Компания Samsung называет свои новые мониторы и телевизоры, в которых используется светодиодная подсветка, LED-мониторами и LED-телевизорами. Формально это не совсем правильно, так как за формирование изображения по-прежнему отвечает ЖК-матрица. Впрочем, оставим за производителем право называть свои изделия так, как ему хочется, тем более что вряд ли в ближайшее время на рынке появятся настоящие LED-мониторы. Мы же придержемся собственной терминологии: представляем ЖК-монитор с LED-подсветкой Samsung SyncMaster XL2370.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей и яркости
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Дизайн данного монитора в основном аналогичен дизайну рассмотренного ранее Samsung SyncMaster P2070. Корпус монитора изготовлен из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью. Поверхность экрана темно-серая (почти черная) и матовая. Накладка на переднюю рамку, немного выходящая за габариты, а также стойка подставки и верхняя часть основания подставки изготовлены из прозрачного пластика (поликарбоната), что органично сочетается с черными блестящими элементами и придает дизайну монитора некоторую легкость и воздушность.
Монитор на самом деле весит удивительно мало для своей диагонали, а толщина блока экрана в верхней части составляет всего 19 мм (данные производителя). Как известно, поликарбонат не отличается собой устойчивостью к появлению царапин (все знают, как быстро царапаются рабочие поверхности CD и DVD), знает и компания Samsung, поэтому к монитору заботливо прилагается специальная салфетка для безопасного ухаживания за поверхностями. Монитор оснащен сенсорными кнопками управления. Значок кнопки включения отмечает место, где расположен как индикатор питания (светится белым в работе и мигает белым в режиме ожидания), так и собственно кнопка включения/выключения. При включении монитора загораются значки еще пяти кнопок (тоже с белой подсветкой), расположенные левее кнопки включения, но не все сразу, а по очереди справа налево.
На нажатие пальцем кнопки реагируют четко и быстро, подмаргивая в ответ. Через какое-то время без использования кнопки гаснут, и тогда ничего на рамке не выдает место их расположения. Чтобы включить их подсветку, нужно приложится пальцем в районе одной из них или просто провести пальцем по рамке, чтобы наверняка задеть хоть одну. Это действие за нажатие не считается. Впрочем, удобства ради в меню можно включить непрерывный режим подсветки кнопок. Также в меню регулируется яркость этой подсветки.
Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в неглубокой нише на задней панели и ориентированы назад. Подключать кабели удобно. Сзади можно найти разъем для замка Кенсингтона.
Вентиляционных решеток нет. Подставка поставляется в разобранном виде. Стойка одним концом прикручивается к основанию, а вторым плотно вставляется в шарнир, расположенный в нижней части монитора. Снизу основание подставки усилено блином с ребрами жесткости из дымчатого оргстекла, а завершает дизайн белый ободок из полистирола, просвечивающий сквозь прозрачный верх основания подставки. Четыре резиновые ножки-таблетки не дают монитору скользить по гладким поверхностям и царапать их. Конструкция подставки не очень жесткая, но для такого легкого монитора и этой жесткости достаточно. Единственный шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед и больше — назад.
Стоит монитор на подставке устойчиво. Крепление к VESA-совместимому кронштейну непредусмотрено.
Коммутация
Монитор оснащен двумя входами: универсальным DVI-I (принимает цифровые и аналоговые сигналы) и HDMI. Если сигнал с текущего входа пропадает, то монитор автоматически пытается переключиться на другой (или на другой тип), но это поведение можно отключить в меню установок.
Есть таймер автоматического отключения (1-23 часа с шагом в 1 час). При подаче на вход HDMI RGB- сигналов в меню можно принудительно указать яркостный диапазон (Норм. — 0-255, Низкий — 16-235). Вход HDMI способен принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся в неизменном виде через оптический цифровой выход и после преобразования в аналоговый вид — через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему, а можно попробовать и маломощную пассивную или наушники. По крайней мере, мощности выхода хватило, чтобы в 32-омных наушниках был хороший запас по громкости. Качество звука в наушниках очень хорошее, что подтверждает тестирование с помощью RightMark Audio Analyzer, учитывая, что это усиленный, а не линейный выход. При подключении активной акустики, чтобы избежать больших нелинейных искажений, не рекомендуем увеличивать громкость выше 58%.
Меню, локализация и управление
Навигация по меню относительно удобная и быстрая. Запоминается последняя страница, к которой обращался пользователь, но не настройка на ней. В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. Для повышения удобства работы с меню его можно передвинуть к нижнему правому краю экрана так, чтобы значки-подсказки находились напротив самих кнопок. При настройке изображения меню остается на экране, что слегка мешает оценке вносимых изменений. Когда нет меню, то кнопка вниз отвечает за быстрый переход к выбору профилей яркости, цветокоррекции, цветового эффекта или формата изображения (что именно — указывается в меню), кнопка вверх — вызов настройки яркости, а если по HDMI передается звук — регулировки громкости, кнопка ввод — переключение между источниками сигнала. При необходимости можно выбрать полупрозрачный фон меню и изменить тайм-аут. Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее. В комплект поставки входит CD-ROM с руководствами на нескольких языках (есть и на русском), драйвером и ПО.
Изображение
Есть настройки Яркость, Контраст и Четкость. Список Режим изображения — это 3 нередактируемых профиля с сочетаниями Яркость/Контраст и один пользовательский. При выборе профиля Динамический включается динамическое управление яркостью (яркость повышается для светлых сцен и понижается для темных). Параметр Время отклика отвечает за режимы разгона матрицы. (Грубо и Точно — ручная подстрока под VGA-сигнал).
Список MagicColor — это два предустановленных профиля цветокоррекции и демонстрационный режим, в котором в одной половине экрана отображается результат коррекции картинки, в другой — изображение без коррекции. Настройка Оттенок — это список из трех предустановленных профилей цветовой температуры и одного пользовательского, в котором можно регулировать усиление красного, зеленого и синего цветов. Функция Цветовой эффект позволяет парой нажатий переключить монитор в черно-белый режим, или перевести картинку в оттенки зеленого, аквамариновые и сепии. Параметр Гамма определяет текущий профиль гамма-коррекции.
Режимов геометрической трансформации несколько: можно или сохранить исходные пропорции изображения (Авто), вписав его в экран, или принудительно растянуть на весь экран (Широкий). При включении режима AV и цифровых сигналах на входе картинку можно принудительно привести к формату 4:3 с небольшим оверсканом (вписав в экран по высоте), растянуть на весь экран без (По размеру экрана) или с небольшим оверсканом (16:9).
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Как при DVI-, так и при VGA-подключении поддерживается разрешение как минимум до 1920x1080 пикселей. О поддерживаемых разрешениях можно узнать из отчетов программы MonInfo (после таблицы с характеристиками). Часть из них мы протестировали — пропорции сохраняются, интерполяция к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920x1080 четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет, цветные линии толщиной в один пиксель выводятся идеально, без потери цветовой четкости. По субъективным ощущениям цвета правильные и насыщенные. На шкале серого при Яркость = 0-100 и Контраст = не более 79 можно различить все градации в диапазоне от 0 до 255 с шагом через 1. При увеличении параметра Контраст начинают пропадать градации в светах, при уменьшении Яркость или Контраст — падает яркость, но количество различимых градаций не меняется. На взгляд белое и черное поля очень равномерные. Все оттенки цветов синтезируются с помощью динамического смешения цветов (дизеринга). Визуально скорость матрицы зависит от выбранного режима. При Время отклика = Норм. объекты в движении немного смазаны, есть хвост. При Быстрее хвост уменьшается объекты в движении более четкие. При Самая быстрая двигающиеся объекты еще более четкие, но никаких артефактов не видно. Углы обзора небольшие. Белое поле при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану меняет оттенок и темнеет, а черное светлеет и приобретает сиреневый оттенок. При отклонении вниз и вверх оттенки инвертируются.
Кинотеатральные режимы работы HDMI-интерфейса тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (небольшой завал не выходит за «безопасные» границы). Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. При масштабировании из низких разрешений артефактов не появляется, но и зубчатые границы немного сглаживаются. Независимо от типа сигнала геометрическая трансформация выполняется правильно, согласно выбранному режиму. Full HD при 24 кадр/с не поддерживается, как и 576i/480i, но монитор воспринимает сигналы 576p, 480p, 720p, 1080i и 1080p. В случае 1080i картинка выводится по полям. В режимах 1080 при выключении оверскана нет интерполяции, соответственно и четкость картинки максимальная. Монитор отлично справился с показом фрагментов кино- и мультипликационных фильмов, содержащих яркие сцены. В случае темных сцен лучше сидеть на достаточном расстоянии от монитора (не ближе 80 см) и строго по центру экрана, при выполнении этих условий засветка черного поля в углах (где угол зрения сильнее всего отклоняется от перпендикуляра к экрану) практически отсутствует.
Тестирование ЖК-матрицы
Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут. Все тесты, если не указано иное, проводились при DVI-подключении и при Оттенок = Норм., Яркость = 100 и Контраст = 79.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). Выяснилось, что при значении настройки Контраст = выше 50% верхняя часть гамма-кривой имеет заметный загиб, поэтому дальнейшее определение гамма-кривых и оценка качества цветопередачи выполнялись при Контраст = 50. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами при Гамма = Режим1.
От 0 до 255 яркость следующего оттенка выше предыдущего. Рост прироста яркости в целом равномерный. Аппроксимация полученных гамма-кривых дала показатель 2,18 для Гамма = Режим1, и 1,99 и 2,39 для Режим2 и Режим3, соответственно.
Реальные гамма-кривые почти совпадают со степенной функцией.
Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Целевые параметры: гамма = 2.2, точка белого = 6500 К.
Цветовой профиль | Цветовая температура на различных участках шкалы серого, K (delta uv) | |||
25%* | 50% | 75% | 100% | |
Норм. | 6770 (0,447) | 6950 (0,505) | 6650 (0,550) | 6670 (0,618) |
К=29, З=50, С=35 | 6810 (0,060) | 6920 (0,013) | 6770 (0,048) | 6680 (0,026) |
* 0% черный, 100% белый. |
Цвета ближе всего к стандартным при выборе профиля Норм. Ручной коррекцией с использованием параметров усиления яркости красного, зеленого и синего цветов цветопередачу можно еще больше приблизить к стандартной (вторая строчка в таблице). Кривые коррекции для профиля Норм. слегка расходятся (левый график ниже), но идут близко к диагонали (гамма-кривая близка к стандартной), а после коррекции почти сливаются с диагональю (правый график ниже), что свидетельствует о приемлемом качестве настройки цветопередачи средствами самого монитора:
Цветовой охват немного отличается от sRGB.
Измерение равномерности черного и белого полей и яркости
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4+/-0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Перед фотодиодом датчика установлены отрезные светофильтры производства компании "Фотооптик-Фильтры", отсекающие ИК-излучение от 760 нм, но пропускающие весь видимый свет. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,30 кд/м² | -7,5 | 7,2 |
Яркость белого поля | 281 кд/м² | -7,1 | 5,6 |
Контрастность | 926:1 | -4,6 | 4,0 |
Аппаратные измерения показали, что контрастность очень высокая (близка к заявленной 1000:1), равномерность параметров очень хорошая. График ниже показывает, как в режиме Динамический работает динамическая подсветка при переключении с черного поля на белое.
Для наглядности пульсация подсветки сглажена. Рост яркости занимает примерно 1,3 с, что отчетливо видно при смене сцен. Нельзя сказать, что такая работа подстройки яркости улучшает восприятие фильмов с чередованием светлых и темных сцен. При выводе черного поля во весь экран, монитор совсем выключает подсветку, поэтому измерять динамический контраст не имеет смысла (да и не получится). Вообще, судя по всему, почти вся электронная начинка перешла по наследству от моделей с флуоресцентными лампами подсветки, что не позволило реализовать весь потенциал LED. Например, в режиме Динамический можно было бы почти мгновенно подстраивать яркость подсветки под общую яркость сцены, что сделало бы такой режим действительно полезным.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02». При максимальных значениях параметров Яркость и Контраст, яркость составила 297 кд/м². Максимальная рабочая яркость (различаются полутона почти во всем диапазоне, цветопередача приемлемая) примерно такая же. При уменьшении параметра Яркость реальная яркость уменьшается, контрастность почти не меняется:
Это свидетельствует о том, что параметр Яркость в широком диапазоне меняет в основном яркость подсветки (изменяя амплитуду модуляции), т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять от 297 до 87 кд/м², что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Мерцание подсветки не видно благодаря высокой частоте модуляции — 180 Гц. Наоборот, при уменьшении параметра Контраст уменьшается как яркость, так и контрастность:
Определение времени отклика и задержки вывода
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 5,9 мс (4,4 вкл. + 1,5 выкл.). Без разгона переходы между полутонами происходят в среднем за 28,9 мс в сумме (от серого к серому и обратно), в режиме Быстрее — за 15,0 мс, а в Самая быстрая — за 14,1 мс. Как видно из графиков, без разгона на фронтах переходов всплесков нет, в Быстрее пики появляются, в Самая быстрая пики выражены еще сильнее. Для иллюстрации ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 20% и 40% в различных режимах.
Для наглядности они построены на одной оси последовательно. Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора минимальная, при VGA- и DVI-подключении она составила около 4 мс.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
По диагонали. | Яркость черного поля. |
Контрастность. |
Уменьшение яркости белого поля на 50%:
Направление | Углы, ° |
Вертикальное | 33/-33 |
Горизонтальное | 43/-42 |
Диагональное | 43/-39 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При отклонении вниз более чем на 20° темные оттенки начинают инвертироваться, при отклонении вверх на 35° инвертируются светлые (если шаг по оттенкам равен 25%). При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, инвертирования оттенков не наблюдалось. Контрастность в диапазоне углов +/-82° всегда выше отметки 10:1. Получается, что при рабочих настройках углы обзора до контрастности 10:1 составляют более 164 градусов, как по вертикали, так и по горизонтали.
Выводы
С точки зрения потребителя использование LED-подсветки в ЖК-мониторах вообще и в данной модели в частности дает ряд преимуществ: такие мониторы легче и тоньше, потребляют меньше электричества и имеют очень хорошую равномерность черного и белого полей. Плюс повышение экологической безопасности, так как в них нет ламп, содержащих ртуть. Конкретно про героя данного обзора можно утверждать, что Samsung SyncMaster XL2370 получился универсальным монитором, пригодным для выполнения типичной офисной работы, непрофессиональной работы с графикой, игр и просмотра кино. Конечно, LED-подсветка не устранила основной недостаток TN-матрицы — небольшие углы обзора особенно в вертикальном направлении. Требовательные пользователи могут подождать моделей на *VA-матрицах с LED-подсветкой.
Достоинства:
- Изящный дизайн
- Отличная равномерность белого и черного полей
- Хорошее качество изображения (адекватная цветопередача, высокая контрастность, достаточная яркость)
- Яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения
- Эффективный отключаемый разгон и очень небольшая задержка вывода
- Два видеовхода: универсальный DVI-I и HDMI
- Хорошее качество аналогового выхода, к которому можно подключать наушники
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Значимых нет