Björk: Volta, Limited Edition (CD+DVD)


 

     
  Лейбл: Atlantic Records / One Little Indian
  Дата релиза стандартного издания: 08 мая 2007 года
  Дата выхода коллекционного издания: 10 мая 2007 года
     

Ну вот, наконец, свершилось: Бьорк выпустила новый альбом — Volta. Наверное, не будет преувеличением сказать, что музыкальный мир ждал этого события затаив дыхание. Последние работы «исландского эльфа» — Medulla и Music for the Drawing Restraint 9 — разделили меломанов на два противоположных лагеря: одни категорически не принимали новый, более сложный и изощренный стиль Бьорк, а другие, наоборот, приветствовали отход певицы от поп-стандартов в сторону авангарда. И Volta должна была стать окончательным свидетельством того, какой путь предпочла Бьорк.

Менеджеры лейбла активно убеждали нас в том, что новая пластинка — это возвращение к Debut и самый «коммерческий» альбом исландки. Но, полагаю, настоящие поклонники певицы догадывались, что здесь все не так все просто. По-настоящему талантливый композитор, коим Бьорк, без сомнений, является, просто не способен «отыграть назад», перечеркнуть свою творческую эволюцию и вернуться к исходной точке… А даже если он и попытается поставить себе такую задачу, результат будет непредсказуемым. Так что же получилось на самом деле? Давайте подробно рассмотрим трек-лист альбома.

1. Earth Intruders (06:13)
Первый сингл к альбому — пожалуй, единственный трек из Volta с мощным хитовым потенциалом наподобие Human Behaviour. И не в последнюю очередь это заслуга модного продюсера Тимбалэнда, который помогал Бьорк в работе над битами Earth Intruders. Действительно, благодаря умелому использованию электроники номер звучит очень модно и эффекто. А пикантности добавляет перкуссия с африканским «привкусом». Однако, в плане самого музыкального материала это, конечно, чистая Бьорк — стиль мелодики сразу узнаваем.

2. Wanderlust (05:50)
Второй трек — отличное свидетельство в пользу «авангардности» альбома. Песня начинается с внетонального вступления медных духовых, и именно они в дальнейшем (как в Wanderlust, так и в последующих номерах) будут доминировать в музыкальной ткани сопровождения. Разумеется, биты здесь тоже присутствуют, но они выполняют скорее роль ритмического «скелета», на который наращиваются вокальные наслоения (привет от Medulla!) и аккомпанемент духовой секции. Но самое удивительное в треке — основная вокальная линия, которая к концу песни разрастается до поистине космических масштабов. Кажется, что голос Бьорк звучит откуда-то с небес…

3. The Dull Flame of Desire (07:30)
Третья песня — большой сюрприз для поклонников Бьорк. Дело в том, что это дуэт с Энтони Хегарти (Antony And The Johnsons). Прежде певица не радовала нас дуэтами, исключением стала только знаменитая I’ve Seen It All из саундтрека к «Танцующей в темноте», спетая с Томом Йорком и принесшая Бьорк номинацию на «Оскара». И Dull Fame Of Desire вполне достойна своей «предшественницы» — мелодика здесь не менее выразительная, а музыкальное развитие — не менее впечатляющее (сопровождение — опять медные духовые). А вторая неожиданность — текст. В основу дуэта было положено стихотворение Тютчева, взятое Бьорк из фильма Тарковского «Сталкер».

4. Innocence (04:26)
Еще один трек, спродюссированный Тимбалэндом — Innocence. Агрессивные биты, всевозможные электронные «примочки» и упругая мелодия — все это порождает довольно ершистое и колючее звучание. Песня будет вторым синглом из альбома. Однако, слишком неформатный и некомфортный саунд (чем-то приближающийся к Where Is The Line из Medulla) может оттолкнуть людей, которые ждут от музыки лишь услады для слух.

5. I See Who You Are (04:21)
Как мы помним, в Music for the Drawing Restraint 9 были очень сильны восточные (конкретно — японские) мотивы. Бьорк даже использовала оригинальные восточные инструменты (sho). И в пятом треке Volta эта традиция получила продолжение. Только на этот раз мы слышим звучание китайского струнного инструмента pipa (нечто типа лютни) на фоне битов «a la маримба» (что, естественно, еще больше усиливает ориентальный эффект).

Разумеется, сделано это было не просто по причине желания «поиграть в Восток», но исключительно из художественных соображений. Дело в том, что стихи песни, в которых говорится о бренности земного и ценности каждого мига существования, во многом близки к традиционным восточным философским учениям. А потому музыкальное решение песни нельзя не признать оптимальным. Интересно и вот что: биты и наигрыши pipa постоянно повторяются, что вкупе с лиричной вокальной партией Бьорк создает убаюкивающий эффект. Но примерно в середине песни идиллия внезапно разрушается диссонантным вторжением медных духовых на словах when you and I have become corpses (когда ты и я станем трупами). Очень яркая композиторская находка!

6. Vertebrae by Vertebrae (05:07)
Очередной сюрприз для поклонников Бьорк. Помните пятый трек (инструментальный номер под названием Hunter Vessel) из Music for the Drawing Restraint 9? Агрессивные грязные аккорды у медных духовых… Так вот Vertebrae by Vertebrae — это Hunter Vessel плюс новая вокальная партия в исполнении Бьорк. А в итоге — номер производит гораздо более сильное впечатление, чем инструментальный оригинал. Правда, надо учесть, что Hunter Vessel был написан для фильма Drawing Restraint 9.

И как аккомпанемент к урбанистической сцене, с которой начинается картина Мэтью Барни, этот трек выполнял свою функцию на все 100. Однако, в отрыве от видеоряда он вызывал недоумение. Теперь же мы получили абсолютно самостоятельную композицию — яркую и художественно убедительную.

7. Pneumonia (05:13)
После агрессивно-мрачной Vertebrae by Vertebrae седьмой трек воспринимается почти как попадание на небеса, где можно беззаботно парить в облаках, и где земное притяжение уже не чувствуется. Абсолютно импровизационной, удивильно свободной «полетной» мелодии Бьорк аккомпанируют три валторны, но их партия практически лишена какой-либо тяжеловесности, несмотря на средний регистр. Скорее, наоборот — они создают ощущение «воздушной подушки».

8. Hope (04:02)
Если в пятом треке мы отмечали восточные веяния, то восьмой номер возвращает нам жаркое «дыхание» африканского континента. Причем, это уже не имитация, как в Earth Intruders! В Hope мы слышим оригинальное звучание западноафриканского инструмента kora. Правда, в целом песня послабее будет, чем все вышеописанные треки.

9. Declare Independence (04:10)
Как уже говорилось, в создании альбома принимал участие Тимбалэнд. И пусть он не заявлен в credits девятого трека, его влияние здесь, пожалуй, наиболее ощутимо. Мало того, что примодненные биты выглядят близнецами-братьями тимбалэндовских битов Innocence, так еще и вокальная линия Бьорк больше похожа на декламацию (или рэп-читку), нежели на пение. Что же касается текста, то его стоит взять на вооружение всем революционерам Северной Ирландии, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня и прочих неспокойных республик. Бьорк посвятила песню Фарерским островам (находящимся между Исландией и Норвегией, однако, формально принадлежащим Дании), но, по некоторым сообщениям, к ней не остались равнодушны и шотландские националисты. Уже известно, что Declare Independence будет третьим синглом из Volta. А клип снимет не кто иной как Мишель Гондри (Human Behaviour).

10. My Juvenile (04:01)
Завершается альбом еще одним дуэтом с Энтони. Вот только теперь перед нами не развернутая композиция, а нечто вроде эпиграфа ко всей пластинке. Что любопытно, интонации My Juvenile недвусмысленно напоминают мелодику Cetacea из Music for the Drawing Restraint 9, да и аккомпанирующие инструменты у этих двух песен весьма близки — в My Juvenile мы слышим клавикорды, а в Cetacea — челесту. Случайность? Нет, конечно. Ведь Cetacea — тоже десятый трек, и тоже финальный вокальный номер, эпиграф (и к саундтреку, и к фильму).

Общие впечатления от альбома

Итак, каков же будет ответ на вопрос, поставленный в начале статьи? Вернулась ли Бьорк в новом альбоме к стилю Debut или продолжила авангардные эксперименты? Истина, как всегда, посередине. Никакого возвращения нет и быть не могло, однако, ничего принципиально нового (как это было в Medulla или в Music for the Drawing Restraint 9) мы здесь тоже не наблюдаем. Череда экспериментов закончилась (или. по крайней мере, приостановилась). И теперь Бьорк со всем мастерством и художественной силой использует те стилевые приемы, которые были ей найдены в трех предыдущих альбомах (включая саундтрек к фильму Мэтью Барни). В мелодическом плане Volta попроще, чем Medulla и даже Vespertine — здесь куда меньше полифонии и куда больше запоминающихся интонаций и оборотов, как в ранних албомах. Однако, в плане инструментального сопровождения Volta — прямая наследница Music for the Drawing Restraint 9. Вплоть до того, что Бьорк берет целые фрагменты из инструментальных номеров саундтрека. Плюс ко всему, в пользу «авангардности» Volta говорят две особенности, характерные вообще для всего академического авангардизма второй половины XX века — это интерес к внеевропейским культурам (как и в DR9, Бьорк использует здесь экзотические инструменты) и стремление к полному освобождению музыкальной ткани от оков тональности (еще в Medulla мы отмечали внетональные фрагменты).

Издание

Альбом Бьорк Volta вышел в двух вариантах: стандартном (CD) и двухдисковом Limited Edition (CD+DVD). Его мы и рассматриваем.

Оформлено издание очень необычно. Дело в том, что буклет с текстами песен и сами диски размещены в многочисленных конвертах, сложенных как матрешка.

Сами же конверты упакованы в красную картонную коробку, запечатанную эмблемой альбома («фрукт-переросток на ножках»). Предполагается, что эту наклейку нужно снять при первом «вскрытии» издания. Но если вы хотите сохранить издание в первоначальном облике, то конверты можно достать, просто открыв коробку сверху или снизу. В целом впечатления от издания двойственные: все это оригинально, но дико непрактично и неудобно. К тому же, дизайн обложки — прямо скажем, на любителя.

Диск Audio CD

Объем — 512 Mb
Первый диск — обычный Audio CD, аналогичный диску из стандартного издания. Никаких бонус-треков или материалов для CD-Rom здесь нет. Увы, ремикс Марка Белла на I See Who You Are представлен только на британском и японском изданиях, тогда как на тестировании в нашей редакции были американский и русский варианты альбома (о последнем — читайте ниже).

DVD-диск

Объем — 4421 Mb
Главное преимущество Limited Edition — наличие DVD-диска с полной аудиопрограммой альбома в DD 5.1 (384 Кбит/с) и DTS 5.1 (1536 Кбит/с).

Полноэкранное меню статично и беззвучно. По поводу дизайна — без комментариев. Увы, никаких дополнительных материалов на диске нет. Что же касается шестиканального микса, то он очень хорош, хотя и не столь обязателен для данной музыки (в отличие, скажем, от насквозь полифонической Medulla). Звукорежиссеры Бьорк по-прежнему очень свободно используют все шесть колонок — например, голос может звучать из тылов, тогда как биты окажутся во фронтальной плоскости. Или наоборот… Порой это усиливает эффект погружения, порой просто создает дополнительный объем, но в целом не могу сказать, что Volta надо слушать только в многоканальном режиме. Medulla и Vespertine — да, без вопросов. А вот Volta — в зависимости от ваших предпочтений.

Volta Russian Edition (CD)

Российское издание Volta включает в себя только один диск со стандартной аудиопрограммой альбома (без бонус-треков) и поставляется в обычном jewel-case («стекло»). Любопытно, что ковер-арт издания отличается от общемирового: вместо «фрукта-переростка» мы видим на обложке один из кадров фотосессии к Earth Intruders. Но это не так печально, как то, что произошло с буклетом. Вместо глянцевой двенадцатистраничной книжечки мы получили четырехстраничный листок (причем, одна из сторон — обложка, а другая — благодарности Бьорк на исландском). Таким образом, все тексты пришлось уместить на внутреннем развороте. В итоге без лупы их прочесть очень проблематично. Но, один неоспоримый плюс российского издания с лихвой компенсирует (по крайней мере, в глазах рядовых покупателей) бедное оформление — это цена. Вместо 500-600 рублей (за однодисковое американское или европейское издание) российские меломаны могут заплатить всего 200 рублей и получить ту же аудиопрограмму.

Общие впечатления от издания

Итак, есть ли смысл раскошеливаться на двухдисковое издание или может вообще стоит сэкономить и взять российский удешевленный вариант? В конечном итоге решать, конечно, вам, но на мой взгляд Limited Edition не оправдывает своей цены. Да, шестиканальный звук — это хорошо, но за 1000 рублей (а именно столько вам придется выложить за него) мы вправе ожидать еще и клипов, и дополнительных материалов, и, в конце концов, каких-нибудь бонус-треков (например, ремиксов на Earth Intruders, доступных сейчас только через Apple iTunes). Для сравнения: альбом Vespertine в первые же дни вышел на DVD-A и SACD, и стоили они около 600 рублей, а в прошлом году он был переиздан на DualDisc, куда (помимо шестиканального звука) были добавлены все клипы к альбому. При этом, цена даже немного снизилась по сравнению с SACD/DVD-A и стала аналогична CD-изданию. Таким образом, стоимость Volta Limited Edition представляется совершенно необоснованной. К тому же, новый альбом Бьорк и в стереозвучании великолепен. Что же касается выбора между однодисковыми российским и европейским изданиями, то здесь все зависит от того, насколько вам важно оформление. Если же вы решитесь выложить 500 рублей, то тогда постарайтесь найти именно британское издание — там есть бонусный ремикс, которого нет ни в российском, ни в американском варианте.



Volta Limited Edition (CD+DVD) любезно предоставлен магазином

 

Дополнительно

Bjork Volta Limited Edition (CD+DVD)

Björk: Volta, Limited Edition (CD+DVD)

 

     
  Лейбл: Atlantic Records / One Little Indian
  Дата релиза стандартного издания: 08 мая 2007 года
  Дата выхода коллекционного издания: 10 мая 2007 года
     

Ну вот, наконец, свершилось: Бьорк выпустила новый альбом — Volta. Наверное, не будет преувеличением сказать, что музыкальный мир ждал этого события затаив дыхание. Последние работы «исландского эльфа» — Medulla и Music for the Drawing Restraint 9 — разделили меломанов на два противоположных лагеря: одни категорически не принимали новый, более сложный и изощренный стиль Бьорк, а другие, наоборот, приветствовали отход певицы от поп-стандартов в сторону авангарда. И Volta должна была стать окончательным свидетельством того, какой путь предпочла Бьорк.

Менеджеры лейбла активно убеждали нас в том, что новая пластинка — это возвращение к Debut и самый «коммерческий» альбом исландки. Но, полагаю, настоящие поклонники певицы догадывались, что здесь все не так все просто. По-настоящему талантливый композитор, коим Бьорк, без сомнений, является, просто не способен «отыграть назад», перечеркнуть свою творческую эволюцию и вернуться к исходной точке… А даже если он и попытается поставить себе такую задачу, результат будет непредсказуемым. Так что же получилось на самом деле? Давайте подробно рассмотрим трек-лист альбома.

1. Earth Intruders (06:13)
Первый сингл к альбому — пожалуй, единственный трек из Volta с мощным хитовым потенциалом наподобие Human Behaviour. И не в последнюю очередь это заслуга модного продюсера Тимбалэнда, который помогал Бьорк в работе над битами Earth Intruders. Действительно, благодаря умелому использованию электроники номер звучит очень модно и эффекто. А пикантности добавляет перкуссия с африканским «привкусом». Однако, в плане самого музыкального материала это, конечно, чистая Бьорк — стиль мелодики сразу узнаваем.

2. Wanderlust (05:50)
Второй трек — отличное свидетельство в пользу «авангардности» альбома. Песня начинается с внетонального вступления медных духовых, и именно они в дальнейшем (как в Wanderlust, так и в последующих номерах) будут доминировать в музыкальной ткани сопровождения. Разумеется, биты здесь тоже присутствуют, но они выполняют скорее роль ритмического «скелета», на который наращиваются вокальные наслоения (привет от Medulla!) и аккомпанемент духовой секции. Но самое удивительное в треке — основная вокальная линия, которая к концу песни разрастается до поистине космических масштабов. Кажется, что голос Бьорк звучит откуда-то с небес…

3. The Dull Flame of Desire (07:30)
Третья песня — большой сюрприз для поклонников Бьорк. Дело в том, что это дуэт с Энтони Хегарти (Antony And The Johnsons). Прежде певица не радовала нас дуэтами, исключением стала только знаменитая I’ve Seen It All из саундтрека к «Танцующей в темноте», спетая с Томом Йорком и принесшая Бьорк номинацию на «Оскара». И Dull Fame Of Desire вполне достойна своей «предшественницы» — мелодика здесь не менее выразительная, а музыкальное развитие — не менее впечатляющее (сопровождение — опять медные духовые). А вторая неожиданность — текст. В основу дуэта было положено стихотворение Тютчева, взятое Бьорк из фильма Тарковского «Сталкер».

4. Innocence (04:26)
Еще один трек, спродюссированный Тимбалэндом — Innocence. Агрессивные биты, всевозможные электронные «примочки» и упругая мелодия — все это порождает довольно ершистое и колючее звучание. Песня будет вторым синглом из альбома. Однако, слишком неформатный и некомфортный саунд (чем-то приближающийся к Where Is The Line из Medulla) может оттолкнуть людей, которые ждут от музыки лишь услады для слух.

5. I See Who You Are (04:21)
Как мы помним, в Music for the Drawing Restraint 9 были очень сильны восточные (конкретно — японские) мотивы. Бьорк даже использовала оригинальные восточные инструменты (sho). И в пятом треке Volta эта традиция получила продолжение. Только на этот раз мы слышим звучание китайского струнного инструмента pipa (нечто типа лютни) на фоне битов «a la маримба» (что, естественно, еще больше усиливает ориентальный эффект).

Разумеется, сделано это было не просто по причине желания «поиграть в Восток», но исключительно из художественных соображений. Дело в том, что стихи песни, в которых говорится о бренности земного и ценности каждого мига существования, во многом близки к традиционным восточным философским учениям. А потому музыкальное решение песни нельзя не признать оптимальным. Интересно и вот что: биты и наигрыши pipa постоянно повторяются, что вкупе с лиричной вокальной партией Бьорк создает убаюкивающий эффект. Но примерно в середине песни идиллия внезапно разрушается диссонантным вторжением медных духовых на словах when you and I have become corpses (когда ты и я станем трупами). Очень яркая композиторская находка!

6. Vertebrae by Vertebrae (05:07)
Очередной сюрприз для поклонников Бьорк. Помните пятый трек (инструментальный номер под названием Hunter Vessel) из Music for the Drawing Restraint 9? Агрессивные грязные аккорды у медных духовых… Так вот Vertebrae by Vertebrae — это Hunter Vessel плюс новая вокальная партия в исполнении Бьорк. А в итоге — номер производит гораздо более сильное впечатление, чем инструментальный оригинал. Правда, надо учесть, что Hunter Vessel был написан для фильма Drawing Restraint 9.

И как аккомпанемент к урбанистической сцене, с которой начинается картина Мэтью Барни, этот трек выполнял свою функцию на все 100. Однако, в отрыве от видеоряда он вызывал недоумение. Теперь же мы получили абсолютно самостоятельную композицию — яркую и художественно убедительную.

7. Pneumonia (05:13)
После агрессивно-мрачной Vertebrae by Vertebrae седьмой трек воспринимается почти как попадание на небеса, где можно беззаботно парить в облаках, и где земное притяжение уже не чувствуется. Абсолютно импровизационной, удивильно свободной «полетной» мелодии Бьорк аккомпанируют три валторны, но их партия практически лишена какой-либо тяжеловесности, несмотря на средний регистр. Скорее, наоборот — они создают ощущение «воздушной подушки».

8. Hope (04:02)
Если в пятом треке мы отмечали восточные веяния, то восьмой номер возвращает нам жаркое «дыхание» африканского континента. Причем, это уже не имитация, как в Earth Intruders! В Hope мы слышим оригинальное звучание западноафриканского инструмента kora. Правда, в целом песня послабее будет, чем все вышеописанные треки.

9. Declare Independence (04:10)
Как уже говорилось, в создании альбома принимал участие Тимбалэнд. И пусть он не заявлен в credits девятого трека, его влияние здесь, пожалуй, наиболее ощутимо. Мало того, что примодненные биты выглядят близнецами-братьями тимбалэндовских битов Innocence, так еще и вокальная линия Бьорк больше похожа на декламацию (или рэп-читку), нежели на пение. Что же касается текста, то его стоит взять на вооружение всем революционерам Северной Ирландии, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня и прочих неспокойных республик. Бьорк посвятила песню Фарерским островам (находящимся между Исландией и Норвегией, однако, формально принадлежащим Дании), но, по некоторым сообщениям, к ней не остались равнодушны и шотландские националисты. Уже известно, что Declare Independence будет третьим синглом из Volta. А клип снимет не кто иной как Мишель Гондри (Human Behaviour).

10. My Juvenile (04:01)
Завершается альбом еще одним дуэтом с Энтони. Вот только теперь перед нами не развернутая композиция, а нечто вроде эпиграфа ко всей пластинке. Что любопытно, интонации My Juvenile недвусмысленно напоминают мелодику Cetacea из Music for the Drawing Restraint 9, да и аккомпанирующие инструменты у этих двух песен весьма близки — в My Juvenile мы слышим клавикорды, а в Cetacea — челесту. Случайность? Нет, конечно. Ведь Cetacea — тоже десятый трек, и тоже финальный вокальный номер, эпиграф (и к саундтреку, и к фильму).

Общие впечатления от альбома

Итак, каков же будет ответ на вопрос, поставленный в начале статьи? Вернулась ли Бьорк в новом альбоме к стилю Debut или продолжила авангардные эксперименты? Истина, как всегда, посередине. Никакого возвращения нет и быть не могло, однако, ничего принципиально нового (как это было в Medulla или в Music for the Drawing Restraint 9) мы здесь тоже не наблюдаем. Череда экспериментов закончилась (или. по крайней мере, приостановилась). И теперь Бьорк со всем мастерством и художественной силой использует те стилевые приемы, которые были ей найдены в трех предыдущих альбомах (включая саундтрек к фильму Мэтью Барни). В мелодическом плане Volta попроще, чем Medulla и даже Vespertine — здесь куда меньше полифонии и куда больше запоминающихся интонаций и оборотов, как в ранних албомах. Однако, в плане инструментального сопровождения Volta — прямая наследница Music for the Drawing Restraint 9. Вплоть до того, что Бьорк берет целые фрагменты из инструментальных номеров саундтрека. Плюс ко всему, в пользу «авангардности» Volta говорят две особенности, характерные вообще для всего академического авангардизма второй половины XX века — это интерес к внеевропейским культурам (как и в DR9, Бьорк использует здесь экзотические инструменты) и стремление к полному освобождению музыкальной ткани от оков тональности (еще в Medulla мы отмечали внетональные фрагменты).

Издание

Альбом Бьорк Volta вышел в двух вариантах: стандартном (CD) и двухдисковом Limited Edition (CD+DVD). Его мы и рассматриваем.

Оформлено издание очень необычно. Дело в том, что буклет с текстами песен и сами диски размещены в многочисленных конвертах, сложенных как матрешка.

Сами же конверты упакованы в красную картонную коробку, запечатанную эмблемой альбома («фрукт-переросток на ножках»). Предполагается, что эту наклейку нужно снять при первом «вскрытии» издания. Но если вы хотите сохранить издание в первоначальном облике, то конверты можно достать, просто открыв коробку сверху или снизу. В целом впечатления от издания двойственные: все это оригинально, но дико непрактично и неудобно. К тому же, дизайн обложки — прямо скажем, на любителя.

Диск Audio CD

Объем — 512 Mb
Первый диск — обычный Audio CD, аналогичный диску из стандартного издания. Никаких бонус-треков или материалов для CD-Rom здесь нет. Увы, ремикс Марка Белла на I See Who You Are представлен только на британском и японском изданиях, тогда как на тестировании в нашей редакции были американский и русский варианты альбома (о последнем — читайте ниже).

DVD-диск

Объем — 4421 Mb
Главное преимущество Limited Edition — наличие DVD-диска с полной аудиопрограммой альбома в DD 5.1 (384 Кбит/с) и DTS 5.1 (1536 Кбит/с).

Полноэкранное меню статично и беззвучно. По поводу дизайна — без комментариев. Увы, никаких дополнительных материалов на диске нет. Что же касается шестиканального микса, то он очень хорош, хотя и не столь обязателен для данной музыки (в отличие, скажем, от насквозь полифонической Medulla). Звукорежиссеры Бьорк по-прежнему очень свободно используют все шесть колонок — например, голос может звучать из тылов, тогда как биты окажутся во фронтальной плоскости. Или наоборот… Порой это усиливает эффект погружения, порой просто создает дополнительный объем, но в целом не могу сказать, что Volta надо слушать только в многоканальном режиме. Medulla и Vespertine — да, без вопросов. А вот Volta — в зависимости от ваших предпочтений.

Volta Russian Edition (CD)

Российское издание Volta включает в себя только один диск со стандартной аудиопрограммой альбома (без бонус-треков) и поставляется в обычном jewel-case («стекло»). Любопытно, что ковер-арт издания отличается от общемирового: вместо «фрукта-переростка» мы видим на обложке один из кадров фотосессии к Earth Intruders. Но это не так печально, как то, что произошло с буклетом. Вместо глянцевой двенадцатистраничной книжечки мы получили четырехстраничный листок (причем, одна из сторон — обложка, а другая — благодарности Бьорк на исландском). Таким образом, все тексты пришлось уместить на внутреннем развороте. В итоге без лупы их прочесть очень проблематично. Но, один неоспоримый плюс российского издания с лихвой компенсирует (по крайней мере, в глазах рядовых покупателей) бедное оформление — это цена. Вместо 500-600 рублей (за однодисковое американское или европейское издание) российские меломаны могут заплатить всего 200 рублей и получить ту же аудиопрограмму.

Общие впечатления от издания

Итак, есть ли смысл раскошеливаться на двухдисковое издание или может вообще стоит сэкономить и взять российский удешевленный вариант? В конечном итоге решать, конечно, вам, но на мой взгляд Limited Edition не оправдывает своей цены. Да, шестиканальный звук — это хорошо, но за 1000 рублей (а именно столько вам придется выложить за него) мы вправе ожидать еще и клипов, и дополнительных материалов, и, в конце концов, каких-нибудь бонус-треков (например, ремиксов на Earth Intruders, доступных сейчас только через Apple iTunes). Для сравнения: альбом Vespertine в первые же дни вышел на DVD-A и SACD, и стоили они около 600 рублей, а в прошлом году он был переиздан на DualDisc, куда (помимо шестиканального звука) были добавлены все клипы к альбому. При этом, цена даже немного снизилась по сравнению с SACD/DVD-A и стала аналогична CD-изданию. Таким образом, стоимость Volta Limited Edition представляется совершенно необоснованной. К тому же, новый альбом Бьорк и в стереозвучании великолепен. Что же касается выбора между однодисковыми российским и европейским изданиями, то здесь все зависит от того, насколько вам важно оформление. Если же вы решитесь выложить 500 рублей, то тогда постарайтесь найти именно британское издание — там есть бонусный ремикс, которого нет ни в российском, ни в американском варианте.



Volta Limited Edition (CD+DVD) любезно предоставлен магазином