Мониторы с большой диагональю (от 27 дюймов) и очень высоким разрешением, как правило, весьма недешевы и, судя по имеющимся примерам, относятся или к сугубо профессиональным моделям, или к алюминиевым чудесам дизайнерского искусства. ЖК-монитор Dell UltraSharp U2711 приятно удивляет строгим дизайном и относительно невысокой ценой при том, что диагональ его экрана равна 27 дюймам, а разрешение — 2560 на 1440 пикселей. Посмотрим, что покажут тесты.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, управление, дополнительные функции и ПО из комплекта
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Тип матрицы | IPS (подсветка — 8 флуоресцентных ламп с холодным катодом U-типа) |
Диагональ | 69 см (27 дюймов) |
Отношение сторон | 16:9 |
Размер области отображения | 596,74×335,66 мм |
Разрешение | 2560×1440 пикселей (WQHD) |
Шаг пикселей | 0,2331 мм (109 ppi) |
Яркость | 350 кд/м² |
Контрастность | 1000:1 (динамическая 80 000:1) |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) |
Время отклика | 12 мс, 6 мс от серого к серому (GTG) |
Количество отображаемых цветов | 1073,7 млн. (10 бит) |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы |
|
Акустическая система | Доп. опция, внешняя |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 646,71×427,83-517,83×199,95 мм с подставкой 646,71×385,67×93 мм без подставки |
Масса | 10,46 с подставкой и кабелями 7,72 кг без подставки |
Потребляемая мощность | максимум 138 Вт, типично 113 Вт, менее 2 Вт в режиме ожидания, менее 1 Вт в выключенном состоянии |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.dell.com/ru/ |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | Н/Д(2) |
Внешний вид
Дизайн очень строгий с уклоном в минимализм. Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой и немного шершавой поверхностью. По периметру блока экрана идет вставка из серо-серебристого пластика, которая гармонирует со стойкой подставки, изготовленной из магниевого сплава.
Внешняя поверхность матрицы черная, матовая и жесткая, с твердостью, как указано, 3 (видимо, по шкале Мооса) — ногтем не царапается. Сразу отметим, что матовость поверхности сопровождается видимым эффектом «кристалличности» — микроскопической вариацией яркости и цвета. Блок экрана относительно толстый и массивный. Спереди в правом нижнем углу — кнопка питания, она же и индикатор состояния. Над ней выстроились в ряд подсвечиваемые пупырышки сенсорных кнопок.
На левом торце находятся два USB-разъема и щель многоформатного картовода, остальные разъемы расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз.
Подключать кабели к монитору относительно удобно. Также на задней панели можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. Многочисленные вентиляционные решетки обеспечивают пассивное охлаждение внутренностей монитора.
Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, отклонить назад, приподнять и повернуть вправо-влево.
Основание подставки относительно большое по площади, но оно плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке очень устойчиво. Конструкция подставки жесткая. Снизу ее основание усилено литой металлической рамой. Шесть резиновых прокладок прямоугольной формы защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно пропустить через прямоугольное отверстие в стойке подставки. При необходимости подставку можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).
Коммутация
Видеовходов семь штук, четыре цифровых и три аналоговых. Цифровые входы поддерживают HDCP. При подключении к DisplayPort поддерживается режим с 10 бит на цвет. Между входами можно переключаться в меню, там же можно запустить поиск активного входа. Коммуникацию DDC/CI можно отключить. Входы DisplayPort и HDMI способны принимать цифровые аудиосигналы (только шестиканальный LPCM), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через три гнезда миниджек 3,5 мм. К этим гнездам можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Регулировки громкости почему-то нет, и ее в случае 32-омных наушников очень много. Тем не менее, качество звука хорошее, в паузах шума не слышно. Как опция доступен блок внешней акустики (Dell Soundbar), который крепится снизу под экраном и питается от специального разъема на мониторе. Этот блок имеет собственную контрольную панель и выход на наушники. В монитор встроен активный USB-концентратор с одним входом и четырьмя выходами. Этот же вход обслуживает многоформатный картовод. Пробная проверка показала высокие скорости работы портов и картовода, при этом внешний жесткий диск форм-фактора 2,5 дюйма уверенно заработал от одного порта USB, дополнительного питания не потребовалось.
Меню, управление, дополнительные функции и ПО из комплекта
Навигация по меню удобная, но при настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых корректировок.
Настраивается прозрачность и задержка автоматического выхода из меню. Индикатор состояния неяркий. Он светится синим при работе монитора, желтым в режиме ожидания и не горит, когда монитор выключен. Кнопки, как уже упоминалось, сенсорные. Если приблизить руку нижнему правому углу экран, то загорается синяя подсветка самой нижней кнопки (которая над кнопкой питания), а при прикосновении к ней по очереди снизу вверх включается подсветка остальных кнопок и на экран выводится стартовое меню.
При срабатывании кнопок раздается негромкий писк (его можно отключить в меню). Первые три пункта в стартовом меню настраиваются на усмотрение пользователя (выбор из пяти действий).
Если на текущем входе нет сигнала, то первое нажатие сразу выводит меню выбора источника.
При навигации по меню действуют четыре кнопки, на экране рядом с ними выводятся подсказки по текущим функциям кнопок в виде понятных значков. Есть русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык высокое.
В комплект поставки входит напечатанное краткое руководство (с русским текстом в том числе), а на прилагаемом CD находятся: файлы с руководствами пользователя на нескольких языках (русская версия присутствует) и драйвер для Windows (INF- и CAT-файлы и профиль ICM). Сайт производителя в Интернете представлен и в виде русской версии, где описание данной модели присутствует, однако попытки скачать русскую версию руководства не увенчались успехом, впрочем, как с английской версией результат был тот же.
Изображение
Настроек относительно много. Набор доступных настроек и списки предустановленных профилей зависят от выбранного режима — Графика или Видео.
В режиме Графика настроек чуть меньше, зато доступны фабрично калиброванные профили sRGB и Adobe RGB. В качестве подтверждения калибровки к монитору прилагается напечатанный отчет, который можно посмотреть, выбрав миниатюру ниже:
К сожалению, данной реализации настройки монитора не хватает гибкости. Только при выборе пользовательского профиля доступна многопараметрическая настройка цветового баланса (насыщенность и оттенок по шести цветам, смещение и усиление по трем цветам), но при этом нельзя взять за основу один из предустановленных профилей. То есть взять и немного подправить предустановленный профиль sRGB не получится. Кроме того, некоторое недоумение вызывает отсутствие какой-либо программы для настройки монитора с компьютера, включая, например, тонкую регулировку кривых гамма-коррекции в целом и по цветам. Получается, что потенциал в виде 12-битной внутренней таблицы коррекции цветов и 10-биной матрицы в полном объеме пользователю не доступен.
Режимов геометрической трансформации четыре: Заполнение — изображение растягивается на весь экран, 4:3 — вывод вписанного по высоте изображения с данным соотношением, доступен только в режиме Видео, и два доступных только в режиме Графика: Соотношение сторон — вывод вписанного по высоте изображения с сохранением исходного соотношения сторон, 1:1 — вывод пиксель в пиксель в центре экрана (в этом режиме картинку можно сдвигать в пределах границ экрана). Присутствует функция двойного изображения картинка-и-картинка.
Два окна одинакового размера располагаются рядом по горизонтали, на главное окно может выводиться изображение с входов VGA, DVI и DisplayPort, на дополнительное — с HDMI, компонентного и композитного.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры сигнала выполняется быстро и правильно. Максимальное разрешение при этом способе подключения составляет 2048 на 1152 пикселей, при этом в режиме 1:1 картинка четкая и не содержит артефактов. Интерфейсы DisplayPort и DVI-D позволяют получить изображение с разрешением до 2560 на 1440 пикселей. В обоих случаях четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет, цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости.
Кинотеатральные режимы работы тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Подключение — HDMI, компонентное и композитное. Яркостная четкость высокая, но в случае сигнала Full HD ниже максимально возможной, так как всегда включен режим масштабирования до высоты матрицы. Цветовая четкость также немного занижена, возможно, это связано с погрешностями при восстановлении цвета из цветоразностного способа представления. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и только по HDMI 1080p. Сигнал 1080p при 24 кадр/с принимается, но выводится в режиме 60p с чередованием кадров 2-3. В случае чересстрочных сигналов монитор складывает кадр из полей, при этом лучше всего результат получается при исходных 24 кадр/с, при преобразовании чересстрочного сигнала для исходных 25 кадр/с (PAL) и 30 кадр/с (NTSC) картинка чаще выводится по полям. Единственным пригодным для просмотра кино является режим xv, так как во всех остальных цвета неестественные, а в тенях оттенки неотличимы от черного цвета. И даже в режиме xv в тенях есть небольшой завал, на который, впрочем, можно не обращать внимания. При композитном подключении на неподвижных объектах устраняется характерный цветовой муар. Хорошо работают функции сглаживания границ в динамике для чересстрочных сигналов и подавления видеошумов.
При подключении по DVI (с помощью кабеля переходника с HDMI на DVI) поддерживаются те же режимы, что и в случае HDMI, но масштабирование чересстрочных сигналов стандартного разрешения выполняется с низким качеством.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для режима sRGB при выборе профилей ПК и MAC. На графиках ниже приведены полученные гамма-кривые (на легенде в скобках — показатели аппроксимирующей степенной функции):
Видно, что в случае профиля ПК показатель в точности равен ожидаемому значению в 2,2. При этом аппроксимирующая показательная функция несильно отклоняется от реальной гамма-кривой. Однако в профиле MAC показатель отличается от ожидаемого 1,8, да и реальная кривая отклоняется от аппроксимирующей функции. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами в случае режима sRGB (профиль ПК):
Несмотря на небольшие вариации, равномерность роста прироста яркости сохраняется на всем диапазоне и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключением одного, самого близкого к черному цвету оттенка:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват в режиме sRGB практически совпадает с sRGB:
В режиме Adobe RGB чуть-чуть меньше соответствующего стандарта:
А в режиме Стандарт (или Пользовательский цвет без коррекции) охват максимальный:
В режимах с широким охватом его можно попытаться уменьшить регулировками, например настройкой Насыщенность. Результат пробной коррекции приведен ниже, видно, что в данном случае мы немного перестарались:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для режимов sRGB и Стандарт:
sRGB
Стандарт
Такой спектр с несколькими выраженными пиками характерен для мониторов, в которых используются флуоресцентные лампы подсветки. Видно, что в режиме sRGB цветовой охват сужается за счет перекрестного подмешивания компонент. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае режимов sRGB, Стандарт и Пользовательский цвет после ручной коррекции настройками усиления трех основных цветов (также мы уменьшили значение Контрастность до 45, чтобы избежать перегиба гамма-кривой и сдвига цветов в светлой части шкалы серого). Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
Видно, что в случае режима sRGB, цветопередача чуть-чуть отличается от стандартной (цветовая температура немного выше 6500 К и ΔE относительно большое, хотя, как и обещано, меньше 5). Ручная коррекция позволила точно отстроить точку белого, однако полученный вид зависимости ΔE и цветовой температуры наглядно показывает, что для точной коррекции настроек усиления недостаточно, нужна корректировка во всем диапазоне. Тем не менее, выбор встроенного профиля sRGB позволяет получить приемлемое для большинства случаев качество цветопередачи безо всякой дополнительной подстройки изображения.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,30 кд/м² | −17,8 | 36,3 |
Яркость белого поля | 272 кд/м² | −17,6 | 11,5 |
Контрастность | 898:1 | −29,9 | 7,1 |
Равномерность параметров не очень высокая, однако, значение контрастности довольно высоко, и на черном поле локальных зон повышенной яркости не наблюдается:
При включении режима с автоматической подстройкой яркости монитор меняет яркость подсветки в зависимости от общей яркости изображения. Делает он это медленно, поэтому практической пользы от этого режима мы не видим.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Настройка Яркость | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 267 | 116 |
50 | 209 | 97 |
0 | 56 | 49 |
Яркость уменьшается в зависимости от степени коррекции цветопередачи и от нагрева монитора. Так, только что включенный монитор имеет яркость в 295 кд/м² и потребляет 122 Вт, тогда как в таблице приведены устоявшиеся значения при температуре окружающей среды 24° по Цельсию. В выключенном состоянии монитор потребляет 0,8 Вт.
При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Мерцания подсветки не видно, благодаря высокой частоте модуляции — 179 Гц.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 10,6 мс (4,5 мс вкл. + 6,1 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 10,0 мс в сумме. Есть небольшой разгон матрицы, поэтому иногда можно заметить соответствующие артефакты в виде двоящихся контуров объектов в движении. Для примера приведем три графика изменения яркости при переходах между полутонами:
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила примерно 20 мс при VGA-, 13 мс при DVI-, и 29 мс при HDMI-подключении. В подавляющем большинстве случаев такая задержка не будет ощущаться.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
По диагонали. | Яркость черного поля. |
Контрастность. |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | −35/+35 |
Горизонтальное | −45/+47 |
Диагональное | −41/+42 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает резко возрастать уже при 20° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть от экрана на расстоянии 50-60 см, то черное поле по углам уже будет заметно светлее, чем в центре. Светлее, но без выраженного оттенка, скорее нейтрально серым. Контрастность в диапазоне углов ±82° для двух направлений значительно превышает 10:1, и только для диагонального направления опускается ниже отметки 10:1 при отклонении на 79° по диагонали вниз.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0 (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, что по всем трем направлениям светло-синий оттенок претерпевает значительные изменения, также как и синий и светло-зеленый цвета при диагональном отклонении. Сдвиг остальных цветов незначительный. В целом, по характеру изменения изображения при отклонении от перпендикуляра к экрану матрицу этого монитора можно отнести к типичному представителю современных матриц типа IPS.
Выводы
С нашей точки зрения монитор можно отнести к полупрофессиональным моделям. С приставкой полу- в основном из-за того, что он не комплектуется специализированным ПО для точной настройки цветопередачи с использованием внутренней 12-битной обработки. К тому же, несмотря на многочисленные настройки, есть некоторые ограничения, не позволяющие быстро и удобно выполнять тонкую коррекцию цветопередачи средствами самого монитора. В целом, по совокупности свойств монитор можно считать универсальным устройством отображения — на нем комфортно работать с графикой, смотреть фильмы, играть и выполнять типичную офисную работу.
Достоинства:
- Хорошая цветопередача в состоянии «прямо из коробки»
- Широкий цветовой охват
- 12-битная внутренняя обработка
- Семь видеовходов, в том числе DisplayPort с поддержкой 10-битного режима
- Режим картинка-и-картинка
- Встроенные USB-концентратор и многоформатный картовод
- Удобная подставка
- Строгий дизайн
- Возможность подключения Dell Soundbar
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Нет ПО для настройки цветопередачи
- Плохая поддержка бытовых видеорежимов
За сочетание внешнего вида и хорошей эргономики мы присуждаем монитору Dell UltraSharp U2711 награду за уникальный дизайн.