Эта статья является дополнением субъективного впечатления от монитора, которое было изложено в статье «Большой и удобный рабочий инструмент». Здесь приводятся, в основном, результаты аппаратных тестов.
Замечания
Отметим, что монитор действительно имеет четыре отверстия на задней панели под VESA-совместимый кронштейн (100 мм). Чтобы добраться до них, нужно отсоединить декоративный щиток на задней панели и открутить четыре винта, крепящие штатную подставку. Процедура эта описана в руководстве пользователя. Экранное меню имеет крупный удобочитаемый шрифт в английской версии и очень мелкий — в русской.
Перевод терминов на русский язык — адекватный. С помощью меню можно отрегулировать яркость, контрастность и цветовую температуру — доступны профиль sRGB, фиксированные значения цветовой температуры и раздельная регулировка интенсивности трех составляющих цветов.
Судя по меню выбора источника сигнала, монитор совместим как с цифровыми, так и с аналоговыми сигналами на DVI-входе. HDCP, к сожалению, не поддерживается, то есть подключить источники видеоизображения с HDMI- или DVI-выходом получится только в случае отсутствия шифрования видеосигнала. (Обычно для HDMI шифрование есть, а для DVI — нет.) Функция автоподстройки под параметры VGA-сигнала хорошо отрабатывает на удобных изображениях с контрастными границами области отображения.
Определение яркости и оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи и яркости использовали колориметр SpyderPRO (PANTONE) c ПО OptiCAL. Параметры целевой гамма-кривой: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 К. Тестирование проводилось при VGA-подключении в режиме 1600 на 1200 при 60 Гц. Если не указано иное, все настройки были сброшены к заводским значениям. Это означало, что Яркость = 100%, Контрастность = 70%, Настройка цвета = 6500 К. Заметим, что общепринятым стандартом для ПК является именно указанная цветовая температура. При указанных настройках на шкале серого различались все 256 градаций яркости, и все оттенки серого были равномерно серыми, без заметной вариации цветового тона оттенка в зависимости от яркости. Никакого дизеринга (ни динамического, ни тем более статического) мы не обнаружили, видимо, монитор отображает «честные» 16,7 млн. оттенков.
В таблице приведены яркость белого поля и цветовая температура на участках шкалы серого.
Цветовая температура на различных участках шкалы серого, К | Яркость белого поля, кд/м2 | ||
50%* | 75% | 100% | |
6560 | 6520 | 6380 | 226 |
Далее приведены графики гамма-кривых, где можно увидеть, насколько гамма-кривые индивидуальных цветов (черные линии) отклоняются от целевой гамма-кривой (синяя линия), и какая требуется коррекция для каждого цвета (соответственно, красная, синяя и зеленая линии).
Графики цветов идут чуть выше целевой гамма-кривой, но это единственное, за что можно упрекнуть. В остальном все очень хорошо, кривые гладкие, фактически сливаются в одну, цветовая температура практически соответствует целевой во всем диапазоне яркости. Максимальная яркость при Яркость = 100%, Контрастность = 100% составила 266 кд/м2, что несколько ниже паспортного значения в 300 кд/м2. Конечно, это значение не является рабочей яркостью, так как при столь больших параметрах Контрастность светлые участки изображения становятся белыми. Реально, для работы и игр яркости монитора вполне достаточно, но при просмотре фильмов в ярко освещенном помещении ее может не хватать.
Определение времени отклика
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Параметр Контрастность влияет на время перехода черное-белое. Минимальное полное время отклика наблюдалось при Яркость = 100%, Контрастность = 100%, но определение скорости переходов между полутонами проводилось при заводских настройках (Яркость = 100%, Контрастность = 70%), при которых различаются все оттенки.
Контрастность | Время, мс | ||
включения | выключения | сумма | |
70 | 14,5 | 7,1 | 21,6 |
100 | 10,0 | 7,3 | 17,2 |
Времена отклика при переходе от черного до полутона X. | Времена отклика при переходе от полутона X до белого. |
Времена отклика при переходе между полутонами с разницей 20%. |
Скорость переключения между полутонами примерно соответствует скорости перехода черный-белый, а времена включения и выключения различаются несильно, за единственным исключением — времени перехода между 0 и 20%. Учитывая, что из-за нелинейности гамма-кривой 20% соответствует темно-темно-серому цвету, то медлительность перехода между черным и этим оттенком не будет оказывать какого-либо влияния на субъективную скорость матрицы. Кстати, на графике видно, что переключение между этими полутонами происходит в два этапа, из-за чего и возникает такая задержка.
График включения от 0% (черный) до 20% (темно-темно-серый).
Отметим, что даже при Яркость = 100% и Контрастность = 100% на графиках зависимости яркость-время присутствует большая по амплитуде модуляция яркости, вероятно, вызванная режимом работы ламп подсветки. Возможно, матрица имеет потенциал повышения яркости, но в силу каких-то причин ее яркость ограничена.
Также заметим, что на графиках нет каких-либо значимых признаков разгона матрицы в виде всплесков на фронтах переключения. То есть артефакты, выявленные автором первой статьи:
«Артефакты разгона матрицы в виде двойного контура от белой двери на чёрном фоне в резком повороте выявить удалось. При намеренном воспроизведении этого неблагоприятного сочетания. Если специально присматриваться, то почти каждый раз удавалось заметить. В обычных условиях их в основном не заметно, но в целом ситуация хуже, чем у ViewSonic VX 2025wm или Benq FP91GP».
Вызваны отнюдь не «разгоном» матрицы, а какими-либо иными причинами. Да, и если не приглушать искусственно яркость монитора пониженными значениями Яркость и Контрастность, то на переходах черный-белый в принципе не может быть «разгонных» артефактов. То есть если разгон и присутствует, то искать артефакты нужно на переходах между полутонами.
Измерение равномерности черного и белого полей и углов обзора
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4±0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
В таблице приведены средние значения и минимальные, и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,8 кд/м2 | -20,5 | 32,1 |
Яркость белого поля | 220 кд/м2 | -5,7 | 2,9 |
Контрастность | 297:1 | -25,9 | 23,6 |
Неравномерность засветки черного поля, выявленная в ходе субъективного тестирования, нашла свое подтверждения в цифрах. Соответственно, наблюдается и значительная неравномерность контрастности. Однако равномерность белого поля очень хорошая, а среднее значение контрастности очень высокое.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Контрастность |
Отметим плавное уменьшение яркости светлых оттенков при отклонении по горизонтали, чуть более резкое уменьшение яркости с перегибом в случае светлых оттенков и отклонения по вертикали, а также некоторое повышение яркости черного и темно-серого цветов при отклонении от перпендикуляра к экрану в любых направлениях. Контрастность при отклонении по вертикали и по горизонтали вплоть до 78 градусов (156 в сумме) остается значительно выше 10:1, и только при отклонении по диагонали приближается к этой отметке, но все же превосходит ее. Такое поведение контрастности вызвано лучеобразной засветкой черного поля, отмеченной еще в первой статье. Тем не менее, результат очень хороший.
Выводы
В целом результаты аппаратных тестов подтверждают выводы первой, «субъективной» статьи. Однако из недостатков хотелось бы убрать недостаточную проработку в тенях. Возможно, дело в различии между экземплярами, или в том, что автор первой статьи использовал профиль sRGB, вместо 6500 К, но в случае монитора, участвовавшего в аппаратном тестировании, тонкие градации оттенков воспроизводились как в тенях, так и в светах. Да, и о возможности использования VESA-крепежа в руководстве упомянуто.
Достоинства:
- Функциональная подставка
- Приятный дизайн
- Высокая контрастность и отличная цветопередача
- Хорошие углы обзора
- Достаточно высокая скорость переключения пикселей
- Функция «картинка в картинке»
- Полезное ПО
Недостатки:
- Незначительная засветка чёрного поля с углов
- Отсутствие запаса по яркости
- Очень мелкие буквы в русской версии меню