Были компьютеры персональными, а стали игровыми… Нет, ну в самом деле какой еще вывод можно сделать из того, что оба производителя центральных процессоров выпустили специальные модели своих изделий специально для геймеров, а видеокарты стали стоить больше чем любой другой компонент компьютера (за исключением «специализированных» процессоров разве что), раскрывая вне игр в лучшем случае 10% своего потенциала? Ничего удивительного, соответственно, нет в том, что разнообразные джойстики и их родственники, которые несколько лет назад были странноватой экзотикой, ныне стремятся превратиться чуть ли не в штатное периферийное оборудование. А что для этого от них требуется? Во-первых, стоить не слишком дорого: покупатель Athlon 64 FX и Radeon 9800XT возможно и найдет несколько сотен на «крутой» руль с педалями (нашел же больше тысячи на процессор и видеокарту), но это не массовый рынок большинство пользователей готово отдать за манипулятор сотню долларов и не более (если только чуть-чуть). Но до последнего времени к этому были не совсем готовы производители, которые, в основном, ориентировались на ценовой класс от 150 долларов :) Из этого не следует, что в отведенную сумму нельзя было вписаться если пожертвовать «обратной связью», то даже продукция с известной торговой маркой давно стоит менее 100 долларов. Однако… играть в автосимулятор без «отдачи» то же самое, что есть борщ без свеклы: то, что это борщ, вы вроде бы знаете, но по вкусу определить это не можете :) Впрочем, благодаря стараниям компаний второго эшелона, вписаться в нужную сумму можно попробовать и с «полноценным» рулем (во всяком случае, лишь незначительно от нее отклониться как минимум), но вот тем, кто хотел и громкую торговую марку, и полную функциональность приходилось туго (даже почти совсем никак).
Однако все в мире иногда меняется, так что компания Guillemot решила осчастливить и экономных пользователей, выпустив Thrustmaster Enzo Ferrari Force Feedback, ценой в районе как раз той самой заветной сотни баксов. Причем стоит отметить, что по функциональности он не уступает более дорогой модели компании, а именно F1 Force Feedback, да и вообще не кажется бедным родственником на фоне рулей компании: это точная копия руля Enzo Ferrari (между компаниями заключено специальное соглашение, что и позволяет Guillemot в линейке рулей Thrustmaster использовать точные копии рулей различных автомобилей Ferrari). Замечу, что данная машинка была выпущена серией всего 399 экземпляров, да и стоила номинально 650 штук баксов (поскольку вся серия была распродана еще до фактического выпуска, а продавать свое авто никто из владельцев пока не стал, установить реальную цену на данный момент не представляется возможным), так что вживую покрутить руль-прототип вам вряд ли когда-то удастся. А вот заплатив всего сотню зеленых приобрести подобное устройство для личного использования без проблем. Собственно, уже повод для покупки :) Но есть и другие причины.
Не думайте, кстати, что если вы используете компьютер только для работы, предпочитая играть на приставке, то эта модель руля вам неинтересна Enzo Ferrari существует в двух модификациях: для РС и для Sony PlayStation 2. Хороших гонок для последней тоже немало, играть на геймпаде в них не очень интересно, а проблемы с выбором руля стоят для приставочников как бы даже не более остро. Так, что возможно, и в этом случае новая разработка Guillemot окажется как раз тем, что вы давно искали.
Прежде чем перейти к описанию работы руля, хочу сразу предупредить, что ничего революционно нового в нем нет. С функциональностью и исполнением мы уже сталкивались в более старых рулях компании. Занимая промежуточное положение между F1 и недорогими рулями без обратной связи (типа 360 Modena и т.п.), он, естественно, тяготеет к обеим линейкам. Так что некоторые вещи можно не рассматривать подробно они стандартны для Thrustmaster. А вот кое-что следует изучить внимательно.
Итак, открываем традиционно небольшую коробку и начинаем извлекать оттуда компоненты.
Собственно руль
Царство пластмассы и немного резины. Собственно, чего же вы хотели от недорогой модели? В прототипе используется кожа и углеволокно, сердцевина металлическая, традиционная желтая «медаль» гравированная… Вся эта роскошь избыточна для массового компьютерного руля, поскольку одни лишь материалы без всего остального даже по себестоимости легко выскочили бы за пределы заветной сотни вечнозеленых. Что касается пластмассы, то и более дорогие модели манипуляторов «блистают» ею. Разумеется, это не позволит рулю проработать много-много лет долго и счастливо, но обратное верно лишь для наиболее дорогих эксклюзивных моделей, которые вы просто не найдете в продаже (да и искать вредно для нервов стоят как подержанный «Жигуль» в лучшем случае). А в массовых изделиях работать ;) нам с пластмассой. Хорошо, когда есть немного резины держаться удобнее. В данной модели она еще и нанесена «правильно» как раз так, чтобы руки неправильно положить на руль было бы сложно.
Поскольку современным автомобилем можно не только крутить вправо и влево, о дополнительных органах управления позаботились хватит всем. Итак, что же мы имеем? Восьмипозиционный D-Pad, как нельзя лучше подходящий для переключения различных видов. Его можно настроить и на другие действия, но это наиболее логичный вариант. Целых 8 дополнительных кнопок, которые пользователь может настраивать по своему усмотрению. Два переключателя передач (для тех, кто предпочитает ручную коробку) и еще два таких же рычага, отвечающих за газ и тормоз. Последнее, по сути, является наиболее сильным идеологическим отличием от прототипа в настоящем Enzo Ferrari полное ручное управление не предусмотрено. Однако, думаю, можно вполне простить конструкторам такую трогательную заботу о тех, кому ногами работать неудобно или просто педали ставить некуда. А еще на руле есть великая и ужасная кнопка Mode. Советую внимательно изучить ее назначение. Простое нажатие включает и выключает автоцентровку руля поскольку это модель с отдачей, никаких пружин (как в дешевых моделях) устанавливать не стали. По-моему, функция бесполезная ну положено рулю самому в нейтральное положение возвращаться, так пусть возвращается, а по умолчанию функция включена. Замечу, что выключить обратную связь здесь (в отличие от некоторых других рулей) нельзя только грубой силой: снеся драйверы от Immersion или отключив блок питания. Еще одно действие переключателя переключение совмещенного и раздельного режима газа и тормоза. Чем они отличаются? Раздельный режим наиболее логичен: одна педаль (или подрульник) – газ, второй тормоз (ну и задний ход заодно). В совмещенном же обе педали работают одинаково: в отпущенном состоянии полный назад, в нажатом полный вперед. Переключаются режимы при нажатии на обе педали и последующем нажатии кнопки Mode. Ранее это делалось при помощи ПО, Enzo Ferrari же одна из первых моделей превосходно обходящаяся встроенными в современные ОС драйверами, так что пришлось производителю выкручиваться, а пользователю читать документацию (вот наши коллеги с Tom’s Hardware, судя по их обзору, документацию читать не приучены :)).
Блок педалей
Лучший способ добиться невысокой цены своей продукции унификация блоков устройств разного ценового класса. Блок педалей Enzo Ferrari идентичен применяемому в относительно недорогих моделях 360 Modena и не имеет ничего общего с педалями от F1. Это имеет как свои плюсы, так и минусы. Минусом является большое количество пластмассы, что вполне способно сказаться на долговечности, плюсом некоторые детали конструкции, положительным образом сказывающиеся на устойчивости блока педалей на полу, но о них мы поговорим позже.
Блок питания, CD и прочее
Поскольку для реализации отдачи используется достаточно мощный электромотор, обойтись без блока питания никак. Бедные мои розетки под столом обнаружилась нехватка. Нашел в доме еще один тройник, подключился. CD, кстати, по сути нужен тоже лишь при использовании обратной связи сам по себе руль в ХР способен работать без каких-либо дополнительных драйверов. С учетом того, что на драйверы для F1 были некоторые нарекания, а многие рули более пожилого возраста вообще способны работать только с Windows 9x, это следует считать плюсом модели. Ну и инструкция присутствует. Очень краткая, но вполне достаточная для того, чтобы узнать все необходимое, если ее хотя бы раз прочесть внимательно. Жаль только, что у меня в комплекте был лишь английский вариант, но инструкция на русском языке уже имеется на www.thrustmaster.ru например. Каких-то три страницы и все.
Подключение
Технический прогресс неумолим когда-то большинство рулей (тем более, с обратной связью) с трудом помещались на стол, теперь же все можно сделать очень компактным. По сути, основной блок имеет размеры, свойственные старым недорогим моделям. Попутно вернулись и к присущей им системе крепления, что меня крайне порадовало. Вот посмотрите, как крепится F1: двухвинтовая струбцина уходящая далеко вниз, резиновые присоски. Последние имеют далеко не стопроцентную жесткость, так что на столе руль все-таки немного качается (победить это можно было бы разве что третьим винтом, но их и так уже перебор). А что в Enzo? Небольшая «подкова» с резинками, да металлический винт (как в 360 Modena или даже Charger). Устанавливаем руль на стол, прикладываем снизу крепежную подкову, вставляем винт в положенное ему место и, сделав несколько оборотов, плотно и надежно фиксируем руль на месте. Легко устанавливать, легко и снимать когда не нужен. У меня руль легко поместился на достаточно узком компьютерном столе (впрочем, места я мог бы и больше освободить благодаря ЖК-монитору, но не понадобилось) и даже не блокировал выдвижную кнопку с клавиатурой, за что я ему крайне благодарен. В игре же сдвинуть эту конструкцию с места… Не проще, чем если б там были и присоски.
Так, физически руль установили. Что у нас с кабелями? Длинный (порядка двух метров) кабель для подключения к компьютеру, как положено, заканчивается USB-разъемом. В общем-то, для производителей игровой периферии внедрение USB было просто спасением: слишком много кнопок на стандартный game-порт не повесишь, а современным играм нужно уже много органов управления. Вот и перешли все поголовно на USB, а геймпорт скончался (помню пару лет назад было у меня в компьютере их целых два на звуковой карте и мамке, а теперь ни одного не осталось на звучке есть, но наружу не выведен, поскольку и не нужен больше). Из базы торчат еще два коротких огрызка кабеля для подключения блока педалей и блока питания. В принципе, к ним можно ничего и не подключать получим простой руль без обратной связи и без педалей. Но это неинтересно. Итак, подключаем и то, и другое. Ошибиться с кабелями невозможно: педали подключаются при помощи разъема mini-DIN, БП стандартным для таких устройств. По поводу установки педалей вообще особо думать нечего кладем на пол. Единственное, с чем может возникнуть проблема если у стола есть нижняя полка.
Практические впечатления
Новый руль хотелось испытать в новых играх. Что там у нас из последних новинок? Как по заказу Need for Speed Underground. Установил, немного поиграл. Не понравилось: кончилась эпоха автосимуляторов от ЕА пошли в ход практически чистые аркады. В целом, поддержка обратной связи в игре неплохая, но вот неинтересно играть. Ладно отправимся в прошлое. Следующая станция Need for Speed Hot Pursuit 2. Стало ясно, что в свежайшем Undergound если что и доработали, так это графику (последняя действительно неплоха если иметь достаточно мощный компьютер, на что я давно не жалуюсь). Ну и степень аркадности увеличили (так что я вполне понимаю людей, которые даже при наличии руля играют в него на клавиатуре), хотя HP2 к симуляторам тоже никак не отнесешь. Еще игра отказалась сначала определять руль, хотя приучить ее к нему все же удалось быстро и легко. Поиграл с полчасика. Подумал. Сделал то, за что, скорее всего, буду навеки проклят автосимуляторщиками: отключил блок педалей, перейдя на ручное управление, и выключил раздельное управление газом и тормозом. Оказалось, что в аркадных играх такой режим имеет свои плюсы: полностью погружаться в управление машиной все равно не дают, так и не надо на это тратить ресурсы мозга: давим ручку едем быстрее, отпускаем тормозим :) Работа же самой обратной связи понравилась. Надо заметить, что руль ведет себя «грубее», чем F1, поскольку, в отличие от последнего, но подобно большинству конкурентов использует прямую зубчатую передачу, а не ремень. Получается несколько жестковато, но для аркадных и полуаркадных игр самое то.
Но хотелось получить все, включая и пользу от использования педалей, так что пришлось потратить время на то, чтобы найти в завале дисков NfS Porsche Unleashed долго играть в HP2 не хотелось. Вот тут-то все и прочувствовал! Игра недаром до сих пор считается одним из эталонов поддержки обратной связи, да и вообще автосимулятора. Единственное что для получения максимального удовольствия и достижения максимальной скорости следует заранее озаботиться настройками. Так не стоит выставлять силу всех эффектов на максимум руль становится сложно поворачивать даже обеими руками (а если одна при этом «отвлечется», то жизнь еще более усложнится). Кроме того, не стоит полностью «ощущать» работу двигателя начинает стол трястись :) Ну и для наилучшего управления желательно настроить «мертвые зоны». Для руля необязательно, поскольку случайно его дергать около нейтрального положения все равно не просто, а мощности любых современных компьютеров на старую игру хватает с большим избытком, а вот для педалей, возможно, настройку стоит провести, но все зависит от того, как вы будете держать на них ноги. В принципе, ни педаль тормоза, ни газ при слабом нажатии не продавливаются (т.е. если просто поставить на них ноги). Кстати простая пластмассовая конструкция недорогого блока педалей на поверку оказалась более устойчивой, нежели в F1: там педали по-другому нажимались, так что иногда на трассе блок просто отрывался от пола и легко мог передвинуться по нему. Здесь же вполне можно давить на педаль кончиком стопы, почти всегда оставляя пятку на основании, так что блок педалей на любой поверхности будет держаться более надежно.
В принципе, интересно было бы еще погонять руль в чистых гоночных симуляторах, но время поджимало, а под рукой их не было. Поэтому решил проверить функционирование руля в игре несколько другого класса с полки был извлечен диск «Дальнобойщики 2». Тоже далеко не новая игра (мягко говоря :)), однако поддержка обратной связи реализована в ней на хорошем уровне, да и хотелось проверить как руль от спортивного автомобиля поведет себя в условиях неспортивного симулятора. Ощущения остались двойственными. Разумеется, понравилась работа обратной связи, да и само управление просто несравнимо с клавиатурой если в первых «Дальнобойщиках» ей еще можно было нормально управляться, то за вторые без руля лучше не садиться. Но… Модель зовется Thrustmaster Enzo Ferrari, а совсем не «Thrustmaster SuperMAZ Unlimited Edition» со всеми вытекающими. Во-первых, при управлении грузовым автомобилем мгновенно становится заметен основной недостаток компьютерных рулей: полный оборот вы им не сделаете. Enzo Ferrari, как и F1, обеспечивает неплохой угол поворота порядка 250 градусов, однако это совсем не 360 и более, так что логика руления несколько отличается от реального автомобиля. Почему это не чувствуется в гонках? А там большие углы и не нужны, да и вообще гоночные машины сами по себе их не поддерживают (даже в реальном, а не виртуальном исполнении). Во-вторых, руль несколько мелковат, что тоже является следствием спортивного характера прототипа. Однако, к сожалению, рулей грузовиков пока никто не выпускает, а клавиатура вообще для игр, типа «Дальнобойщики 2» малопригодна, так что достоинства все-таки перевешивают недостатки.
Вообще, хочу предупредить сразу владельцев больших «конечностей» перед покупкой обязательно хорошенько пощупайте руль. Рука средних размеров за Enzo Ferrari держится превосходно. Резиновые накладки приятны на ощупь и не оставляют неприятных ощущений, а небольшие утолщения точно дают понять: куда именно класть руки. Однако если последние великоваты, то можно озадачиться проблемой куда девать большие пальцы? Причем если сместить руки ближе к перекладине (т.е. к положению «без пятнадцати три» вместо «без десяти два»), то вы ими еще и с большой долей вероятности будете попадать на две кнопки на перекладине, которые в данном случае стоит отключить от греха подальше.
Смеху ради я попробовал использовать руль и с выключенной обратной связью. Ничего хорошего по сути даже хуже, чем на моделях изначально ее не имеющих. С другой стороны, давно прошли те времена, когда игры с поддержкой «отдачи» были редки. Сегодня уже наличие соответствующего манипулятора разумная необходимость, а не дань моде.
Итого
Очень неплохой руль с технической точки зрения по разумной цене средняя розничная в Москве составляет Н/Д(0) , что на момент написания статьи всего лишь долларов на 30 дороже, чем лишенная обратной связи 360 Modena с близким дизайном и такими же педалями более чем разумная цена за «отдачу». F1 обойдется долларов на 50 дороже, а вот стоит ли их платить вопрос неоднозначный. Как ни странно, но более дорогое устройство имеет и минусы более громоздко, да и эффекты из-за применения гибкой передачи более «заторможенные», что не мешает в чистых симуляторах, но вряд ли понравится любителям аркадных. Плюсами являются лучшая приспособленность к большим рукам, да потенциально более высокая надежность, хотя мне кажется, что положенный компьютерной периферии срок Enzo Ferrari вполне отработает (а там, глядишь, и чем-нибудь еще более интересным нас производители побалуют). Конкуренты этого класса стоят, как правило, не дешевле F1, а за сравнимые с ценой Enzo Ferrari деньги чем-то придется поступиться. Как минимум удовольствием от наличия в руках руля эксклюзивного автомобиля, которое тоже недешево стоит :)