Активная 2.1/5.1-акустика M-Audio
Studiophile LX4
Компания M-Audio, расширяя линейку студийной акустики, выпустила совершенно новый для себя набор акустики Studiophile LX4. Напомним, что до этого момента производитель никогда не изготавливал многоканальные наборы, а ограничивался активными мониторами и сабвуфером ближнего поля, хотя и постоянно их модернизируя. Новый набор колонок стоит отнести скорее к изделиям начального уровня, предусмотренным, в первую очередь, для массового потребителя. Этому свидетельствуют форм фактор акустики и её стоимость. В наборе Studiophile LX4 размеры колонок даже меньше, чем у знакомых вам компактных мониторов ближнего поля Studiophile SP-5B от этого производителя. А невысокая стоимость LX4 делает новые колонки конкурентом топовых наборов активной компьютерной акустики.
Можно также предугадать желание производителя изготовить действительно качественную акустику потребительского класса, которая бы соответствовала достигнутому высокому уровню недорогих многоканальных современных звуковых карт. Тем более что у M-Audio, такая карта имеется — Revolution 7.1. Но все же не будем торопиться c выводами, впереди нас ждет очень интересное тестирование.
Производитель позиционирует возможность использования колонок Studiophile LX4 с компьютером, игровой консолью и в качестве студийных мониторов. Однако, учитывая сказанное в самом начале статьи, нужно понимать, что использование LX4 в качестве мониторов является весьма сомнительным.
В заголовке статьи говорится о двух наборах и это не опечатка. M-Audio предлагает 2.1-набор «Studiophile LX4 2.1 System», собранный на базе шестиканального усилителя с возможностью подключения трех дополнительных сателлитов. Таким образом, докупая комплект «Studiophile LX4 5.1 Expander», состоящий из трех пассивных сателлитов, вы расширяете 2.1-систему до конфигурации 5.1.
Дизайн колонок выполнен в едином для всех мониторов от M-Audio стиле. Но в отличие от старших моделей сателлиты LX4 лишены индикатора питания, который обычно располагается на передней панели.
Габариты колоночек небольшие и составляют всего 15×22×17 сантиметров (Ш×В×Г). Акустическим оформлением колонок является схема закрытый ящик. Корпус изготовлен из МДФ винил-ламинат. Толщина стенок сателлита достигает 18 миллиметров.
Соединение динамических головок осуществлено через кроссовер, выполненный из двух фильтров второго порядка. В руководстве пользователя говорится о работе кроссовера на частоте 2,9 кГц. Пространство корпуса внутри, в верхней части, как раз там, где расположена платка с кроссовером, обильно заполнено синтепоном. Магнитные системы всех использующихся динамических головок имеют магнитное экранирование.
К большому сожалению, применяемый в колонках твиттер является обычной недорогой пластиковой пищалкой. Подобные динамики используются практически во всех бюджетных и устаревших наборах компьютерной акустики. Диффузор диаметром 2,5 сантиметра изготовлен из пластика (майлар) и закрыт фазовыравнивающим колпачком. Диффузор среднечастотной головки изготовлен также из пластика. Его диаметр составляет 9 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из вспененного полимера.
Графики АЧХ сателлита Studiophile LX4,
измеренные под 0, 30 и 45 градусов
На спектрограмме АЧХ, измеренной по нармали к плоскости, мы можем наблюдать неравномерность, составляющую ±5 дБ в диапазоне частот от 100 до 20 000 Гц. В целом, график АЧХ представляет собой достаточно ровную линию, учитывая класс применяемых динамических головок и если бы не провал в районе 2 кГц, график АЧХ мог бы иметь очень приличные характеристики.
Измеренные графики АЧХ под углом в 30 и 45 градусов говорят нам об отсутствии ярко выраженной направленности звучания у колонок. Спектрограммы практически не потеряли своей формы, и на 15 кГц завал составляет всего лишь 6 дБ.
Графики КГИ сателлита Studiophile LX4
Судя по измеренным спектрограммам, уровень искажений составляет менее 1%, и лишь в переходной зоне наблюдается пик, составляющий 2%.
Подключение сателлитов к усилителю, расположенному в корпусе сабвуфера, осуществляется посредством пружинных зажимом под оголенный провод. Диаметр комплектных проводов составляет 1,5 миллиметра. Длина проводов для подключения всех колонок одинакова и составляет всего 1,8 метров. Ножек на сателлитах не предусмотрено, однако производитель комплектует набор самоклеющимися резиновыми ножками, по четыре штуки на колонку.
Габариты сабвуфера достаточно большие и составляют 25×38×30 сантиметров. Корпус саба изготовлен из МДФ винил-ламинат. Толщина стенок равна 1,5 сантиметрам. Акустическим оформлением саба является схема с фазоинвертором. Для лучшей отдачи в области низких частот отверстие ФИ выведено на переднюю панель. Диффузор НЧ-динамика также выведен на переднюю панель и прикрыт защитной сеткой от механических повреждений. Диаметр бумажного диффузора составляет 18 сантиметров. Гибкий подвес изготовлен из вспененного полимера.
Графики АЧХ сабвуфера Studiophile LX4,
измеренные на оси НЧ-динамика и перед отверстием ФИ
На измеренных спектрограммах АЧХ сабвуфера мы можем видеть его реальный рабочий диапазон от 35 до 150 Гц. Низкочастотная головка уверенно воспроизводит область частот от 40 до 150 Гц. Фазоинвертор увеличивает отдачу в области низких и расширяет диапазон воспроизводимых частот до 35 Гц.
Графики КГИ сабвуфера Studiophile LX4,
измеренные на оси НЧ-динамика
Уровень искажений сабвуфера в диапазоне воспроизводимых частот от 35 до 150 Гц достаточно невысокий и достигает 2% на частоте настройки фазоинвертора 45 Гц, а от 60 до 200 Гц менее 1%.
На задней стороне сабвуфера расположены:
- радиатор;
- выключатель и индикатор питания;
- регулятор общей громкости;
- регулятор громкости отдельно сабвуфера;
- пружинные зажимы для подключения колонок;
- шестиканальный балансный вход (разъем джек).
Плата с усилителем крепится внутри на металлическую заднюю панель. Внутри корпуса сабвуфера наполнителя нет. Однако для исключения призвуков и резонансов все разъемы и платы герметично залиты вспененным веществом, а провода крепко собраны, максимально близко друг к другу.
Усилитель собран на базе четырех микросхем от National Semiconductor: одноканальная микросхема LM1875 для усиления центрального сигнала; две стереомикросхемы LM1876, предназначенные для фронтальных и тыловых каналов, и мономикросхема LM3886 для усиления сигнала на сабвуфер. Ниже приведены взятые из спецификации графики зависимости THD от мощности всех трех микросхем:
Графики зависимости THD от мощности микросхемы LM1875
Судя по графикам, значения мощности микросхем LM1875 достигают 20 Вт при низком уровне искажений — менее 0,1%.
Графики зависимости THD от мощности микросхемы LM1876
Судя по графикам, значения мощности микросхемы LM1876 достигают 20 Вт при уровне искажений не более 1%. При этом, при мощности менее 18 Вт искажения составляют всего 0,01-0,1%.
Графики зависимости THD от мощности микросхемы LM3886
Глядя на приведенный график зависимости THD от мощности можно видеть также замечательные значения мощности при очень низком уровне искажений и у микросхемы LM3886.
Что же, теперь мы можем с уверенностью сказать, что качество звучания набора M-Audio Studiophile LX4 ни коим образом не упирается в используемые усилительные микросхемы.
Звучание
При субъективном тестировании набор акустики подключался к звуковой карте M-Audio Revolution 7.1. В комплекте никаких проводов для подключения нет, поэтому вам придется дополнительно приобрести соответствующие шнуры, в зависимости от того к чему вы планируете подключать акустику. Пожалуй, здесь стоит отметить, что коммутация в колонках немного не продумана. Так как класс акустики Studiophile LX4 является массовым продуктом и рассчитан на подключение к различным устройствам, имеющим разъем миниджек, набор должен соответствовать своему позиционированию, или хотя бы комплектоваться нужными проводами для подключения. При включении питания из колонок доносится негромкий щелчок, но в режиме работы из сателлитов никакого фона и гула не доносится. Это является большим плюсом, как вы знаете подобным грешат практически все недорогие наборы.
В целом, звучание набора Studiophile LX4 является неплохим, но для своей стоимости и класса акустики качество звучания могло быть и выше. Виной тому является качество применяемых динамических головок, точнее их невысокий класс. Наше мнение относительно потенциально возможного уровня качества звучания акустики подобного форм фактора не случайно и вызвано реально существующими тыловыми колонками одного из пассивных комплектов дешевой акустики. При этом в этих колонках применены шелковые пищалки и среднечастотники с бумажным диффузором и мягким резиновым подвесом. Звучание этих колонок с усилительной частью (сабом) Studiophile LX4 говорит о том, что и такой форм фактор акустики может играть очень прилично. Все дело в динамиках!
В связи с тем, что твиттеры являются недорогой пластиковой пищалкой, в звучании нет нужной прозрачности и детальности. От этого, во многом, страдает и стереопанорама. Высокие частоты характерно плоские и не проработанные. Характер звучания колоночек Studiophile LX4 схож с сателлитом из набора Creative GigaWorks S750.
Середина звучит несколько лучше. Но звучанию для потенциально возможного уровня немного не хватает яркости и проработанности. Звучание замыленное и немного задушенное. Диффузор среднечастотника, хотя и изготовлен из пластика, тактильно мягче чем любой другой изготовленный из бумаги, тем самым больше подвержен паразитным изгибным колебаниям. Озвучивание нижней части средних частот помогает сабвуфер.
Согласно схеме, приведенной из руководства, сигнал, посылаемый на сателлиты, до усиления отфильтровывается ниже 140 Гц и посылается на саб, микшируясь с основным LFE-сигналом. За счет того, что диффузор НЧ-динамика выведен на переднюю панель, сабвуфер успешно воспроизводит полосу частот от 40 до 150 Гц. В его звучании преобладают как инфранизкие частоты, так и верхние низкие. При этом звучание достаточно сбалансировано и не имеет бубнящего оттенка. Сабвуфер со своей задачей справляется лучше всего, и к его звучанию претензий практически нет. Для комфортного прослушивания музыки существующей громкости сабвуфера вполне достаточно.
Выводы
Если производитель ставил перед собой цель изготовить акустику, соответствующую уровню топ-класса компьютерной акустики, то ему это, безусловно, удалось. Если же производитель хотел большего — изготовить действительно качественную акустику потребительского класса, раскрывающую все возможности современных звуковых карт, то придется сначала внести некоторые изменения, касающиеся подхода в применении динамических головок. Практика показывает, что качественно звучащая акустика своего покупателя обязательно найдет. Но в любом случае мы видим набор акустики с великолепным дизайном и высоким качеством сборки, который имеет не до конца реализованный потенциал.
Плюсы
- превосходный внешний вид;
- качественная усилительная часть;
- высокое качество сборки всех узлов;
- отсутствие шипа и низкочастотного гула в паузах.
Минусы
- не продуманная коммутация;
- не до конца реализованный потенциал;
- отсутствие пульта ДУ.
любезно предоставлена на тестирование компанией Мультимедиа Клуб
Дополнительно |
|