Активная 5.1-акустика Jazz Speakers J-9906



Фирма Jazz Speakers известна многим пользователям персональных компьютеров. Она производит широкий спектр мультимедийной акустики — от дешёвых пластмассовых изделий до дорогих деревянных. Наши читатели уже имели возможность познакомиться с продукцией этой фирмы в обзорах раздела Мультимедиа (ROCCO 5.1 Digital Audio System, Активные стереоколонки J-707 и J-703). На этот раз речь пойдёт о самом дорогом наборе деревянной активной 5.1-акустики — модели J-9906. В комплект поставки входит декодер DE-006 или DE-007 (кроме внешнего вида, они ничем не отличаются от протестированного нами ранее DD5.1/DTS-декодера Jazz Speakers DE-005). Розничная цена J-9906 без декодера составляет $220, с декодером — $400.

Комплектация

Набор J-9906 поставляется в картонной коробке без красочных рекламных надписей. Вес у нее довольно внушительный, около 20 килограмм. Судя по тому, что написано на сайте производителя и упаковочной коробке, J-9906 можно подключать:

  • к оборудованному приводом DVD-ROM компьютеру с 6-канальной звуковой картой;
  • к бытовому DVD-плееру;
  • к игровым приставкам, таким как Sony PlayStation 2.

В последних двух случаях для предварительного декодирования цифрового сигнала в 6 аналоговых каналов (например, модели DE-005 или DE-006 от той же Jazz) нужно использовать DD/DTS-декодеры. Впрочем, никто не мешает подключать к набору обычные стереоустройства (видеомагнитофон, телевизор, двухканальную звуковую карту и т.п.).

Нам предстоит посмотреть, послушать и оценить, насколько колонки J-9906 будут хороши в деле при использовании их в качестве набора 5.1-акустики для компьютера, оборудованного современной шестиканальной звуковой картой.

В комплект J-9906 входят:

  • сабвуфер;
  • четыре одинаковых сателлита;
  • центральный спикер;
  • соединительный провод mini DIN на mini DIN;
  • пять соединительных проводов RCA на RCA;
  • пять удлинительных проводов RCA на RCA;
  • четыре соединительных провода стерео RCA на стерео RCA;
  • руководство пользователя на шести языках (русский в их число не входит).

Внешний вид

Глядя на J-9906, хочется поблагодарить разработчиков за внешний вид этого набора. Колонки имеют строгий консервативный вид и вызывают только положительные эмоции; геометрически правильные деревянные корпуса придают составляющим комплекта благородный и добротный вид. Нужно отметить довольно удачно подобранное сочетание цветов — серебристого и черного.

Корпуса всех шести колонок, входящих в комплект, выполнены из дерева. Толщина стенок всех пяти спикеров составляет 9 мм. Каждый из них предусмотрительно имеет четыре резиновые ножки, с пятикопеечную монету в диаметре и полтора миллиметра в высоту. У центральной колонки их насчитывается целых шесть штук — и если её установить на монитор, то такого количества ножек более чем достаточно, чтобы колонка не съехала с его поверхности из-за наклона и вибраций (разумеется, речь идёт об установке на современный монитор с размером диагонали 17 дюймов и выше).

После снятия защитных сеток внешний вид колонок несколько теряет свою убедительность. "Оголенные" диффузоры динамиков никак не вяжутся с устоявшимися понятиями о внешнем виде качественных акустических систем (о звучании мы поговорим немного позже).

Говоря о защитных сетках, нужно добавить, что выполнены они в характерной для изделий Jazz "дубовой" форме: толстенный пластмассовый каркас и малюсенькие отверстия для прохождения звука.

На задней панели спикера находится отверстие фазоинвертора. Его диаметр всего 7 мм, что наводит на мысль о его бутафорском предназначении (это подтверждает простой эксперимент: закупоривание отверстия практически никак не отражается на звучании). Центр имеет два отверстия фазоинвертора такого же небольшого диаметра.

Каждый спикер, помимо разъема RCA и отверстия фазоинвертора, имеет сзади ярлычок, показывающий, какое именно место в 5.1-наборе должен занимать тот или иной сателлит. Однако звучание набора в целом не зависит от того, какие спикеры вы используете в качестве фронтальных колонок, а какие — в качестве тыловых, так как они ничем не отличаются друг от друга. Но, согласитесь, все же приятно, когда производитель заботится о пользователях и облегчает им жизнь при подключении аппаратуры.

В каждой колонке используются две динамические головки: высокочастотный (твитер) и среднечастотный динамики. Как мы уже говорили, фронтальные и тыловые спикеры совершенно одинаковые. Что же касается центра, то он в общем-то представляет собой полтора сателлита, то есть имеет один твитер и два среднечастотных динамика (прямо как в каком-нибудь килобаксовом комплекте домашнего кинотеатра). Во всех спикерах набора J-9906 используются одинаковые динамические головки.

Открыв корпус одной из колоночек, мы убедились в достоверности приводимых в спецификации данных о магнитном экранировании спикеров. Магнит динамической головки окружен экраном из антимагнитного материала. Реально же на 17-дюймовом мониторе LG Flatron 795FT+ было заметно влияние окружающих его фронтальных колонок и центрального спикера. При длительном времени работы (на протяжении десятка часов), кратковременные подергивания изображения на мониторе сильно раздражают.

В качестве фильтра ВЧ, предназначенного для твитера, используется электролитический конденсатор ёмкостью 3,3 mF. Что касается среднечастотной динамической головки, то такого рода динамик в некоторых акустических системах легко сошел бы за "пищалку". Настоящих средних частот с такими динамическими головками добиться практически невозможно.

Акустическое оформление сабвуфера представляет собой схему закрытый корпус с фазоинвертором. Конструктивные особенности саба таковы, что диффузор динамика не выведен непосредственно на переднюю панель. Перегородка с динамиком смещена вглубь корпуса на десять сантиметров от передней панели (~20% объёма). Сверху находится отгороженный стенкой усилитель, что съедает ещё 25% объёма. Плюс ко всему этому внутри корпуса сабвуфера находится массивный блок питания, занимающий достаточно большое пространство. Так что подлинный объем корпуса у сабвуфера значительно (~ в 2 раза) меньше, чем это может показаться при первом визуальном знакомстве (впрочем, это справедливо для многих наборов активной акустики, усилитель и блок питания которых расположены непосредственно в сабвуфере). Акустическое оформление является скорее нагруженным из-за использования на передней панели инженерных и дизайнерских приколов в виде ребер жесткости и "дубовых" защитных сеток.

Саб стоит на полуторасантиметровых резиновых ножках, затрудняющих "путешествие" по комнате в разгар спецэффектов в DVD-фильмах и играх. :) Стенки корпуса и внутренние перегородки имеют толщину 12 мм. Отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель. Его диаметр составляет 32 мм.

На передней панели расположены кнопка и индикатор питания, ручки регулировки общей громкости всего комплекта, а также отдельная регулировка громкости саба.

На задней панели находятся:

  • аналоговые выходы на пять спикеров (OUTPUT);
  • многоканальный вход INPUT1 с шестью разъёмами RCA;
  • многоканальный вход INPUT2 с разъемом mini DIN (G9);
  • стереовход TV IN (для подключения аудио- и видеоаппаратуры);
  • переключатель режимов 4.1/5.1;
  • кнопка выбора источника сигнала (стерео или многоканальный вход).

Сабвуфер

  • мощность 60 Вт (RMS);
  • импеданс 4 Ом;
  • диаметр диффузора 16,3 см;
  • габариты 230×350×330 мм (В×Ш×Г).

Сателлиты и центр

  • мощность 50 Вт (RMS);
  • импеданс 6 Ом;
  • диаметр диффузоров: среднечастотный 7,5 см и твитер 2,5 см;
  • габариты сателлитов 120×200×135 мм (В×Ш×Г);
  • габариты центра 400×120×135 мм (В×Ш×Г);
  • диапазон воспроизводимых частот 35 Гц — 20 кГц;
  • все спикеры имеют магнитное экранирование.

Усилительная часть

Очень злой редактор:

В усилительном тракте J-9906 применяются два вида микросхем. Это TDA7296 и M2518AL. Немного подробнее о каждой из них:

TDA7296

Используется как усилитель мощности для сабвуфера. На плате усилителя находится громадный черный радиатор весом в полкило, установленный для одной этой микросхемы.

Максимальная мощность усилителя составляет 30 Вт RMS при 0,5% THD. Реальным режимом работы можно считать значение мощности вплоть до 20 Вт, при котором THD составляет приемлемое значение (не более 0,1% в полосе частот от 20 Гц до 20 кГц, не более 0,01% на частоте 1000 Гц). Сама по себе микросхема имеет только один вход. Заявленная для сабвуфера мощность в 60 Вт RMS скорее всего объясняется применением предварительного каскада усиления, выполненного на микросхеме M2518AL. Проверить это предположение и проследить путь сигнала, идущего на динамик саба, не удалось: к сожалению, конструкция усилителя не предусматривает демонтаж платы без использования паяльника.

M2518AL

Мы были несколько удивлены, обнаружив на плате несколько крохотных микросхем Mitsubishi, которые служат усилителями мощности для оставшихся пяти каналов. Из спецификации следует, что эти дохленькие стереоусилители предназначены для применения в кассетных плеерах и прочих маломощных портативных устройствах. Мощность этой микросхемы слишком мала, чтобы использовать её в такой системе, как набор активной 5.1-акустики. В спецификации сказано, что на нагрузке 47 Ом и выше (стереонаушники) мощность не превышает 0,5 Вт при THD=1%. Значение параметра "сигнал/шум" на частоте 1 кГц составляет 72 дБ. Как и в случае с усилителем сабвуфера, усилитель мощности для остальных каналов вероятнее всего собран по мостовой схеме. Однако уровень мощности при приемлемом уровне искажений всё равно оставляет желать лучшего. Остаётся загадкой, что именно помешало разработчикам поставить те же микросхемные усилители TDA2030 (TDA2030A), имеющие на порядок лучшие характеристики и которые мы с вами видели в J-703, J-707, а также в различных моделях колонок F&D.

Подключение

Разноцветная маркировка разъемов значительно облегчает процесс подключения. К примеру, для правого фронтального спикера все штекеры (на колонке, проводе, усилителе) — красного цвета. Длина проводов вместе с входящими в комплект удлинителями достигает шести метров.

Конфигурация тестового компьютера:

  • Звуковая карта Сreative Sound Blaster Live! Player 5.1

При подаче звукового сигнала на стереовход играют только пять колонок: две фронтальные, две тыловые и сабвуфер. Из центрального спикера в это время доносится едва слышимый шумок (результат работы дешёвых усилительных микросхем). Необходимо иметь в виду, что вход TV IN работает только тогда, когда переключатель "4.1/5.1" находится в режиме работы шести каналов (5.1). Эффект-процессор у J-9906 отсутствует, поэтому тыловые спикеры в этом режиме всего лишь дублируют фронтальные.

Нас очень заинтересовала возможность подключения четырехканальных карт (4.1), ведь в активной 5.1-акустике такой режим встречается крайне редко. При его включении индикатор питания, находящийся на передней панели, меняет цвет с белого (шестиканальный (5.1) режим) на красный (пятиканальный (4.1) режим). Это очень удобно: не приходится наклоняться к задней панели сабвуфера (обычно стоящего на полу), чтобы определить положение регулятора. Само переключение при некоторой сноровке можно производить на ощупь.

В режиме 4.1, как и следовало ожидать, играют следующие колонки: два фронтальных спикера, два тыловых и сабвуфер. Запустив тест, по очереди подающий звук на все каналы, мы определили, что звуковой сигнал, издаваемый сабвуфером, представляет собой низкие частоты, взятые от фронтальных колонок.

Тестирование в музыке

Для того чтобы определить, как ведёт себя комплект J-9906 при исполнении музыки различных жанров, мы обратились к следующему музыкальному материалу:

CD-DA:

  • С.С. Прокофьев "Симфония №1";
  • Depeche Mode с альбомом "Exciter";
  • Destiny's Сhild с "Survivor".

MP3:

  • музыкальные работы популярных зарубежных исполнителей, а также современные инструментальные композиции с элементами этно и джаза.

Воспроизведение музыки Сергея Сергеевича Прокофьева, записанной на компакте, далось J-9906 с огромным трудом. Ручку громкости пришлось вывернуть на все 100%. Очевидно, это следствие работы "плеерных" усилительных микросхем. Контраст динамических оттенков передается очень слабо. Тембры струнных и деревянных духовых инструментов при игре в нюансе piano кажутся бедными и блеклыми. А когда оркестр играет fortissimo, на многих частотах явно прослушиваются нелинейные искажения, которые делают звучание инструментов совершенно иным. Средних частот определенно не хватает. Попытка исправить ситуацию с помощью эквалайзера успехом не увенчалась. Если с высокими частотами на небольшой громкости дела обстоят немного лучше (чем со средними), то вот с низкими возникают проблемы. Сабвуфер играет тихо и зажато. Было отчетливо слышно, что саб неравномерно воспроизводит отведённый ему спектр частот. В целом звучание можно охарактеризовать как плоское и кричащее, без запаса динамического и частотного диапазона. Несмотря на солидный внешний вид, этот комплект явно не для классики.

С современной музыкой дела обстоят получше. Композиции Depeche Mode и Destiny's Сhild имеют намного более ограниченный динамический диапазон, нежели классика. А студийные записи зачастую оптимизированы под "бумбоксы". Музыка DM насыщена своеобразными тембрами и пронизана минорным лирическим настроением. Звуковое сопровождение имеет достаточно широкий для "несимфонической" музыки диапазон в нижнем регистре. А между тем разнообразие тембров дает неплохое представление о способности акустической системы передавать весь спектр воспроизводимых частот. Destiny's Сhild — темнокожие девушки, покоряющие поп-сцену своими сладкими голосами и тем, что перед словом "сцена". :) Музыка с их альбома "Survivor" (а это уже их третий альбом) представляет собой хип-хоповую ритм-основу, немного подкладов и разнообразной перкуссии.

Очень злой редактор: Кстати, заглавная композиция ("Independent Women") — это не что иное, как саундтрек к недавно прошедшему в кинотеатрах довольно тупенькому боевичку "Ангелы Чарли".

J-9906 неплохо справился с воспроизведением этих двух альбомов, представляющих собой типичные образцы современной музыки. Запаса по громкости вполне хватало, чтобы озвучить комнату средних размеров, но при положении регулятора 80% и выше возникало много нелинейных искажений. В звучании поп-музыки наблюдался провал средних частот (хотя их с трудом можно было назвать средними частотами). Вероятно, дали о себе знать слабенькие динамики, примененные в качестве среднечастотных динамических головок, и усилители, предназначенные скорее для переносных кассетных плееров, но никак не для домашнего кинотеатра. Так же, как и в классической музыке, иногда не хватает низких частот. Особенно хорошо это ощущается в композициях с насыщенными басовыми партиями. Видимо, сказывается малый объем акустической камеры сабвуфера или ещё какие-то конструктивные огрехи.

Что касается МР3-композиций, то при условии качественного сжатия всё сказанное о комплекте J-9906, воспроизводящем CD-DA, можно смело интерполировать на MP3-файлы. Ни для кого не секрет, что компрессия с большими потерями сильно ухудшает звучание музыки, поэтому на низкобитрейтовых композициях трудно понять, кто больше "врёт" — акустика или сам MP3-файл.

Тестирование в играх

В 3D-шутерах (таких как Q3, UT, Serious Sam, Solder of Fortune) J-9906 показал себя неплохо. При взрывах и грохоте выстрелов сабвуфер вроде справлялся со своей работой, но громкость часто хотелось прибавить (регулятор относительного уровня сабвуфера имеет небольшой запас по громкости). Есть замечания и к остальным спикерам: хотя объемность и ощущается, звучание имеет кричащий оттенок.

В квестах и стратегиях звук — это один из наиболее важных элементов, поддерживающих атмосферу данной игры. В хороших с точки зрения музыкального оформления играх разработчики этому аспекту уделяют больше времени и денег. Ничего необычного мы не услышали: неплохое стерео, немного не хватает средних и низких частот, плоское, со временем утомляющее звучание. Но всё познаётся в сравнении — у многих пластмассовых комплектов оно, на наш взгляд, просто невыносимое.

Тестирование в DVD

В качестве теста мы использовали насыщенный звуковыми эффектами фильм "Стиратель" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, а также различные DVD-трейлеры. Все видеофрагменты имели шестиканальную звуковую дорожку в формате DD5.1. После прослушивания мы выяснили, что тестируемый набор можно использовать в составе компьютерного домашнего кинотеатра. Хотя, по нашему мнению, полноценное ощущение присутствия от просмотра фильма с таким комплектом получить весьма сложно. Запаса по громкости (при допустимом уровне искажений) хватит, только чтобы озвучить комнату совсем небольших размеров. Средние частоты не слишком достоверны, но диалоги на фоне общего звучания не теряются. Сабвуфер играет слабовато. В целом чувствуется зажатость и плоскость звучания. Однако для просмотра DVD фильмов комплект J-9906 всё равно предпочтительнее, чем пластмассовые наборы акустики из ценового диапазона до $200.

Заключение

Несмотря на обилие критики в статье, набор активной 5.1-акустики J-9906 не так уж и плох. Вот только его бутафорский внешний вид с претензией на дорогую качественную акустику может ввести в заблуждение, которое обернется разочарованием после первого же прослушивания. Однако если вы не слышали, как звучит настоящий набор домашнего кинотеатра (скажем, за $1500), то, возможно, у вас останутся более радужные впечатления, чем у нас. J-9906 подойдёт людям, которые не слишком требовательны к звучанию акустики и для которых красивый внешний вид набора при не слишком высокой цене может компенсировать все его недочёты.

Плюсы

  • красивый внешний вид;
  • деревянные корпуса (как у сабвуфера, так и у сателлитов);
  • режим 4.1 для четырёхканальных звуковых карт;
  • разноцветная маркировка разъемов и штекеров, облегчающая подключение спикеров;
  • вход для стереофонических устройств (телевизор, видеомагнитофон и т.п.);
  • удобное расположение основных регулировок;
  • достаточно длинные шнуры (в том числе удлинительные).

Минусы

  • дешевые усилительные микросхемы и СЧ-динамики;
  • нереализованный потенциал деревянных корпусов сателлитов;
  • звучание, невыдающееся для топ-модели от Jazz: ждали мы большего (хотя звук, безусловно, много лучше, чем у пластмассовых наборов колонок за ту же цену).

 

Активная 5.1-акустика J-9906 предоставлена компанией Бюрократ
Дополнительно

Активная 5.1-акустика Jazz Speakers J-9906

Активная 5.1-акустика Jazz Speakers J-9906


Фирма Jazz Speakers известна многим пользователям персональных компьютеров. Она производит широкий спектр мультимедийной акустики — от дешёвых пластмассовых изделий до дорогих деревянных. Наши читатели уже имели возможность познакомиться с продукцией этой фирмы в обзорах раздела Мультимедиа (ROCCO 5.1 Digital Audio System, Активные стереоколонки J-707 и J-703). На этот раз речь пойдёт о самом дорогом наборе деревянной активной 5.1-акустики — модели J-9906. В комплект поставки входит декодер DE-006 или DE-007 (кроме внешнего вида, они ничем не отличаются от протестированного нами ранее DD5.1/DTS-декодера Jazz Speakers DE-005). Розничная цена J-9906 без декодера составляет $220, с декодером — $400.

Комплектация

Набор J-9906 поставляется в картонной коробке без красочных рекламных надписей. Вес у нее довольно внушительный, около 20 килограмм. Судя по тому, что написано на сайте производителя и упаковочной коробке, J-9906 можно подключать:

  • к оборудованному приводом DVD-ROM компьютеру с 6-канальной звуковой картой;
  • к бытовому DVD-плееру;
  • к игровым приставкам, таким как Sony PlayStation 2.

В последних двух случаях для предварительного декодирования цифрового сигнала в 6 аналоговых каналов (например, модели DE-005 или DE-006 от той же Jazz) нужно использовать DD/DTS-декодеры. Впрочем, никто не мешает подключать к набору обычные стереоустройства (видеомагнитофон, телевизор, двухканальную звуковую карту и т.п.).

Нам предстоит посмотреть, послушать и оценить, насколько колонки J-9906 будут хороши в деле при использовании их в качестве набора 5.1-акустики для компьютера, оборудованного современной шестиканальной звуковой картой.

В комплект J-9906 входят:

  • сабвуфер;
  • четыре одинаковых сателлита;
  • центральный спикер;
  • соединительный провод mini DIN на mini DIN;
  • пять соединительных проводов RCA на RCA;
  • пять удлинительных проводов RCA на RCA;
  • четыре соединительных провода стерео RCA на стерео RCA;
  • руководство пользователя на шести языках (русский в их число не входит).

Внешний вид

Глядя на J-9906, хочется поблагодарить разработчиков за внешний вид этого набора. Колонки имеют строгий консервативный вид и вызывают только положительные эмоции; геометрически правильные деревянные корпуса придают составляющим комплекта благородный и добротный вид. Нужно отметить довольно удачно подобранное сочетание цветов — серебристого и черного.

Корпуса всех шести колонок, входящих в комплект, выполнены из дерева. Толщина стенок всех пяти спикеров составляет 9 мм. Каждый из них предусмотрительно имеет четыре резиновые ножки, с пятикопеечную монету в диаметре и полтора миллиметра в высоту. У центральной колонки их насчитывается целых шесть штук — и если её установить на монитор, то такого количества ножек более чем достаточно, чтобы колонка не съехала с его поверхности из-за наклона и вибраций (разумеется, речь идёт об установке на современный монитор с размером диагонали 17 дюймов и выше).

После снятия защитных сеток внешний вид колонок несколько теряет свою убедительность. "Оголенные" диффузоры динамиков никак не вяжутся с устоявшимися понятиями о внешнем виде качественных акустических систем (о звучании мы поговорим немного позже).

Говоря о защитных сетках, нужно добавить, что выполнены они в характерной для изделий Jazz "дубовой" форме: толстенный пластмассовый каркас и малюсенькие отверстия для прохождения звука.

На задней панели спикера находится отверстие фазоинвертора. Его диаметр всего 7 мм, что наводит на мысль о его бутафорском предназначении (это подтверждает простой эксперимент: закупоривание отверстия практически никак не отражается на звучании). Центр имеет два отверстия фазоинвертора такого же небольшого диаметра.

Каждый спикер, помимо разъема RCA и отверстия фазоинвертора, имеет сзади ярлычок, показывающий, какое именно место в 5.1-наборе должен занимать тот или иной сателлит. Однако звучание набора в целом не зависит от того, какие спикеры вы используете в качестве фронтальных колонок, а какие — в качестве тыловых, так как они ничем не отличаются друг от друга. Но, согласитесь, все же приятно, когда производитель заботится о пользователях и облегчает им жизнь при подключении аппаратуры.

В каждой колонке используются две динамические головки: высокочастотный (твитер) и среднечастотный динамики. Как мы уже говорили, фронтальные и тыловые спикеры совершенно одинаковые. Что же касается центра, то он в общем-то представляет собой полтора сателлита, то есть имеет один твитер и два среднечастотных динамика (прямо как в каком-нибудь килобаксовом комплекте домашнего кинотеатра). Во всех спикерах набора J-9906 используются одинаковые динамические головки.

Открыв корпус одной из колоночек, мы убедились в достоверности приводимых в спецификации данных о магнитном экранировании спикеров. Магнит динамической головки окружен экраном из антимагнитного материала. Реально же на 17-дюймовом мониторе LG Flatron 795FT+ было заметно влияние окружающих его фронтальных колонок и центрального спикера. При длительном времени работы (на протяжении десятка часов), кратковременные подергивания изображения на мониторе сильно раздражают.

В качестве фильтра ВЧ, предназначенного для твитера, используется электролитический конденсатор ёмкостью 3,3 mF. Что касается среднечастотной динамической головки, то такого рода динамик в некоторых акустических системах легко сошел бы за "пищалку". Настоящих средних частот с такими динамическими головками добиться практически невозможно.

Акустическое оформление сабвуфера представляет собой схему закрытый корпус с фазоинвертором. Конструктивные особенности саба таковы, что диффузор динамика не выведен непосредственно на переднюю панель. Перегородка с динамиком смещена вглубь корпуса на десять сантиметров от передней панели (~20% объёма). Сверху находится отгороженный стенкой усилитель, что съедает ещё 25% объёма. Плюс ко всему этому внутри корпуса сабвуфера находится массивный блок питания, занимающий достаточно большое пространство. Так что подлинный объем корпуса у сабвуфера значительно (~ в 2 раза) меньше, чем это может показаться при первом визуальном знакомстве (впрочем, это справедливо для многих наборов активной акустики, усилитель и блок питания которых расположены непосредственно в сабвуфере). Акустическое оформление является скорее нагруженным из-за использования на передней панели инженерных и дизайнерских приколов в виде ребер жесткости и "дубовых" защитных сеток.

Саб стоит на полуторасантиметровых резиновых ножках, затрудняющих "путешествие" по комнате в разгар спецэффектов в DVD-фильмах и играх. :) Стенки корпуса и внутренние перегородки имеют толщину 12 мм. Отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель. Его диаметр составляет 32 мм.

На передней панели расположены кнопка и индикатор питания, ручки регулировки общей громкости всего комплекта, а также отдельная регулировка громкости саба.

На задней панели находятся:

  • аналоговые выходы на пять спикеров (OUTPUT);
  • многоканальный вход INPUT1 с шестью разъёмами RCA;
  • многоканальный вход INPUT2 с разъемом mini DIN (G9);
  • стереовход TV IN (для подключения аудио- и видеоаппаратуры);
  • переключатель режимов 4.1/5.1;
  • кнопка выбора источника сигнала (стерео или многоканальный вход).

Сабвуфер

  • мощность 60 Вт (RMS);
  • импеданс 4 Ом;
  • диаметр диффузора 16,3 см;
  • габариты 230×350×330 мм (В×Ш×Г).

Сателлиты и центр

  • мощность 50 Вт (RMS);
  • импеданс 6 Ом;
  • диаметр диффузоров: среднечастотный 7,5 см и твитер 2,5 см;
  • габариты сателлитов 120×200×135 мм (В×Ш×Г);
  • габариты центра 400×120×135 мм (В×Ш×Г);
  • диапазон воспроизводимых частот 35 Гц — 20 кГц;
  • все спикеры имеют магнитное экранирование.

Усилительная часть

Очень злой редактор:

В усилительном тракте J-9906 применяются два вида микросхем. Это TDA7296 и M2518AL. Немного подробнее о каждой из них:

TDA7296

Используется как усилитель мощности для сабвуфера. На плате усилителя находится громадный черный радиатор весом в полкило, установленный для одной этой микросхемы.

Максимальная мощность усилителя составляет 30 Вт RMS при 0,5% THD. Реальным режимом работы можно считать значение мощности вплоть до 20 Вт, при котором THD составляет приемлемое значение (не более 0,1% в полосе частот от 20 Гц до 20 кГц, не более 0,01% на частоте 1000 Гц). Сама по себе микросхема имеет только один вход. Заявленная для сабвуфера мощность в 60 Вт RMS скорее всего объясняется применением предварительного каскада усиления, выполненного на микросхеме M2518AL. Проверить это предположение и проследить путь сигнала, идущего на динамик саба, не удалось: к сожалению, конструкция усилителя не предусматривает демонтаж платы без использования паяльника.

M2518AL

Мы были несколько удивлены, обнаружив на плате несколько крохотных микросхем Mitsubishi, которые служат усилителями мощности для оставшихся пяти каналов. Из спецификации следует, что эти дохленькие стереоусилители предназначены для применения в кассетных плеерах и прочих маломощных портативных устройствах. Мощность этой микросхемы слишком мала, чтобы использовать её в такой системе, как набор активной 5.1-акустики. В спецификации сказано, что на нагрузке 47 Ом и выше (стереонаушники) мощность не превышает 0,5 Вт при THD=1%. Значение параметра "сигнал/шум" на частоте 1 кГц составляет 72 дБ. Как и в случае с усилителем сабвуфера, усилитель мощности для остальных каналов вероятнее всего собран по мостовой схеме. Однако уровень мощности при приемлемом уровне искажений всё равно оставляет желать лучшего. Остаётся загадкой, что именно помешало разработчикам поставить те же микросхемные усилители TDA2030 (TDA2030A), имеющие на порядок лучшие характеристики и которые мы с вами видели в J-703, J-707, а также в различных моделях колонок F&D.

Подключение

Разноцветная маркировка разъемов значительно облегчает процесс подключения. К примеру, для правого фронтального спикера все штекеры (на колонке, проводе, усилителе) — красного цвета. Длина проводов вместе с входящими в комплект удлинителями достигает шести метров.

Конфигурация тестового компьютера:

  • Звуковая карта Сreative Sound Blaster Live! Player 5.1

При подаче звукового сигнала на стереовход играют только пять колонок: две фронтальные, две тыловые и сабвуфер. Из центрального спикера в это время доносится едва слышимый шумок (результат работы дешёвых усилительных микросхем). Необходимо иметь в виду, что вход TV IN работает только тогда, когда переключатель "4.1/5.1" находится в режиме работы шести каналов (5.1). Эффект-процессор у J-9906 отсутствует, поэтому тыловые спикеры в этом режиме всего лишь дублируют фронтальные.

Нас очень заинтересовала возможность подключения четырехканальных карт (4.1), ведь в активной 5.1-акустике такой режим встречается крайне редко. При его включении индикатор питания, находящийся на передней панели, меняет цвет с белого (шестиканальный (5.1) режим) на красный (пятиканальный (4.1) режим). Это очень удобно: не приходится наклоняться к задней панели сабвуфера (обычно стоящего на полу), чтобы определить положение регулятора. Само переключение при некоторой сноровке можно производить на ощупь.

В режиме 4.1, как и следовало ожидать, играют следующие колонки: два фронтальных спикера, два тыловых и сабвуфер. Запустив тест, по очереди подающий звук на все каналы, мы определили, что звуковой сигнал, издаваемый сабвуфером, представляет собой низкие частоты, взятые от фронтальных колонок.

Тестирование в музыке

Для того чтобы определить, как ведёт себя комплект J-9906 при исполнении музыки различных жанров, мы обратились к следующему музыкальному материалу:

CD-DA:

  • С.С. Прокофьев "Симфония №1";
  • Depeche Mode с альбомом "Exciter";
  • Destiny's Сhild с "Survivor".

MP3:

  • музыкальные работы популярных зарубежных исполнителей, а также современные инструментальные композиции с элементами этно и джаза.

Воспроизведение музыки Сергея Сергеевича Прокофьева, записанной на компакте, далось J-9906 с огромным трудом. Ручку громкости пришлось вывернуть на все 100%. Очевидно, это следствие работы "плеерных" усилительных микросхем. Контраст динамических оттенков передается очень слабо. Тембры струнных и деревянных духовых инструментов при игре в нюансе piano кажутся бедными и блеклыми. А когда оркестр играет fortissimo, на многих частотах явно прослушиваются нелинейные искажения, которые делают звучание инструментов совершенно иным. Средних частот определенно не хватает. Попытка исправить ситуацию с помощью эквалайзера успехом не увенчалась. Если с высокими частотами на небольшой громкости дела обстоят немного лучше (чем со средними), то вот с низкими возникают проблемы. Сабвуфер играет тихо и зажато. Было отчетливо слышно, что саб неравномерно воспроизводит отведённый ему спектр частот. В целом звучание можно охарактеризовать как плоское и кричащее, без запаса динамического и частотного диапазона. Несмотря на солидный внешний вид, этот комплект явно не для классики.

С современной музыкой дела обстоят получше. Композиции Depeche Mode и Destiny's Сhild имеют намного более ограниченный динамический диапазон, нежели классика. А студийные записи зачастую оптимизированы под "бумбоксы". Музыка DM насыщена своеобразными тембрами и пронизана минорным лирическим настроением. Звуковое сопровождение имеет достаточно широкий для "несимфонической" музыки диапазон в нижнем регистре. А между тем разнообразие тембров дает неплохое представление о способности акустической системы передавать весь спектр воспроизводимых частот. Destiny's Сhild — темнокожие девушки, покоряющие поп-сцену своими сладкими голосами и тем, что перед словом "сцена". :) Музыка с их альбома "Survivor" (а это уже их третий альбом) представляет собой хип-хоповую ритм-основу, немного подкладов и разнообразной перкуссии.

Очень злой редактор: Кстати, заглавная композиция ("Independent Women") — это не что иное, как саундтрек к недавно прошедшему в кинотеатрах довольно тупенькому боевичку "Ангелы Чарли".

J-9906 неплохо справился с воспроизведением этих двух альбомов, представляющих собой типичные образцы современной музыки. Запаса по громкости вполне хватало, чтобы озвучить комнату средних размеров, но при положении регулятора 80% и выше возникало много нелинейных искажений. В звучании поп-музыки наблюдался провал средних частот (хотя их с трудом можно было назвать средними частотами). Вероятно, дали о себе знать слабенькие динамики, примененные в качестве среднечастотных динамических головок, и усилители, предназначенные скорее для переносных кассетных плееров, но никак не для домашнего кинотеатра. Так же, как и в классической музыке, иногда не хватает низких частот. Особенно хорошо это ощущается в композициях с насыщенными басовыми партиями. Видимо, сказывается малый объем акустической камеры сабвуфера или ещё какие-то конструктивные огрехи.

Что касается МР3-композиций, то при условии качественного сжатия всё сказанное о комплекте J-9906, воспроизводящем CD-DA, можно смело интерполировать на MP3-файлы. Ни для кого не секрет, что компрессия с большими потерями сильно ухудшает звучание музыки, поэтому на низкобитрейтовых композициях трудно понять, кто больше "врёт" — акустика или сам MP3-файл.

Тестирование в играх

В 3D-шутерах (таких как Q3, UT, Serious Sam, Solder of Fortune) J-9906 показал себя неплохо. При взрывах и грохоте выстрелов сабвуфер вроде справлялся со своей работой, но громкость часто хотелось прибавить (регулятор относительного уровня сабвуфера имеет небольшой запас по громкости). Есть замечания и к остальным спикерам: хотя объемность и ощущается, звучание имеет кричащий оттенок.

В квестах и стратегиях звук — это один из наиболее важных элементов, поддерживающих атмосферу данной игры. В хороших с точки зрения музыкального оформления играх разработчики этому аспекту уделяют больше времени и денег. Ничего необычного мы не услышали: неплохое стерео, немного не хватает средних и низких частот, плоское, со временем утомляющее звучание. Но всё познаётся в сравнении — у многих пластмассовых комплектов оно, на наш взгляд, просто невыносимое.

Тестирование в DVD

В качестве теста мы использовали насыщенный звуковыми эффектами фильм "Стиратель" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, а также различные DVD-трейлеры. Все видеофрагменты имели шестиканальную звуковую дорожку в формате DD5.1. После прослушивания мы выяснили, что тестируемый набор можно использовать в составе компьютерного домашнего кинотеатра. Хотя, по нашему мнению, полноценное ощущение присутствия от просмотра фильма с таким комплектом получить весьма сложно. Запаса по громкости (при допустимом уровне искажений) хватит, только чтобы озвучить комнату совсем небольших размеров. Средние частоты не слишком достоверны, но диалоги на фоне общего звучания не теряются. Сабвуфер играет слабовато. В целом чувствуется зажатость и плоскость звучания. Однако для просмотра DVD фильмов комплект J-9906 всё равно предпочтительнее, чем пластмассовые наборы акустики из ценового диапазона до $200.

Заключение

Несмотря на обилие критики в статье, набор активной 5.1-акустики J-9906 не так уж и плох. Вот только его бутафорский внешний вид с претензией на дорогую качественную акустику может ввести в заблуждение, которое обернется разочарованием после первого же прослушивания. Однако если вы не слышали, как звучит настоящий набор домашнего кинотеатра (скажем, за $1500), то, возможно, у вас останутся более радужные впечатления, чем у нас. J-9906 подойдёт людям, которые не слишком требовательны к звучанию акустики и для которых красивый внешний вид набора при не слишком высокой цене может компенсировать все его недочёты.

Плюсы

  • красивый внешний вид;
  • деревянные корпуса (как у сабвуфера, так и у сателлитов);
  • режим 4.1 для четырёхканальных звуковых карт;
  • разноцветная маркировка разъемов и штекеров, облегчающая подключение спикеров;
  • вход для стереофонических устройств (телевизор, видеомагнитофон и т.п.);
  • удобное расположение основных регулировок;
  • достаточно длинные шнуры (в том числе удлинительные).

Минусы

  • дешевые усилительные микросхемы и СЧ-динамики;
  • нереализованный потенциал деревянных корпусов сателлитов;
  • звучание, невыдающееся для топ-модели от Jazz: ждали мы большего (хотя звук, безусловно, много лучше, чем у пластмассовых наборов колонок за ту же цену).

 

Активная 5.1-акустика J-9906 предоставлена компанией Бюрократ