Как показывает практика, развитие мультимедийных технологий так и не смогло значительно потеснить издавна привычный способ получения информации — чтение текстов. Да, аудиокниги захватили немалый сегмент рынка, а массовая доступность просмотра видео и активная работа киношников и мультипликаторов нередко приводит к тому, что даже с классическими литературными произведениями огромное количество людей впервые знакомится по экранизациям, но книги и периодические печатные издания позиции не сдают. Да и тексты в электронных форматах все более и более популярны, благо по многим параметрам такой способ их распространения и использования удобнее стандартной печати. Поэтому при выборе мультимедийного плеера многие покупатели уделяют немалое внимание тому, насколько удобно будет с его помощью читать тексты, для мобильных телефонов постоянно пишется дополнительное программное обеспечение, облегчающее этот процесс (если уж производитель не озаботился вопросом, что встречается все реже и реже), да и специализированные устройства, ориентированные именно на воспроизведение текстовой информации все более и более заметны на рынке. И им не мешает ни масса «детских болезней», ни высокая цена — спрос есть. И есть предложение.
Летом прошлого года мы с вами изучали одну из электронных книжек — Orsio b721. Сегодня у нас на повестке дня другое устройство, ставшее для многих культовым: Sony PRS-505. На рынке эта «читалка» появилась достаточно давно — раньше большинства присутствующих в торговых сетях конкурентов. Да и была она далеко не «первым блином» от Sony на данном поприще — компания давно и плодотворно работает на рынке электронных книг. Почему мы рассматриваем ее только сейчас, хотя компания уже анонсировала новые модели? Дело не в каких-либо технических особенностях, а в маркетинговой политике компании Sony, «читалки» которой до сих пор не представлены официально на российском рынке. Соответственно, нет ни рекламы, ни технической поддержки, для удобства использования устройство необходимо русифицировать «кустарными» методами, некоторые удобные сервисы от производителя российскому пользователю просто недоступны, да и вообще процедура покупки представителей серии PRS не так уж проста и тривиальна. Впрочем, проблемы с русскоязычными прошивками давно решены энтузиастами, с покупкой тоже могут помочь компании-посредники, так что те, кто хочет приобрести именно «читалку» от Sony, вполне могут это сделать. Другой вопрос, что для того, чтобы решится на покупку, надо сначала об устройстве узнать. Да, в большинстве тематических форумах это устройство могут порекомендовать его пользователи, вот только... большинство потенциальных покупателей по форумам не бродят. А в магазине, как уже сказано, PRS-505 на полке не увидишь. Вследствие этого и весьма скромное распространение на российском рынке, несмотря на долгие и успешные продажи в мире.
С другой стороны, а может и не стоит тогда задумываться о покупке именно этой модели сейчас, когда есть уже официально поставляемые аналоги? Вопрос не имеющий однозначного решения :) Просто потому, что полных аналогов этому устройству как не было, так и нет. У конкурентов из Юго-Восточной Азии что-то сделано лучше, что-то хуже. Некоторые решения разработчиков из Sony на данный момент уже выглядят несколько странно, некоторые вообще способны любителям конспирологии дать дополнительный повод порассуждать о «врожденной привычке брендов делать пользователю гадости с целью развода его на бабки», но... Это все субъективные оценки. А что объективно мы получаем от устройства, сейчас и посмотрим.
Параметр | Значение |
Производитель | Sony |
Модель | PRS-505 |
Размеры | 122 x 175 x 8 мм |
Масса | 250 г |
Дисплей | 6" E-Ink 600 x 800, 8 градаций серого |
Встроенная память | 256 МБ |
Расширение памяти | Слоты Memory Stick Duo и SDHC |
Интерфейс | USB 2.0 |
Форматы текста | LRF, PDF, TXT, RTF, EPUB |
Аудиоформаты | MP3, AAC |
Графические форматы | JPEG, BMP, GIF, PNG |
Емкость аккумулятора | 7500 листаний |
Дизайн
Строго говоря, все электронные книжки крайне похожи друг на друга, но есть нюансы. Схожесть их объясняется тем, что главным элементом конструкции является дисплей на базе технологии электронных чернил, диагональю 16 сантиметров и разрешением 600 х 800 точек, что сравнимо с листом бумаги формата А6. Поскольку в последнем случае приходится еще и делать поля, а здесь мы можем заполнять экран целиком, можно говорить даже о полной идентичности. Дисплей занимают основную часть лицевой поверхности устройства, толщина его невелика, задняя стенка почти глухая — в общем, все книжки выглядят как небольшой тонкий планшет. Внешний вид чем-то похож на КПК, по которому проехался асфальтовый каток, «сплющивший» и «раскатавший» устройство :)
Что касается нюансов, то заключаются они в материале корпуса и расположении на нем органов управления. Первое — весьма заметное отличие PRS-505 от конкурентов: алюминий вместо пластика. Хорошо это или плохо — вопрос неоднозначный. С одной стороны, разумеется, корпус прочнее, с другой — прочный корпус еще не означает, что прочнее устройство в целом. При падении на пол, например, пластик будет разрушаться сам, защищая содержимое, а алюминий передаст все перегрузки на внутренние электронный схемы. Опыт использования мобильных телефонов в корпусах из разных материалов, показывает, что пластмассовые живут дольше — часто бывает, что на корпусе уже куча трещин или даже отколотые углы, заботливо заклеенные скотчем, но аппарат работает по-назначению. А вот металлический корпус иногда без вмятин и царапин, зато телефон «сдох» после первого же падения — либо перелом внутренней антенны, либо дисплей банально треснул.
В общем, считать металлический корпус однозначным плюсом с точки зрения надежности не стоит, но вот то, что он выглядит внешне куда приятнее банальной пластмассы — думаю, с этим никто спорить не будет. К сожалению, ничто не дается бесплатно — алюминий металл легкий сравнительно с другими металлами, но не с пластмассой, так что лишняя тяжесть будет сопровождать вас всегда (впрочем, не критичная). А вот подход Sony к управлению крайне оригинальный и очень удобный. Сначала, конечно, удивляешься обилию кнопок, однако стоит начать устройством активно пользоваться, и становится понятно, что лишних среди них нет, хоть часть и дублирует друг друга, а без некоторых можно и обойтись (но очень не хочется :)). К последним относятся десять цифровых кнопок справа от дисплея. Во-первых, с их помощью очень удобно переходить к выбранной странице книги. Во-вторых, навигация по меню или книжной полке тоже становится делом простым и не напрягающим — можно сразу выбрать нужный пункт/книгу, точно так же, как при использовании сенсорного дисплея, например. А вот во всех конкурирующих разработках приходится все пункты «прощелкивать», что, с учетом «тормознутости» электронно-чернильных дисплеев занятие для людей с очень крепкими нервами. Понятно, что производители книжек с этими неудобствами борются как умеют, однако подход Sony и удобен, и легко осваивается. Опять же — листать страницы удобно независимо от того, какой рукой вы книгу держите, поскольку набор соответствующих кнопок продублирован. И так далее, и тому подобное. В общем, дизайнеры компании отработали «на отлично». Про прочих специалистов это сказать уже сложнее (впрочем, в основном, из-за сложности объективной оценки — российский пользователь не может использовать книжку так, как было задумано, посему и вынужден испытывать определенные неудобства).
Продуманность в мелочах наблюдается и в плане разъемов — в частности, книжка снабжена совершенно стандартным 3,5 мм выходом на наушники, а не нежно любимым некоторыми производителями 2,5 мм. Да, понятно, что музыка это лишь дополнительная возможность, но раз уж это сделано, то делать надо хорошо. Что мы на примере разработчиков от Sony и наблюдаем :)
Кромы выхода на наушники, снизу можно найти также USB-разъем и вход для БП, а сверху – выключатель и два разъема для карт памяти: отдельный для Secure Digital и отдельный для Memory Stick, так что их можно задействовать независимо друг от друга. Но лучше не стоит. Почему — объясним далее.
Внутреннее содержимое
Данные о внутренней программно-аппаратной организации книжки компания Sony не раскрывает, однако не удивлюсь, если внутри найдется все тот же Samsung S3C2410 или какой-нибудь другой низкочастотный ARM-процессор, а прошивка на деле является очередной перепевкой Linux :) Во всяком случае, если бы PRS-505 принципиально отличалась от устройств-конкурентов, это бы, скорее всего, было отмечено в явной форме. С другой стороны, отличаться-то особо нечему — очевидно, что требуется центральный процессор, недорогой и не обязательно очень мощный, ну а что легло в основу программной оболочки, массовому пользователю вообще неинтересно.
Вот объем памяти – вопрос актуальный. Как я уже сказал выше, устройство от Sony снабжено двумя независимыми слотами, что позволяет установить внутрь почти полсотни гигабайт флэша. Но это не очень удобно, да и многим просто не потребуется — встроенной памяти уже 256 МБ, из которых пользователю доступно более 200. Даже PDF-файлы редко когда «весят» более 10 МБ, ну а различные варианты текстовых файлов, поддерживаемые книжкой, еще компактнее, так что почти всегда можно обойтись только встроенной памятью (благо у карт еще и энергопотребление не нулевое).
Коммутация с компьютером
Как ни странно это видеть в продукте от Sony (да и вообще в изделиях крупных брендов), но особых проблем в плане обмена информации с компьютером нет. Никто не заставляет устанавливать на последний какие-то специальные драйверы, никто не ограничивает нас в выборе программного обеспечения, нет даже привязки к оригинальным кабелям — словом, все настолько просто и логично, что даже и не сразу верится. Книжка полноценно поддерживает протокол UMS, так что достаточно лишь воткнуть в соответствующий разъем любой интерфейсный кабель с вилкой типа mini-B, и в системе появляются три дисковых устройства: для встроенной памяти и для каждого из слотов ее расширения. После этого можно сразу же копировать файлы с книжками (да и прочие поддерживаемые и не очень) при помощи что стандартного «Проводника» Windows, что любого другого файлового менеджера. Другой вопрос, что не всегда это будет удобным, что связано с особенностями организации «содержимого», а также поддерживаемыми типами файлов. Кроме того, на основных рынках, на которые PRS-505 (как и другие модели Sony ориентированы), продажа медиаконтента далеко уже ушла от первых примитивных интернет-магазинов, созданных при помощи элементарных выразительных средств базового формата HTML.
Именно поэтому компания предлагает нам воспользоваться специализированной программой для закачки контента в книжку и не только. Что собой представляет eBook Library? Наиболее близким аналогом (пусть из другого, но все же смежного мира) будет Apple iTunes. И действительно — последнее приложение позволяет медиаконтент воспроизводить, каталогизировать, закачивать на iPod (а также управлять уже закачанной), а также покупать его в iTunes Music Shop. eBook Library позволяет электронные книжки хранить воспроизводить, каталогизировать, закачивать на «читалки» серии Sony PRS (кроме 505-й оно включает в себя и другие модели), а также управлять их хранением на устройстве и... приобретать издания на сайте Sony Connect. Аналогия почти полная. «Почти», поскольку iTunes также умеет перегонять музыку и видео в форматы, понятные iPod, а вот eBook Library подобной функциональностью похвастаться не может. Впрочем, последнее легко реализуемо сторонними утилитами и отсутствует в программе, скорее всего, лишь потому, что Sony в первую очередь ориентируется на продажи контента через свой магазин, а не на получение его пользователем из других источников :)
Нужен ли лишний программный «посредник» между компьютером и книжкой, если можно воспользоваться любым файловым менеджером? Не обязателен, хотя и может пригодиться по четырем причинам. Во-первых, может возникнуть желание читать книги в формате LRF и на компьютере. Во-вторых, при наличии очень большой библиотеки не обязательно носить ее всю с собой, а для части, хранимой на компьютере, возможности каталогизации придутся весьма кстати. В-третьих, другого способа надежно упорядочить книжки на устройстве, кроме как создание коллекций, нет, а создавать их можно только программой (о коллекциях мы поговорим чуть ниже). В-четвертых, так или иначе, а тексты нужно форматировать: разбивать на страницы в зависимости от «базового» размера шрифта и т.п. Это делается либо программой при копировании книги на устройство, либо им самим при первом открытии файла. Последняя операция достаточно долгая и неприятная.
Пятой и самой серьезной причиной использования eBook Library мог бы стать Sony Connect, однако существенно это лишь для потребителей с основных рынков. Поскольку ни книг на родных для экс-СССР языках там нет, ни простого гарантированно работающего на той же территории способа оплаты книг тоже нет. Разве что некоторое количество «бонусных» книжек изучающим английский скачать будет полезным, но не постоянно использовать этот магазин.
Поддерживаемые типы файлов и их организация
В данной серии компания в основном упирает на поддержку собственного формата LRF для книг, хотя PRS-505 поддерживает также PDF, TXT и RTF, а также открытый и рискующий со временем стать новым стандартом (но абсолютно не распространенный в России) EPUB. Поскольку штатная программа конвертацией не занимается, а модели линейки PRS популярны на рынке и уже давно, найти приложение, которой конвертирует практически любой файл в LRF, большого труда не составляет, так что ограниченный список нерешаемых проблем не доставит. Да и сам по себе формат LRF недостатком устройства считать не выходит — по функциональности текстовая версия вполне сравнима с популярным FB2, а графическая — с PDF. Даже книги получаются немного более компактными, чем в FB2, но, разумеется, «весят» больше, чем если использовать FB2.ZIP. Мы попробовали одно и тоже произведение конвертировать в разные форматы. Размер итогового файла в таблице:
Тип | Размер в байтах |
FB2 | 727360 |
FB2.ZIP | 303121 |
LRF | 565024 |
1421995 |
Причем, замечу, что PDF был графическим и оптимизированным под PRS-505. Чисто текстовый, конечно оказался бы более компактным, но с использованием текстовых форматов файлов есть одна проблема — по-умолчанию устройство никоим образом не поддерживает кириллические шрифты. Так что единственный способ почитать любые книжки на русском на «оригинальной» читалке — использовать графические LRF или PDF. Есть еще один обходной способ — при создании LRF-файла шрифты можно встроить непосредственно в него, однако он имеет свои недостатки: во-первых, о добавлении шрифтов приходится заботиться (а в скачанном из сети файле TXT или RTF их точно, например, нет и быть не может), во-вторых, при работе со встроенными в книгу шрифтами наблюдается небольшое замедление работы, в-третьих же, если русский язык является основным для ваших книг, «дисковое пространство» будет расходоваться нерационально — ведь одни и те же шрифты будут многократно дублироваться. Все проблемы решаются прошивкой (если вы опасаетесь данной операции, ее в наших краях зачастую может взять на себя продавец, который вам книжку и «достанет» — ведь официально устройство здесь не продается), а стоит ли этим заниматься — вопрос, по-моему, очевидный хотя бы из простого сравнения размеров файлов :) Добавим еще к этому невозможность масштабирования шрифтов (что очевидно) в графических файлах, замедление работы и прочие радости, после чего необходимость перепрошивки становится очевидной. А графические версии форматов лучше оставить для разной технической литературы, часто распространяемой в виде графических же файлов DJVU.
Как книжки хранятся в памяти? В компании Sony было принято достаточно спорное решение, что компьютерные файлы и каталоги не есть правильная форма организации «электронной библиотеки», а книги мы привыкли доставать с книжной полки. Спорное оно просто потому, что компьютеры давно уже стали достаточно привычными бытовыми приборами, так что организация данных внутри них уже знакома многим пользователям. В общем, все медиабиблиотеки по логике вещей достаточно удобны, однако вводить их надо было давно — когда еще люди не привыкли к каталогам :) Даже с музыкальными файлами теперь проблем выше крыши, несмотря на наличие в аудиофайлах большого количества тэгов, по которым можно вести упорядочивание коллекции, в цифровых книгах же этот процесс все еще на зачаточной стадии. Тем более, структура реальной библиотеки не так уж плохо отображается на иерархическую файловую структуру. Вспомним — в ней есть тематические разделы, разнесенные по разным шкафам, а внутри шкафов книги сгруппированы по полкам. Плюс алфавитные каталоги по авторам и названиям, позволяющие быстро определить, где же стоит конкретная книга. В приложении к файловой системе это и будут каталоги (шкафы и полки), файлы (книги) и утилита поиска книги по заданным параметрам. Что взамен этого предлагает Sony? Одну огромную книжную полку, на которой все книги и «стоят» Суммарный объем памяти устройства может превышать 40 ГБ — представляете, какой бардак будет твориться в этой самой куче книг, которые туда можно записать? Причем они на самом деле валятся в кучу — никаких каталогов нет. И поиска книг по автору, например, тоже нет — есть огромный линейный одноуровневый список.
Все варианты навигации — сортировка по авторам, названиям или дате добавления книги. Отсортировав по автору, получаем, разве что, возможность перейти к нужному месту линейного списка выбрав первую букву имени, но он по прежнему остается необозримым — даже если указанному критерию отвечает всего одна книга в библиотеке, на экране вы получите список из десяти. Очень неудобно, честно говоря. Добавим к этому еще и то, что механизмы алфавитной сортировки полностью игнорируют русский язык, даже если вы прошьете в книгу кириллические фонты. Читать книги на русском теперь можно, их названия в списке отображаются нормально, а не квадратиками, но при попытке сортировки все книги с названиями или авторами не на английском языке «отсортируются» в одну единственную категорию Other. Надо ли говорить, что это делает сортировку бесполезной для большинства наших соотечественников, поскольку у них около 100% книг всегда будут в одной и той же этой категории? :)
Единственный способ борьбы с энтропией — использование коллекций. Что они собой представляют? Да все те же каталоги, от которых так упорно пытались отказаться. Только «мягкие» — книга может находиться сразу в нескольких коллекциях. И никакого физического перемещения файлов не происходит — они по-прежнему лежат одной кучей (ну или двумя-тремя, если использовать и карты памяти). Кстати — на картах коллекции вообще создавать невозможно. При чем и в основной памяти работа с ними возможна только при помощи штатной программы, в общем-то более ни на что непригодной (еще она теоретически умеет экспортировать новости из интернета посредством RSS в файлы LRF, однако лишь ограниченное количество лент, да и то — вручную и раз в день).
В общем, лучше сделать было бы просто, поскольку хуже придумать просто невозможно. Почему так? It's a Sony :(
Поскольку все книги объединены в единый линейны список (точнее, как уже сказано, стоят на одной безразмерной полке), никаких специальных возможностей по управлению файлами компания не предлагает. Единственное — можно удалить книгу из библиотеку, что, кстати, появилось в прошивках не сразу. Для основной памяти, как нам кажется, и это излишне, а вот избирательно почистить иногда карту памяти (особенно если вы используете ее и в других устройствах) может быть интересно.
Возможности в режиме чтения книг
Очевидными базовыми возможностями, присущими книгам аналоговым, и так и просящимися в цифровые, являются открытие на любой странице и закладки. Подобная функциональность ныне реализована не только в специальных «читалках», но и, зачастую, в плеерах с поддержкой чтения текстов и прочих простых электронных устройствах. Посмотрим, как с ними обстоит дело в PRS-505.
Открыть книгу на нужной странице не просто, а очень просто — набираем ее номер при помощи кнопок с цифрами, подтверждаем набранное центральной кнопкой и все — мы на странице с нужным номером. Заметим, что в предыдущих моделях книжек от Sony прямого перехода по номеру страницы не было, зато вот в описываемой оно куда удобнее, чем в устройствах конкурентов — благодаря наличию цифровых кнопок.
Еще к нужному месту можно перейти при помощи оглавления книги. Если, конечно, оно есть :) Основной формат (LRF) наличие оглавлений, впрочем, поддерживает, так что данную возможность при создании книг в этом формате никто не игнорирует. Пользоваться же оглавлением, очевидно, в цифровой книге удобнее, чем в аналоговой: в любой момент мы можем вызывать его на экран, выбрать нужный пункт и сразу же на него переместиться. В традиционных же книгах оглавление нужно сначала найти (стандартными местами является начало или конец книги, но это совсем не обязательно первая или последняя страница), затем по нему определить номер нужной страницы, а потом ее найти. Причем не сразу — это только в цифровых книжках переход осуществляется по номеру сразу куда надо :)
Закладки также потенциально могут быть более удобным, чем в «классическом» представлении литературных произведений. Просто потому, что там их использование обычно сопряжено с немалым количеством лишних телодвижений — строго говоря, сами закладки являются внешним по отношению к самой книге объектом, поэтому не всегда есть под рукой, да и могут ненароком с нужного места выпасть. Ну а уж об именованных закладках, над которыми приходится хорошо потрудиться, и говорить нечего. Чем нам в этом плане может помочь Sony PRS-505? На первый взгляд, все старые проблемы исчезли. Во-первых, для «обычного чтения» беллетристики нет необходимости вообще заботиться о закладках — страница, на которой мы закончили чтение и вышли в главное меню или отключили устройство, запоминается автоматически, так что продолжить чтение с того же места в следующий раз элементарно. Можно также устанавливать и собственные закладки в любом месте нажатием специальной кнопки Bookmarks. При этом верхний левый уголок текущей страницы красиво отогнется, сигнализируя о закладке на данной странице, ну а повторное нажатие кнопки закладку снимет. Все закладки книги доступны в специальном меню, для каждой закладки сохраняются первый три десятка символов на «заложенной» странице, так что перейти к ней легко и удобно и т.п. Из сервисных возможностей так же реализовано массовое удаление всех закладок в книге. Словом, работа с закладками реализована хорошо.
За исключением общего списка всех закладок всех книг на «полке»: в нем они упорядочиваются в первую очередь по текстовой метке, а потом уже по книге, дате ее добавления и прочим параметрам. На экране же отображается не более 10 закладок, а переход за эту границу порождает многостраничный список, в котором найти нужную закладку далеко не всегда просто. Очевидно, что сортировка по полям «Название книги-Номер страницы» для общего списка закладок была бы более логичной и удобной.
Теперь поговорим о функциональности, обычным бумажным книгам вообще не присущей. Дело в том, что выбор шрифта и размер страницы выбираются в них один раз — на этапе печати. А вот в электронных книгах шрифт можно масштабировать. Доступны три шага: 100%, 120%, 150%, переключаемые кнопкой Zoom. Впрочем, такая линейка относится к шрифтам по-умолчанию: в файл (если он это поддерживает) можно встроить и три шрифта разного размера, так что переключение будет производиться между ними. Да и возможность смены шрифта при перепрошивке (просто необходимая, если вы собираетесь полноценно русифицировать устройство) определенную гибкость в выборе размера шрифтов дает, что может оказаться просто незаменимым для людей с ослабленным зрением. Очевидно, правда, что при слишком больших символах на экран будет помещаться меньше информации, однако это зло куда меньшее, чем усталость глаз от необходимости рассматривать слишком мелкие буковки.
А чтобы строка не сократилась совсем уже до неприличной длины, всегда можно перейти в альбомный режим, в котором две страницы А6 превращаются в одну «виртуальную» А5. При этом нажимать кнопку пролистывания нужно вдвое чаще, но, повторимся, это наименьшее зло.
На этом, к сожалению, все. Использование книг в цифровом формате и наличие в устройстве полноценного микропроцессора так и подталкивает к реализации прочих возможностей, также немыслимых в бумажных изданиях. Самой очевидной из них является полноценный поиск по тексту, менее тривиальной — копипаст кусков текста в специальный файл или вообще полноценный словарь, встроенный прямо в книгу. Заметим, что у некоторых конкурентов это есть, причем отлично реализованное. В устройстве от Sony на это нет даже намеков, что, мягко говоря, печально: уж реализовать-то поиск хотя бы в текущей книжке можно было бы!
Дополнительные возможности, не связанные с текстами
Таковых всего две, идентичных встреченным нами в прошлом году в Orsio b721: воспроизведние музыки и просмотр картинок. Реализованы они тоже достаточно халатно — по принципу «чтобы было». Впрочем, надо отдать должное Sony, прорабатывать интерфейсы в компании умеют, а вот функциональная составляющая обоих «дополнительных модулей» вполне описывается фразой выше. Начнем с того, что попыток каталогизации мультимедийного контента не принималось вообще никаких, а стандартная древовидная файловая система, как мы уже выше отмечали, в устройстве в принципе не используется. В результате этого для каждой категории имеем простые линейные списки файлов подходящего формата, выбрать среди которых что-то конкретное весьма проблематично (рядом с файлами картинок отображается, правда, малюсенькая пиктограмка с содержимым, на которой что-либо без лупы разобрать крайне сложно — режима крупных миниатюр не предусмотрено: все те же 10 файлов на страницу).
Аудиоплеер оформлен красиво — отображается картинка альбома и содержимое тэгов (если они есть), длина трека и текущая позиция воспроизведения — словом, все на уровне карманных плееров. Однако для данной модели это не важно — все-таки музыка для нее фоновый процесс, так что любоваться на экран воспроизведения никто не будет. А вот использованию по назначению сильно вредит то, что все управление проигрыванием возможно только с главного экрана (для доступа к которому нужно выходить в основное меню устройства), а в процессе чтения дозволяется только отключить звук или вернуть его обратно (Mute/UnMute). Пользоваться данной возможностью стоит архиоосторожно: единственный режим воспроизведения – циклическое проигрывание всех файлов, а полное отключение питание возможно только принудительно. И даже «в спячку» при проигрывании музыки устройство не впадает. Так что выключив звук и забыв об этом пользователь рискует по-привычке отложить книгу в сторону (понадеявшись на спящий режим, время жизни аккумулятора в котором достаточно велико, чтобы при типичном регулярном «городском использовании» не пользоваться полным отключением) и... через десяток часов получить устройство, нуждающееся для дальнейшего использования в зарядке.
Просмотр картинок иногда может оказаться достаточно полезным — дисплей, пусть и не цветной, имеет большую диагональ, нежели любое другое карманное устройство, да и разрешение, используемое для картинок больше, чем у мобильника или недорогого коммуникатора. Но меньше, нежели у большинства современных бродящих по рукам картинок (например, с цифровой фотокамеры), поэтому наличие трех режимов масштабирования весьма полезно. К сожалению, даже при максимальном масштабировании виртуальное разрешение увеличивается лишь вдвое, т.е. картинки, большие чем 2 МР, будут всегда уменьшены для попадания на дисплей. Казалось бы — так просто реализовать режим отображения «точка в точку», а не привязываться к фиксированным шагам масштаба, но это не сделано. Добавьте к этому заметную задумчивость устройства при попытке просмотра фотографий с камеры с разрешением 5-6 МР (что уже и некоторые мобильные телефоны умеют снимать), общую «интуитивность» навигации по фотографиям и отсутствие цвета, после чего становится очевидно, что на конкуренцию с фоторамками книжка никак не претендует. Основная польза от просмотра графики — простые схемы или малоцветные картинки, заранее оптимизированные под разрешение дисплея. Ну а вообще данная возможность оказалась побочным продуктом необходимости поддержки «картиночных» PDF или LRF, а не чем-то изначально задуманным конструкторами.
Некоторым разочарованием для нас явилось и отсутствие часов — «зачитаться» хорошей книжкой крайне просто, но иногда это может привести и к проблемам :) Понятно, что и в случае бумажных книг нам приходится посматривать на какие-то «внешние» часы, однако наличие последних постоянно на экране (тем более, что это очень легко реализуется) куда удобнее. И даже в более простых устройствах конкурентов данная функциональность обычно есть. А вот здесь — нет. Компания фактически (в данном вопросе) предоставляет пользователю лишь тут уровень сервиса, что доступен и для примитивных печатных изданий, хотя могла бы сделать и больше.
Энергопотребление
Оценивать потребление энергии современными мобильными устройствами очень сложно — слишком уж оно отличается в различных режимах использования. Особенно это заметно в случае электронных книжек — экран на базе E-Ink потребляет энергию только при изменении изображения. Следовательно, даже если применять устройство только для чтения текстов, все очень сильно зависит от скорости чтения и выбранного шрифта. Читаем быстро и выбираем крупные буквы — перелистывать приходится чаще. Читаем медленно и мелкий шрифт — потребление не сильно отличается от «режима сна». Поэтому производители чаще всего указывают время работы в количестве перелистывания страниц. Для Sony PRS-505 данный параметр составляет 7500 страниц. Много это или мало? На короткий рассказ достаточно 20-30 страниц (при базовом масштабе), большой роман «потянет» уже на 500-1000 страниц, т.е. в режиме непрерывного чтения можно прочесть и десяток немаленьких книг. На деле же время работы заметно меньше — навигация садит батарейку быстрее чтения (много обновлений экрана), форматирование книг самим устройством (а не программой на компьютере) может занять минуту, а то и несколько (при максимальной загрузке процессора), открытие массивных картиночных PDF-файлов также не позволяет схемам устройства работать в щадящем режиме, просто вставленная в слот карта даже в ждущем режиме легко потребляет до 0,1 Вт энергии, а тут слотов даже два. Плюс паузы в чтении делать нужно (или просто приходится). Если ориентироваться на спящий режим, то в нем книжка разряжается за пару недель, если ее постоянно отключать полностью и включать, то определенную нагрузку дает как раз операция включения. В общем, при типовом регулярном использовании имеет смысл ориентироваться примерно на неделю работы для активного читателя или пару недель, если читать редко и с большими паузами (которые вполне оправдывают потери на выключение). На наш взгляд, это вполне нормальное время — на практике достаточное. Все ухудшается, если читать под музыку — тут уже речь о часах. Хотя, опять же, в режиме «дом-работа» речь все равно будет идти о нескольких днях использования, чего достаточно.
С зарядкой проблем почти нет. «Почти» поскольку книжка умеет заряжаться как от специального БП, так и от USB-разъема. От последнего при включенном компьютере время зарядки составляет порядка 3-4 часов. Можно использовать и «абстрактные» USB-зарядники, однако с ними не все просто — подойдет не каждый. В частности, нам не удалось зарядить книжку от активного хаба, встроенного в монитор, при выключенном компьютере, хотя большинство мобильных устройств такой способ питания вполне устраивает.
Комплект поставки
Традиционный подход брендов — мы даем вам необходимое, а остальное только за деньги. Поэтому в коробку с PRS-505 компания Sony вложила только совершенно позорный чехол (не побоимся этого слова — он действительно способен только на защиту дисплея и не идет ни в какое сравнение с шикарными «супер-обложками» многих конкурентов), CD с программным обеспечением, краткая инструкция по эксплуатации, да USB-кабель. Блок питания нужно заказывать отдельно, ну а для того, чтобы не было соблазна подобрать что-нибудь китайское, последний выдает несколько нестандартное напряжение в 5,2 В. Однако некоторый смысл в его заказе есть: во-первых, выдает ток в 2 А, что примерно втрое-вчетверо сокращает время зарядки (по сравнению с USB), а во-вторых, при зарядке от БП книжкой можно продолжать полноценно пользоваться в процессе ее — при подключении к компьютеру она жестко переходит в режим передачи данных, так что все функции блокируются. Единственное «но» — просто пойти и купить БП в наших краях не удастся: придется заказывать «за бугром», как и саму книжку (либо воспользоваться услугами посредников). В определенном плюсе, разве что, владельцы Sony PSP – согласно отзывам, БП от последней подходит и к PRS-505 (вот такой вот бонус от использования устройств одной фирмы, ну или циничное «подсаживание» на нестандартные аксессуары — каждый волен выбрать наиболее близкий ему вариант ответа).
Цены и доступность
Как мы уже говорили, официально устройство в Москву не поставляется, однако его можно добыть из-за бугра, либо воспользоваться услугами одной из компаний-посредников. В частности, мы для обзора получили книгу у одной компаний, специализирующейся на продаже разнообразных «читалок», невзирая на их официальную поставку или непоставку в нашу страну, за что и хотим ее поблагодарить.
Итого
Устройство достаточно неоднозначное — в процессе тестирования часто вспоминалась поговорка: «Что немцу смерть, то русскому закусь». Не в том смысле, что так уж сильно различается менталитет пользователей на основных рынках и в России, хотя и в этом немного тоже. Просто сравним две ситуации — PRS-505 покупает американец и житель России. В первом случае книга полноценно работает в состоянии «из коробки». Тексты можно приобретать прямо в магазине самой Sony, просто установив штатную программу. Разумеется, нет никаких проблем ни с их доступностью, ни с форматами, ни с последующим чтением. Да и организация библиотеки в памяти устройства не так уж сложна и неудобна, благодаря возможностям сортировки. И совсем по-другому все складывается, когда «читалка» попадает в руки нашему соотечественнику (даже если опустить проблемы с покупкой и доставкой), желающему читать тексты на родном языке. Во-первых, таковых в магазине Sony нет, так что программа из комплекта почти бесполезна. А все, что бродит по нашим сетевым библиотекам, чаще всего, встречается совсем не в формате LRF, а обычно в FB2 или TXT. Первый из которых нужно конвертировать, второй — поддерживается не самым удобным образом (ни тебе оглавлений, ни чего-либо еще). Плюс устройство надо русифицировать. Плюс даже после русификации навигация по библиотеке затруднена, поскольку все русскоязычные тексты будут отсортированы в одну категорию. В общем, все весьма запутано и осложнено на ровном месте.
Впрочем, устройства от Sony стали популярны и в наших краях. Однако связано это с тем, что долгое время альтернатив им вообще не было, так что с явными неудобствами приходилось мириться. Сейчас же выбор уже есть, поэтому нужно тридцать три раза подумать — стоит ли? Более новые (нежели описанная PRS-505) модели книжек от Sony исповедуют все те же подходы, которые на территории 1/6 части суши неудобны. Поэтому приходится делать выбор, что перевесит — хорошая адаптация именно под нужды российского пользователя, или стильный внешний вид и громкая торговая марка. Для убежденных поклонников компании выбор очевиден. Для тех же, кто больше всего ценит удобство и функциональности, похоже, тоже. Вот только будет он уже совсем другим :)