В портфолио компании BenQ на матрицах *VA кроме успешных мониторов есть также универсальные устройства отображения, сочетающие в себе функциональность, как мониторов, так и телевизоров. В BenQ их относят к категории «телемониторы». На момент написания статьи компания предлагала на российском рынке две модели телемониторов — E24-5500 (диагональ 24 дюйма, разрешение 1920 на 1080) и E26-5500 (диагональ 26 дюймов, разрешение 1366 на 768). Модель E24-5500 еще можно использовать как обычный монитор, тогда как в случае E26-5500 сочетание большей диагонали и меньшего разрешения приведет к тому, что пиксели с расстояния, типичного для работы за компьютером, будут слишком крупными. В итоге больший интерес для нас представлял телемонитор E24-5500, его-то мы и попросили на тестирование.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Меню и локализация
- Изображение
- Звук
- ТВ-тюнер
- Мультимедийный плеер
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Тип матрицы | *VA со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 24 дюйма |
Отношение сторон | 16:9 |
Разрешение | 1920×1080 пикселей |
Область изображения | 531,36×298,89 мм |
Шаг пикселей | 0,276 мм |
Яркость | 250 кд/м² |
Контрастность | 3000:1 (динамическая 20 000 000:1) |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста 10:1 |
Время отклика | 25 мс |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн. |
Интерфейсы |
|
ТВ-тюнер | Аналоговый (PAL/SECAM) и цифровой (DVB-T/С), поддержка телетекста |
Акустическая система | Встроенные стереодинамики, 2×5 Вт |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 587,3×424,7×184,9 мм с подставкой, 587,3×369,9×45,8 мм без подставки |
Масса | 6 кг с подставкой, 4,3 кг без подставки |
Потребляемая мощность | не более 60 Вт, менее 0,5 Вт в режиме ожидания |
Напряжение питания | 100-240 В, 50-60 Гц |
Отчет MonInfo | |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.benq.ru |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | Н/Д(0) |
Внешний вид
Корпус монитора изготовлен из черного пластика. Рамка вокруг экрана имеет зеркально-гладкую поверхностью неустойчивую к появлению царапин, тогда как задняя панель — матовая.
Поверхность матрицы черная, по отражающей способности она не совсем матовая, но и не зеркально-гладкая, а что-то промежуточное. Вдоль нижней части передней панели идет вставка, имитирующая неполированный металл. В нижнем правом углу находится прямоугольное окошко, за которым — индикатор состояния (неярко светится синим при работе и оранжевым в режиме ожидания) и ИК-приемник сигналов с ПДУ. На правом торце расположены кнопки управления,
на нижнем — решетки встроенных громкоговорителей. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в двух нишах на задней панели.
В центральной нише разъемы ориентированы назад, в боковой — вбок. Сзади в нижнем правом углу можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. Основание подставки снизу усилено стальной площадкой, а сверху прикрыто черной пластиковой накладкой с зеркально-гладкой поверхностью неустойчивой к появлению царапин.
Семь резиновых ножек-таблеток надежно фиксируют монитор на столе, а относительно большая площадь основания обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Стойка подставки изготовлена из алюминиевого сплава и снаружи декорирована пластиковым кожухом с зеркально-гладкой хромированной поверхностью. Единственный шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед и больше — назад. Четыре отверстия на задней панели предназначены для крепления к VESA-совместимому кронштейну (100×100 мм).
Пульт
К монитору прилагается средних размеров пульт. Его корпус изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Кнопок много, но есть дифференциация по размеру (важные — крупнее) и по форме, обозначения хорошо читаются, самые нужные кнопки легко находятся на ощупь, есть две кнопки-качалки. В итоге пользоваться пультом довольно удобно.
Меню и локализация
Меню крупное, надписи удобочитаемые, навигация удобная. В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. При настройке изображения можно изменять значения параметров прямо на странице, а можно, нажав кнопку OK, вывести настройку в отдельную полоску, не занимающую много места на экране, при этом следующая/предыдущая настройка перебираются стрелками вверх и вниз.
Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее.
К монитору прилагается краткое руководство пользователя и CD-ROM с руководствами пользователя в виде PDF-файлов. Русские версии есть и для того и для другого. Кириллица корректно отображается в названиях ТВ-каналов (при приеме цифрового ТВ), в названиях папок и файлов, а также в тегах файлов MP3 и в текстовых субтитрах (внешних и встроенных в контейнер), при этом теги и субтитры должны быть в кодировке Unicode (UTF-8).
Звук
Громкости встроенных громкоговорителей достаточно для озвучивания небольшой комнаты (в любой точке будет хорошо слышно). Низких частот нет, есть невыраженный «пластмассовый» призвук, но даже на большой громкости перегрузки нет. В целом, учитывая класс устройства, качество встроенной акустики следует признать хорошим.
При подключении наушников встроенные громкоговорители отключаются. Звук в наушниках громкий, воспроизводятся все частоты, звук чистый, шума в паузах нет.
Внешнюю аудиосистему можно подключить к цифровому выходу (на него передается звук от ТВ-тюнера, от входов HDMI и от встроенного плеера), кроме того, вероятно в SCART есть аналоговый аудиовыход, но производитель это в явном виде не указал, а мы не проверяли.
Изображение
Настроек довольно много.
Их предустановленные сочетания хранятся в нескольких нередактируемых профилях, а пользовательские правки сохраняются для каждого типа источника раздельно. Принципиальным является тот момент, что, по сути, есть два режима работы монитора. Это режим Видео, в котором доступны все настройки изображения, настройки Яркость и Контрастность регулируют уровни черного и белого, а настройка Подсветка — яркость изображения, но при этом немного занижается цветовая четкость тонких вертикальных цветных линий. Режим Видео, устанавливается для всех источников, включая HDMI при Режим HDMI = Авто или Видео, кроме входа VGA. Во втором режиме Графика остаются доступными только настройки Яркость (меняет яркость изображения), Контрастность (регулирует уровень белого) и Цвет. температ., но при этом никакого занижения цветовой четкости не происходит. Режим Графика активен при VGA-подключении и при HDMI, если Режим HDMI установлен на Графика.
Режимов геометрической трансформации много (но доступность зависит от типа сигнала и вида подключения), что позволяет выбрать варианты вывода картинки 4:3, анаморфированной и в формате LetterBox на широкоформатном экране монитора. При наличии помех на границах картинки можно включить режим Overscan (настройка HDMI Scan Info), в котором изображение немного увеличивается, и помехи выходят за область отображения.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1920x1080 пикселей включительно. Картинка очень четкая. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. На шкале серого оттенки не отличаются по яркости от черного до 9-го, и от белого — начиная с 253.
При HDMI/DVI-подключении в режиме Графика также есть неустранимый завал в тенях (до 7-го оттенка), но в режиме Видео завал можно устранить настройкой Яркость.
При работе встроенного плеера настройки изображения (как и все другие) недоступны, можно только перебирать встроенные профили, соответственно настройкой Яркость уровень черного не регулируется и незначительный завал в тенях не устраняется.
Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Использовалось HDMI-, компонентное аналоговое подключение, а также подключение по входу S-Video и композитному. В тестовую подборку входили различные тесты на DVD и BD, а также ряд фильмов на тех же носителях. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p (только по HDMI) при 50, 60 и 24 кадр/с. В режиме 1080p 24 кадр/с кадры имеют одинаковую длительность. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (при необходимости уровни регулируются настройками Яркость и Контрастность). Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются типом видеосигнала, а не качеством видеотракта монитора. Уровень черного достаточно низкий, засветка восприятию темных сцен не мешает.
В случае чересстрочных сигналов монитор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Монитор отлично справился как с нашими тестовыми фрагментами с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 кадр/с и NTSC 30 кадр/с), так с рядом тестовых фрагментов с диска HQV (NTSC 2-2/30 кадр/с и 3-2/24 кадр/с). В тесте с диска BD HQV и сигнала 1080i, по крайней мере, в простых случаях, также выполнялся правильный деинтерлейсинг.
Функция подавления видеошумов (включается даже при сигнале Full HD по HDMI) почти полностью подавляет зернистую рябь, и даже на максимальном уровне фильтрации за двигающимися объектами нет видимого хвоста из неубранного шума. Видеопроцессор монитора на неподвижных объектах устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании из низких разрешений выполняется качественное сглаживание границ объектов, в том числе и динамическое в случае чересстрочных сигналов.
В целом, монитор отлично справился с показом фрагментов кино- и мультипликационных фильмов, содержащих как темные, так и яркие сцены.
ТВ-тюнер
При приеме на комнатную антенну в условиях нашего тестового помещения аналоговый ТВ-тюнер монитора нашел 17 станций: 1 показывала очень хорошо (на незначительные помехи можно было не обращать внимания), 8 — приемлемо (шумы и артефакты присутствуют в явном виде, но смотреть можно), а остальные плохо (канал устойчиво принимается, но смотреть невозможно). Результат невыдающийся. По всей видимости, в режиме аналогового ТВ-тюнера монитор показывает телетекст и декодирует стереозвук.
Цифровой тюнер может принимать сигнал как с эфира (DVB-T), так и по кабелю (DVB-С). Мы тестировали только прием с эфира. Нашлись все станции, которые обычно у нас принимаются, сигнал был устойчивым, а качество хорошим (если исходно передается изображение высокого качества). При ручной настройке цифрового приема выводится уровень принимаемого сигнала, что помогает правильно сориентировать антенну. Монитор поддерживает дополнительные функции, вроде выбора звукового сопровождения, электронной программы и т.д.
Монитор можно запрограммировать на выключение в определенное время. Также есть таймер на выключение (от 10 до 120 мин).
Присутствует функция родительского контроля.
Имеющей непосредственное отношение к тюнеру является функция сдвига во времени, работающая при приеме ТВ-программ. В качестве буфера для записи используется любой подключенный к монитору USB-носитель, лишь бы он был достаточно быстрым (не менее 5 МБайт/с) и на нем было не менее 1 Гбайта свободного места. При первой попытке записи монитор выполняет проверку на скорость и доступное место, при этом для большей уверенности носитель лучше отформатировать. Под буфер записи можно отвести 512 Мбайт, 1 или 1,5 Гбайт, величина буфера определяет максимальную длительность записи.
Запись начинается при нажатии на паузу, при нажатии на воспроизведение будет демонстрироваться запись с того момента, когда она была начата, при этом запись можно ускоренно проматывать вперед до «настоящего» времени и назад до начала записи, ставить снова на паузу и т.д.
Запись прекращается при нажатии на кнопку стоп или при переключении на другой канал, при этом запись, увы, стирается.
Мультимедийный плеер
В монитор встроен мультимедийный плеер, воспроизводящий некоторые типы файлов с USB-носителей. Поддерживаются USB-накопители, отформатированные под FAT32. В картоводе распознаются все карты памяти, отображаемые как разные диски. Также монитор распознал несколько флешек (как минимум до 32 Гбайт) и жесткий диск 2,5 дюйма с интерфейсом USB, при этом жесткому диску не понадобилось внешнее питание. Переключение на плеер происходит при выборе источника USB. Пользователь попадает на страницу браузера, где можно выбрать диск и тип файлов для воспроизведения.
Содержимое носителей по выбору пользователя может отображаться или в виде таблицы с иконками одного из трех размеров (миниатюрами для графических файлов), или в виде списков.
Из графических файлов кроме JPG отображаются BMP и PNG. Из браузера можно запустить слайд-шоу с разнообразными чередующимися эффектами перехода. Картинки можно переворачивать и увеличивать.
При проигрывании аудиофайлов отображается немного информации из тэгов MP3-файлов.
Плеер воспроизводит MP3-файлы с практически любыми сочетаниями частоты дискретизации и битрейта. Пауза между идущими подряд MP3-файлами есть, но она небольшая. Быстрой перемотки по аудиофайлам мы не обнаружили. Кроме MP3 из предложенного многообразия аудиофайлов плеер воспроизвел только файлы AAC и WAV. Файлы WMA плеер отображает, но воспроизводить отказывается. Поддерживаются списки M3U.
Для тестирования функции проигрывания видеофайлов мы использовали ряд тестовых файлов, в том числе файлы с DivXTestCD v2.0. Плеер монитора умеет проигрывать MPEG1/2-файлы (в том числе и виде VOB-файлов и в контейнерах M2V и M2TS), а также MPEG4-файлы в контейнерах AVI, MP4 и MKV разрешением до 1920 на 1080 пикселей. Обратим внимание на полное отсутствие поддержки DivX, как в виде контейнера, так и кодека. Такое игнорирование одного из самых распространенных форматов видеофайлов кажется более чем странным. Профиль AVC поддерживается, в том числе в «родных» для Blu-ray контейнерах M2TS. Также поддерживаются Qpel и Bframes, а GMC не поддерживается. Плеер распознает и воспроизводит звуковой поток в MPEG4-файлах, если он присутствует в форматах MP3 (2.0), AC3 (5.1) и LC-AAC (2.0 и 5.1). В случае нескольких аудиодорожек между ними можно переключаться (кнопкой DUAL). Поддерживаются встроенные в видеофайл субтитры (в контейнерах MP4 и MKV). Кроме того, поддерживаются внешние текстовые субтитров в форматах SRT и SUB (несколько версий субтитров не поддерживается) и внешние графические субтитры (SUB + IDX, но масштабируются они некорректно). При этом в случае текстовых субтитров в одной строке отображается не менее 50 символов и выводится как минимум 3 строчки. MPEG2-файлы высокого разрешения и MPEG4-файлы отображаются вписанными в экран до ближайших границ с сохранением правильных пропорций. MPEG1/2-файлы обычного разрешения можно увеличить почти до границ экрана. Есть быстрая перемотка в обе стороны. Без видимых артефактов воспроизводятся видеофайлы с пиковым потоком до 20 Мбит/с и даже видеозаписи 1080p при 50 кадр/с в формате AVC, но некоторые «тяжелые» MP4- и MKV-файлы высокого разрешение иногда подтормаживают, воспроизводятся с пропуском кадров или с неправильными пропорциями.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Все инструментальные тесты проводились при DVI-подключении к компьютеру посредством кабеля переходника с HDMI на DVI. Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режимах Графика и Видео. Заметим, что настройку Контраст мы установили в 58 и 40, соответственно, так как при превышении этих значений гамма-кривая имела заметный перегиб в светлой части. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (для режима Графика):
Рост прироста яркости в целом равномерный, но далеко не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Для режима Видео график выглядит аналогично. В режиме Графика вплоть до 8-го оттенка яркость неотличима от черного цвета:
В режиме Видео только первый оттенок сливается с черным, т.е. фактически завала в тенях нет:
Аппроксимация полученных гамма-кривых дала показатель 2,15 для режима Графика и 1,95 для режима Видео. При этом аппроксимирующие показательные функции несильно отклоняются от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1). Цветовой охват чуть-чуть шире sRGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).
Компоненты основных цветов имеют характерный для устройств со светодиодными источниками света унимодальный вид. Баланс белого отличается от стандартных 6500 К, но пользователь может его подправить. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для режима Видео и после ручной коррекции цветопередачи настройками усиления трех основных цветов (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая):
Ручная коррекция привела баланс к стандартным 6500 К и убрала отклонение от спектра абсолютно черного тела.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,070 кд/м² | −19,5 | 19,8 |
Яркость белого поля | 200 кд/м² | −9,1 | 8,7 |
Контрастность | 2870:1 | −11,4 | 12,4 |
Аппаратные измерения показали хорошую равномерность белого поля. Равномерность черного поля и контрастности немного ниже, но так как контрастность сама по себе высокая, то данная неравномерность не сказывается на качестве изображения. Фотография ниже дает представление о распределении яркости черного поля по площади экрана:
Есть слабая засветка из нижних углов, но в целом равномерность черного поля хорошая. При включении режима Динамическая подсветка монитор уменьшает яркость для темных сцен и увеличивает ее для светлых, но подстройка яркости происходит очень медленно, поэтому практической пользы от этого режима нет.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Значение настройки Яркость | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 204 | 39,8 |
50 | 105,5 | 27,5 |
0 | 50 | 20,9 |
В режиме ожидания монитор потребляет 0,4 Вт.
При уменьшении параметра Подсветка (или Яркость в режиме Графика) меняется только яркость подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На пониженной яркости мерцания подсветки не видно, благодаря высокой частоте модуляции — 210 Гц.
Определение времени отклика и задержки вывода
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов, мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 23,6 мс (15,8 мс вкл. + 7,8 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 43,6 мс в сумме. Матрица медленная и никакого разгона матрицы непредусмотрено, что сильно снижает потребительские свойства монитора при игровом использовании.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 20-23 мс как при VGA-подключении, так и при DVI-подключении. Задержки с такими значениями ощутить сложно.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях. Так как свойства VA-матрицы симметричны относительно вертикальной (с небольшим допущением) и горизонтальной осей, то для экономии времени измерения проводились только при отклонении вверх, вверх и вправо по диагонали и вправо, но для наглядности и удобства сравнения графики были достроены симметричным отражением кривых относительно вертикальной оси.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | 29 |
Горизонтальное | 42 |
Диагональное | 36 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями. Яркость черного поля в относительном масштабе сильно возрастает, но по абсолютным величинам она не превышает 0,6 кд/м². В итоге контрастность в диапазоне углов ±82° для всех направлений значительно превышает 10:1.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, что при отклонении в любом из трех направлений цвета претерпевают существенные изменения и больше всех меняются светло-синий и светло-зеленый оттенки.
Выводы
При просмотре кино матрица типа VA выигрывает у матриц типа TN и даже IPS тем, что имеет высокую контрастность. В результате выбор такой матрицы для универсального устройства типа телемонитора BenQ E24-5500 вполне оправдан. Монитор хорошо себя проявил при работе от внешнего «бытового» источника видеосигнала и при приеме аналогового и цифрового телевизионного сигнала. Однако при использовании в качестве компьютерного монитора пользователю придется выбирать между режимами Видео, в котором нет завала в тенях, но цветовая четкость немного уменьшена, и режимом Графика, в котором есть неустранимый завал в тенях (иногда его можно компенсировать настройками видеокарты), но тонкие цветные линии выводятся без потери в цвете. К работе встроенного плеера есть некоторые претензии, в частности, удивляет его игнорирование кодека DivX, но эта функциональность является скорее приятным бонусом, поэтому ее недостатки необязательно считать недостатками устройства в целом. Монитор следует признать пригодным для просмотра кино, для типичной офисной работы, с учетом оговорок — для непрофессиональной работы с графикой, вот для чего рекомендовать монитор мы не можем, так это для игр в динамические игры, так как матрица медленная и функция разгона отсутствует.
Достоинства:
- Хорошее качество изображения (приемлемая цветопередача, высокая контрастность, достаточная яркость)
- Яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения
- Несколько видеовходов, в том числе два HDMI
- Есть аналоговый и цифровой (DVB-T/С) тюнеры
- Функция сдвига во времени
- Встроенный мультимедийный плеер
- Хорошее (для этого класса) качество встроенной акустики и выхода на наушники
- Русифицированное меню
- Аккуратный дизайн
Недостатки:
- Нет режима с разгоном матрицы
- Компромисс между режимами Графика и Видео