
    • драйверы Nvidia версии 460.79;
    • VSync отключен.

Мы провели тестирование видеокарты Radeon RX 6900 XT со стандартными частотами в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает постоянно меняться, добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Мы полностью отказались от ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D, так как они устарели слишком сильно, и на столь мощных GPU или не запускаются вообще, или упираются в различные ограничители, не загружая работой блоки графического процессора и не показывая его истинную производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы все еще оставили в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже изрядно устарели.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько разнообразных тестов для измерения производительности трассировки лучей, программной и аппаратной. В качестве полусинтетического теста у нас также используется и довольно популярный 3DMark Time Spy, а также некоторые другие — например, DX Raytracing.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Radeon RX 6900 XT со стандартными параметрами (RX 6900 XT)
  • Radeon RX 6800 XT со стандартными параметрами (RX 6800 XT)
  • Radeon VII со стандартными параметрами (Radeon VII)
  • GeForce RTX 3090 со стандартными параметрами (RTX 3090)
  • GeForce RTX 3080 со стандартными параметрами (RTX 3080)
  • GeForce RTX 3070 со стандартными параметрами (RTX 3070)
  • GeForce RTX 2080 Ti со стандартными параметрами (RTX 2080 Ti)

Для анализа производительности новой видеокарты Radeon мы выбрали несколько видеокарт компании AMD из разных поколений. Полных аналогов по позиционированию в предыдущем поколении Radeon не было, разве что условно ей можно назвать Radeon VII, которую мы и взяли в качестве самого быстрого решения прошлого поколения, давно ушедшего с рынка. Модель Radeon RX 6800 XT мы взяли для того, чтобы понять, насколько ее опережает топовая новинка — быстрейшая модель архитектуры RDNA второго поколения.

Прямым соперником для нового топового Radeon у компании Nvidia является модель GeForce RTX 3090, скорее всего, хотя она и имеет заметно более высокую рекомендованную цену (а на реальные розничные еще посмотрим, когда карты появятся в продаже). Также взяли в набор и менее производительные решения из последнего поколения RTX 30, так как с той же трассировкой лучей они будут ближе к RX 6900 XT.

 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты

Тестирование: игровые тесты

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Gears 5 (Xbox Game Studios/The Coalition)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED)
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • Control (505 Games/Remedy Entertainment)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Gears 5
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
Control
 
Godfall
 
Resident Evil 3
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus

Поскольку ранее выпущенные видеокарты AMD не поддерживают технологии трассировки лучей, а также у них нет поддержки «умных» технологий антиалиасинга типа Nvidia DLSS, мы вынуждены для массового тестирования отключать как трассировку, так и DLSS для адекватного сравнения всех карт. Однако на сегодня уже половина из 28 регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому мы приняли решение, что будем проводить тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. Разумеется, пока в этом списке только видеокарты Nvidia серии GeForce RTX и AMD Radeon RX 6800/6800XT/6900ХТ.

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Watch Dogs: Legion, RT
 
Control, RT
 
Shadow of the Tomb Raider, RT
 
Metro Exodus, RT

К сожалению, мы снова видим очень серьезное падение производительности у Radeon RX 6900 XT (как и у всех Radeon RX 6000) при активации технологии RT. Безусловно, применение трассировки лучей вызывает падение производительности у всех карт, поддерживающих данную технологию, однако у конкурирующих GeForce RTX 30 улучшены блоки RT-ядер, поэтому падение скорости не такое драматическое, как у GeForce RTX 20. Кроме того, у видеокарт Nvidia имеется поддержка «умного» антиалиасинга DLSS, который помогает поднять скорость, компенсируя падение от включения RT (и даже выводя ускоритель «в плюс»). Всего этого пока у продуктов AMD нет.

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 560 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 560 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 6900 XT и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 1360 96 141 000
02 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 1290 117 110 000
03 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 1210 134 90 000
04 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 1200 126 95 000
07 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 970 123 79 000

В принципе мы видим, что AMD нас практически не обманывала, говоря, что Radeon RX 6900 XT — конкурент для GeForce RTX 3090. Да, производительность в играх у них довольно близка. Ускоритель Nvidia оказался чуть быстрее в целом, однако в некоторых играх и разрешениях Radeon RX 6900 XT его обгонял. Примерно аналогичная ситуация и в паре GeForce RTX 3080 и Radeon RX 6800 XT, только там разница совсем уж крошечная. Однако все это справедливо, если мы говорим об играх, не поддерживающих трассировку лучей (либо о тех ситуациях, когда она выключена ради достижения высокой производительности).

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 8 тестам с применением технологии трассировки лучей и/или DLSS (результаты Radeon RX 6000 учтены только в 4 тестах без DLSS). На сегодня RT поддерживается ускорителями серий Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 370 26 141 000
02 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 320 36 90 000
04 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 220 20 110 000
05 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 220 28 79 000
06 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 200 21 95 000

Снова выразим сожаление, что включение RT вызывает драматическое падение скорости у Radeon RX 6000. При этом такой монстр, как Radeon RX 6900 XT, опускается до уровня флагмана Nvidia 2-летней давности — GeForce RTX 2080 Ti. Увы, при активации трассировки лучей в играх новый ускоритель AMD совершенно не в состоянии конкурировать с GeForce RTX 3090 и даже с GeForce RTX 3080.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности карты Radeon RX 6900 XT и ее явную нацеленность на использование в разрешениях уровня 4К, приводим рейтинг только для разрешения 3840×2160 (поэтому цифры в рейтинге iXBT.com иные). Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на середину декабря 2020 года.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 560 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 560 приняты за 100%). В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 6900 XT и его конкуренты.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
05 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 295 2652 90 000
06 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 269 2555 95 000
07 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 257 2829 110 000
08 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 252 1992 79 000
10 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 217 3065 141 000

С учетом текущего ценника GeForce RTX 3090 обречен болтаться внизу общего рейтинга. Этот ускоритель явно планировался не в качестве чисто игрового, хотя буквально все розничные карты на GeForce RTX 3090 выпущены в игровых сериях и снабжены игровыми фишками. У новинки Radeon RX 6900 XT цена (даже с учетом заложенных нами накруток розницы) будет поменьше, поэтому для игр без трассировки лучей ускоритель AMD гораздо более интересен. Вопрос лишь в том, где найти его в продаже, особенно по приемлемой цене (хотя бы за 110 тысяч, уж про 90 тысяч не заикаемся).

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT

Рейтинг составлен по 8 тестам с применением технологии трассировки лучей и/или DLSS (результаты Radeon RX 6000 учтены только в 4 тестах без DLSS). На сегодня RT поддерживается ускорителями серии Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
03 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 44 398 90 000
09 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 34 477 141 000
10 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 33 264 79 000
12 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 26 244 95 000
13 RX 6900 XT 16 ГБ, 2015—2470/16000 24 268 110 000

Радикальное падение производительности при включении RT новинке Radeon RX 6900 ХТ не может компенсировать даже предполагаемая более низкая цена, и даже безумно дорогой GeForce RTX 3090 оказывается выше в рейтинге.

Выводы

В целом AMD Radeon RX 6900 XT продемонстрировал нам потрясающий прирост относительно предыдущих поколений, сумев дотянуться до актуального лидера Nvidia. GeForce RTX 3080 позволяет комфортно играть в 4К при максимальных настройках графики, а GeForce RTX 3090 замахивается и на 8К, так что Radeon RX 6900 XT, который по производительности находится между ними, однозначно является ускорителем для 4К для игр с традиционным рендерингом картинки. Игр с поддержкой трассировки лучей пока не так много — по нашей примерной оценке, около 20% среди достаточно громких современных проектов с приличной 3D-графикой. Однако тенденция игростроения такова, что будущее — за играми с трассировкой лучей. И здесь у конкурирующих карт GeForce RTX 30 есть огромный козырь в виде антиалиасинга DLSS, который значительно повышает производительность, да и без DLSS падение скорости от включения RT у них не такое драматичное, как у Radeon RX 6000. Если же говорить о пригодности Radeon RX 6900 XT для игр в разрешении 4К с учетом RT, то однозначный ответ дать сложно. Впрочем, GeForce RTX 2080 Ti при анонсе был заявлен как базовый ускоритель для 4К, а с RT новый Radeon RX 6900 XT выдает аналогичную производительность, так что, наверное, его тоже можно признать 4К-ускорителем. Опять же, мы ждем, что AMD вскоре выпустит некий аналог Nvidia DLSS, поднимающий производительность на случай включения RT, а также играет роль тот факт, что еще какое-то время на рынке будет много игр без поддержки RT. Самое главное, что теперь аппаратная трассировка лучей и другие возможности DX12 Ultimate поддерживаются решениями обоих основных производителей GPU, а также есть поддержка в вышедших консолях, поэтому не осталось никаких преград для внедрения новых эффектов в игры.

Наличие 16 ГБ локальной памяти должно обеспечить Radeon RX 6900 XT некоторое преимущество, особенно если держать в уме будущие игры (в этом плане GeForce RTX 3080 смотрится менее выигрышно). Впрочем, мы уже писали, что Nvidia, предложив всего 10 ГБ памяти у своего GeForce RTX 3080 против 16 ГБ у соперника в лице Radeon RX 6800 XT, не сильно проиграла. Опыт показывает, что пока даже в 4К при максимальных настройках графики потребление памяти играми едва превышает 8-10 ГБ, поэтому сегодня 16 ГБ совершенно не требуются (разве что для профессионального применения). Однако все же превосходство новых Radeon RX 6000 в объеме памяти наверняка сильно задевает честолюбивую Nvidia, и мы можем ожидать появления некоего промежуточного решения между GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090 (например, GeForce RTX 3080 Ti), имеющего 20 ГБ памяти и производительность почти на уровне GeForce RTX 3090. Тогда он и будет прямым игровым конкурентом для Radeon RX 6900 XT. (Nvidia до сих не признает GeForce RTX 3090 чисто игровым решением, поэтому даже результаты сравнения с Radeon RX 6900 XT в играх без RT вряд ли заставит калифорнийскую компанию снизить цены на свой топовый ускоритель.) Поживем увидим.

Полный комплект карт серии Radeon RX 6000 на сегодня

Что касается конкретной видеокарты AMD Radeon RX 6900 XT (16 ГБ), то она хороша с точки зрения потребительских характеристик: плата стандартная по длине, хоть и занимает три слота в системном блоке (формально 2,5, но де-факто 3). Шум очень низкий не только в сравнении с референсными картами прошлых поколений (особенно Radeon RX 5700 XT и Radeon RX 5700), но и по абсолютной величине. Однако при этом крайне желательна хорошая продувка корпуса, потому что все выделяемое видеокартой тепло остается внутри системного блока (а греется карта очень прилично!). Впрочем, все это относится лишь к референс-карте Radeon RX 6900 XT, и неизвестно еще, увидим ли мы ее вообще в продаже. Известно, что партнеры AMD получили добро на выпуск карт с собственным дизайном, сама же AMD референс-карты конечным потребителям не продает.

Следует также обратить внимание на ряд сопутствующих семейству Radeon RX 6000 новых интересных решений AMD, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение с частотой 120 Гц или 8K-изображение при помощи одного кабеля. Также отметим поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию Smart Access Memory, способную обеспечить небольшой прирост производительности при совместной работе новых ускорителей с процессорами Ryzen 5000 (а последние исследования показали, что это работает уже и на платформе Intel Z490 на тех платах, для которых вышли новые версии BIOS, включающие resized BAR), а также технологию снижения задержек Radeon Anti-Lag, полезную для киберспортсменов.

В заключение еще раз констатируем: Radeon RX 6900 XT отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики, но при включении RT новый ускоритель способен обеспечить приемлемый комфорт в таком разрешении не во всех играх. В начале 2021 года мы получим возможность тестировать в 8К на постоянной основе, тогда посмотрим, как монстры графики будут справляться с таким разрешением. Правда, на сегодня это все еще представляет почти чисто академический интерес.

В номинации «Оригинальный дизайн» карта AMD Radeon RX 6900 XT (16 ГБ) получила награду:

В номинации «Отличная поставка» карта AMD Radeon RX 6900 XT (16 ГБ) получила награду:

Благодарим компанию AMD Russia
и лично Ивана Мазнева
за предоставленные на тестирование видеокарты

Для тестового стенда:
блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum предоставлен компанией Seasonic

16 декабря 2020 Г.