Еще год назад, выводя дрожащим (от волнения) в руке гусиным пером последние строчки своего обзора, посвященного MP3/CD-плеерам, ваш покорный слуга был полностью убежден — тема исчерпана. Аллес капут и финита ля комедиа. И в самом деле — многочисленные самоделки, скроенные "на коленках" малоизвестными производителями, вот-вот должны были освободить место на пьедестале своим более именитым коллегам. А в очередь за лидерством уже выстроились монстры — Sony, Philips, Aiwa, Kenwood… И потому большинство меломанов (во главе с автором этих строк), потирая ладошки, решили повременить с покупкой всенародно любимого "Ленокса" — авось что-то поприличнее сыщется через месяцок-другой.
…Прошел год, заколосилась зеленью и несколькими лишними долларами в кармане весна. И потому, едва продрав светлые очи после зимней спячки, многоуважаемый Собственный Корреспондент бодрой рысцой отправился по магазинам — подыскивать новую "игралку".
…Полуразоренное Митино порадовало лишь парой-тройкой экземпляров того же "Ленокса" в комплекте с завышенной ценой и искренним удивлением продавцов: "А чего тебе еще надо, господин хороший?". Обследование центральных магазинов и фирм не оказалось более результативным: лишь в одном салоне всплыло зыбкое воспоминание о плеере от Philips, который то ли поступал когда-то, то ли должен поступить в продажу на днях…
Ну да ладно — сделаем скидку на российскую специфику и на обычные опоздания, с которыми доходят к нам достижения мировой цивилизации. "Но уж в мире-то должно было появиться что-то новое?" — задал себе риторический вопрос автор статьи и отправился в поисках окончательной истины на "железный" раздел Mp3.Com.
Увиденное и прочитанное повергало в легкий шок. Получалось, что все прошедшие месяцы мировая промышленность топталась на месте, без конца плодя новые клоны семейства 818/Lenoxx, изредка разбавляя их робкими изделиями якобы "второго поколения". А как же "монстры", на которых мы возлагали столько надежд?
…Aiwa "порадовала" необычайно навороченным агрегатом, в котором было все… кроме долгожданной поддержки тэгов и высоких битрейтов
Обещанные продукты от Kenwood, Sony и RCA так и виднелись в прекрасном далеко, суля немыслимые блага за какие-то две сотни долларов…
Наконец, в начале мая появился на горизонте Mojo от TDK — однако большинства ожидаемых новаций, кроме поддержки высоких битрейтов и тэгов, в нем так и не оказалось…
Кое-какое оживление было замечено лишь в самом динамичном и активном секторе рынка, где расположены небольшие азиатские компании, с которых все, собственно, и началось. Прогулка по старым проверенным "закладкам" показала, что большинство фирм за это время подготовили целую серию новых продуктов, которые можно смело отнести ко второму поколению подобных изделий. Отдельные модели уже успели появиться и в России — например, буквально на днях на столицу свалилась партия новеньких "игралочек" от NAPA… О них, впрочем, речь пойдет в отдельной публикации, которая (надеюсь!) не заставит себя ждать.
Или возьмем пижонский MiSEL, чьи косточки уже успел перемыть мой коллега Андрей Кожемяко.
Однако для написания своего нового материала для сайта iXBT я выбрал другой лакомый кусочек — проигрыватель, вот уже месяц возглавляющий хит-парад на том же Mp3.Com и ставший лидером по количеству восторженных отзывов. Речь идет о MP3/CD плеере Soul, производства китайской компании AVC, который, кстати, на днях приедет в Россию и станет единственным конкурентом того же MiSEL.
Собственно, речь в обзоре пойдет не об одном, а сразу о трех плеерах — ибо Soul имеет двух "братьев-близнецов": RioVolt производства компании SONICblue и iRiver, выпущенный одноименной компанией. По своим "железным" характеристикам оба плеера абсолютно идентичны — разница лишь в расположении некоторых кнопок на крышке, цене да в комплекте поставки. Правда, "прошивки" у каждого из "братьев" свои, и, если iRiver и RioVolt могут с легкостью заимствовать прошивку друг у друга, то Soul в этом отношении выглядит чужаком: прошивка у него своя собственная, ни с одним из "братьев" не совместимая. Однако потенциальные способности "братьев" одинаковы: что умеет один, тому со временем можно обучить и других.
Добавим также, что в нагрузку к RioVolt поставляется компакт с обязательным набором плееров, кодировщиков и прочего софта в нагрузку. И на этом закончим сравнение: RioVolt, скорее всего, будет удостоен в нашей рубрике особой статьи. А пока что сведем более тесное знакомство с героем сегодняшнего тестирования — Soul.
Собственно, на этого звереныша я обратил внимание еще год назад, когда у игралочки-то и имени собственного не было. Зато был большой и многообещающий анонс, речь в котором шла о:
- поддержке не только полной битрейтной палитры MP3, но и форматов WMA и AAC
- поддержке отображения тэгов, а также названия файлов и папок
- поддержке CD-RW
- необычно скромном аппетите в потреблении энергии (12 часов в режиме MP3 и до 9 — в режиме AudioCD)
- увеличенном буфере антишока — до 120 секунд в режиме MP3 и до 40 секунд — в режиме AudioCD
- возможность обновления "прошивки" плеера (!). В теории это значит, что после загрузки новой микропрограммы плеер может не только обзавестись новыми возможностями управления, но и поддержкой новомодных кодеков
Получалось, что не плеер нас ждет, а сказка — жаль только, что жизнь отучила нас в сказки верить.
Как ни странно, но уже по отзывам первых обладателей Soul было ясно: большая часть обещаний, как ни странно, была выполнена! А потому мне ничего не оставалось, как нетерпеливо настрочить письмо другому своему коллеге в далекие азиатские края — выручай, мол, душа горит! Как всегда, Юрий не подвел, за что ему отдельное спасибо и нижайший поклон. И уже через неделю автор превратился в одного из первых обладателей коробки с "Соулом" в России…Первое знакомство
Упаковка и комплектация
Каюсь: от упаковки столь нашумевшего продукта ожидал большего. Чего-нибудь яркого и массивного, в духе Creative… На деле же чемпион рынка прибыл в мое распоряжение "весь в белом" — в абсолютно безымянной, девственно чистой коробке. Похоже, что компания AVC решила последовать примеру создателей Lenoxx и продавать свою продукцию в OEM-варианте — а там пусть каждый лепит на коробку, что вздумается.
В самой же коробке обнаружилось следующее:
- плеер
- модный пульт дистанционного управления, расположившийся между наушниками и плеером
- блок питания на 127 вольт. Поскольку данный экземпляр не был предназначен для продажи в Россию, сей недостаток можно легко понять и простить
- наушники
- сумочка. К моему вящему удивлению, выглядела она весьма прилично — не чета "ухватке" от Lenoxx
- печатное руководство
Руководство, написанное с истинно китайским лаконизмом — это отдельная песня. Друзья мои, на 16 страницах этой книжки вы не найдете ни слова о доброй половине возможностей плеера, о многих стандартных операциях и возможностях! Это вполне объяснимо — многое меняется при изменении версий прошивки, поэтому изготовители считают основной электронную версию документации, которую можно в любой момент скачать на "соульном" сайте.
Зато в печатном руководстве есть спецификация! С превеликим удовольствием я предлагаю её вашему вниманию:
- Поддерживаемые виды носителей — CD-R, CD-RW
- Виды записи — CD-DA, CD-Text, Moide 1, Mode 2 Form 1, Enchanced CD, CD-Plus
- Типы файлов — Mpeg 1/2/2,5, Layer 3, WMA
- Битрейт — 32-320 КГц
- Тэг — ID3 V1, ID3 V2.20, ID3 V2.30
- Размер — 130x140x30 мм
- Вес — 235 граммов (без учета батареек)
Внешний вид
Похоже, что дизайнером Soul явно был отставной моряк, впавший в тяжелый приступ ностальгии. Иначе с чего бы вдруг ему понадобилось столь явно стилизовать свое детище под ракушку-"гребешок"? Сходство дополняют и кнопки на левой стороне крышки плеера — ни дать не взять, складки на гребешковых створках… А, впрочем, ракушка так ракушка — вот MiSEL и вовсе смахивает на гибрид летающей тарелки с рыночными весами. И ничего!
Обидно только, если расположение кнопок на крышке обусловлено чисто дизайнерскими соображениями. Объяснил бы мне, темному, хоть кто-нибудь — чего ради щедро рассыпать кнопки по всей поверхности, когда их можно было бы без малейших усилий сконцентрировать на "мордочке" плеера, заодно сдвинув туда и дисплей. Похоже, господа дизайнеры забывают, что плееры обычно носят в сумочках на поясе, и что сумочка эта чаще всего бывает в обтяжку. И случайно нажать на кнопку при ходьбе легче легкого… А вот если вы хотите сделать это нарочно и осмысленно, то плеер придется из сумочки извлекать. Это вам не "Ленокс" с его функциональной "мордочкой"! Ну да ладно. В конце концов, именно на этот случай еще в средние века был придуман пульт ДУ. Кстати, Soul стал едва ли не первым MP3/CD-плеером, который обзавелся столь модным прибамбасом…
На боковой стороне плеера ничего интересного не сыскалось, помимо стандартных входов-выходов и кнопки Hold. Не нашлось там и регулятора громкости — он перекочевал на крышку. А вот на нижней панели нашлось нечто интересное — регулятор объема антишоковой памяти (10 секунд — 40 секунд). Зачем нужна эта опция, лично мне осталось непонятным — в документации о ней не было сказано ни слова, а самому плееру значение, выставленное не регуляторе, явно было "по барабану": в обоих режимах он работал примерно одинаково.
Управление
Итак, вернемся к верхней панели, где сосредоточены все средства управления плеером. После той головоломки, которой порадовал нас навигационный механизм Lenoxx, разобраться с кнопками Soul мне было нетрудно — значение большинства из них было понятно и без документации.
Управляющие кнопки — Пуск-Стоп-Перемотка — вынесены на модной формы круглый регулятор в правом нижнем углу корпуса (хотя какой там угол — плеер-то круглый). Порадовало то, что с помощью кнопок Forward и Rewind можно не только скакать по дорожкам — есть и возможность быстрой перемотки композиции! Возможность, которой явно не хватало нам в первых моделях Amelia/Lenoxx… Эти же кнопки служат, при включенном режиме Nav, для навигации по папкам. Enter и Stop, соответственно, позволяют войти в выбранную папку и выйти из нее на более высокий уровень, а выбирать дорожки внутри папки можно с помощью "Вперед-Назад".
Функциональные кнопки, отвечающие за навигацию и программирование воспроизведения, расположены слева; именно их узкие и вытянутые клавиши и образуют те самые "ракушечные" ребрышки.
Кнопка Program/Repeat A-B в режиме паузы служит для программирования собственного плелиста — можно составить "виртуальный альбом" аж из 255 композиций! Кстати, с помощью этой же кнопки можно настроить плеер на воспроизведение целого блока композиций подряд, задав начальную и конечную композицию. Скажем — с третьей по сороковую. Не уверен, что это так уж необходимо — но уж точно оригинально.
Кнопка +10 Directory. Нажав на нее один раз, вы сможете, как в Lenoxx, перепрыгнуть на 10 дорожек вперед. А вот если вы задержите кнопку чуть подольше (секунды на три) вы получите возможность переместиться к первой композиции следующего альбома. Кто бы знал, КАК мне не хватало этой простой функции в том же приснопамятном "Леноксе"!
Кнопка Mode. Ничего революционного — обычный переключатель режимов воспроизведения. На дисплее они отображаются следующими значками:
- 1 — повтор текущей дорожки
- all — повторное воспроизведение всего диска
- all + буква d рядом с номером дорожки — повтор воспроизведения данного альбома
- s — воспроизведение диска вразбивку, случайный выбор композиций. Может сочетаться с режимами all и 1.
- I рядом с номером дорожки — воспроизведение первых 10 секунд каждой композиции
Кнопка Navi — быстрая навигация по папкам. Позволяет перейти в папку более высокого уровня, в дальнейшем для выбора папки можно использовать кнопки "Вперед" и "Назад", а для входя в папку — кнопку Play.
Наконец, три кнопки справа вверху отвечают за регулировку громкости (поддерживается 20 уровней) и выбор режима эквалайзера. Как и большинство своих коллег, Soul поддерживает пять звуковых "пресетов":
- Normal — средние значения для всего частотного диапазона
- Jazz — повышенный уровень высоких и средних частот
- Classic — пониженный уровень средних частот
- Rock — повышенный уровень низких частот и части высоких
- UltraBass — повышенный уровень низких частот
Позднее выяснилось, что у кнопки EQ есть еще одна, скрытая функция, не отображенная в документации — но об этом чуть ниже.
Пульт ДУ
Наличие пульта управления, как и улучшенного дисплея, стало одной из главных изюминок Soul. И единственным фактором, оправдывающим столь спорное (и это еще мягко сказано) расположение кнопок на корпусе плеера.
Набор кнопок на пульте самый что ни на есть стандартный — навигационное "колесико", регуляторы громкости, пресетов эквалайзера и Hold. На первый взгляд, так и должно быть. Но только на первый взгляд! Ведь мы имеем дело не с просто с CD, но и с MP3-плеером, где функция навигации по каталогам является стандартной. И жаль, что разработчики не снабдили пульт аналогом кнопки Dir, которая позволила бы прыгать с альбома на альбом, не вынимая плеер из сумки. Хотя таким манером мы договоримся и до того, что в не помешал бы еще и маленький дисплей прямо на пульте. Где там завалялась моя губозакатывающая машинка? :)
Чуть больше насторожил тот факт, что пульт прикреплен к своему хвостику-проводку, что называется, намертво. Подобное легкомыслие может позволить себе, к примеру, Sony, которая использует качественные и устойчивые к повреждениям в местах сгибов провода. В нашем же случае при переломе проводка, скажем, в месте его крепления к штекеру в помойку отправится и пульт… (и владелец, не знакомый с паяльником :) — прим. МЛ)
Дисплей
Вряд ли я ошибусь, полагая, что от моделей второго поколения мы ждали прежде всего именно этого — увеличенного дисплея, который мог бы отображать не только номер, но и название композиции. И вот такой дисплей — наконец-то! — услаждает наши очи, удобно расположившись посередине мордочки Soul!
Поначалу он действительно впечатляет — четырехстрочный, с 12 знаками в каждой строке. Правда, буквально через пять минут выясняется, что по-настоящему рабочих строчек всего две: вторая (служит для отображения номера дорожки и счетчика времени) и третья (отображение названия композиции). Верхняя же строчка предназначена лишь для индикации режимов воспроизведения, ну а нижняя прочно оккупирована таинственными "пляшущими человечками". Эти мутанты, обладающие не менее чем тремя сочленениями в каждой ноге (посмотрите только на их ужасающие па!) не могут выполнять никакой, даже чисто декоративной функции, и лично я бы с удовольствием отключил этот балетный кошмар… Но — увы, это пока что невозможно…
Непонятно, почему разработчики плеера поскупились на лишнюю символьную строчку, в которой можно было бы отобразить, к примеру, название альбома. Думаю, на стоимость устройства (кстати, не такую уж маленькую) это не оказало бы сколь-нибудь заметного влияния.
Впрочем, хотя бы отображение тэгов появилось — и на том спасибо…
Крохотный недостаток: на дисплее Soul не предусмотрено отображение текущего битрейта, хотя тип файла (MP3 или WMA) может быть показан.Тестирование
Поддерживаемые форматы
Скажу сразу: относясь к способностям Soul несколько предвзято (реклама-таки сделала свое черное дело!) я сразу же решил подвергнуть несчастное устройство проверке "по высшему разряду". Стандартные диски "Домашней коллекции" были сразу же отложены в сторону — и ежу понятно, что Soul скушает подобное и добавки потребует.
А потому в качестве "первого блюда" озверевший автор решил запихнуть в глотку несчастного плеера следующее:
Носитель — увечный CD-RW фирмы BASF, впечатления от работы с которым у меня остались поистине ужасающие! При этом был выбран самый древний и сомнительный из имеющихся дисков, купленный в свое время в уцененке.
Формат записи — Joliet, с 5 уровнями вложенности каталогов, половине из которых были к тому же даны русские названия типа "Эту папку ты точно ни за что и никогда не распознаешь".
В качестве смертоносной начинки для этого "диска-убийцы" были выбраны:
- Альбом Software "Electronic Universe". Формат сжатия — MP3 VBR 256-320 Кбит/с. Кодек — LAME 3.89 alpha (версия от 18 апреля)
- Альбом Иващенко и Васильева "Девятый вал". Формат сжатия — MP3 (Fraunhofer codec cracked by Radium version 1.263). Полностью русские названия композиций и тэги.
- Альбом Bee Gees "Sgt Pepper's Lonely Heart Club Band" (нет, автор НИЧЕГО не напутал). Формат сжатия — WMA 7-160. Закодировано с помощью Windows Media Player.
- То же альбом сжатый с такими же характеристиками, но с помощью риппера Cdex.
- Альбом Карунеша "The Way Of The Heart". Формат сжатия — AAC (кодек FAAC).
Злобно ухмыляясь, я забил этот кошмар в плеер и нажал кнопку "Play", запустив операцию сканирования диска… Это заняло, кстати сказать, всего лишь пять секунд — против добрых 15 у Lenoxx.
Однако Soul сразу же поставил меня в тупик: показанное им число композиций явно не соответствовало записанному на диске. Но, что самое странное, даже при вычете одного альбома цифра должна была получиться иная. Однако решение этой загадки было оставлено на потом, а пока что было решено подвергнуть пристальной инспекции все папки.
Результат: оказалось, что плеер легко справился со всеми модификациями формата MP3, корректно распознал WMA — правда, наотрез отказался проигрывать "защищенные" файлы, закодированные Windows Media Player. А вот их коллеги, зажатые с помощью Cdex при отключенном механизме защиты (WMP сделать этого не позволяет) проигрались в один присест. Кстати — не знаю, что там выходит по тестам, а лично я сильной разницы между WMA 160 и MP3 192 так и не заметил. ("Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка". :) На самом деле, форматы имеют очень характерные отличительные признаки. — прим. МЛ)
А вот с AAC вышла накладка — плеер просто не увидел эти файлы… Позднее обнаружилось, что заявленная на этапе проектирования поддержка AAC была убрана самими разработчиками — уж больно много путаницы с модификациями кодека, да и сам стандарт, похоже, приказал долго жить. Так что уважаемым обозревателям MP3.Com стоит внести изменения в свой обзор, который до сих пор вносит смятения в души добрых сетян.
Возможно, что авторы документации (а позднее с их легкой руки — и автор обзора) просто перепутал AAC с ASF — ибо как раз этот формат (где звуковая часть сжата при помощи обычного WMA или МР3) плеер поддерживает на все сто процентов! Выяснилось это случайно: на подготовленном мной тестовом диске обнаружилась одна композиция в ASF.
Что ж, в этой части скачок вперед получился не таким впечатляющим, каким он мог бы быть… Но скажите на милость, кто-нибудь из вас собирается кодировать в AAC? И WMA-то, похоже, у нас не приживется…
Однако тут же возник вопрос — может быть, поддержка AAC, а заодно и ряда других "модных" форматов сжатия будет добавлена в самое ближайшее время — так сказать, "по заявкам радиослушателей"? Прошивки-то меняются… Однако письмо от разработчиков Soul, на которое я ссылался в прошлой главе, не оставило от оптимистичных прогнозов камня на камне:
-----Original Message-----
Date: Wednesday, May 02, 2001 1:20 AM
Subject: Feature suggestion for future firmware.
>Wednesday, May 02, 2001, 7:40:33 AM, you wrote:
I have discussed with the engineers and VQF and OGG are not possible
to add at the moment.
Regards,
AVC
Про ААС, правда, не было сказано ни слова. Но судя по всему, с мыслью о его поддержке придется распрощаться — если уж перспективному OGG перекрыли кислород, то…
Впоследствии более тщательное тестирование, проведенное Павлом Гавриловым, выявило еще несколько интересных особенностей Soul. Оказалось, что Soul делает невозможное (по крайней мере, невозможным это казалось всего лишь полгода назад): он читает перезаписываемые диски в формате Packet-CD.
Для непосвященных: PacketCD — особый стандарт записи и форматирования "болванки", который позволяет работать с ней, как с обычной дискетой или жестким диском. То есть производить запись не в сессионном (когда весь диск пишется целиком, в одну сессию), а в "пакетном" режиме, при котором можно записывать (и стирать) файлы и папки поодиночке. Емкость диска, правда, значительно снижается — вместо обычных 650 Мбайт вы получите всего 530. Но зато как удобно пользоваться!
Для поклонников AudioCD тоже заготовлен приятный сюрприз — Soul умеет распознавать диски, записанные в формате CD-Text! Делать это, кстати, позволяет большинство современных программ записи, в том числе и "народный" Nero. А значит, как и в случае с MP3, на экране будет отображаться и название диска, и названия всех "дорожек".
Наконец, вполне корректно работает плеер и с мультисессионными дисками, что тоже стало отличным подарком — ни один из протестированных лично мной плееров "первого поколения" такому фокусу обучен не был.
Вскрылось нечто новое и в области воспроизведения MP3. В одной из последних "прошивок" был расширен диапазон поддерживаемых битрейтов — нижняя граница опустилась с 32 до 16 Кбит/с. Улучшение это сделано, конечно, только "для галочки" — вряд ли кто-то из нас будет записывать и уж тем более слушать музыку с таким качеством. Хотя черт их поймет, этих западных меломанов! В одном из форумов, посвященных Soul, они, к примеру, настойчиво требовали научить плеер понимать файлы, оцифрованные с частотой 48 КГц. Зачем — непонятно: лично мне стандартных 44 КГц вполне хватает. (44,1 кГц — стандартная частота лишь для файлов, полученных захватом с CD-DA. При записи с аналогового входа современной звуковой карты чаще используется частота 48 кГц, как более предпочтительная. Она же даёт более качественное воспроизведение на AC'97 совместимых звуковых чипах и кодеках. Это касается и PCM (WAV), и MP3, и WMA файлов. На DVD дисках с видео-клипами также используется частота 48 кГц. В общем-то, это давний студийный стандарт — 20 бит/48 кГц. При создании CD-DA фирма Sony изменила его на вычурные 44,1 кГц с единственной целью — исключить возможность цифрового копирования дисков на бытовые цифровые DAT магнитофоны. — прим. МЛ)
И последнее — пауза между воспроизведением отдельных композиций составляет у Soul около 5 секунд. Многовато, конечно — по всем правилам и понятием должно быть не больше двух…
Воспроизведение
Одной из интересных функций Lenoxx, как мы помним, являлось умение запоминать композиции, на которой вы остановились во время последнего сеанса — и при следующем запуске диска продолжать воспроизведение именно с этой точки. Ах, как негодовало все прогрессивное человечество, обнаружив, что этой архиполезной функции так и не было добавлено в Soul! И только в него: RioVolt и iRiver "резюмировать" умели…
Однако Soul не стоит сразу же пригвождать к позорному столбу: при изучении документации оказалось что функция Resume… была добавлена в последнюю на сегодня версию "прошивки" (1.02sp)! Хотя в имеющийся у меня экземпляр об этом и не догадывался — и убедить его не смогла даже повторная смена прошивки.
Прояснить ситуацию смогло лишь обращение Павла Гаврилова к разработчикам Soul, которые любезно ответили: не волнуйтесь, Resume будет работать в следующей версии прошивки (к моменту появления Soul в России она уже будет выложена на сайте AVC). Кстати, в новую прошивку включена и долгожданная поддержка плейлистов (M3U) — хотя для большинства готовых MP3-коллекций они, собственно, и не слишком нужны.
Поддержка тэгов
При включенной поддержке тэгов плеер послушно отображал их при проигрывании каждой композиции в формате "Автор — Композиция". Не возникло никаких трудностей с определением обеих модификаций тэга — ID3 1 и 2; если же в файле имелись тэги обеих версий, плеер явно отдавал предпочтение первой.
Жаль только, что при этом пропадал номер песни на диске — напомним, что та же "Домашняя коллекция" включает номер в название файла:
10 — Wind Of Change.mp3
Номер на дисплее отображался в любом случае — но другой, соответствующий номеру композиции в "виртуальном плейлисте" всего диска, а не отдельного каталога-альбома. Поэтому в ряде случаев я предпочитал переключать плеер из режима отображения тэга в режим отображения названия файла. В документации эта возможность, как и многие другие, не описана: не мудрено, ведь появилась она в одной из последних версий "прошивки". Но оказалось, что сделать это достаточно просто — надо просто нажать на кнопку EQ и удерживать ее в течение двух-трех секунд. Благодаря этой операции можно получить доступ к нескольким "секретным" настройкам плеера: таким, как включение/отключение индикации расширения файла, подсветки дисплея, а также скорости "быстрой перемотки" дорожки при удержании кнопки "Вперед" или "Назад". Внимание — для того, чтобы настройки вступили в силу, обязательно нужно вынуть диск из плеера и вновь "перезагрузить" его — иначе не сработает…
Как и следовало ожидать, поддержка русских тэгов и названий в плеере отсутствует напрочь. Вместо кириллических тэгов плеер отображает какую-то абракадабру, названия папок и вовсе исчезают (хотя работать с самими папками и файлами вам никто не помешает). Я полностью присоединяюсь к негодованию многоуважаемого Андрея Кожемяко, однако все же не склонен считать отсутствие поддержки кириллицы смертельным недостатком. Лично я, кстати, русскую музыку не слушаю вовсе — в моей фонотеке затесалось лишь штук шесть дисков любимых бардов, да антологии "Машины", "Аквариума" и "Секрета". На фоне сотни дисков с музыкой зарубежной — сущая малость.
Мы можем только надеяться, что трудолюбивые разработчики не позабудут "пофиксить" эту проблему в новых версиях прошивки… А мы их об этом очень настойчиво попросим. О своих-то иероглифах они, небось, не позабыли! Жаль, что у меня в коллекции не нашлось диска с китайскими тэгами. 8)
Антишок
По заявлениям разработчиков, размер буфера антишока у модели Soul увеличен вдвое по сравнению с плеерами первого поколения (120 секунд против 60). Однако этого, увы, оказалось недостаточно: плеер оказался довольно чувствительным к "болтанке". Хотя "заикался" он гораздо реже, чем Lenoxx и уж тем более NAPA, а "зависания", бывшие фирменной "примочкой" обоих упоминавшихся выше плееров у него и вовсе отсутствовали.
Как и в ряде других плееров "второго поколения", Soul читает MP3-файлы "рывками", сначала загружая буфер под завязку, а затем — останавливая диск до его опустошения. С этим и связано лакомое удвоение времени "жизни" батареек и аккумуляторов — однако и "заикания" плеера растут оттуда же. Плеер очень чувствителен к тряске в момент наполнения буфера — и даже его относительно большая емкость выручает далеко не всегда.
Забавно, что при тестовом "прогоне" во время самой немилосердной тряски в горизонтальном положении плеер вел себя на редкость достойно. Но стоило мне закинуть его в сумку и пройтись по улице… Словом, до идеала пока далеко, хотя, безусловно, сдвиг к лучшему есть, и весьма заметный. Кстати — не забывайте о том, что емкость буфера указана, исходя из "типичного" битрейта в 128 Кбит/с, я же пользовался дисками с минимальным битрейтом 192 Кбит/с.
Не лучшим образом показал себя и "40-секундный" антишок на AudioCD… Я так и не понял, зачем разработчикам плеера понадобилось снабжать его переключателем емкости буфера (10-40 секунд) — и в том и в другом режиме плеер реагировал на тряску примерно одинаково. Но не стоит думать, что этот недостаток присутствует только у Soul: антишок — слабое место ВСЕХ без исключения MP3/CD плееров, начиная от 90-долларового Lenoxx и заканчивая 200-долларовым монстром от Philips. То есть спокойно и неспешно прогуливаться вы с этими плеерами сможете, а устраивать кросс — увы, нет.
Питание
В этой области, судя по рекламным анонсам, Soul должен был произвести настоящую революцию. Так оно и оказалось: при использовании двух аккумуляторов GP (1500 мА/час) плеер честно отыграл около 10 часов на полной громкости! Вот уж, поистине, бальзам на душу после мытарств с некоторыми экземплярами Lenoxx, умолкавшими уже через 2-3 часа… Правда, перейти заявленный разработчиками 12-часовой рубеж так и не удалось — возможно, из-за древности моих аккумуляторов и их меньшей емкости в сравнении с обычными алкалиновыми батареями. Для обычных CD срок жизни аккумуляторов несколько меньше — всего лишь около 5-6 часов.
Если по энергопотреблению Soul легко обставляет все "игралочки" первого поколения, то в одном тот же Lenoxx явно выигрывает: в случае с Soul заряжать батареи прямо в плеере, увы, не получится. Этим же недостатком, напомним, страдает и MiSEL. И Aiwa. И абсолютное большинство других MP3/CD плееров…
Отсутствует и четкая индикация состояния батареек — если на дисплее Lenoxx беспрерывно горела "батарейка", по которой можно было судить о степени разрядки аккумуляторов, то у Soul этот значок начинает появляться лишь тогда, когда вашей батарейке настала пора помирать. Причем появляется он только при нажатии какой-нибудь кнопки — в этот момент активируется подсветка экрана.
Звук
Как ни странно, именно этот вопрос меня волновал меньше всего — трудно ожидать чего-либо сверхъестественного от дисковой "мыльницы". С другой стороны, и для откровенного провала вроде бы не было причин… Так оно и оказалось.
Звучание Soul несколько отличался от звука, извергаемого Lenoxx — но в какую именно сторону, я, право, сказать не могу. Он был просто другим. Сотрудники фирмы, где я и получил на руки эту игрушку, пожаловались на металлический "привкус" саунда Soul — не знаю, не заметил.
А вот сравнивать пресеты эквалайзеров у Soul и Lenoxx можно и сделать это очень просто. Создатели Lenoxx явно предпочли "агрессивный" стиль завышения высоких и низких частот, добившись столь любимого невзыскательными меломанами "бумканья" и "писка". Аналогичные пресеты Soul явно звучат более мягко, сглажено, граница между ними не столь резка.
Что же до громкости, то Soul звучит чуть тише того же Lenoxx. Медики будут в восторге — отныне ушам подростков ничто не угрожает. Другое дело: будут ли этим довольны сами подростки. Хотя не стоит утрировать — на предельной, 20-й ступени громкости звук ухитряется пробиваться сквозь грохот метро, хотя и не настолько явно, чтобы мои музыкальные предпочтения начали шокировать окружающих.
Кстати, приложенные к плееру "вкладыши" оказались довольно пристойного качества. Конечно, это не Koss и даже не Sony, однако и с балластом, которым был укомплектован Lenoxx, их явно не сравнить. Те наушники у меня сразу же загремели в помойку, а эти… словом, на черный день сгодятся.
Прошивка
В эксплуатируемом мной экземпляре плеера была уже установлена самая последняя версия прошивки — 1.02sp. Однако не исключено, что уже в ближайшее время появится новая, ибо за четыре месяца сменилось уже шесть модификаций прошивок. Кстати, посмотреть историю их изменений на сайте будет весьма поучительно — сразу видно, какие важные улучшения были внесены в плеер за это время. Радует, что разработчики подходят к поддержке своего чада с редкой ответственностью.
Операция смены прошивки проста — вам нужно просто записать на чистую "болванку" скачанный с сайта hex-файл и скормить диск плееру. Конечно, это вам не загрузка прошивки через USB, ставшая уже стандартом для многих HDD и Flash-плееров… Но стоит ли привередничать? Тем более, что совершенно необязательно тратить на это лишнюю болванку — перезаписываемые диски CD-RW пока еще имеются в продаже 8)
Итоги
Что ж, картинка получается занятная. Если сравнивать Soul с плеерами первого поколения (Lenoxx) и даже "поколения 1.5" (NAPA), его преимущество не вызывает никаких сомнений. Поддержка высоких битрейтов, тэгов, формата WMA и возможность перепрошивки, безусловно, стоит дополнительных 50-60 долларов. В забугорье цена Soul не превышает 140-145 долларов. В России, очевидно, она составит не менее 160-165.
Сравнивать же Soul с каким-нибудь его коллегой типа MiSEL уже сложнее, ибо у каждой модели есть свои эксклюзивные недостатки и преимущества. MiSEL бьет чуть более информативным дисплеем — Soul отвечает поддержкой WMA, экономичностью расхода батарей и возможностью перепрошивки. Наконец, ценой… Не знаю, о чем думаю российские дилеры MiSEL, но их наценку иначе как грабительской не назовешь. Впрочем, и на Западе Soul стоит чуточку дешевле.
Во всяком случае, на ближайшие полгода при покупке плеера стоит ориентироваться именно на эти две модели. Их соперниками в категории "Low-End" смогут стать, пожалуй, только новые модели NAPA — сейчас эта фирма начинает (наконец-то!) активно продвигаться на российский рынок. И будьте уверены, что речь пойдет уже не о тех несколько нескладных и глюкавых моделях, которые появились у нас год назад. В категории же Hi-End увы, ждать новостей приходится лишь от RCA и Sony — что-то они слишком припозднились… Так что будем держать нос по ветру… Не забывая, однако, и про хрестоматийных синиц в руках.
Прошивки: год спустя
Вот что пишет нам один из читателей:
Теперь все три плеера (iRiver iMP-100, RioVolt SP-100 и описываемая модель Soul), скорей всего, уже сняты с производства, уступив место новым моделям. Последней прошивкой для плеера Soul DMP-01 была 1.05s, вышедшая ещё в августе 2001 года. Последняя прошивка к RioVolt SP-100 версии 2.10 также была выпущена в августе и является практически полной копией упомянутой прошивки к плееру Soul. Только прошивки к плееру Iriver iMP-100 продолжают модифицироваться: версия 2.00 вышла в феврале 2002 года, а уже в апреле вышла версия 2.02. И вот как-то раз, глядя на все это, решил я посмотреть, что же такого есть в прошивках от Soul, что делает их несовместимыми с двумя другими братьями. Результатом этих дум стал конвертер прошивок. Для проверки конвертера мной был куплен плеер Soul DMP-01, на котором и был проведен эксперимент.
После месяца волнений и проверки разных гипотез вне плеера, было решено попробовать залить в плеер самую свежую на тот момент прошивку версии Iriver v.2.00, не дожидаясь окончания гарантийного срока ("куй железо, пока горячо"). Эксперимент удался, хотя часть заявленных фирмой Iriver свойств так и не появилась. Появился только режим "Study" (повтор последних 5-10 секунд текущего трека). Есть предположение, что фирма Iriver встроила в прошивку защиту от заливки в "чужие" плееры.
Вышедшая в конце апреля прошивка версии 2.02 исправила ситуацию — в плеере появлся улучшенный антишок, возможность регулировки баланса каналов, возможность установки фиксированной громкости при питании от сети (ADAPTER VOLUME 35). В ней фирмой обещаны также непрерывное проигрывание аудиодисков (Gapless audio-CD playback) и возможность воспроизведения дисков, защищённых от копирования (APEX copy control CD).
Пока я это не проверил. Прошивку 2.02, переделанную для Соула, можно скачать по адресу http://radiopirat.narod.ru/. Там есть и конвертер, с помощью которого можно преобразовать для заливки в Соул любую прошивку от плееров RioVolt SP-100 или Iriver iMP-100 (проверялось на трех прошивках: Rio Volt v.2.10, Iriver v.2.00, Iriver v.2.02). Возможно и обратное преобразование, хотя практической пользы в этом нет.