Спустя некоторое время после тестирования ЖК-монитора Apple LED Cinema Display нам предложили протестировать внешне очень похожее устройство, но уже не нуждающееся в системном блоке — моноблок iMac с 27-дюймовым экраном. Данная статья посвящена только и исключительно дисплею этого устройства, и самый главный вопрос, на который хотелось получить ответ, это «а одинаковые ли дисплеи у Apple LED Cinema Display и iMac?».
Содержание:
- Технические характеристики
- Внешний вид
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика
- Измерение углов обзора
- Выводы
Технические характеристики
Тип матрицы | IPS со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 685,8 мм (27 дюймов) |
Отношение сторон | 16:9 |
Разрешение | 2560×1440 пикселей |
Яркость | 375 кд/м² |
Контрастность | Не указано |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) |
Время отклика | Не указано |
Количество отображаемых цветов | Миллионы |
Ссылка на сайт производителя | www.apple.com/ru/imac/ |
Отчет MonInfo |
Внешний вид
Внешне экран выглядит в точности таким же, что и у Apple LED Cinema Display. Такой же стеклянный, зеркально-гладкий и с антибликовым фильтром. Отношение к глянцу на экране меняется в зависимости от обстановки и настроения. То, вроде, его и не замечаешь, то на темных частях изображения в освещенном помещении начинает что-то в экране отражаться и раздражать. Однако, в любом случае подкупает высочайшая четкость картинки и полное отсутствие «кристаллического» эффекта, заметного на некоторых мониторах с матовым экраном. Пожалуй, это единственный раздел с субъективными впечатлениями, далее мы приводим результаты аппаратных тестов и их обсуждение. Так как наш аппаратно-программный комплекс рассчитан на работу с ОС семейства Windows, то на iMac была установлена ОС Windows 7 и все тесты проводились под ней.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости в целом равномерный, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, начиная от черного:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,26, что близко к стандартному значению в 2,2, при этом аппроксимирующая показательная функция практически не отклоняется от реальной гамма-кривой:
Аналогичные тесты были проведены после программной калибровки (см. ниже). Дифференциальный график не претерпел существенных изменений:
То есть количество отображаемых оттенков на шкале серого не уменьшилось. В тенях яркость стала расти быстрее, что только улучшило различимость градаций темных оттенков:
Гамма-кривая также осталась близкой к показательной функции, но теперь с показателем 2,23, что незначительно отличается от первоначального значения:
Яркость белого поля уменьшилась после калибровки незначительно — с 368 до 350 кд/м². Для оценки качества цветопередачи и программной калибровки мы использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват близок к sRGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).
Компоненты основных цветов имеют характерный для устройств со светодиодными источниками света унимодальный вид. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела параметр ΔE до и после проведения программной калибровки (целевыми параметрами были точка белого 6500 К, и гамма-кривая с показателем 2,2). Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая:
Видно, что программная коррекция позволила снизить ΔE с 4 до пренебрежимо малой величины, но чуть-чуть повысила цветовую температуру относительно стандартных 6500 К. Впрочем, даже без калибровки качество цветопередачи высокое, поэтому в большинстве случаев выполнять ее особого смысла не имеет.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
При измерении равномерности белого и черного полей датчик яркости последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,52 кд/м² | −7,7 | 28,7 |
Яркость белого поля | 366 кд/м² | −6,8 | 7,7 |
Контрастность | 708:1 | −22,4 | 5,8 |
Аппаратные измерения показали очень хорошую равномерность белого поля. Равномерность черного поля и контрастности не очень высокие, что отличается от результатов, полученных в случае Apple LED Cinema Display. Фотография черного поля, приведенная ниже, раскрывает причину этого:
На нижней кромке ближе к правому углу есть локальное повышение яркости черного поля, и именно из-за этого одно измерение дало высокое значение яркости черного поля и, соответственно, низкое значение контрастности. Причина возникновения этой области может крыться в незначительно дефекте сборки, поэтому если есть возможность выбора из нескольких экземпляров, то мы советуем вывести черное поле во весь экран и убедиться, в отсутствии областей с повышенной яркостью.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Значение настройки Яркость | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии в простое, Вт |
15 | 368 | 141,4 |
8 | 156 | 88,7 |
0 | 27,3 | 58,5 |
Под Mac OS X яркость регулируется в настройках экрана, там же можно включить режим с автоматической подстройкой яркости в зависимости от уровня внешней освещенности (похоже, этот режим реально работает только при значениях настройки яркости меньше максимального). Под Windows 7 яркость регулируется в настройках энергопотребления (16 шагов без численного значения), и где-то в дебрях настроек мелькал параметр, возможно включающий режим с автоматической подстройки яркости. Однако так как у автора присутствует стойкая идиосинкразия к дизайну и устройству контрольной панели Windows последних версий, то функционирование этого режима под Windows не проверялось.
При уменьшении яркости меняется только яркость подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость дисплея можно менять в очень широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На пониженной яркости мерцание подсветки не видно. Видимо, управление яркостью светодиодной подсветки реализовано без использования традиционной широтно-импульсной модуляции (или с использованием ШИМ с очень высокой частотой). Графики ниже демонстрируют зависимость яркости от времени при различных значениях настройки яркость в окне 17 мс:
Различимая на графиках для пониженной яркости высокочастотная модуляция (7660 Гц) с небольшой амплитудой никак не может вызывать видимое мерцание подсветки.
Определение времени отклика
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 12,8 мс (7,5 мс вкл. + 5,3 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 18,1 мс в сумме. Никакого разгона матрицы нет.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора по понятным причинам не производилась, но ощущения свидетельствуют, что задержка незначительная.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | 35/−35 |
Горизонтальное | 44/−45 |
Диагональное | 39/−39 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает резко возрастать уже при 20° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть от экрана на расстоянии 60—70 см, то черное поле по углам уже будет заметно светлее, чем в центре. Контрастность в диапазоне углов ±82° для двух направлений значительно превышает 10:1 и только при отклонении по диагонали касается отметки 10:1 при примерно 77° отклонения.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при взгляде под углом основные цвета и их светлые варианты изменяются незначительно, что характерно для матрицы типа IPS и является ее главным преимуществом. Исключениями являются только светло-синий при отклонении по вертикали, а так же он и синий при отклонении по диагонали.
Выводы
За исключением немного лучшей цветопередачи в исходном, некалиброванном состоянии, дисплей iMac с 27-дюймовым экраном по всем основным характеристикам не отличается от дисплея ЖК-монитора Apple LED Cinema Display. Замеченные расхождения в значениях некоторых характеристик можно объяснить разбросом между экземплярами матриц и тем, что условия работы матрицы в iMac чуть-чуть другие — например, из-за большего нагрева. Локальное повышение яркости черного поля мы отнесем к дефекту конкретного экземпляра, а потому не будем выносить в недостатки. В целом по совокупности свойств дисплей можно считать универсальным устройством отображения — на нем комфортно работать с графикой, смотреть фильмы, играть и выполнять типичную офисную работу.
Достоинства:
- Отличное качество изображения
- Регулировка яркости подсветки в широких пределах
- Отсутствие мерцания подсветки при понижении ее яркости
Недостатки:
- Значимых нет