Последнее время мы рассматривали преимущественно топовые мультимедийные решения у производителей звуковых карт. Сегодня мы рассмотрим LowEnd решения от C-Media на примере двух карт от Diamond XtremeSound7.1 сделанной на CMI8768 с поддержкой 44.1 кГц и CMI8768+ с поддержкой технологии Dolby Digital Live 5.1.
CMI8768 для нашего рынка это одна из самых дешевых карт с поддержкой 44.1кГц, Audigy2 Value и Audigy4 пока что стоят дороже. Карты на ES1370 (Ensoniq Audio PCI) уже ушли с рынка. Другой вопрос, сможет ли честная поддержка 44.1 кГц дать преимущество перед бюджетным Live24! bit на CS4382 или же CMI8768 недалеко ушла от встроенного звука?
Технология Dolby Digital Live 5.1 позволяет выводить 5.1 звуковой поток в играх, чего не умеют большинство звуковых карт, включая геймерские карты от Creative. Возможность подключения по цифре рассматривается потребителями как очередной шаг в прогрессивный цифровой век. Зачем подключать звуковую карту к ресиверу кучей аналоговых проводов, собирающих наводки, когда можно обойтись одним оптическим или коаксиальным проводом? При этом многие не задумываются, что при передаче в DDlive сигнал подвергается сжатию, аналогичному mp3. Стоит ли рассматривать наличие DDlive как преимущество, это мы и выясним в данной статье, сравнив CMI8768+ с X-Fi XtremeMusic аналогичной стоимости.
Следует помнить, что в статье рассматриваются RETAIL вариант за $30 и $70, у других производителей аналогичная карта в OEM (без коробки) стоит на $12-15 дешевле.
Внешний вид и разъёмы
Карты различаются только типом цифровых входов/выходов. У Xtreme Sound7.1 они коаксиальные, у Xtreme Sound7.1 DDL оптические.
Входы | Микрофонный Линейный AUX CD Цифровой RCA/оптический |
Выходы | Front / Наушники Center/LFE Rear Alt center (surround) Цифровой RCA/оптический |
Карты имеют все необходимые входы и выходы. Замечание такое же, как и к Revolution5.1 — нет дубляжа входов/выходов с возможностью подключения к внешним гнездам, расположенных на корпусе.
CMI8768 и CMI8768+ практически не отличаются друго от друга, но при этом на "железном" уровне имеют разные идентификаторы, что позволяет драйверу определить, можно использовать программный кодер Dolby Digital Live 5.1 или нет (отчислены деньги на лицензию или нет). Возможно Creative не спешит внедрять поддержку DDL в свои карты из-за необходимости выпускать другую ревизию чипа X-Fi с "железным вшитым ключом" лишь ради небольшого количества покупателей, да еще делать лишнюю наценку из-за лицензии на DDL. Тем не менее Creative сделал устройство Home Theater Connect DTS-610, но при его использовании происходит лишнее DA-AD преобразование.
Особенностью CMI8768/+ является совмещение PCI контроллера с АЦП+ЦАП+ОУ. Таким образом, практически все карты, собранные на CMI8768/+ будут примерно одинаково звучать. Исключения составят карты от Auzentech, где по возможности устанавливаются отдельные ОУ.
Особенности CMI8768/+:
- Supports 96K/24bit playback; 48K/16bit recording
- Line-Out (Front) @32Ohm Load 50 mW
Паспортные характеристики CMI8768 ЦАП:
- SNR = 101dB
- Dr = 94 dB
- THD+N = 0.017% / 75 dB
Паспортные характеристики CMI8768 АЦП:
- SNR = 86 dB
- Dr = 85 dB
- THD+N = 0.015% / 76 dB
Характеристики ЦАП и АЦП откровенно посредственные. С другой стороны, от LowEnd решения за такую цену ждать чего-то большего сложно. C-Media обещает Hi-End решение в виде нового Oxygen HD 8787/8 с I2S выходами, что позволяет использовать топовые ЦАП-ы с Dr в 120 дБ. Фактически это конкурент ENVY24XX. Предполагается, что Oxygen HD 8787/8 пойдет в новые материнские платы ASUS. Сейчас на CMI8788 анонсирована X-Meridian от Auzentech ($200) с поддержкой уже DTS и Teatron от Clab 3D (на Украине была замечена всего за $85), при этом в картах используются топовые ЦАП от AKM AK4396VF. Вполне возможно, что в категории до $100 Teatron станет новым лидером в противовес Revolution5.1, как карта без полноценной поддержки 3D звука в играх, "только для музыки".
Комплектация
В комплекте к звуковой карте прилагается:
- диск с драйвером, электронной версией мануала, демо программами, фирменным мультимедия проигрывателем
- диск с игрой Think Fast в Trial версии
- печатный мануал
- купон на скачивание 100 бесплатных MP3 с сайта eMusic
На коробке выделяется описание бесплатной Audacity идущей в комплекте, которая позволяет использовать неограниченное число треков и убирать шумы и артефакты звучания после оцифровки. Также имеется спецэффекты типа эхо и усиления звука. Поддержки ASIO у программы нет.
Панель управления
Панель управления драйверов сделана в строгом и несколько устаревшем стиле. Но это все же лучше, чем откровенно игрушечные драйвера от Realtec ALC850.
Драйвер у карт универсальный, под CMI8768+ в SPDIF есть дополнительный пункт DDlive 5.1 Encoding.
При активации SPDIF частота выбирается вручную, автомата частоты нет. Досадно то, что при выборе для SPDIF 48 или 96 для ЦАП в 44.1 включается SRC, даже если выход SPDIF неактивен. Соответственно, при воспроизведении 44.1 надо вручную выставлять 44.1 кГц у SPDIF.
При выставленной частоте дискретизации 44.1 кГц воспроизведение для всех форматов будет ограничено до 22 кКц (соответствующей дискретизации 44.1 кГц).
При активации DDLive аналоговые выходы отключаются.
Для каждого канала можно дополнительно поднять громкость на +12дБ, что может быть полезно при прослушивании изначально тихих записей.
При раскладке в многоканальный звук (Xear 3D) можно изменить виртуальное местоположение АС.
Функция спорная, т.к. больше толку было бы от обратных действий — оптимизации звучания АС при несимметричном расположении в помещении. Другими словами, Xear 3D позволяет сделать "антикалибровку" многоканальной акустики.
Микшер работает синхронно с микшером от Windows. Если в этот момент по умолчанию выбрана другая карта — микшер загружает ее регуляторы и если их тронуть мышкой, то панель подвисает. Больше никаких глюков замечено не было.
Тестирование в RMMA
Диагностика DirectSound
Device: Xtreme Sound PCI Audio Device (cmuda3.sys)
Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: N/A
EAX 4.0: N/A
EAX 5.0: N/A
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 100000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 64
dwFreeHw3DStaticBuffers 64
dwFreeHw3DStreamingBuffers 64
dwFreeHwMixingAllBuffers 64
dwFreeHwMixingStaticBuffers 64
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 64
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 65
dwMaxHwMixingStaticBuffers 65
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 65
dwMaxHw3DAllBuffers 65
dwMaxHw3DStaticBuffers 65
dwMaxHw3DStreamingBuffers 65
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Поддержки ASIO нет, хотя и обещается в будущих версиях драйверов.
Качество звука в играх и технология Dolby Digital Live.
Основным плюсом DDLive является простота подключения, а главное, наличие многоканального звука в играх. Рассмотрим теоретические плюсы и минусы.
Плюсы теоретические
- Всего один провод, что эстетично и удобно. А если еще и оптический — то дополнительно отличная гальваническая развязка.
- Цифровой поток не подвергается шумам и наводкам
- Учитывая посредственный аналоговый выход у CMI — ЦАП в ресивере наверняка даст отличную фору
Минусы теоретические
- Добавляется задержка звука, необходимая для кодирования сигнала, возрастает нагрузка на CPU.
- Увы, DDlive это не профессиональный многоканальный выход ADAT, и звуковой поток подвергается сжатию как wave >> mp3, bmp >> jpg, HDTV >> DivX и т.п.
- Стоимость лицензионных отчислений Dolby делает карту дороже в среднем на $50
- Карты с DDlive используют в играх устаревшие алгоритмы от Sensaura
На практике некоторые плюсы и минусы откровенно преувеличены, а от некоторых минусов многие отмахиваются, и притом зря.
На длинном аналоговом экранированном проводе наловить большое количество реально слышимых наводок сложно. А если и удастся наловить, то итоговый шум и наводки будут не коррелированны с музыкальным сигналом, и соответственно не будут вносить искажений в музыкальный сигнал. Единственные наводки, которые реально могут раздражать, это наводки от мобильных телефонов, что "лечится" использованием экранированных проводов.
Для оценки работы DDLive CMI8768+ подключалась по оптике к Audigy2ZS Platinum Pro. Входящий AC3 поток раскладывался через штатный декодер в KX драйверах версии 3538L.
При активации DDLive качество звука не сильно отличается от оригинала, заметно только некоторую отсечку всех тихих звуков и послезвучий.
Загрузка CPU с включением DDLive 5.1 небольшая, но только по среднему значению. Пиковая нагрузка является относительно высокой.
Empty | DirectSound 2D | DirectSound 3D | DirectSound 3D + EAX | |
DDL Off | 0 | 1.7+0.8 | 2.8+0.8 | 8+4.5 |
DDL On | 0 | 0 | 2.4+4.3 | 2.3+4 |
После того, как Sensaura была куплена Creative, производители карт стараются не делать упоминания о Sensaura вообще. Тем не менее, по косвенным признакам это определяется легко. И нет ничего удивительного, что результат Live! 24 bit vs CMI8768 и X-Fi XtremeMusic vs CMI8768+ легко прогнозируем, и фактически ничего нового написать нельзя.
XtremeSound 7.1DDL vs X-Fi XtremeMusic — качество позиционирования и эффектов.
Сравнивая многоканальное звучание у CMI8768/+ и X-Fi следует отметить как разное качество позиционирования, так и разное качество эффектов. У CMI8768 определить точное положение даже одного источника не всегда просто, а когда источников много, то порой проще вообще отрубить поддержку EAX.
Был сделан дополнительный эксперимент, в RightMark 3DSound Positioning Accuracy Test загружались различные семплы инструментов, и сравнивалось звучание с X-Fi. В 5.1 сразу стало ясно, что реверберация работает практически в моно, при этом несколько различаясь по звуку для тыла и фронта. Если источник звука попадал в зону действия центрального канала, то в центральном канале воспроизводился без эффектов.
Интереса ради, в специальный пульт, сделанный на галетных переключателях с возможностью мгновенного переключения между четырьмя стерео входами вслепую были подключены стереопары от CMI8768+. Легко было определить только пару с center/sub, и довольно сложно отделить фронт от тыла. При загрузке семплов различных инструментов у X-Fi не только отличное позиционирование, но и отлично слышно все детали. Гораздо больше впечатляет разница натуральности реверберации у X-Fi против CMI8768+. При запуске лупа ударника "транс бочки" на X-Fi сразу возникает ожидание развития музыкального трека, причем хорошего качества, а при переключении на CMI8768+ слышно гипертрофированную реверберацию посредственного качества с высоким уровнем искажений, призвуков и никакого намека на естественность звучания или музыкальность. Возможно, некоторым аудиофилам стоит повторить данный тест, что бы не рассказывать байки о том, что "главное в звуковухе ЦАП, а звук в играх не важен, он там отстой по любому, для игр и встроенного звука хватит выше крыши".
Разумеется, в играх где используют убогие семплы контраст между X-Fi и картами на Sensaura будет меньше, но как ни крути, карты на алгоритмах Sensaura являются узким местом в звуковом тракте. Это то же самое, что вместо GeForce 6600GT поставить Riva TNT, и считать, что картинка будет не намного хуже. Надежда на DDLive и крутые ЦАП выглядит как прикручивание 22" ЖК монитора к Riva TNT по современному DVI и ожидания отличной картинки. Увы, такой монитор еще больше подчеркнет все косяки, в то время как 6600GT подключенный по аналоговому "не модному" VGA к 17" ЖК даст гораздо лучшую картинку.
При сравнении аналогового выхода от CMI8768+ с Audigy2ZS Platinum Pro (под KX), которая декодировала DDLive сигнал от CMI8768+, то в данном случае можно определенно сказать, что DDLive позволяет получить более качественный звук за счет использования более качественных ЦАП в декодирующем устройстве. Но здесь стоит учитывать посредственный ЦАП у CMI8768+. Если предположить, что DDLive будет выводить X-Fi, то не факт, что пожатый сигнал на более крутых ЦАП зазвучит лучше.
Сравнительная таблица возможностей звуковых карт | ||||||||
CMI8738 | CMI8768 | ALC850 | AU8830 | SantaCruz | Live! 24 bit | Audigy2 Value | X-Fi | |
DirectSound 2D Hardware | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes |
DirectSound 3D Hardware | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes | Yes |
EAX 1.0 | Yes | Yes | Yes | No | Yes | Yes | Yes | Yes |
EAX 2.0 | Yes | Yes | Yes | No | Yes | Yes | Yes | Yes |
EAX 3.0 | No | No | No | No | No | Yes | Yes | Yes |
EAX 4.0 | No | No | No | No | No | No | Yes | Yes |
EAX 5.0 | No | No | No | No | No | No | No | Yes |
dwFreeHw3DAllBuffers | 15 | 64 | 32 | 95 | 95 | 64 | 63 | 127 |
dwMaxHwMixingAllBuffers | 17 | 65 | 33 | 96 | 96 | 65 | 64 | 128 |
Как видно из таблицы, от предшествующей CMI8738 различия только в обновленной версии Sensaura. У Vortex2 нет поддержки EAX и в играх реалистичность звука будет на самом низком уровне.
Любопытно то, что у SantaCruz обнаружилась утилита Virtual Ear Headphone, позволяющая откалибровать звучание алгоритмов Sensaura под конкретные уши пользователя. Хотелось бы увидеть эту утилиту и у других карт, включая X-Fi, использующий часть алгоритмов Sensaura.
Измерения
Аналоговые выходы
Отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц XtremeSound 7.1 >> E-MU1212m
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.05, -0.36 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -89.7 | Хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 89.8 | Хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.076 | Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.085 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -89.4 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.733 | Плохо |
Подробный отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц
На фронтальном выходе получились немного хуже значения, чем на тыловом. Это можно объяснить тем, что фронтальный выход оптимизирован для подключения низкоомной нагрузки (наушников) либо пробиваются шумы от линейного входа.
Для сравнения приводится замер встроенного звука Realtec ALC850, CMI8738 и Vortex2 на кодеке Stac9708T.
Тест | Xtreme Sound 7.1 Front | Xtreme Sound 7.1 Rear | CMI8738 | Aureal Vortex2 8830 Stac 9708T | Realtec ALC850 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.05, -0.36 | +0.04, -0.31 | +0.37, -3.41 | +0.16, -0.84 | +0.09, -1.12 |
Уровень шума, дБ (А): | -89.7 | -97.8 | -79.4 | -94.1 | -82.3 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 89.8 | 96.5 | 80.8 | 93.9 | 81.3 |
Гармонические искажения, %: | 0.076 | 0.034 | 0.071 | 0.0079 | 0.042 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.085 | 0.045 | 0.919 | 0.015 | 0.072 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -89.4 | -93.5 | -76.9 | -93.9 | -76.8 |
По уровню искажений лидирует старый Vortex2 на Stac9708T.
Отчет о тестировании режима 24 бит 96 кГц XtremeSound 7.1 >> E-MU1212m
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.05, -0.37 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -93.7 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 93.5 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.077 | Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.086 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -87.0 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 1.013 | Плохо |
Подробный отчет о тестировании режима 24 бит 96 кГц
Если 24-х битный режим не дотягивает до 16-ти бит, то 96 кГц воспроизводятся полностью.
Цифровой выход
Отчет о тестировании режима 16 и 24 бит 44.1 кГц XtremeSound 7.1 >> E-MU1212m
Тест | Xtreme Sound 7.1 16 bit | Xtreme Sound 7.1 24 bit |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.00 | +0.00, -0.00 |
Уровень шума, дБ (А): | -93.0 | -400.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 93.0 | 102.1 |
Гармонические искажения, %: | 0.0008 | 0.0010 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.0068 | 0.0031 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -93.9 | -346.4 |
Подробный отчет о тестировании режима 16 и 24 бит 44.1 кГц
Цифровой выход работает без передискретизации в 48 кГц. При этом сигнал до выхода на SPDIF подвергается транкейту. При понижении битности сигнала без дизеринга в Adobe Audition получаются аналогичные спектры. Другими словами, 16-ти битный сигнал сперва переводится в 24/32 бита с округлением, а потом понижается до 16-ти бит, теряя точность данных в последнем бите. Аналогичная картина и с 24 бит. Использовать эту карту только как вывод звука по SPDIF под внешний Hi-End ЦАП нежелательно.
Отчет о тестировании режима 16 бит 44.1 и 48 кГц XtremeSound 7.1 в режиме внутренней записи wave out >> wave in
Тест | Loop Int 44.1 SPDIF 44.1 | Loop Int 44.1 SPDIF 48 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.18, -0.14 | +0.18, -0.16 |
Уровень шума, дБ (А): | -96.3 | -96.0 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.4 | 91.4 |
Гармонические искажения, %: | 0.0016 | 0.0028 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.0074 | 0.0082 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -97.5 | -96.8 |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.0079 | 0.027 |
Внутренний цифровой Loop зависит от выбора частоты SPDIF, если выбрать несовпадающую частоту — будет включен SRC. Вторая особенность — запись только 16 бит.
Альязинг — так ли это страшно?
Традиционно проведен не стандартный тест, позволяющий найти подводный камень или развенчать какой-либо миф.
При цифро-аналоговом преобразовании возникает альязинг (побочный эффект цифро-аналогового преобразования), который внешне на графиках выглядит как отзеркаленный спектр. В примере для наглядности используется линейная шкала частоты.
Дополнительно ставят аналоговый фильтр, настраивая его на максимальную частоту воспроизведения для ЦАП. Из-за аналогового фильтра на АЧХ обычно наблюдается небольшой завал в слышимой области на ВЧ в 0.5-1 дБ. Кому-то кажется, что такой завал негативно сказывается на качестве звука, по этому маркетологи делают ход конем, настраивая аналоговый фильтр на большую частоту, а сам фильтр делают более крутым. Например в E-MU1212m используется второй порядок, а в E-MU1212m PCI (MKII) "выпрямили АЧХ" используя фильтр третьего порядка. Есть ли смысл так выравнивать АЧХ, покажут субъективные тесты.
Посмотрим на реальные замеры, полученные воспроизведением плавающего синуса 0~22кГц разными звуковыми картами с записью в 96 кГц через E-MU1212m. В WaveLab на спектрограмме были зафиксированы пиковые значения сигнала на спектре и на основе полученных данных был сделан сравнительный график. Шкала частоты логарифмическая.
Как видно, у встроенного звука ALC850 и CMI8768 подавление совсем небольшое.
У многих есть опасение, что при высоком уровне альязинга в усилителе может возникнуть самовозбуд или альязинг завернется в слышимый спектр. При симуляции альязинга и воспроизведении его через усилитель JB381 MK2 получились следующие результаты. Усилитель исправно усиливал ультразвук без искажений до максимальных 96 кГц. Фактически альязинг дает только один негативный момент, сигнал с альязингом имеет более высокий суммарный уровень сигнала — основной сигнал+альязинг. Если к синусу 1кГц добавить альязинг, состоящий из нескольких синусов 43.1кГц, 45.1кГц, 87.2кГц, и 89.2кГц с уровнем, соответствующим подавлению цифровым и аналоговым фильтром, то если подавление небольшое, то вклад альязинга высок и усилитель уже выдает к примеру не 1 Вт а 2 Вт отдавая лишнюю мощность на ультразвук, соответственно максимальный уровень неискаженной громкости снижается. Если усилитель имеет достаточный запас мощности, то вклад альязинга будет незаметен.
При симуляции альязинга с подавлением в -30 дБ уровень неискаженной громкости у JB381 снизился незначительно.
К сожалению еще на выходе ЦАП альязинг может проникать из неслышимого диапазона в слышимый. Замер воспроизведения плавающего синуса с 22k-48к Гц показывает, что у Revolution5.1 и X-Fi/A2V/Live24 подавление альязинга на уровне 80 дБ, в то время как у CMI8767/+ всего 30 дБ. Это означает, что при прослушивании DVD-Audio, все, что находится за 22кГц будет "отзеркалено" в слышимый диапазон на уровне -30 дБ.
ALC850 не поддерживает воспроизведение с частотой дискретизации 96 кГц, однако если такой файл воспроизвести через нее, то спектр отзеркалится без какого-либо подавления. Любопытно, но и CMI8738 также зеркалит спектр без подавления при воспроизведении форматов с частотой дискретизации выше 48 кГц. Возникло подозрение, что это ахиллесова пята всех карт не поддерживающих дискретизацию 96 кГц, но по результатам замеров Vortex2 на Sigmatel Stac9708T и Turtle Beach SantaCruz на CS 4297A/CS 4294 исправно подавляют ультразвук.
На сонограмме по вертикали показана АЧХ, по горизонтали время. В тестовом семпле зеленым выделен плавающий синус, частота которого со временем меняется от 0 до 22 кГц. Уровни амплитуд частот соответствуют яркости цвета. Для сравнения с цветовой гаммой приводится мгновенный спектр, где можно сопоставить цветовую гамму.
На сонограмме видно, что альязинг возникает как в ультразвуковом диапазоне, так и в слышимом. Красным на спектрограмме выделены паразитные гармоники в слышимом диапазоне.
В противовес тот же сигнал, но уже с Revolution5.1. Если в ультразвуке и есть гармоники низкой амплитуды, то в слышимой области "лишних" гармоник нет.
Звучание
При сравнительном тестировании использовалась активная акустика JetBalance 381 mk2 и Hi-Fi Faermark IW6. Качество звучания сравнивалось с встроенным звуком ALC850 (ASUS P4P800-E Deluxe), Nightingale PRO 6 от Zoltrix на CMI8738 , Vortex2 (Stac9708T) и Live! 24 bit (CS4382). Карты для сравнительного теста были выбраны максимально близкие по стоимости к картам на базе CMI8768 ($10-$30).
В наличии имелась ES1370 (Ensoniq Audio PCI) на AKM4531 с "честными" 44.1 кГц, но в нескольких разных РС карта при воспроизведении работала со "щелчками" и по этому не смогла принять участие.
В качестве референса использовалась M-Audio Revolution5.1.
ALC850, CMI8738 и CMI8768 звучат примерно на одном уровне, чуть лучше звучит Vortex2. Live!24 bit звучит более детально и чисто (без SSRC), но уступает Revolution5.1. У Revolution5.1 искажения на порядок ниже, чем у CMI8768 и она оправдывает это своим звучанием, с меньшими искажениями и лучшей детализацией. Стоит учитывать, что и цена у карты в несколько раз выше.
На простых ненасыщенных мелодиях альязинг у CMI8768 в слышимой области заметен как "наводки", а в насыщенных мелодиях как модуляция. У Vortex2 и Live! 24 bit и Revolution5.1 таких артефактов в звучании нет.
Выход на наушники
Уровень усиления достаточен для большинства наушников, тем не менее, для наушников с низкой чувствительностью нужен отдельный усилитель.
Для сравнения с другими звуковыми картами использовались широко распространенные Technics RP-F880.
XtremeSound 7.1(CMI8768) vs ALC850 vs CMI8738
Уровень максимальной громкости у CMI8768 немного выше, чем у ALC850. Звучание XtremeSound7.1 гораздо лучше, чем у ALC850. У ALC850 все инструменты сливаются в кашу, и многое из того, что слышно у XtremeSound7.1, совсем не слышно у ALC850. При этом ALC850 еще сильно шумит наводками от системного блока. CMI8738 тоже сильно шумит, но равномерным белым шумом, качество звучания ближе к ALC850.
XtremeSound 7.1(CMI8768) vs Revolution5.1 vs Live! 24 bit
CMI8768 проигрывает Live24! bit по детализации, а Revolution5.1 еще и чистотой звучания. Тем не менее, контраст в разнице звучания не такой большой, как с ALC850.
Выводы
С-Media можно поздравить с наличием "почти честных" 44.1, но при этом итоговое качество аналогового звучания у XtremeSound7.1 осталось на уровне обычного встроенного звука с передискретизацией 44.1>>48 кГц. Данное новшество положительно смогут оценить владельцы ресиверов и качественной акустики с подключением ресивера по SPDIF, но при этом для Hi-End систем может стать критичным транкейт сигнала на выходе SPDIF. Возможно с будущими драйверами этот недостаток будет устранен.
Главный вопрос, соответствует ли данная карта своей цене? Если для CMI8768 вычесть стоимость "подарочной" упаковки, то можно сказать, что OEM решения за $15 вполне соответствуют. OEM решения на CMI8768 стоит рассматривать как ультра бюджетный вариант, в котором есть полный набор входов-выходов, где приоритетом является наличие выхода SPDIF, а аналоговые выходы служат дополнением. Покупка OEM решений без распаянных SPDIF будет малооправдана.
Преимущество XtremeSound7.1 перед встроенным звуком ALC850 или CMI8738 дает более качественный усилитель для наушников и "честные" 44.1 по SPDIF. Перед Vortex2 преимущество дает поддержка 3D звука на алгоритмах Sensaura.
XtremeSound7.1 DDL с поддержкой Dolby Digital Live 5.1 имеет цену сопоставимую X-Fi XtremeMusic. Если бы не устаревшие алгоритмы Sensaura у CMI8768+, то Dolby Digital Live 5.1 мог бы дать какое-то преимущество, а так X-Fi по аналогу даст фору цифровому подключению, даже если в нем будут стоять ЦАП-ы от CMI8768. Реально DDLive спасает только владельцев ресиверов без многоканального аналогового входа.
Плюсы
- поддержка 44.1 и 96 кГц без SRC
- неплохой выход на наушники (лучше, чем у ALC850, но хуже, чем у Live! 24 bit, Revolution5.1)
- SPDIF вход и выход
Минусы
- невысокое качество звучания (на уровне встроенного звука)
- качество 3D-звука уступает Live! 24 bit
- отсутствие автомата частоты для SPDIF и аналогового выхода