Björk: Medulla (DualDisc)


 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 30 августа 2004 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Последний на данный момент альбом Бьорк (если не считать саундтрек к Drawing Restraint 9) не имел такого коммерческого успеха, как Debut или Post. На синглах вышло всего три песни, и даже концертного тура в поддержку альбома певица решила не устраивать. Но то, что с первого взгляда кажется провалом Бьорк, на самом деле, является ее крупнейшим достижением. Пластинка произвела фурор в музыкальном мире, и даже те критики, которые прежде скептически относились к творчеству исландки, вынуждены были признать, что Бьорк — одна из самых ярких, удивительных и самобытных композиторов современности. Что же такого необычного в этом альбоме?

Прежде всего, Medulla — это целиком вокальный альбом. Для его записи был приглашен Исландский хор, а также ряд гостевых вокалистов, включая известных исполнителей народной музыки эскимоску Tagaq и японца Dokaka. Из привычных инструментов Бьорк оставила барабаны (по ее словам, они снимают напряжение) и фортепиано в одном из треков. Но основу музыкальной ткани составляют совсем не они, а сложнейшие вокальные партии, образующие причудливую полифоническую структуру. Но не подумайте, что услышите только пение — нет! Музыка наполнена вздохами, пришепетываниями, шорохами, стонами… Бьорк использует самые разнообразные звуки, которые только может издать человек. Эксперименты с человеческим голосом Бьорк начала еще в Vespertine, но кто бы мог предположить, что в свой следующий альбом она построит целиком на этом! Хорошо это или плохо? Спорный вопрос. Впрочем, одно можно сказать точно — ничего подобного раньше вы не слышали. Стоит вставить диск в проигрыватель, как вы попадаете в абсолютно новый мир, созданный по каким-то не поддающимся объяснению законам и подчиненный только одному человеку, имя которому — Бьорк!

Давайте пройдемся по трек-листу альбома.

1. Pleasure Is All Mine (03:26)
Вязкая, можно сказать, «удушливая» атмосфера начального трека захватывает слушателя с первых звуков. Изысканную, очень оригинальную мелодию обрамляют вздохи и стоны, а неторопливая, как бы усталая ритмическая пульсация подчеркивает неожиданные интонационные и гармонические обороты. В целом трек звучит несколько мрачновато, но именно он и является, наверно, наиболее показательным для всего альбома.

2. Show Me Forgiveness (01:23)
Одноголосная мелодия (Бьорк поет одна, без сопровождения) сочетает в себе причудливые изгибы мелодий из ранних альбомов и внутреннюю свободу (прежде всего, в плане ритма) народных напевов, на которые певица, по ее собственному признанию, и ориентировалась, создавая этот альбом. Но, несмотря на все достоинства, этот трек выполняет, скорее, связующую роль.

3. Where Is the Line (04:41)
Одна из кульминационных песен в альбоме. Исключительный по силе эмоционального воздействия номер. Очень агрессивное, если не сказать враждебное звучание буквально повергает в ужас и отчаяние. Ни одна другая песня Бьорк не заряжена такой мощной отрицательной энергией.

4. Vokuro (03:14)
Впервые номерной трек в сольном альбоме Бьорк — на исландском языке, а не на английском (причем, в буклете перевода нет). Vokuro — это вольная обработка исландской народной песни. У Бьорк она звучит как настоящий многоголосный церковный хорал. Сдержанный, мудрый и возвышенный. Так что решение поставить этот трек после Where Is The Line, чтобы успокоить слушателя, вернуть ему душевное равновесие — более чем оправданное решение!

5. Öll Birtan (01:52)
Песня без текста (в классической музыке это называется вокализ). Отстраненное и какое-то медитативное звучание вокального ансамбля с многократным повторением одних и тех же слогов на одном-двух звуках прекрасно обрамляет импровизационную партию Бьорк. Голос певицы то взлетает над остальной музыкальной тканью, то опять ныряет в общую звуковую массу.

6. Who Is It (03:57)
Трек звучит довольно оптимистично и просветленно, но в контексте предыдущих песен это воспринимается скорее как уход от существующих проблем, нежели их решение. Пожалуй, мелодия этой песни наиболее привычная и легкая для восприятия. По стилю она ближе именно к ранним хитам, хотя минималистичная аранжировка (только голос и барабаны) не позволяет забыть о том, что мы слушаем именно альбом Medulla.

7. Submarine (03:13)
В седьмом треке Бьорк аккомпанирует ансамбль мужских голосов, при этом певица вступает только ближе к середине песни. Общее звучание — довольно мрачное.

8. Desired Constellation (04:55)
Одна из двух песен Medulla, в которой Бьорк применяет столь любимое прежде электронное сопровождение (вторая песня — Mouth's Cradle). Но, опять-таки, общее стремление к минималистичности проявляется и тут. Все сопровождение — буквально на двух-трех гармониях, поэтому основная нагрузка ложится на вокальную линию, которая предельно выразительна. И если в куплетах она захватывает лишь несколько нот, то в припевах (роль которых здесь выполняет одна фраза, повторяемая трижды, но с варьированием) голос Бьорк взмывает вверх.

9. Oceania (03:24)
Девятый трек явно перекликается с Submarine. Но в Oceania певице аккомпанирует уже не мужской, а женский вокальный ансамбль. Да и общее звучание стало более мягким и светлым, хотя терпкие гармонии, полифонические наслоения и своеобразные ритмические фигуры (даже с небольшим оттенком танцевальности) не позволяют слушателю расслабиться.

Песня Oceania была написана Бьорк для Олимпиады 2004 года (Афины) и исполнена на церемонии открытия.

10. Sonnets / Unrealities XI (01:59)
Краткая афористичная зарисовка для вокального ансамбля a capella (без сопровождения).

11. Ancestors (04:08)
Загадочные стоны, вздохи и стенания на фоне нескольких угрюмых фортепианных звуков, назойливо повторяющихся, как в медитативной музыке, отлично подошли бы для какого-нибудь мистического триллера о воскресших душах предков.

12. Mouth's Cradle (04:00)
Из всех песен альбома этот трек ближе всего к ранним хитам Бьорк. Хотя — изобретательное вокальное сопровождение все равно напоминает нам о том, что мы слушаем почти авангардную работу.

13. Midvikudags (01:24)
Еще один номер без текста (распев идет на отдельные ничего не значащие слоги). Кстати, Бьорк здесь — всего лишь один из вокального ансамбля, но никак не солирующий.

14. Triumph Of A Heart (04:04)
А завершает альбом энергичная и оптимистичная песня, чем-то напоминающая Human Behaviour. Только если главный хит дебютного альбома Бьорк отличается очень необычной мелодией и пленяет какой-то детской наивностью, то Triumph Of A Heart производит почти юмористическое впечатление за счет сопровождения. Как и в большинстве треков Medulla, аккомпанирующий состав ограничен вокальным ансамблем и ударными. Вокалисты в течение всей песни издают самые невообразимые звуки, как будто забавляются и издеваются над слушателем, а в это время Бьорк как ни в чем ни бывало поет свою партию совершенно в духе ранних альбомов.

Общие впечатления от альбома

Яркий экспериментальный альбом, который придется по вкусу далеко не каждому. Но нельзя не признать, что никому прежде еще не удавалось так удачно соединить поп-музыку и авангард. Как и Vespertine, Medulla содержит определенную концепцию: от первых трех «земных» треков через два исландских хорала (отпевание?) к «фантастическим» песням №№ 6-9, после чего — опять возвращение к «земной» музыке (ритмичные Mouth's Cradle и Triumph of a Heart). Только здесь нет той просветленности и райской чистоты, что была в Vespertine. В чем-то альбомы даже противоположны друг другу, хотя именно благодаря этой противоположности создается ощущение, что они дополняют друг друга. Белое (Vespertine) и черное (Medulla)… Инь и ян… С моей точки зрения, Medulla — гениальная работа, которая, как и большинство шедевров, опережает свое время. Возможно, по этой причине понять и полюбить Medulla очень непросто. Но, тем не менее, слушать альбом надо целиком — от начала и до конца, ведь это, по сути, единое произведение. И тогда можете быть уверены: впечатления у вас останутся надолго!

Издание

    

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut. Добавить можно лишь пару слов о буклете.

    

Сложно понять, чем руководствовались дизайнеры диска, когда напечатали в буклете тексты песен черными буквами на темном фоне. Выглядит этот пример так:

Сторона Audio CD

Объем — 462 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением диска проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диск уверенно распознается CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит без проблем.

Сторона DVD-Video

Объем — 4421 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне — больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP'ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

На DVD представлены следующие материалы:

Клипы

1. Oceania
Тема клипа довольно предсказуема — Бьорк в нем изображает морскую царицу. Но визуальное решение просто приводит в восторг. Режиссер Линн Фокс живописует морские глубины с таким чувством стиля и, можно сказать, эстетством, что клип хочется пересматривать снова и снова. Но самое интересное, что смена планов и движения камеры идеально соответствуют своеобразному ритмическому рисунку песни — музыка и видеоряд живут здесь одной жизнью!

2. Who Is It
Описывать второй клип к альбому Medulla бессмысленно — это надо видеть. Другое дело, что помимо экстравагантности он в себе ничего не несет, но в фантазии режиссеру Дон Шэдфорс не откажешь. Интересно, что в клипе песня звучит иначе, чем в альбоме. В аранжировку Video Edit были введены колокольные сэмплы, благодаря чему трек приобрел более отстраненный и даже немного фантастический характер.

3. Triumph of a Heart
Из всех клипов к Medulla это единственный сюжетный клип. Бьорк играет скучающую жену (или девушку), которой надоедает семейная жизнь в загородном доме, и она убегает на вечеринку в ночной клуб. Но, попав в неприятности, с радостью возвращается домой к своему партнеру. Вроде, вполне стандартный сюжет, только экранным «мужем» Бьорк режиссер Спайк Джонз сделал… кота! Разумеется, ассоциации с Human Behaviour напрашиваются сами собой. Правда, творение Мишеля Гондри все же оригинальнее и ярче, но будем объективны — сами песни тоже находятся в разных весовых категориях. Впрочем, Спайку Джонзу вполне удалось передать дух Triumph of a Heart, а большего от него и не требовалось.

4. Desired Constellation
Полностью абстрактный клип, изображающий то ли звездное небо, то ли подводные глубины. Это клип-настроение, поэтому говорить о соответствии музыки и видеоряда довольно сложно. Но в клипе есть какая-то загадочная притягательность и особая внутренняя динамика, поэтому смотреть его совсем не скучно.

5. Where Is the Line
Самый спорный и концептуальный клип к альбому. Режиссерское кресло заняла соотечественница Бьорк — Габриэла Фридриксдоттир. В итоге получился в высшей степени оригинальный арт-перформанс, слишком провокационный и противоречивый, чтобы оценивать его объективно. Скажу только, что некоторые кадры вызывают отвращение и брезгливость, а в целом после просмотра остается неприятное ощущение. Впрочем, по общему настроению видеоряд вполне соответствует музыке.

Общие впечатления от клипов

Как и сам альбом, клипы к нему могут вызвать самые противоречивые эмоции. Но если говорить объективно, то перед нами смелые и неординарные ролики, отлично сочетающиеся с музыкой и обладающие самостоятельной художественной ценностью.

Качество видео на клипах не улучшилось по сравнению с предыдущими изданиями. Анаморфа как не было, так и нет, а значит, четкость картинки по-прежнему довольно средняя. И если в клипе Oceania «размягченность» изображения не вызывает отрицательных эмоций, то остальным роликам снижение детализации явно не идет на пользу. Плюс ко всему, общее впечатление сильно портят заметные цифровые дефекты: «построчность» изображения (особенно заметная в Where Is The Line), смазанности и артефакты сжатия (Who Is It, The Triumph Of A Heart), зернистость и зашумленность картинки (The Triumph Of A Heart).

Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video (28 минут)

Документалка о создании клипа Triumph Of A Heart очень интересна и познавательна. Мы можем послушать впечатления людей, участвовавших в записи песни и съемках клипа, и понаблюдать, как Бьорк записывала танец с котом-гигантом в конце клипа (раскрою секрет: вместо настоящего животного в этой сцене мы видим большую куклу, управляемую человеком). Кстати, самого кота по кличке Ницше нам тоже покажут.

Качество видео на документалке довольно среднее.

Medulla 5.1 Mix (46 минут)

Теперь самое интересное: качество звука. Прежде альбом Medulla уже выходил с шестиканальным звуком высокого разрешения, причем в обоих форматах — SACD и DVD — A. Поэтому наша задача — разобраться, какое из изданий Medulla является на данный момент наиболее предпочтительным. Но для начала — пара слов о «конкурентах» нашего испытуемого.

Medulla Special (DVD-Audio + DVD-Video)

На первом диске комплекта представлена полная аудиопрограмма альбома Medulla в DVD — Audio, DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo, а также любопытный сорокаминутный документальный фильм о создании записи альбома. На втором диске расположились все пять клипов к Medulla (со звуком DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo) плюс документальный ролик о создании клипа A Triumph Of A Heart. Диски упакованы в super jewel case (aka «стекло») в картонной суперобложке.

Кстати, диски из этого издания выходили и по отдельности, причем DVD-A был выпущен под двумя названиями — The Inner Or Deep Part Of An Animal Or Plant Structure (позиционировался, как документальный фильм с бонусом в виде аудиопрограммы альбома в DVD-A) и Medulla DVD Special (позиционируется, как альбом в DVD-A с бонусом в виде документалки). Клипы выходили под названием Medulla Videos (ролик Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video прилагается).

Medulla Limited Edition (Hybrid SACD)

Лимитированное издание альбома Medulla представляет собой конверт с двумя кармашками, в одном из которых — диск, а в другом — постер Бьорк (на обратной стороне постера тексты песен и credits).

Мы решили провести детальное тестирование аудиочасти всех трех изданий и сравнили многоканальные дорожки на SACD и DVD-A с DTS-треком на DualDisc. Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной Hi-End стереосистеме).

Первый этап анализа (объективный) выявил интересную особенность всех трех дисков. Частотный диапазон на них оказался существенно заниженным.



На скриншотах (первый — SACD, второй — DTS 96/24, третий — DVD-Audio) видно, что частотные характеристики аудиодорожек ненамного превышают стандартные значения для Audio CD. Даже DVD-Audio не задействует весь частотный диапазон. Таким образом, можно утверждать, что представленная фонограмма не использует основные преимущества форматов высокого разрешения. Тем не менее, полученные результаты прямо указывают на превосходство DVD-Audio: несмотря на странные провалы в районе 22 кГц и паразитный призвук около 34 кГц, звучание DVD-A должно быть более насыщенным и чистым. Но — посмотрим, как ситуация обстоит при прослушивании.

Сначала мы прослушали один и тот же трек на акустике доступной ценовой категории (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500).

Шестиканальный микс на всех трех дисках произвел очень благоприятное впечатление. Все спикеры задействованы по полной, средние частоты звучат естественно, а бас добавляет саунду глубины. В целом звук объемный и насыщенный. Впрочем, различия форматов на этой акустике не проявились. Поэтому главным испытанием для наших «подопечных» стало прослушивание на студийных мониторах высшей ценовой категории. Конфигурация системы следующая:

в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель. Далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении.

Выводы следующие:

Во-первых, диски действительно звучат по-разному. Это лишний раз подтверждает, что даже форматы с одинаковыми паспортными характеристиками не идентичны и потому вносят свои коррективы. Однако нельзя сказать, что различия между дисками очень существенны. Особенности форматов проявляются в деталях и нюансах, которые могут быть выявлены только на акустике высокого класса.

Во-вторых, безусловного лидера среди форматов назвать нельзя — у каждого меломана свои требования к звуку, поэтому те особенности записи, которые раздражают одного, могут прийтись по вкусу другому. Наши симпатии оказались на стороне DVD-Audio, саунд которого порадовал естественностью и сбалансированностью. Тогда как на SACD обнаружились легкие шумы и дефекты в высокочастотном диапазоне. Скорее всего, эта звуковая грязь является абсолютно естественной (то есть дефекты появились еще в процессе записи, а не во время микширования и мастеринга), поэтому некоторые аудиофилы могут счесть подобный саунд более живым и натуральным, но нам подобная резкость показалась чрезмерной. К тому же, есть вероятность, что это просто дефекты от специфической оцифровки в формат DSD или какого-то другого специфического мастеринга под DSD. В этом случае, отсутствие должной обработки с целью удаления этих шумов тем более кажется необоснованным. Что касается DTS 96/24, то его звучание оказалось более мягким и нейтральным, хоть и не столь детальным, как на SACD. Тем не менее, выбор между SACD и DTS 96/24 был сделан в пользу последнего.

В-третьих, ни один из трех дисков не смог раскрыть возможности акустики и форматов высокого разрешения (что, впрочем, было видно уже из объективного тестирования).

Для сравнения мы записали DVD-A с тестовой композицией (24 bit / 96 kHz), в которой задействован полный частотный спектр.

Неудивительно, что прослушивание записанного диска на той же аудиосистеме произвело большее впечатление — акустика заиграла в полную силу (в плане качества, а не громкости, естественно).

Общие впечатления от издания

Итак, подведем итоги по DualDisc-переизданию альбома Бьорк Medulla. Основное его отличие от предыдущих переизданий состоит в том, что на DVD-стороне помимо клипов представлен почти получасовой документальный фильм — прежде бонусов на дисках из комплекта (____________ surrounded) замечено не было. Тем не менее, DualDisc-издание по всем параметрам уступает двухдисковому DVD-изданию. Даже по таким мелочам, как наличие субтитров на документалке, отсутствие UOP 'ов, качество буклета и дизайн меню (сравните новые меню с представленными ниже скриншотами).



Правда, в DVD-издании допущена одна обидная оплошность: на клипах Who Is It и Triumph Of A Heart есть только стереотрек (DD 2.0 192 Kbps), хотя в меню указаны DD 5.1 и DTS 5.1. Впрочем, с остальными тремя клипами все в порядке. А коме того, цена двухдискового издания, разумеется, выше (примерно $35 против $20 за DualDisc).

Так что если вы готовы смириться со стереозвуком на двух клипах, и вам не жалко лишние $15, то выбор очевиден — надо искать Medulla Special (2 DVD). В противном случае — обратите внимание на DualDisc. Что касается SACD, то его мы можем порекомендовать лишь тем фанатам, которые не представляют своей коллекции без постера Бьорк.

Впрочем, у всех рассматриваемых изданий Medulla есть один довольно существенный недостаток: отсутствие бонус-трека Komið, который есть на японском CD-издании (также он доступен для скачивания пользователям iTunes). Этот небольшой номер a capella очень интересен по своему строению, но особое значение ему придавать не стоит. Тем не менее, обидно, что даже обладателям недешевого Special Edition придется раскошелиться дополнительно, чтобы получить полное представление о лучшем альбоме Бьорк.



Места продажи и цену на диск можно узнать вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление диска на тестирование

 

Дополнительно

Bjork Medulla (DUALDISC)

Björk: Medulla (DualDisc)

 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 30 августа 2004 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Последний на данный момент альбом Бьорк (если не считать саундтрек к Drawing Restraint 9) не имел такого коммерческого успеха, как Debut или Post. На синглах вышло всего три песни, и даже концертного тура в поддержку альбома певица решила не устраивать. Но то, что с первого взгляда кажется провалом Бьорк, на самом деле, является ее крупнейшим достижением. Пластинка произвела фурор в музыкальном мире, и даже те критики, которые прежде скептически относились к творчеству исландки, вынуждены были признать, что Бьорк — одна из самых ярких, удивительных и самобытных композиторов современности. Что же такого необычного в этом альбоме?

Прежде всего, Medulla — это целиком вокальный альбом. Для его записи был приглашен Исландский хор, а также ряд гостевых вокалистов, включая известных исполнителей народной музыки эскимоску Tagaq и японца Dokaka. Из привычных инструментов Бьорк оставила барабаны (по ее словам, они снимают напряжение) и фортепиано в одном из треков. Но основу музыкальной ткани составляют совсем не они, а сложнейшие вокальные партии, образующие причудливую полифоническую структуру. Но не подумайте, что услышите только пение — нет! Музыка наполнена вздохами, пришепетываниями, шорохами, стонами… Бьорк использует самые разнообразные звуки, которые только может издать человек. Эксперименты с человеческим голосом Бьорк начала еще в Vespertine, но кто бы мог предположить, что в свой следующий альбом она построит целиком на этом! Хорошо это или плохо? Спорный вопрос. Впрочем, одно можно сказать точно — ничего подобного раньше вы не слышали. Стоит вставить диск в проигрыватель, как вы попадаете в абсолютно новый мир, созданный по каким-то не поддающимся объяснению законам и подчиненный только одному человеку, имя которому — Бьорк!

Давайте пройдемся по трек-листу альбома.

1. Pleasure Is All Mine (03:26)
Вязкая, можно сказать, «удушливая» атмосфера начального трека захватывает слушателя с первых звуков. Изысканную, очень оригинальную мелодию обрамляют вздохи и стоны, а неторопливая, как бы усталая ритмическая пульсация подчеркивает неожиданные интонационные и гармонические обороты. В целом трек звучит несколько мрачновато, но именно он и является, наверно, наиболее показательным для всего альбома.

2. Show Me Forgiveness (01:23)
Одноголосная мелодия (Бьорк поет одна, без сопровождения) сочетает в себе причудливые изгибы мелодий из ранних альбомов и внутреннюю свободу (прежде всего, в плане ритма) народных напевов, на которые певица, по ее собственному признанию, и ориентировалась, создавая этот альбом. Но, несмотря на все достоинства, этот трек выполняет, скорее, связующую роль.

3. Where Is the Line (04:41)
Одна из кульминационных песен в альбоме. Исключительный по силе эмоционального воздействия номер. Очень агрессивное, если не сказать враждебное звучание буквально повергает в ужас и отчаяние. Ни одна другая песня Бьорк не заряжена такой мощной отрицательной энергией.

4. Vokuro (03:14)
Впервые номерной трек в сольном альбоме Бьорк — на исландском языке, а не на английском (причем, в буклете перевода нет). Vokuro — это вольная обработка исландской народной песни. У Бьорк она звучит как настоящий многоголосный церковный хорал. Сдержанный, мудрый и возвышенный. Так что решение поставить этот трек после Where Is The Line, чтобы успокоить слушателя, вернуть ему душевное равновесие — более чем оправданное решение!

5. Öll Birtan (01:52)
Песня без текста (в классической музыке это называется вокализ). Отстраненное и какое-то медитативное звучание вокального ансамбля с многократным повторением одних и тех же слогов на одном-двух звуках прекрасно обрамляет импровизационную партию Бьорк. Голос певицы то взлетает над остальной музыкальной тканью, то опять ныряет в общую звуковую массу.

6. Who Is It (03:57)
Трек звучит довольно оптимистично и просветленно, но в контексте предыдущих песен это воспринимается скорее как уход от существующих проблем, нежели их решение. Пожалуй, мелодия этой песни наиболее привычная и легкая для восприятия. По стилю она ближе именно к ранним хитам, хотя минималистичная аранжировка (только голос и барабаны) не позволяет забыть о том, что мы слушаем именно альбом Medulla.

7. Submarine (03:13)
В седьмом треке Бьорк аккомпанирует ансамбль мужских голосов, при этом певица вступает только ближе к середине песни. Общее звучание — довольно мрачное.

8. Desired Constellation (04:55)
Одна из двух песен Medulla, в которой Бьорк применяет столь любимое прежде электронное сопровождение (вторая песня — Mouth's Cradle). Но, опять-таки, общее стремление к минималистичности проявляется и тут. Все сопровождение — буквально на двух-трех гармониях, поэтому основная нагрузка ложится на вокальную линию, которая предельно выразительна. И если в куплетах она захватывает лишь несколько нот, то в припевах (роль которых здесь выполняет одна фраза, повторяемая трижды, но с варьированием) голос Бьорк взмывает вверх.

9. Oceania (03:24)
Девятый трек явно перекликается с Submarine. Но в Oceania певице аккомпанирует уже не мужской, а женский вокальный ансамбль. Да и общее звучание стало более мягким и светлым, хотя терпкие гармонии, полифонические наслоения и своеобразные ритмические фигуры (даже с небольшим оттенком танцевальности) не позволяют слушателю расслабиться.

Песня Oceania была написана Бьорк для Олимпиады 2004 года (Афины) и исполнена на церемонии открытия.

10. Sonnets / Unrealities XI (01:59)
Краткая афористичная зарисовка для вокального ансамбля a capella (без сопровождения).

11. Ancestors (04:08)
Загадочные стоны, вздохи и стенания на фоне нескольких угрюмых фортепианных звуков, назойливо повторяющихся, как в медитативной музыке, отлично подошли бы для какого-нибудь мистического триллера о воскресших душах предков.

12. Mouth's Cradle (04:00)
Из всех песен альбома этот трек ближе всего к ранним хитам Бьорк. Хотя — изобретательное вокальное сопровождение все равно напоминает нам о том, что мы слушаем почти авангардную работу.

13. Midvikudags (01:24)
Еще один номер без текста (распев идет на отдельные ничего не значащие слоги). Кстати, Бьорк здесь — всего лишь один из вокального ансамбля, но никак не солирующий.

14. Triumph Of A Heart (04:04)
А завершает альбом энергичная и оптимистичная песня, чем-то напоминающая Human Behaviour. Только если главный хит дебютного альбома Бьорк отличается очень необычной мелодией и пленяет какой-то детской наивностью, то Triumph Of A Heart производит почти юмористическое впечатление за счет сопровождения. Как и в большинстве треков Medulla, аккомпанирующий состав ограничен вокальным ансамблем и ударными. Вокалисты в течение всей песни издают самые невообразимые звуки, как будто забавляются и издеваются над слушателем, а в это время Бьорк как ни в чем ни бывало поет свою партию совершенно в духе ранних альбомов.

Общие впечатления от альбома

Яркий экспериментальный альбом, который придется по вкусу далеко не каждому. Но нельзя не признать, что никому прежде еще не удавалось так удачно соединить поп-музыку и авангард. Как и Vespertine, Medulla содержит определенную концепцию: от первых трех «земных» треков через два исландских хорала (отпевание?) к «фантастическим» песням №№ 6-9, после чего — опять возвращение к «земной» музыке (ритмичные Mouth's Cradle и Triumph of a Heart). Только здесь нет той просветленности и райской чистоты, что была в Vespertine. В чем-то альбомы даже противоположны друг другу, хотя именно благодаря этой противоположности создается ощущение, что они дополняют друг друга. Белое (Vespertine) и черное (Medulla)… Инь и ян… С моей точки зрения, Medulla — гениальная работа, которая, как и большинство шедевров, опережает свое время. Возможно, по этой причине понять и полюбить Medulla очень непросто. Но, тем не менее, слушать альбом надо целиком — от начала и до конца, ведь это, по сути, единое произведение. И тогда можете быть уверены: впечатления у вас останутся надолго!

Издание

    

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut. Добавить можно лишь пару слов о буклете.

    

Сложно понять, чем руководствовались дизайнеры диска, когда напечатали в буклете тексты песен черными буквами на темном фоне. Выглядит этот пример так:

Сторона Audio CD

Объем — 462 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением диска проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диск уверенно распознается CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит без проблем.

Сторона DVD-Video

Объем — 4421 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне — больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP'ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

На DVD представлены следующие материалы:

Клипы

1. Oceania
Тема клипа довольно предсказуема — Бьорк в нем изображает морскую царицу. Но визуальное решение просто приводит в восторг. Режиссер Линн Фокс живописует морские глубины с таким чувством стиля и, можно сказать, эстетством, что клип хочется пересматривать снова и снова. Но самое интересное, что смена планов и движения камеры идеально соответствуют своеобразному ритмическому рисунку песни — музыка и видеоряд живут здесь одной жизнью!

2. Who Is It
Описывать второй клип к альбому Medulla бессмысленно — это надо видеть. Другое дело, что помимо экстравагантности он в себе ничего не несет, но в фантазии режиссеру Дон Шэдфорс не откажешь. Интересно, что в клипе песня звучит иначе, чем в альбоме. В аранжировку Video Edit были введены колокольные сэмплы, благодаря чему трек приобрел более отстраненный и даже немного фантастический характер.

3. Triumph of a Heart
Из всех клипов к Medulla это единственный сюжетный клип. Бьорк играет скучающую жену (или девушку), которой надоедает семейная жизнь в загородном доме, и она убегает на вечеринку в ночной клуб. Но, попав в неприятности, с радостью возвращается домой к своему партнеру. Вроде, вполне стандартный сюжет, только экранным «мужем» Бьорк режиссер Спайк Джонз сделал… кота! Разумеется, ассоциации с Human Behaviour напрашиваются сами собой. Правда, творение Мишеля Гондри все же оригинальнее и ярче, но будем объективны — сами песни тоже находятся в разных весовых категориях. Впрочем, Спайку Джонзу вполне удалось передать дух Triumph of a Heart, а большего от него и не требовалось.

4. Desired Constellation
Полностью абстрактный клип, изображающий то ли звездное небо, то ли подводные глубины. Это клип-настроение, поэтому говорить о соответствии музыки и видеоряда довольно сложно. Но в клипе есть какая-то загадочная притягательность и особая внутренняя динамика, поэтому смотреть его совсем не скучно.

5. Where Is the Line
Самый спорный и концептуальный клип к альбому. Режиссерское кресло заняла соотечественница Бьорк — Габриэла Фридриксдоттир. В итоге получился в высшей степени оригинальный арт-перформанс, слишком провокационный и противоречивый, чтобы оценивать его объективно. Скажу только, что некоторые кадры вызывают отвращение и брезгливость, а в целом после просмотра остается неприятное ощущение. Впрочем, по общему настроению видеоряд вполне соответствует музыке.

Общие впечатления от клипов

Как и сам альбом, клипы к нему могут вызвать самые противоречивые эмоции. Но если говорить объективно, то перед нами смелые и неординарные ролики, отлично сочетающиеся с музыкой и обладающие самостоятельной художественной ценностью.

Качество видео на клипах не улучшилось по сравнению с предыдущими изданиями. Анаморфа как не было, так и нет, а значит, четкость картинки по-прежнему довольно средняя. И если в клипе Oceania «размягченность» изображения не вызывает отрицательных эмоций, то остальным роликам снижение детализации явно не идет на пользу. Плюс ко всему, общее впечатление сильно портят заметные цифровые дефекты: «построчность» изображения (особенно заметная в Where Is The Line), смазанности и артефакты сжатия (Who Is It, The Triumph Of A Heart), зернистость и зашумленность картинки (The Triumph Of A Heart).

Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video (28 минут)

Документалка о создании клипа Triumph Of A Heart очень интересна и познавательна. Мы можем послушать впечатления людей, участвовавших в записи песни и съемках клипа, и понаблюдать, как Бьорк записывала танец с котом-гигантом в конце клипа (раскрою секрет: вместо настоящего животного в этой сцене мы видим большую куклу, управляемую человеком). Кстати, самого кота по кличке Ницше нам тоже покажут.

Качество видео на документалке довольно среднее.

Medulla 5.1 Mix (46 минут)

Теперь самое интересное: качество звука. Прежде альбом Medulla уже выходил с шестиканальным звуком высокого разрешения, причем в обоих форматах — SACD и DVD — A. Поэтому наша задача — разобраться, какое из изданий Medulla является на данный момент наиболее предпочтительным. Но для начала — пара слов о «конкурентах» нашего испытуемого.

Medulla Special (DVD-Audio + DVD-Video)

На первом диске комплекта представлена полная аудиопрограмма альбома Medulla в DVD — Audio, DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo, а также любопытный сорокаминутный документальный фильм о создании записи альбома. На втором диске расположились все пять клипов к Medulla (со звуком DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo) плюс документальный ролик о создании клипа A Triumph Of A Heart. Диски упакованы в super jewel case (aka «стекло») в картонной суперобложке.

Кстати, диски из этого издания выходили и по отдельности, причем DVD-A был выпущен под двумя названиями — The Inner Or Deep Part Of An Animal Or Plant Structure (позиционировался, как документальный фильм с бонусом в виде аудиопрограммы альбома в DVD-A) и Medulla DVD Special (позиционируется, как альбом в DVD-A с бонусом в виде документалки). Клипы выходили под названием Medulla Videos (ролик Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video прилагается).

Medulla Limited Edition (Hybrid SACD)

Лимитированное издание альбома Medulla представляет собой конверт с двумя кармашками, в одном из которых — диск, а в другом — постер Бьорк (на обратной стороне постера тексты песен и credits).

Мы решили провести детальное тестирование аудиочасти всех трех изданий и сравнили многоканальные дорожки на SACD и DVD-A с DTS-треком на DualDisc. Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной Hi-End стереосистеме).

Первый этап анализа (объективный) выявил интересную особенность всех трех дисков. Частотный диапазон на них оказался существенно заниженным.



На скриншотах (первый — SACD, второй — DTS 96/24, третий — DVD-Audio) видно, что частотные характеристики аудиодорожек ненамного превышают стандартные значения для Audio CD. Даже DVD-Audio не задействует весь частотный диапазон. Таким образом, можно утверждать, что представленная фонограмма не использует основные преимущества форматов высокого разрешения. Тем не менее, полученные результаты прямо указывают на превосходство DVD-Audio: несмотря на странные провалы в районе 22 кГц и паразитный призвук около 34 кГц, звучание DVD-A должно быть более насыщенным и чистым. Но — посмотрим, как ситуация обстоит при прослушивании.

Сначала мы прослушали один и тот же трек на акустике доступной ценовой категории (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500).

Шестиканальный микс на всех трех дисках произвел очень благоприятное впечатление. Все спикеры задействованы по полной, средние частоты звучат естественно, а бас добавляет саунду глубины. В целом звук объемный и насыщенный. Впрочем, различия форматов на этой акустике не проявились. Поэтому главным испытанием для наших «подопечных» стало прослушивание на студийных мониторах высшей ценовой категории. Конфигурация системы следующая:

в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель. Далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении.

Выводы следующие:

Во-первых, диски действительно звучат по-разному. Это лишний раз подтверждает, что даже форматы с одинаковыми паспортными характеристиками не идентичны и потому вносят свои коррективы. Однако нельзя сказать, что различия между дисками очень существенны. Особенности форматов проявляются в деталях и нюансах, которые могут быть выявлены только на акустике высокого класса.

Во-вторых, безусловного лидера среди форматов назвать нельзя — у каждого меломана свои требования к звуку, поэтому те особенности записи, которые раздражают одного, могут прийтись по вкусу другому. Наши симпатии оказались на стороне DVD-Audio, саунд которого порадовал естественностью и сбалансированностью. Тогда как на SACD обнаружились легкие шумы и дефекты в высокочастотном диапазоне. Скорее всего, эта звуковая грязь является абсолютно естественной (то есть дефекты появились еще в процессе записи, а не во время микширования и мастеринга), поэтому некоторые аудиофилы могут счесть подобный саунд более живым и натуральным, но нам подобная резкость показалась чрезмерной. К тому же, есть вероятность, что это просто дефекты от специфической оцифровки в формат DSD или какого-то другого специфического мастеринга под DSD. В этом случае, отсутствие должной обработки с целью удаления этих шумов тем более кажется необоснованным. Что касается DTS 96/24, то его звучание оказалось более мягким и нейтральным, хоть и не столь детальным, как на SACD. Тем не менее, выбор между SACD и DTS 96/24 был сделан в пользу последнего.

В-третьих, ни один из трех дисков не смог раскрыть возможности акустики и форматов высокого разрешения (что, впрочем, было видно уже из объективного тестирования).

Для сравнения мы записали DVD-A с тестовой композицией (24 bit / 96 kHz), в которой задействован полный частотный спектр.

Неудивительно, что прослушивание записанного диска на той же аудиосистеме произвело большее впечатление — акустика заиграла в полную силу (в плане качества, а не громкости, естественно).

Общие впечатления от издания

Итак, подведем итоги по DualDisc-переизданию альбома Бьорк Medulla. Основное его отличие от предыдущих переизданий состоит в том, что на DVD-стороне помимо клипов представлен почти получасовой документальный фильм — прежде бонусов на дисках из комплекта (____________ surrounded) замечено не было. Тем не менее, DualDisc-издание по всем параметрам уступает двухдисковому DVD-изданию. Даже по таким мелочам, как наличие субтитров на документалке, отсутствие UOP 'ов, качество буклета и дизайн меню (сравните новые меню с представленными ниже скриншотами).



Правда, в DVD-издании допущена одна обидная оплошность: на клипах Who Is It и Triumph Of A Heart есть только стереотрек (DD 2.0 192 Kbps), хотя в меню указаны DD 5.1 и DTS 5.1. Впрочем, с остальными тремя клипами все в порядке. А коме того, цена двухдискового издания, разумеется, выше (примерно $35 против $20 за DualDisc).

Так что если вы готовы смириться со стереозвуком на двух клипах, и вам не жалко лишние $15, то выбор очевиден — надо искать Medulla Special (2 DVD). В противном случае — обратите внимание на DualDisc. Что касается SACD, то его мы можем порекомендовать лишь тем фанатам, которые не представляют своей коллекции без постера Бьорк.

Впрочем, у всех рассматриваемых изданий Medulla есть один довольно существенный недостаток: отсутствие бонус-трека Komið, который есть на японском CD-издании (также он доступен для скачивания пользователям iTunes). Этот небольшой номер a capella очень интересен по своему строению, но особое значение ему придавать не стоит. Тем не менее, обидно, что даже обладателям недешевого Special Edition придется раскошелиться дополнительно, чтобы получить полное представление о лучшем альбоме Бьорк.



Места продажи и цену на диск можно узнать вот здесь
Благодарим сеть фирменных магазинов СОЮЗ за предоставление диска на тестирование