Bjork: Soundtracks


 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 19 сентября 2000 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 25 июля 2005 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Мы уже писали о сотрудничестве Бьорк с киноиндустрией (песня Play Dead для фильма The Young Americans), кроме того, еще в бытность свою солисткой Sugarcubes Бьорк сыграла в фильме The Juniper Tree.

Но полноценных киноработ у певицы две: это главная роль и музыка в картине датского режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000) и саундтрек плюс небольшой эпизод в качестве актрисы в фильме своего мужа Мэтью Барни «Drawing Restraint 9» (2005).

«Танцующая в темноте» впервые была показана на Каннском фестивале в основном конкурсе и, как известно, завоевала главный приз — Золотую Пальмовую ветвь.


Бьорк получила приз за лучшую женскую роль. Спустя некоторое время после выхода картины в прокат, Бьорк выпустила альбом Selmasongs с музыкой из фильма.

«Drawing Restraint 9» демонстрировался в конкурсной программе Венецианского фестиваля, но не принес своим создателям никаких призов. Однако еще до премьеры фильма Бьорк выпустила на CD и LP саундтрек к картине.

Рассмотрим каждый диск подробнее!

Selmasongs

Главную героиню в фильме Ларса фон Триера зовут Сельма. Поэтому называние альбома переводится как «Песни Сельмы».

По словам Бьорк, для «Танцующей в темноте» она написала гораздо больше музыки, чем суровый датчанин взял в фильм. Тем не менее, на саундтреке нет «выкинутых» номеров — лишь те семь треков, что мы слышали в картине. А потому Selmasongs — самый короткий альбом Бьорк, общей длительностью около получаса. Но важно другое — саундтрек написан для симфонического оркестра и подчас звучит совершенно «академично». Правда, некоторые номера стилизованы под песни из голливудских киномюзиклов 40-х — 50-х годов, а потому саунд в этих треках напоминает игру популярных тогда эстрадных оркестров, но в целом Бьорк в своей работе явно ориентировалась на традиционную оперно-симфоническую музыку.

1. Overture (03:38)
Альбом (как и фильм) начинается с увертюры, что еще больше сближает творение Бьорк с классической музыкой. Инструментальное вступление совершенно академично по звучанию — оно вполне могло бы открывать какую-нибудь оперу или балет конца XIX — начала XX века. Поначалу музыка увертюры сдержанная и несколько отстраненная, но ближе к концу трека мы слышим негромкую, но довольно пафосную кульминацию, своего рода предвещание тех эмоциональных бурь, которые ожидают слушателей (и зрителей) в дальнейшем.

2. Cvalda (04:48)
Очень своеобразный и оригинальный номер. Музыка как бы рождается из шума заводских станков. Эмоциональная и яркая песня, стилизованная под бродвейский номер, является своего рода воплощением мечтаний Сельмы, героини Бьорк. Кстати, один куплет здесь исполняет Катрин Денев.

3. I've Seen It All (05:29)
Пронзительно трогательный дуэт Бьорк и Тома Йорка (фронтмен Radiohead) является одним из кульминационных номеров фильма. Богатое симфоническое сопровождение подчеркивает изгибы удивительно пластичной и нежной мелодии, а текст песни (написанный Ларсом фон Триером) наполнен скрытой, но оттого еще более сильной болью и трагизмом. За I've Seen It All Бьорк и Ларс фон Триер получили номинацию на Оскар в категории Original Song.

4. Scatterheart (06:39)
Центральный трек альбома является не много ни мало квинтэссенцией всего творчества Бьорк. Поначалу песня вызывает ассоциации с Vespertine, благодаря абсолютно идентичному инструментальному сопровождению (челеста, колокольчики…), а некоторые интонации напоминают конкретные моменты из Vespertine. Затем накладываются изобретательные электронные биты, что приближает саунд к Homogenic, а ближе к концу номера вступает оркестр, как бы подтверждая принадлежность Scatterheart именно к альбому Selmasongs.

5. In My Musicals (04:41)
Героиня Бьорк опять возвращается в свои мечты, а потому пятый номер звучит очень оптимистично и даже наивно, что сближает его с Cvalda. Главное достоинство трека — очень красочная инструментовка. Бьорк здесь использует возможности симфонического оркестра на все 100!

6. 107 Steps (02:36)
Смотревшие фильм наверняка помнят, в какой ситуации звучит эта песня. Но даже если вы не видели «Танцующую в темноте», 107 Steps произведет на вас сильнейшее впечатление. Сначала музыка чарует и завораживает, но постепенно звучание все уплотняется, и в конце песни мы вместе с Сельмой попадаем в настоящий кошмар.

7. New World (04:23)
Последний трек альбома звучит в фильме уже на титрах. Тем не менее, именно этот номер является главной кульминацией, приводящей зрителя к катарсису. Мелодия песни основана на теме Увертюры. Таким образом, Бьорк создает своего рода «арку» между началом и концом фильма (и, соответственно, альбома). Но если в Увертюре мы слышим только симфонический оркестр, то здесь на вокальную линию накладываются электронные биты. Превосходное завершение этой трагичной музыкальной истории!

Общие впечатления от альбома

Исключительно яркая и сильная работа, которая является не просто сопровождением к фильму, но несет очень мощный эмоциональный заряд сама по себе. Песни в альбоме идут в той же последовательности, что и в картине, но, тем не менее, общая композиция получается стройной и выверенной, как будто треки специально были скомпонованы именно в таком порядке. Альбомные версии немного отличаются от использованных в фильме. В неизменном виде представлены лишь Увертюра и New World. Впрочем, те изменения, которым подверглись песни, нельзя назвать очень существенными — скорее, это чисто «косметическая» правка, неизбежная при самостоятельном издании саундтрека в отрыве от первоисточника.

Music For The Drawing Restraint 9

Если альбом Selmasongs был своего рода трибьютом классической опере и голливудскому мюзиклу, то в саундтреке к Drawing Restraint 9 Бьорк заходит на территорию авангарда (впрочем, там она, еще начиная с Medulla) и восточной музыки. Обратите внимание: это альбом именно Бьорк-композитора, а не Бьорк-певицы — ее голос звучит только в трех номерах, но почти все треки она сочинила и спродюссировала самостоятельно (за исключением трех номеров, соавтором которых выступил режиссер фильма Мэтью Барни). Самое интересное, что альбом DR 9 наполовину инструментальный — вокал есть лишь в шести номерах из одиннадцати. Как и в Medulla, здесь не обошлось без гостевых вокалистов. Ими стали британец Уилл Олдхэм, эскимоска Tagaq (о ней мы писали в связи с альбомом Medulla) и японские исполнители Shiro Nomura и Shonosuke Okura. Инструментальный состав тоже оригинален и «интернационален». Ведущую роль играет японский инструмент Sho, кроме того, в некоторых треках звучат челеста, арфа и колокольчики. Прежде Бьорк уже использовала их в Vespertine, но там они выполняли скорее декоративную функцию, украшая и «расцвечивая» музыкальную ткань. Здесь — стали ее основой. Пройдемся по трек-листу альбома.

1. Gratitude (04:59)
Альбом открывается номером в исполнении Уилла Олдхэма. Бьорк (в соавторстве с мужем) положила на музыку фигурирующее в фильме письмо к Генералу МакАртуру. Белый стих, которым написано письмо (на первый взгляд, чисто прозаическое) очень естественно сочетается со свободной вокальной декламацией Олдхэма. Но благодаря утонченно-изысканному звучанию арфы и челесты, аккомпанирующих усталому и почти безэмоциональному голосу приглашенного вокалиста, музыкальная ткань становится более воздушной и поэтичной.

2. Pearl (03:43)
Во втором треке свои способности демонстрирует Tagaq. Ее очень специфичное горловое пение, состоящее из шепотов, вздохов, каких-то нечеловеческих стонов и хрипов, сразу вызывает в памяти некоторые номера альбома Medulla. Однако там это было лишь «приправой», а здесь — основное «блюдо». А потому назвать музыкой второй номер можно лишь с большой натяжкой, несмотря на довольно интересное звучание Sho, выполняющего функции аккомпанемента.

3. Ambergris March (03:57)
Третий номер, несмотря на всю свою эксцентричность и диссонантность, представляется одним из самых ярких эпизодов альбома. Это единственный трек в DR 9, где можно услышать биты. Впрочем, их звучание стилизовано под японские ударные инструменты и не имеет ничего общего со стандартным электронным сопровождением в поп-песнях. Однако основная нагрузка на колокольчиках и клавесине, резкие аккорды которых создают ощущение некой враждебной фантасмагории.

4. Bath (05:07)
Еще одна вершина альбома. Трек явно наследует песне Ancestors из Medulla. Такое же минималистичное фортепианное сопровождение, такая же необычная вокальная ткань, вырастающая из нескольких мелодических линий (все в исполнении Бьорк!), причудливо переплетающихся, сменяющих и дополняющих друг друга. Бьорк поет тихим, бесплотным звуком, полушепотом, тем не менее, ее голос узнаваем с первых же звуков. Как и Ancestors, Bath совершенно атонален, благодаря чему создается ощущение, что музыка нереальна, что она как будто парит над землей, причудливо стелется и тут же рассеивается, как дым. Удивительный номер!

5. Hunter Vessel (06:36)
Протяжные вязкие и грязные (совершенно не по-джазовому) аккорды в исполнении медных духовых инструментов постепенно убыстряются, что добавляет нервозности, а когда к духовым присоединяется перкуссия (удары барабана), звучание и вовсе становится истеричным. В конце опять возвращается первоначальная медлительность, но из-за очень сильно выросшего диапазона это воспринимается не как успокоение, но наоборот как прямое столкновение с некой враждебно-неумолимой силой. В целом музыка Hunter Vessel очень громоздкая и неповоротливая. При первом прослушивании трек отталкивает своей антиэстетичностью и однообразием (несмотря на смены темпа).

6. Shimenawa (02:48)
Сольный номер для Sho. Если вслушаться, то исполняемая им музыка вполне тональна и немного напоминает колыбельную. Но звучание инструмента слишком непривычно для нашего слуха, поэтому воспринимается номер с трудом и никакого впечатления не производит.

7. Vessel Shimenawa (01:54)
Поначалу трек кажется повторением, репризой пятого номера. Те же грубые аккорды медных духовых, те же смены темпа… Но более внимательные слушатели заметят, что постепенно в музыкальную ткань проникают интонации из предыдущего номера — Shimenawa. Таким образом, Бьорк объединяет в Vessel Shimenawa характерные особенности пятого и шестого номеров (кстати, на это указывает название) и создает внутри самого своего авангардного альбома… абсолютно классическую музыкальную форму (если считать №№5-7 единой композицией)!

8. Storm (05:32)
Как видно из названия, музыка в восьмом треке изображает шторм на море. И для достижения максимального эффекта Бьорк обращается к одному из самых радикальных авангардистских течений — речь идет о так называемой конкретной музыке. Произведения в этом стиле создаются из немузыкальных звуков (в данном случае это шум моря и звук работающего корабельного мотора). Очень сомнительное и не лучшим образом зарекомендовавшее себя течение. Однако Бьорк, пользуясь приемами конкретной музыки, создала поистине впечатляющее произведение — яркое и высокохудожественное. Правда, помимо естественных шумов мы здесь слышим голос самой Бьорк, а также некоторые синтезированные на компьютере вполне музыкальные звучания, но удары волн о борт корабля и резкие порывы ветра играют не менее, а то и более важную роль. В итоге получилась в высшей степени убедительная музыкальная картина.

9. Holographic Entrypoint (09:57)
Текст трека написан Мэтью Барни, а музыки здесь как таковой и нет. Shiro Nomura исполняет в традиционной японской манере (словами это описать невозможно — даже не просите!) невообразимо долгую и скучную монодию, причем явно не на английском (по-видимому, текст Барни, напечатанный в буклете, был переведен на японский). Инструментального сопровождения нет, но периодически мы слышим какие-то загадочные стуки и вскрики Shonosuke Okura.

10. Cetacea (03:12)
Самый традиционный по звучанию номер. Бьорк поет довольно простую и ясную мелодию под аккомпанемент колокольчиков. Тем не менее, номер не остается в памяти — он слишком эмоционально нейтрален и неестественен. Самое интересное, что в буклете Бьорк не указана в числе исполнителей, зато указаны челеста и арфа, которых здесь нет.

11. Antarctic Return (09:57)
Альбом завершается еще одним соло Sho. По музыке он очень близок к первому соло Sho — Shimenawa. В шестом номере такое же мерно-покачивающееся движение, с похожими мелодическими и гармоническими оборотами. Но в целом Shimenawa интереснее будет, чем финальный трек, хотя Antarctic Return почти в два раза длиннее (что, кстати, тоже не в его пользу).

Общие впечатления от альбома

Пожалуй, это самая радикальная работа Бьорк. И если в Medulla еще есть несколько треков с мэйнстримовым обликом (Who Is It, The Triumph Of A Heart, Oceania), то в DR 9 Бьорк решительно порывает с поп-музыкой и какими бы то ни было традициями и правилами. Однако, при всей неожиданности и кажущейся нелогичности (попробуйте найти хоть что-то общее между Human Behaviour и треками DR 9!) именно такой поворот в творчестве Бьорк является наиболее естественным и закономерным. И при желании его можно было спрогнозировать еще задолго до Medulla (в предыдущих статьях цикла мы специально уделяли повышенное внимание экспериментальным, непривычно звучащим трекам, пусть они и казались «белыми воронами» в окружении танцевальных поп-номеров). Конечно, восточная тематика музыки заложена в самом фильме (также как сюжет «Танцующей в темноте» предопределил ориентацию на мюзиклы в саундтреке), и далеко не факт, что Бьорк в дальнейшем будет использовать японские мотивы и инструменты в своем творчестве. Но отход от развлекательной музыки и поп-мэйнстрима в сторону авангарда — налицо. И можно с большой вероятностью предположить, что эта тенденция будет продолжена талантливой исландкой.

Что касается собственно альбома DR 9, то я затрудняюсь дать какие-либо однозначные рекомендации. Поклонники певицы могут быть разочарованы тем, что ее голос звучит лишь в трех треках, а обилие чисто японских композиций грозит оттолкнуть даже тех слушателей, которые с восторгом приняли Medulla. В целом альбом слишком высоко поднимает планку требований к слушателю — его нельзя слушать между делом, в нем не стоит искать тех «приятностей», которые мы привыкли ожидать от музыки (неважно — популярной или классической). И конечно, если вы взялись за него, то одним прослушиванием не обойтись. Это абсолютно авангардная «неформатная» работа, где, кстати, очень заметно влияние горячо любимого Бьорк композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена (она даже взяла у него интервью, уже будучи поп-звездой первой величины). Так что — выбор за вами!

     

Издание

Диски входят в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut.

Сторона Audio CD

Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением дисков проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диски уверенно распознаются CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит без проблем.

Сторона DVD-Video

Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)

Полноэкранные меню обоих дисков выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP’ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

Никаких видеоматериалов и бонусов на дисках не представлено — только аудиодорожки. Однако на DVD-дорожках Music For The Drawing Restraint есть дополнительный трек Petrolatum. В трек-листе альбома он расположен между Gratitude и Pearl. Оценим новинку!

Petrolatum (06:10)
Перед нами еще один инструментальный трек, причем исполняется на одних только ударных инструментах. Можно только догадываться, в каком контексте он звучал в фильме, но в качестве самостоятельного номера его воспринимать довольно сложно. И тем более нельзя эту композицию слушать в отрыве от остальных номеров.

Наличие бонус-трека нельзя считать серьезным аргументом в пользу покупки переиздания.

Что касается качества звучания, то шестиканальные миксы действительно впечатляют. Звук раскованный, эмоциональный и объемный. Хотя, признаться, от DTS 96/24 на Drawing Restraint 9 я ожидал немного большего.

Давайте систематизируем наши впечатления от переизданий саундтреков Бьорк.

Плюсы:

•  Наличие шестиканального микса на всех треках альбома
•  Наличие на треках альбома лучшей на данный момент звуковой DVD-дорожки DTS 96/24
•  Наличие на DVD -стороне Music For The Drawing Restraint 9 бонус-трека Petrolatum, прежде не издававшегося
•  Невысокая цена (меньше $20)

Минусы:

• Отсутствие на Selmasongs бонус-треков, выходивших на лимитированном CD-издании
•  Отсутствие файлов DVD-A
•  Отсутствие каких-либо видео- или текстовых бонусов
•  Отсутствие бонус-трека Petrolatum на CD-стороне
•  Большое количество UOP 'ов (действий, запрещенных пользователю), неудобство навигации по меню

Стандартное (совсем не коллекционное) оформление

Итак, подведем итоги по переизданиям саундтреков Бьорк. Если в вашей коллекции есть DVD с фильмом «Танцующая в темноте» (лучше всего — американское или датское издание с возможностью переходить от одной песни к другой), то необходимость приобретения переиздания Selmasongs выглядит очень сомнительной. На DVD тоже шестиканальный звук, но там еще и фильм, и бонусы к фильму (даже на русском издании от Amalgama). Тем более, что еще можно попытаться найти в продаже лимитированное издание на CD с десятью бонус-треками (ремиксы альбома Debut). А покупка переиздания Music For The Drawing Restraint 9 более оправдана. Помимо шестиканального звука (значительно усиливающего впечатление от альбома) на диске есть бонус-трек, на CD не издававшийся. Поэтому даже если у вас есть CD-издание, имеет смысл сделать апгрейд до DualDisc — неизвестно, сколько еще нам придется ждать выхода фильма Мэтью Барни на DVD, и тем более неизвестно, с каким качеством там будет записан звук.



Места продажи и цены на диски можно узнать вот здесь и вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление дисков на тестирование

 

Дополнительно

Bjork Soundtracks

Bjork: Soundtracks

 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 19 сентября 2000 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 25 июля 2005 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Мы уже писали о сотрудничестве Бьорк с киноиндустрией (песня Play Dead для фильма The Young Americans), кроме того, еще в бытность свою солисткой Sugarcubes Бьорк сыграла в фильме The Juniper Tree.

Но полноценных киноработ у певицы две: это главная роль и музыка в картине датского режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000) и саундтрек плюс небольшой эпизод в качестве актрисы в фильме своего мужа Мэтью Барни «Drawing Restraint 9» (2005).

«Танцующая в темноте» впервые была показана на Каннском фестивале в основном конкурсе и, как известно, завоевала главный приз — Золотую Пальмовую ветвь.


Бьорк получила приз за лучшую женскую роль. Спустя некоторое время после выхода картины в прокат, Бьорк выпустила альбом Selmasongs с музыкой из фильма.

«Drawing Restraint 9» демонстрировался в конкурсной программе Венецианского фестиваля, но не принес своим создателям никаких призов. Однако еще до премьеры фильма Бьорк выпустила на CD и LP саундтрек к картине.

Рассмотрим каждый диск подробнее!

Selmasongs

Главную героиню в фильме Ларса фон Триера зовут Сельма. Поэтому называние альбома переводится как «Песни Сельмы».

По словам Бьорк, для «Танцующей в темноте» она написала гораздо больше музыки, чем суровый датчанин взял в фильм. Тем не менее, на саундтреке нет «выкинутых» номеров — лишь те семь треков, что мы слышали в картине. А потому Selmasongs — самый короткий альбом Бьорк, общей длительностью около получаса. Но важно другое — саундтрек написан для симфонического оркестра и подчас звучит совершенно «академично». Правда, некоторые номера стилизованы под песни из голливудских киномюзиклов 40-х — 50-х годов, а потому саунд в этих треках напоминает игру популярных тогда эстрадных оркестров, но в целом Бьорк в своей работе явно ориентировалась на традиционную оперно-симфоническую музыку.

1. Overture (03:38)
Альбом (как и фильм) начинается с увертюры, что еще больше сближает творение Бьорк с классической музыкой. Инструментальное вступление совершенно академично по звучанию — оно вполне могло бы открывать какую-нибудь оперу или балет конца XIX — начала XX века. Поначалу музыка увертюры сдержанная и несколько отстраненная, но ближе к концу трека мы слышим негромкую, но довольно пафосную кульминацию, своего рода предвещание тех эмоциональных бурь, которые ожидают слушателей (и зрителей) в дальнейшем.

2. Cvalda (04:48)
Очень своеобразный и оригинальный номер. Музыка как бы рождается из шума заводских станков. Эмоциональная и яркая песня, стилизованная под бродвейский номер, является своего рода воплощением мечтаний Сельмы, героини Бьорк. Кстати, один куплет здесь исполняет Катрин Денев.

3. I've Seen It All (05:29)
Пронзительно трогательный дуэт Бьорк и Тома Йорка (фронтмен Radiohead) является одним из кульминационных номеров фильма. Богатое симфоническое сопровождение подчеркивает изгибы удивительно пластичной и нежной мелодии, а текст песни (написанный Ларсом фон Триером) наполнен скрытой, но оттого еще более сильной болью и трагизмом. За I've Seen It All Бьорк и Ларс фон Триер получили номинацию на Оскар в категории Original Song.

4. Scatterheart (06:39)
Центральный трек альбома является не много ни мало квинтэссенцией всего творчества Бьорк. Поначалу песня вызывает ассоциации с Vespertine, благодаря абсолютно идентичному инструментальному сопровождению (челеста, колокольчики…), а некоторые интонации напоминают конкретные моменты из Vespertine. Затем накладываются изобретательные электронные биты, что приближает саунд к Homogenic, а ближе к концу номера вступает оркестр, как бы подтверждая принадлежность Scatterheart именно к альбому Selmasongs.

5. In My Musicals (04:41)
Героиня Бьорк опять возвращается в свои мечты, а потому пятый номер звучит очень оптимистично и даже наивно, что сближает его с Cvalda. Главное достоинство трека — очень красочная инструментовка. Бьорк здесь использует возможности симфонического оркестра на все 100!

6. 107 Steps (02:36)
Смотревшие фильм наверняка помнят, в какой ситуации звучит эта песня. Но даже если вы не видели «Танцующую в темноте», 107 Steps произведет на вас сильнейшее впечатление. Сначала музыка чарует и завораживает, но постепенно звучание все уплотняется, и в конце песни мы вместе с Сельмой попадаем в настоящий кошмар.

7. New World (04:23)
Последний трек альбома звучит в фильме уже на титрах. Тем не менее, именно этот номер является главной кульминацией, приводящей зрителя к катарсису. Мелодия песни основана на теме Увертюры. Таким образом, Бьорк создает своего рода «арку» между началом и концом фильма (и, соответственно, альбома). Но если в Увертюре мы слышим только симфонический оркестр, то здесь на вокальную линию накладываются электронные биты. Превосходное завершение этой трагичной музыкальной истории!

Общие впечатления от альбома

Исключительно яркая и сильная работа, которая является не просто сопровождением к фильму, но несет очень мощный эмоциональный заряд сама по себе. Песни в альбоме идут в той же последовательности, что и в картине, но, тем не менее, общая композиция получается стройной и выверенной, как будто треки специально были скомпонованы именно в таком порядке. Альбомные версии немного отличаются от использованных в фильме. В неизменном виде представлены лишь Увертюра и New World. Впрочем, те изменения, которым подверглись песни, нельзя назвать очень существенными — скорее, это чисто «косметическая» правка, неизбежная при самостоятельном издании саундтрека в отрыве от первоисточника.

Music For The Drawing Restraint 9

Если альбом Selmasongs был своего рода трибьютом классической опере и голливудскому мюзиклу, то в саундтреке к Drawing Restraint 9 Бьорк заходит на территорию авангарда (впрочем, там она, еще начиная с Medulla) и восточной музыки. Обратите внимание: это альбом именно Бьорк-композитора, а не Бьорк-певицы — ее голос звучит только в трех номерах, но почти все треки она сочинила и спродюссировала самостоятельно (за исключением трех номеров, соавтором которых выступил режиссер фильма Мэтью Барни). Самое интересное, что альбом DR 9 наполовину инструментальный — вокал есть лишь в шести номерах из одиннадцати. Как и в Medulla, здесь не обошлось без гостевых вокалистов. Ими стали британец Уилл Олдхэм, эскимоска Tagaq (о ней мы писали в связи с альбомом Medulla) и японские исполнители Shiro Nomura и Shonosuke Okura. Инструментальный состав тоже оригинален и «интернационален». Ведущую роль играет японский инструмент Sho, кроме того, в некоторых треках звучат челеста, арфа и колокольчики. Прежде Бьорк уже использовала их в Vespertine, но там они выполняли скорее декоративную функцию, украшая и «расцвечивая» музыкальную ткань. Здесь — стали ее основой. Пройдемся по трек-листу альбома.

1. Gratitude (04:59)
Альбом открывается номером в исполнении Уилла Олдхэма. Бьорк (в соавторстве с мужем) положила на музыку фигурирующее в фильме письмо к Генералу МакАртуру. Белый стих, которым написано письмо (на первый взгляд, чисто прозаическое) очень естественно сочетается со свободной вокальной декламацией Олдхэма. Но благодаря утонченно-изысканному звучанию арфы и челесты, аккомпанирующих усталому и почти безэмоциональному голосу приглашенного вокалиста, музыкальная ткань становится более воздушной и поэтичной.

2. Pearl (03:43)
Во втором треке свои способности демонстрирует Tagaq. Ее очень специфичное горловое пение, состоящее из шепотов, вздохов, каких-то нечеловеческих стонов и хрипов, сразу вызывает в памяти некоторые номера альбома Medulla. Однако там это было лишь «приправой», а здесь — основное «блюдо». А потому назвать музыкой второй номер можно лишь с большой натяжкой, несмотря на довольно интересное звучание Sho, выполняющего функции аккомпанемента.

3. Ambergris March (03:57)
Третий номер, несмотря на всю свою эксцентричность и диссонантность, представляется одним из самых ярких эпизодов альбома. Это единственный трек в DR 9, где можно услышать биты. Впрочем, их звучание стилизовано под японские ударные инструменты и не имеет ничего общего со стандартным электронным сопровождением в поп-песнях. Однако основная нагрузка на колокольчиках и клавесине, резкие аккорды которых создают ощущение некой враждебной фантасмагории.

4. Bath (05:07)
Еще одна вершина альбома. Трек явно наследует песне Ancestors из Medulla. Такое же минималистичное фортепианное сопровождение, такая же необычная вокальная ткань, вырастающая из нескольких мелодических линий (все в исполнении Бьорк!), причудливо переплетающихся, сменяющих и дополняющих друг друга. Бьорк поет тихим, бесплотным звуком, полушепотом, тем не менее, ее голос узнаваем с первых же звуков. Как и Ancestors, Bath совершенно атонален, благодаря чему создается ощущение, что музыка нереальна, что она как будто парит над землей, причудливо стелется и тут же рассеивается, как дым. Удивительный номер!

5. Hunter Vessel (06:36)
Протяжные вязкие и грязные (совершенно не по-джазовому) аккорды в исполнении медных духовых инструментов постепенно убыстряются, что добавляет нервозности, а когда к духовым присоединяется перкуссия (удары барабана), звучание и вовсе становится истеричным. В конце опять возвращается первоначальная медлительность, но из-за очень сильно выросшего диапазона это воспринимается не как успокоение, но наоборот как прямое столкновение с некой враждебно-неумолимой силой. В целом музыка Hunter Vessel очень громоздкая и неповоротливая. При первом прослушивании трек отталкивает своей антиэстетичностью и однообразием (несмотря на смены темпа).

6. Shimenawa (02:48)
Сольный номер для Sho. Если вслушаться, то исполняемая им музыка вполне тональна и немного напоминает колыбельную. Но звучание инструмента слишком непривычно для нашего слуха, поэтому воспринимается номер с трудом и никакого впечатления не производит.

7. Vessel Shimenawa (01:54)
Поначалу трек кажется повторением, репризой пятого номера. Те же грубые аккорды медных духовых, те же смены темпа… Но более внимательные слушатели заметят, что постепенно в музыкальную ткань проникают интонации из предыдущего номера — Shimenawa. Таким образом, Бьорк объединяет в Vessel Shimenawa характерные особенности пятого и шестого номеров (кстати, на это указывает название) и создает внутри самого своего авангардного альбома… абсолютно классическую музыкальную форму (если считать №№5-7 единой композицией)!

8. Storm (05:32)
Как видно из названия, музыка в восьмом треке изображает шторм на море. И для достижения максимального эффекта Бьорк обращается к одному из самых радикальных авангардистских течений — речь идет о так называемой конкретной музыке. Произведения в этом стиле создаются из немузыкальных звуков (в данном случае это шум моря и звук работающего корабельного мотора). Очень сомнительное и не лучшим образом зарекомендовавшее себя течение. Однако Бьорк, пользуясь приемами конкретной музыки, создала поистине впечатляющее произведение — яркое и высокохудожественное. Правда, помимо естественных шумов мы здесь слышим голос самой Бьорк, а также некоторые синтезированные на компьютере вполне музыкальные звучания, но удары волн о борт корабля и резкие порывы ветра играют не менее, а то и более важную роль. В итоге получилась в высшей степени убедительная музыкальная картина.

9. Holographic Entrypoint (09:57)
Текст трека написан Мэтью Барни, а музыки здесь как таковой и нет. Shiro Nomura исполняет в традиционной японской манере (словами это описать невозможно — даже не просите!) невообразимо долгую и скучную монодию, причем явно не на английском (по-видимому, текст Барни, напечатанный в буклете, был переведен на японский). Инструментального сопровождения нет, но периодически мы слышим какие-то загадочные стуки и вскрики Shonosuke Okura.

10. Cetacea (03:12)
Самый традиционный по звучанию номер. Бьорк поет довольно простую и ясную мелодию под аккомпанемент колокольчиков. Тем не менее, номер не остается в памяти — он слишком эмоционально нейтрален и неестественен. Самое интересное, что в буклете Бьорк не указана в числе исполнителей, зато указаны челеста и арфа, которых здесь нет.

11. Antarctic Return (09:57)
Альбом завершается еще одним соло Sho. По музыке он очень близок к первому соло Sho — Shimenawa. В шестом номере такое же мерно-покачивающееся движение, с похожими мелодическими и гармоническими оборотами. Но в целом Shimenawa интереснее будет, чем финальный трек, хотя Antarctic Return почти в два раза длиннее (что, кстати, тоже не в его пользу).

Общие впечатления от альбома

Пожалуй, это самая радикальная работа Бьорк. И если в Medulla еще есть несколько треков с мэйнстримовым обликом (Who Is It, The Triumph Of A Heart, Oceania), то в DR 9 Бьорк решительно порывает с поп-музыкой и какими бы то ни было традициями и правилами. Однако, при всей неожиданности и кажущейся нелогичности (попробуйте найти хоть что-то общее между Human Behaviour и треками DR 9!) именно такой поворот в творчестве Бьорк является наиболее естественным и закономерным. И при желании его можно было спрогнозировать еще задолго до Medulla (в предыдущих статьях цикла мы специально уделяли повышенное внимание экспериментальным, непривычно звучащим трекам, пусть они и казались «белыми воронами» в окружении танцевальных поп-номеров). Конечно, восточная тематика музыки заложена в самом фильме (также как сюжет «Танцующей в темноте» предопределил ориентацию на мюзиклы в саундтреке), и далеко не факт, что Бьорк в дальнейшем будет использовать японские мотивы и инструменты в своем творчестве. Но отход от развлекательной музыки и поп-мэйнстрима в сторону авангарда — налицо. И можно с большой вероятностью предположить, что эта тенденция будет продолжена талантливой исландкой.

Что касается собственно альбома DR 9, то я затрудняюсь дать какие-либо однозначные рекомендации. Поклонники певицы могут быть разочарованы тем, что ее голос звучит лишь в трех треках, а обилие чисто японских композиций грозит оттолкнуть даже тех слушателей, которые с восторгом приняли Medulla. В целом альбом слишком высоко поднимает планку требований к слушателю — его нельзя слушать между делом, в нем не стоит искать тех «приятностей», которые мы привыкли ожидать от музыки (неважно — популярной или классической). И конечно, если вы взялись за него, то одним прослушиванием не обойтись. Это абсолютно авангардная «неформатная» работа, где, кстати, очень заметно влияние горячо любимого Бьорк композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена (она даже взяла у него интервью, уже будучи поп-звездой первой величины). Так что — выбор за вами!

     

Издание

Диски входят в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut.

Сторона Audio CD

Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением дисков проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диски уверенно распознаются CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит без проблем.

Сторона DVD-Video

Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)

Полноэкранные меню обоих дисков выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP’ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

Никаких видеоматериалов и бонусов на дисках не представлено — только аудиодорожки. Однако на DVD-дорожках Music For The Drawing Restraint есть дополнительный трек Petrolatum. В трек-листе альбома он расположен между Gratitude и Pearl. Оценим новинку!

Petrolatum (06:10)
Перед нами еще один инструментальный трек, причем исполняется на одних только ударных инструментах. Можно только догадываться, в каком контексте он звучал в фильме, но в качестве самостоятельного номера его воспринимать довольно сложно. И тем более нельзя эту композицию слушать в отрыве от остальных номеров.

Наличие бонус-трека нельзя считать серьезным аргументом в пользу покупки переиздания.

Что касается качества звучания, то шестиканальные миксы действительно впечатляют. Звук раскованный, эмоциональный и объемный. Хотя, признаться, от DTS 96/24 на Drawing Restraint 9 я ожидал немного большего.

Давайте систематизируем наши впечатления от переизданий саундтреков Бьорк.

Плюсы:

•  Наличие шестиканального микса на всех треках альбома
•  Наличие на треках альбома лучшей на данный момент звуковой DVD-дорожки DTS 96/24
•  Наличие на DVD -стороне Music For The Drawing Restraint 9 бонус-трека Petrolatum, прежде не издававшегося
•  Невысокая цена (меньше $20)

Минусы:

• Отсутствие на Selmasongs бонус-треков, выходивших на лимитированном CD-издании
•  Отсутствие файлов DVD-A
•  Отсутствие каких-либо видео- или текстовых бонусов
•  Отсутствие бонус-трека Petrolatum на CD-стороне
•  Большое количество UOP 'ов (действий, запрещенных пользователю), неудобство навигации по меню

Стандартное (совсем не коллекционное) оформление

Итак, подведем итоги по переизданиям саундтреков Бьорк. Если в вашей коллекции есть DVD с фильмом «Танцующая в темноте» (лучше всего — американское или датское издание с возможностью переходить от одной песни к другой), то необходимость приобретения переиздания Selmasongs выглядит очень сомнительной. На DVD тоже шестиканальный звук, но там еще и фильм, и бонусы к фильму (даже на русском издании от Amalgama). Тем более, что еще можно попытаться найти в продаже лимитированное издание на CD с десятью бонус-треками (ремиксы альбома Debut). А покупка переиздания Music For The Drawing Restraint 9 более оправдана. Помимо шестиканального звука (значительно усиливающего впечатление от альбома) на диске есть бонус-трек, на CD не издававшийся. Поэтому даже если у вас есть CD-издание, имеет смысл сделать апгрейд до DualDisc — неизвестно, сколько еще нам придется ждать выхода фильма Мэтью Барни на DVD, и тем более неизвестно, с каким качеством там будет записан звук.



Места продажи и цены на диски можно узнать вот здесь и вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление дисков на тестирование