Wolfgang Amadeus Mozart: Le Nozze Di Figaro (2 DVD)
Прошлогодний Зальцбургский фестиваль наверняка войдет в историю музыки — впервые были исполнены подряд (причем, в полноценном, а не в концертном варианте) все 22 оперы Моцарта, включая как совсем детские ("Бастьен и Бастьена"), так и зрелые, любимые меломанами всего мира, творения Амадеуса. Традиция открывать к юбилейной дате (а в данном случае это 250-летие Моцарта) редкости имеет давнюю историю. Но, как показывает практика, широкой публике гораздо интереснее новые прочтения известной музыки, нежели "темные лошадки" (пусть и написанные рукой гения). И здесь это подтвердилось: самым ожидаемым спектаклем фестиваля была хрестоматийная "Свадьба Фигаро". Впрочем, ажиотаж вокруг этой постановки (дорогущие билеты были вмиг раскуплены) связан не столько с любовью меломанов к "Свадьбе Фигаро", сколько с интересом к Анне Нетребко, блеснувшей за год до этого в "Травиате" и с тех пор прочно воцарившейся на оперном Олимпе.
Русская красавица исполнила в опере партию Сюзанны. Остальные исполнители — также весьма известны. Это Ильдебрандо Д'Арканджело (Фигаро), Бо Сковхус (Граф), Доротея Рошман (Графиня) и Кристина Шэфер (Керубино). За дирижерским пультом — Николаус Арнонкур… Мы можем только позавидовать тем счастливчикам, которые видели и слышали это вживую, однако, недавно выпущенный DVD с записью оперы дает и нам возможность приобщиться к прекрасному и оценить спектакль со всех позиций. Но для начала — пара слов о сюжете.
Либретто Лоренцо да Понте было написано по пьесе Бомарше "Безумный день или Женидьба Фигаро". Сюжет этой пьесы — своего рода сиквел "Севильского цирюльника" (помните оперу Россини?). Благополучно женившийся на Розине Граф Альмавива недолго радовался семейной идиллии, так как в поле его зрения попала служанка Графини Сюзанна. Однако любовной интриги не получается: мало того, что Сюзанна равнодушна к Графу, так она еще и собирается выйти замуж за Фигаро — слугу Графа (именно Фигаро помог своему патрону добиться руки Розины). На Фигаро претендует не только Сюзанны. Престарелая матрона Марцеллина в свое время дала Фигаро денег в долг, а в качестве залога потребовала обещание жениться на ней. Прошло время возвращать долг. Усугубляет ситуацию постоянно путающийся под ногами юный паж Керубино, переживающий гормональный бум и готовый бегать за всеми женщинами сразу…
"Свадьба Фигаро" — типичная комедия положений. Но трактовать ее можно по-разному: и как социальную сатиру (на это обращали внимание современники Да Понте и Моцарта, а впоследствии — советские музыковеды), и как историю об адюльтере, полную весьма провокационных моментов. В рассматриваемой постановке мы видим второй подход. Секса здесь много, но воспринимается это не всерьез, а, скорее, как игра. То Фигаро как бы случайно целуется с Графиней, то Сюзанна падает в объятия Графа, пока Фигаро отвернулся, а то Графиня с Сюзанной на пару едва не лишают Керубино девственности.
По версии постановщика Клауса Гута, во всем виноват безмолвный херувимчик, появляющийся откуда ни возьмись и заставляющий героев вести себя подчас самым неожиданным образом. Кстати, с чисто сценической точки зрения, смазливый юноша-пантомим — отличная находка: местами он заметно оживляет действие. Сразу хочется вспомнить о режиссере Жан-Пьере Поннеле, который в свое время поставил хрестоматийный фильм-оперу "Свадьба Фигаро" (с Германом Преем, Мирелой Френи и Дитрихом Фишером-Дискау в главных ролях). Поннель тоже не любил затормаживать действие. Амур как самостоятельный персонаж появился именно у него — только не в "Свадьбе Фигаро", а в "Коронации Поппеи" Монтеверди. Так что в этом отношении Клаус Гут выглядит едва ли не последователем Поннеля.
Что касается сценического оформления, то здесь спектакли Гута, наоборот, полная противоположность постановкам Поннеля. Вместо декоративной роскоши Гут предлагает изысканный минимализм вкупе с ненавязчивым осовремениванием. Выглядит это свежо, актуально, но главное — естественно и не безвкусно. Подобный подход стал одним из главных трендов Зальцбурга: "Травиата" 2005 года — отличное тому подтверждение. Наверное, нелишним будет вспомнить и примеры из области кино, скажем, "Догвилль" — может, мы ошибаемся, но то, как Гут обращается со светом и организует визуальный ряд спектакля, наводит на мысли о влиянии позднего Фон Триера.
Кстати, безусловным достоинством постановки является идеальное соответствие внешности исполнителей их образам. Увы, в оперных театрах нередки случаи, когда роль юной девушки исполняет необъятная примадонна, а героя-любовника — певец, которому в кино только монстра Франкенштейна дали бы сыграть. Здесь мы видим поистине превосходный кастинг: Фигаро действительно молод, мужественен и хорош собой, Граф — значителен, важен и подтянут, Графиня выглядит именно так, как ей и положено, а Нетребко — вы сами все поняли :-)
Честно говоря, спектакль следовало бы назвать не "Свадьба Фигаро", а "Свадьба Сюзанны", так как Нетребко здесь явно выходит на первый план по сравнению со остальными исполнителями. Девушка демонстрирует не только безупречный вокал, но и отточенную актерскую игру. Зная Нетребко как исполнительницу лирических и драматических партий, мы были удивлены масштабом ее комического дарования. При всем уважении к Миреле Френи из упоминавшегося фильма "Свадьба Фигаро", экс-прима Мариинки может с полным правом считать себя лучшей Сюзанной за всю историю этой партии.
Не менее ярким получился и Керубино в исполнении булезовской протеже Кристины Шэфер. Редко подростки в операх (Ваня из "Ивана Сусанина", Лель из "Снегурочки"…) выглядят и ведут себя действительно как подростки, а не как примадонны в мальчиковых одеждах. Но иногда бывают приятные исключения. Кристина Шэфер, похоже, нашла в Керубино свою коронную партию. Недавно она исполнила эту роль в радикальной постановке Кристофа Марталера, изобразив отвязного тинейджера. У Гута ее/его образ чуть более привычен, но не менее эффектен.
Напоследок пара слов о музыкальной части. В этом отношении спектакль, пожалуй, наиболее предсказуем — маститый маэстро-аутентист Николаус Арнонкур не предлагает радикальных перестановок в партитуре, "восстанавливающих истинный замысел композитора" (что часто можно увидеть в аутентичных исполнениях произведений XVIII века — скажем, в Реквиеме Моцарта). Он обеспечивает тот высочайший уровень, который ценен не эффектными сенсациями и неожиданными прочтениями, но сам по себе. Выражается это в бережном подходе к оригинальному тексту, тонком чувстве стиля (кто бы сомневался!), сбалансированном "графичном" звучании оркестра и безупречных хоровых эпизодах.
Издание
Опера вышла на двухдисковом DVD-издании. Также в продажу поступила трехдисковая CD-реплика.
DVD-бокс представляет собой прозрачный двухдисковый keep case (амарей) с двумя буклетами внутри. Один из них содержит черно-белые фотографии, аннотацию к опере и список треков, другой представляет собой цветной каталог Deutsche Grammophon.
Дизайн накаток на дисках — весьма стандартный.
Изображение
Качество анаморфированного изображения — практически безупречно. Лишь изредка можно заметить легкие цифровые нестабильности на темных статичных поверхностях. Да, ступеньки лестницы порой "мелькают". Но в целом — превосходный результат.
Звук
На диске — две аудиодорожки: DTS 5.1 и PCM. В принципе, они обе хороши, но DTS задействует тыловые каналы лишь изредка, поэтому лучше сделать выбор в пользу несжатого "честного" стереозвука.
Бонусы
Бонусная подборка разместилась на втором диске. В числе дополнительных материалов мы видим:
Making Of (25 минут)
Документалка о подготовке спектакля. Здесь мы можем увидеть, как Нетребко и другие исполнители репетируют партии на фоне фанерных декораций.
Mozart 22 (2 минуты)
Рекламный ролик полной коллекции из 22 опер Моцарта, записанных на Зальцбургском фестивале 2006 года.
Mozart Showreel (2 минуты)
Трейлер DVD с различными записями произведений Моцарта.
Traviata (Salzburg 2005) (2 минуты)
Рекламный ролик двухдискового издания "Травиаты" с Нетребко и Виллазоном. Ценность данного ролика в том, что он включает в себя фрагменты из интервью исполнителей.
Общие впечатления от издания
Перед нами — безусловный лидер летних продаж классической музыки. Главной приманкой, естественно, является Нетребко, но запись ценна не только этим. Как и в случае с "Травиатой", мы видим яркую запоминающуюся режиссуру, безупречные вокальные партии и выразительные актерские работы. Если "Травиата", несмотря на свои достоинства, была во многом спорной постановкой, то "Свадьба Фигаро" вполне может быть признана эталонной интерпретацией моцартовской оперы. DVD-издание дает возможность сполна насладиться этим творением, хотя бонусная подборка представляется недостаточной. Пожалуй, Deutsche Grammophon стоило укомплектовать такой стопроцентный хит дополнительным бонусным диском, как в случае с Premium Edition "Травиаты".
Дополнительно |
|