Bjork: Vespertine (DualDisc)


 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 27 августа 2001 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

1999 год был для Бьорк непростым. Постоянные ссоры с Ларсом фон Триером на съемках «Танцующей в темноте» довели певицу (а теперь и актрису) до нервного срыва. Но год спустя как бы в качестве компенсации судьба преподносит Бьорк сразу два подарка. Первый — это триумф «Танцующей в темноте», благодаря которому известность исландки многократно возросла, а второй подарок — рождение сына. По словам Бьорк, после всех эмоциональных встрясок ей хотелось насладиться домашним уютом и выразить свое счастье в новом альбоме — более камерном и интимном, нежели Homogenic. В качестве соавтора был приглашен Гай Сигсворс, с которым Бьорк прежде уже работала над Unravel из Homogenic.

Разберем Vespertine по трекам.

1. Hidden Place (5:28)
Эмоциональный и чарующий трек, совершенно справедливо поставленный первым номером. Правда, общее мрачноватое звучание вкупе с утяжеленным электронным сопровождением делают эту песню довольно нетипичной для камерно-хрустального Vespertine. Но разве это так важно, если музыка по-настоящему захватывает и волнует?

Hidden Place — первый сингл альбома, стартовавший с 21 позиции в британском чарте и с 16 позиции — в канадском.

2. Cocoon (4:28)
Вторая песня намного ближе к общему настроению альбома — Бьорк как бы постепенно вводит нас в волшебный мир Vespertine. Минимум аранжировочных красивостей (помимо электронных битов мы слышим лишь отдаленные аккорды челесты) только подчеркивает выразительную вокальную мелодию. Голос Бьорк прежде никогда не звучал так нежно и трепетно! Песня вышла в качестве третьего (и последнего) альбомного сингла. А успех в чартах оказался более скромным, чем у первого сингла — лишь 35 строчка в британском Top 100.

3. It's Not Up to You (05:08)
Зато третий трек можно назвать одним из самых характерных для альбома. И касается это, прежде всего, сопровождения — утонченное звучание челесты плюс сэмплы струнных создают ту неповторимую атмосферу, которая и выделяет Vespertine из остальных альбомов Бьорк. Кроме того, в отличие от мрачного Hidden Place и сдержанного Cocoon эта песня буквально излучает радость и оптимизм, а припев погружает слушателя в состояние эйфории.

4. Undo (05:38)
По звучанию этот трек очень близок к Cocoon, но мелодия здесь более импровизационная и раскованная. Да и общее настроение песни продолжает скорее линию предыдущего номера, нежели начальных треков альбома. Интересно, что здесь впервые появляются вокальные наслоения, впоследствии получившие такое большое значение в Medulla.

5. Pagan Poetry (05:14)
Второй сингл альбома — одна из лучших песен за всю карьеру Бьорк. В Pagan Poetry сочетаются яркая эмоциональная мелодия, изобретательная аранжировка в стиле двух предыдущих треков и очень своеобразные стихи. Каждая деталь здесь доведена до совершенства, а типично «бьорковская» атмосферность присутствует на все 100… В целом песня завораживает и вызывает восхищение.

6. Frosti (01:41)
Очаровательная инструментальная интерлюдия, звучание которой стилизовано под музыкальную шкатулку. Судя по всему, трек был сыгран на челесте, но с последующей компьютерной обработкой звука. Маленькое музыкальное волшебство, дающее слушателю передышку после эмоционального накала Pagan Poetry.

7. Aurora (04:33)
Седьмой трек — это полное погружение в утонченно-воздушный мир Vespertine, сотканный из гипнотических электронных битов и райских голосов невидимых сирен, сверкающий хрустальными брызгами челесты и переливающийся солнечными пассажами струнных.

8. An Echo, a Stain (04:04)
Волшебный мир, в который мы попали еще в предыдущем треке, становится все более причудливым, чарующим и нереальным… «Булькающие» биты, отдаленные всплески арфы, и — парящий над всем этим музыкальным раем голос Бьорк…

9. Sun in my Mouth (02:40)
К этому треку подходит все из того, что было сказано о предыдущих двух номерах, с той только разницей, что вокальная мелодия здесь вполне осязаемая (и, надо заметить, очень красивая), а в качестве текста — стихи знаменитого американского поэта и художника XX века Эдварда Эстлина Каммингса.

10. Heirloom (05:12)
Разумеется, Бьорк не могла обойтись в этом альбоме совсем без ритмичных песен. И пусть Heirloom лишена детской непосредственности и очарования Human Behaviour, зато в плане аранжировки она не уступает лучшим трекам Vespertine.

11. Harm of Will (04:36)
Порой мне кажется, что Бьорк скоро оставит поп-музыку и займется академической музыкой. Предпоследняя песня из Vespertine вполне могла бы исполняться в консерваториях и филармониях (представьте себе — концерт для струнных и челесты!), если бы не одно «но»: вокальная линия. В основе номера — почти импровизационная, необычайно свободная и раскованная мелодия, исполняемая «исландским эльфом» с такой нежностью и трепетностью, что понимаешь — нет, эта музыка не для пышных залов. Это тихий, почти интимный разговор один на один, настоящее прикосновение к Тайне.

12. Unison (05:15)
Завершает альбом оптимистичная и потрясающе светлая песня, простые ритмы и гармонические обороты которой наполнены неизъяснимым очарованием. Бьорк как будто возвращает нас на Землю после экскурсии в рай, но делает это возращение максимально радостным и приятным. Ближе к концу песни звучание разрастается и становится почти ликующим, но включившиеся в этот момент в музыкальную ткань струнные и челеста заставляют вспомнить о том волшебном мире, в который мы погрузились в центральной части альбома.

Общие впечатления от альбома

Когда я услышал Vespertine в первый раз, то мне показалось, что Бьорк немного переборщила с оптимизмом и аранжировочными «красивостями», из-за чего альбом получился слишком сахарным. Но, прослушав диск несколько раз, я понял, что сложно представить себе более цельное и убедительное, с художественной точки зрения, произведение, чем Vespertine. При этом, как и любое настоящее произведение искусства, альбом имеет определенную концепцию — после мрачных «земных» песен мы попадаем в волшебный, но иллюзорный мир центральных треков, после чего возвращаемся обратно в реальность, но с немного иным, более оптимистичным и просветленным взглядом на жизнь. Что тут можно сказать? Браво, Бьорк!

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut. У данного диска отличие только одно — буклет.

     

Во-первых, представляет собой книжечку, а не раскладывается, как в Debut, Post и Homogenic. Во-вторых, внутренние листочки не глянцевые, а обычные, бумажные.

Сторона Audio CD

Объем — 564 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением диска проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диск уверенно распознается CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит бес проблем.

Сторона DVD-Video

Объем — 3598 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP'ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

На DVD представлены следующие материалы:

Клипы

1. It's In Our Hands
Песня It's In Our Hands не попала в альбом и вышла на сингле. К сожалению, достать этот сингл сейчас очень проблематично. А клип на песню хорошо известен поклонникам Бьорк — он выходил на DVD Volumen Plus, а также на DVD Greatest Hits. И пусть сама по себе песня вряд ли может чем-то удивить поклонников Бьорк (стандартные электронные биты плюс типичная для ее ранних альбомов мелодия), зато клип будет интересен любому киноману — ведь снимал его Спайк Джонз. В клипе Бьорк представлена в образе Дюймовочки, которая бегает ночью, под скупым светом фонарика, по «травяным джунглям», а мимо проползают ящерицы, улитки и другие насекомые — все размером с нее. Очень эффектно и оригинально!



2. Nature Is Ancient
Еще один клип на песню, не вошедшую в альбом. Что касается музыкальной стороны, то тут все внешне довольно стандартно для Бьорк, но, тем не менее, номер производит гораздо более яркое впечатление, чем предыдущая песня. А клип, режиссированный Линн Фоксом по-своему уникален для Бьорк — это первый клип певицы, в котором сама певица не появляется. Тем не менее, музыка, текст и видеоряд сочетаются идеально, хотя концовка клипа неизбежно ассоциируется с финальными кадрами «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика (что, впрочем, не есть плохо, скорее наоборот — добавляет новое смысловое измерение). Конечно, можно задаться вопросом, почему Бьорк не включила песню в альбом, но ответ лежит на поверхности: Nature Is Ancient при всей своей качественности не вписывается в стройную концепцию Vespertine.



3. Hidden Place
Клип на первый трек альбома Vespertine, снятый целой группой клипмейкеров — сплошное разочарование для поклонников певицы, привыкших к буйству фантазии и визуальному пиршеству творений Мишеля Гондри, Спайка Джонза и Криса Каннингема. Весь клип камера назойливо путешествует по лицу Бьорк, при этом из носа, глаз и уголков рта певицы выползает некая разноцветная гелеобразная жидкость. Это весь клип.



4. Pagan Poetry
Похоже, самый провокационный клип за всю карьеру Бьорк. В нем обнаженной по пояс певице делают пирсинг, причем демонстрируется все это крупным планом. Камера не боится ни обнаженной проколотой груди, ни изуродованной спины Бьорк. Режиссер Ник Найт утверждает, что хотел подчеркнуть в своей работе сексуальность Бьорк. Как по вашему — это очень сексуально? Кстати, клип демонстрировался на MTV только после 9 часов вечера.





5. Cocoon
Очередной эпатажный эксперимент. Антисексуальная эротика в сочетании с концептуальным минимализмом выглядят скорее как авангардный кич, нежели как серьезная работа. Как Бьорк согласилась участвовать во всем этом — большая загадка.





Общие впечатления от клипов

Более слабую подборку клипов даже сложно припомнить! Один из лучших альбомов Бьорк получил три ужасных видеоролика, которые только портят впечатление от превосходной музыки. Зато клипы на песни, не вошедшие в альбом, получились очень интересными и оригинальными. Особенно хорош Nature Is Ancient.

Прежде три промо-ролика к Vespertine выходили на DVD-синглах, а также на сборниках Volumen Plus и Greatest Hits. И на синглах, и на сборниках был доступен шестиканальный микс в формате Dolby Digital. В новом издании добавлены дорожки PCM Stereo и DTS 5.1, но исключен трек DD 2.0. В целом, и качество звука, и картинка не вызывают серьезных нареканий и тянут на твердую «четверку с плюсом». А с клипами на It's In Our Hands и Nature Is Ancient дела обстоят хуже. Специфика их видеоряда такова, что требования к трансферу — повышенные. Но, увы, изображение не отвечает и стандартным запросам. Картинке остро недостает четкости и резкости, а цифровой «шум» чересчур назойлив. Ситуацию мог бы улучшить анаморф на широкоэкранном Nature Is Ancient (2.40:1), но, увы — приходится довольствоваться убогим леттербоксом.

Vespertine 5.1 Mix

Теперь поговорим о качестве звука. Прежде альбом Vespertine выходил не только на CD и LP (виниловая грампластинка), но и на SACD и DVD-A. Поэтому наша задача — разобраться, какое из изданий альбома является на данный момент наиболее предпочтительным. Учитывая, что речь идет только о шестиканальном миксе, CD и LP отпадают. Итак, на ринге — SACD, DVD-A и DualDisc. Но для начала — пара слов о «соперниках» нового издания.

Vespertine (DVD-A)

Предельно минималистичное издание. На однослойном DVD-диске только аудиопрограмма альбома в DVD-A (5.1 и стерео) и DD 5.1. Треки DVD-Audio записаны с частотой 48 кГц (вместо возможных 96 кГц). Никаких бонусов не представлено. Чрезвычайно неудобное меню состоит из одной страницы, анимации и озвучания нет. Диск упакован в квадратный jewel case (стандартный для первых DVD-A дисков), а в буклете — тесты песен и credits.

Vespertine (Hybrid SACD)

Стандартный jewel case содержит гибридный Super Audio CD и буклет с текстами песен и credits.

Мы решили провести детальное тестирование аудиочасти всех трех изданий и сравнили многоканальные дорожки на SACD и DVD-A с DTS-треком на DualDisc. Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной Hi-End стереосистеме).

Первый этап анализа (объективный) выявил интересную особенность всех трех дисков. Частотный диапазон на них оказался существенно заниженным.







На первом скриншоте (первый — SACD, второй — DTS 5.1, третий — DVD-Audio) видно, что частотные характеристики аудиодорожки SACD не превышают стандартные значения для Audio CD. Таким образом, можно утверждать, что представленная SACD-фонограммы не используют основные преимущества форматов высокого разрешения, и стандартный DTS ей не уступает по частотному диапазону. Однако на DTS-дорожке был обнаружен паразитный высокочастотный призвук (на частоте около 50 кГц). Таким образом, наиболее предпочтительным выглядит DVD-Audio, даже, несмотря на изначально заниженную частоту. Во всяком случае, перед нами честные 48 кГц, и весь этот частотный диапазон используется очень активно.

Теперь приступим ко второй части нашего тестирования.

Сначала мы прослушали один и тот же трек на акустике доступной ценовой категории (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500).

Шестиканальный микс на всех трех дисках произвел очень благоприятное впечатление. Все спикеры задействованы по полной, средние частоты звучат естественно, а бас добавляет саунду глубины. В целом звук объемный и насыщенный. Субъективно, наиболее комфортным оказалось звучание DVD-Audio, но разница с SACD и DTS была минимальной, и ничего более конкретного сказать тут нельзя. Поэтому главным испытанием для наших «подопечных» стало прослушивание на профессиональной акустике. Конфигурация системы следующая:

в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении.

И вот к каким выводам мы пришли. Звучание хоть и отличалось, но незначительно. Конечно, форматы внесли свои коррективы в саунд. Например, SACD показался нам чуть резковатым, тогда как DTS порадовал более мягким и сглаженным звучанием. Однако в целом можно констатировать паритет — стандартный полнобитрейтный DTS на DualDisc не уступил форматам высокого разрешения. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь еще спектральный анализ показал, что частотный диапазон на SACD задействуется далеко не полностью, а потому «паспортное» превосходство HD-форматов нивелируется особенностью мастеринга фонограммы. Для сравнения мы записали DVD-A с тестовой композицией (24 bit / 96 kHz), в которой задействован полный частотный спектр.

И здесь стереосистема наглядно проявила все свои достоинства и лишний раз заставила убедиться в потенциале DVD-A.

Общие впечатления от издания

Итак, подведем итоги по переизданию альбома Бьорк Vespertine. Единственное отличие диска от предыдущих переизданий из комплекта (____________surrounded) состоит в том, что аудиопрограмма на DVD-стороне не содержит дорожки DTS 96/24 (хотя она и заявлена на обложке). Вместо нее записан стандартный DTS 5.1. Однако, несмотря на эту печальную оплошность, звучание диска не уступает существующим изданиям Vespertine на SACD и DVD-A. А раз так, то и поклонники певицы, и те, кто желают познакомиться с одним из ее лучших альбомов, могут смело делать выбор в пользу DualDisc. Правда, если в вашей коллекции уже есть SACD или DVD-A с этим альбомом, а также имеется сборник клипов Volumen Plus, то особого смысла в апгрейде нет — разве что очень нужен шестиканальный микс на клипах It's In Our Hands и Nature Is Ancient.



Места продажи и цену на диск можно узнать вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление диска на тестирование

 

Дополнительно

Bjork Vespertine (DUALDISC)

Bjork: Vespertine (DualDisc)

 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 27 августа 2001 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

1999 год был для Бьорк непростым. Постоянные ссоры с Ларсом фон Триером на съемках «Танцующей в темноте» довели певицу (а теперь и актрису) до нервного срыва. Но год спустя как бы в качестве компенсации судьба преподносит Бьорк сразу два подарка. Первый — это триумф «Танцующей в темноте», благодаря которому известность исландки многократно возросла, а второй подарок — рождение сына. По словам Бьорк, после всех эмоциональных встрясок ей хотелось насладиться домашним уютом и выразить свое счастье в новом альбоме — более камерном и интимном, нежели Homogenic. В качестве соавтора был приглашен Гай Сигсворс, с которым Бьорк прежде уже работала над Unravel из Homogenic.

Разберем Vespertine по трекам.

1. Hidden Place (5:28)
Эмоциональный и чарующий трек, совершенно справедливо поставленный первым номером. Правда, общее мрачноватое звучание вкупе с утяжеленным электронным сопровождением делают эту песню довольно нетипичной для камерно-хрустального Vespertine. Но разве это так важно, если музыка по-настоящему захватывает и волнует?

Hidden Place — первый сингл альбома, стартовавший с 21 позиции в британском чарте и с 16 позиции — в канадском.

2. Cocoon (4:28)
Вторая песня намного ближе к общему настроению альбома — Бьорк как бы постепенно вводит нас в волшебный мир Vespertine. Минимум аранжировочных красивостей (помимо электронных битов мы слышим лишь отдаленные аккорды челесты) только подчеркивает выразительную вокальную мелодию. Голос Бьорк прежде никогда не звучал так нежно и трепетно! Песня вышла в качестве третьего (и последнего) альбомного сингла. А успех в чартах оказался более скромным, чем у первого сингла — лишь 35 строчка в британском Top 100.

3. It's Not Up to You (05:08)
Зато третий трек можно назвать одним из самых характерных для альбома. И касается это, прежде всего, сопровождения — утонченное звучание челесты плюс сэмплы струнных создают ту неповторимую атмосферу, которая и выделяет Vespertine из остальных альбомов Бьорк. Кроме того, в отличие от мрачного Hidden Place и сдержанного Cocoon эта песня буквально излучает радость и оптимизм, а припев погружает слушателя в состояние эйфории.

4. Undo (05:38)
По звучанию этот трек очень близок к Cocoon, но мелодия здесь более импровизационная и раскованная. Да и общее настроение песни продолжает скорее линию предыдущего номера, нежели начальных треков альбома. Интересно, что здесь впервые появляются вокальные наслоения, впоследствии получившие такое большое значение в Medulla.

5. Pagan Poetry (05:14)
Второй сингл альбома — одна из лучших песен за всю карьеру Бьорк. В Pagan Poetry сочетаются яркая эмоциональная мелодия, изобретательная аранжировка в стиле двух предыдущих треков и очень своеобразные стихи. Каждая деталь здесь доведена до совершенства, а типично «бьорковская» атмосферность присутствует на все 100… В целом песня завораживает и вызывает восхищение.

6. Frosti (01:41)
Очаровательная инструментальная интерлюдия, звучание которой стилизовано под музыкальную шкатулку. Судя по всему, трек был сыгран на челесте, но с последующей компьютерной обработкой звука. Маленькое музыкальное волшебство, дающее слушателю передышку после эмоционального накала Pagan Poetry.

7. Aurora (04:33)
Седьмой трек — это полное погружение в утонченно-воздушный мир Vespertine, сотканный из гипнотических электронных битов и райских голосов невидимых сирен, сверкающий хрустальными брызгами челесты и переливающийся солнечными пассажами струнных.

8. An Echo, a Stain (04:04)
Волшебный мир, в который мы попали еще в предыдущем треке, становится все более причудливым, чарующим и нереальным… «Булькающие» биты, отдаленные всплески арфы, и — парящий над всем этим музыкальным раем голос Бьорк…

9. Sun in my Mouth (02:40)
К этому треку подходит все из того, что было сказано о предыдущих двух номерах, с той только разницей, что вокальная мелодия здесь вполне осязаемая (и, надо заметить, очень красивая), а в качестве текста — стихи знаменитого американского поэта и художника XX века Эдварда Эстлина Каммингса.

10. Heirloom (05:12)
Разумеется, Бьорк не могла обойтись в этом альбоме совсем без ритмичных песен. И пусть Heirloom лишена детской непосредственности и очарования Human Behaviour, зато в плане аранжировки она не уступает лучшим трекам Vespertine.

11. Harm of Will (04:36)
Порой мне кажется, что Бьорк скоро оставит поп-музыку и займется академической музыкой. Предпоследняя песня из Vespertine вполне могла бы исполняться в консерваториях и филармониях (представьте себе — концерт для струнных и челесты!), если бы не одно «но»: вокальная линия. В основе номера — почти импровизационная, необычайно свободная и раскованная мелодия, исполняемая «исландским эльфом» с такой нежностью и трепетностью, что понимаешь — нет, эта музыка не для пышных залов. Это тихий, почти интимный разговор один на один, настоящее прикосновение к Тайне.

12. Unison (05:15)
Завершает альбом оптимистичная и потрясающе светлая песня, простые ритмы и гармонические обороты которой наполнены неизъяснимым очарованием. Бьорк как будто возвращает нас на Землю после экскурсии в рай, но делает это возращение максимально радостным и приятным. Ближе к концу песни звучание разрастается и становится почти ликующим, но включившиеся в этот момент в музыкальную ткань струнные и челеста заставляют вспомнить о том волшебном мире, в который мы погрузились в центральной части альбома.

Общие впечатления от альбома

Когда я услышал Vespertine в первый раз, то мне показалось, что Бьорк немного переборщила с оптимизмом и аранжировочными «красивостями», из-за чего альбом получился слишком сахарным. Но, прослушав диск несколько раз, я понял, что сложно представить себе более цельное и убедительное, с художественной точки зрения, произведение, чем Vespertine. При этом, как и любое настоящее произведение искусства, альбом имеет определенную концепцию — после мрачных «земных» песен мы попадаем в волшебный, но иллюзорный мир центральных треков, после чего возвращаемся обратно в реальность, но с немного иным, более оптимистичным и просветленным взглядом на жизнь. Что тут можно сказать? Браво, Бьорк!

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut. У данного диска отличие только одно — буклет.

     

Во-первых, представляет собой книжечку, а не раскладывается, как в Debut, Post и Homogenic. Во-вторых, внутренние листочки не глянцевые, а обычные, бумажные.

Сторона Audio CD

Объем — 564 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением диска проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диск уверенно распознается CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит бес проблем.

Сторона DVD-Video

Объем — 3598 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP'ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

На DVD представлены следующие материалы:

Клипы

1. It's In Our Hands
Песня It's In Our Hands не попала в альбом и вышла на сингле. К сожалению, достать этот сингл сейчас очень проблематично. А клип на песню хорошо известен поклонникам Бьорк — он выходил на DVD Volumen Plus, а также на DVD Greatest Hits. И пусть сама по себе песня вряд ли может чем-то удивить поклонников Бьорк (стандартные электронные биты плюс типичная для ее ранних альбомов мелодия), зато клип будет интересен любому киноману — ведь снимал его Спайк Джонз. В клипе Бьорк представлена в образе Дюймовочки, которая бегает ночью, под скупым светом фонарика, по «травяным джунглям», а мимо проползают ящерицы, улитки и другие насекомые — все размером с нее. Очень эффектно и оригинально!



2. Nature Is Ancient
Еще один клип на песню, не вошедшую в альбом. Что касается музыкальной стороны, то тут все внешне довольно стандартно для Бьорк, но, тем не менее, номер производит гораздо более яркое впечатление, чем предыдущая песня. А клип, режиссированный Линн Фоксом по-своему уникален для Бьорк — это первый клип певицы, в котором сама певица не появляется. Тем не менее, музыка, текст и видеоряд сочетаются идеально, хотя концовка клипа неизбежно ассоциируется с финальными кадрами «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика (что, впрочем, не есть плохо, скорее наоборот — добавляет новое смысловое измерение). Конечно, можно задаться вопросом, почему Бьорк не включила песню в альбом, но ответ лежит на поверхности: Nature Is Ancient при всей своей качественности не вписывается в стройную концепцию Vespertine.



3. Hidden Place
Клип на первый трек альбома Vespertine, снятый целой группой клипмейкеров — сплошное разочарование для поклонников певицы, привыкших к буйству фантазии и визуальному пиршеству творений Мишеля Гондри, Спайка Джонза и Криса Каннингема. Весь клип камера назойливо путешествует по лицу Бьорк, при этом из носа, глаз и уголков рта певицы выползает некая разноцветная гелеобразная жидкость. Это весь клип.



4. Pagan Poetry
Похоже, самый провокационный клип за всю карьеру Бьорк. В нем обнаженной по пояс певице делают пирсинг, причем демонстрируется все это крупным планом. Камера не боится ни обнаженной проколотой груди, ни изуродованной спины Бьорк. Режиссер Ник Найт утверждает, что хотел подчеркнуть в своей работе сексуальность Бьорк. Как по вашему — это очень сексуально? Кстати, клип демонстрировался на MTV только после 9 часов вечера.





5. Cocoon
Очередной эпатажный эксперимент. Антисексуальная эротика в сочетании с концептуальным минимализмом выглядят скорее как авангардный кич, нежели как серьезная работа. Как Бьорк согласилась участвовать во всем этом — большая загадка.





Общие впечатления от клипов

Более слабую подборку клипов даже сложно припомнить! Один из лучших альбомов Бьорк получил три ужасных видеоролика, которые только портят впечатление от превосходной музыки. Зато клипы на песни, не вошедшие в альбом, получились очень интересными и оригинальными. Особенно хорош Nature Is Ancient.

Прежде три промо-ролика к Vespertine выходили на DVD-синглах, а также на сборниках Volumen Plus и Greatest Hits. И на синглах, и на сборниках был доступен шестиканальный микс в формате Dolby Digital. В новом издании добавлены дорожки PCM Stereo и DTS 5.1, но исключен трек DD 2.0. В целом, и качество звука, и картинка не вызывают серьезных нареканий и тянут на твердую «четверку с плюсом». А с клипами на It's In Our Hands и Nature Is Ancient дела обстоят хуже. Специфика их видеоряда такова, что требования к трансферу — повышенные. Но, увы, изображение не отвечает и стандартным запросам. Картинке остро недостает четкости и резкости, а цифровой «шум» чересчур назойлив. Ситуацию мог бы улучшить анаморф на широкоэкранном Nature Is Ancient (2.40:1), но, увы — приходится довольствоваться убогим леттербоксом.

Vespertine 5.1 Mix

Теперь поговорим о качестве звука. Прежде альбом Vespertine выходил не только на CD и LP (виниловая грампластинка), но и на SACD и DVD-A. Поэтому наша задача — разобраться, какое из изданий альбома является на данный момент наиболее предпочтительным. Учитывая, что речь идет только о шестиканальном миксе, CD и LP отпадают. Итак, на ринге — SACD, DVD-A и DualDisc. Но для начала — пара слов о «соперниках» нового издания.

Vespertine (DVD-A)

Предельно минималистичное издание. На однослойном DVD-диске только аудиопрограмма альбома в DVD-A (5.1 и стерео) и DD 5.1. Треки DVD-Audio записаны с частотой 48 кГц (вместо возможных 96 кГц). Никаких бонусов не представлено. Чрезвычайно неудобное меню состоит из одной страницы, анимации и озвучания нет. Диск упакован в квадратный jewel case (стандартный для первых DVD-A дисков), а в буклете — тесты песен и credits.

Vespertine (Hybrid SACD)

Стандартный jewel case содержит гибридный Super Audio CD и буклет с текстами песен и credits.

Мы решили провести детальное тестирование аудиочасти всех трех изданий и сравнили многоканальные дорожки на SACD и DVD-A с DTS-треком на DualDisc. Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной Hi-End стереосистеме).

Первый этап анализа (объективный) выявил интересную особенность всех трех дисков. Частотный диапазон на них оказался существенно заниженным.







На первом скриншоте (первый — SACD, второй — DTS 5.1, третий — DVD-Audio) видно, что частотные характеристики аудиодорожки SACD не превышают стандартные значения для Audio CD. Таким образом, можно утверждать, что представленная SACD-фонограммы не используют основные преимущества форматов высокого разрешения, и стандартный DTS ей не уступает по частотному диапазону. Однако на DTS-дорожке был обнаружен паразитный высокочастотный призвук (на частоте около 50 кГц). Таким образом, наиболее предпочтительным выглядит DVD-Audio, даже, несмотря на изначально заниженную частоту. Во всяком случае, перед нами честные 48 кГц, и весь этот частотный диапазон используется очень активно.

Теперь приступим ко второй части нашего тестирования.

Сначала мы прослушали один и тот же трек на акустике доступной ценовой категории (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500).

Шестиканальный микс на всех трех дисках произвел очень благоприятное впечатление. Все спикеры задействованы по полной, средние частоты звучат естественно, а бас добавляет саунду глубины. В целом звук объемный и насыщенный. Субъективно, наиболее комфортным оказалось звучание DVD-Audio, но разница с SACD и DTS была минимальной, и ничего более конкретного сказать тут нельзя. Поэтому главным испытанием для наших «подопечных» стало прослушивание на профессиональной акустике. Конфигурация системы следующая:

в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении.

И вот к каким выводам мы пришли. Звучание хоть и отличалось, но незначительно. Конечно, форматы внесли свои коррективы в саунд. Например, SACD показался нам чуть резковатым, тогда как DTS порадовал более мягким и сглаженным звучанием. Однако в целом можно констатировать паритет — стандартный полнобитрейтный DTS на DualDisc не уступил форматам высокого разрешения. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь еще спектральный анализ показал, что частотный диапазон на SACD задействуется далеко не полностью, а потому «паспортное» превосходство HD-форматов нивелируется особенностью мастеринга фонограммы. Для сравнения мы записали DVD-A с тестовой композицией (24 bit / 96 kHz), в которой задействован полный частотный спектр.

И здесь стереосистема наглядно проявила все свои достоинства и лишний раз заставила убедиться в потенциале DVD-A.

Общие впечатления от издания

Итак, подведем итоги по переизданию альбома Бьорк Vespertine. Единственное отличие диска от предыдущих переизданий из комплекта (____________surrounded) состоит в том, что аудиопрограмма на DVD-стороне не содержит дорожки DTS 96/24 (хотя она и заявлена на обложке). Вместо нее записан стандартный DTS 5.1. Однако, несмотря на эту печальную оплошность, звучание диска не уступает существующим изданиям Vespertine на SACD и DVD-A. А раз так, то и поклонники певицы, и те, кто желают познакомиться с одним из ее лучших альбомов, могут смело делать выбор в пользу DualDisc. Правда, если в вашей коллекции уже есть SACD или DVD-A с этим альбомом, а также имеется сборник клипов Volumen Plus, то особого смысла в апгрейде нет — разве что очень нужен шестиканальный микс на клипах It's In Our Hands и Nature Is Ancient.



Места продажи и цену на диск можно узнать вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление диска на тестирование