«Кристальный звук»: сравнительное тестирование наушников Beats Pro и Oppo PM-3

август 2015 года

Сегодня в тестированиии участвуют достаточно дорогие наушники, хотя данные модели являются массовыми. Цена наушников примерно одинакова, $400. Модель Beats Pro более раскручена, в продаже с 2013 года. В противовес им Oppo PM-3 являются новой моделью, анонсированы в конце 2014 года. Но по меркам звуковой аппаратуры, где жизненный цикл составляет от 5 лет, это все равно новинки. Важно, что Beats Pro поступили на тест именно в оригинальном варианте. Мы специально проверили это по всем отличительным признакам, указываемым официальными продавцами.

PM-3 является младшей моделью среди планарно-магнитных наушников Oppo и существенно доступнее по цене, чем PM-1 и PM-2, что добавляет интереса к модели.

В рамках проекта «Кристальный звук» мы намеренно не уделяем внимание статусности бренда, комплектации, количеству книжечек, качеству картона упаковки и прочему. Главное для нас — звук; все остальное вторично.

Давайте посмотрим, какие характеристики заявляет производитель.

Характеристики Oppo PM-3

  • акустическая схема: наушники закрытого типа;
  • тип излучателя: планарно-магнитный (изодинамический);
  • импеданс: 26 Ом;
  • чувствительность 102 дБ/мВт;
  • диапазон частот 10 Гц — 50 кГц;
  • максимальная мощность долговременная 500 мВт (IEC 60268-7);
  • максимальная мощность пиковая 2 Вт;
  • давление чашек 5 ньютонов;
  • вес 320 г;
  • провода в комплекте:
    • прямой кабель 3 м с миниджеком и переходником на большой джек;
    • прямой кабель 1,2 м для мобильных устройств;
    • существуют также кабели с микрофоном и кнопками для iOS и Android.
  • жесткий чехол в комплекте;
  • варианты цветов: черный, белый.

Характеристики Beats Pro

  • акустическая схема: наушники закрытого типа;
  • тип излучателя: стандартный, динамический;
  • вес 400 г;
  • прямой кабель 1,5-2 м с витым участком и переходником на большой джек;
  • прямой кабель 1,4 м с гарнитурой;
  • варианты цветов: черный, белый, серебристый (дополнительно красный, золотой и еще 20 вариантов, вышедших ограниченной партией).

На этом все. Прочие характеристики Beats Pro не указаны. Официальный ответ службы техподдержки Beats: «we don’t list the specs because we want people to listen to the music, not read the specs». Перевод: «мы не приводим характеристики, потому что хотим, чтобы люди слушали музыку, а не читали характеристики». На самом деле это полуправда. Частотный диапазон можно назвать абсолютно бесполезной характеристикой, но что не так с диаметром излучателей и с импедансом? Мы согласны, что не обязательно размещать техническую информацию на коробке крупными буквами, но скрывать ее — очень странный подход. Измерения показывают значение импеданса 18 Ом. Чувствительность составляет более 110 дБ/мВт.

В конструкции наушников Oppo PM-3 наиболее интересна конструкция излучателя. Это так называемые планарные (плоские) магниты, которые формируют сплошное магнитное поле, в котором находится мембрана с вытравленной на ней плоской катушкой. Основное преимущество такой конструкции — ЭДС равномерно приложена ко всей поверхности мембраны, и катушка не выходит из линейного магнитного поля. Это позволяет, в идеале, достичь высокой фазовой линейности, слитности звука. Уязвимое место данной технологии — повышенные затраты на изготовление, увеличение массы подвижной системы и необходимость подведения большей мощности к наушникам. Ранее не удавалось сделать планарно-магнитные наушники, которые бы годились для мобильных устройств. Модель Oppo PM-3 для этого подходит лучше. Здесь и закрытая схема, и сниженный импеданс. Если взять Hi-End-модели изодинамических наушников, их чувствительность такого, конечно, не позволяет. Более того, им требуется специальный мощный балансный наушниковый усилитель мощностью до нескольких ватт. В этом смысле Oppo PM-3 является более легкой нагрузкой как для стационарной, так и для мобильной аппаратуры. От мобильного USB-ЦАП тоже будет толк, так как мобильного телефона на классике едва хватает на максимуме громкости.

Beats Pro — традиционные электродинамические наушники с очень высокой чувствительностью и явной оптимизацией по отдаче на НЧ. Они подходят к любой самой маломощной мобильной звуковой аппаратуре и существенно экономят электроэнергию акумуляторной батареи.

Измерения

Что касается измерений, мы решили расширить наши стандартные тесты АЧХ. Читатели довольно настойчиво просят нас приводить какие-нибудь данные по искажениям. Проблема здесь в том, что проверенных критериев оценки искажений очень мало. Коэффициент гармоник (КГ) и любые его вариации не дают прямой связи с качеством звука. Это было многократно подтверждено во всех исследованиях за последние 50 лет. В чем здесь проблема? В 50-60-е годы прошлого столетия от изучения КГ был определенный толк. Если природа искажений была одной и той же, коэффициент давал совпадение. Как только природа искажений менялась — связь резко обрывалась.

Интересно проиллюстрировали суть проблемы Geddes и Lee на 115-й Конвенции AES в своей работе «Auditory Perception of Nonlinear Distortion». Была поставлена задача выяснить связь между природой искажений (то есть характерными проблемами ламповых, транзисторных усилителей и разных типов динамических головок) и субъективной оценкой.


Передаточные характеристики, иллюстрирующие разную природу искажений

Более того, была предпринята попытка вывести объективный коэффициент, который давал бы лучшую связь с реальностью по сравнению с коэффициентами гармонических и нелинейных искажений КГ и КГ+шум.


Коэффициент Gm нелинейности передаточной характеристики

Впервые при вычислении искажений не используется спектр сигнала, а только передаточная характеристика, природа искажений этого сигнала! Что у нас в формуле? Как многие помнят из средней школы или вуза, интеграл — это предел суммы. Мы суммируем кривизну графика передаточной характеристики T(x). Чтобы свести к минимуму влияние искажений в пиках, сигнал взвешен по графику косинуса от −π/2 до +π/2. В пиках вес 0, вблизи нуля — 1. Чтобы получился модуль сигнала, в формуле использован квадратный корень из квадрата значения. Вторая производная передаточной характеристики — это ее кривизна. Первая производная дает скорость нарастания функции, вторая — ее искривление относительно графика y=x (то есть относительно линии под 45 градусов к осям). Если искажений нет — коэффициент равен нулю. Чем больше искажений — тем выше коэффициент Gm.

Опыты Гедесса-Ли показали четкую зависимость между видом передаточной характеристик и субъективной оценкой. И в то же время, показали полное расхождение связи оценки и традиционных коэффициента гармоник и коэффициента интермодуляционных искажений. Хотя предлагаемый метод оценки Gm довольно грубый, он все же лучше остальных. Большой плюс в том, что понятно, что именно он измеряет — нелинейность тракта там, где статистически расположена основная часть сигнала.


Связь между коэффициентом и субъективной оценкой

Еще раз подчеркнем, что в научной работе это была симуляция — разные виды передаточных характеристик синтезировались и накладывались на музыкальный сигнал. Выводы работы: наиболее неприятно на слух отклонение характеристики от прямой линии в районе 0-0,5. А вот что делается с сигналом в пиках, человек практически не слышит. Этим легко и просто объясняется, что устройство с КГ=10% может играть чище, чем устройство с КГ=0,1%. А может быть, наоборот. Не стоит кричать: «Наука ничего не может!» Обычно так кричит тот, кто сложнее таблицы умножения в жизни ничего не видел. Но ведь таблица умножения — это наука примерно древнего мира, а совсем не сегодняшних дней.

Распределение гармоник в плохом случае таково: нечетные преобладают над четными. Но отсутствие информации о ФЧХ не дает возможности восстановить передаточную характеристику по амплитудам гармоник. Поэтому ориентироваться только на спектр АЧХ и распределение гармоник мы также не можем! Правильнее было бы измерить саму исходную характеристику.

Этой работой мы и занялись. Есть как минимум три интересных способа построения передаточной характеристики. Мы испробовали два из них, используя синусоидальный сигнал меняющейся амплитуды. Ничего похожего на теоретические рисунки мы — увы и ах! — не получили. Отклонения от исходной формы сигнала очень небольшие, едва различимые. Если убрать шумы и построить интерполяцию, то записанный сигнал в сравнении с исходным выглядит вот так:


Графики временной области с намеренным смещением по времени:
черным — исходный сигнал, красным — Oppo PM-3, зеленым — Beats Pro
(для оценки важно лишь отклонение кривизны формы сигнала)

Выводы из наших измерений:

  • Передаточная характеристика наушников — разная при разных тестовых частотах. Об этом же говорит разное распределение гармоник в разных участках спектра. То есть в реальности ситуация более сложная, чем при математическом моделировании.
  • Результаты тестируемых наушников наиболее разошлись в области СЧ, тогда как на НЧ и ВЧ характеристики похожи.
  • Запись наушников с микрофона очень сильно зашумлена. Сигнал/шум микрофона — в лучшем случае 60 дБ. Вопрос о правильном шумоподавлении, о выравнивании асимметрии верхней и нижней полуволн сигнала остается открытым. Любое вмешательство в сигнал сильно влияет на результат.
  • Высококачественные наушники не имеют таких сильных искажений, какие показаны на рисунках при симуляции. До 10% или даже до 50% гармоник дело никогда не доходит. Максимум имеется в области НЧ, где возможности слуха ограничены, то есть на слух проблем вообще не слышно. Это сильно затрудняет анализ.

Отклонение графика характеристики для наушников Oppo PM-3 составило 0,076, для наушников Beats Pro — 0,086. Победа наушников Oppo.

По коэффициенту гармоник также лучше Oppo PM-3, но разница не впечатляющая: 3,9% против 4,9%. Слишком высокий вклад у четной гармоники не дает увидеть нелинейность от нечетной. График спектра, впрочем, хорошо убирает шумы и проявляет отличия между наушниками. Заметьте, что мы показываем спектр задолго до максимальных значений. Информация в самых пиках сигнала нас не интересует, человек такие искажения не слышит, а в правильно отмастеренных фонограммах максимальные значения встречаются нечасто.


Спектр; зеленым — Oppo PM-3, красным и синим — Beats Pro

Итак, наши дополнительные исследования показали, что мы все еще в начале пути изучения природы и слышимости искажений. Никакой полноценной замены субъективной оценке измерениями в ближайшее время не предвидится. Атаку, стереопанораму и хвосты реверберации нельзя измерить вольтметром и взвесить на весах. Но все не так плохо. Случаи существенной разницы все же выявляются измерениями.

Измерения АЧХ

При измерениях использовался программно-аппаратный комплекс RightMark Audio Analyzer Pro нашей разработки и измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 — Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1), сделанный в Дании, стоимостью около 5000 евро. Измерения АЧХ приводятся в качестве справочных — не стоит по ним угадывать звучание модели наушников! На АЧХ виден лишь диапазон частот и основные тенденции. Подъем АЧХ на НЧ у закрытых наушников сильно зависит от силы прижима чашки. Мы измеряем с одинаковым стандартным усилием прижима.


График АЧХ наушников Oppo PM-3

График АЧХ наушников Beats Pro

Совмещенный график АЧХ наушников

Звучание

Качество звучания Oppo PM-3 превосходит Beats Pro по всем параметрами. В первую очередь у Beats Pro не прослушиваются средние частоты. Баса слишком уж много, таких басовитых наушников мы еще не слышали. В очередной раз мы просим не драматизировать плохую АЧХ. И в этот раз мы исправили основные недостатки Beats Pro эквалайзером. Звук стал существенно лучше, но в детальности и в проработке Beats Pro даже с ровной АЧХ все равно уступили Oppo. Разница просто наголову. На наш взгляд, Beats Pro не дотягивает по звуку даже до относительно недорогой модели Audio-technica M50x. Единственный плюс Beats Pro, который мы нашли, состоит в том, что наушники орут в несколько раз громче доброго десятка моделей, что были у нас под рукой. То есть проблем согласования с iPhone у пользователя не будет, и громкость едва ли придется выворачивать на 50%.

К Oppo PM-3 есть нарекания, но это претензии совсем другого уровня — скорее, из области пожеланий, в смысле того, что еще есть куда развиваться в сторону Hi-End-моделей большей цены. При взгляде на Oppo PM-3 в первую очередь обращаешь внимание на их закрытую конструкцию — в сравнении с PM-1 и PM-2. Это проявляется в небольшом акцентировании на басах. Высоких частот скорее недостаток. Субъективно их хочется добавить, чтобы довести звук этих изодинамических ушей до Hi-End-моделей Audeze, и тут на помощь приходит эквалайзер. А из хорошего — очень натуральный и комфортный звук. Очень сильная сторона наушников Oppo — именно комфортное, неутомляющее звучание. Наушники являются универсальными. Они не требуют специального мощного наушникового усилителя класса Hi-End, поэтому способны работать с большинством аппаратуры.

Выводы

Качество звучания Oppo PM-3 намного более полноценное и находится ближе к эталонному, чем у Beats Pro. В очередной раз смело рекомендуем эквалайзер для разумного сглаживания недостатков любых наушников. Жаль лишь, что этим инструментом исправляется только малая часть проблем.

Наушники Beats можно порекомендовать к покупке нетребовательным обладателям мобильных устройств. Если вам понравится их звучание, вы сможете позлорадствовать над поисками идеального звука теми, кто вашего мнения не разделяет. Наушники Oppo, как и всю аппаратуру этого производителя, можно порекомендовать для высококачественного стационарного и мобильного прослушивания.

24 августа 2015 Г.

: Beats Pro Oppo PM-3

« »: Beats Pro Oppo PM-3

2015

, . , $400. Beats Pro , 2013 . Oppo PM-3 , 2014 . , 5 , . , Beats Pro . , .

PM-3 - Oppo , PM-1 PM-2, .

« » , , , . — ; .

, .

Oppo PM-3

  • : ;
  • : - ();
  • : 26 ;
  • 102 /;
  • 10 — 50 ;
  • 500 (IEC 60268-7);
  • 2 ;
  • 5 ;
  • 320 ;
  • :
    • 3 ;
    • 1,2 ;
    • iOS Android.
  • ;
  • : , .

Beats Pro

  • : ;
  • : , ;
  • 400 ;
  • 1,5-2 ;
  • 1,4 ;
  • : , , ( , 20 , ).

. Beats Pro . Beats: «we don’t list the specs because we want people to listen to the music, not read the specs». : « , , , ». . , ? , , — . 18 . 110 /.

Oppo PM-3 . () , , . — , . , , , . — , . - , . Oppo PM-3 . , . Hi-End- , , , . , . Oppo PM-3 , . USB- , .

Beats Pro — . .

, . - . , . () . 50 . ? 50-60- . , . — .

Geddes Lee 115- AES «Auditory Perception of Nonlinear Distortion». ( , ) .


,

, , +.


Gm

, , ! ? , — . T(x). , −π/2 +π/2. 0, — 1. , . — . , — y=x ( 45 ). — . — Gm.

- . , . Gm , . , , — , .


, — . : 0-0,5. , . , =10% , =0,1%. , . : « !» , . — , .

: . . ! .

. . , . — ! — . , . , :


:
— , — Oppo PM-3, — Beats Pro
( )

:

  • — . . , .
  • , .
  • . / — 60 . , . .
  • , . 10% 50% . , , . .

Oppo PM-3 0,076, Beats Pro — 0,086. Oppo.

Oppo PM-3, : 3,9% 4,9%. . , , . , . , , .


; — Oppo PM-3, — Beats Pro

, , . . , . . .

- RightMark Audio Analyzer Pro Brüel & Kjær 4153 — Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1), , 5000 . — ! . . .


Oppo PM-3

Beats Pro

Oppo PM-3 Beats Pro . Beats Pro . , . . Beats Pro . , Beats Pro Oppo. . , Beats Pro Audio-technica M50x. Beats Pro, , , , . iPhone , 50%.

Oppo PM-3 , — , , , Hi-End- . Oppo PM-3 — PM-1 PM-2. . . , Hi-End- Audeze, . — . Oppo — , . . Hi-End, .

Oppo PM-3 , Beats Pro. . , .

Beats . , , . Oppo, , .