На момент написания данной статьи линейка Foris — семейство игровых мониторов компании Eizo — была представлена двумя актуальными моделями, на матрице IPS и на VA. К нам на тестирование попал второй вариант, а именно монитор Foris FG2421, в котором применяется фирменная технология Turbo 240, устраняющая размытость изображения движущихся объектов.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Тип матрицы | VA со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 23,5 дюйма / 59,8 см (521,2×293,2 мм) |
Отношение сторон | 16:9 |
Разрешение | 1920×1080 пикселей |
Шаг пикселей | 0,2715 мм |
Яркость | 400 кд/м² |
Контрастность | 5000:1, динамическая 15 000:1 |
Углы обзора | 176° (гор.) и 176° (верт.) до контраста > 10:1 |
Время отклика | 5 мс переход черный-белый, менее 1 мс в режиме Turbo 240 |
Количество отображаемых цветов | 16,77 млн. (24 бита) |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | HDMI — до 1920×1080/60 Гц (Отчет MonInfo) DVI-D — до 1920×1080/120 Гц (Отчет MonInfo) DisplayPort — до 1920×1080/120 Гц (Отчет MonInfo) |
Акустическая система | Отсутствует |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 563,5×391 (макс. высота 451)×200 мм с подставкой |
Масса | 6,2 кг с подставкой |
Потребляемая мощность | Не более 53 Вт, типично 20 Вт, в режиме ожидания менее 0,5 Вт |
Напряжение питания | 100—120/200—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой) |
|
Ссылка на сайт производителя | gaming.eizo.com |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | T-10563197 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-10563197-10 |
Внешний вид
Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью. Исключения два — ярко-оранжевое обрамление вставки с логотипом на задней панели и собственно эта вставка из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью.
В целом (особенно, если смотреть только спереди) дизайн очень строгий и практичный, что больше типично для профессиональных, а не для игровых мониторов. Впрочем, на задней панели дизайнеры отыгрались — упомянутая вставка с оранжевой рамкой, дерзко косые плоскости и даже светящийся логотип Eizo (его подсветку можно отключить в меню).
Поверхность матрицы черная, полуматовая (но зеркальность хорошо выражена) и относительно твердая. Рамка вокруг экрана неширокая. Внизу по центру на фронтальной рамке находятся семь кнопок управления.
Обозначения кнопок помещены над кнопками, они белые и хорошо читаемые. Справа от кнопок можно обнаружить индикатор состояния, а слева — окошко датчика освещенности. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены на нижнем торце выступа сзади и ориентированы вниз. На правом торце этого же выступа — входной и два выходных разъема USB. В нижнем углу на задней панели есть традиционный разъем для замка Кенсингтона. Монитор оснащен встроенным блоком питания. Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед (по данным производителя наклона вперед нет, но по факту он равен примерно двум градусам), отклонить назад, приподнять и повернуть вправо-влево.
Нижнее положение блока экрана фиксируется проволочной чекой, это удобно при транспортировке монитора. Кстати, на задней панели над логотипом разработчики сделали специальную нишу, формирующую удобную ручку для переноски монитора. Основание подставки относительно большое по площади, но оно сверху в основном плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке устойчиво.
Конструкция подставки достаточно жесткая, так как несущие элементы подставки изготовлены из толстой штампованной стали. Стальное основание подставки опирается на поворотное кольцо из пластика с малым коэффициентом трения. Снизу на это кольцо приклеены резиновые накладки, которые защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно пропустить через оранжевое кольцо, фиксирующееся сзади на основании подставки в двух положениях — для пропуска кабелей назад или вбок. Упакован монитор в картонную коробку с яркой «суперобложкой».
Коробка относительно широкая, но имеет только прорезные ручки по бокам, поэтому переносить ее в одиночку не очень удобно.
Коммутация
Монитор оснащен тремя цифровыми входами — DVI-D, HDMI и DisplayPort. Вход DVI-D и, видимо, DisplayPort поддерживают HDCP. Выбор входа осуществляется кнопкой Signal. В случае HDMI и DisplayPort в меню можно принудительно указать тип кодирования цвета и диапазон яркости для RGB-сигнала. Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнезда миниджек 3,5 мм линейного выхода и выхода на наушники.
Звук в аналоговом виде подводится через третий разъем миниджек 3,5 мм, при этом в случае активных HDMI или DisplayPort в меню можно принудительно указать аналоговый вход в качестве источника звука. Громкость звука в наушниках регулируется в меню (есть кнопка быстрого доступа), там же можно ввести дополнительную коррекцию уровня громкости (Sound Level) для каждого входа.
При подключении наушников линейный аудиовыход выключается. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках был большой запас по громкости. Качество звука в наушниках очень хорошее — звук чистый, диапазон воспроизводимых частот широкий, в паузах шума не слышно. В монитор встроен USB(2.0)-концентратор с одним входом и двумя выходами.
Расположение разъемов USB немного странное, так как оно не оптимально ни для стационарного подключения устройств — кабели сверху будут свешиваться, ни для оперативного — эти разъемы сильно сдвинуты к центру задней панели. Функциональность концентратора дополнена возможностью управления монитором по USB (см. ниже).
Меню, локализация и управление
Индикатор питания при работе неярко светится синим (отключается в меню), в режиме ожидания — оранжевым и не горит, если монитор выключен. На кнопки нажимать относительно удобно. Две первые кнопки отвечают за выбор профиля и входа, соответственно, а когда на экране нет меню, то две навигационные кнопки (вверх и вниз) выводят ползунки регулировки громкости и яркости.
Меню имеет минималистский дизайн.
Шрифт некрупный, но читаемый. Навигация по меню не самая удобная, но привыкнуть можно. При настройке изображения с помощью меню на экран в небольшом окошке выводится только название изменяемого параметра и его значение, что облегчает оценку вносимых изменений.
Можно передвинуть меню в одну из пяти фиксированных позиций. Русской версии экранного меню нет. В комплект поставки входит напечатанное краткое руководство (варианта на русском языке нет), а также CD-ROM, на котором находятся PDF-файлы (русской версии нет) с полным руководством и дополнительное ПО SMPro Gaming. При продаже в России к монитору будет прилагаться руководство пользователя на русском языке. Напечатанной версии такого руководства нам не досталось, но версию в виде PDF-файла нам прислали. Перевод на русский язык не без огрехов, но, в целом, неплохой. Программа SMPro Gaming под Windows XP работать не захотела, но под «семеркой» мы получили, все что обещалось — возможность настройки монитора с компьютера по USB и автоматический выбор профиля с настройками монитора в зависимости от запущенной программ/игры:
Правда, осталось загадкой, почему дистрибутив программы с парой диалоговых окон занимает 10 МБ... В мониторе есть режим с автоматической регулировкой яркости в зависимости от уровня внешней освещенности — пункт Auto EcoView в меню.
Изображение
К типичному набору настроек производитель добавил регулировку уровня черного (Black Level).
Предустановленные наборы значений настроек хранятся в четырех редактируемых профилях, а еще три отведены под пользовательские сочетания.
Есть режим Contrast Enhancer c автоматической подстройкой яркости, при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — обратно повышается.
Режимов геометрической трансформации три: Full Screen — принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана; Enlarged — увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций, правда, в этом режиме исходные пропорции считаются по пикселям, поэтому в случае стандартных сигналов PAL и NTSC пропорции будут немного искажаться, и Normal — вывод один к одному по пикселям в центре экрана.
При выборе пункта Auto монитор выбирает режим автоматически. В случае масштабирования к разрешению матрицы можно попробовать улучшить качество изображения, изменяя настройку Smoothing. Доступность режимов определяется типом видеосигнала.
При HDMI-подключении поддерживается разрешение до 1920×1080 пикселей при 60 кадр/с включительно, при DisplayPort- и DVI-D(DL)-подключении — до 1920×1080 пикселей при 120 кадр/с включительно. В режиме 1920 на 1080 пикселей яркостная и цветовая четкости максимально возможные, дополнительного подчеркивания контуров нет. За счет легкой матовости поверхности матрицы отражение в экране размывается, и, видимо, какие-то антибликовые свойства экрана способствуют тому, что яркость отражения понижается. В итоге работать за монитором комфортно даже в ярко освещенном помещении (но в этих условиях на черном поле пользователь себя все-таки видит). При этом изображение очень четкое, а «кристаллический» эффект (микроскопическая вариация яркости) отсутствует.
Кинотеатральные режимы работы тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300 и HDMI-подключения. Монитор воспринимает чересстрочные сигналы 576i и 480i и отображает их в режиме вывода по полям. Режимы 576p, 480p, 720p, 1080i (вывод по полям) и 1080p (24/50/60 кадр/с) монитор поддерживает, при этом в режиме 1080p при 24 кадр/с кадры имеют равную длительность. Тонкие градации оттенков (в стандартном диапазоне видео) различаются как в светах, так и в тенях. При необходимости уровни белого и черного могут быть изменены настройками Contrast и Black Level соответственно. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. В режиме 1080i/p картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Gamma. На графиках ниже приведены полученные гамма-кривые (число в скобках — показатель аппроксимирующей степенной функции):
Для настройки Gamma можно указать численное значение, которые близко к показателю аппроксимирующей степенной функции, а можно и названия. При этом гамма-кривая с названием Power имеет выраженный S-образный характер, что приводит к повышению контраста изображения, а все профили с «игровыми» названиями в той или иной степени затемняют изображение, что в общем случае вряд ли полезно в играх.
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при Gamma = 2.0, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. Заметим, что настройку Contrast мы установили в 48, так как при превышении этого значения гамма-кривая имела заметный перегиб в светлой части. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
В целом рост прироста яркости более-менее равномерный, но не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Видимо, коррекция гамма-кривой выполняется цифровым способом в пределах 8-битного сигнала, что и приводит к некоторому уменьшению количества отображаемых градаций. В темной области присутствует незначительный завал — ближайший к черному оттенок по яркости от черного цвета почти не отличается, но затем яркость значимо растет с каждым оттенком:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,12, что немного ниже стандартного значения 2,2, при этом показательная функция мало отклоняется от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват немного отличается от sRGB:
Впрочем, отклонения координат первичных цветов от вершин sRGB не очень большие, поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют насыщенность близкую к естественной. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Такой спектр относительно узким пиком синего и с широкими горбами зеленого и красного цветов характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка с синим излучателем и желтым люминофором.
В самом ярком режиме с отключенной коррекцией цветопередача отличается от стандартной, и даже при выборе профиля 6500 K ΔE великовата, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в ярком режиме, в случае профиля 6500 K и после ручной коррекции:
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция привела точку белого в норму, но не устранила значимый рост ΔE с уменьшением светлоты оттенка.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,09 кд/м² | −12 | 15 |
Яркость белого поля | 394 кд/м² | −7,5 | 7,1 |
Контрастность | 4275:1 | −15 | 5,6 |
Аппаратные измерения показали отличную равномерность белого поля. Равномерность черного поля и соответственно контрастности немного ниже, но абсолютное значение контрастности высокое, что отчасти нивелирует этот недостаток. Фотография ниже демонстрирует распределение зон с повышенной яркостью черного поля:
Пятна с немного повышенной яркостью на черном поле есть, но они размыты и даже в их пределах уровень черного остается низким.
При включении режима с динамической регулировкой яркости установившаяся контрастность формально возрастает, так как на черном поле во весь экран яркость подсветки снижается. Практической пользы от этой функции немного, но ее наличие позволяет в характеристиках указывать очень высокие значения контрастности.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность:
Режим | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
Максимальной яркости | 418 | 34,5 |
Профиль 6500 К | 363 | 34,5 |
Turbo 240 | 313 | 35,7 |
Auto EcoView (High), офис (примерно 400 лк на плоскости стола) | 200 | 23,4 |
Auto EcoView (High), темнота | 123 | 20,0 |
Auto EcoView (Standard), офис | 290 | 27,3 |
Auto EcoView (Standard), темнота | 123 | 20,0 |
Brightness = 50% | 255 | 25,1 |
Brightness = 0% | 43,5 | 16,3 |
В режиме ожидания монитор потребляет 0,5 Вт, в выключенном состоянии — 0,4 Вт, а механический выключатель на задней панели полностью обесточивает монитор.
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом играть и смотреть фильмы как в ярко освещенном, так и в темном помещении. Автоматический режим выставляет адекватную яркость в условиях освещенного искусственным светом офиса, но в полной темноте яркость могла бы быть и пониже. На высоком и среднем уровне яркости модуляции подсветки нет в пределах до 100 кГц, что означает полное отсутствие мерцания. На самой низкой яркости модуляция появляется, но ее частота равна 18 кГц, поэтому визуально никакого мерцания не обнаруживается и наличие такой модуляции никак не может влиять на комфорт работы за монитором. Написанное выше подтверждают зависимости яркости от времени при различных значениях настройки Brightness:
Определение времени отклика и задержки вывода
Матрица очень быстрая. При переходе черный-белый-черный время включения равно 4,4 мс, а время выключения 4,5 мс, что даже меньше заявляемых 5 мс. Среднее суммарное время для переходов между полутонами составило 10 мс. Такой скорости матрицы хватает для полноценного формирования изображения с частотой 120 Гц, что доказывает график зависимости относительной яркости от времени, поученный при последовательном выводе черных и белых кадров в режиме 120 Гц:
Тут по вертикальной оси — яркость в процентах от установившейся яркости белого поля. Видно, что за время вывода белого кадра (за 1/120 с) яркость успевает подняться почти до максимума, а за время вывода черного кадра — снизиться до минимума. В итоге достигается высокая динамическая четкость изображения, которую можно еще больше увеличить, включив режим Turbo 240. В этом режиме светодиодная подсветка работает в импульсном режиме с частотой 240 Гц. На каждый кадр приходится один широкий импульс и один узкий, при этом сохраняется синхронизация с выводом кадров, но ее сдвиг зависит от вертикальной координаты на экране. Примерно в центре экрана широкий импульс приходится на середину кадра, а узкий — на начало; вверху — узкий на середину, а широкий на переход между кадрами; внизу — широкий располагается ближе к концу кадра, а узкий находится в самом начале. Графики ниже это демонстрируют (попеременный вывод черного и белого кадра с частотой 120 Гц, как на графике выше, но в режиме Turbo 240):
За счет стробоскопического эффекта такая модуляция повышает четкость движущихся объектов. Побочным эффектом является видимое удвоение быстро двигающихся объектов в случае сигнала с частотой 60 Гц (когда на кадр приходится два широких импульса). Формально в режиме Turbo 240 можно определять очень малые времена отклика, но смысла в этом очень мало, так как реальная скорость матрицы не меняется.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора (тестируемый монитор подключен как первичный) при 60 Гц кадровой частоты составила 26 мс при HDMI- и 22 мс при DVI-подключении. Для игрового монитора это относительно большая задержка. Увеличение частоты до 120 Гц при DVI-подключении уменьшило точность определения задержки из-за отсутствия синхронизации между мониторами, но полученная средняя величина задержки вывода составила всего 4,3 мс — можно считать, что изображение в этом режиме выводится без задержки.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | −28/28 |
Горизонтальное | −30/30 |
Диагональное | −29/27 |
Отметим относительно быстрое уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в любом направлении, при этом графики яркости полутонов не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Яркость черного поля при отклонении от перпендикуляра к экрану возрастает совсем немного — максимум до 0,25% от максимальной яркости белого поля, что примерно на порядок ниже, чем при диагональном отклонении в случае типичной IPS-матрицы. При большом отклонении от перпендикуляра к экрану черное поле приобретает красно-фиолетовый оттенок. Контрастность в диапазоне углов ±82° для всех направлений превышает 10:1.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, что при отклонении на уровне 45 градусов ΔE меньше 3 для чистых цветов, но белый цвет и светлые полутона меняются довольно сильно. Значительный сдвиг цветов при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану является характерным признаком матриц типа *VA.
Выводы
То, что монитор Eizo FG2421 создан для игроков, определяется по внешнему виду коробки, по дизайну самого монитора и, без чего все указанное не приносило бы особой пользы, техническими характеристиками и функциональным оснащением. Отметим, что при желании на этом мониторе вполне допустимо выполнять типичную офисную работу, делать что-либо с графикой (но лучше после калибровки) и смотреть кино; последнему варианту благоприятствует высокая контрастность, хорошая равномерность черного поля и правильная поддержка режима 24 кадр/с.
Достоинства:
- Поддержка отображения до 120 кадр/с включительно
- Быстрая матрица
- Режим Turbo 240, повышающий динамическую четкость изображения
- Минимальная задержка вывода (в режиме 120 Гц)
- Высокая контрастность
- Стильный, аккуратный и практичный дизайн
- Отсутствие мерцания подсветки
- Удобная регулируемая подставка
- Очень хорошее качество выхода на наушники
- Три цифровых видеовхода
- Двухпортовый USB-концентратор
- Режим с автоматической подстройкой яркости в зависимости от уровня внешней освещенности
Недостатки:
- Отсутствие русификации
За внешний вид и функциональное оснащение монитор Eizo FG2421 получает от редакции iXBT.com награду за оригинальный дизайн:
имеющей уже более 10 лет эксклюзивные права на продажу мониторов Eizo в России
Благодарим компанию Графитек
за предоставленный комплект X-Rite i1Publish Pro 2