Активная 5.1-акустика SP-60 от ABIT


 

Фирма ABIT известна нашим читателям как один из ведущих производителей высококачественных материнских плат. Однако и направление мультимедиа продуктов для PC не остаётся в стороне от интересов этой фирмы. Всем уже хорошо знакома звуковая карта ABIT AU10 на 6-канальном HSP-чипе ForteMedia FM801AU (смотрите нашу статью Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10). Несмотря на невысокую цену карты (менее $40), в её комплект входят пульт ДУ и лицензионная версия WinDVD 3.0. Ещё об одном интересном мультимедийном изделии фирмы ABIT, недорогом внешнем 6-канальном звуковом USB-устройстве (основанном на качественном мультибитном 24/96 ЦАПе от AKM, и также имеющем в комплекте пульт ДУ и лицензионную версию WinDVD 3.0), у нас выйдет отдельный обзор.

Набор активной 5.1-акустики SP-60 фирма ABIT представила в марте 2001 года, однако на прилавках его найти достаточно сложно, несмотря на относительно небольшую цену (приблизительно $200). Этот набор не имеет декодера DolbyDigital/DTS в комплекте, поэтому хорошо подходит для аналогового подключения к компьютеру, оснащённому любой 6-канальной звуковой платой и программным DVD-плеером. ABIT SP-60 не имеет пульта ДУ. А проблему дистанционного управления при подключении к компьютеру решает, к примеру, применение вышеперечисленных мультимедийных звуковых устройств от того же производителя.

Набор также имеет разъём для подключения стерео-устройств, например радио-тюнера или переносного CD-плеера. Впрочем, производитель позиционирует этот набор также для подключения к внешнему аппаратному декодеру, DVD-плееру со встроенным декодером и игровым приставкам.

Поставляется набор в упаковочной коробке тёмно-синего цвета. Вес коробки составляет впечатляющие 20 килограмм. Основную массу составляет 13-килограммовый сабвуфер, остальной вес распределяется на пять сателлитов и шнуры.

Трудно не согласиться, что очень привлекательный внешний вид этого набора настраивает на позитивный лад. После визуального знакомства хочется поскорее все включить и узнать, на что способна эта акустическая система. Но об этом чуть позже.

Комплектация

В комплект набора входят:

  • пять спикеров;
  • сабвуфер;
  • соединительные провода;
  • шнуры для подключения источника звука (стерео RCA на стерео RCA, G9 на G9);
  • руководство пользователя на английском языке.

Руководство включает в себя описание, характеристики, способы подключения к различным источникам (в виде картинок). Также присутствует краткий ликбез — что такое децибел, Ватт, импеданс, частотный диапазон, DVD, DTS, Dolby ProLogic и т.д.

Если кто-то желает узнать подробную расшифровку акустических терминов, может почитать наши материалы Выбираем мультимедийную акустику для PC и Краткий словарь терминов по мультимедийной акустике.

Спикеры

Как видно на фотографиях, комплект выполнен полностью из дерева, что является немаловажным плюсом. Нужно отметить, что качество сборки всех узлов колонок довольно высоко. Акустическим оформлением колоночек является схема "закрытый ящик". Толщина стенок корпуса сателлитов составляет один сантиметр.

Для подавления колебаний задней стороны диффузора динамика внутри каждого спикера размещен ватин. Размеры спикеров относительно сабвуфера совсем небольшие. Все сателлиты совершенно одинаковы по размеру. Из-за небольших габаритов, которые составляют 116×120×126 миллиметров (Ш×В×Г), проблем с их расположением на компьютерном столе не возникнет. Центральный спикер несколько отличается тем, что у него установлена динамическая головка с высокочастотным динамиком в центре диффузора. Диаметр диффузоров составляет семь с половиной сантиметров, подвес выполнен из очень мягкой резины. Сателлиты имеют магнитную защиту. Импеданс динамиков — 8 Oм.

     

Как вы можете видеть на фотографии, центральный спикер имеет ВЧ-динамик в середине основного. У остальных спикеров на этом месте расположен бумажный рупор. Необычным оказался материал изготовления диффузоров — жесткий пластик. На практике встречается немало вариантов нестандартного изготовления диффузоров (вплоть до применения алюминия), однако лучшим из наиболее дешёвых материалов и по сей день остается бумага.

По нашим разведданным, этот комплект для фирмы ABIT разрабатывался сторонними инженерами, специализирующимися на дорогой Hi-Fi аппаратуре и, в частности, разработавших несколько моделей для Sony. В общем-то, повсюду видны следы очень основательного инженерного подхода. Однако не стоит забывать, что главное в акустике — это её звучание.

Сзади на колоночке расположены отверстия для крепления спикеров к вертикальным поверхностям и пружинные зажимы. Для многих это является немаловажным аргументом. Но, боюсь, развешивать колонки далеко друг от друга нецелесообразно, так как запас по громкости и панораме у них ограничен. К сожалению колоночки не имеют ни ножек, ни подставок. Но поскольку каждая весит где-то с килограмм, самостоятельно перемещаться по столу от вибраций они не должны.

Сабвуфер

Акустическим оформлением сабвуфера является схема "резонансная камера с фазоинвертором". На переднюю панель выведена трубка резонатора, служащая источником самых низких частот. Отверстие фазоинвертора выведено вниз. По причине того, что расстояние от пола до отверстия полтора сантиметра, фазоинвертор является акустически нагруженным.

Таким образом, низкочастотная головка, установленная на перегородке, направлена диффузором к задней стенке, в камеру, где распологаются усилительные платы и два трансформатора. Внутри боковые и верхняя стенки проложены сантиметровым слоем ватина. Оба трансформатора прикручены к нижней панели и имеют относительно большие размеры. Причем они находятся не так уж и далеко от усилительной части, что является платой за отсутствие внешнего блока питания. Однако при этом разработчикам удалось избежать слишком больших наводок от переменного тока.

Диффузор низкочастотной головки изготовлен из пропитанной бумаги и составляет 16 сантиметров в диаметре. Подвес диффузора выполнен из резины, как и у среднечастотных динамиков. Импеданс динамической головки составляет 8 Ом. Толщина деревянных стенок корпуса саба — 15 мм. Сабвуфер устанавливается на пластмассовые 15 миллиметровые ножки. Так как НЧ динамик "замурован" в корпус, ничто не мешает расположить сабвуфер под столом или близко к стене. К примеру, саб неплохо сочетается рядом со стоящим на полу системным блоком.

На передней панели сабвуфера находятся:

  • экран индикации;
  • кнопка питания (Power);
  • кнопка отключения звука (Мute);
  • кнопка выбора параметра регулировки (Function);
  • кнопки цифрового управления (Up, Down/DSP).

Экран представляет из себя шкалу уровня громкости и индикацию параметра регулировки. Всего для регулировки доступно шесть параметров: общая громкость, громкость отдельно саба, тыловых, задних и центрального спикеров и режим 3D звука. Кнопкой Function поочередно включаются все перечисленные регулировки. Кнопками Up и Down соответственно управляется уровень громкости выбранного в данный момент параметра регулировки. Кнопкой DSP (совмещенной с кнопкой Down) включается так называемый 3D звук. DSP (3D звук) подразумевает распространение стереосигнала на все пять спикеров. Необычным оказалось то, что при этом в звучание добавляются высокие частоты.

Нам показалось, что переключение режимов по кругу не совсем удобно. Для того, чтобы переключиться в предыдущий режим, нужно прощелкать все последующие. Впрочем, к цифровому управлению, видимо, выбранному из соображений надёжности и долговечности, быстро привыкаешь.

На задней панели сабвуфера находятся:

  • пружинные зажимы для подключения спикеров;
  • шестиканальный вход с разъёмами RCA;
  • линейный вход (RCA) для подключения стереоустройств;
  • шестиканальный вход с разьёмом mini-DIN (G9).

Усилительный тракт

В усилительном тракте производитель использует три вида усилительных микросхем от различных производителей. Это две микросхемы TA8220H от Toshiba.

и по одной LM3886T от National Semiconductor

и TDA7261 от ST.

Теперь подробнее о каждой из них. Микросхемы TA8220H являются двухканальными и предназначены для четырех сателлитов. Вот характеристика, взятая из спецификации.


График зависимости THD от мощности микросхемы TA8220H

В предыдущих статьях о мультимедийной акустике мы часто говорили о том, что графики приведены при другом уровне напряжения питания. То есть при большем напряжении, чем в цепях питания тестируемого набора. Поэтому сами графики зависимости немного смещаются влево и характеристики ухудшаются. Многие читатели спрашивают: почему мы так решили? На приведённых графиках, взятых из спецификации на микросхему, хорошо видна зависимость мощности от напряжения питания.

Резкий рост искажений при максимальных значениях мощности на графике ответит на вопрос тех читателей, которые жалуются на жуткие искажения при максимальных уровнях громкости для своих наборов компьютерной акустики. Дело в том, что усилители не рассчитаны на работу в максимальном режиме усиления. Не обращайте внимания на надписи о сотнях Ватт мощности. Используйте положения ручки громкости не больше 80%, и проблем не будет.


График зависимости THD от мощности микросхемы LM3886T

Микросхемы TDA7261 и LM3886T служат для усиления сигнала на центральный спикер и сабвуфер. Здесь мы можем наблюдать довольно хорошие результаты. Значения мощности всё ещё достаточно высоки при низком уровне THD.


График зависимости THD от мощности микросхемы TDA7261

Теперь о возможностях микросхемы. Если вспомнить, как выглядят используемые в спикерах динамические головки, то и такие значения можно считать вполне приемлемыми. Однако лучше не питать особых иллюзий о полноценном озвучивании комнаты при просмотре DVD-фильмов.

Подключение

Мы подключали комплект тремя шнурами миниджек на два тюльпана, которые не входят в комплект (фирма ABIT опционально может комплектовать свой набор SP-60 специальным шнуром с тремя миниджеками на концах для подключения к любой звуковой карте).

Хотя можно подключать набор и с помощью комплектующих проводов при условии, что у вас стоит звуковая карта AU10 (разъём G9) или если вы используете внешнее 6-канальное USB-устройство UA10 от ABIT. Кстати, в этих двух случаях при минимуме затрат у вас появляется пульт ДУ для управления входящей в комплект устройств лицензионной версией WinDVD 3.0 с поддержкой декодирования DD5.1/DTS.

Длины проводов, соединяющих колонки с сабвуфером, хватит для установки комплекта в комнате любых размеров. Длина шнуров для фронтальных колонок составляет 6 метров, для тыловых — 10 метров, для центральной — 4 метра.

Тестирование в музыке

В задачи слухового тестирования входит определить, насколько качественно акустика воспроизводит различный музыкальный материал, звуковые дорожки в фильмах, эффекты в играх. Но что значит качественно, не все понимают одинаково. Далеко не секрет, что для многих при покупке любой вещи возможность выбора ограничивается стоимостью изделия. Поэтому покупатель хочет знать, какая конкретно акустика играет лучше в данном ценовом диапазоне. Говоря о звучании, мы обращаем ваше внимание на сильные и слабые стороны. При этом вы можете в общем-то и сами определить для себя преимущество акустики, так как для многих критерии лучшего звучания являются индивидуальными, а порой и своеобразными.

При слуховом тестировании мы обращаем внимание на искажения, тембральную окраску, динамический диапазон, атаку, стереопанораму, сбалансированность, запас по динамике и т.п. Собственно, совокупность этих характеристик и является критерием качества звучания акустической системы в целом.

Говоря о сегодняшней модели SP-60, нужно отметить, что набор не поражает качеством звучания. Видя деревянные корпуса сантиметровой толщины и диффузоры специального дизайна, подсознательно ожидаешь услышать от спикеров более яркое и качественное звучание. Здесь же остро ощущается нехватка прозрачных высоких частот, а в звуке присутствует довольно много искажений. Что касается центрального спикера с дополнительно установленным высокочастотным динамиком, то его применение ничего кардинально в звуке не меняет. Хотя замена одного из фронтальных сателлитов на центральную колонку, конечно же, улучшает звучание.

Тембральная окраска характерна для компьютерных колоночек с узким спектром частот. Сложившуюся ситуацию несколько спасают деревянные корпуса. Будь они из пластика, ко всему прочему добавился бы неприятный пластмассовый оттенок при "подыгрывании" корпуса.

Учитывая, что спикеры не имеют подставок, и диффузоры не направлены на слушателя, стереопанорама ощущается довольно неплохо.

К звучанию сабвуфера претензий гораздо меньше. До уровня громкости в районе 50 % звучание более менее приличное. Но после этой отметки сабвуфер относительно спикеров становится навязчивым и теряется целостность звучания комплекта. Самые низкие звуки получаются несколько размазанными, и в определенном отрезке частот слышны дополнительные резонансы. С чем это связано, сказать сложно, возможно, начинают подыгрывать незакреплённые внутри корпуса провода, или воздух режется об острые края трубок фазоинверторов.

Воспроизведение MP3-файлов (192 kbps) набору ABIT SP-60 удавались с бОльшим трудом, нежели wav-ов. При прослушивании MP3 все почему-то сливалось в кашу, как при некачественных записях. Мы уже сталкивались с подобным, когда едва слышимые искажения в записи вели к лавинообразному росту искажений в колонках. Этого не скажешь про композиции c компакт диска, где каждый инструмент слышен более отчетливо.

Чтобы окончательно понять, кто же больше виноват в таком звучании — усилитель или динамики, — мы решили провести небольшой эксперимент. На базе усилителя SP-60 мы сравнили звучание колонок других моделей от других производителей (но в той же самой ценовой категории!): фронтальную колонку от F&D IHOO и сателлит от Creative CSW DTT3500. А на усилителе IHOO — колонку SP-60, спикер от DTT3500 и фронт от IHOO.

Вот что выяснилось. DTT3500 при меньших размерах имеет субъективно больше высоких, хотя окраска звучания примерно одинаковая с изделием ABIT. IHOO, имея динамическую головку по размеру больше, чем SP-60, воспроизводит музыку значительно яснее, при этом звучание более спокойное и ровное. На усилителе IHOO с такой же относительной разницей звучания все колоночки играли чуть лучше, что, в свою очередь, говорит о влиянии усилителя на качество звука. Таким образом, колонки в большей степени ограничивают качество звучания набора ABIT SP60.

Тестирование в фильмах и играх

В целом, SP-60 проявил себя в фильмах и играх лучше, чем в предыдущем тестировании.

Звучанию центрального спикера не хватает хорошей середины, отсутствие которой особенно хорошо проявляется в диалогах. Что касается звучания остальных колоночек, то я бы побоялся отодвигать их на большое расстояние, что, в принципе, позволяет cделать длина проводов. Запас по громкости небольшой.

Если в музыкальном тестировании в звучании саба на нижних звуках наблюдается размазанность и резонансы, то в звуковом оформлении игр и фильмов такой минус фактически не ощущается. Взрывы машин, разрывающихся гранат озвучиваются сабвуфером очень неплохо. Это связанно с тем, что в грохочущих звуках человеческих слух не пытается уловить высоту звука и синхронизировать её во временной области относительно общего звучания.

Измерения АЧХ

Измерения проводились по единой методике программой RMAA-AE версии 3.2.


АЧХ фронтального спикера SP-60,
измеренная на оси динамика



АЧХ фронтального спикера SP-60,
измеренная на оси под углом 30 градусов

Ввиду сильного влияния направленности на АЧХ для сателлитов, желательно устанавливать их, направляя на слушателя.


АЧХ центрального спикера SP-60, измеренная на оси динамика

Как видно, графики АЧХ сателлитов довольно сильно изрезаны, хотя и не больше, чем у любых другие мультимедийные колонок.


АЧХ сабвуфера SP-60

К АЧХ сабвуфера претензий нет. Однако во время тестов на некоторых частотах ощущалось наличие громких паразитных призвуков. Так называемый эффект "хрюкания" корпуса сабвуфера.

Итог

С наборами мультимедийной акустики происходит следующий психологический казус. Когда видишь маленькие пластмассовые сателлиты DTT3500, ожидаешь отвратительное звучание. В то же время, их звук превосходит по качеству все ожидания. С другой стороны, комплект акустики ABIT SP-60 настолько красиво выглядит, что, когда он начинает играть, поневоле разочаровываешься.

Если же принимать во внимание, что ABIT SP-60 — это всего лишь недорогая компьютерная акустика, предназначенная для игрушек и, изредка, DVD-фильмов, то, возможно, такого разочарования не будет. А для того, чтобы ожидания оправдались, производителю нужно устанавливать более качественные динамики и усовершенствовать усилительный тракт, что сразу же приведёт к увеличению цены набора.

С другой стороны, мы считаем, что не всё в этом наборе было выполнено и разработано оптимально, хотя и с заслуживающей уважение тщательностью. В первую очередь, подвели слишком маленького размера вычурные по конструкции динамические головки с двойным рупором в довольно больших для этого корпусах сателлитов. Если защитные сетки все равно закрывают диффузоры, зачем было прибегать к столь необычному исполнению динамических головок? Почему нельзя было врезать широкополосный динамик диаметром на пару сантиметров больше, если это позволяет корпус? Сабвуфер для набора такого размера и данного ценового диапазона также имеет недостатки.

Плюсы

  • очень красивый внешний вид;
  • не слишком высокая цена (около $200);
  • деревянные корпуса как сабвуфера, так и сателлитов;
  • неплохие усилительные микросхемы;
  • цифровое управление.

Минусы

  • не до конца реализованный потенциал по качеству звучания;
  • не слишком большой запас по громкости;
  • призвуки при работе сабвуфера.

 

Дополнительно

Активная 5.1-акустика SP-60 от ABIT

Активная 5.1-акустика SP-60 от ABIT

 

Фирма ABIT известна нашим читателям как один из ведущих производителей высококачественных материнских плат. Однако и направление мультимедиа продуктов для PC не остаётся в стороне от интересов этой фирмы. Всем уже хорошо знакома звуковая карта ABIT AU10 на 6-канальном HSP-чипе ForteMedia FM801AU (смотрите нашу статью Звуковая карта ABIT Home Theatre AU10). Несмотря на невысокую цену карты (менее $40), в её комплект входят пульт ДУ и лицензионная версия WinDVD 3.0. Ещё об одном интересном мультимедийном изделии фирмы ABIT, недорогом внешнем 6-канальном звуковом USB-устройстве (основанном на качественном мультибитном 24/96 ЦАПе от AKM, и также имеющем в комплекте пульт ДУ и лицензионную версию WinDVD 3.0), у нас выйдет отдельный обзор.

Набор активной 5.1-акустики SP-60 фирма ABIT представила в марте 2001 года, однако на прилавках его найти достаточно сложно, несмотря на относительно небольшую цену (приблизительно $200). Этот набор не имеет декодера DolbyDigital/DTS в комплекте, поэтому хорошо подходит для аналогового подключения к компьютеру, оснащённому любой 6-канальной звуковой платой и программным DVD-плеером. ABIT SP-60 не имеет пульта ДУ. А проблему дистанционного управления при подключении к компьютеру решает, к примеру, применение вышеперечисленных мультимедийных звуковых устройств от того же производителя.

Набор также имеет разъём для подключения стерео-устройств, например радио-тюнера или переносного CD-плеера. Впрочем, производитель позиционирует этот набор также для подключения к внешнему аппаратному декодеру, DVD-плееру со встроенным декодером и игровым приставкам.

Поставляется набор в упаковочной коробке тёмно-синего цвета. Вес коробки составляет впечатляющие 20 килограмм. Основную массу составляет 13-килограммовый сабвуфер, остальной вес распределяется на пять сателлитов и шнуры.

Трудно не согласиться, что очень привлекательный внешний вид этого набора настраивает на позитивный лад. После визуального знакомства хочется поскорее все включить и узнать, на что способна эта акустическая система. Но об этом чуть позже.

Комплектация

В комплект набора входят:

  • пять спикеров;
  • сабвуфер;
  • соединительные провода;
  • шнуры для подключения источника звука (стерео RCA на стерео RCA, G9 на G9);
  • руководство пользователя на английском языке.

Руководство включает в себя описание, характеристики, способы подключения к различным источникам (в виде картинок). Также присутствует краткий ликбез — что такое децибел, Ватт, импеданс, частотный диапазон, DVD, DTS, Dolby ProLogic и т.д.

Если кто-то желает узнать подробную расшифровку акустических терминов, может почитать наши материалы Выбираем мультимедийную акустику для PC и Краткий словарь терминов по мультимедийной акустике.

Спикеры

Как видно на фотографиях, комплект выполнен полностью из дерева, что является немаловажным плюсом. Нужно отметить, что качество сборки всех узлов колонок довольно высоко. Акустическим оформлением колоночек является схема "закрытый ящик". Толщина стенок корпуса сателлитов составляет один сантиметр.

Для подавления колебаний задней стороны диффузора динамика внутри каждого спикера размещен ватин. Размеры спикеров относительно сабвуфера совсем небольшие. Все сателлиты совершенно одинаковы по размеру. Из-за небольших габаритов, которые составляют 116×120×126 миллиметров (Ш×В×Г), проблем с их расположением на компьютерном столе не возникнет. Центральный спикер несколько отличается тем, что у него установлена динамическая головка с высокочастотным динамиком в центре диффузора. Диаметр диффузоров составляет семь с половиной сантиметров, подвес выполнен из очень мягкой резины. Сателлиты имеют магнитную защиту. Импеданс динамиков — 8 Oм.

     

Как вы можете видеть на фотографии, центральный спикер имеет ВЧ-динамик в середине основного. У остальных спикеров на этом месте расположен бумажный рупор. Необычным оказался материал изготовления диффузоров — жесткий пластик. На практике встречается немало вариантов нестандартного изготовления диффузоров (вплоть до применения алюминия), однако лучшим из наиболее дешёвых материалов и по сей день остается бумага.

По нашим разведданным, этот комплект для фирмы ABIT разрабатывался сторонними инженерами, специализирующимися на дорогой Hi-Fi аппаратуре и, в частности, разработавших несколько моделей для Sony. В общем-то, повсюду видны следы очень основательного инженерного подхода. Однако не стоит забывать, что главное в акустике — это её звучание.

Сзади на колоночке расположены отверстия для крепления спикеров к вертикальным поверхностям и пружинные зажимы. Для многих это является немаловажным аргументом. Но, боюсь, развешивать колонки далеко друг от друга нецелесообразно, так как запас по громкости и панораме у них ограничен. К сожалению колоночки не имеют ни ножек, ни подставок. Но поскольку каждая весит где-то с килограмм, самостоятельно перемещаться по столу от вибраций они не должны.

Сабвуфер

Акустическим оформлением сабвуфера является схема "резонансная камера с фазоинвертором". На переднюю панель выведена трубка резонатора, служащая источником самых низких частот. Отверстие фазоинвертора выведено вниз. По причине того, что расстояние от пола до отверстия полтора сантиметра, фазоинвертор является акустически нагруженным.

Таким образом, низкочастотная головка, установленная на перегородке, направлена диффузором к задней стенке, в камеру, где распологаются усилительные платы и два трансформатора. Внутри боковые и верхняя стенки проложены сантиметровым слоем ватина. Оба трансформатора прикручены к нижней панели и имеют относительно большие размеры. Причем они находятся не так уж и далеко от усилительной части, что является платой за отсутствие внешнего блока питания. Однако при этом разработчикам удалось избежать слишком больших наводок от переменного тока.

Диффузор низкочастотной головки изготовлен из пропитанной бумаги и составляет 16 сантиметров в диаметре. Подвес диффузора выполнен из резины, как и у среднечастотных динамиков. Импеданс динамической головки составляет 8 Ом. Толщина деревянных стенок корпуса саба — 15 мм. Сабвуфер устанавливается на пластмассовые 15 миллиметровые ножки. Так как НЧ динамик "замурован" в корпус, ничто не мешает расположить сабвуфер под столом или близко к стене. К примеру, саб неплохо сочетается рядом со стоящим на полу системным блоком.

На передней панели сабвуфера находятся:

  • экран индикации;
  • кнопка питания (Power);
  • кнопка отключения звука (Мute);
  • кнопка выбора параметра регулировки (Function);
  • кнопки цифрового управления (Up, Down/DSP).

Экран представляет из себя шкалу уровня громкости и индикацию параметра регулировки. Всего для регулировки доступно шесть параметров: общая громкость, громкость отдельно саба, тыловых, задних и центрального спикеров и режим 3D звука. Кнопкой Function поочередно включаются все перечисленные регулировки. Кнопками Up и Down соответственно управляется уровень громкости выбранного в данный момент параметра регулировки. Кнопкой DSP (совмещенной с кнопкой Down) включается так называемый 3D звук. DSP (3D звук) подразумевает распространение стереосигнала на все пять спикеров. Необычным оказалось то, что при этом в звучание добавляются высокие частоты.

Нам показалось, что переключение режимов по кругу не совсем удобно. Для того, чтобы переключиться в предыдущий режим, нужно прощелкать все последующие. Впрочем, к цифровому управлению, видимо, выбранному из соображений надёжности и долговечности, быстро привыкаешь.

На задней панели сабвуфера находятся:

  • пружинные зажимы для подключения спикеров;
  • шестиканальный вход с разъёмами RCA;
  • линейный вход (RCA) для подключения стереоустройств;
  • шестиканальный вход с разьёмом mini-DIN (G9).

Усилительный тракт

В усилительном тракте производитель использует три вида усилительных микросхем от различных производителей. Это две микросхемы TA8220H от Toshiba.

и по одной LM3886T от National Semiconductor

и TDA7261 от ST.

Теперь подробнее о каждой из них. Микросхемы TA8220H являются двухканальными и предназначены для четырех сателлитов. Вот характеристика, взятая из спецификации.


График зависимости THD от мощности микросхемы TA8220H

В предыдущих статьях о мультимедийной акустике мы часто говорили о том, что графики приведены при другом уровне напряжения питания. То есть при большем напряжении, чем в цепях питания тестируемого набора. Поэтому сами графики зависимости немного смещаются влево и характеристики ухудшаются. Многие читатели спрашивают: почему мы так решили? На приведённых графиках, взятых из спецификации на микросхему, хорошо видна зависимость мощности от напряжения питания.

Резкий рост искажений при максимальных значениях мощности на графике ответит на вопрос тех читателей, которые жалуются на жуткие искажения при максимальных уровнях громкости для своих наборов компьютерной акустики. Дело в том, что усилители не рассчитаны на работу в максимальном режиме усиления. Не обращайте внимания на надписи о сотнях Ватт мощности. Используйте положения ручки громкости не больше 80%, и проблем не будет.


График зависимости THD от мощности микросхемы LM3886T

Микросхемы TDA7261 и LM3886T служат для усиления сигнала на центральный спикер и сабвуфер. Здесь мы можем наблюдать довольно хорошие результаты. Значения мощности всё ещё достаточно высоки при низком уровне THD.


График зависимости THD от мощности микросхемы TDA7261

Теперь о возможностях микросхемы. Если вспомнить, как выглядят используемые в спикерах динамические головки, то и такие значения можно считать вполне приемлемыми. Однако лучше не питать особых иллюзий о полноценном озвучивании комнаты при просмотре DVD-фильмов.

Подключение

Мы подключали комплект тремя шнурами миниджек на два тюльпана, которые не входят в комплект (фирма ABIT опционально может комплектовать свой набор SP-60 специальным шнуром с тремя миниджеками на концах для подключения к любой звуковой карте).

Хотя можно подключать набор и с помощью комплектующих проводов при условии, что у вас стоит звуковая карта AU10 (разъём G9) или если вы используете внешнее 6-канальное USB-устройство UA10 от ABIT. Кстати, в этих двух случаях при минимуме затрат у вас появляется пульт ДУ для управления входящей в комплект устройств лицензионной версией WinDVD 3.0 с поддержкой декодирования DD5.1/DTS.

Длины проводов, соединяющих колонки с сабвуфером, хватит для установки комплекта в комнате любых размеров. Длина шнуров для фронтальных колонок составляет 6 метров, для тыловых — 10 метров, для центральной — 4 метра.

Тестирование в музыке

В задачи слухового тестирования входит определить, насколько качественно акустика воспроизводит различный музыкальный материал, звуковые дорожки в фильмах, эффекты в играх. Но что значит качественно, не все понимают одинаково. Далеко не секрет, что для многих при покупке любой вещи возможность выбора ограничивается стоимостью изделия. Поэтому покупатель хочет знать, какая конкретно акустика играет лучше в данном ценовом диапазоне. Говоря о звучании, мы обращаем ваше внимание на сильные и слабые стороны. При этом вы можете в общем-то и сами определить для себя преимущество акустики, так как для многих критерии лучшего звучания являются индивидуальными, а порой и своеобразными.

При слуховом тестировании мы обращаем внимание на искажения, тембральную окраску, динамический диапазон, атаку, стереопанораму, сбалансированность, запас по динамике и т.п. Собственно, совокупность этих характеристик и является критерием качества звучания акустической системы в целом.

Говоря о сегодняшней модели SP-60, нужно отметить, что набор не поражает качеством звучания. Видя деревянные корпуса сантиметровой толщины и диффузоры специального дизайна, подсознательно ожидаешь услышать от спикеров более яркое и качественное звучание. Здесь же остро ощущается нехватка прозрачных высоких частот, а в звуке присутствует довольно много искажений. Что касается центрального спикера с дополнительно установленным высокочастотным динамиком, то его применение ничего кардинально в звуке не меняет. Хотя замена одного из фронтальных сателлитов на центральную колонку, конечно же, улучшает звучание.

Тембральная окраска характерна для компьютерных колоночек с узким спектром частот. Сложившуюся ситуацию несколько спасают деревянные корпуса. Будь они из пластика, ко всему прочему добавился бы неприятный пластмассовый оттенок при "подыгрывании" корпуса.

Учитывая, что спикеры не имеют подставок, и диффузоры не направлены на слушателя, стереопанорама ощущается довольно неплохо.

К звучанию сабвуфера претензий гораздо меньше. До уровня громкости в районе 50 % звучание более менее приличное. Но после этой отметки сабвуфер относительно спикеров становится навязчивым и теряется целостность звучания комплекта. Самые низкие звуки получаются несколько размазанными, и в определенном отрезке частот слышны дополнительные резонансы. С чем это связано, сказать сложно, возможно, начинают подыгрывать незакреплённые внутри корпуса провода, или воздух режется об острые края трубок фазоинверторов.

Воспроизведение MP3-файлов (192 kbps) набору ABIT SP-60 удавались с бОльшим трудом, нежели wav-ов. При прослушивании MP3 все почему-то сливалось в кашу, как при некачественных записях. Мы уже сталкивались с подобным, когда едва слышимые искажения в записи вели к лавинообразному росту искажений в колонках. Этого не скажешь про композиции c компакт диска, где каждый инструмент слышен более отчетливо.

Чтобы окончательно понять, кто же больше виноват в таком звучании — усилитель или динамики, — мы решили провести небольшой эксперимент. На базе усилителя SP-60 мы сравнили звучание колонок других моделей от других производителей (но в той же самой ценовой категории!): фронтальную колонку от F&D IHOO и сателлит от Creative CSW DTT3500. А на усилителе IHOO — колонку SP-60, спикер от DTT3500 и фронт от IHOO.

Вот что выяснилось. DTT3500 при меньших размерах имеет субъективно больше высоких, хотя окраска звучания примерно одинаковая с изделием ABIT. IHOO, имея динамическую головку по размеру больше, чем SP-60, воспроизводит музыку значительно яснее, при этом звучание более спокойное и ровное. На усилителе IHOO с такой же относительной разницей звучания все колоночки играли чуть лучше, что, в свою очередь, говорит о влиянии усилителя на качество звука. Таким образом, колонки в большей степени ограничивают качество звучания набора ABIT SP60.

Тестирование в фильмах и играх

В целом, SP-60 проявил себя в фильмах и играх лучше, чем в предыдущем тестировании.

Звучанию центрального спикера не хватает хорошей середины, отсутствие которой особенно хорошо проявляется в диалогах. Что касается звучания остальных колоночек, то я бы побоялся отодвигать их на большое расстояние, что, в принципе, позволяет cделать длина проводов. Запас по громкости небольшой.

Если в музыкальном тестировании в звучании саба на нижних звуках наблюдается размазанность и резонансы, то в звуковом оформлении игр и фильмов такой минус фактически не ощущается. Взрывы машин, разрывающихся гранат озвучиваются сабвуфером очень неплохо. Это связанно с тем, что в грохочущих звуках человеческих слух не пытается уловить высоту звука и синхронизировать её во временной области относительно общего звучания.

Измерения АЧХ

Измерения проводились по единой методике программой RMAA-AE версии 3.2.


АЧХ фронтального спикера SP-60,
измеренная на оси динамика



АЧХ фронтального спикера SP-60,
измеренная на оси под углом 30 градусов

Ввиду сильного влияния направленности на АЧХ для сателлитов, желательно устанавливать их, направляя на слушателя.


АЧХ центрального спикера SP-60, измеренная на оси динамика

Как видно, графики АЧХ сателлитов довольно сильно изрезаны, хотя и не больше, чем у любых другие мультимедийные колонок.


АЧХ сабвуфера SP-60

К АЧХ сабвуфера претензий нет. Однако во время тестов на некоторых частотах ощущалось наличие громких паразитных призвуков. Так называемый эффект "хрюкания" корпуса сабвуфера.

Итог

С наборами мультимедийной акустики происходит следующий психологический казус. Когда видишь маленькие пластмассовые сателлиты DTT3500, ожидаешь отвратительное звучание. В то же время, их звук превосходит по качеству все ожидания. С другой стороны, комплект акустики ABIT SP-60 настолько красиво выглядит, что, когда он начинает играть, поневоле разочаровываешься.

Если же принимать во внимание, что ABIT SP-60 — это всего лишь недорогая компьютерная акустика, предназначенная для игрушек и, изредка, DVD-фильмов, то, возможно, такого разочарования не будет. А для того, чтобы ожидания оправдались, производителю нужно устанавливать более качественные динамики и усовершенствовать усилительный тракт, что сразу же приведёт к увеличению цены набора.

С другой стороны, мы считаем, что не всё в этом наборе было выполнено и разработано оптимально, хотя и с заслуживающей уважение тщательностью. В первую очередь, подвели слишком маленького размера вычурные по конструкции динамические головки с двойным рупором в довольно больших для этого корпусах сателлитов. Если защитные сетки все равно закрывают диффузоры, зачем было прибегать к столь необычному исполнению динамических головок? Почему нельзя было врезать широкополосный динамик диаметром на пару сантиметров больше, если это позволяет корпус? Сабвуфер для набора такого размера и данного ценового диапазона также имеет недостатки.

Плюсы

  • очень красивый внешний вид;
  • не слишком высокая цена (около $200);
  • деревянные корпуса как сабвуфера, так и сателлитов;
  • неплохие усилительные микросхемы;
  • цифровое управление.

Минусы

  • не до конца реализованный потенциал по качеству звучания;
  • не слишком большой запас по громкости;
  • призвуки при работе сабвуфера.