DEPECHE MODE: MUSIC FOR THE MASSES, COLLECTOR’S EDITION (SACD+DVD)
Лейбл: | Mute | ||
Дата оригинального релиза: | 28 сентября 1987 года | ||
Дата выхода переиздания: | 3 апреля 2006 года | ||
Дистрибьютор: | Gala Records |
К созданию шестого студийного альбома Depeche Mode пришли довольно известным, но далеко не самым популярным поп-коллективом. Записи группы расходились неплохо (хотя и ни разу не забирались на вершины чартов), а концертные выступления вызывали интерес преимущественно в Европе и Британии, тогда как Америка относилась к Depeche Mode настороженно. Состав группы никаких изменений не претерпевал с 1981 года, когда место Винса Кларка занял Алан Уайлдер. После ухода Винса все песни писал Мартин Гор (при небольшом участии Дэйва и Энди), а продюсерские обязанности лежали на руководителе Mute Дэниэл Миллер. Но для работы над новым альбомом было решено пригласить другого продюсера. Им стал Дэйв Бэскомб (прежде работавший с Tears For Fears).
Интересно, что аранжировки большинства треков сделал Алан Уайлдер, прежде выполнявший исключительно исполнительские функции.
Альбом записывался в парижской студии Mute, а микшировался в Северной Дании. При этом, очень скоро стало понятно, что новая работа будет куда более экспериментальной и смелой, чем все предыдущие. Так что название пластинки Мартин Гор придумал в шутку, намекая на совершенно не мэйнстримовую сущность альбома. Но, по словам одного известного персонажа, как вы лодку назовете, так она и поплывет — Music For The Masses стал самым успешным на тот момент релизом группы. После выхода альбома музыканты отправились в концертный тур в поддержку альбома и впервые выступили за «железным занавесом», посетив страны Восточной Европы. Но настоящий триумф ждал Depeche Mode в США. Мало того, что синглы с альбома попали на высокие позиции в Billboard 200, так еще и выступление на Розенбоул-стадионе в Пасадене, штат Техас, собрало почти 80000 человек, что некоторое время было абсолютным рекордом для поп-групп. Кроме того, запись этого выступления (оно стало для коллектива сто первым по счету) легла в основу документального фильма «101» об американских гастролях Depeche Mode и одноименного концертного альбома.
Давайте детально рассмотрим трек-лист Music For The Masses.
1. Never Let Me Down Again (04:48)
Первый трек сразу погружает нас в «фирменное» для зрелого творчества Depeche Mode мрачновато-индустриальное звучание. Характерный голос Дэйва Гаана исполняет несколько прямолинейную (практически на двух звуках), но идеально вписывающуюся в остальную музыкальную ткань мелодию. А основная нагрузка ложится на великолепные фортепианные сэмплы, на которых и строится все музыкальное развитие песни. В припеве Дэйву подпевают остальные участники группы. Трек стал вторым синглом к альбому и добрался до 22 позиции в британском чарте, а также до 2 позиции в ФРГ. Но впоследствии особой любовью фанатов пользовалась живая запись песни.
2. The Thigs You Said (04:02)
Отстраненное и безэмоциональное звучание трека производит почти гипнотическое воздействие благодаря постоянно повторяющемуся очень характерному гармоническому обороту. При этом скромная по диапазону и развитию тема в исполнении Мартина Гора отходит на второй план перед прекрасными инструментальными мелодическими линиями, как бы вплетающимися в музыкальную ткань трека. Отдельно стоит отметить отличную аранжировку, изобилующую интересными находками.
3. Strangelove (04:54)
Первый сингл альбома (№16 в Британии и №2 в ФРГ) является, пожалуй, одним из самых мрачных и агрессивных номеров, когда-либо созданных Depeche Mode (уж не картина ли Стэнли Кубрика «Доктор Стрэйнджлав» вдохновила музыкантов на создание этой песни?). Впрочем, Strangelove далеко не сразу приняла такой «пессимистичный» облик. Первоначальная версия была подвижным поп-треком, но так как это не вписывалось в общую атмосферу альбома, Дэниэл Миллер сделал более медленный и «темный» вариант, который и вошел в альбом.
4. Sacred (04:49)
Менее интересный, если не сказать проходной номер. Вроде и мрачноватая атмосфера есть, и интересные гармонические обороты присутствуют, но особого впечатления трек не производит. Однако стоит обратить внимание на то, что в стихах этой песни впервые появляется религиозная тематика, к которой впоследствии Мартин Гор обратится в знаменитой Personal Jesus.
5. Little 15 (04:18)
Четвертый сингл. По словам музыкантов, во время создания альбома Music For The Masses они сильно увлекались музыкальным минимализмом и в особенности произведениями Филипа Гласса (он, помимо прочего, является автором музыки к фильмам Koyaanisqatsi, Powaqqatsi, Naqoyqatsi, «Кундун», «Часы», «Тайное окно»…). Поэтому неудивительно, что многие треки в Music For The Masses написаны под явным влиянием этого музыкального направления. Один из таких треков — Little 15. По сути, вся песня вырастает из начального синтезаторного оборота, который многократно повторяется, но с небольшими изменениями. При этом вокальная мелодия не отходит на второй план, как в предыдущих треках, но наоборот звучит максимально выразительно и завораживающе.
6. Behind The Wheel (05:18)
Третий сингл (№21 в Британии и №6 в ФРГ). Подвижный, но немного меланхоличный трек. Сопровождение звучит очень прозрачно, подчеркивая выразительную мелодию, а принципы музыкального развития те же, что и в предыдущем номере.
7. I Want You Now (03:44)
Очень оригинальная и провокационная песня. Дело даже не столько в стихах откровенно сексуальной тематики, сколько в необычной, но предельно выразительной аранжировке: музыкальная ткань песни включает в себя помимо яркой мелодии и минималистичного синтезаторного сопровождения «говорящие» вздохи и стоны. При этом все это настолько красиво и эффектно сочетается, что иначе как маленьким шедевром этот номер не назовешь. Кстати, очень похожая аранжировка будет впоследствии у Бьорк в песне The Pleasure Is All Mine из альбома Medulla.
8. To Have And To Hold (02:51)
Не менее оригинальный номер. В начале трека звучит фрагмент из советской радиопередачи (диктор говорит примерно следующее: «В докладах рассматриваются эволюция ядерных арсеналов и социально-психологические аспекты гонки вооружений»), на который накладывается звук, изображающий пожарную сирену. Прибавьте к этому мрачно-гнетущие биты и депрессивный голос Дэйва Гаана в нижнем регистре и получите ту неповторимую атмосферу, за которую мы и любим Depeche Mode.
9. Nothing (04:18)
Наиболее традиционная песня в альбоме. Стандартный синти-поп без каких-либо интересных находок и откровений.
10. Pimpf (04:55)
А закрывает альбом поистине великолепная инструменталка. Никогда прежде Depeche Mode не создавали такой мрачно-готической музыки. Самое интересное, что начинается трек с безобидного «фортепианного» мотива, который, в полном соответствии с принципами музыкального минимализма, незначительно варьируется, постепенно приобретая все более мрачное и угрожающее звучание. В кульминационном моменте звучание неожиданно прерывается, и после 30-секундной паузы звучит скрытый трек, получивший непонятно почему название «Интерлюдия №1: Миссия невыполнима». Сильно сомневаюсь, что стоит ждать 30 секунд, чтобы прослушать эту малоинтересную экспериментальную миниатюру.
Общие впечатления от альбома
Нет никаких сомнений — перед нами один из лучших альбомов Depeche Mode, в котором сконцентрированы как совершенно типичные для группы стилистические черты, так и более необычные, экспериментальные идеи. При этом проходных треков в альбоме практически нет — каждый номер по-своему интересен. Здесь сочетаются самые разные музыкальные стили — от индастриала до готики, от синти-попа до минимализма. Но, несмотря на такое разнообразие, пластинка выглядит как единое целое и потому производит очень мощное впечатление.
Издание
Переиздание альбома включает в себя два диска: гибридный SACD и DVD. Диски упакованы в очень приятный диджипак (картонная «раскладушка»), который дополнительно вложен в прозрачную пластиковую упаковку. В кармашек диджипака вложен 16-страничный буклет с интересной аннотацией Дэниэла Миллера, текстами всех песен (в том числе и бонус-треков) и фотографиями музыкантов Depeche Mode. Оформление обложки повторяет оригинальный дизайн альбома. В целом издание выглядит очень стильно, дорого и респектабельно.
Диск Super Audio CD
Объем CD-слоя — 445 Mb
Подробно о формате SACD мы писали в статье про альбом Depeche Mode “Speak & Spell”. Поэтому давайте пропустим вводную часть и сразу приступим к тестированию качества звучания на SACD.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что альбом ремастирован в режим 5.1 безупречно. Саунд просто поражает воображение. Сложно поверить, что запись почти двадцатилетней давности может так звучать. Один из лучших по качеству звучания SACD когда-либо слышанных мной.
Диск DVD-Video
Тип диска: DVD9
Объем — 6255 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: PAL
Формат картинки: 1,85:1, анаморф
Звуковая дорожка на документалке: PCM Stereo (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на аудиотреках: PCM Stereo 24 bit (2304 Kbps), DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 96/24 (1536 Kbps)
Субтитры (для документалки): английские, французские, немецкие, испанские, итальянские.
Меню DVD статично и не озвучено. Общий стиль меню — довольно минималистичный. Что, впрочем, облегчает навигацию по нему. Но перед выходом в меню придется просмотреть не проматываемую 22-секундную рекламу лейбла Mute. К сожалению, UOP’ы (действия, запрещенные пользователю) есть и на самих материалах. Так, на документалке невозможно переключить субтитры во время просмотра. А если вы смотрите DVD на компьютере, то воспроизвести фильм не с начала, а откуда-нибудь с середины у вас тоже не получится. Спасибо, хоть ускоренная перемотка не заблокирована. Кроме того, на аудиотреках невозможно переключение звуковых дорожек во время прослушивания (разумеется, если не пользоваться специальными программами для снятия подобных защит).
Music For The Masses 5.1 Mix (44:14)
Если вы читали статью об альбоме Speak & Spell, то нижеследующий абзац можете смело пропускать, так как он полностью повторяет аналогичный абзац из той статьи.
Создатели диска позаботились о тех поклонниках Depeche Mode, которые хотят услышать полную аудиопрограмму альбома в шестиканальном режиме, но не имеют проигрывателей SACD. На DVD все треки можно прослушать в трех вариантах: со стереозвуком повышенной разрядности (24 bit против 16 bit на Audio CD), со стандартным звуком Dolby Digital, который поддерживают даже самые старые DVD-плееры, и, наконец, с DTS 96/24 — самой «продвинутой» модификацией DTS, отличающейся от наиболее распространенного варианта повышенной разрядностью и частотой семплирования. Как известно, характеристики DTS 96/24 соответствуют характеристикам DVD-Audio. И хотя звук на DVD-Audio (так называемый Advanced Resolution) и SACD, с моей точки зрения, все же вне конкуренции, DTS 96/24 максимально приблизился к ним по качеству звучания, опередив все остальные звуковые DVD-форматы, включая и широко разрекламированный DD EX. И в данном случае DTS-дорожка практически не уступает SACD. Разве что детализация на SACD чуть-чуть выше, но разница будет заметна только на большой громкости и высококлассной аудиосистеме.
Depeche Mode: 1987 — 1988 (Sometimes You Need Some New Jokes…) (37:06)
Документальный фильм, рассказывающий о записи альбома Music For The Masses и о создании документального фильма «101».
Довольно стандартная, но добротная и качественно сделанная «нарезка» из интервью с музыкантами Depeche Mode, чередующихся с фрагментами выступлений группы и клипов к альбому. При этом куда больше внимания уделено концертному туру в США, нежели записи альбома.
Bonus Tracks
Первый релиз альбома (на виниловой пластинке) содержал только 10 треков (включая «Интерлюдию №1: Миссия невыполнима»). Но издание на CD и аудиокассетах уже было дополнено четырьмя бонус-треками.
1. Agent Orange (05:05)
Би-сайд сингла Strangelove. Атмосферная и довольно приятная инструменталка.
2. Never Let Me Down Again (Aggro Mix) (04:58)
Ремикс на первую песню альбома представляет собой стандартный дискотечный трек, пусть и с явным уклоном в индастриал.
3. To Have And To Hold (Spanish Taster) (02:36)
Именно в таком виде эта песня была сочинена Мартином Гором. Но Алан Уайлдер существенно изменил аранжировку трека в сторону большей мрачности и концептуальности. И хотя в альбом попала версия Алана, Мартин не хотел отказываться от своего варианта и выпустил его сначала на сингле Never Let Me Down Again, а затем и в качестве бонус-трека на CD. Но наши симпатии все же целиком на стороне альбомной версии.
4. Pleasure, Little Treasure (Glitter Mix) (05:38)
Еще один чисто танцевальный номер. По сравнению с оригинальным би-сайдом здесь немного изменена аранжировка (она стала более прозрачной и не такой агрессивной), трек существенно увеличен по продолжительности, но общее настроение осталось таким же. Интересно, что на CD-издании альбома не было указано, что это именно Glitter Mix, а не оригинальный би-сайд. В переиздании эта оплошность исправлена.
Несмотря на то, что бонус-треки с CD-издания представлены в тех же звуковых версиях, что и основная часть альбома, качество звука на них существенно отличается, причем не в лучшую сторону. Объем минимальный (тыловые спикеры практически не слышны, если не подходить к ним вплотную), а четкость и детализация заметно снижены.
Кроме бонус-треков (с CD-версии) на бонусном DVD представлены все би-сайды с четырех синглов к альбому.
1. Agent Orange (05:05)
Тот же самый сингловый би-сайд. Зачем надо было его записывать дважды — непонятно.
2. Pleasure, Little Treasure (02:53)
Оригинальная версия би-сайда с сингла Never Let Me Down Again. Более выразительная, чем Glitter Mix.
3. Route 66 (04:11)
Кавер-версия известной песни The Rolling Stones. В середине трека звучит проигрыш из Behind The Wheel, который вписался в композицию на редкость органично. В целом, довольно эффектный «драйвовый» номер.
4. Stjarna (04:25)
Меланхоличная и нежная инструменталка. Трек начинается с фортепианного вступления, и кажется, что вот-вот вступит голос с основной мелодией, но, вопреки ожиданиям, никакой новой мелодии (не говоря уже о вокале) в треке не появляется, а развитие строится на варьировании начальной темы. И здесь не обошлось без влияния Филипа Гласса.
5. Sonata No.14 in C#m (Moonlight Sonata) (05:36)
Последний би-сайд (с сингла Little 15) вызывает лишь недоумение. Нет-нет, не подумайте, что я против Первой части Лунной сонаты Людвига ван Бетховена. Но какое это имеет отношение к творчеству Depeche Mode — понять довольно сложно. Разве что Алан Уайлдер (исполнивший хрестоматийное Adagio sostenuto на фортепиано без каких бы то ни было изменений и отступлений от нотного текста) решил продемонстрировать нам свои пианистические возможности. Но тогда уж можно было выбрать что-нибудь сложнее, чем номер из репертуара старших классов музыкальной школы.
К сожалению, би-сайды представлены лишь в стерео (стандартный PCM Stereo 1536 Kbps) Качество стереозвука неплохое, но фортепиано в последнем треке звучит слишком синтетически, а наиболее звонкие ноты немного дребезжат.
Общие впечатления от издания
Один из лучших альбомов Depeche Mode, давно уже признанный классикой жанра, перевыпущен на высшем уровне. Главное преимущество издания — великолепный шестиканальный звук на SACD. По большому счету, упрекнуть здесь можно только за то, что би-сайды представлены лишь в посредственном стерео. Но зато кроме би-сайдов на диске записаны бонус-треки с первого CD-издания, и их уже можно прослушать в режиме 5.1. Все остальные параметры дисков аналогичны двум другим переизданиям, так что никаких существенных претензий нет. Коллекционное переиздание Music For The Masses можно смело рекомендовать к покупке не только ярым поклонникам группы, но и всем, кто интересуется творчеством Depeche Mode. Единственное, что может отпугнуть, так это высокая цена — в районе $35-40. Но в данном случае она представляется вполне оправданной.
Дополнительно |
|