iтоги декабря

Этот выпуск итогов приходится на последний месяц 98 года, однако, я не возьму на себя смелость давать какие либо прогнозы на ближайший год: точные прогнозы в компьютерной индустрии давать невозможно - уже на следующий день может возникнуть небольшая фирма, чья разработка перевернет вверх дном все представления о том, что сегодня является фантастикой, а что нет. А то, что можно предсказать с достаточной степенью вероятности - это настолько очевидные вещи, что предсказывать их, - это все равно что предсказывать, что завтра взойдет солнце, все и так это знают.

Однако, поскольку этот выпуск является уже третьим из этой серии, и время осмотреться было, одна новая черта у него появится. Кроме обычной разбивки по видам комплектующих, случаются куда более глобальные события, которые просто не лезут в эти упорно навязываемые им рамки. В этом выпуске такое событие, как покупка STB компанией 3Dfx, выделена в отдельную тему. Мне кажется, оно этого заслуживает.

3Dfx & STB

В сегодняшней индустрии видеорешений для PC сложилась ситуация, чем-то напоминающая ту, что была на Земле миллионы лет назад - одновременное сосуществование двух совершенно разных систем. Эволюционных ли, как это было, когда природа делала выбор между млекопитающими и динозаврами, подходов ли к бизнесу, что сегодня наличествует в видеоиндустрии, не суть важно. Главное - различия достаточно сильны, чтобы позволить четко разделить их на два раздела - вертикальные и горизонтальные рыночные связи.

Яркими представителями первого подхода являются такие гиганты как Канадские Matrox и ATI Tech, имеющие в своей собственности полный производственный цикл - от разработки видеочипов собственной командой разработчиков, через производство чипов на собственных производственных мощностях, до самостоятельного (и, как правило, монопольного) производства видеокарт на их основе и продажи их под своей же торговой маркой.

У этого подхода неоспоримым плюсом является куда более высокое качество конечной продукции, поскольку фирма контролирует производственный процесс от и до, и, в какой то мере, уже наработанная предыдущими проектами репутация. Да и самой фирме от продажи видеокарты достается куда больше денег, чем от продажи только чипа конечному производителю. К тому же, не будем забывать, что только производители видеокарт имеют доступ к такому лакомому куску, которым является рынок OEM - продаже карт производителям PC для предустановки в их компьютеры. Ведь этот рынок по своим объемам превышает розничный.

С другой стороны, в итоге мы имеем меньший рекламный бюджет на раскрутку новых продуктов, чем если бы продвижением карт на данном чипе занималось бы множество мелких и крупных фирм, хоть и используемый более целенаправленно, меньшие, чем возможно, темпы доводки продукта, и, конечно, куда более высокие цены, чем если бы видеокарты на этом чипе производили несколько конкурирующих между собой независимых фирм.

Второй подход, на стороне которого стоят такие гранды, как S3, nVidia, 3Dfx (до недавнего времени), состоит в том, чтобы быть fabless фирмой - фирмой, не имеющей собственных производственных мощностей. Да и зачем - всегда найдется гигант, у которого часть его производства простаивает, и их можно арендовать, не тратя гигантских денег на создание своей инфраструктуры. Для примера, S3 имеет очень тесные отношения с одним из ведущих Тайваньских производителей полупроводников - UMC.

Здесь в итоге получаются куда меньшие накладные расходы: фактически, фирма в данном случае является высокомобильной организацией, структурно, как правило, состоящей только из аппарата руководства и инженерной команды, к тому же, не отягощенной расходами на постоянную модернизацию производства. Вдобавок, фирма производит эталонные драйвера, которые производители карт на базе этих чипов вольны дорабатывать в меру своих способностей - достаточно вспомнить хотя бы Metabyte, создавшие великолепные Re2Flex, являющиеся, пожалуй, лучшим вариантом для Voodoo2 карт.

Не стоит забывать и большой плюс для покупателей - конкуренция. А значит, приносимые ею война цен и гибкость. Вспомним рухнувшие цены, например, на карты на базе Banshee. За несколько месяцев, цена на них упала примерно со $150 до $80 - практически вдвое. Не в последнюю очередь, как раз благодаря жесточайшей конкуренции фирм, производящих их. Нечто похожее, пусть и не в такой степени, произошло и с картами на Riva TnT.

И гибкость - на рынке одновременно находится множество карт на базе одного чипа, ориентированных на совершенно различных покупателей. Для примера можно напомнить ориентированную на достижение минимальной цены Voodoo2 карту ArcadeFX от Best Data, и супер-HighEnd карты на том же чипе от Quantum3D. И множество карт посреди этого диапазона. Покупатели карт от ATI или Matrox такого выбора лишены.

Естественно, наряду с достоинствами, у этого метода есть и недостатки. Ключевыми, наверное, можно назвать, во первых, то, что фирма в состоянии нести ответственность только за чипы, качество карт, производимых на их основе, в большинстве случаев проконтролировать невозможно. Во вторых, фирма в состоянии коренным образом способна влиять только на имидж чипа, а OEM, например, покупают карты - этот пункт весьма необходимо учитывать. И самое главное для фирм - они теряют огромные деньги на посредниках: производитель видеокарт, купивший у фирмы оптом партию чипов по мизерным, по сравнению с ценой карты, расценкам ($30-50), и быстренько спаявший карту на базе фирменного же эталонного дизайна, получит за нее деньги, в несколько раз превосходящие те, которые получила фирма. Для простоты, затраты производителя из этой картины мы исключим.

Как правило, у вновь образованной фирмы, вроде 3Dfx или nVidia, не может быть капитала на выстраивание полного технологического цикла, таким образом они, фактически, обречены на то, чтобы начать работу как fabless. С другой стороны, и ATI с Matrox как то не спешат распродавать свои производственные команды. Как описано выше, и у того, и у другого подхода, есть свои плюсы и минусы, и каждый случай надо рассматривать в конкретном контексте.

Случай перехода из одного качество в другое, по моему мнению, являющийся ярчайшим событием видеоиндустрии PC - это попытка fabless производителя чипов 3Dfx стать фирмой полного производственного цикла: самой производить и продавать карты на своих видеочипах. Следует поближе присмотреться к обстоятельствам, толкнувшим 3Dfx на подобный шаг - ведь, к примеру, та же S3, не один год живущая в свободном плавании, не проявляет особого желания связывать себя обузой в виде производства.

А обстоятельства жизни компании в последнее время особого оптимизма не внушали. 98 год вообще стал очень тяжелым годом для видеоиндустрии - рынок буквально кипел, перенасыщенный командами разработчиков и производителей. В этом году там присутствовало более 45 команд! В течение года из графического бизнеса вылетели, например, такие известнейшие имена, как Cirrus Logic и Oak. Semiconductor. Этот рынок стал, пожалуй, самым горячим местом в мире PC в 98 году - победитель получал все, а проигравший терял деньги. Промежуточных состояний не было. Несмотря на немалую опасность проигрыша, на место одного проигравшего стремились втиснуться несколько игроков.

Кстати, интересный момент. 11 февраля 98 года 3Dfx выпускает на рынок второй пакет своих акций, а на следующий день на рынок видеочипов входит небезызвестная фирма Intel, официально объявив о своих планах по выпуску чипа i740. В какой то мере, он стал одним из инициаторов событий, произошедших почти через год.

Все время, пока фирмы наперебой подогревали интерес к своим будущим питомцам, на арене игровых карт безраздельно царил PCI Voodoo2. По результатам испытаний, проведенных в мае консалтинговой Mercury Research, он занял первое место, обогнав своих AGP конкурентов. Впрочем, 3Dfx понимает, что за AGP будущее, вдобавок, к этой шине проявляют очень большой интерес OEM, а к их мнению стоит прислушиваться, если хочешь не просто жить, а жить хорошо. И 3Dfx начинает поговаривать о своем будущем AGP чипе - Banshee. Официальный анонс случился 22 июня, в качестве даты релиза было названо рождество.

Первые, не очень веселые признаки, начали проявляться в сентябре, когда 3Dfx объявила о гораздо меньших, чем ожидалось, доходах за квартал. Рынок, загипнотизированный рекламными залпами отделов маркетинга, предпочитал дождаться обещанных на осень чипов. В том же сентябре, 3Dfx присоединилась к S3 и Silicon Graphic, подавшим в суд на nVidia за нарушение патентов. Центром претензий 3Dfx была технология мультитекстурирования, которую компания считала своей собственностью.

Вышедший Banshee был принят публикой холоднее, чем мог бы. Виной стало отсутствие поддержки режима AGP 2X, присутствовавшего у всех конкурентов Banshee (На что обращали особое внимание OEM) и однопроходного мультитекстурирования и вывода игр в 32-бит цвете. (А на это косо смотрели розничные покупатели). В результате, особенно учитывая, что Glide как-то внезапно сильно сдал свои позиции D3D, таким образом одна из самых сильных черт Banshee - способность работы с Glide, несколько потускнела. А по чистой производительности Banshee особой угрозы Riva TnT не представлял.

В общем то, чип продавался, и продавался довольно неплохо, по крайней мере все на том же розничном рынке, но это если рассматривать его обособлено. Если же сравнивать с предшественником - Voodoo2, то картина получалась откровенно провальной. Да и старые друзья, Diamond Multimedia и Creative Labs, поддержавшие 3Dfx при разработке Voodoo2, дружно выпустили карты на базе чипа заклятого конкурента - nVidia. На самом же Voodoo2 фирмы потихоньку заканчивали производить карты (например, Canopus прекратил выпускать свой Pure3D II еще в начале осени), так что Banshee формально должен был остаться единственным источником дохода.

В общем, положение выглядело достаточно неплохим (уже ходили слухи о некоем Rampage), хотя и не блестящим. В то же время усиленно стали распространяться слухи о возможной покупке 3Dfx либо Diamond'ом, либо Creative, благо и тот и другой имели пакет акций 3Dfx, и сами давали повод для слухов, активно пополняя эти пакеты. К декабрю, уже практически мало кто сомневался, что покупка 3Dfx, не Creative, так Diamond - дело почти решенное. В результате образовывалась бы та самая компания с полным производственным циклом, объединяющая производственные мощности как 3Dfx, так и компании-покупателя, а так же их суммарные маркетинговые позиции, весьма неслабые.

Однако, 3Dfx решила взглянуть на вопрос создания подобной компании с другой стороны, самой выступив в роли продавца. На розничном рынке имя 3Dfx звучало достаточно гордо, да и денег компания ожидала с другой стороны. Так что одним из основных критериев при выборе покупки был ее потенциал именно в отношении с OEM. По крайней мере, с этой позиции выбор именно STB, выглядит весьма оправданным - ведь до 82% продаж STB принадлежат именно OEM рынку, и только соответственно 18% приходятся на розницу. Хотя ведущие позиции на OEM рынке сегодня занимают пресловутые ATI и Matrox. К тому же, сделке помогало довольно посредственное финансовое положение STB - по результатам четвертого квартала она потеряла 5.9 миллионов долларов.

Таким образом, заплатив 141 миллион долларов, 3Dfx получила уже готовое производство видеокарт и механизм их реализации. Следующий чип 3Dfx - Voodoo3, можно будет найти уже только на платах, произведенных самой 3Dfx. Причем не обязательно видеоплатах - перед самой покупкой, STB впервые попробовала себя в роли производителя материнских плат, выпустив карту со встроенным чипов Riva TnT. Опять же, плата нацелена в первую очередь на рынок OEM.

Кстати, что интересно, своего текущего положения на этом рынке STB добилась преимущественно с чипами от nVidia, являясь крупнейшим покупателем у этой фирмы. 3Dfx же пока имеет весьма малый список своих побед на рынке OEM. Вообще, одной из особенностей игры на этом рынке является все та же гибкость - когда Dell понадобилось, STB смогла предоставить им Nitro3D - карту на базе чипа Mpact2, которая наиболее точно соответствовала требованиям заказчика. Сможет ли STB демонстрировать такую гибкость в довольно жестких рамках 3Dfx?

Опять же, последнее время дела STB шли так же не блестяще - вспомните цифры потерь. William Ogle, президент STB, ставший вице-президентом 3Dfx, говорит о комбинировании сильнейших сторон двух компаний в новом конгломерате. Но так ли это? Критики оценивают поступок 3Dfx, как акт отчаяния - после представления откровенно слабого Voodoo3, как и Banshee, отнюдь не обладающего теми чертами, которые нужны OEM, и выхода в 99 году TnT2, компания может потерять свои позиции на розничном рынке, не добившись ничего у OEM.

Кроме того, не стоит переоценивать успехи, достигнутые 3Dfx на розничном рынке. Да, компания получила гигантское превосходство над конкурентами, но оно было достигнуто, в первую очередь, благодаря усилиям независимых производителей видеокарт, особенно крупнейших из них - Creative и Diamond.

Сегодня, после того как 3Dfx фактически объявила им о том, что их платы продавались так хорошо только потому, что на них стоял логотип 3Dfx, компании выстроились перед дверью nVidia, и приход 3Dfx на, казалось бы, совсем недавно всецело принадлежащий ей розничный рынок, встретит ожесточенное сопротивление недавних союзников. NVidia должна сказать 3Dfx большое спасибо за то, что осталась на сегодня ведущим независимым производителем конкурентоспособных видеочипов.

Процессоры

По мере приближения конца календарного года пришла пора держать обещания, поэтому, почти весь декабрь, вместо анонсов новых продуктов практически повсеместно или выпускались новые продукты, или же, кто не успевал, всеми силами создавали ощущение "вот-вот выйдет".

Впрочем, героем, действительно выпустившим в декабре новые модели процессоров, стал только Intel. Да и то, неофициально. Поскольку официальный запуск новых Celeron'ов должен был состояться только 4 января. Однако, отгрузки дистрибуторам начались, естественно, раньше этого срока, и, конечно, кое-кто из них не удержался, начав продажи еще в декабре.

Расчищая дорогу новым моделям, еще 6 декабря без широкой огласки были сильно снижены цены на Celeron'ы предыдущего поколения. Настолько, что это дало повод Cyrix'у обвинить Intel в "циничном демпинге, для расчистки места для новых процессоров". Причем Intel произошедшее снижение цен отрицал. Чуть позднее в декабре, с критикой выступила и AMD, также охарактеризовавшая политику Intel, как циничную. Рациональное зерно, кстати, там есть. В конце декабря проходит пик рождественских продаж, то есть многими покупками будут как раз PC с Celeron'ами на Slot-1. А уже 4 января доминирующей в планах Intel становится архитектура Socket-370.

Впрочем, кроме раздраженных оценок, конкуренты ответили на Intel'овские действия наиболее адекватными мерами. По крайней мере, в декабре Cyrix успел снизить, процентов на 10, цены на старшие модели MII. AMD пошла несколько другим путем, привлекая внимание общественности к готовящемуся K6-3. По крайней мере, история с обзором этого процессора на AnandTech, явно пошла AMD на пользу.

Что касается процессоров более высокого класса, то Samsung наконец достойно ответил на Xeon, начав массовые поставки Alpha 21264, уже применявшихся к тому времени в серверах от Compaq.

Что касается Intel, те расчистили в декабре путь своему Merced, довольно надежно перекрываемому имевшимися у S3 патентами, на основании которых та, теоретически, могла возбудить иск к Intel. В результате кросс-лицензирования, S3 получила приоритетный доступ к AGP 4Х и шине P6. Intel же теперь может спокойно доводить до ума так долго строящийся Merced.

Стоит напомнить историю UMC, 4 года назад прекратившей выпуск 486-х процессоров как раз из-за патентных проблем с Intel. Теперь, имея прикрытие как со стороны S3, так и со стороны STM Electronics, у которой фирма недавно лицензировала блок x86 патентов, UMC может смело вновь браться за производство, хотя теперь уже, конечно, не 486-х. Самым логичным шагом видится производство процессоров для Rise, которой как раз очень пригодился бы подобный партнер. Эта очевидность уже породила несколько домыслов подобного содержания, хотя точно пока ничего не известно.

Что же касается самой Rise, то та в декабре заручилась поддержкой Acer, объявившей, что в мобильной версии Aladdin V будет поддержка mP6, а также ходили устойчивые слухи о том, что этот процессор будет выпускаться как в варианте Socket7, на который был изначально расчитан, так и в варианте Socket-370.

Память

Потихоньку придя в себя после кризиса перепроизводства, индустрия памяти вновь начала плавно наращивать обороты, поспевая за постепенно возрастающим спросом. Samsung в декабре поднял производство с 12 миллионов 64 Мбит чипов DRAM до 17, Hyndai тоже приблизилась к этой цифре, остальные производители тоже не зевали.

Впрочем, 64 Мбит SDRAM, это уже если и не вчерашний день, то по крайней мере вечер сегодняшнего. О будущем, однако, никто не забывал. Весь декабрь компании, каждая на свой лад, демонстрировали свою заботу об этом нашем (да и своем) будущем. По пути наименьшего сопротивления пошел Micron, объявив о поставках образцов 64 Мбит чипов и модулей PC133 SDRAM, обещая массовые поставки уже в январе. Пожалуй, самое радостное известие для любителей разгона - сегодня, стараниями Intel, в основном он выполняется за счет поднятия частоты системной шины, где такая память ой как понадобится!

Вторым путем, которому отдавалось предпочтение в декабре, стало наращивание разрядности чипов DRAM, позволяющее создавать модули куда большего объема. NEC представил образцы 256 Мбит чипов SDRAM, рассчитанные на частоту системной шины 100 и 133 Мгц, а Toshiba с Fujitsu объявили о планах создания объединенной команды по разработке к апрелю 2002 года 1 Гбит чипа DRAM. По прикидкам фирм, проект, стоящий 254 миллиона долларов должен увенчаться образцом чипа, выполненным по 0.13 микронной технологии.

IBM же в декабре анонсировала пятилетний план, объединяющий в себе как освоение новой архитектуры, так и одновременное увеличение разрядности чипов. По этому плану, уже к середине 99 года должны начаться поставки 64- и 256 Мбит чипов DDR DRAM, а к 2001 году техпроцесс их изготовления должен улучшиться до 0.15 мкм.

Видео

Здесь несомненно самым ярким месяца стала сделка 3Dfx & STB, но, благодаря тому, что она рассмотрена выше, задача с этим разделом значительно облегчается. Стоит отметить только такое, несправедливо заслоненное этой сделкой, событие, как отправка производителям видеокарт пробных образцов чипов PowerVR 250T и эталонных образцов карт на его основе. Если основывать мнение на его характеристиках и предполагаемой цене карт на его основе (<$100), то напрашивается вывод, что по выходу этих карт Banshee будет нанесен последний, смертельный удар.

В то время, когда в ноябре nVidia заявила о выходе в 99 году 0.25 мкм TnT2, S3 и UMC в декабре заявили о создании прототипа, сделанного по технологии 0.18 мкм. Мало того, уже на первую половину 99 года намечено промышленное производство чипов по этой технологии. К сожалению, имен не называлось, но судя по совпадению сроков, можно с довольно большой долей уверенности предположить, что речь шла о Savage 3D-2. Если это действительно так, то удешевленный быстрый чип потенциально может повторить судьбу Trio64 на сегодняшнем витке спирали.

Материнские платы

В этой области производители чипсетов официально закрепляли свои позиции, а производители материнских плат, не покладая рук, готовили плацдарм для выхода Celeron в корпусе PPGA.

В этом месяце Intel подписал соглашение с VIA о кросс-лицензировании, таким образом, чипсеты той избавились от ореола сомнительности в глазах крупных клиентов, боящихся исков от Intel, и VIA получила сомнительное удовольствие платить Intel'у комиссионные за каждый проданный чипсет семейства Apollo Pro.

SiS, громче всех заявлявший ранее о том, что его SiS 620 создан практически с нуля, и никаких претензий Intel предъявить не сможет, тем не менее, как и VIA, вел в декабре переговоры с Intel о лицензировании шины P6. Но если у VIA эти переговоры успехом увенчались, то SiS так до сих пор и живет на птичьих правах. Не думаю, чтобы им это доставляло большое удовольствие - фактор "легитимности" чипсета действительно имеет большое значение для производителей материнских плат, так что VIA получила мощный толчок в гонке с SiS.

Пока конкуренты Intel наперебой добивались его благосклонности, производители материнских плат активно представляли свои варианты для Socket-370 Celeron. Что интересно, предназначенный специально для него Intel'овский чипсет 440ZX, в своих продуктах использовали считанные единицы - уж больно дорого получается. Гораздо выгоднее получилось либо использовать старый добрый 440BX, благо большая часть покупателей покупает Celeron c целью разгона, где поддерживаемая этим чипсетом частота системной шины 100+ Мгц весьма пригодится.

Либо же, смастерив простенький переходник, продавать в одной коробке его и давно уже хорошо себя зарекомендовавшими платами на базе 440LX - это уже для тех, кому разгон не нужен, но хотелось бы подешевле.

Ну и третий вариант, само собой, купить переходник, Celeron 366/400 Socket-370, и спокойно использовать его в своей Slot-1 материнской плате. Хотя, суммарная стоимость этого комплекта, по всей видимости, будет равняться чуть более дорогому Celeron 366/400 Slot-1, так что операция становится абсолютно бессмысленной.

Что касается платформы SuperSocket 7, то тут в декабре порадовала Epox, представившая сразу три материнских платы для нее. Особенно заслуживала внимания, EP-MVP4A, одно из немногих, на мой взгляд, действительно удобных интегрированных решений, доступных сегодня. Встроенный в чипсет MVP4 Trident'овский видеочип Blade3D хоть и не способен потягаться с Voodoo2 SLI, тем не менее обеспечивает весьма неплохие показатели как в 3D, так и в 2D графике, а в целом решение получается весьма дешевым. Особенно, учитывая снижение цен на линейку K6-2 в рамках подготовки к выходу K6-3.

Звук

Что касается звука, то, пожалуй, наиболее употребительным понятием в этом месяце стал Dolby Surround. По крайней мере, вспомогательный четырехканальный чип для точного позиционирования в пространстве Direct Sound 3D и Dolby AC-3 выпустила Cirrus Logic, a Zoran, известная своими наработками в этой области (DVD и все с ним связанное, в том числе и Dolby звук), совместно с Cambridge Soundworks объявили о том, что теперь во всех акустических системах Desktop Theater 5.1, производимых последней, будет встроен декодер Dolby Digital 5.1 звука от Zoran. Таким образом, пропадает необходимость в приобретении декодирующей платы, если всего-навсего хочется послушать DVD аудио - подключил колонки к любому S/P DIF выходу, и наслаждайся.

Выход же этот можно найти и в Diamond Monster Sound MX-300, начавшем поставляться в этом месяце, и в Maxi Sound ISIS PCI от Guillemot, представляющем из себя куда более изощренный продукт, нацеленный на профессиональных музыкантов, и, естественно, в SB Live! от Creative, пользующемся заслуженным успехом.

Лучшим подтверждением тому служит очередная серия разборок "Aureal & Creative", развернувшаяся в этом месяце. Aureal был подан иск, в котором требовалось не больше - не меньше, как запретить все продажи SB Live!, по той причине, что он нарушает два патента Aureal в области 3D звука. Неплохая артподготовка перед выходом карт на Vortex2. Эффектно.

Из наиболее же интересных технологий, представленных в этом месяце, хотелось бы отметить очередное детище Dolby Laboratories - Dolby Headphone. Технология, разработанная совместно с Австралийской DSP Lake, позволяет прослушивать многоканальный звук через обычные наушники. Очень удобно, поскольку, вкупе с подобными методами, реализованными в Vortex2, позволяет обойтись без покупки громоздкой 4-х колоночной системы.

Накопители HDD

Лидером по объемам в этой области несомненно стал Western Digital, чей 4-х дисковый Caviar перешагнул барьер 20 Гб. Оно и неудивительно, что вторым производителем после IBM, чей винчестер перешагнул этот барьер, стал именно WD - ведь как раз технологию IBM они и лицензировали некоторое время назад. Впрочем, куда более привлекательным выглядит Fireball KA от Quantum - несмотря на недолет в гигабайт с лишним, он несколько скоростнее Caviar'а (7200 об/мин против 5400), да и цена меньше.

Той же скорость вращения шпинделя обладает и первый представитель новой WD'шной серии - Expert, но там, при том же максимальном объеме, что и у Fireball KA (18 Гб), цена еще выше чем у 20 Гб Caviar.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные винчестеры обладают интерфейсом UltraATA/66, которым, к сожалению, владельцы материнских плат, выпущенных в прошедшем году, воспользоваться не в состоянии. Если даже в 440BX этот интерфейс не реализован, то что говорить о более старых чипсетах.

Мало того, даже Samsung, традиционно являющийся не самым большим новатором из производителей винчестеров, и тот в своем новом семействе Voyager 6, начавшем выпускаться в декабре, реализовал этот интерфейс. Правда размер немного подкачал - максимальный объем составляет 13 Гб. Впрочем, запросы у всех свои, несомненно, кто-то предпочтет именно эти модели.

Активно проявляли производители и заботу о данных пользователя. В том же Fireball KA к SPS (Shock Protection System) добавилась еще и DPS (Data Protection System). Сам собой напрашивается вопрос: если SPS защищает от шоковых состояний - ударов и прочих подобных нагрузок, то от чего защищает DPS? И что? ;-) Не отстал и Seagate, объявивший о расширении возможностей своей SeaShield System. Новая SSS состоит из трех компонентов: SeaShield Protective Cover (физическая защита от ударов), DiskWizard (беспроблемная разметка винчестеров любого размера), и SeaShield System Data integrity (коррекция ошибок на лету, постоянное фоновое сканирование на предмет дефектов). Даже звучит, и то успокаивающе.

Не стоит забывать Toshiba, объявившую в этом месяце две новых модели винчестеров для ноутбуков. 2.5'' 6.4 и 10 Гб модели позволят ноутбукам от Toshiba по прежнему по своим возможностям держаться вровень с мощными настольными компьютерами.

И наконец, хотелось бы вспомнить сразу два решения для придания большей мобильности винчестерам, ставшие известными в декабре. Это Xconnect от Promise, фактически представляющий из себя вынесенный из PC слот для винчестера с IDE разъемом и разъемом питания, и куда более интересный Hot Data Shuttle от Agate Technologies, позволяющий использовать винчестер в виде этакого картриджа - с возможностью вставки в слот на передней панели PC HDD, с практически мгновенным его распознаванием.

Внешние накопители данных

Здесь отличилась в декабре Iomega. Во первых, был выпущен столь давно обещавшийся мобильный 40 Мб дисковод Clik!, позволяющий возможность создания этаких электронных негативов, когда данные с флэш-карт цифровых фотокамер сбрасываются на $10 диск для дальнейшего хранения.

Во вторых, начались поставки USB версии старых 100 Мб дисководов Zip. Что является куда более элегантным решением, чем старая LPT версия. По крайней мере, не надо перезагружать машину при подключении, что причиняло довольно большие неудобства.

И в третьих, в рамках сохранения конкурентоспособности, было выпущено второе поколение накопителей Zip - 250 Мб модель. Однако, учитывая то, что новые диски не способны читаться в старых, 100 Мб версиях накопителей, особых преимуществ в конкуренции с такими претендентами, как HiFD, эта новинка вряд ли принесет.

И напоследок, как обычно, самая нетрадиционная область - флэш-карты.

M-Systems в этом месяце представила первый в мире действительно жесткий 160 Мб диск - 1.3'' IDE FlashDisk, правда по соответствующей стоимости - $440. А AMD предоставила возможность для снижения высоких цен на подобные карты, разработав технологию UltraNAND. Параметры впечатляют: срок хранения данных - 10 лет, до 100,000 перезаписей без ошибок, 100% нормальных блоков, скорость чтения до 200 Мб/c. И все это в сочетании с упрощенным технологическим процессом, позволяющим шагнуть ниже барьера $1/Мб. Вот это действительно способно сделать портативные MP3 проигрыватели жизнеспособными.



[Предыдущий день]   [Индекс]   [Следующий день]





Дополнительно

iтоги декабря

iтоги декабря

Этот выпуск итогов приходится на последний месяц 98 года, однако, я не возьму на себя смелость давать какие либо прогнозы на ближайший год: точные прогнозы в компьютерной индустрии давать невозможно - уже на следующий день может возникнуть небольшая фирма, чья разработка перевернет вверх дном все представления о том, что сегодня является фантастикой, а что нет. А то, что можно предсказать с достаточной степенью вероятности - это настолько очевидные вещи, что предсказывать их, - это все равно что предсказывать, что завтра взойдет солнце, все и так это знают.

Однако, поскольку этот выпуск является уже третьим из этой серии, и время осмотреться было, одна новая черта у него появится. Кроме обычной разбивки по видам комплектующих, случаются куда более глобальные события, которые просто не лезут в эти упорно навязываемые им рамки. В этом выпуске такое событие, как покупка STB компанией 3Dfx, выделена в отдельную тему. Мне кажется, оно этого заслуживает.

3Dfx & STB

В сегодняшней индустрии видеорешений для PC сложилась ситуация, чем-то напоминающая ту, что была на Земле миллионы лет назад - одновременное сосуществование двух совершенно разных систем. Эволюционных ли, как это было, когда природа делала выбор между млекопитающими и динозаврами, подходов ли к бизнесу, что сегодня наличествует в видеоиндустрии, не суть важно. Главное - различия достаточно сильны, чтобы позволить четко разделить их на два раздела - вертикальные и горизонтальные рыночные связи.

Яркими представителями первого подхода являются такие гиганты как Канадские Matrox и ATI Tech, имеющие в своей собственности полный производственный цикл - от разработки видеочипов собственной командой разработчиков, через производство чипов на собственных производственных мощностях, до самостоятельного (и, как правило, монопольного) производства видеокарт на их основе и продажи их под своей же торговой маркой.

У этого подхода неоспоримым плюсом является куда более высокое качество конечной продукции, поскольку фирма контролирует производственный процесс от и до, и, в какой то мере, уже наработанная предыдущими проектами репутация. Да и самой фирме от продажи видеокарты достается куда больше денег, чем от продажи только чипа конечному производителю. К тому же, не будем забывать, что только производители видеокарт имеют доступ к такому лакомому куску, которым является рынок OEM - продаже карт производителям PC для предустановки в их компьютеры. Ведь этот рынок по своим объемам превышает розничный.

С другой стороны, в итоге мы имеем меньший рекламный бюджет на раскрутку новых продуктов, чем если бы продвижением карт на данном чипе занималось бы множество мелких и крупных фирм, хоть и используемый более целенаправленно, меньшие, чем возможно, темпы доводки продукта, и, конечно, куда более высокие цены, чем если бы видеокарты на этом чипе производили несколько конкурирующих между собой независимых фирм.

Второй подход, на стороне которого стоят такие гранды, как S3, nVidia, 3Dfx (до недавнего времени), состоит в том, чтобы быть fabless фирмой - фирмой, не имеющей собственных производственных мощностей. Да и зачем - всегда найдется гигант, у которого часть его производства простаивает, и их можно арендовать, не тратя гигантских денег на создание своей инфраструктуры. Для примера, S3 имеет очень тесные отношения с одним из ведущих Тайваньских производителей полупроводников - UMC.

Здесь в итоге получаются куда меньшие накладные расходы: фактически, фирма в данном случае является высокомобильной организацией, структурно, как правило, состоящей только из аппарата руководства и инженерной команды, к тому же, не отягощенной расходами на постоянную модернизацию производства. Вдобавок, фирма производит эталонные драйвера, которые производители карт на базе этих чипов вольны дорабатывать в меру своих способностей - достаточно вспомнить хотя бы Metabyte, создавшие великолепные Re2Flex, являющиеся, пожалуй, лучшим вариантом для Voodoo2 карт.

Не стоит забывать и большой плюс для покупателей - конкуренция. А значит, приносимые ею война цен и гибкость. Вспомним рухнувшие цены, например, на карты на базе Banshee. За несколько месяцев, цена на них упала примерно со $150 до $80 - практически вдвое. Не в последнюю очередь, как раз благодаря жесточайшей конкуренции фирм, производящих их. Нечто похожее, пусть и не в такой степени, произошло и с картами на Riva TnT.

И гибкость - на рынке одновременно находится множество карт на базе одного чипа, ориентированных на совершенно различных покупателей. Для примера можно напомнить ориентированную на достижение минимальной цены Voodoo2 карту ArcadeFX от Best Data, и супер-HighEnd карты на том же чипе от Quantum3D. И множество карт посреди этого диапазона. Покупатели карт от ATI или Matrox такого выбора лишены.

Естественно, наряду с достоинствами, у этого метода есть и недостатки. Ключевыми, наверное, можно назвать, во первых, то, что фирма в состоянии нести ответственность только за чипы, качество карт, производимых на их основе, в большинстве случаев проконтролировать невозможно. Во вторых, фирма в состоянии коренным образом способна влиять только на имидж чипа, а OEM, например, покупают карты - этот пункт весьма необходимо учитывать. И самое главное для фирм - они теряют огромные деньги на посредниках: производитель видеокарт, купивший у фирмы оптом партию чипов по мизерным, по сравнению с ценой карты, расценкам ($30-50), и быстренько спаявший карту на базе фирменного же эталонного дизайна, получит за нее деньги, в несколько раз превосходящие те, которые получила фирма. Для простоты, затраты производителя из этой картины мы исключим.

Как правило, у вновь образованной фирмы, вроде 3Dfx или nVidia, не может быть капитала на выстраивание полного технологического цикла, таким образом они, фактически, обречены на то, чтобы начать работу как fabless. С другой стороны, и ATI с Matrox как то не спешат распродавать свои производственные команды. Как описано выше, и у того, и у другого подхода, есть свои плюсы и минусы, и каждый случай надо рассматривать в конкретном контексте.

Случай перехода из одного качество в другое, по моему мнению, являющийся ярчайшим событием видеоиндустрии PC - это попытка fabless производителя чипов 3Dfx стать фирмой полного производственного цикла: самой производить и продавать карты на своих видеочипах. Следует поближе присмотреться к обстоятельствам, толкнувшим 3Dfx на подобный шаг - ведь, к примеру, та же S3, не один год живущая в свободном плавании, не проявляет особого желания связывать себя обузой в виде производства.

А обстоятельства жизни компании в последнее время особого оптимизма не внушали. 98 год вообще стал очень тяжелым годом для видеоиндустрии - рынок буквально кипел, перенасыщенный командами разработчиков и производителей. В этом году там присутствовало более 45 команд! В течение года из графического бизнеса вылетели, например, такие известнейшие имена, как Cirrus Logic и Oak. Semiconductor. Этот рынок стал, пожалуй, самым горячим местом в мире PC в 98 году - победитель получал все, а проигравший терял деньги. Промежуточных состояний не было. Несмотря на немалую опасность проигрыша, на место одного проигравшего стремились втиснуться несколько игроков.

Кстати, интересный момент. 11 февраля 98 года 3Dfx выпускает на рынок второй пакет своих акций, а на следующий день на рынок видеочипов входит небезызвестная фирма Intel, официально объявив о своих планах по выпуску чипа i740. В какой то мере, он стал одним из инициаторов событий, произошедших почти через год.

Все время, пока фирмы наперебой подогревали интерес к своим будущим питомцам, на арене игровых карт безраздельно царил PCI Voodoo2. По результатам испытаний, проведенных в мае консалтинговой Mercury Research, он занял первое место, обогнав своих AGP конкурентов. Впрочем, 3Dfx понимает, что за AGP будущее, вдобавок, к этой шине проявляют очень большой интерес OEM, а к их мнению стоит прислушиваться, если хочешь не просто жить, а жить хорошо. И 3Dfx начинает поговаривать о своем будущем AGP чипе - Banshee. Официальный анонс случился 22 июня, в качестве даты релиза было названо рождество.

Первые, не очень веселые признаки, начали проявляться в сентябре, когда 3Dfx объявила о гораздо меньших, чем ожидалось, доходах за квартал. Рынок, загипнотизированный рекламными залпами отделов маркетинга, предпочитал дождаться обещанных на осень чипов. В том же сентябре, 3Dfx присоединилась к S3 и Silicon Graphic, подавшим в суд на nVidia за нарушение патентов. Центром претензий 3Dfx была технология мультитекстурирования, которую компания считала своей собственностью.

Вышедший Banshee был принят публикой холоднее, чем мог бы. Виной стало отсутствие поддержки режима AGP 2X, присутствовавшего у всех конкурентов Banshee (На что обращали особое внимание OEM) и однопроходного мультитекстурирования и вывода игр в 32-бит цвете. (А на это косо смотрели розничные покупатели). В результате, особенно учитывая, что Glide как-то внезапно сильно сдал свои позиции D3D, таким образом одна из самых сильных черт Banshee - способность работы с Glide, несколько потускнела. А по чистой производительности Banshee особой угрозы Riva TnT не представлял.

В общем то, чип продавался, и продавался довольно неплохо, по крайней мере все на том же розничном рынке, но это если рассматривать его обособлено. Если же сравнивать с предшественником - Voodoo2, то картина получалась откровенно провальной. Да и старые друзья, Diamond Multimedia и Creative Labs, поддержавшие 3Dfx при разработке Voodoo2, дружно выпустили карты на базе чипа заклятого конкурента - nVidia. На самом же Voodoo2 фирмы потихоньку заканчивали производить карты (например, Canopus прекратил выпускать свой Pure3D II еще в начале осени), так что Banshee формально должен был остаться единственным источником дохода.

В общем, положение выглядело достаточно неплохим (уже ходили слухи о некоем Rampage), хотя и не блестящим. В то же время усиленно стали распространяться слухи о возможной покупке 3Dfx либо Diamond'ом, либо Creative, благо и тот и другой имели пакет акций 3Dfx, и сами давали повод для слухов, активно пополняя эти пакеты. К декабрю, уже практически мало кто сомневался, что покупка 3Dfx, не Creative, так Diamond - дело почти решенное. В результате образовывалась бы та самая компания с полным производственным циклом, объединяющая производственные мощности как 3Dfx, так и компании-покупателя, а так же их суммарные маркетинговые позиции, весьма неслабые.

Однако, 3Dfx решила взглянуть на вопрос создания подобной компании с другой стороны, самой выступив в роли продавца. На розничном рынке имя 3Dfx звучало достаточно гордо, да и денег компания ожидала с другой стороны. Так что одним из основных критериев при выборе покупки был ее потенциал именно в отношении с OEM. По крайней мере, с этой позиции выбор именно STB, выглядит весьма оправданным - ведь до 82% продаж STB принадлежат именно OEM рынку, и только соответственно 18% приходятся на розницу. Хотя ведущие позиции на OEM рынке сегодня занимают пресловутые ATI и Matrox. К тому же, сделке помогало довольно посредственное финансовое положение STB - по результатам четвертого квартала она потеряла 5.9 миллионов долларов.

Таким образом, заплатив 141 миллион долларов, 3Dfx получила уже готовое производство видеокарт и механизм их реализации. Следующий чип 3Dfx - Voodoo3, можно будет найти уже только на платах, произведенных самой 3Dfx. Причем не обязательно видеоплатах - перед самой покупкой, STB впервые попробовала себя в роли производителя материнских плат, выпустив карту со встроенным чипов Riva TnT. Опять же, плата нацелена в первую очередь на рынок OEM.

Кстати, что интересно, своего текущего положения на этом рынке STB добилась преимущественно с чипами от nVidia, являясь крупнейшим покупателем у этой фирмы. 3Dfx же пока имеет весьма малый список своих побед на рынке OEM. Вообще, одной из особенностей игры на этом рынке является все та же гибкость - когда Dell понадобилось, STB смогла предоставить им Nitro3D - карту на базе чипа Mpact2, которая наиболее точно соответствовала требованиям заказчика. Сможет ли STB демонстрировать такую гибкость в довольно жестких рамках 3Dfx?

Опять же, последнее время дела STB шли так же не блестяще - вспомните цифры потерь. William Ogle, президент STB, ставший вице-президентом 3Dfx, говорит о комбинировании сильнейших сторон двух компаний в новом конгломерате. Но так ли это? Критики оценивают поступок 3Dfx, как акт отчаяния - после представления откровенно слабого Voodoo3, как и Banshee, отнюдь не обладающего теми чертами, которые нужны OEM, и выхода в 99 году TnT2, компания может потерять свои позиции на розничном рынке, не добившись ничего у OEM.

Кроме того, не стоит переоценивать успехи, достигнутые 3Dfx на розничном рынке. Да, компания получила гигантское превосходство над конкурентами, но оно было достигнуто, в первую очередь, благодаря усилиям независимых производителей видеокарт, особенно крупнейших из них - Creative и Diamond.

Сегодня, после того как 3Dfx фактически объявила им о том, что их платы продавались так хорошо только потому, что на них стоял логотип 3Dfx, компании выстроились перед дверью nVidia, и приход 3Dfx на, казалось бы, совсем недавно всецело принадлежащий ей розничный рынок, встретит ожесточенное сопротивление недавних союзников. NVidia должна сказать 3Dfx большое спасибо за то, что осталась на сегодня ведущим независимым производителем конкурентоспособных видеочипов.

Процессоры

По мере приближения конца календарного года пришла пора держать обещания, поэтому, почти весь декабрь, вместо анонсов новых продуктов практически повсеместно или выпускались новые продукты, или же, кто не успевал, всеми силами создавали ощущение "вот-вот выйдет".

Впрочем, героем, действительно выпустившим в декабре новые модели процессоров, стал только Intel. Да и то, неофициально. Поскольку официальный запуск новых Celeron'ов должен был состояться только 4 января. Однако, отгрузки дистрибуторам начались, естественно, раньше этого срока, и, конечно, кое-кто из них не удержался, начав продажи еще в декабре.

Расчищая дорогу новым моделям, еще 6 декабря без широкой огласки были сильно снижены цены на Celeron'ы предыдущего поколения. Настолько, что это дало повод Cyrix'у обвинить Intel в "циничном демпинге, для расчистки места для новых процессоров". Причем Intel произошедшее снижение цен отрицал. Чуть позднее в декабре, с критикой выступила и AMD, также охарактеризовавшая политику Intel, как циничную. Рациональное зерно, кстати, там есть. В конце декабря проходит пик рождественских продаж, то есть многими покупками будут как раз PC с Celeron'ами на Slot-1. А уже 4 января доминирующей в планах Intel становится архитектура Socket-370.

Впрочем, кроме раздраженных оценок, конкуренты ответили на Intel'овские действия наиболее адекватными мерами. По крайней мере, в декабре Cyrix успел снизить, процентов на 10, цены на старшие модели MII. AMD пошла несколько другим путем, привлекая внимание общественности к готовящемуся K6-3. По крайней мере, история с обзором этого процессора на AnandTech, явно пошла AMD на пользу.

Что касается процессоров более высокого класса, то Samsung наконец достойно ответил на Xeon, начав массовые поставки Alpha 21264, уже применявшихся к тому времени в серверах от Compaq.

Что касается Intel, те расчистили в декабре путь своему Merced, довольно надежно перекрываемому имевшимися у S3 патентами, на основании которых та, теоретически, могла возбудить иск к Intel. В результате кросс-лицензирования, S3 получила приоритетный доступ к AGP 4Х и шине P6. Intel же теперь может спокойно доводить до ума так долго строящийся Merced.

Стоит напомнить историю UMC, 4 года назад прекратившей выпуск 486-х процессоров как раз из-за патентных проблем с Intel. Теперь, имея прикрытие как со стороны S3, так и со стороны STM Electronics, у которой фирма недавно лицензировала блок x86 патентов, UMC может смело вновь браться за производство, хотя теперь уже, конечно, не 486-х. Самым логичным шагом видится производство процессоров для Rise, которой как раз очень пригодился бы подобный партнер. Эта очевидность уже породила несколько домыслов подобного содержания, хотя точно пока ничего не известно.

Что же касается самой Rise, то та в декабре заручилась поддержкой Acer, объявившей, что в мобильной версии Aladdin V будет поддержка mP6, а также ходили устойчивые слухи о том, что этот процессор будет выпускаться как в варианте Socket7, на который был изначально расчитан, так и в варианте Socket-370.

Память

Потихоньку придя в себя после кризиса перепроизводства, индустрия памяти вновь начала плавно наращивать обороты, поспевая за постепенно возрастающим спросом. Samsung в декабре поднял производство с 12 миллионов 64 Мбит чипов DRAM до 17, Hyndai тоже приблизилась к этой цифре, остальные производители тоже не зевали.

Впрочем, 64 Мбит SDRAM, это уже если и не вчерашний день, то по крайней мере вечер сегодняшнего. О будущем, однако, никто не забывал. Весь декабрь компании, каждая на свой лад, демонстрировали свою заботу об этом нашем (да и своем) будущем. По пути наименьшего сопротивления пошел Micron, объявив о поставках образцов 64 Мбит чипов и модулей PC133 SDRAM, обещая массовые поставки уже в январе. Пожалуй, самое радостное известие для любителей разгона - сегодня, стараниями Intel, в основном он выполняется за счет поднятия частоты системной шины, где такая память ой как понадобится!

Вторым путем, которому отдавалось предпочтение в декабре, стало наращивание разрядности чипов DRAM, позволяющее создавать модули куда большего объема. NEC представил образцы 256 Мбит чипов SDRAM, рассчитанные на частоту системной шины 100 и 133 Мгц, а Toshiba с Fujitsu объявили о планах создания объединенной команды по разработке к апрелю 2002 года 1 Гбит чипа DRAM. По прикидкам фирм, проект, стоящий 254 миллиона долларов должен увенчаться образцом чипа, выполненным по 0.13 микронной технологии.

IBM же в декабре анонсировала пятилетний план, объединяющий в себе как освоение новой архитектуры, так и одновременное увеличение разрядности чипов. По этому плану, уже к середине 99 года должны начаться поставки 64- и 256 Мбит чипов DDR DRAM, а к 2001 году техпроцесс их изготовления должен улучшиться до 0.15 мкм.

Видео

Здесь несомненно самым ярким месяца стала сделка 3Dfx & STB, но, благодаря тому, что она рассмотрена выше, задача с этим разделом значительно облегчается. Стоит отметить только такое, несправедливо заслоненное этой сделкой, событие, как отправка производителям видеокарт пробных образцов чипов PowerVR 250T и эталонных образцов карт на его основе. Если основывать мнение на его характеристиках и предполагаемой цене карт на его основе (<$100), то напрашивается вывод, что по выходу этих карт Banshee будет нанесен последний, смертельный удар.

В то время, когда в ноябре nVidia заявила о выходе в 99 году 0.25 мкм TnT2, S3 и UMC в декабре заявили о создании прототипа, сделанного по технологии 0.18 мкм. Мало того, уже на первую половину 99 года намечено промышленное производство чипов по этой технологии. К сожалению, имен не называлось, но судя по совпадению сроков, можно с довольно большой долей уверенности предположить, что речь шла о Savage 3D-2. Если это действительно так, то удешевленный быстрый чип потенциально может повторить судьбу Trio64 на сегодняшнем витке спирали.

Материнские платы

В этой области производители чипсетов официально закрепляли свои позиции, а производители материнских плат, не покладая рук, готовили плацдарм для выхода Celeron в корпусе PPGA.

В этом месяце Intel подписал соглашение с VIA о кросс-лицензировании, таким образом, чипсеты той избавились от ореола сомнительности в глазах крупных клиентов, боящихся исков от Intel, и VIA получила сомнительное удовольствие платить Intel'у комиссионные за каждый проданный чипсет семейства Apollo Pro.

SiS, громче всех заявлявший ранее о том, что его SiS 620 создан практически с нуля, и никаких претензий Intel предъявить не сможет, тем не менее, как и VIA, вел в декабре переговоры с Intel о лицензировании шины P6. Но если у VIA эти переговоры успехом увенчались, то SiS так до сих пор и живет на птичьих правах. Не думаю, чтобы им это доставляло большое удовольствие - фактор "легитимности" чипсета действительно имеет большое значение для производителей материнских плат, так что VIA получила мощный толчок в гонке с SiS.

Пока конкуренты Intel наперебой добивались его благосклонности, производители материнских плат активно представляли свои варианты для Socket-370 Celeron. Что интересно, предназначенный специально для него Intel'овский чипсет 440ZX, в своих продуктах использовали считанные единицы - уж больно дорого получается. Гораздо выгоднее получилось либо использовать старый добрый 440BX, благо большая часть покупателей покупает Celeron c целью разгона, где поддерживаемая этим чипсетом частота системной шины 100+ Мгц весьма пригодится.

Либо же, смастерив простенький переходник, продавать в одной коробке его и давно уже хорошо себя зарекомендовавшими платами на базе 440LX - это уже для тех, кому разгон не нужен, но хотелось бы подешевле.

Ну и третий вариант, само собой, купить переходник, Celeron 366/400 Socket-370, и спокойно использовать его в своей Slot-1 материнской плате. Хотя, суммарная стоимость этого комплекта, по всей видимости, будет равняться чуть более дорогому Celeron 366/400 Slot-1, так что операция становится абсолютно бессмысленной.

Что касается платформы SuperSocket 7, то тут в декабре порадовала Epox, представившая сразу три материнских платы для нее. Особенно заслуживала внимания, EP-MVP4A, одно из немногих, на мой взгляд, действительно удобных интегрированных решений, доступных сегодня. Встроенный в чипсет MVP4 Trident'овский видеочип Blade3D хоть и не способен потягаться с Voodoo2 SLI, тем не менее обеспечивает весьма неплохие показатели как в 3D, так и в 2D графике, а в целом решение получается весьма дешевым. Особенно, учитывая снижение цен на линейку K6-2 в рамках подготовки к выходу K6-3.

Звук

Что касается звука, то, пожалуй, наиболее употребительным понятием в этом месяце стал Dolby Surround. По крайней мере, вспомогательный четырехканальный чип для точного позиционирования в пространстве Direct Sound 3D и Dolby AC-3 выпустила Cirrus Logic, a Zoran, известная своими наработками в этой области (DVD и все с ним связанное, в том числе и Dolby звук), совместно с Cambridge Soundworks объявили о том, что теперь во всех акустических системах Desktop Theater 5.1, производимых последней, будет встроен декодер Dolby Digital 5.1 звука от Zoran. Таким образом, пропадает необходимость в приобретении декодирующей платы, если всего-навсего хочется послушать DVD аудио - подключил колонки к любому S/P DIF выходу, и наслаждайся.

Выход же этот можно найти и в Diamond Monster Sound MX-300, начавшем поставляться в этом месяце, и в Maxi Sound ISIS PCI от Guillemot, представляющем из себя куда более изощренный продукт, нацеленный на профессиональных музыкантов, и, естественно, в SB Live! от Creative, пользующемся заслуженным успехом.

Лучшим подтверждением тому служит очередная серия разборок "Aureal & Creative", развернувшаяся в этом месяце. Aureal был подан иск, в котором требовалось не больше - не меньше, как запретить все продажи SB Live!, по той причине, что он нарушает два патента Aureal в области 3D звука. Неплохая артподготовка перед выходом карт на Vortex2. Эффектно.

Из наиболее же интересных технологий, представленных в этом месяце, хотелось бы отметить очередное детище Dolby Laboratories - Dolby Headphone. Технология, разработанная совместно с Австралийской DSP Lake, позволяет прослушивать многоканальный звук через обычные наушники. Очень удобно, поскольку, вкупе с подобными методами, реализованными в Vortex2, позволяет обойтись без покупки громоздкой 4-х колоночной системы.

Накопители HDD

Лидером по объемам в этой области несомненно стал Western Digital, чей 4-х дисковый Caviar перешагнул барьер 20 Гб. Оно и неудивительно, что вторым производителем после IBM, чей винчестер перешагнул этот барьер, стал именно WD - ведь как раз технологию IBM они и лицензировали некоторое время назад. Впрочем, куда более привлекательным выглядит Fireball KA от Quantum - несмотря на недолет в гигабайт с лишним, он несколько скоростнее Caviar'а (7200 об/мин против 5400), да и цена меньше.

Той же скорость вращения шпинделя обладает и первый представитель новой WD'шной серии - Expert, но там, при том же максимальном объеме, что и у Fireball KA (18 Гб), цена еще выше чем у 20 Гб Caviar.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные винчестеры обладают интерфейсом UltraATA/66, которым, к сожалению, владельцы материнских плат, выпущенных в прошедшем году, воспользоваться не в состоянии. Если даже в 440BX этот интерфейс не реализован, то что говорить о более старых чипсетах.

Мало того, даже Samsung, традиционно являющийся не самым большим новатором из производителей винчестеров, и тот в своем новом семействе Voyager 6, начавшем выпускаться в декабре, реализовал этот интерфейс. Правда размер немного подкачал - максимальный объем составляет 13 Гб. Впрочем, запросы у всех свои, несомненно, кто-то предпочтет именно эти модели.

Активно проявляли производители и заботу о данных пользователя. В том же Fireball KA к SPS (Shock Protection System) добавилась еще и DPS (Data Protection System). Сам собой напрашивается вопрос: если SPS защищает от шоковых состояний - ударов и прочих подобных нагрузок, то от чего защищает DPS? И что? ;-) Не отстал и Seagate, объявивший о расширении возможностей своей SeaShield System. Новая SSS состоит из трех компонентов: SeaShield Protective Cover (физическая защита от ударов), DiskWizard (беспроблемная разметка винчестеров любого размера), и SeaShield System Data integrity (коррекция ошибок на лету, постоянное фоновое сканирование на предмет дефектов). Даже звучит, и то успокаивающе.

Не стоит забывать Toshiba, объявившую в этом месяце две новых модели винчестеров для ноутбуков. 2.5'' 6.4 и 10 Гб модели позволят ноутбукам от Toshiba по прежнему по своим возможностям держаться вровень с мощными настольными компьютерами.

И наконец, хотелось бы вспомнить сразу два решения для придания большей мобильности винчестерам, ставшие известными в декабре. Это Xconnect от Promise, фактически представляющий из себя вынесенный из PC слот для винчестера с IDE разъемом и разъемом питания, и куда более интересный Hot Data Shuttle от Agate Technologies, позволяющий использовать винчестер в виде этакого картриджа - с возможностью вставки в слот на передней панели PC HDD, с практически мгновенным его распознаванием.

Внешние накопители данных

Здесь отличилась в декабре Iomega. Во первых, был выпущен столь давно обещавшийся мобильный 40 Мб дисковод Clik!, позволяющий возможность создания этаких электронных негативов, когда данные с флэш-карт цифровых фотокамер сбрасываются на $10 диск для дальнейшего хранения.

Во вторых, начались поставки USB версии старых 100 Мб дисководов Zip. Что является куда более элегантным решением, чем старая LPT версия. По крайней мере, не надо перезагружать машину при подключении, что причиняло довольно большие неудобства.

И в третьих, в рамках сохранения конкурентоспособности, было выпущено второе поколение накопителей Zip - 250 Мб модель. Однако, учитывая то, что новые диски не способны читаться в старых, 100 Мб версиях накопителей, особых преимуществ в конкуренции с такими претендентами, как HiFD, эта новинка вряд ли принесет.

И напоследок, как обычно, самая нетрадиционная область - флэш-карты.

M-Systems в этом месяце представила первый в мире действительно жесткий 160 Мб диск - 1.3'' IDE FlashDisk, правда по соответствующей стоимости - $440. А AMD предоставила возможность для снижения высоких цен на подобные карты, разработав технологию UltraNAND. Параметры впечатляют: срок хранения данных - 10 лет, до 100,000 перезаписей без ошибок, 100% нормальных блоков, скорость чтения до 200 Мб/c. И все это в сочетании с упрощенным технологическим процессом, позволяющим шагнуть ниже барьера $1/Мб. Вот это действительно способно сделать портативные MP3 проигрыватели жизнеспособными.



[Предыдущий день]   [Индекс]   [Следующий день]