5.0-комплект пассивных акустических систем AVE EC-401


С августа 2005 года марка AVE не представляла в России новые модели акустических систем – компания была занята переносом производства на новый завод. А недавно в обширном модельном ряду компании AVE произошло пополнение – свет увидели сразу четыре комплекта пассивных колонок с единицей в окончании индекса: EC-301, EC-361, EC-401 и EC-601. На этот раз пополнение, оказалось, по сути, замещением: комплекты с аналогичными индексами, только с «нулевым» окончанием, вскоре отправятся на покой. В этой статье речь пойдет о комплекте EC-401, который вобрал в себя некоторые интересные решения.

Итак, AVE EC-401. Как и прочие комплекты серии EC (Extra Cinema), «четыреста первый» представляет собой подборку пассивных акустических систем, предназначенных для работы в домашнем кинотеатре, а также для воспроизведения музыки. Сюда входят две напольные колонки, пара тыловых «полочников» и непривычно большой спикер центрального канала. Набор поставляется в трех коробках: в первой и второй – по одной напольной колонке, в третьей – центральная и тыловые. Рекомендуемая розничная цена – примерно $380 за всю систему. Прочие компоненты (сабвуфер, ресивер и т. д.) нужно докупать отдельно. Кстати, с выбором ресивера нужно быть особенно осторожным. Дело даже не в том, чтобы добиться оптимального сочетания АС и усилителя с точки зрения звучания. Важную роль играет и физическая совместимость: номинальное сопротивление фронтальных EC-401 составляет 4 Ом, и работать с такой нагрузкой способен далеко не каждый AV-ресивер или многоканальный усилитель начального уровня. Покупать же к этим, а равно как и к любым другим колонкам, ресивер заведомо более высокого класса не имеет смысла, так как потенциал оного не будет реализован. Это относится и к противоположному соотношению, при котором уже колонки не смогут полностью раскрыть свои «таланты». Именно поэтому любая система должна быть сбалансирована, если, конечно, владелец не хочет заплатить больше, не добившись при этом никакого улучшения качества звука.

Напольные EC-401 (по паспорту 45–25000 Гц, чувствительность 88 дБ, мощность до 110 Вт каждая) выглядят очень необычно: высотой почти 130 см и с узкой передней панелью, они имеют нетипичную форму корпуса и интригующую нашлепку, словно парящую над верхним скосом, а на фасаде расположены три почти одинаковых с виду динамика с белым диффузором, скрытых металлическими несъемными сетками. Привыкнув к довольно яркому оформлению, начинаем разбираться в деталях. Сначала – конфигурация. На вид EC-401 — трехполосные: область низких частот озвучивает восьмидюймовый динамик с бумажным диффузором, скрытый съемным тканевым грилем. Средние частоты воспроизводятся динамиками на передней панели – это 4-дюймовые излучатели. Ну, а на скошенной верхней плоскости установлен высокочастотник с дюймовым тканевым куполом. Вроде бы простая и даже хрестоматийная конфигурация. Однако на поверку все оказалось интереснее. Благодаря аккуратному вмешательству стамески, а также отсутствию боязни за возможные гонения со стороны сотрудников AVE в случае неудачного исхода дела, удалось демонтировать приклеенные наглухо металлические сетки с двух верхних динамиков на фасаде. Кстати, сетки крепились на полимерном клее, а между пластиковой накладкой и металлом гриля проложен виброгаситель – все по уму.

Верхний динамик необычен: в углублении установлен полноценный твиттер с тканевым куполом, а его белая окантовка искусно стилизована под диффузоры двух нижних действующих СЧ-излучателей.

Как выяснилось позже, пара высокочастотных динамиков работает отнюдь не в параллельном режиме: колонки являются четырехполосными, и верхний ВЧ-излучатель с установленным над ним рассеивателем обслуживает область 8,5–25 кГц. Жаль только, что пластик, из которого этот рассеиватель выполнен, относительно мягкий, в виду чего приходится быть особенно аккуратным как при распаковке колонок, так и в процессе эксплуатации – скажем, вытирая с них пыль. К самой упаковке претензий нет: формованный пенопласт надежно защищает этот выступающий элемент во время транспортировки. Корпус напольных колонок изготовлен из фибролита (прессованный картон с добавлением клеящего состава, аналог MDF/ДВП, только менее плотный) толщиной около 11 мм. Для компенсации корпусных резонансов вследствие колебаний стенок внутри корпуса реализована довольно сложная система переборок и распорок. Так, сверху и до середины внутреннего объема установлена глухая вертикальная переборка, которая в нижней точке замыкается с передней панелью, образуя полностью изолированную камеру для среднечастотного и высокочастоного звеньев. В нижней же половине корпуса находится поперечная «кольцевая» стяжка и несколько распорок. В роли поглотителя выступил довольно большой кусок синтепона, почти полностью заполнивший нижнюю камеру. Порт фазоинвертора, равно как и блок винтовых терминалов с явно неактуальным для данного класса акустики двухкабельным подключением bi-wiring находятся на задней стенке. Наконец, к днищу каждой колонки прикручен дополнительный подиум. На выбор предлагается несколько вариантов отделки: во всех случаях фасад имеет цвет «мокрый асфальт», а вот боковины «под дерево» могут быть коричневыми, бордовыми или светлыми. Общее впечатление от качества сборки хорошее — огрехов и неровностей замечено не было, если не считать уже упомянутое качество исполнения акустического рассеивателя.

Про центральную и тыловые колонки набора много не скажешь. Динамики в них использованы такие же, какие мы наблюдали в СЧ- и ВЧ-секции фронтальной пары, разница лишь в цвете диффузоров. Корпуса сателлитов выполнены из аналогичных плит фибролита, а на нижней плоскости каждой из тыловых АС имеются резьбовые втулки для жесткого крепления к совместимым стойкам, которых, однако, нет не только в комплекте, но и вообще в каталоге AVE. Может быть, появятся? А то свобода выбора — это, конечно, хорошо, но хоть один базовый вариант всегда должен быть доступен покупателю, которому зачастую хочется просто купить полный комплект, включая аксессуары, не бегая по магазинам в поисках нужных запчастей. Узкая и широкая центральная колонка выглядит весьма эффектно, но отличается очень большой шириной — 72 см. Так что стоит иметь в виду, что не каждая тумбочка “примет” подобную колонку. Громкоговорители “центровика” традиционны: два среднечастотных динамики и твиттер между ними. Динамики — тех же размеров, что используются во фронтальных и тыловых АС

Измерения

Измерения проводились в полузаглушенной комнате площадью 35 квадратных метров. На графике показана АЧХ и уровень искажений (вторая и третья гармоники) фронтальной колонки AVE EC-401

По результатам измерений фронтальная колонка демонстрирует соответствие паспортному частотному диапазону. Характерные неровности в области 45 – 200 являются влиянием помещения на измерения (тестирование и замер проводились в акустически благоприятном помещении, но не полностью заглушенной измерительной камере). Подъем в районе 1 – 3 кГц потенциально сулит более «яркое» и агрессивное звучание. Наблюдаемый кратковременный провал на 8 кГц – явное следствие не до идеально просчитанного фильтра (как раз на этой частоте основной твитер «передает эстафету» верхнему ВЧ-динамику с рассеивателем).

Уровень искажений в основном диапазоне частот умеренный, хотя в области средне-высоких частот он приближается к 0,5%.

Звучание

Комплект был установлен в акустически благоприятном помещении площадью 35 кв. м. и подключен к ресиверу Yamaha RX-V457. Этот аппарат, безусловно, не является эталонным аудиокомпонентом, который обладает нейтральным характером звучания, однако выбор на Yamaha пал по трем причинам: AV-ресиверы этой фирмы находятся в списке фаворитов рынка, данная модель вполне подходит к AVE EC-401 с точки зрения класса и может работать с 4-омной нагрузкой. Конечно, можно подыскать совместимые ресиверы и у других производителей, но тут уж, как говорится, дело вкуса. В любом случае, мы бы посоветовали выбирать из ассортимента моделей известных брэндов, благо выбор такой есть. Брать же AV-ресиверы и усилители китайских компаний следует с большой осторожностью, поскольку фирмы эти хоть и научились делать неплохие DVD-плееры начального уровня, заставить «звучать» ресиверы пока лишь пытаются, причем с переменным успехом. Утешением может служить разве что более низкая стоимость… Но зачем тогда вообще гнаться за полноразмерной аудиосистемой, если желание сэкономить доходит до стадии паранойи?

Итак, подключив комплекс, начали с музыки в стерео. Несмотря на внушительные размеры басовых динамиков, сотрясающих окна низких частот добиться не удалось. А вот с точки зрения тонального баланса и точности баса оптимальный вариант был получен довольно быстро, правда, при установке фронтальных колонок НЧ-динамиками внутрь стереобазы, вопреки меткам на колонках. Впрочем, тут все очень индивидуально — в каждой конкретной комнате надлежит подольше поэкспериментировать с размещением «фронтов», ибо теоретические рекомендации далеко не всегда позволяют сходу найти оптимум. Звучание нижнего спектра EC-401 можно охарактеризовать как вполне сбалансированное. В меру глубокому и плотному басу не хватает, пожалуй, лишь должной проработки (артикуляции). С большой долей уверенности можно утверждать, что виноват в этом не достаточно стойкий в вибрациям корпус. В то же время, явных корпусных резонансов и характерного «бубнения» слышно не было во всем диапазоне частот, а самого баса в общем звучании хватало практически всегда. Второй приятный сюрприз — полноценные высокие частоты. Причем полноценные не только по уровню, но и по тональному балансу. Порадовало отсутствие заметного спада на частотах выше 15 кГц, обычно имевшего места у многих акустических системах этого класса и у некоторых моделей AVE в частности. Средние частоты также оказались корректными, позволяя получить достаточно объективную звуковую картинку, насколько это суждение вообще применимо к колонкам начального уровня. Понравилось и то, как выполнено сопряжение поддиапазонов. Лишь появление неприятной «крикливости» на громкости выше средней несколько портит общее впечатление. Что касается рассеивателя над верхним твиттером, то главная цель его установки не в расширении частотного диапазона АС, а в улучшении угловых характеристик динамика. Хорошие характеристики подразумевают, что звук сохраняет широкий диапазон и на оси колонок, и в стороне от них, что обычно решается использованием дорогих динамиков. Использованное в AVE EC401 решение позволило добиться подобных характеристик “малой кровью”, сохранив цену системы на разумной уровне. В домашнем кинотеатре комплект «выступил» не менее уверенно, хоть тут уже и потребовалась помощь сабвуфера. Наличие одинаковых среднечастотных и высокочастотных динамиков позволило системе сформировать очень однородное звуковое поле и обеспечить плавный переход эффектов из колонки в колонку.

Выводы

Безусловно, рекомендовать EC-401 для прослушивания аудиофильских записей SACD или DVD-Audio едва ли можно, несмотря на верхний потолок в 25 кГц (по паспорту) — все же класс колонок не тот. Однако на многих музыкальных композициях в стерео, включая джазовые, и в домашнем кинотеатре данный комплект АС, безусловно, «отрабатывает» потраченные деньги. По крайней мере, среди многочисленных моделей AVE, которые автору этих строк удалось протестировать или просто послушать в период до начала июня, EC-401 явно можно назвать одними из лучших с точки зрения сбалансированности звучания. Эти колонки вполне могут повторить успех EC-330. И пусть звучат они менее хлестко, зато субъективно точнее и приятнее, да и выглядят оригинально.

 

Дополнительно

5.0-комплект пассивных акустических систем AVE EC-401

5.0-комплект пассивных акустических систем AVE EC-401

С августа 2005 года марка AVE не представляла в России новые модели акустических систем – компания была занята переносом производства на новый завод. А недавно в обширном модельном ряду компании AVE произошло пополнение – свет увидели сразу четыре комплекта пассивных колонок с единицей в окончании индекса: EC-301, EC-361, EC-401 и EC-601. На этот раз пополнение, оказалось, по сути, замещением: комплекты с аналогичными индексами, только с «нулевым» окончанием, вскоре отправятся на покой. В этой статье речь пойдет о комплекте EC-401, который вобрал в себя некоторые интересные решения.

Итак, AVE EC-401. Как и прочие комплекты серии EC (Extra Cinema), «четыреста первый» представляет собой подборку пассивных акустических систем, предназначенных для работы в домашнем кинотеатре, а также для воспроизведения музыки. Сюда входят две напольные колонки, пара тыловых «полочников» и непривычно большой спикер центрального канала. Набор поставляется в трех коробках: в первой и второй – по одной напольной колонке, в третьей – центральная и тыловые. Рекомендуемая розничная цена – примерно $380 за всю систему. Прочие компоненты (сабвуфер, ресивер и т. д.) нужно докупать отдельно. Кстати, с выбором ресивера нужно быть особенно осторожным. Дело даже не в том, чтобы добиться оптимального сочетания АС и усилителя с точки зрения звучания. Важную роль играет и физическая совместимость: номинальное сопротивление фронтальных EC-401 составляет 4 Ом, и работать с такой нагрузкой способен далеко не каждый AV-ресивер или многоканальный усилитель начального уровня. Покупать же к этим, а равно как и к любым другим колонкам, ресивер заведомо более высокого класса не имеет смысла, так как потенциал оного не будет реализован. Это относится и к противоположному соотношению, при котором уже колонки не смогут полностью раскрыть свои «таланты». Именно поэтому любая система должна быть сбалансирована, если, конечно, владелец не хочет заплатить больше, не добившись при этом никакого улучшения качества звука.

Напольные EC-401 (по паспорту 45–25000 Гц, чувствительность 88 дБ, мощность до 110 Вт каждая) выглядят очень необычно: высотой почти 130 см и с узкой передней панелью, они имеют нетипичную форму корпуса и интригующую нашлепку, словно парящую над верхним скосом, а на фасаде расположены три почти одинаковых с виду динамика с белым диффузором, скрытых металлическими несъемными сетками. Привыкнув к довольно яркому оформлению, начинаем разбираться в деталях. Сначала – конфигурация. На вид EC-401 — трехполосные: область низких частот озвучивает восьмидюймовый динамик с бумажным диффузором, скрытый съемным тканевым грилем. Средние частоты воспроизводятся динамиками на передней панели – это 4-дюймовые излучатели. Ну, а на скошенной верхней плоскости установлен высокочастотник с дюймовым тканевым куполом. Вроде бы простая и даже хрестоматийная конфигурация. Однако на поверку все оказалось интереснее. Благодаря аккуратному вмешательству стамески, а также отсутствию боязни за возможные гонения со стороны сотрудников AVE в случае неудачного исхода дела, удалось демонтировать приклеенные наглухо металлические сетки с двух верхних динамиков на фасаде. Кстати, сетки крепились на полимерном клее, а между пластиковой накладкой и металлом гриля проложен виброгаситель – все по уму.

Верхний динамик необычен: в углублении установлен полноценный твиттер с тканевым куполом, а его белая окантовка искусно стилизована под диффузоры двух нижних действующих СЧ-излучателей.

Как выяснилось позже, пара высокочастотных динамиков работает отнюдь не в параллельном режиме: колонки являются четырехполосными, и верхний ВЧ-излучатель с установленным над ним рассеивателем обслуживает область 8,5–25 кГц. Жаль только, что пластик, из которого этот рассеиватель выполнен, относительно мягкий, в виду чего приходится быть особенно аккуратным как при распаковке колонок, так и в процессе эксплуатации – скажем, вытирая с них пыль. К самой упаковке претензий нет: формованный пенопласт надежно защищает этот выступающий элемент во время транспортировки. Корпус напольных колонок изготовлен из фибролита (прессованный картон с добавлением клеящего состава, аналог MDF/ДВП, только менее плотный) толщиной около 11 мм. Для компенсации корпусных резонансов вследствие колебаний стенок внутри корпуса реализована довольно сложная система переборок и распорок. Так, сверху и до середины внутреннего объема установлена глухая вертикальная переборка, которая в нижней точке замыкается с передней панелью, образуя полностью изолированную камеру для среднечастотного и высокочастоного звеньев. В нижней же половине корпуса находится поперечная «кольцевая» стяжка и несколько распорок. В роли поглотителя выступил довольно большой кусок синтепона, почти полностью заполнивший нижнюю камеру. Порт фазоинвертора, равно как и блок винтовых терминалов с явно неактуальным для данного класса акустики двухкабельным подключением bi-wiring находятся на задней стенке. Наконец, к днищу каждой колонки прикручен дополнительный подиум. На выбор предлагается несколько вариантов отделки: во всех случаях фасад имеет цвет «мокрый асфальт», а вот боковины «под дерево» могут быть коричневыми, бордовыми или светлыми. Общее впечатление от качества сборки хорошее — огрехов и неровностей замечено не было, если не считать уже упомянутое качество исполнения акустического рассеивателя.

Про центральную и тыловые колонки набора много не скажешь. Динамики в них использованы такие же, какие мы наблюдали в СЧ- и ВЧ-секции фронтальной пары, разница лишь в цвете диффузоров. Корпуса сателлитов выполнены из аналогичных плит фибролита, а на нижней плоскости каждой из тыловых АС имеются резьбовые втулки для жесткого крепления к совместимым стойкам, которых, однако, нет не только в комплекте, но и вообще в каталоге AVE. Может быть, появятся? А то свобода выбора — это, конечно, хорошо, но хоть один базовый вариант всегда должен быть доступен покупателю, которому зачастую хочется просто купить полный комплект, включая аксессуары, не бегая по магазинам в поисках нужных запчастей. Узкая и широкая центральная колонка выглядит весьма эффектно, но отличается очень большой шириной — 72 см. Так что стоит иметь в виду, что не каждая тумбочка “примет” подобную колонку. Громкоговорители “центровика” традиционны: два среднечастотных динамики и твиттер между ними. Динамики — тех же размеров, что используются во фронтальных и тыловых АС

Измерения

Измерения проводились в полузаглушенной комнате площадью 35 квадратных метров. На графике показана АЧХ и уровень искажений (вторая и третья гармоники) фронтальной колонки AVE EC-401

По результатам измерений фронтальная колонка демонстрирует соответствие паспортному частотному диапазону. Характерные неровности в области 45 – 200 являются влиянием помещения на измерения (тестирование и замер проводились в акустически благоприятном помещении, но не полностью заглушенной измерительной камере). Подъем в районе 1 – 3 кГц потенциально сулит более «яркое» и агрессивное звучание. Наблюдаемый кратковременный провал на 8 кГц – явное следствие не до идеально просчитанного фильтра (как раз на этой частоте основной твитер «передает эстафету» верхнему ВЧ-динамику с рассеивателем).

Уровень искажений в основном диапазоне частот умеренный, хотя в области средне-высоких частот он приближается к 0,5%.

Звучание

Комплект был установлен в акустически благоприятном помещении площадью 35 кв. м. и подключен к ресиверу Yamaha RX-V457. Этот аппарат, безусловно, не является эталонным аудиокомпонентом, который обладает нейтральным характером звучания, однако выбор на Yamaha пал по трем причинам: AV-ресиверы этой фирмы находятся в списке фаворитов рынка, данная модель вполне подходит к AVE EC-401 с точки зрения класса и может работать с 4-омной нагрузкой. Конечно, можно подыскать совместимые ресиверы и у других производителей, но тут уж, как говорится, дело вкуса. В любом случае, мы бы посоветовали выбирать из ассортимента моделей известных брэндов, благо выбор такой есть. Брать же AV-ресиверы и усилители китайских компаний следует с большой осторожностью, поскольку фирмы эти хоть и научились делать неплохие DVD-плееры начального уровня, заставить «звучать» ресиверы пока лишь пытаются, причем с переменным успехом. Утешением может служить разве что более низкая стоимость… Но зачем тогда вообще гнаться за полноразмерной аудиосистемой, если желание сэкономить доходит до стадии паранойи?

Итак, подключив комплекс, начали с музыки в стерео. Несмотря на внушительные размеры басовых динамиков, сотрясающих окна низких частот добиться не удалось. А вот с точки зрения тонального баланса и точности баса оптимальный вариант был получен довольно быстро, правда, при установке фронтальных колонок НЧ-динамиками внутрь стереобазы, вопреки меткам на колонках. Впрочем, тут все очень индивидуально — в каждой конкретной комнате надлежит подольше поэкспериментировать с размещением «фронтов», ибо теоретические рекомендации далеко не всегда позволяют сходу найти оптимум. Звучание нижнего спектра EC-401 можно охарактеризовать как вполне сбалансированное. В меру глубокому и плотному басу не хватает, пожалуй, лишь должной проработки (артикуляции). С большой долей уверенности можно утверждать, что виноват в этом не достаточно стойкий в вибрациям корпус. В то же время, явных корпусных резонансов и характерного «бубнения» слышно не было во всем диапазоне частот, а самого баса в общем звучании хватало практически всегда. Второй приятный сюрприз — полноценные высокие частоты. Причем полноценные не только по уровню, но и по тональному балансу. Порадовало отсутствие заметного спада на частотах выше 15 кГц, обычно имевшего места у многих акустических системах этого класса и у некоторых моделей AVE в частности. Средние частоты также оказались корректными, позволяя получить достаточно объективную звуковую картинку, насколько это суждение вообще применимо к колонкам начального уровня. Понравилось и то, как выполнено сопряжение поддиапазонов. Лишь появление неприятной «крикливости» на громкости выше средней несколько портит общее впечатление. Что касается рассеивателя над верхним твиттером, то главная цель его установки не в расширении частотного диапазона АС, а в улучшении угловых характеристик динамика. Хорошие характеристики подразумевают, что звук сохраняет широкий диапазон и на оси колонок, и в стороне от них, что обычно решается использованием дорогих динамиков. Использованное в AVE EC401 решение позволило добиться подобных характеристик “малой кровью”, сохранив цену системы на разумной уровне. В домашнем кинотеатре комплект «выступил» не менее уверенно, хоть тут уже и потребовалась помощь сабвуфера. Наличие одинаковых среднечастотных и высокочастотных динамиков позволило системе сформировать очень однородное звуковое поле и обеспечить плавный переход эффектов из колонки в колонку.

Выводы

Безусловно, рекомендовать EC-401 для прослушивания аудиофильских записей SACD или DVD-Audio едва ли можно, несмотря на верхний потолок в 25 кГц (по паспорту) — все же класс колонок не тот. Однако на многих музыкальных композициях в стерео, включая джазовые, и в домашнем кинотеатре данный комплект АС, безусловно, «отрабатывает» потраченные деньги. По крайней мере, среди многочисленных моделей AVE, которые автору этих строк удалось протестировать или просто послушать в период до начала июня, EC-401 явно можно назвать одними из лучших с точки зрения сбалансированности звучания. Эти колонки вполне могут повторить успех EC-330. И пусть звучат они менее хлестко, зато субъективно точнее и приятнее, да и выглядят оригинально.

 


 
Комментарии? Поправки? Дополнения? grigory@ixbt.com
  Комментарии? Поправки? Дополнения? grigory@ixbt.com