В ряде случаев, например, для экономии места или средств, рациональнее приобрести универсальное устройство отображения, пригодное как для работы, так и для игр и просмотра фильмов. Плоскопанельный телевизор обычно малоприспособлен для использования в качестве рабочего монитора (то яркость чрезмерна, то с выводом 1:1 проблемы, то подставка неудобная и т. д.), напротив, широкоформатный монитор вполне можно использовать в качестве телевизора, особенно такой, который оснащен хотя бы DVI-входом, поддерживающим HDCP. NEC MultiSync 24WMGX³ в этом плане гораздо совершеннее — есть и HDMI-входы, и аналоговые аудио/видеовходы. Нет только встроенного ТВ-тюнера, но это легко исправить с помощью, например, внешнего ТВ-тюнера.
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Корпус монитора и панели подставки изготовлены из матового черного пластика с мелкой фактурой поверхности. Исключение — фронтальная поверхность рамки вокруг экрана и верхняя поверхность основания подставки. Они черно-глянцевые (возможно не просто полированные, а со специальным покрытием). Глянцевые поверхности относительно устойчивы к появлению царапин, но на них, разумеется, заметны следы от пальцев и пыль, которая так и стремится притянуться к этим легко электризующимся деталям. Поверхность экрана матовая, небликующая.
Рамка вокруг экрана для такой диагонали довольно тонкая. В целом дизайн строгий, с легким намеком на элитарность. Под экраном находятся разнесенные элегантного вида решетки динамиков, а в центре — пять кнопок, пятипозиционный джойстик, разъем для наушников и датчик освещенности.
Подписи к кнопкам контрастные и достаточно крупные. Через кнопку выключения и ободок вокруг нее просвечивает индикатор состояния. При работе индикатор ярко и непрерывно светится синим (впрочем, яркость в меню регулируется вплоть до отключения), в режиме ожидания — мигает, когда монитор выключен (не совсем, а этой кнопкой), то индикатор не горит. Окошко ИК-приемника расположено в правом нижнем углу и замаскировано обозначением модели. При снятой задней крышке монитор сзади выглядит не очень аккуратно, так как видно металлические элементы подставки, многочисленные щели и головки винтов.
Но все меняется, если ее пристегнуть — появляются изящные грани, симметрия и блестящий логотип.
Интерфейсные разъемы поделены на две, расположенные в двух нишах, группы: в боковой нише (ориентированы вбок), которые можно условно отнести к бытовым,
и в нижней (ориентированы вниз), компьютерные.
Подключение к разъемам из первой группы не вызывает никаких проблем, напротив, к VGA- и DVI-разъемам подключать толстые кабели с громоздкими разъемами не очень удобно. Также на задней панели расположены разъем для замка Кенсингтона, разъем питания и механический выключатель, полностью отключающий монитор от сети.
Штатная подставка — это «нога» с двумя шарнирами. В транспортном положении «нога» притянута к задней панели специальным фиксатором. Распаковав монитор, пользователь должен осторожно снять фиксатор и отогнуть «ногу» в рабочее положение. Нижний шарнир позволяет регулировать высоту (легко), а верхний — наклон экрана (туговато).
При регулировке высоты, благодаря особенности конструкции, угол наклона сохраняется. К нижнему краю экрана, чтобы он не поцарапал поверхность основания подставки, приклеены резиновые прокладки. Если работать, сидя в офисном кресле, за этим монитором, стоящим на стандартном столе, то регулировки высоты чуть-чуть не хватает, приходится немного наклонять экран назад. Подставка и блок экрана вращаются на опорной площадке в основании подставки. Монитор стоит на подставке устойчиво, ее конструкция достаточно жесткая. Отходящие провода можно пропустить через прямоугольную прорезь в стойке. При необходимости монитор можно закрепить на кронштейне с VESA-площадкой (200 на 100 мм). К монитору прилагается пульт ДУ, внешний вид которого, вызвал у нас ощущение дежа вю, так как пультом точно такой же формы, с похожим расположением кнопок и тоже с откидывающейся крышечкой батарейного отсека оснащался DVD-плеер Panasonic DVD-S97.
Пульт, в общем-то, удобный, материал кнопок приятен на ощупь, усилие нажатия оптимальное, самые нужные кнопки расположены там, где нужно, и легко находятся на ощупь.
Жалко подсветки нет.
Коммутация
Коммутационные возможности богатые — есть все актуальные компьютерные (VGA и DVD-D, совместимый с HDCP) и бытовые типы видеовходов, два типа разъемов для ввода аналогового звука и воспринимающие цифровой звук разъемы HDMI. Внешнюю аудиосистему можно подключить к аналоговому выходу (миниджек 3,5 мм, выводится звук от текущего источника), а ресивер — к оптическому цифровому выходу, куда передается аудиосигнал (только стерео!) от HDMI. Коммуникация DDC/CI отключается в меню, вход DVD-D можно заставить замаскироваться под бытовой тип, для которого есть возможность вручную выбирать рабочие диапазоны градаций яркости (AV/PC). Есть автоподстройка под параметры VGA-сигнала (отдельно подстройка уровней и параметров синхронизации), но можно воспользоваться и ручной регулировкой параметров. Функция автопоиска активного входа (отключаемая) ограничена только компьютерными входами (DVD-D и VGA). Неиспользуемые входы можно дезактивировать в меню.Очень гибко решен вопрос с источником звука, который может соответствовать как видеовходу главного окна, так и дополнительно, также можно принудительно выбрать практически любой аудиовход (есть пара ограничений).
Меню и управление
Шрифт меню читаемый — аккуратный и достаточно крупный. Навигация очень удобная и экономная, как при использовании пульта, так и кнопок на корпусе. Когда нет меню, то кнопки (и джойстик) на корпусе позволяют быстро вызвать некоторые функции и регулировки, список которых и зависимость от контекста можно посмотреть в руководстве. При настройке изображения меню остается на экране, но оно занимает не много места, так что никаких осложнений этот момент не вызывает. Есть русская версия экранного меню.Перевод на русский, за редким исключением, адекватный. Регулируется положение меню на экране и тайм-аут автоматического выхода из меню. Включение блокировки меню предохранит от случайного изменения все настройки, кроме яркости и контрастности.
Далее перечислим некоторые дополнительные функции, не имеющие непосредственного отношения к изображению: РЕЖИМ IV — уменьшение верхнего предела яркости под предлогом уменьшения утомляемости глаз и ТАЙМЕР ВЫКЛЮЧЕНИЯ — таймер на выключение (1-24 часа).
Что находится на прилагаемом CD, мы выяснить не смогли, так как в коробке оказался пустой, не записанный CD-R. Видимо, на нем должны были быть PDF-файлы с руководствами пользователя.
Звук
Динамики относительно громкие, стереозвучание ощущается, воспроизводятся низкие (слышно от 75 Гц), средние и высокие частоты. В диапазоне 170-200 Гц корпус начинает сильно резонировать, а кнопка выключения дребезжать. Если ее заклеить прозрачным скотчем, то комфортный уровень громкости можно значительно повысить. Однако при достижении некоторого порога дребезг слышно уже и от других элементов корпуса. При подключении наушников встроенные динамики отключаются. Звук в наушниках очень хороший: чистый, с высокими и низкими частотами, без фона в паузах, запас громкости есть, но не очень большой (для 32-омных наушников). Тестирование с помощью программы RMAA показало, что характеристики ЦАП-а и усилителя звезд с неба не хватают, но в целом приемлемые (источник — HDMI, вход звуковой карты подключался к выходу на наушники, результаты тут). Да, и не забудьте выключить функцию ОБЪЕМНОЕ ЗВУЧАНИЕ, так как единственным заметным результатом ее работы являются уменьшение разделения каналов и увеличение искажений звука.
Изображение
Настроек много: яркость, контраст и резкость находятся на первой странице, а настройки, меняющие цветовой баланс — на другой, где в большинстве случаев доступен выбор цветового профиля.
Профиль N (СТАНДАРТ) — нередактируемый, с выключенной коррекцией цвета, а три других изначально представляют предустановленные наборы настроек, дающие определенные значения цветовой температуры по версии производителя. Вручную в профилях можно подправить усиление и смещение трех основных цветов, общую насыщенность и оттенок шести основных цветов. В случае аналоговых бытовых типов видеосигналов все гораздо проще — профилей нет, можно лишь подправить оттенок и насыщенность (зато получится включить функцию подавления видеошумов).
Почти всегда можно вручную установить уровень черного, а в случае VGA-подключения — и уровень белого. Есть функция динамического контраста (ОПТИМИЗАТОР CR), уменьшающая яркость для темных сцен, и режим автоматического понижения яркости в темном окружении (работает датчик освещенности). При включении ЧЕРЕЗ РЕЖИМ отключаются некоторые обработки сигнала, что уменьшает задержку вывода. РЕЖИМ MP — это специальный режим, в котором объекты в движении выглядят более четкими. Наборы настроек хранятся в редактируемых профилях (список — РЕЖИМ DV).
При выборе некоторых профилей часть настроек становится недоступной, например, при выборе sRGB нельзя настроить цветовой баланс, он жестко задан производителем.
Как и положено правильному телевизору в мониторе NEC MultiSync 24WMGX³ есть достаточное количество режимов геометрической трансформации. Это: ПОЛН — масштабирование на весь экран, ФОРМАТ — увеличение с сохранением исходного соотношения сторон, РЕАЛ — вывод 1:1 и 2xZOOM — увеличение в два раза.
При выборе режима ФОРМАТ можно или оставить режим автоматического определения исходного формата, или включить принудительно 4:3 или 16:9.
Кроме того, есть режим РЕЖ. 16:9, который рекомендуют выбирать для анаморфной картинки при включенном ЧЕРЕЗ РЕЖИМ, и SIDE CUT (русский вариант мы не запомнили), доступный для HD-сигналов, слегка увеличивающий картинку 16:9, так что по высоте она вписывается в экран, а по бокам получается слегка обрезанной. Цвет неиспользуемых областей экрана задает пользователь (параметр ЦВЕТ БОК. ПОЛОСЫ).
При наличии помех по краям картинки можно включить функцию обрезки изображения оп периметру — OVER SCAN (выключено или два фиксированных уровня). Есть функция картинка-в-картинке, настраивается положение дополнительного окна (в широком диапазоне и с мелким шагом) и размер (три фиксированных).
На сочетания источников для основного и дополнительного окон наложены некоторые ограничения (см. руководство).
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала на удобных изображениях выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1920×1200 пикселей. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920×1200 как при DVI-, так и при VGA-подключении четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет. Оптимальное значение параметра РЕЗКОСТЬ равно 19,6%, при меньших значениях картинка чуть размывается, при больших — появляются артефакты. При работе на максимальной яркости в области верхних вентиляционных решеток ощущается довольно сильный нагрев. Внутри монитора ничего не жужжит и не свистит.
Аналоговые «бытовые» способы подключения и HDMI тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (небольшой завал не выходит за «безопасные» границы). Яркостная и цветовая четкости максимальны для всех сигналов в случае HDMI и для компонентных аналоговых сигналов 720p и 1080i. Цветовая четкость в случае композитного, S-Video и компонентных SD-сигналов несколько ниже возможностей этих интерфейсов. Full HD при 24 кадр/с, видимо, не поддерживается. При 1080i картинка выводится по полям, а при 576i/480i для неподвижных объектов картинка составляется из двух полей, за исключением 480i с оригинальными 24 кадр/с при включенной функции РЕЖИМ КИНО, тогда правильная склейка полей выполняется по всему кадру.
Тестирование ЖК-матрицы
Методика подробно описана тут.
Оценка качества цветопередачи
По субъективным ощущениям цвета правильные и насыщенные.
Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Целевые параметры: гамма = 2.2, точка белого = 6500 К. Подключение — DVI, ЯРКОСТЬ = 100, КОНТРАСТНОСТЬ = 50.
Настройки цвета | Цветовая температура на различных участках шкалы серого, K (delta uv) | |||
25%* | 50% | 75% | 100% | |
СТАНДАРТ | 8130 (0,292) | 7930 (0,372) | 7150 (0,435) | 6370 (0,580) |
sRGB | 7350 (0,067) | 6970 (0,101) | 6590 (0,133) | 6020 (0,247) |
1 | 7640 (0,170) | 7370 (0,126) | 6970 (0,087) | 6470 (0,002) |
2 | 5960 (0,212) | 6540 (0,036) | 6790 (0,043) | 6540 (0,002) |
* 0% — черный, 100% — белый. |
Без коррекции (профиль СТАНДАРТ) серый цвет имеет температуру выше 6500 К. Выбор профиля sRGB улучшает ситуацию, но тенденция сохраняется — чем темнее серый цвет, тем выше его температура. При ручной коррекции по белому полю с использованием только параметров усиления яркости красного, зеленого и синего цветов удалось для белого выставить 6500 К, но темно-серый остался «холодным». Использование двух групп настроек, усиления и смещения, и коррекция, как белого, так и серого цвета (127, 127, 127) дали приемлемые результаты, но самые темные оттенки серого получили большой избыток красного. Тем не менее, не исключено, что если потратить чуть больше времени, то удастся подобрать оптимальные значения настроек, отвечающие за коррекцию цвета. Впрочем, можно просто остановиться на профиле sRGB, — отклонения от 6500 К и спектра абсолютно черного тела не такие уж и большие.
Цветовой охват близок к sRGB:
Координаты CIE xyY | ||
Цвет | x | y |
Красный | 0,668 | 0,326 |
Зеленый | 0,304 | 0,575 |
Синий | 0,141 | 0,064 |
На шкале серого при ЯРКОСТЬ = 100 и КОНТРАСТНОСТЬ = 49-50 оттенки различаются с шагом через 1 от 0 в тенях и до 254 в светах. Если переключиться с профиля СТАНДАРТ на ВИДЕО, то диапазон различимых оттенков чуть возрастает (до 255), но количество уменьшится, так как некоторые смежные оттенки перестают различаться. При увеличении параметра КОНТРАСТНОСТЬ пропадают градации в светах, при уменьшении ЯРКОСТЬ или КОНТРАСТНОСТЬ — падает яркость, но количество градаций не уменьшается. Динамического смешения (дизеринга) не видно.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255, ЯРКОСТЬ = 100, КОНТРАСТНОСТЬ = 49, профиль СТАНДАРТ). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
От 0 до 254 яркость следующего оттенка выше предыдущего, т.е. аппаратно различаются 255 оттенков на шкале серого, что совпадает с визуальной оценкой. Рост прироста яркости в целом равномерный, за исключением скачка яркости оттенков 253 и 254.
Измерение равномерности черного и белого полей и яркости
На взгляд белое поле равномерное, черное поле темное, но в одном углу слегка светлеет, контрастность высокая.
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4±0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Перед фотодиодом датчика установлены отрезные светофильтры производства компании «Фотооптик-Фильтры», отсекающие ИК-излучение от 760 нм, но пропускающие весь видимый свет. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках. Подключение — DVI, ЯРКОСТЬ = 100, КОНТРАСТНОСТЬ = 50. Функция ОПТИМИЗАТОР CR, разумеется, выключена.
В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,5 кд/м² | -11,9 | 15,5 |
Яркость белого поля | 419 кд/м² | -11,3 | 6,3 |
Контрастность | 907:1 | -8,8 | 7,2 |
Аппаратные измерения показали, что контрастность действительно высокая (практически соответствует заявленному значению 1000:1). Равномерность контрастности и белого поля очень хорошие, черного — чуть хуже.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02». При максимальных значениях параметров ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТНОСТЬ, яркость составила 450 кд/м². Максимальная рабочая яркость (различаются полутона во всем диапазоне, цветопередача приемлемая) не превышает 440 кд/м² с отключенной коррекцией цвета, а для профиля sRGB она составила 395 кд/м².
При уменьшении параметра ЯРКОСТЬ реальная яркость линейно уменьшается, а контрастность практически не меняется (см. графики ниже).
Это свидетельствует о том, что параметр ЯРКОСТЬ меняет только яркость ламп подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять от 440 до 106 кд/м², что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в яркоосвещенном, так и в темном помещении, и только в полной темноте яркость может показаться немного избыточной, но и тогда ее можно уменьшить настройкой КОНТРАСТНОСТЬ, несколько пожертвовав реальной контрастностью. Мерцание ламп подсветки при уменьшении яркости можно выявить, только быстро помахав рукой перед белым экраном, при обычной работе мерцания не видно.
Определение времени отклика
Визуально матрица быстрая, при плавной прокрутке текст смазывается незначительно, артефактов от разгона не видно.
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный:
Значение настроек | Время, мс | ||
включения | выключения | сумма | |
Я = 100, К = 50 | 5,3 | 4,0 | 9,3 |
Я = 100, К = 100 | 5,5 | 4,1 | 9,6 |
Примечание: Я — ЯРКОСТЬ, К — КОНТРАСТНОСТЬ.
Суммарное время отклика даже меньше заявленных 16 мс.
При Я = 100, К = 50 переходы между полутонами происходят относительно быстро — в среднем за 14,1 мс в сумме, максимум («темный» переход 0-20%) за 30 мс в сумме, и минимум за 6,5 мс. (Графики вынесены в приложение.) На фронтах некоторых переходов проявляются небольшие всплески (самый большой пик — на переходе 10-30%), но к видимым артефактам это не приводит.
В целом монитор достаточно быстр, чтобы можно было с комфортом играть в динамичные игры.
Какой бы быстрой не была ЖК-матрица, четкость объектов в движении на ЭЛТ-мониторе все равно гораздо выше. Дело в том, что картинка на ЭЛТ-мониторе формируется бегущим лучом, т. е. объект высвечивается, пропадает на большую часть длительности кадра, затем высвечивается в другом месте. Темная фаза позволяет глазу к моменту высвечивания объекта на новом месте «забыть» о предыдущем кадре, на старом месте уже давно черное поле, а на новом — яркий объект, отсюда и высокая четкость. На ЖК-мониторах картинка предыдущего кадра просто меняется на следующую, и из-за инерции глаза объект какое-то время плавно исчезает со старого места, отсюда и размытость. Бороться с этим можно двумя способами. Первый — повышать количество фаз движения, реализовано в телевизорах со 100 и 120 Гц разверткой и интерполяцией кадров. Второй — имитировать работу ЭЛТ-монитора, вставляя темновую фазу. Второй способ реализован, например, в BenQ FP241WZ и в рассматриваемом мониторе.
При включении РЕЖИМ MP (MP MODE — Motion Picture Mode) яркость сильно понижается, становится заметным мерцание, но четкость объектов в движении действительно повышается. При увеличении уровня (от LEVEL1 до LEVEL3) растет длительность темновой фазы и падает яркость, но четкость практически не меняется, наоборот, при LEVEL3 , видимо, из-за ступенчатого характера импульса, появляется небольшой хвост. Графики изменения яркости при переходе от черного к белому иллюстрируют сказанное.
Имеет ли смысл включать РЕЖИМ MP, пусть каждый решает самостоятельно, но видимое мерцание однозначно будет вызывать повышенную утомляемость глаз.
Задержка вывода определялась по фотографиям перемещающейся стрелки на двух стоящих рядом мониторах. Из большого количества фотографий были отобраны те, где развертка на ЭЛТ-мониторе проходит примерно по середине. Далее, определялось, на сколько делений отстает стрелка на ЖК, при этом если на ЖК было видно две стрелки, то вводились весовые коэффициенты, зависящие от соотношения видимой яркости стрелок. Например, на фотографии ниже две стрелки на ЖК имеют примерно одинаковую яркость (ЖК — слева, ЭЛТ — справа), одна не отстает, вторая отстает на одно деление, т.е. средняя задержка 0,5 кадра, или половина от 16,7 мс.
Полученные для нескольких фотографий значения задержки усреднялись. Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при включении режима ЧЕРЕЗ РЕЖИМ, уменьшается от примерно 12 мс до 2 и 6 мс для DVI и VGA-подключения соответственно. Можно утверждать, что при включенном ЧЕРЕЗ РЕЖИМ, задержка практически отсутствует.
На графиках переходов при значениях ЯРКОСТЬ меньше 100 проявляется ШИМ.
Ее высокая частота (180 Гц) исключает видимое глазу мерцание. Функция ОПТИМИЗАТОР CR работает не очень быстро, если она включена, то при смене черного экрана на белый максимальная яркость устанавливается примерно через 1,5 с.
Измерение углов обзора
Углы обзора очень большие. Белое поле при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану слегка меняет оттенок, а черное — чуть светлеет и приобретает легкий сиреневый оттенок. Есть незначительный диагональный эффект.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
По диагонали. | Яркость черного поля. |
Контрастность. |
Уменьшение яркости белого поля на 50%:
Направление | Углы |
Вертикальное | 34°/-33° |
Горизонтальное | 46°/-46° |
Диагональное | 40°/-41° |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в любом направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Есть слабовыраженный диагональный эффект — яркость черного поля при отклонении по диагонали растет быстрее, чем при отклонении по вертикали и горизонтали. Контрастность в диапазоне углов ±82° выше отметки 10:1, и даже для диагонального направления не опускается ниже 15:1.
Выводы
По совокупности характеристик монитор NEC MultiSync 24WMGX³ получился универсальным устройством отображения — за ним можно работать, смотреть фильмы и играть. Диагональ в 24 дюйма для полноценного домашнего кинотеатра, пожалуй, маловата, но для его настольного варианта будет в самый раз.
Достоинства:
- Отличное качество изображения (высокая контрастность, хорошие качество цветопередачи, равномерность по полю и углы обзора)
- Яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения
- Быстрая матрица без артефактов разгона
- Большое количество интерфейсов
- Много полезных функций (повышение четкости движений, есть датчик освещенности, гибкая подстройка формата картинки, картинка-в-картинке и т. д.)
- Качественный выход на наушники
- Стильный дизайн
- Эргономичные меню и управление
- Хорошая комплектация (пульт ДУ и набор интерфейсных кабелей)
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Сильный резонанс корпуса на определенных частотах при большой громкости динамиков