Автору данного материала захотелось услышать качественный 3D-звук в играх. Имея в компьютере полупрофессиональную карту Terratec Aureon Space 7.1 с отличным аудиотрактом (перепрошитую для получения дополнительных фич в Prodigy7.1), поиграть ему удавалось, но счастья было мало. С разными драйверами поддержка 3D-звука у Aureon Space 7.1 была либо на базе Sensaura, либо на базе QSound. К большому сожалению, качество обработки звука никуда не годится (хотя, Sensaur-у слушать и приятнее, чем QSound). В любом случае, звук низкокачественный, а из поддержки EAX — только 1-я и 2-я версии многолетней давности…
Возник вопрос: если к качественной аудиофильской взять "дополнительную" звуковую карту исключительно для игр, то какую? От Сreative у нас на выбор несколько моделей:
Название карты | Количество каналов | Цена |
Live!1024 | 4 | $20 |
Live!5.1 | 5.1 | $30 |
Live! 24bit | 7.1 | $40 |
Audigy | 5.1 | $50 |
Audigy LS | 5.1 | $50 |
Audigy2 | 6.1 | $75-80 |
Audigy2 ZS | 7.1 | $85-100 |
Сразу ясно, что нет смысла брать снятые с производства модели многолетней давности — Live!1024 и Live!5.1. Ведь даже сделав перепрошивку и заставив карты работать с драйверами от Audigy2ZS, ничего хорошего мы не получим. Большая часть настроек будет неактивной. Кодек (ЦАП-АЦП) у карты слабенький. Поддержка EAX3/4 отсутствует. Пропускаем их.
Audigy — хороший 5.1-вариант, можно поставить драйвера от старших Audigy2 и Audigy2 ZS. Недостатки: ЦАП-ы карты значительно уступают ЦАП-ам старших моделей.
Audigy2 (6.1) — 6.1-вариант Audigy2ZS. Цена от Audigy2 ZS не слишком отличается.
Audigy2 ZS — топовый продукт, самый оптимальный вариант. Хорошие ЦАПы, полностью работающие фичи. Если у вас в компьютере только интегрированный звук, то сомнения по поводу цены вам в голову вряд ли придут, и вы возьмете Audigy2 ZS. Но вот если у вас уже есть полупрофессиональная карта с зачатками игровой (а то и без них) за $100-$300, то покупать самый дорогой вариант только для игр — вряд ли захочется. Зачем переплачивать за ЦАП, АЦП, дополнительные разъемы, если все это у вас уже есть?
Итак, осталось еще две карты:
Audigy LS — по сравнению с остальными картами не обладает мощным DSP, но стоит достаточно больших денег. Вердикт для этой карты был вынесен в обзоре Audigy2 ZS, где на нее мельком взглянули, не очень задумываясь о причине высокой стоимости. Что и неудивительно, ведь вышла она в свет одновременно с Audigy2 ZS, топовым продуктом. Я, наверно, тоже в этот момент любовался бы и слушал Audigy2 ZS, а в сторону LS сделал неутешительный вывод: маркетологи Creative ошиблись.
И, наконец, Live! 24-bit, на том же самом чипе CA0106DAT, как и в Audigy LS, но с более качественными ЦАПами от топовых Audigy2/Audigy2ZS. Также есть поддержка 7.1 и EAX3.0, и всё это при весьма привлекательной стоимости карты.
Кстати, в последнее время растет популярность тонких и компактных корпусов (баребонов), многие видеокарты имеют низкопрофильные размеры. А вот звуковых карт такого форм-фактора мало. На сегодняшний день можно вспомнить только Live! 24-bit и Prodigy 7.1 LT.
SoundBlaster® Live!™ 24-bit
Официальная информация с сайта ru.europe.creative.com: Звуковая карта Sound Blaster® Live!™ 24-bit — отличное и экономичное решение для тех, кто хочет получить объемный звук 7.1 на ПК. Обладая превосходными техническими характеристиками (качество записи 24бит/96кГц, соотношение сигнал/шум при воспроизведении 100дБ, наличие цифрового выхода), Sound Blaster® Live!™ 24-bit идеально подходит для создания объемного звука при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Технология EAX® ADVANCED HD™ 3.0 обеспечивает высокую степень реализма в компьютерных играх, с поддержкой разнообразных акустических эффектов и объемным детализированным 7.1-канальным звуком. Звуковая карта поставляется в комплекте с ПО Creative Media Source™, с помощью которого вы можете оцифровывать и записывать диски и управлять вашей домашней фонотекой.
В пакете Sound Blaster Live! 24-bit в RETAIL упаковке содержится следующее:
- Плата Creative Sound Blaster Live! 24-bit; Низкопрофильная планка (поставляется только с определенными моделями) Аналоговый кабель компакт-дисков (поставляется только с определенными моделями) Компакт-диск "Sound Blaster Live! 24-bit Installation and Applications" Краткая справочная инструкция Руководство пользователя (на компакт-диске) Гарантия (в печатном виде или на компакт-диске)
- Сведения о технической поддержке (в печатном виде или на компакт-диске)
Кроме того, вместе с Sound Blaster Live! 24-bit Digital Audio поставляется:
- Модуль цифровых входов/выходов
В пакете Sound Blaster Live! 24-bit в OEM упаковке (~$36, доступной в свободной продаже в России) содержится следующее:
- Плата Creative Sound Blaster Live! 24-bit Компакт-диск "Sound Blaster Live! 24-bit Installation and Applications" Гарантия (на том же компакт-диске) Сведения о технической поддержке (на том же компакт-диске)
- Наклейка на корпус с Advanced HD 24 bit
На установку ПО и драйверов рекомендуется 600 Мб свободного места на диске, на компакт диске заполнено около 230 Mb. Установка происходит достаточно долго, однако указывать файлы для установки вручную не надо, все делается автоматически. При установке под XP и Me осложнений не возникло.
Посмотрим на карту Live! 24-bit поближе.
1. Гнездо линейного входа/микрофонного + входа/цифрового ввода-вывода (DIGITAL_IO). Хитрый нестандартный четырехконтактный разъем — очередная мелкая гадость в стиле Creative. Для цифры предлагается использовать модуль цифровых входов/выходов (номер модели SB002).
По официальной информации Creative планирует начать продажу модуля в ближайшее время. Увы, есть подозрение, что стоимость его будет порядка $20-$30, а это сравнимо со стоимостью самой карты.
2. Гнездо Line Out 1 (Линейный выход 1). Также можно подключить наушники, операционный усилитель на данном выходе мощнее, чем на другие каналы.
3, 4. Гнездо Line Out 2, Line Out 3. Два четырехконтактных выхода в фирменной распайке Creative — очень неудобное решение. Попробуйте найти такие переходники за разумную цену или спаять сами. Как вы догадались, 2-е гнездо отвечает за фронтальные, а 3+4 за остальные шесть каналов. При этом для режимов 6.1, 7.1 переходники обязательны. Для 5.1 режима подойдут стандартные стерео-миниджеки.
5. Разъем Auxliary.
6. Разъем Creative Proprietary. Как сказано в документации: "Разъем для подключения других устройств. Не подключайте к этому разъему другие устройства без специальных на то указаний". Остается только гадать, о каких устройствах идёт речь. В одном из источников указывалось, что к нему подключается разъем под джойстик.
Стоит отметить максимальную компактность и плотность монтажа элементов: на карте нет мест, свободных и пустых от деталей. Но самое интересное заключается в том, что карта имеет более качественные ЦАП, чем у Audigy LS, и два дополнительных канала — 7.1 вместо 5.1, а также вдвое меньшую стоимость.
№ | Назначение контакта |
1 | Гнездо Line Out 1 (Линейный выход 1) |
2 | Гнездо Line Out 2 (Линейный выход 2) |
3 | Гнездо Line Out 3 (Линейный выход 3) |
4 | Front Left (Фронтальный левый) |
5 | Front Right (Фронтальный правый) |
6 | Заземление |
7 | Rear Left (Тыловой левый) |
8 | Rear Right (Тыловой правый) |
9 | Заземление |
10 | Side Right (Боковой правый) |
11 | Center (Центральный) |
12 | Низкочастотный громкоговоритель |
13 | Заземление |
14 | Side Left (Боковой левый) |
Давайте познакомимся с картой поближе. Далее она будет часто сравниваться с Prodigy7.1 (перепрошитым Terratec Aureon Space).
Карта может записывать в 96/24 и воспроизводить в 96/24. Режим 192 не поддерживается. Однако, имея ЦАП CS4382-KQ, как у Audigy 2ZS, и DSP, как у Audigy LS, можно сделать вывод, что все решаемо драйверами. Подробнее об этом кодеке можно прочитать в обзоре Audigy2 ZS.АЦП — Wolfson WM8775 24 бит 96 кГц. Паспортные данные с сайта Wolfson:
102dB SNR (‘A’ weighted @ 48kHz)
-90dB THD
ADC Sampling Frequency: 32kHz – 96kHz
Four Stereo ADC Inputs with Analogue Gain Adjust from +24dB to –21dB in 0.5dB Steps
Digital Gain Adjust from -21.5dB to -103dB.
I2S, Left, Right Justified or DSP
16/20/24/32 bit Word Lengths
Структурная схема Wolfson WM8775
Софт SoundBlaster® Live!™ 24-bit
Creative Audio Converter
Creative MediaSource Go!
Creative MediaSourse Organizer
Creative MediaSourse Player
Creative WaveStudio
Creative MiniDisc Center
Панели настроек драйвера
Creative Surround Mixer
EAX Console
Creative Speaker Settings
Creative Graphic Equalizer
SoundFont Bank Manager
Device Control
Утилиты
Creative Restore Defaults
Creative Diagnostics Посмотрим на панели настроек драйвера:
Creative Surround Mixer — Basic
Creative Surround Mixer — стандартный микшер, в котором заблокированы и не работают тембры высоких и низких частот. Крайне необдуманно сделаны громкости линейных и цифрового входов — всего 3 ползунка, один под Line-in, а два под Mic, S/PDIF-in и Auxliary. Из них одного никогда не видно, его нужно менять с каким-нибудь другим, что очень неудобно. Так сделано, скорее всего, из-за ограничения конструкции АЦП. Похоже, аналоговый микшер АЦП может выбирать только один источник, но не может менять и смешивать уровни сигнала. Возможно, для скрытия этого недостатка и сделана путаница с выбором линейных входов, реально только один из них можно включить на прослушивание. Помимо этого микшера есть два дополнительных аналоговых входа. В схеме сначала идет Input Mixer переключающий аналоговые входы, один из дополнительных входов отдан под LinE-in, а другой — под Wave для записи What U hear. Также есть отдельный моно-вход от микрофона. В разделе Запись (REC) присутствует полезная функция "Do not monitor".
Creative Surround Mixer — Advanced
Advanced вкладка микшера позволяет выставить громкость каналов по отдельности. Громкость саба можно выставлять, начиная с 5.1-конфигурации. На скриншоте показаны настройки на 7.1 и 2 канала.
EAX Console — Effects
EAX Console. Из EAX эффектов — софтверные настройки различных звучаний. В панели также есть встроенный плеер. Впрочем, если мы запустим другой плеер, настройки EAX мы также услышим (проверено в JetAudio5). А вот с линейных входов EAX не обрабатывает, что уже неприятно. Это относится ко всем вкладкам в EAX. Включение/отключение данного эффекта мгновенно без задержек. Если честно, то для игровой карты такая вкладка эффектов не обязательна. На том же Prodigy7.1 через NSP можно также запустить множество VST-плагинов, которые будут выше качеством (впрочем, как и стоимостью). Не зря они предназначены для профессиональных ASIO-секвенсоров, таких, как Cubase. Причем, на обработку всегда можно поставить любой линейный вход, и делать запись в реальном времени с уже наложенным эффектом. Кстати, есть облегченная версия NSP по отношению к количеству накладываемых VST эффектов — ASIO FX Processor LE, которая теоретически работает с любой картой, поддерживающей ASIO. Native Sound Processor — специальная версия ASIO FX Processor ME, работающая только с продуктами ESI, между ними есть еще некоторые различия, но для данной статьи это непринципиально. Количество стерео эффектов в ASIO FX Processor LE — 1, против 8 в NSP. Пожимаем плечами — ничего удивительного…
EAX Console — Karaoke
Караоке — дань моде… Эта функция есть и на встроенной Realtek ALC650. Хотя здесь настроек больше, плюс можно наложить эффект на микрофон. Работает несколько ущербно. Левая часть Voice Suppression amount и Pitch работают только с Creative MediaSourse Player. Включение/отключение эффекта требует примерно 5 секунд задержки. На голосовое подавление — 3 разных режима, из них два с регулировкой. Pitch меняет тон мелодии. На ревербацию, накладываемую на микрофон, доступно огромное количество пресетов. Для того чтобы ее услышать, нужно выбрать микрофон на запись (что панель делает автоматически), а в source микрофон отключить. Включение/отключение эффекта мгновенно. Вместо микрофона Line-in или Auxliary подставить не удалось.
EAX Console — CMSS 3D
CMSS 3D — разложение стерео на все каналы. То же самое, что и QMSS, вшитая в последние дрова Prodigy7.1, или QMSS в программе QMax-2, которая стоит $25 и ставится на любую карту. CMSS работает под любым плеером. На линейные входы не распространяется. В режиме стерео (2.0) этот эффект работает как расширитель стереобазы. На обычной акустике звучит неплохо, а вот звучание в наушниках в одноимённом режиме мне не понравилось. Ощущение, что слушаешь в бочке. Так же добавляется слабый эффект ревербации, что иногда приводит к искажениям голосов. В многоканальном режиме доступен баланс "фронт-тыл".
Также есть честная раскладка стерео на все стереопары, кроме саб/центр, с регулировкой фронт-тыл или стереорасширением в режиме 2.0. Жаль, что на линейные входы это не распространяется. К слову, в Prodigy7.1+NSP можно легко получить 5.1 звук со стереовходов.
При включении CMSS саб будет молчать, пока не будет поставлена галочка Bass Reduirection в Bass Managment(Speaker settings). При этом даже без включения CMSS, саб будет работать. Из чего следует, что CMSS к сабу никакого отношения не имеет, как и саб к CMSS. CMSS 2 отсутствует, так карта не поддерживает 192 kHz.
Следует отметить одну особенность драйверов. JetAudio5 при включении автоматически подстраивает звук, сверяясь с "Звуки и аудиоустройстваконфигурация динамиков" из панели управления. Если в панели управления будет настройка 5.1 — раскладкой каналов будет заниматься JetAudio5, а CMSS работать не будет. Если в настройках поставить 2 канала, JetAudio5 будет воспроизводить 2 канала, CMSS тоже будет молчать. Для использования CMSS в таких программах, как JetAudio5 нужно перед запуском поставить настройку 2 канала, а после запуска поставить настройку 5.1. Тогда за раскладку возьмется CMSS.
Разница между раскладками многоканального звука CMSS, QMSS, JetAudio5:
- CMSS
На большинстве композиций возникло ощущение, что центральный канал просто микшируется из правого и левого и тихо пускается в центр. Обрезки низких частот для центра нет. Разницы между звучанием фронтальных каналов с СMSS и без не было. А ведь в идеале, из фронтального левого и правого должна убраться середина, и воспроизводиться должна через центральный канал. Такой эффект должен быть аналогичен эффекту в караоке. Обрезки низких частот для остальных каналов тоже нет. - QMSS
Центральный канал вырезается из фронтальных, разделение не слишком сильное, но лучше, чем в CMSS. Частота среза для саба регулируется через Q-Rumble. Настройки Q-Rumble распространяются и на остальные каналы. - JetAudio5
Центральный канал вырезается, качество разделения примерно то же, что и в QMSS. Среза низких частот нет ни для каналов, ни для саба. Впрочем, если в драйверах Live!24 bit включить саб, то поток на саб пойдет не с JetAudio5, а с дров креатива со срезом высоких частот.
EAX Console — Clean-up
А вот что по настоящему интересно — Clean-up. Убираем шумы и щелчки с аудио записи. Изначально это предлагается использовать для винила, но дома это пригодится для FM-тюнера. Включение/отключение эффекта требует примерно 7 секунд задержки. Работает под любым плеером. В теории можно это накладывать на Media Files и на линейные входы. На практике — микрофон и Line-in, а Auxiliary, несмотря на возможность выбора, не обрабатывался. Работает очень эффективно. Это единственное, что переплюнуло NSP. Конечно, если поднапрячься, и поискать по интернету, то можно достать необходимый VST-плагин, но на данный момент у меня такого нет. И за Clean-up поставим карточке большой плюс!
EAX Console — Time Scaling
Последняя вкладка панели EAX — Time Scaling. Убыстрение и замедление звука. Качество, на мой взгляд, очень низкое… Работает только под Creative MediaSourse Player. А теперь о веселом — ставим по умолчанию звуковую карту Prodigy7.1, запускаем фирменный проигрыватель от Creative MediaSourse Player и музыку, включив настройки EAX. Эффекты реверберации EAX не работают. А вот CMSS, Clean-up, Караоке (Voice Suppression amount и Pitch) и Time Scaling под Prodigy7.1 исправно работает. Делаем вывод — Караоке (Voice Suppression amount и Pitch) и Time Scaling — программные плагины исключительно Creative MediaSourse Player и к карте отношения не имеют. Однако если вынуть из компа Live! 24-bit, то Windows начнет ругаться, что не может найти EAX, какие-то библиотеки работать не хотят, а в Creative MediaSourse Player пропадут кнопочки для EAX, EQ и многое другое.
Еще одна особенность: если включить на проигрывание компакт-диск, то стоит только вызвать панель EAX, как трек автоматом переключается на следующий.
Панель конфигурации динамиков Speaker Settings — Speaker Selections
Speaker Selections: только выбор количества каналов и опция включения/выключения цифрового выхода.
Панель конфигурации динамиков Speaker Settings — Bass management
Очень неудобно показана настройка частоты: чтобы ее увидеть, надо поднести курсор к ползунку, и тогда на всплывающем окне-подсказке мы увидим значение. Когда двигаем ползунок, частота не отображается. Активна в режимах 5.1, 6.1, 7.1.
Панель конфигурации динамиков Speaker Settings — Bass Boost
Аналогичная панель, также работающая в режимах Headphones, 2, 4.
Панель Graphic Equalizer
Десятиполосный эквалайзер. Этот эквалайзер не удастся использовать для инсталляции домашнего кинотеатра, так как он работает с одинаковым пресетом на все каналы. После параметрических поканальных (а также линейных с большим количеством полос) эквалайзеров NSP, этот смотрится бедно, но дизайн очень хорош. К слову, дизайн драйверов от Creative никогда не выглядел профессионально. Так, настройки в очередной игрушке с игрушечным курсором. Эквалайзер — приятное исключение. Впрочем, предъявлять претензии игровому дизайну игровой звуковой карты — смешно.
Все выше рассмотренные панели загружаются с заметной задержкой, такое ощущение, что через силу. Возможно, каждая из них пытается понять, есть ли в системе творение Creative, и стоит ли вообще работать? Вот такие ленивые и требовательные утилиты…
А теперь подойдем к самому интересному. Есть у карты еще одна любопытная настройка, которая стала возможным благодаря более гибкой архитектуре основного чипа CA0106DAT.
Панель управления Device Control
Настраиваемые частоты на выход S/PDIF 44.1, 48 и 96.
В настройках выставляется опорная частоты дискретизации, 48 и 96 кГц, а также разрядность (bit depth) — 16 и 24 бита, на которых работает вся карта, и кодеки, и, предположительно, алгоритмы DSP. В отличие от карт на Envy здесь нет автоматического выбора частоты. Соответственно, интересно будет выяснить, честные ли это режимы, или, как и в прошлом поколении карт, частота обработки сигналов фиксирована, с последующим достаточно бестолковым и некачественным ресемплингом в любую другую частоту. Если в контрольной панели системы поставить устройством на воспроизведение по умолчанию не Live! 24-bit, а другую карту, то эту панель вызвать нельзя, выскакивает сообщение об ошибке.
Вспомним, на игровых картах с одним кварцем эффект-процессор EMU10K2 не умеет работать с данными, отличными от 48 кГц. На любых других частотах будет всегда передискретизация в 48 кГц. Это аппаратное ограничение. В профессиональных картах EMU 0404/1212/1820 на том же чипе стоит второй опорный кварц для 44.1 кГц, поэтому там, при ручном переключении в панели, эффект-процессор EMU10K2 может ещё работать в 44 кГц. В 96 даже в проф.карте аппаратный ревер не работает. Здесь мы имеем совсем другой чип DSP, поэтому будем дальше проверять, свободен ли он от аналогичных ограничений.
В Creative MediaSourse Player в параметрах записи можно выбрать частоту дискретизации и битрейт
Битность можно проверить, например, тестом S/PDIF in-out. Из-за фирменного миниджека Creative это проблематично сделать. Так как штекер изначально найти не удалось, пришлось немного попаять (за это автору полагается медаль за отвагу: во-первых, теряется гарантия, во-вторых, легко нарваться на заземляющий контакт и подпалить карту, как это однажды произошло с Terratec, там все исправить паяльником удалось, но пережить такое еще раз не хочется). Контакты в гнезде сделаны так, что если в них не воткнуть штекер, то они друг друга заземляют и сигнал вытащить через припаянный провод невозможно.
После долгих размышлений в голову пришла простая идея: взял скотч, обмотал одним слоем на штекер и воткнул. А звука нет… Обидно, и ничего не поделаешь. Вспомнив, что некоторые вещи иногда называются не своими именами, и делаются через зад…нюю панель, заходим в панель конфигурации динамиков и ставим галочку Digital Output Only. Аналоговый звук пропадает, а цифровой появляется! Хотя по идее, Only означает, что без галочки цифра тоже должна идти… Землю искать не пришлось, работает без нее по общему заземлению.
Распайка контакта со стороны платы была установлена опытным путем.
Позже удалось найти в продаже такой миниджек за 50 руб. Получив цифровой вход и выход через 4-х контактный миниджек, обнаружилось, что для получения S/PDIF out хватит и 3-х контактного стандартного стереоминиджека. А столько мороки было из выключенной галочки Digital Output Only во время испытания обычным 3-контактным миниджеком. Впрочем, для аналогового подключения 6.1 и 7.1 без такого 4-контактного миниджека не обойтись. Также в продаже есть кабели от LuxMann, где с такого миниджека имеется выход на три кабеля: видео, аудио-правый, аудио-левый на RCA. Но вот толщина пластмассового входа такого провода не вписывается в звуковую карту — в соседние гнезда ничего подключить не получится. На данный момент такой разъем используют видекамеры SONY и JVC, фирмы, которые не балуют покупателей наличием или стоимостью таких кабелей. Так что, придется, как всегда, все делать самим.RMAA5.4
Тестирование 16-битных режимов
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 16 бит, 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.07, -0.16 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -96.9 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 93.6 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0070 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.014 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -97.9 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.014 | Очень хорошо |
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 16 бит, 48 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.03, -0.24 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -95.0 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 94.9 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0013 | Отлично |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0052 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -94.4 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.0060 | Отлично |
Сравнение спектров теста IMD в режиме 44 кГц (верхний график) против 48 кГц (нижний график) хорошо показывает наличие пересчёта 44->48 кГц.
Интермодуляционные искажения от частоты в режиме 44 кГц (верхний график) наблюдаются равномерно во всей полосе частот с ростом ближе к 16 кГц. В режиме 48 кГц (нижний график) интермодуляция практически отсутствует. Обратите внимание на различные значения IMD в равномерной части графика для обоих режимов: -78 дБ (0.014%) в режиме 44 кГц против -84 дБ (0.0052%) в режиме 48 кГц. На основе измерений, карте Live!24 для качественного воспроизведения 44 кГц показан программный пересчёт частоты семплирования, SSRC (software sample rate conversion):
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 16-bit, SSRC 44->48 kHz
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.01, -0.09 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -94.3 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 94.0 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0013 | Отлично |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0057 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -93.8 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.0067 | Отлично |
Как мы видим, SSRC полностью устраняет проблему передискретизации, даже позволяя карте получить в RMAA оценку «Отлично», вместо «Очень хорошо».
Тестируемая цепь: Live! 24-bit цифровой S/PDIF выход
Режим работы: 16 бит, 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.09, -0.28 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -98.8 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 94.5 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0076 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.014 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -98.1 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.016 | Очень хорошо |
Несмотря на наличие специального режима 44.1 кГц для S/PDIF выхода в настройках карты, для Creative традиционно имеется пересчёт 44->48, а потом ещё раз в 44 кГц. Таким образом, несмотря на наличие режима 44.1 кГц, даже по цифре рекомендуется использовать SSRC плагин.
Тестирование режимов повышенного разрешения
В режимах повышенного разрешения нас ждёт сенсация! Карта демонстрирует динамический диапазон более 106 дБА, а уровень шума менее -107 дБА! Сравните с заявленными параметрами в спецификации карты SNR = 100 дБА.
Мы обратились за официальными комментариями к руководству центрального европейского отделения Creative. Официальные лица были несколько удивлены ситуацией, но объясняют низкие паспортные параметры карты тем, что они были получены и усреднены в нескольких типичных компьютерах. От себя добавим, видимо, посчитав Live! 24-bit картой low-end, измерения инженеров Creative производились с использованием дешевых компьютеров с не очень качественными блоками питания и наводками внутри корпусов.
Устанавливая карту в разные компьютеры и производя наши собственные измерения, мы подтверждаем, что в RMAA получаются как чуть лучшие параметры, так и намного худшие. Мы приводим измерения в достаточно типичном компьютере с безвентиляторной материнской платой ASUS P5P800, видеокартой Sapphire X800Pro, блоком питания PowerMan Pro HPC-420-102DF.
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 24 бит, 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.07, -0.13 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -107.2 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 106.3 | Отлично |
Гармонические искажения, %: | 0.0070 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.012 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -103.9 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.012 | Очень хорошо |
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 24 бит, 48 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.03, -0.23 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -107.2 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 106.3 | Отлично |
Гармонические искажения, %: | 0.0011 | Отлично |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0021 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -102.9 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.0021 | Отлично |
Тестируемая цепь: Live! 24-bit линейный выход -> LynxTwo линейный вход
Режим работы: 24 бит, 96 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.03, -0.25 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -106.5 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 105.8 | Отлично |
Гармонические искажения, %: | 0.0011 | Отлично |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0022 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -99.1 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.0092 | Очень хорошо |
Путём установки в дальний PCI-слот и некоторыми другими попытками можно уменьшить помехи на спектре в НЧ-области и получить немного лучшие результаты измерений:
Правда, остаётся открытым вопрос: зачем карте честная поддержка 24 бит, если в комплекте отсутствует проигрыватель DVD-Audio дисков, а сама карта не является профессиональной?
Работа цифрового выхода
Перейдем к S/PDIF, на нем узнаем, работает ли карта на 24 бита? Ведь у нас все эффекты программные и ограничений, по идее, быть не должно. Live! 24 bit S/PDIF out на частоте 48 kHz
Dynamic Range
Live! 24 bit S/PDIF out | 24 bit stereo 2 | 16 bit HeadPhones | 32 bit HeadPhones | 24 bit HeadPhones |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 |
Уровень шума, дБ (А): | -146.2 | -95.0 | -101.3 | -101.4 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 133.1 | 95.0 | 101.2 | 101.2 |
Гармонические искажения, %: | 0.0000 | 0.0005 | 0.0002 | 0.0002 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0002 | 0.0053 | 0.0025 | 0.0025 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -147.2 | -95.1 | -100.0 | -100.9 |
подробный отчет
Первые три графика показывают, что идет программный пересчет с потерей преимуществ 24-битного динамического диапазона. Но стоило в конфигурации динамиков поменять наушники на стереоколонки, как получились истинные 24 бит.Live! 24 bit S/PDIF out на частоте 44,1 кГц
Live! 24 bit S/PDIF out | 16 bit | 24 bit |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.09, -0.28 | +0.09, -0.28 |
Уровень шума, дБ (А): | -99.2 | -105.4 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 94.9 | 98.6 |
Гармонические искажения, %: | 0.0077 | 0.0076 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.015 | 0.014 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -100.9 | -104.8 |
подробный отчет
Как и было сказано выше, мы имеем передискретизацию из 48 в 44.1 кГц. При этом, исходя из незначительной разницы между графиками 16 и 24 бита, можно сделать предположение, что в режиме 24 бит 44 кГц сигнал претерпевает дополнительную обработку с потерей битности. Live! 24 bit S/PDIF out на частоте 96 kHz
Sound Blaster Live! 24-bit | 48/24 | 96/24 | 96/16 | 48/16 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.08, -0.11 | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 | +0.08, -0.11 |
Уровень шума, дБ (А): | -128.5 | -149.2 | -400.0 | -400.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 130.7 | 133.3 | 102.1 | 102.3 |
Гармонические искажения, %: | 0.0000 | 0.0000 | 0.0015 | 0.0022 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0003 | 0.0002 | 0.0027 | 0.0028 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -124.7 | -149.7 | -364.0 | -364.0 |
подробный отчет
Низкий уровень шума для 16 бит можно объяснить срабатыванием во время теста уровня шума automute.
Тесты цифрового входа
Посмотрим, что у нас на вход по S/PDIF.Live! 24 bit S/PDIF in в режиме 44.1 кГц, 16 и 32 (float) бит
На 24 битах драйвер приводит к вылету RMAA, а режим 32 бит не поддерживается. Эти ограничения на всех режимах частот для S/PDIF in.
Sound Blaster Live! 24-bit | 32 bit | 16 bit |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 |
Уровень шума, дБ (А): | -400.0 | -100.1 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 95.9 | 94.3 |
Гармонические искажения, %: | 0.0020 | 0.0014 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0038 | 0.0059 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -364.0 | -101.7 |
подробный отчет
Live! 24 bit S/PDIF в режиме 48 кГц, 16 и 32 (float) бит
Sound Blaster Live! 24-bit | 32 bit | 16 bit |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.01, -0.05 | +0.00, -0.00 |
Уровень шума, дБ (А): | -400.0 | -100.4 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 97.1 | 96.5 |
Гармонические искажения, %: | 0.0034 | 0.0027 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0082 | 0.0059 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -364.0 | -100.8 |
подробный отчет
Live! 24 bit S/PDIF in в режиме 96 кГц, 16 и 32 (float) бит
Sound Blaster Live! 24-bit | 32 bit | 16 bit |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.00 | +0.12, -0.09 |
Уровень шума, дБ (А): | -103.3 | -400.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 98.8 | 98.8 |
Гармонические искажения, %: | 0.0022 | 0.0043 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0058 | 0.021 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -102.5 | -364.0 |
подробный отчет
Проведем еще один любопытный тест. Заставим записывать Live! 24 bit в режимах loopback (вход на выход).
Loop на 96kHz
1. Опорная частота 48/24 Line in-out
2. Опорная частота 96/24 Line in-out
3. What U Hear ("что слышу, то и записываю") 96/24
с отключенными линейными входами
Sound Blaster Live! 24-bit | What U Hear | 96->48 | 96 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.00 | +0.10, -0.20 | +0.03, -0.12 |
Уровень шума, дБ (А): | -152.8 | -86.8 | -99.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 132.9 | 85.1 | 99.1 |
Гармонические искажения, %: | 0.0000 | 0.0044 | 0.0020 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.0002 | 0.016 | 0.0084 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -152.2 | -81.7 | -95.7 |
подробный отчет
В режиме What U Hear цифровой loop почти как в DirectWire у Prodigy7.1, хотя запись идет и не бит-в-бит. Audigy LS — первая пробная карта принципиально нового поколения игровых карт на софтовом алгоритме. Live! 24 bit — младшая сугубо игровая карта, где все по минимуму, но на достаточном уровне качества, сравнимом с топовой Audigy2 ZS.
Работа в наушниках
Тестирование пришлось проводить в Philips HP195 (32 Ом, 100 дБ чувствительность, и не очень высокое качество звучания). Качество наушников типично для большинства пользователей, покупающих карты low-end. Низкоомную нагрузку карта держит великолепно. Затруднений с недостатком громкости нет. Единственная программа, которая может вам дать недостаток громкости, — PowerDVD XP, в режиме — полный спектр частот — тихая обстановка она воспроизводит тихо.
В сравнении с Terratec с дровами от Prodigy7.1 v1.994 громкость Live! 24-bit соответствует 66% с включенным усилителем в Prodigy7.1. Здесь нужно учесть, что громкость в Prodigy7.1 нарастает нелинейно. Чем выше, тем круче график (предположительно, из-за отсутствующего регулятора Wave Master), поэтому оценим наоборот. В обычном режиме без усилителя Prodigy7.1 100% равна 72% Creative. У Live! 24-bit достаточно линейно и плавно регулируется громкость. Более мощный линейный выход порадует и усилитель. Только отметим, что на остальные каналы (2,3,4 стереопара) идут операционные усилители слабее, надо это учесть при регулировке громкости каналов в многоканальном режиме и характере звучания на дорогой акустике.
Звучание музыки оценивалось в наушниках Philips HP195 и двух маленьких чебурашках от Polk Audio (серия неизвестна, но конструкция от прославленного крупного Hi-Fi внушает уважение). В качестве музыкального материала на 44.1 kHz выступили записи тест-диск "Multimedia FSQ". Лицензионный диск Rammsten "Riese, riese" трек Oomph — Willst Du Noffnung, разные треки электронной музыки, разные треки записей с fm-тюнера, записанные на Prodigy7.1.
На рок-композициях со сложной пространственной сценой, инструменты теряли четкую локализацию и размывались. В то же время по сравнению с Realtek ALC650 тихие звуки не забивались громкими. Диск Multimedia FSQ только подчеркнул недостаток передискретизации на соответствующих треках. В электронной музыке лишь незначительно изменился тембр. Те же замечания и к современной поп-музыке. На записях с fm-тюнера шум стал плотнее и чуть громче, а локализация инструментов (которая и до этого не сильно прослеживалась) ухудшилась. В режиме 44.1 кГц тестируемая карта не смогла заменить полупрофессиональную.
В режиме 48 кГц разница между Prodigy7.1 и Live! 24 bit практически не ощущалась. Единственное, звук на Live! 24 bit имел чуть более яркое и металлическое звучание. На DVD-Video диске Pink Floyd "Roger Waters in the flesh live" была также слышна недоработка звукорежиссера, как и на Prodigy7.1 в 20-м треке (перегрузка на тихом звуке от синтезатора, добавившая скрип в левом канале).
Уникальный тест
А теперь уникальный тест, не проводимый ранее на других звуковых картах.
В поисках фирменного штекера Сreative во всех магазинах выглядел полным идиотом. Штекер "миниджек на четыре контакта"… Какой умник мог такое придумать… И вот, набрел на очередной магазин и увидел там залежи разнообразных радиаторов. Как правило, толку от них нет, крайне сложно прикручивать их к видеоплатам, звуковым и другим девайсам. Давным-давно мне попался радиатор с клейкой нижней частью, содранный с нерабочей материнской платы, он долго кочевал с девайса на девайс… Со временем он пришел в негодность (перестал приклеиваться). И вот мне попались именно такие радиаторы. Стоят всего 19 рублей. По сравнению с оверклокерскими наборами для видеокарт, цена ниже на порядок. Вспоминаем матчасть: чем сильнее нагревается полупроводник, тем хуже он работает. Если это усилитель, то ждите искажений, а если логика, — ждите ошибок и глюков. (Вспоминаем разогнанные видеокарты и процессоры). Как правило, в алгоритмах есть коррекция ошибок нескольких уровней, иногда ошибка исправляется автоматически, а иногда действия повторяются, как при считывании потрепанного CD в CD-ROM (на очень медленной скорости подвешивая систему). При разгоне глюки появляются не только от перегрева, но и от неспособности транзисторов во-время переключатся при завышенных тактовых частотах
В звуковых картах это тоже критично: тут ждите неправильной записи или воспроизведения. Кстати, операционники ЦАП и АЦП ВСЕГДА! сильно разогреваются, мне еще не встречалась звуковушка с холодными ЦАП или АЦП. То же можно сказать и об операционных усилителях. Кстати, у Live! 24-bit греется всё и, причем, сильно. У терратека основной чип обычно теплый, но я не припомню, чтоб я его заставлял делать что-то сложное на 192 кГц в 24 бит. Чем выше частота обработки, тем больше микросхема нагревается, возможно, поэтому в режимах высоких частот и бит мы получаем часто низкие результаты. С другой стороны все это предположения, и на качество звучания может больше повлиять питание и электромагнитные наводки от высокочастотных цифровых схем.
Некоторые причины, по которым подозреваюся ошибки связанные с температурой.
Для того, что бы было более понятно, описание не как в справочнике или учебнике (будет желание, туда сами заглянете), а более образными сравнениями.
Только в теории транзистор работает как ключ, на практике, это всегда усилитель, который на выходе дает или малый ток (логический 0), или большой ток (логический 1). Если ток близок к "логической середине 0.5", то здесь и возникают ошибки. Малый или большой ток транзистор дает за счет своего переменного сопротивления.
1. Питание для каждого транзистора в разный такт — разное. Микросхема состоит из большого количества транзисторов, и когда в общей схеме получается разное сопротивление (разное количестово 0 и 1 в разной схеме подключения) — получаем разный ток в питании. И разное значение 0.5 для каждого транзистора.
2. При нагреве у полупроводника сопротивление уменьшается, а у резистров оно увеличивается, это дает больший разброс общего сопротивления.
3. Помехи по питанию и наводкам из-за конденсаторов дают некоторую инертность на участках цепи, из-за чего "середина 0.5" увеличивется или уменьшается не пропорционально на разных на разных участках цепи.
4. Невозможно сделать два абсолютно одинаковых транзистора (или других элементов), из-за этого получаем изначальный разброс параметров для каждого элемента.
По этому производитель всегда указывает штатные требования к эксплуатации, в которых при проверке (отбраковке) были получены нужные характеристики, приводя параметры питания, температуры…
Итак, берем радиаторы, с помощью пассатижей или ножовки разделяем их на несколько кусочков и покрываем ими плату, стараясь, что бы они не замкнули конденсаторы и резисторы, так как являются хорошими проводниками.
Настоящий звуковой АКСЕЛЛЕРАТОР
Согласитесь, выглядит эффектно! Зеленый цвет не слишком хорошо смотрелся на черном текстолите, поэтому пришлось взять черный маркер. Terratec, правда, смотрится еще мощнее, на нем микросхем больше… нашлись даже радиаторы под полевики по 6 руб.
Вставляем карту в компьютер с неблагополучным спектром при тестах аналоговых интерфейсов и смотрим на результат.
Не забываем, улучшения от применения радиаторов могли получиться и из-за экранирования, которое могли дать радиаторы. По этому был проведен еще один тест с полным экранированием Live! 24-bit. Для этого был взят антистатический пакет, на него с помощью скотча была наклеена фольга, и поверх фольги снова наклеен скотч, как диэлектрик. Коротким медным проводом соединялась фольга и корпус.
специальный пакет с фольгой
Что изменилось для Live! 24-bit после установки радиаторов и экранирования? Все графики в увеличенном масштабе(!!!)
Sound Blaster Live! 24-bit | По-умолчанию | Экран | Радиатор |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.05, -0.17 | +0.05, -0.17 | +0.05, -0.17 |
Уровень шума, дБ (А): | -93.9 | -95.3 | -95.8 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 90.4 | 91.0 | 91.4 |
Гармонические искажения, %: | 0.0019 | 0.0019 | 0.0019 |
Интермодуляционные искажения, %: | 0.021 | 0.021 | 0.021 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -90.2 | -93.3 | -92.7 |
Наибольшие улучшения нам дали радиаторы, чуть меньшие — экранирование. Лишь только в Stereo crosstalk экранирование обошло радиаторы. Хотя, если честно, — улучшения не слишком большие. Без радиаторов и экранирования можно прожить.
Очень важно отметить один серьезный недостаток подобного экранирования: любая плата в нем чувствует себя в как в парилке. Пакет с фольгой нагрелся так, что я стал опасаться за жизнь Live! 24-bit. И это притом, что кроме теста звуковая карта больше ничего не воспроизводила и регуляторы во время теста не ставились на максимум.
С радиаторами за жизнь карты могут не беспокоится те, кто у себя что-то разгоняет, но не может справиться с повышенной температурой внутри корпуса. Или владельцы малых корпусов (miniATX и баребонов), забитых устройствами "по самое нехочу".
Тесты в играх
Сначала об особенностях данной карточки. Сперва Creative выпускает EAX4 под игровые EMUK карты, теперь обещает, что EAX4 будет и в Audigy LS. А вот поддержки EAX4 на карте Live! 24-bit по официальным данным не планируется. Хотя есть мнение, что руководство Creative передумает, когда начнет массовую рекламу этого поколения карт. Кстати Audigy LS тоже не светила EAX4, но недавно в Creative поправили списки. Что же, подождем… Или не дождемся, и сами поменяем библиотеки.
Недавно на сайте Creative поправили списки и отметили, что данный чип поддерживает EAX. Стоит отметить: обновления драйверов с поддержкой новых алгоритмов всегда первоначально выходили для карт на EMU10K, а потом для Audigy LS. Быть может, новые DSP-ы имеют другой набор команд, и под них драйверы пока что в разработке, ведь по сути EMU10K разрабатывался изначально не под игры, и большая часть эффектов и фильтров там для игр не нужна. Но на данный момент загрузка процессора показывает, что алгоритмы EAX сильно загружают процессор.
RightMark 3DSound показал наличие 64 аппаратных буферов DirectSound и поддержку EAX вплоть до 3-й версии:
Device: Sound Blaster Live! 24-bit (P17.sys)
Features:
DirectSound 3D Hardware: Yes
DirectSound 2D Hardware: Yes
EAX 1: Available
EAX 2: Available
EAX 3: Available
EAX4 Advanced HD: N/A
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 4000
dwMaxSecondarySampleRate 96000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 63
dwFreeHw3DStaticBuffers 63
dwFreeHw3DStreamingBuffers 63
dwFreeHwMixingAllBuffers 63
dwFreeHwMixingStaticBuffers 63
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 63
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 64
dwMaxHwMixingStaticBuffers 64
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 64
dwMaxHw3DAllBuffers 64
dwMaxHw3DStaticBuffers 64
dwMaxHw3DStreamingBuffers 64
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Audio transfer speed (hardware): 9.615 Mb/sec.
Загрузка процессора на карте Live! 24-bit сравнивалась с загрузкой на Prodigy7.1 с драйверами Sensaura (1994_s3514) и QSound (1996d rev9). Тесты были проведены в Windows XP SP1. Система Cell 2667/533 (2000/400) 256 DDR333.
Live! 24 bit (48-16) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,96 | 4,6 | 6,75 | 9,6 |
16 | 0,9 | 6,4 | 9,7 | 13,6 |
24 | 0,96 | 8,2 | 12,7 | 17,5 |
32 | 0,98 | 10,1 | 15,6 | 21,71 |
63 | 0,98 | 16,6 | 28 | 37,8 |
Live! 24 bit (48-24) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,99 | 5,23 | 7,4 | 10,3 |
16 | 0,96 | 7,3 | 10,7 | 14,5 |
24 | 0,98 | 9,5 | 13,8 | 18,7 |
32 | 0,98 | 11,3 | 17,2 | 22,8 |
63 | 0,98 | 19 | 29,8 | 40,4 |
Live! 24 bit (96-16) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,99 | 6,56 | 11 | 14,2 |
16 | 0,98 | 8,7 | 14,4 | 18,4 |
24 | 0,99 | 10,7 | 17,5 | 22,5 |
32 | 0,98 | 12,5 | 20,9 | 26,6 |
63 | 0,98 | 20,7 | 33,2 | 45,3 |
Live! 24 bit (96-24) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,97 | 7,46 | 12,4 | 15,5 |
16 | 0,98 | 10,2 | 16 | 19,9 |
24 | 0,98 | 12,7 | 19,7 | 24,3 |
32 | 0,98 | 14,8 | 23 | 29 |
63 | 0,98 | 24,6 | 37,3 | 47,45 |
Qsound (44.1-16) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,93 | 6,6 | 8,6 | 9,21 |
16 | 0,98 | 7,1 | 10,3 | 11,1 |
24 | 0,98 | 7,9 | 12,5 | 13,9 |
32 | 0,98 | 8,6 | 14,6 | 16,1 |
63 | 0,99 | 11,5 | 22,3 | 26,7 |
Sensaura3D (48-16) | 0 | 2D | 3D | 3D+EAX |
8 | 0,99 | 6 | 8,4 | 12,9 |
16 | 0,98 | 6,9 | 10,2 | 15,1 |
24 | 0,96 | 8,1 | 12,6 | 18 |
32 | 0,96 | 9,4 | 15,1 | 20,8 |
64 | 0,96 | 13,7 | 24 | 36,6 |
Как видно, качество обработки пропорционально загрузке процессора. Отметим, что QSound в тесте работал в 44.1, в отличие от остальных в 48.
Тесты в играх
Тестовыми играми являлись, Call of Duty, NFS underground, Hevy Metall, Thief 3. Сравнивалось звучание с Sensaura3D и QSound. Игры оценивались в наушниках Philips HP195. Локализация у Live! 24-bit на порядок выше, чем у остальных. Особенно порадовал Thief 3. Факелы четко потрескивали, при этом ревербация от них чувствовалась, но не была осязаема. В то время как в QSound ревербация слышалась скрежетом посередине. Звук у Live! 24-bit по сравнению с Sensaura четче по локализации и звучит мягче.
NFS Underground показала, что игра сильна не только графикой. Было приятно слышать машины и точно знать, на каком расстоянии они находятся сзади и с какой стороны. Но больший сюрприз — звучание треков. Слушая их под Sensaura было подозрение, что или большой уровень искажений передискретизации, или запись была сделана в 8/22. При запуске в QSound в 44.1 без передискретизации наблюдался такой же безжизненный звук. А вот на Live! 24-bit звук звучал как с CD! После долгого и упорного прослушивания музыки стало слышно, что до CD не дотягивает, но по сравнению с Sensaura и QSound качество подскочило. Это приятно удивило.
Далее трэки из игры были выдраны с помощью утилиты и проиграны сначала на Prodigy 7.1, а потом на Live! 24-bit. После этого планировалось по S/PDIF и DirectWire выдрать треки из игры, но до этого не дошло. Prodigy7.1 ясно дала понять — формат 22 kHz с металлическим звучанием, скрипучестью и свистом на высоких немедленно требует доктора NSP с соответствующим плагином обработки VST. На тест была выбрана Overseer — Doomsday, а дальше эта мелодия запустилась через Live! 24-bit. Тут же исчезла скрипучесть, а металлический призвук превратился в плавный завал высоких частот. Качество не CD, но разница на слух ощутима сразу. Из чего делаем вывод: в передискретизатор 22->48, 22->96 добавлен дополнительный фильтр, улучшающий восприятие звука.
BassBoost во время игры работал, но ему не хватало динамики, при сквозном запуске через Prodigy с NSP звук стал еще динамичнее и интереснее. Все-таки в NSP возможностей больше, с большей загрузкой процессора…
Посмотрим, реально ли на карту поставить другие драйвера. Драйвер kxproject — страшно ругался, та же ситуация что и с Audigy LS. Драйвер от Audigy LS на половине распаковки заявил, что Audigy LS он не видит, и запаковался обратно.
MIDI меня совершенно не впечатлило. То же что и на остальных Creative ("вырубите пиликающий мобильник!") Минимум эффектов и отсутствие XG. Лечится софтовым синтезатором от Ямахи.
Отсутствие родного драйвера ASIO можно компенсировать установкой бесплатного драйвера ASIO4ALL. На момент публикации Live! 24-bit был протестирован с версией 2.2.
Минимальный размер буфера, с которым исправно работали ASIO программы — 192 сэмплов 4,9 миллисекунд. Некоторые ASIO программы требуют стандартных значей буфера — 128, 256, 512, 1024. При размере буфера 256 задержка у Live! 24-bit — 5,8 миллисекунд.
Выводы
Карточка практически идеальна в качестве дополнительной игровой карты, за низкую стоимость мы получаем полнофункциональный и качественный продукт. Я не думаю, что кого-то будет волновать наличие в драйверах некачественной передискретизации 44.1->48 или нечестные 44.1 на S/PDIF выходе. Тем более, что в MP3-плеерах Winamp и foobar всегда можно использовать программный real-time передискретизатор в 48 кГц.
Кому-то пригодится дополнительный качественный линейный вход (а он лучше, чем в Terratec Aureon Space в режимах 48 и 96). Также карточка будет интересна тем, у кого денег мало, а поиграть хочется в более качественном звуке, чем у Sensaura3D.
Загрузка процессора в EAX не радует, но и не огорчает: последнее время игры более критичны к видеокарте, а процессор не загружается полностью. Владельцы карт на Sensaure получат более качественный звук при тех же FPS, что и раньше.
Я подумал о том, что неплохо поставить карту на работу, — дешево и сердито. Будет отдельный кабинет — буду в игрушки играть, конфигурация там по мощности на порядок выше. А заодно не буду думать, как бы выжать больше громкости из встроенной звуковушки AD1981A.
Плюсы
- прорыв по качеству АЦП и ЦАП в диапазоне $30 (конкурентов попросту нет и за чуть большую цену);
- качественная разводка и низкий уровень шумов по всем частотам, а также великолепные результаты "What U Hear";
- наличие S/PDIF in-out;
- полная поддержка 7.1 (пусть, на сегодняшний день и не очень нужная);
- честные 96 кГц и 24 бит;
- великолепный звук в 3D;
- компактные размеры;
- мощный усилитель для наушников;
- минимализм входов-выходов приятно снижает стоимость продукта (который берется из расчета прибавкой к другой звуковой плате или как экономичный вариант);
- хороший передискретизатор с частоты 22 кГц в играх.
Минусы
- крайне неудобные четырехконтактные миниджеки (в случае 7.1 подключения);
- наличие передискретизации 44.1->48 или 44.1->96 как по аналогу, так и по цифре;
- отсутствие автомата опорных режимов семплирования;
- неизвестно, будет ли карта поддерживать новые алгоритмы EAX4;
- отсутствие поддержки DVD-Audio;
- совмещение входа Line-Mic-S/PDIF;
- в отличие от карт Live!5.1/Audigy/Audigy2 с аппаратным DSP на порядок большая загрузка процессора в играх;
- не все, что показано в драйверах — работает, а некоторые функции полностью программные (привязаны к Creative MediaPlayer и не распространяются альтернативные плееры).
Благодарим компанию OLDI за предоставленную на тестирование звуковую карту SoundBlaster Live! 24-bit