21 июля российский пресс-офис компании Nvidia провел презентацию планшета Nvidia Shield и аксессуаров к нему. И хотя все было обставлено с акцентом на секретность (в частности, журналистов обязали не разглашать информацию с брифинга до вечера 22 июля), в целом это оказалось секретом полишинеля — информация о том, что Nvidia планирует выпустить геймерское устройство в планшетном форм-факторе на чипе Tegra K1, циркулировала в Сети давно (вот, например, недавняя утечка и вот еще одна). Тем не менее, по сравнению с циркулировавшими ранее сведениями прозвучало немало и новой, весьма любопытной информации. А кроме того, мы смогли пощупать представленные устройства и попробовать их в действии.
Итак, на презентации были показаны: сам планшет Nvidia Shield, специальный геймпад для него и чехол-обложка. Кроме того, было немного рассказано об играх, которые будут доступны на Nvidia Shield, и, конечно, о SoC Tegra K1 — главном козыре нового планшета. Обо всем этом мы поговорим в нашем репортаже, но прежде необходимо оглянуться назад и вспомнить, как у Nvidia до этого шли дела на планшетном рынке.
Первая версия однокристальной системы Nvidia Tegra была выпущена еще до начала планшетного бума и особого успеха не имела. Но уже Tegra 2, анонс которой состоялся как раз в тот же месяц, что и анонс первого iPad, стала, фактически, стандартом де-факто для первых Android-планшетов. В 2011 году большинство крупных производителей планшетов использовали именно Tegra 2 в своих устройствах, хотя на эту SoC было множество нареканий (особенно по части воспроизведения фильмов).
Под конец 2011 года в продаже появились первые устройства на новом (третьем) поколении Tegra — впервые CPU стал четырехъядерным, но главное — появилось пятое вспомогательное ядро, призванное помочь уменьшить энергопотребление SoC в низконагрузочных операциях. Производительность GPU также была вполне достойной, и в целом это решение оказалось весьма удачным, однако доминирование на планшетном рынке Nvidia начала потихоньку терять, теснимая с одной стороны Qualcomm, а с другой — более дешевыми китайскими SoC. Тем не менее, позиции компании были еще очень сильны.
Начало 2013 года ознаменовалось анонсом Nvidia Tegra 4 и 4i — в них появился встроенный модуль LTE и был сделан еще один шаг вперед по части CPU-производительности, но GPU-производительность продвинулась вперед не так уж сильно. Тем временем позиции Nvidia на планшетном рынке все слабели и слабели: помимо Qualcomm, Samsung с ее SoC Exynos и китайцев в гонку включилась компания Intel со своим Atom, и ситуация для Nvidia совсем усложнилась (если вы посмотрите наши статьи по планшетам за 2013 год, то увидите, что тестирования моделей на Tegra можно пересчитать по пальцам). Попытка Nvidia зайти на смартфонный рынок тоже не увенчалась успехом.
Собственно говоря, преданных союзников из более-менее заметных компаний на планшетном рынке у Nvidia не осталось к 2014 году вовсе: Asus все больше делает ставку на Windows-устройства, а также на бюджетный Android-сегмент, где недешевой Tegra места нет; Acer за последние годы заметно потерял свои позиции, но в целом у него стратегия похожа на Asus; Sony использует Qualcomm, Lenovo в Yoga Tablet — MediaTek, а Apple, Samsung и Huawei выпускают устройства на собственных SoC.
Видя эту тенденцию, Nvidia решила взять дело в свои руки и летом 2013 пошла на любопытный эксперимент, выпустив собственную портативную консоль на Tegra 4 — Nvidia Shield. Позже был еще один эксперимент: Nvidia создала референсный планшет, предоставив другим производителям возможность его продавать под своим брендом. Устройство получило название Tegra Note. Правда, широкого распространения оно, судя по всему, не получило.
И вот теперь оба этих эксперимента — с консолью Shield и планшетом Note — были продолжены в одном устройстве: планшете Nvidia Shield.
От консоли он взял название, наличие геймпада (пусть и не интегрированного, а подключаемого) и готовность Nvidia самостоятельно продавать это устройство, а от планшета Note — форм-фактор, некоторые черты дизайна и поддержку пера. Но — обо всем по порядку.
Планшет Nvidia Shield Tablet
Планшет имеет диагональ 8 дюймов, используется IPS-матрица с разрешением 1920×1200. Основа аппаратной платформы планшета — SoC Nvidia Tegra K1, CPU-часть которой включает 4 ядра Cortex-A15 с частотой 2,2 ГГц и вспомогательное ядро-компаньон, работающее на пониженной частоте, а в качестве GPU используется NVIDIA Kepler со 192 вычислительными ядрами и рекордной частотой 950 МГц. На iXBT.com была подробная статья о Tegra K1, поэтому здесь мы не будем повторяться и описывать эту SoC.
К особенностям дизайна планшета можно отнести наличие стереодинамиков, вынесенных на фронтальную поверхность по обе стороны от экрана, а также специальных басовых динамиков, размещенных на гранях (один из этих динамиков виден на фотографии ниже). То есть, судя по всему, в плане качества звука Nvidia Shield должен быть одним из лучших.
Также у планшета имеются разъемы 3,5 мм для гарнитуры, Micro-USB с поддержкой OTG, Mini-HDMI. В общем, все, что надо. Разумеется, есть фронтальная и тыловая камеры, причем обе — 5 Мп. На первый взгляд, решение кажется странным, обычно фронтальная камера хуже, а тыловая лучше, но Nvidia подчеркивает, что фронтальная камера может быть задействована для создания геймерских видеороликов (чтобы на записываемый игровой процесс накладывалось изображение самого игрока).
Задняя поверхность имеет покрытие soft-touch, а грани выполнены из шершавого материала, похожего на металл (утверждать, впрочем, не беремся — подождем более пристального знакомства с устройством уже в нашей тестовой лаборатории). В плане кнопок все стандартно: это «Питание» и качелька регулировки громкости.
Планшет весьма увесистый, и нельзя сказать, что тонкий. Так, масса устройства составляет 390 граммов, и это больше, чем у всех основных конкурентов. Аналогичная ситуация и с толщиной.
Для более наглядного сравнения с конкурентами, а также подробного знакомства с характеристиками планшета Nvidia Shield приведем таблицу, куда помимо героя сегодняшнего материала включим также iPad mini Retina, недавний Samsung Galaxy Tab S 8.4 и LG G Pad 8.3 — самые известные и актуальные устройства с похожей диагональю.
Nvidia Shield Tablet | Samsung Galaxy Tab S 8.4 | iPad mini Retina | LG G Pad 8.3 | |
Экран | IPS, 8″, 1920×1200 (283 ppi) | SuperAMOLED, 8,4″, 2560×1600 (359 ppi) | IPS, 7,9″, 2048×1536 (326 ppi) | IPS, 8,3″, 1920×1200 (273 ppi) |
SoC (процессор) | Nvidia Tegra K1 (4 ядра Cortex-A15 @2,2 ГГц и вспомогательное ядро-компаньон) | Exynos 5 Octa 5420 (4 ядра Cortex-A15 @1,9 ГГц и 4 ядра Cortex-A7 @1,3 ГГц) | Apple A7 @1,3 ГГц (2 ядра Cyclone, 64 бит) | Qualcomm Snapdragon 600 @1,7 ГГц (4 ядра Krait 300) |
Графический процессор | NVIDIA Kepler @950 МГц | Mali-T628 MP6 | PowerVR G6430 | Adreno 320 (разогнанный) |
Флэш-память | 16 / 32 ГБ | 16 ГБ | от 16 до 128 ГБ | 16 ГБ |
Разъемы | Micro-USB, разъем 3,5 мм для наушников, Mini-HDMI | Micro-USB, разъем 3,5 мм для наушников | Lightning, разъем 3,5 мм для наушников | Micro-USB, разъем 3,5 мм для наушников |
Поддержка карт памяти | microSD (до 128 ГБ) | microSD (до 128 ГБ) | нет | microSD (до 64 ГБ) |
Оперативная память | 2 ГБ | 3 ГБ | 1 ГБ | 2 ГБ |
Камеры | фронтальная (5 Мп, видео 1080р) и тыловая (5 Мп; видео 1080р) | фронтальная (2,1 Мп, видео 1080р) и тыловая (8 Мп; видео 1080р) | фронтальная (1,2 Мп) и тыловая (5 Мп; видео 1080р) | фронтальная (1,3 Мп) и тыловая (5 Мп; видео 1080р) |
Интернет | Wi-Fi 802.11 a/b/g/n MIMO (2,4 ГГц + 5 ГГц) (опционально — 3G и LTE) | Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac MIMO (2,4 ГГц + 5 ГГц) (опционально — 3G и LTE) | Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac MIMO (2,4 ГГц + 5 ГГц) (опционально — 3G и LTE) | Wi-Fi 802.11 a/b/g/n (2,4 ГГц + 5 ГГц) |
Операционная система | Google Android 4.4.3 | Google Android 4.4.2 | Apple iOS 7 | Google Android 4.2.2 |
Емкость батареи (мА·ч) | 5338 (предположительно) | 4900 | 6471 | 4600 |
Габариты* (мм) | 221×126×9,2 | 213×125×6,6 | 200×134×7,5 | 216×126×8 |
Масса (г) | 390 | 297 | 339 | 338 |
Средняя цена** | 13990 руб. | T-10890863 | 15990 руб. | T-10547274 |
** для версии с минимумом флэш-памяти и коммуникационных возможностей
Собственно говоря, по этой таблице хорошо видны как основные достоинства, так и слабые места новинки. К достоинствам мы отнесем наличие Mini-HDMI, хорошую (судя по разрешению) фронтальную камеру и довольно емкую батарею (хотя и менее емкую, чем у iPad mini Retina). К недостаткам, помимо уже упомянутых массы и толщины, — тыловую камеру и экран, уступающий по плотности пикселей экранам Samsung и iPad mini Retina. Впрочем, оценить экран (да и камеру) можно только после тестирования, так что пока подождем с выводами.
В таблице не отражена одна любопытная особенность Nvidia Shield, унаследованная планшетом от Tegra Note: поддержка перьевого ввода (используется технология DirectStylus 2, задействующая для рисования GPU-ускорение) и наличие в комплекте стилуса, для которого в планшете предусмотрена соответствующая полость (аналогично устройствам Samsung линейки Galaxy Note).
Специально для работы с пером Nvidia разработала приложение Dabbler — рисовалку, задействующую 3D-эффекты. Например, если выбрать рисование маслом на холсте, то приложение будет имитировать выпуклость слоев краски, причем можно менять угол освещения, таким образом влияя на характер изображения.
А если мы рисуем акварелью, то приложение может имитировать эффект впитывания и растекания акварели по бумаге, задействуя гироскоп: скажем, вы наклоняете планшет вниз, и проведенная вами линия начинает реалистично «сползать». Именно здесь и нужны возможности GPU.
Геймпад Shield Controller
Вторым гвоздем программы стал геймпад, созданный Nvidia специально для планшета Shield и совместимый только с ним, а также с ПК. Геймпад выглядит, на первый взгляд, достаточно стандартно: справа и слева от центра размещены два аналоговых джойстика (во время игры один из них, как правило, отвечает за движение персонажа, а другой — за положение камеры), D-pad (слева), кнопки A/B/X/Y (справа).
Сзади же расположены (симметрично) два спусковых крючка и две продолговатые кнопки, аналогично прошлогодней консоли Nvidia Shield. Необычность геймпада заключается в наличии кнопок для управления Android, а также тачпада и кнопок регулировки громкости.
Помимо этого, в геймпад встроен микрофон для голосового управления или записи комментариев при создании игровых роликов, а также разъем 3,5 мм для подключения гарнитуры, чтобы можно было играть, никому не мешая и при этом не будучи привязанным к планшету.
С планшетом геймпад соединяется по Wi-Fi Direct, что, по словам представителей Nvidia, дает меньшие задержки, чем если бы использовался Bluetooth. Однако с другими Android-планшетами геймпад несовместим.
В руках он лежит достаточно удобно — по крайней мере, он менее громоздкий, чем консоль Nvidia Shield. Стоимость геймпада на российском рынке составит 3490 рублей.
Чехол-обложка для планшета Nvidia Shield
Последний герой вчерашнего мероприятия — чехол-обложка для планшета Nvidia Shield. Здесь все стандартно: обложка в закрытом виде защищает экран, а в открытом позволяет установить планшет под углом, в одном из трех положений, что может быть удобно при игре с использованием геймпада.
Поверхность обложки имеет шершавую текстуру, цвет — темно-серый. Будут ли другие цветовые варианты — пока информации нет. Стоимость чехла — 1490 рублей.
Позиционирование и игры
Позиционирование планшета очень четкое: это именно игровое устройство, предназначенное для геймеров. Условно говоря, когда представляют другие планшеты, то объясняют, что они могут то-то и то-то, «а еще вы можете на нем поиграть». Здесь же все наоборот: «вы можете на нем играть и делать разные клевые геймерские штуки типа трансляции игрового процессе в YouTube, а еще у него есть другие планшетные возможности». Именно такое впечаление сложилось от презентации, которую провела Ирина Шеховцова, глава российской пресс-службы Nvidia.
Удивительно, что несмотря на такое позиционирование, у планшета экран имеет диагональ 8 дюймов, а не более логичные 10 дюймов. Очевидно, что играть в красивые игры на 10-дюймовом экране приятнее, чем на 8-дюймовом. Тем не менее, у Nvidia, похоже, есть несколько иное ви́дение времяпрепровождения геймера. Заключается оно в том, что дома геймер будет играть, подключая планшет к телевизору и управляя процессом с помощью геймпада. То есть, фактически, в домашних условиях планшет превращается в консоль.
Специально для этого в Nvidia Shield предусмотрен так называемый консольный режим. При его использовании картинка выводится только на экран телевизора, а к самому планшету могут подключаться до четырех геймпадов (то есть можно играть в кооперативном режиме). Кроме того, поддерживается стриминг ПК-игр с помощью технологии NVIDIA GameStream (разумеется, игра должна тоже поддерживать такую возможность, а компьютер или ноутбук должен быть оснащен GPU семейства NVIDIA GeForce GTX). На презентации технический специалист Nvidia Денис Козлов продемонстрировал эту возможность на примере Watch Dogs.
Таким образом, получается, что в домашних условиях экран планшета практически не используется. А когда пользователь за пределами дома, то небольшие размеры планшета как раз должны быть ему на руку. И все же хотелось бы, чтобы Nvidia выпустила и десятидюймовую модель, причем желательно с экраном 2560×1600 — благо возможности Tegra K1 это позволяют.
Закономерно, что на презентации уделялось особое внимание Tegra K1 — все-таки это действительно главная гордость планшета. Однако следует уточнить, что Nvidia Shield будет не единственным и даже не первым устройством на этой SoC. Так, прямо сейчас у нас на тестировании находится планшет Xiaomi Mi Pad — именно он официально стал первым устройством на Tegra K1. И хотя его подробный обзор еще не готов, мы все же приведем кое-какие данные о производительности Tegra K1, дабы не быть голословными, рассказывая об Nvidia Shield, и не опираться только лишь на информацию Nvidia.
Ниже — результаты Tegra K1 в GFXBench и сравнение с результатами Apple A7 (iPad mini Retina), Exynos 5 Octa (Samsung Galaxy Tab S 8.4) и Qualcomm Snapdragon 800 (Samsung Galaxy Tab Pro 8.4).
Как мы видим, результат Tegra K1 без преувеличений замечательный! Превосходство над iPad mini Retina — практически в два раза!
Xiaomi Mi Pad (Nvidia Tegra K1) | Apple iPad mini Retina | Samsung Galaxy Tab S 8.4 | Samsung Galaxy Tab Pro 8.4 | |
GFXBench 2.7.2 T-Rex HD (C24Z16 Offscreen) | 56,6 fps | 26,2 fps | 22,9 fps | 26 fps |
GFXBench 2.7.2 T-Rex HD (C24Z16 Onscreen) | 30,1 fps | 21,2 fps | 14,1 fps | 17 fps |
GFXBenchmark Manhattan HD (C24Z16 Offscreen) | 28,0 fps | 13,0 fps | 5,6 fps | 11 fps |
GFXBenchmark Manhattan (C24Z16 Onscreen) | 19,2 fps | 8,8 fps | 2,9 fps | 5,8 fps |
В 3DMark картина аналогичная. У конкурентов просто нет шансов!
Xiaomi Mi Pad (Nvidia Tegra K1) | iPad mini Retina | Samsung Galaxy Tab S 8.4 | Samsung Galaxy Tab Pro 8.4 | |
3DMark (режим Ice Storm Unlimited) | 26745 баллов | 14353 балла | 13079 баллов | 15441 балл |
Напоследок — результат Geekbench 3. Тест показывает производительность CPU и RAM. Здесь уже победа Tegra K1 (в многоядерном режиме) не столь впечатляющая, но все равно безусловная.
Xiaomi Mi Pad (Nvidia Tegra K1) | iPad mini Retina | Samsung Galaxy Tab S 8.4 | Samsung Galaxy Tab Pro 8.4 | |
Geekbench 3 Single-Core Score (больше — лучше) | 1060 баллов | 1395 баллов | 849 баллов | 893 балла |
Geekbench 3 Multi-Core Score (больше — лучше) | 3474 баллов | 2514 балла | 2178 баллов | 2685 баллов |
В принципе, по GFXBench и 3Dmark хорошо видно, что в плане GPU-производительности Tegra K1 действительно лучшая SoC на сегодняшний день. И есть большие сомнения, что конкуренты смогут в следующем поколении своих однокристальных систем превзойти Tegra K1 — уж очень большой у нее запас.
Но встает логичный вопрос: будут ли игры в полной мере задействовать такую производительность? Об этом, разумеется, тоже шла речь на презентации. В частности, выступил руководитель PR-отдела Gaijin Entertainment Александр Трифонов, рассказавший об игре War Thunder.
Это мультиплатформенный MMO-проект, военный симулятор. На данный момент игра представлена на платформах ПК и PS4, но разрабатываются также версии для iOS и Android, причем последняя будет поддерживать специфические особенности Tegra K1, а следовательно, будет выглядеть лучше, чем на устройствах с другими SoC. На презентации была показана полнофункциональная демо-сцена, и выглядело это действительно впечатляюще: самолет летел над морем, и эффекты воды отрисовывались очень красиво.
Впрочем, и без War Thunder первым покупателям Nvidia Shield будет чем себя занять. На старте продаж планшета нас ждет целый ряд игр, оптимизированных для Shield: Half-Life 2, Trine 2, Anomaly 2, Pure Chess, The Talos Principle, Portal и еще некоторые другие (скриншоты перечисленных игр вы видите ниже).
Все они обещают графику на уровне консолей предыдущего поколения (PS3 / Xbox 360) и современных ПК среднего уровня.
Вместе с тем, надо понимать, что это не эксклюзивы: все эти игры будут доступны и обладателям других Android-устройств. Но, по словам представителей Nvidia, на Tegra K1 они будут выглядеть лучше. Что ж, посмотрим.
Выводы
Игровые возможности планшетов всегда позиционировались как нечто вспомогательное, дополнительное. Да и хардкорные геймеры традиционно относились к планшетам с пренебрежением — мол, разве можно сравнивать ощущения от игры в серьезный консольный эксклюзив с игрой на всяких планшетных поделках? Компания Nvidia решила разрушить стереотипы и сделать ставку на позиционирование своего устройства именно как игрового. И надо признать, сейчас у Nvidia оснований на это больше, чем когда-либо, потому что Tegra K1 действительно предлагает выдающуюся GPU-производительность.
Вдобавок к этому, Nvidia установила вполне привлекательную цену на свой планшет: младшая версия (16 ГБ, без LTE) будет продаваться у нас за 13990 рублей, а старшая (32 ГБ и LTE) — за 18990 (кстати, по словам Ирины Шеховцовой, на Западе сначала выйдет только Wi-Fi-версия, но уже летом, а у нас — сразу обе). Для сравнения, стоимость прямого конкурента — iPad mini Retina — составляет, в аналогичных конфигурациях, 15990 и 24990 рублей. При этом производительность их ниже. Но выход Nvidia Shield на российский рынок состоится только в середине сентября, а уже в октябре-ноябре, скорее всего, появятся новые iPad mini, и не факт, что их производительность будет сильно ниже. И даже если она будет ниже в бенчмарках, не исключено, что в играх графика на новых iPad mini окажется ничуть не хуже, чем на Nvidia Shield.
Собственно, в этом и есть уязвимость позиции Nvidia: большинство разработчиков оптимизируют свои игры в первую очередь для iOS (и, следовательно, для топовых устройств линейки Apple) и только во вторую — для Android. А в Android-версии ставка делается на совместимость, поэтому реализовывать какие-то эффекты, рассчитывая только на Tegra K1, довольно странно, учитывая далеко не доминирующее положение этой SoC на рынке. Но если не будет эксклюзивных эффектов для Tegra K1, то не будет и успеха Tegra K1 (а вместе с ней — и Nvidia Shield). Получается замкнутый круг. Разорвать его может только очень интенсивная работа Nvidia с разработчиками (а именно — стимулирование их к созданию игр, раскрывающих потенциал Tegra K1) и активные PR-шаги по продвижению Nvidia Shield и созданию репутации игрового планшета для этого устройства.
Нельзя не признать, что сам планшет вкупе с геймпадом и анонсированными играми выглядит достаточно «вкусно». Но Nvidia находится в очень напряженной рыночной ситуации, и убедить в этой ситуации геймера, что ему нужен не ПК или PS4, а планшет (пусть и в дополнение к ПК и консоли), будет непросто. Равно как и убедить человека, пришедшего в магазин за планшетом, что ему нужен не iPad и не «китаец» дешевле 10 тысяч, а Nvidia Shield. Но вдруг получится? Так что пожелаем удачи калифорнийской компании — и, конечно, будем ждать возможности детально познакомиться с представленными вчера новинками и подробно рассказать вам о них!