В портретной фотографии важную роль играет фон. Все выглядит прекрасным, когда работа ведется в студии. Имеется возможность установить правильный свет, подобрать оптимальный задний план. Однако далеко не каждому любителю доступна подобная роскошь. Постановочные портреты чаще всего снимаются без какой-либо особой постановки. И на заднем плане может оказаться все, что угодно. В помещениях фоном часто становятся занавески советского периода пошива, да схожая по эстетичности мебель. А на улице и вовсе за спиной модели оказываются самые непредсказуемые объекты.
Любопытно, что на многих портретных снимках, созданных не специалистами, умышленно создается пестрый, разнохарактерный фон. И объясняется это очень просто. Сотворен не портретный снимок, а «я на фоне этого места». И выходит, что ни портрета толком не получилось, ни нормального пейзажа или архитектурной композиции.
Для создания красивого фона на портретных снимках придумано множество способов. Некоторые фотографы и операторы, например, берут с собой однотонный материал. Чаще всего используется белый или черный цвет. Он закрепляется за моделью и происходит съемка. Если на съемке присутствует несколько посторонних людей, то даже крепить ничего не надо, достаточно попросить их подержать ткань на вытянутых вверх руках. Теоретически можно снимать до тех пор, пока у ассистентов не отвалятся руки.
Но даже такой, простой народный способ бывает недоступен, и портреты приходится делать на совершенно безликом, безобразном фоне. К счастью, цифровое фото подразумевает возможность обработки получаемых снимков на персональном компьютере. Это означает, что при желании к портрету можно подрисовать любой фон. Вопрос заключается в том, какое программное обеспечение способно создавать красивые задние планы для фотографий.
Backdrop Designer предназначается для формирования фонов, декораций и прочих элементов заднего плана. Программа работает как подключаемый модуль Adobe Photoshop и Adobe Photoshop Elements. В качестве независимого приложения функционирование не обеспечивается. И это объясняется довольно просто. Сама по себе декорация, текстура не имеет большой ценности. Изюминка заключается в том, чтобы наложить задний план на готовый портретный снимок, основываясь на заранее выполненном выделении региона. Последнюю операцию можно выполнить только в графическом редакторе. И из него удобно вызывать модуль Backdrop Designer.
Adobe Photoshop содержит группу инструментов Filter, из которой вызывается большинство подключаемых модулей. Не стал исключением и Backdrop Designer. Он запускается из меню Digital Anarchy, названного в честь компании разработчика приложения.
Программа имеет весьма специфический дизайн, ее интерфейс требует некоторого освоения и привыкания. Первое, что сразу бросается в глаза – это автоматическое разворачивание рабочего окна модуля на полный экран. Оконного режима не существует. Вы можете лишь менять размеры центрального окна, внутри которого сосредоточены основные инструменты управления приложением.
В правой части заголовка окна расположены кнопки управления работой модуля. Первая из них меняет режим прорисовки текстур. Он определяет их качество. Предлагается три варианта. Лишь первый, быстрый режим обеспечивает более-менее пристойную скорость. Остальные два работают крайне медленно. Изображение 3000x2000 в нормальном режиме закрашивается более одной минуты на компьютере с процессором Athlon 2500+.
От второй кнопки с изображением вопросительного знака ожидается вызов справки. Но не тут-то было. Это всего лишь окно About. Внутри него отображаются ссылки на web-страницы с документацией к программе. Локальной справки нет.
Следующая кнопка, на которой нарисован прямоугольник, открывает менеджер сюжетных установок. Это очень полезный, можно даже сказать, незаменимый инструмент на первых порах изучения программы. С помощью него можно сразу видеть множество вариантов конечных текстур, выполненных с определенным художественным замыслом. Кнопка с изображением крестика позволяет сохранять текущие настройки в отдельную программную установку. Галочка применяет текущие настройки к изображению, а диагональный крест закрывает окно модуля.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что обозначения кнопок не совпадают с общепринятыми в Windows правилами. Отсюда и следует некоторая сложность освоения Backdrop Designer. Она заключается не в том, что необходимо освоить много нового, а в том, что многие привычки, навыки оказываются не у дел по причине нестандартного управления работой приложения.
Программа, не прошедшая процедуру регистрации, добавляет на все текстуры водяной знак с адресом домашней страницы проекта. Из этого следует вывод, что до момента приобретения продукта, его реальное, коммерческое использование невозможно.
В центральной части рабочего окна модуля располагается предварительный просмотр корректируемого документа. Вы можете зацепиться мышью за любой из углов окна и изменить его размер в произвольных пределах. В зависимости от пользовательского выбора меняется и расположение всех остальных управляющих элементов. Их количество остается прежним, но при увеличении окна предварительного просмотра, они располагаются удобней, не наползая друг на друга.
Задние планы собираются из двух компонентов. Первый из них представляет собой художественную текстуру, непосредственно реализующую основной творческий замысел. К ней добавляется карта освещения, правило наложения тени. Формально оно является черно-белой текстурой, которая, смешиваясь с основным цветным аналогом, рождает более полный, объемный рисунок.
С помощью кнопок Load открываются окна выбора обоих типов текстур. Все элементы списков разделены на группы, согласно тематикам. По каждой текстуре можно посмотреть и скорректировать служебную информацию, представленную в виде простого текста.
Кнопка Edit вызывает инструменты редактирования текстур. Они частично повторяются для обоих их типов, но есть и немало отличий. В обоих случаях вы можете корректировать степень видоизменения текстур и их размытие. Это необходимо для создания реалистичного эффекта выхода из зоны резкости на портретных фотографиях. Светосильная оптика и большие фокусные расстояния позволяют сильнее размывать фон, что можно отразить и в настройках Backdrop Designer.
Далее идут независимые настройки для каждого типа текстур. Основные текстуры позволяют сдвигать их оттенок, регулировать цветовую насыщенность и яркость. Карты освещения не содержат цвета, и, применительно к ним, допускается изменение яркости и контраста.
Изменение текстур можно гибко настраивать с помощью специального меню, вызываемого кнопками с изображением значка радиации. При смешивании может корректироваться цвет, прозрачность, карты объема и освещенности, градиенты, шумы, слои, масштаб, сдвиг и поворот текстур.
Последние три параметра корректируются с помощью отдельных кнопок панели инструментов. Вы выбираете необходимый режим и, удерживая левую кнопку мыши, сдвигаете, масштабируете или вращаете любую из текстур заднего плана.
Применение Backdrop Designer на практике, с большой долей вероятности, сопряжено с выделением на фотографии регионов. Нет смысла создавать задний план на весь документ. Это уже не фон, а просто какое-то абстрактное изображение. Чтобы оно стало красивым фоном, необходим и передний план. Скорее всего, речь идет о портретах. Это означает, что на переднем плане находится человек или группа людей. Их требуется выделить, чтобы на место отсеченной части фото поместить задний план Backdrop Designer.
Как было сказано в начале статьи, Backdrop Designer работает в Adobe Photoshop и Adobe Photoshop Elements. Рассмотрим в качестве примера первый продукт, Adobe Photoshop CS3. Грубое выделение удобно осуществлять с помощью инструмента Quick Selection. Он позволяет быстро выделить однородные области. На верхней панели инструментов содержатся кнопки быстрого выделения с символами «+» и «-». Они позволяют добавлять регионы и удалять их лишние части.
Более точное выделение осуществляется с помощью Magnetic Lasso. Вы ведете указатель мыши по границе выделяемого объекта, а линия прилипает к контрастным переходам, значительно упрощая вам работу.
После завершения всех выделений вызывается Backdrop Designer и создается задний план. Он применяется ко всей выделенной области изображения.
Серьезное использование Backdrop Designer с претензией на получение качественного результата сопряжено с усидчивостью и хлопотами. Во-первых, необходимо аккуратно выделить границы переднего плана на портретном снимке. Здесь больших знаний не требуется, главные качества – это терпение и точность. Во-вторых, при использовании высокого качества прорисовки текстур снова необходимо терпение для того, чтобы дождаться конца работы фильтра. Как следствие, Backdrop Designer требует не только формального освоения продукта, но и некоторых человеческих качеств, не имеющих прямого отношения к компьютерной технике. Однако при их наличии ничто не мешает создавать вам потрясающие по красоте и реалистичности задние планы для портретных фотографий.