сентябрь 2013 года
Очередная дуэль состоялась с участием абсолютно нового участника: не только название модели, но даже имя производителя мало кому известны на российском рынке. Второго участника можно назвать «новым старым»: вроде бы и модель, и производитель давно и хорошо знакомы, но нам был предложен образец с заметными изменениями.
Итак, «темная лошадка» Thonet&Vander Kugel против обновленного Microlab Solo 6C.
Как обычно, начинаем с характеристик обоих участников.
Microlab Solo 6C | Thonet&Vander Kugel | |
Габариты¹ (В×Ш×Г), мм | 361×210×270 | 358×222×255 |
Вес² (нетто/брутто), кг | 12,4 / 13,6 | 10,9 / 12,5 |
НЧ/СЧ-динамик: | ||
диаметр диффузора, см | 14 | 14 |
материал диффузора | полипропилен | арамид |
материал подвеса | резина | резина |
ориентация | спереди | спереди |
ВЧ-динамик: | ||
диаметр диффузора, см | 2,5 | 2,5 |
материал диффузора | ткань | ткань |
Акустическое оформление | ФИ, порт сзади | ФИ, порт сзади |
Материал корпуса | MDF | MDF |
Управление с активной АС | громкость, тембр НЧ/ВЧ на правой стенке | тембр НЧ/ВЧ на задней стенке |
Наличие и тип пульта ДУ | есть, беспроводной | есть, проводной (только громкость) |
Выходная мощность, Вт (заявленная, RMS) | 2×50 | 2×60 |
Количество входов для источников сигнала | два 2×RCA | два 2×RCA, один 3,5 мм |
Особенности | усилитель мощности на дискретных элементах | биампинг |
Ссылка на описание | microlab.com | thonet-vander.com |
Розничная цена в Москве | $149(59) | Н/Д(0) |
¹ — измерено в нашей лаборатории с учетом выступающих частей конструкции; значения могут отличаться от приведенных на сайтах изготовителей. ↑ ² — измерено в нашей лаборатории; значения могут отличаться от приведенных на сайтах изготовителей. ↑ |
Тестирование производилось в соответствии с нашей методикой тестирования акустических систем.
Microlab Solo 6C
Функциональность
С этой моделью мы уже не раз встречались в наших обзорах, но сейчас перед нами вариант модернизированный. Точнее, переходный: в нашем образце кое-что из намеченного к изменению осталось от старого варианта. Отметим, что модернизация коснется еще и модели Solo 7C.
Самое заметное отличие — появилась боковая панель с регуляторами, примерно такая, какую мы видели на акустике Edifier: прорезь на правом боку активной колонки, закрытая заглубленной пластиковой вставкой с тремя ручками регулировок тембра НЧ, ВЧ и громкости. Соответственно регулятора громкости на задней панели уже нет, что можно считать однозначным плюсом: более неудачное место и придумать было трудно. А вот насколько удобна панель управления на боку, будет зависеть от расположения активной колонки. Правда, нельзя сказать, что сделано совсем уж как у Edifier: все три регуляторы безупорные (у Edifier таким был только регулятор громкости), да и индикатор режимов остался на привычном для Microlab Solo месте — в нижней части лицевой панели, где он будет заметен при любом расположении АС. На боковой панели управления Microlab Solo 6C есть небольшой зеленый светодиодный индикатор включения, и зачем он нужен при наличии фронтального, не очень понятно.
Еще одно отличие замечаешь лишь в момент подключения пассивной колонки: соединительный кабель обзавелся штекерами типа «банан» (раньше концы проводов были просто зачищены и облужены), вот только длина его осталась прежней. Как и раньше, уточнить толщину не представляется возможным: нет соответствующей маркировки, но на вид можно сказать, что на сечении проводов не экономили. Зажимы на колонках остались прежними, винтовыми, что позволит без проблем использовать другой кабель.
Но на этом производитель не остановится: планируется снабдить колонки другим пультом ДУ (нынешний мы уже не раз критиковали, но был еще и более ранний вариант) и заметно увеличить длину кабеля для пассивной колонки.
Другие отличия если и есть, то их «невооруженным глазом» не найдешь. Подробное описание можно найти в одном из предыдущих сравнительных обзоров, а здесь мы кратко перечислим основные особенности.
Расцветка та же, что и у побывавших у нас ранее образцов: темно-коричневый ламинат под дерево на боковых плоскостях, края которых скруглены, и черный с мелким тиснением на остальных поверхностях. На сайте производителя упоминается только такой вариант, однако на упаковке перечислены еще семь.
Корпуса колонок изготовлены из довольно плотного MDF толщиной 13 мм, каких-либо звукопоглощающих материалов внутри нет. Применены такие же динамики, акустическое оформление осталось без изменений.
Как и прежде, входов два, оба аналоговые. Спереди имеется индикатор, отображающий выбранный вход, установленные уровень громкости, регулировки тембра и включение режимов Mute и Standby.
Электронная начинка осталась прежней: усилитель мощности на дискретных элементах, разделительный LC-фильтр, через который подключаются динамики. Конечно, подетального сравнения мы не производили, но одно отличие всё же нашли: обмотка трансформатора в прежних образцах выдавала напряжение 2×24 В при токе 2,2 А, а в новой модификации 2×18 В при токе 3 А, т.е. в основном изменилась маркировка, а мощность трансформатора фактически осталась той же.
Пульт пока тот же самый: не очень удобный и не слишком качественно сделанный, и очень интересно, что производитель предложит вместо него при дальнейшей модернизации. Пока мы можем показать только картинку:
Что же, выглядит неплохо, причем это не возврат к тому варианту пульта, который мы видели 4-5 лет назад. Если он еще и изготовлен будет на должном уровне, то это будет лишний довод в пользу Solo 6C / 7C.
Если внимательно посмотреть на фотографию, то видна красная кнопка режима Standby — ранее этого режима не было. И вот тут в нашем комплекте обнаружилась серьезная нестыковка: на кольцевом джойстике ранее были функции переключения входов Input (вверху) и сброса на установки по умолчанию Reset (внизу). То же имелось и в доставшемся нам пульте, но вели себя кнопки совсем не так, как положено. Присмотревшись к картинке в руководстве, мы заметили, что кнопкам должны быть назначены совершенно иные функции: верхняя должна управлять режимом Standby, а нижняя переключать входы.
Мы связались с официальным представителем Microlab в России и получили заверение, что если подобное обнаружится в товарных образцах, то пульт будет заменен, что и произошло в нашем случае. А мы рекомендуем покупателям сверять поведение пульта с надписями на кнопках, поскольку в торгующих организациях достаточно долгое время можно будет встретить комплекты Solo 6C / 7C как прежней, так и новой модификаций.
Пульт, с корректным расположением кнопок, который был предоставлен Microlab после нашего запроса:
Хотя кнопка управления питанием на пульте и появилась, но вот с самим режимом Standby в нашем образце не всё понятно. Трансформатор остался подключенным непосредственно к сети (через механический тумблер), дополнительного дежурного блока питания наподобие того, что мы видели в Sven Mega R, равно как и каких-то иных устройств коммутации, не появилось, и питание на электронную часть подается совершенно одинаковым образом как в рабочем режиме, так и в Standby. По крайней мере, мы никакой разницы найти не смогли. Конечно, звук при попытке перевода в Standby с пульта прерывается, но единственное отличие от режима Mute в том, что в первом случае на индикаторе горят два горизонтальных сегмента, а во втором эти же сегменты мигают. Выводов может быть два: мы плохо искали (но это вряд ли) либо, что скорее, дело опять в доставшейся нам переходной модели — прошивку контроллера уже поменяли, а нужные аппаратные средства еще не добавили.
Ранее последний использованный вход не запоминался при выключении питания, что вполне объяснимо; теперь при включении и выключении режима Standby вход запоминается.
В комплект входят инструкция на русском языке, гарантийный талон, пульт ДУ с батарейкой, один кабель 2×RCA–mini-jack длиной 1,75 м для подключения к источнику сигнала и кабель для подключения пассивной колонки длиной 2,45 м (по имеющейся у нас информации, в окончательно модифицированной версии его длина будет 4 м). Упаковка, как и ранее, из качественного картона с хорошим полиграфическим оформлением.
Достоинства:
- отсутствие паразитных звуков (цоканья и т. п.) при регулировках и щелчков при включении-выключении режима Standby.
Недостатки:
- щелчок при выключении механическим тумблером (правда, заметен лишь в тихом помещении);
- уровни шума и фона средние, не зависят от громкости; вероятнее всего, наибольший вклад в фон дает трансформатор;
- очень легко повредить купол ВЧ-динамика.
Сомнительные решения:
- расположение органов управления на активной колонке (сбоку) будет удобным не при всех вариантах ее размещения, но в любом случае это компенсируется наличием тех же регулировок на пульте ДУ.
Звучание
Качество звучания колонок Microlab Solo 6C находится на высоком уровне и нам с вами очень хорошо знакомо: вот уже на протяжении нескольких лет данная модель служит неким эталоном по качеству звучания среди аналогичных образцов активных колонок.
Основным достоинством Solo 6C является сравнительно натуральная передача тембров. В звучании нет явных провалов или выпячивания какого-либо частотного отрезка. Кроме этого, наблюдается хорошая проработанностть во всем рабочем диапазоне, все детали прослушиваются отчетливо.
Тем не менее, лучше воспользоваться имеющимся эквалайзером: при прослушивании колонок с нейтральным положением регуляторов тембра возникает желание немного добавить ВЧ, чтобы повысить разборчивость на высоких и немного выправить звук в переходной зоне. Однако вместе с добавлением высоких частот становится более выраженным акцент в области 2 кГц.
То же самое наблюдается в низкочастотном диапазоне: при увеличении уровня НЧ баса в звучании прибавится не существенно, но вот резонанс в области 120 Гц будет прослушиваться очень отчетливо.
Высокие частоты достаточно детальные, но их качество могло быть и лучше.
Кроме этого, следует отметить ярковыраженную направленность звучания: наиболее комфортная точка прослушивания колонок Microlab Solo 6C располагается на оси ВЧ-динамика и ниже. В противном случае в звучании возникает неприятная окрашенность в переходной зоне.
Несмотря на то, что акустика Microlab Solo 6C — частый гость наших сравнительных тестов, измерения АЧХ были произведены заново.
График АЧХ колонки Microlab SOLO6C
Судя по нашим измерениям, неравномерность АЧХ колонок Microlab Solo 6C в диапазоне 60 Гц – 20 кГц составляет ±5 дБ.
Как видно по АЧХ, сегодняшний экземпляр немного отличается от тех, что мы тестировали ранее: графики имеют схожие очертания, но результаты прежних экземпляров были немного лучше.
Измерения сверстаны отдельным материалом.
Thonet&Vander Kugel
Продукция компании Thonet&Vander, или T&V (официально используемое сокращение) практически неизвестна на российском рынке, однако это вполне состоявшийся производитель, специализирующийся на выпуске акустических систем самого разного уровня и цены — от крошечных и дешевых с подключением по USB до относительно дорогих студийных мониторов, причем самую значительную часть модельного ряда занимают мультимедийные колонки.
Информации о производителе крайне мало, в основном она есть на официальном сайте, да и тот сделан скорее по принципу «чтобы хоть что-то было» — это касается и оформления, и информационного наполнения. Развеем одно заблуждение, встретившееся нам при поиске сведений о фирме: Thonet и Vander не фамилии основателей или владельцев. Компания названа в честь немецкого архитектора-модерниста начала и середины XX века Людвига Миса (полное имя Ludwig Mies van der Rohe, и совершенно непонятно, почему в название фирмы вынесен именно предлог van der, не имеющий прямого отношения к имени собственному) и мастера-мебельщика XIX века Михаэля Тонета (Michael Thonet), работавшего в Германии и Австрии и создавшего целое направление, позже названное венской мебелью, в которой используются изогнутые элементы из твердых пород дерева (многие знают, например, о «венских» стульях). Главное здесь в том, что выбор подобного названия, наряду с заявлением о соответствии продукции германским промышленным стандартам, позволил фирме говорить о германских корнях, хотя сама продукция, конечно же, производится в Китае, что честно указано на упаковке.
Для первого знакомства к нам попал стереокомплект T&V Kugel, который производитель относит к классу Hi-End. О цене на российском рынке точной информации у нас в данный момент нет, лишь ориентировочная: около 6 тысяч рублей, что вполне сравнимо с ценой Microlab Solo 6C.
При описании новинки мы отступим от принятого порядка изложения и начнем с оценки самого главного — качества звучания.
Звучание
Качество звучания колонок Thonet&Vander Kugel находится на высоком уровне, позволяющем разместить их в одном ряду с лучшими представителями активной акустики для компьютера. Производителю удалось обеспечить весьма удачное звучание, и в первую очередь хочется отметить качество высокочастотного диапазона: благодаря малому количеству искажений, звучание в ВЧ-области чистое и показательно детальное. Мы уже и забыли, что недорогая акустика для компьютера может иметь столь детальные высокие частоты.
Кроме этого, нужно отметить полноценное звучание в верхней области средних частот, достаточно нейтральное и без какой-либо окрашенности. Да и на средних частотах колонки могут похвастать хорошей проработкой, лишенной навязчивой крикливости.
Низкочастотный диапазон у колонок Kugel также получился неплохо. В нейтральном положении регулятора низких частот звучание наиболее оптимально, но при регулировке НЧ в сторону увеличения надо быть готовым к появлению в звуке подвывания. Однако эквализация работает сравнительно хорошо, и поднимает низкие частоты аккуратно, без добавления лишних средних частот. Так или иначе, недостатка НЧ при прослушивании мы не выявили: в этом плане Kugel ничуть не уступает другим колонкам аналогичного форм-фактора.
График АЧХ колонки Thonet&Vander Kugel
Судя по нашим измерениям, неравномерность АЧХ колонок Thonet&Vander Kugel в диапазоне 60 Гц – 20 кГц составляет ±4 дБ.
Измерения сверстаны отдельным материалом.
Функциональность
Во внешнем виде колонок ничего необычного нет: прямоугольный ящик из довольно качественного MDF толщиной 15 мм, ламинированного под черное дерево (о других вариантах цвета информации нет). Фронтальную панель целиком закрывает съемный гриль из мягкой ткани на пластине из более тонкого MDF с круглыми прорезями в местах расположения динамиков. На задней стенке активной колонки привычный вырез, закрытый металлической пластиной, на которой изнутри закреплены две платы с электроникой, а снаружи размещены разъемы, регуляторы тембра ВЧ и НЧ, выключатель питания и радиатор усилителей мощности. Есть два входа под коннекторы RCA для внешних источников сигнала и предохранитель в первичной цепи питания, доступный для замены пользователем. Ножки — круглые резиновые наклейки толщиной около 3 мм.
Упаковочная коробка сделана из обычного (и непрочного) картона с минимумом информации на поверхностях.
Акустическое оформление то же, что и у Solo 6C: двухполосная система с фазоинвертором, порт которого выведен на заднюю стенку. Труба фазоинвертора длиной 75 мм имеет на внутреннем и наружном концах раструбы, диаметр центральной части 45 мм. Верхняя и одна боковая стенка колонки изнутри оклеены синтепоном, а места установки динамиков и металлической задней панели снабжены уплотнителями.
После снятия гриля в глаза бросается НЧ/СЧ динамик с диффузором ярко-желтого цвета, имеющим сетчатую структуру. Для его изготовления использовано арамидное волокно — очень прочные нити из ароматического полиамида (отсюда и название aramid: aromatic polyamide), одной из разновидностей которого является кевлар. Желтый цвет является отличительной особенностью этого материала, который очень плохо окрашивается.
В центре динамика находится неподвижный металлический фазовыравнивающий конус («пуля»). Подвес резиновый, диаметр 14 см; сопротивление 6 Ом, мощность 50 Вт.
Твитер более привычный: дюймовый шелковый купол. Сопротивление также 6 Ом, мощность 24 Вт.
Усилительная часть построена по схеме биампинга — это вполне современное решение, при котором на каждый динамик колонки работает отдельный усилитель мощности, а разделение по частотным каналам происходит с помощью фильтров на входе усилителей.
На этом, пожалуй, «бочка меда» заканчивается и начинается даже не ложка, а полновесный ковш дегтя.
Главное разочарование — проводной пульт дистанционного управления. Нет, сам по себе пульт довольно симпатичный: сдвоенный цилиндр, пластиковая нижняя часть которого неподвижна, а верхняя алюминиевая вращается. Эти две части разделены полупрозрачной вставкой, подсвечиваемой при включении питания белым светодиодом. И пользоваться им при минимальной сноровке можно одной рукой… Но на дворе давно уже XXI век, и архаичные проводные решения к удобным отнести нельзя. Тем более, что функция у пульта только одна: регулировка громкости. Правда, в нижней части есть 3,5-миллиметровый разъем третьего входа, но мы всё же предпочли бы пожертвовать дополнительным входом в пользу беспроводного ДУ. Особенно если учесть, что кабель пульта не слишком длинный (1,7 м), да к тому же жесткий.
Отметим попутно, что единственным индикатором включения питания является светодиод подсветки пульта, а без подключенного пульта звука в колонках не будет. Вес пульта с кабелем 150 г.
Далее: удобство пользования расположенными на задней стенке активной АС регуляторами тембра, конечно же, зависит от размещения самой колонки, но в общем случае такое решение можно считать неудачным, особенно с учетом того, что дистанционно корректировать тембр НЧ/ВЧ нельзя.
Если с отсутствием у колонок режима Mute можно смириться, поскольку убрать громкость можно легко и быстро поворотом регулятора на пульте ДУ, то про режим Standby, который также отсутствует, этого сказать нельзя. Выходные каскады усилителей мощности имеют приличный ток покоя, и радиатор на задней стенке даже без сигналов на входах нагревается на 6-7 градусов. Хотя критическим такой нагрев не назовешь, но всё же неиспользуемые колонки лучше выключать хотя бы в целях энергосбережения, а делать это расположенным на задней стенке механическим тумблером очень неудобно.
Прогрессивный биампинг сочетается в колонках Kugel с весьма бюджетной схемной реализацией, более присущей колонкам, ценовая категория которых на две-три ступени ниже. Источник питания (отдельная плата на днище активной колонки) выдает ±22 В при отсутствии входных сигналов и построен по схеме с преобразованием частоты, что вообще-то не является исключительным признаком дешевых колонок, однако требования к импульсным блокам питания для звуковых усилителей совсем иные, чем к БП для компьютеров. Это касается, например, технологических особенностей изготовления трансформатора, полное соблюдение которых делает его очень дорогим, а потому вполне сравнимым по цене с обычным низкочастотным трансформатором. Еще один важный момент: источник питания для УМЗЧ должен быть способным отдавать токи, значительно превышающие средние, пусть и в течение очень непродолжительного времени; для этого в цепях питания ставят конденсаторы большой емкости, а на плате УНЧ они всего по 1000 мкФ (есть еще конденсаторы на плате самого БП, но они гораздо меньше), причем места их установки явно предназначены для конденсаторов гораздо больших габаритов и емкости. Либо нужно рассчитывать импульсный БП на основе не среднего, а максимального тока, но тогда его себестоимость еще больше возрастает. В любом случае, оценить БП в условиях нашей лаборатории невозможно, и мы можем лишь высказать сомнение, основываясь на том, что действительно качественный импульсный БП для Hi-Fi/Hi-End усилителя обошелся бы дороже, чем выполненный по схеме без преобразования частоты.
Усилители мощности построены на сдвоенных интегральных УМЗЧ LM4766 (они, кстати, имеют встроенную функцию Mute, которая в Kugel не используется). Рядом с ними размещены стабилизаторы для питания слаботочных цепей, которые расположены на отдельной плате.
Цепи предварительного усиления, регулировок и разделения на частотные каналы выполнены на двух счетверенных операционных усилителях общего назначения TL084CN и двух малошумящих быстродействующих ОУ NE5532. Всё настолько упрощено, что не предусмотрено никакой коммутации для входов RCA, и поданные на них одновременно сигналы суммируются. Коммутация предусмотрена лишь для дополнительного входа на пульте ДУ, да и та чисто механическая: подключение к нему разъема отключает оба входа на задней панели. Подобное никак не вяжется с заявленным статусом Hi-End и встречалось нам в основном у гораздо более дешевых колонок. Да и про качество монтажа можно сказать лишь одно: не впечатляет.
Из серии недостатков, которые являются продолжением достоинств: биампинг требует трех- или четырех проводного кабеля с соответствующими разъемами для соединения активной и пассивной колонок. Имеющегося в комплекте 3-метрового кабеля с четырехконтактными коннекторами XLR очень многим владельцам будет достаточно, но заменить его при необходимости на более длинный будет гораздо сложнее, чем в Solo 6C. К тому же штатный кабель, как и у пульта ДУ, еще и жесткий.
В целом возникает подозрение, что основная часть лимита себестоимости затрачена на оснащение качественными динамиками, а всё остальное комплектовалось по остаточному принципу. Конечно, звучание получилось очень и очень неплохим, что и подтвердило наше прослушивание, но если бы хорошие динамики сочетались с удобством использования, которое невозможно без более современной схемотехнической реализации, да к тому же развеять сомнения относительно качества блока питания, также влияющего на звуковоспроизведение, то о комплекте Kugel можно было бы писать исключительно в превосходных степенях. Правда, и цена колонок была бы совсем иной…
В комплекте, кроме упомянутого выше, есть кабели 2×RCA–mini-jack и 2×RCA–2×RCA длиной по 1,7 м для подключения источников сигнала, а также инструкция по эксплуатации на нескольких языках, включая русский.
Достоинства:
- уровень фона низкий, независимо от установленной громкости;
- наличие трех входов для источников сигнала;
Недостатки:
- проводной пульт ДУ с единственной функцией регулировки громкости;
- отсутствие режима Standby;
- нет нормальной коммутации входов; суммирование сигналов, поданных на входы RCA;
- уровень шума средний, независимо от установленной громкости;
- очень громкий щелчок при включении (при выключении гораздо менее заметный).
Сомнительные решения:
- расположение регуляторов тембра на задней стенке, что в отсутствие этих регулировок с пульта ДУ превращается скорее в недостаток;
- сложность замены на более длинный кабеля, соединяющего колонки.
Выводы
Сравнивая звучание тестируемых моделей, мы отдаем предпочтение колонкам Thonet&Vander Kugel. Наиболее явные отличия в звучании наблюдаются на высоких частотах и в среднечастотном диапазоне. Звучание акустики Kugel в ВЧ области более детальное и имеет меньше искажений. В среднечастотном диапазоне звучание T&V также является более предпочтительным, так как лишено всякой окрашенности и находится ближе к эталонному. Что касается низкочастотного диапазона, то здесь очевидных преимуществ нет, однако при обоюдном увеличении уровня НЧ у колонок Kugel более полноценно озвучивается самый нижний диапазон.
Но если по качеству звучания комплект T&V лидирует, то по совокупности других потребительских качеств и по реализации электронной части он аутсайдер. Причем когда Microlab доведет задуманную модернизацию до конца, отставание станет еще более явным.
Тем не менее, победителем дуэли мы объявляем Thonet&Vander Kugel, но с оговоркой: в известной степени награда присуждается авансом, как новичку на рынке.
Поскольку все производители оставляют за собой право вносить изменения в конструктивные решения, всё сказанное относится к тестируемым образцам.