Забегая вперед, предупредим: рассматриваемый в этом обзоре плеер уникален не только своим программным обеспечением и функциональностью. Незаурядно само предназначение аппарата. Устройство не имеет никакого отношения к домашнему использованию, более того — воспроизведение видео вовсе не является основной функцией этого плеера.
Комплектность, конструкция
Представленный на следующей фотографии комплект может отличаться от того, который поступит в продажу (на момент написания статьи данное устройство еще нельзя было найти на прилавках магазинов). Для тестирования вместе с плеером были предоставлены следующие аксессуары: пульт ДУ, внешний сетевой адаптер, HDMI-кабель и выносной ИК-датчик с клейким основанием и проводом длиной полтора метра.
Также в упаковке среди перечисленных аксессуаров нашлась листовка, на которой отпечатано воззвание к тем, кому аппарат попал в руки. Часть данного манифеста в переводе выглядит примерно так:
Дорогой бета-тестер, пожалуйста, имейте в виду, что характеристики продукта могут быть изменены до финального релиза.
Спасибо за предостережение, мы запомним (и станем напоминать читателю), что найденные недостатки, ежели таковые будут найдены, разработчик может устранить до поступления продукта на рынок.
Аппарат имеет дизайн, нехарактерный для домашних устройств. Суровый металлический корпус, окрашенный черной матовой краской (никакого глянца!) навевает мысли об исключительно производственном назначении. Четыре винта под крестовую отвертку, расположенные по углам крышки, — это не имитация, призванная подчеркнуть промышленную миссию плеера. Крышка действительно крепится данными винтами. Одна из боковых сторон устройства полностью глухая, вторая же стенка является вентиляционной решеткой.
На двух оставшихся гранях размещены следующие интерфейсы и органы управления:
- кнопка Reset для аварийной перезагрузки устройства;
- светодиодный индикатор наличия питания;
- разъем для подключения внешнего инфракрасного датчика (трехконтактный джек 2,5 мм);
- порт USB 2.0 для подключения внешних накопителей;
- RS-232 (COM-порт), иначе — EIA/TIA–232–E. Предназначен для обмена данными с устройствами, имеющими этот устаревший интерфейс;
- аналоговый стерео/аудиовыход (трехконтактный джек 3,5 мм);
- аналоговый видеовыход D-sub (DE15M) для подключения средств отображения, не имеющих цифрового входа;
- HDMI-выход;
- порт локальной сети;
- разъем для подключения адаптера питания (5 В 2 А).
Кажется, среди перечисленных интерфейсов не хватает одного довольно важного, а именно: разъема USB Slave, с помощью которого устройство можно было бы подключить к ПК. Действительно, такой способ подключения здесь не предусмотрен. Любой контент так или иначе придется «заливать» во внутреннюю память плеера с помощью сетевого подключения. Хотя тут возможны различные приемы и уловки, например: при заливке проекта добавить в плей-лист файлы, копии которых уже имеются на внутренней флэшке плеера. Однако использование таких обходных маневров вряд ли ускорит работу по настройке плеера. Скорее, добавит головной боли. А заодно научит впредь не спешить.
Благодаря тому, что весь корпус выполнен из металла, а также ввиду наличия перфорированной боковой стенки, аппарат во время работы почти не нагревается. После суток бесперебойного вещания тестового проекта, содержащего несколько разных источников контента, верхняя крышка плеера нагрелась всего лишь до 32 °C, а нижняя часть корпуса, на которую распределяется тепло от процессора, до 34 °C.
Впрочем, процессор плеера сам по себе не является очень уж быстрым и горячим — Sigma Designs SMP8671.
На верхней стороне печатной платы можно видеть обычную флэшку с голубым прозрачным корпусом. Она попросту воткнута во внутренний USB-порт, который припаян к плате. Эта флэшка используется для локального хранения данных (видео, аудио, графика). Как нетрудно догадаться, сюда можно поместить любую другую флэшку подходящих габаритов, увеличив тем самым объем памяти плеера («умолчальная» флэшка имеет объем 4 ГБ). Можно и вовсе подключить внешний USB HDD. Но смысла в этом нет абсолютно никакого, ведь снаружи у плеера имеется еще один USB-порт. К тому же, перед нами не плеер в распространенном понимании. Здесь нельзя привычно выбрать нужный файл и воспроизвести его. Но об этом мы подробно расскажем в соответствующей главе обзора.
Прилагаемый пульт ДУ имеет вдвое меньшие размеры в сравнении с пультами обычной домашней техники. Наличие на данном пульте таких кнопок, как Pause, Play, Prev и Next заставляет задуматься: а зачем тут эти кнопки? Они же все равно не работают. Скорее всего, тут мы впервые сталкиваемся с тем, о чем разработчик любезно предупредил в листовке, приложенной к плееру.
Основные технические характеристики аппарата приведены в следующей таблице:
Процессор | Sigma Designs SMP8671 | |
Память | 256 МБ DDR SDRAM, 256 МБ NAND Flash | |
Воспроизведение | ||
Видео | Контейнеры | MPEG 2 Transport Stream, MPEG 1/2 Program Stream, AVI, ASF, WMV, Matroska (MKV), MOV (H.264), MP4 (H.264), FLV (H.264) |
Кодеки | XVID SD/HD, MPEG-4.2: ASP@L5, 720p, 1-point GMC, WMV9 : MP@HL, H.264 : BP@L3, MP@L4.0, HP@L4.0, HP@L4.1, VC-1 : MP@HL, AP@L3 | |
Аудио | Контейнеры | AAC, M4A, MPEG audio (MP1, MP2, MP3, MPA), WAV, WMA, FLAC, OGG |
Кодеки | WMA, WMA Pro, AAC, MP1, MP2, MP3, LPCM, DTS, Dolby Digital, FLAC, Vorbis | |
Графика | JPEG, BMP, PNG, GIF | |
Интерфейсы | ||
Видеовыходы |
| |
Аудиовыходы |
| |
USB |
| |
Сеть | RJ45 10/100 Мбит/c, 802.11n Wireless Networking (опционально, через USB-адаптер) | |
Источники данных |
| |
Прочие характеристики | ||
Дисплей | нет, только индикация питания | |
Блок питания | внешний, 100—240 В | |
Размеры (Ш×Г×В), масса | 150×136×30 мм, 400 г |
Настройки
Загрузка плеера длится 45 секунд, но в случае, если питание уже было подключено, то «просыпается» устройство практически мгновенно. Главное меню плеера… Да какое там главное меню. Нет никакого меню. Сразу после загрузки аппарата он автоматически запускает воспроизведение «умолчального» проекта, состоящего из одного рекламного видеоролика и бегущей строки с веб-ссылкой.
Если же пользователь уже загрузил в память устройства свой проект, то и воспроизводиться будет он. Нескольких проектов в памяти плеера не может быть — всегда только один. Чтобы попасть в настройки плеера — а мы хотим в них попасть, это велит название текущей главы обзора — требуется остановить воспроизведение кнопкой Stop либо сразу перейти в настройки нажатием кнопки Setup. Нажатие кнопки Stop приведет к остановке воспроизведения и отображению стандартной статичной заставки. Ладно, эту заставку мы и будем считать главным экраном.
Как видим, выходов из главного экрана лишь два: продолжить воспроизведение (Start) или перейти в настройки (Setup). Выберем второй вариант — и тут же увидим знакомый «popcorn»-овский интерфейс, где становится возможным изменить параметры устройства.
Общие настройки:
| Настройки звука:
|
Настройки видеосигнала:
| Сетевые настройки:
|
Обслуживание:
| Конфигурация FTP:
|
Инструменты разработчика: активация/деактивация Telnet и Device API |
Пожалуй, наиболее любопытным кажется пункт с сетевыми настройками. А что, «подружится» ли устройство со взятым наугад адаптером USB Wi-Fi? Вопрос о беспроводном подключении крайне важен, так как аппарат предназначен для эксплуатации в самых неожиданных условиях. Среди них обязательно найдутся и такие ситуации, где проводное подключение затруднено либо вовсе невозможно.
К счастью, Popcorn Hour S-300 вполне охотно сработался с имеющимся у нас USB-Wi-Fi-адаптером Canyon CNP-WF518N2, подключившись к Wi-Fi-маршрутизатору D-Link DIR-620 на скорости, соответствующей стандарту 802.11n. Благодаря такой удаче не преминем измерить скорость копирования материала с сетевого хранилища на внутреннюю флэшку рассматриваемого устройства:
Wi-Fi | Проводное подключение |
3,95 МБ/с (≈31,6 Мбит/с) | 4,06 МБ/с (≈32,5 Мбит/с) |
Что, смущает практически одинаковый результат? Да, озадачивает. Хотя секрет раскрывается очень просто: в графе, где указан результат, полученный при проводном подключении, мы видим предельную скорость записи на ту самую флэшку, что воткнута во внутренний USB-порт устройства. Заменив данную флэшку на более емкую и, вероятно, более быструю, мы и в самом деле получили увеличение скорости: 5,43 МБ/с. Еще более скоростного USB-накопителя под рукой не нашлось, а внешний жесткий USB-диск, подключенный к этому порту, почему-то не увиделся плеером, хотя питания для работы диска хватило.
Эксплуатация
Работа с плеером состоит из двух этапов: создание проекта и его воспроизведение. Для создания проекта требуется специальное приложение с названием Digital Signage. Вообще, рассматриваемый плеер без этого приложения — бесполезная коробочка, хоть и симпатичная.
Свежую версию Digital Signage можно скачать с официального сайта. Здесь присутствуют версии как для Windows, так и для систем Mac. Установка приложения происходит быстро, вместе с ним устанавливается и среда, в которой работает программа.
Говоря о среде, мы имеем в виду Adobe AIR (Adobe Integrated Runtime). Это проприетарная платформо-независимая среда, разработчиком которой является компания Adobe. В данной среде используются такие технологи, как HTML/CSS, Ajax, Adobe Flash и Adobe Flex; созданные веб-приложения переносятся на настольные ПК.
Главное окно программы, разделенное на несколько модулей, имеет фиксированный размер. Окна модулей закреплены не менее жестко, их границы нельзя перетащить. Вряд ли такое решение можно назвать удобным и современным, хотя, возможно, это издержки среды.
Верхняя часть окна содержит кнопки с понятными иконками, здесь собраны все общие функции: создание нового проекта, открытие имеющегося, сохранение, экспорт, вызов настроек.
Чуть ниже расположена временная шкала — тайм-линия с ползунком, на которой создаются новые «слои». Каждый такой слой является независимым источником контента, в него могут входить видео, аудио, графические материалы, а также веб-содержимое. В левой части окна находится список имеющихся в программе флэш-приложений. Они написаны специально для данного ПО. Для того, чтобы добавить в проект нужное приложение, требуется перетащить его иконку на главный экран, расположенный в центре окна программы. Правая часть окна предназначается для точной настройки каждого отдельного приложения (все приложения имеют неодинаковые изменяемые параметры).
В программе имеется девять флэш-приложений, или шаблонов. Вот их список:
Любой, имеющий даже минимальное представление о предмете, без труда разберется в предназначении и возможностях приложений. Часы, текущая дата, медиаплеер, бегущая строка с пользовательским текстом, фото-слайд-шоу и так далее — с назначением даже разбираться не нужно. Другое дело — настройка параметров каждого приложения. Некоторые из приложений довольно просты. Например, Media Player. Приведем элементарнейший пример: начнем новый проект, выберем его тип (продолжительностью в одни сутки или в одну неделю) и создадим один слой, воспроизведение которого должно начинаться сразу при включении аппарата. Эти параметры устанавливаются в верхней временной шкале (1). Теперь выберем из списка слева приложение MediaPlayer и перетащим его иконку на главный экран. В правой части тут же появятся параметры данного приложения, которые необходимо отредактировать (2).
Изменение положения и размера объекта можно произвести как вручную мышкой, так и с использованием более точных инструментов, находящихся в правой панели. Здесь же присутствуют такие параметры, как прозрачность (доступны значения от 1 до 100), ссылка на удаленный список воспроизведения и кнопка Edit, которая открывает модуль редактирования плей-листа. В плей-лист можно добавлять медиафайлы, расположенные на локальных носителях или в локальной сети — везде, куда в состоянии добраться стандартное диалоговое окно открытия файла. Количество добавляемых в плей-лист файлов может быть любым. Главное, чтоб все эти файлы смоги потом уместиться на внутренней флэшке плеера (хотелось сказать «во внутренней памяти», но «флэшка», пожалуй, все-таки правильней).
Кнопка с пиктограммой земного шара открывает еще одно окно, в котором можно прописать путь к потоковому видео (флэш-приложения поддерживают воспроизведение такого контента).
Вот, собственно, и все нехитрое редактирование. Одно приложение на экране уже имеется — медиаплеер, воспроизводящий утвержденный плейлист! Теперь можно добавить что-то еще — ну что обычно мы видим на стенных или уличных панелях? Пусть это будет, скажем, новостная строка — RSS Ticker Tape. В ее настройках также имеются размеры, положение, прозрачность. Но главное — это интернет-адрес, ссылка, откуда приложение будет считывать новости. Нетрудно догадаться, что ссылку требуется вписать в строку RSS Path. Все прочие параметры также интуитивно понятны: интервал обновления, скорость прокрутки, высота строки в пикселях, размер шрифта, его цвет и фон.
Прочие приложения имеют похожие несложные настройки. Так, приложению Flickr Slideshow требуется указать название фотосета или ключевые слова, по которым будут отбираться из базы Flickr отображаемые на экране фотографии; Twitter Ticker Tape нуждается в указании Screen Name (имя пользователя со знаком @ перед ним); Weather Bug не заработает без указания города, сведения о погоде в котором нужно вывести на экран.
В процессе создания и редактирования проекта пользователь имеет возможность его быстрого просмотра, что называется, в действии — достаточно нажать кнопку Preview:
Просмотр действительно быстрый, он не требует времени для сборки, компиляции и запуска воспроизведения. Единственный недостаток, с которым приходится мириться: во время такого просмотра вместо видеороликов, заложенных в проект, воспроизводится «умолчальный» ролик с пляшущим пакетиком кукурузы в главной роли. Впрочем, при большом желании этот ролик можно заменить своим (исходный хранится в папке Program FilesPopcorn HourDigital Signage with Apps Preview).
После того, как проект завершен и утвержден директором клиники, требуется «залить» его на плеер. Вот с этого места мы, похоже, вновь сталкиваемся с одной из недоработок, о которых упоминалось в листовке (см. начало статьи). Суть проблемы в том, что плеер в качестве хранилища файлов проекта может использовать только один носитель. Ту самую внутреннюю флэшку. Получается, что второй USB-порт, внешний, расположенный на одной из боковых стенок плеера, служит только для подключения Wi-Fi-адаптера, поскольку плеер ни в какую не желает видеть носитель, подключенный к этому внешнему порту.
Для того, чтобы скопировать данные на эту внутреннюю флэшку, нужно либо воспользоваться довольно медленным FTP-соединением, либо разобрать плеер, вынуть флэшку и подключить ее к USB-порту ПК, на котором создавался проект. Теперь в окне Transfer, на вкладке USB, появится этот накопитель.
Но каждый раз отвинчивать винты, снимать крышку устройства, отковыривать флэшку, рискуя закоротить контакты на плате… Небезопасно, пожалуй. Нет уж, проще (пусть и медленнее) воспользоваться сетевым соединением.
Программа не может самостоятельно «увидеть» включенный в локальную сеть плеер. Его IP-адрес требуется ввести вручную, это делается на вкладке FTP окна Transfer.
Теперь можно заливать созданный проект на плеер, а точнее — на флэшку, подключенную к внутреннему USB-порту плеера. Вместе с файлами проекта станут копироваться все файлы, которые включены в локальные плей-листы. А это может занять много времени, особенно при наличии большого количества видео. Сразу после того, как проект с содержимым скопирован в плеер, устройство переходит в режим воспроизведения. Все эти действия можно увидеть в следующем ролике:
Итак, с созданием и копированием на плеер контента мы разобрались. Теперь перейдем к вопросу, который давно вертится на языке: почему максимальный размер экрана и приложений на экране ограничен 1280×720? Позвольте, но ведь плеер преподносится как Full HD, верно?
Да, преподносится. Однако, на самом деле, способность воспроизводить файлы 1920×1080 вовсе не означает наличие способности выводить сигнал с таким же разрешением. На самом деле наш плеер при воспроизведении проекта прежде всего формирует картинку, имеющую размер 1280×720 — именно такой размер кадра имеет проект, созданный в программе Digital Signage. После того, как картинка сформирована, она отсылается на видеовыход. В зависимости от установок этого видеовыхода, картинка, изначально имеющая размер 1280×720, попросту увеличивается либо уменьшается в размерах так, чтобы занять всю площадь экрана. То же самое происходит, когда мы смотрим на панелях Full HD обычное аналоговое ТВ, имеющее размер кадра 720×576 без учета оверскана. Что мы в таком случае наблюдаем? Правильно, сплошное «мыло».
Давайте проверим нашу теорию. Воспроизведем один и тот же видеофайл сначала на «полноценном» медиаплеере Full HD, а потом на рассматриваемом аппарате, подключив их попеременно к устройству захвата. Последнее требуется для того, чтобы сделать стоп-кадр (можно было бы сфотографировать экран панели Full HD, но в таком случае мы рискуем получить промежуточные потери в виде разного фокуса, экспозиции, да и сама ЖК-решетка помешает оценить изображение с точностью до пикселя). Итак, сказано — сделано, и вот что у нас получилось:
Медиаплеер Full HD | Popcorn Hour S-300 |
Здесь приведены центральные фрагменты стоп-кадров, увеличенные в пять раз. Как видим, рассматриваемое устройство и в самом деле производит даун- и апскейлинг (довольно аккуратный, надо заметить), прежде чем выдать картинку на экран. В то время, как плеер Full HD «гонит» видео точно в оригинальном виде.
Теперь подумаем: плохо это или хорошо? Мы выяснили, что в данном плеере любой объект, будь то видео или графика, перед выводом на экран подвергается геометрической трансформации, размеры его изменяются (уменьшаются либо увеличиваются). Следовательно, происходит неизбежная потеря исходного качества. Вслед за такой мыслью нужно активировать следующую думу: а для чего рассматриваемому устройству нужно высокое качество? Ответ: чаще всего оно просто не требуется. Взгляните на «стандартный» уличный экран:
Каким разрешением он обладает? Хорошо, если близким к SD. То же самое касается и стенных светодиодных панелей, «украшающих» фасады торговых и развлекательных центров. Подойдите к такой панели поближе, насколько возможно: шаг пикселя на некоторых светодиодных экранах может достигать 96×24 мм. О каком еще разрешении может идти речь, если видеосигнал претерпевает подобное количество трансформаций? Пусть кому-то данный вывод покажется притянутым за уши, но автору думается, что нельзя требовать от улично-рекламного плеера характеристик, являющихся обязательными для домашнего медиацентра Full HD.
Второй вопрос, наверняка интересующий потенциального владельца устройства: насколько хорошо справляется аппарат с воспроизведением контента различных форматов? Что ж, опасения обоснованны. Здесь, как и в большинстве случаев, следует взглянуть на таблицу технических характеристик — более точного списка доступных плееру форматов не найдешь. Да, в списке отсутствуют образы дисков, но вот вопрос: неужели кто-то собирается воспроизводить на данном устройстве ISO-образ Blu-ray-диска?
Главная роль и наиважнейшее умение плеера видятся в другом: в способности микширования многочисленного разноформатного контента. Графика, интернет-медиа, локальное и потоковое видео, звук. Вот уж с этой работой плеер справляется без малейшего нарекания.
Наконец, о звуке. Плеер не воспроизводит HD-форматы, что неудивительно. Также нет возможности во время воспроизведения выбрать звуковую дорожку или поток субтитров — это, наверное, понятно каждому.
Выводы
Справедливости ради отметим: данное устройство является второй, обновленной версией плеера серии S (предыдущая версия называлась S-210). Несмотря на тот факт, что данная серия довольно давно выпущена на рынок, до сих пор чрезвычайно трудно отыскать подробное описание характеристик и возможностей устройства. Если, конечно, не считать описанием короткие новостишки рекламного характера.
Возможно, отсутствие доступной и подробной информации о данном устройстве связано с низким уровнем заинтересованности в нем широких масс. Да, рассмотренный плеер вряд ли понадобится домашнему диванному пользователю. Потому, что это и не плеер вовсе. Однако занятый делом организатор мероприятий (ответственный за информационное оформление в магазине, торговом центре, медицинском учреждении, государственной конторе — вставить нужное) наверняка заинтересуется подобным устройством. Недорогой, универсальный и надежный транслятор контента, способный вывести на любое отображающее устройство любой материал в любых разумных вариантах оформления и сочетания. Сформулировано пусть и не кратко, зато, надеемся, понятно.
за предоставленный на тестирование образец