В кинофильме Тревожный вызов неоднократно демонстрируется рабочее место оператора службы 911, в состав которого помимо всего прочего входят шесть «обычных» мониторов (как можно заметить — компании AOC), расположенных в ряд друг за другом и закрепленных на двух кронштейнах по три монитора на каждом.
Получается, что исходя из требований эргономики, на рабочем месте, подобном показанному в фильме, требуется расширение поверхностей отображения информации именно по горизонтали, что может быть достигнуто не только увеличением числа мониторов, но и с помощью мониторов со сверхширокоформатным экраном. Таким, как у героя данного обзора.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Тип матрицы | IPS со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 730,025 мм (29 дюймов) |
Отношение сторон | 21:9 (672,768×283,824 мм) |
Разрешение | 2560×1080 пикселей |
Шаг пикселей | 0,2628 мм |
Яркость | 300 кд/м² |
Контрастность | 1000:1, динамическая 50 000 000:1 |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста > 10:1 |
Время отклика | 5 мс (от серого к серому — GTG) |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн. |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | До 2560×1080 пикселей при 60 Гц Отчет MonInfo для VGA-подключения Отчет MonInfo для HDMI-подключения Отчет MonInfo для DVI-D-подключения Отчет MonInfo для DisplayPort-подключения |
Акустическая система | Встроенные громкоговорители, 3×2 Вт |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 713,6×387,9×214,3 мм с подставкой |
Масса | 6,9 кг |
Потребляемая мощность | 30 Вт, менее 0,5 Вт в режиме ожидания |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.aoc-europe.com |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | $489(на 11.01.16) |
Внешний вид
Фронтальная поверхность экрана выглядит как монолитная черная матовая поверхность, ограниченная боковыми закругленными рамками и металлической с черным покрытием вставкой снизу. На самом деле между внешними границами и собственно ЖК-матрицей сверху и по бокам есть неширокие поля, но увидеть их можно фактически только тогда, когда на монитор выводится изображение. Тонкий и плоский блок экрана хорошо сочетается с монолитной с виду подставкой (на самом деле она разделяется на стойку и основание). В итоге монитор смотрится очень стильно, за что заслуживает награды за оригинальный дизайн.
Внешние панели блока экрана и подставки изготовлены из пластика с матовой темно-серой и слегка серебристой поверхностью.
Кнопки находятся на правой грани блока экрана, между ними — индикатор состояния.
В верхней части стойки на боковых поверхностях расположены небольшие решетки двух громкоговорителей овальной формы. Ниже на правом торце стойки — три видеовхода.
Остальные интерфейсы и разъем питания находятся на нижней поверхности стойки там, где она стыкуется с основанием.
Монитор оснащен внешним блоком питания. Снизу на плоскость основания подставки наклеены резиновые полоски — одна длинная спереди и две коротких сзади. Несущие элементы подставки изготовлены из стали и магний-алюминиевого сплава, что обеспечивает достаточную жесткость всей конструкции. Относительно большая площадь основания придает монитору хорошую устойчивость, а так как основание плоское и горизонтальное, то занимаемая монитором на столе площадь не полностью исключается из рабочего пространства. Шарнир в сочленении верхней части стойки с блоком экрана позволяет немного наклонять блок экрана вперед и больше — назад.
Есть возможность закрепить монитор на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм). Соответствующие крепежные отверстия находятся под крышкой на задней поверхности стойки. Упакован монитор в красочную коробку, которая очень широкая и имеет только прорезные ручки по бокам, поэтому переносить ее в одиночку очень неудобно.
Коммутация
Монитор оснащен четырьмя видеовходами: VGA, Dual link DVI-D, DisplayPort и HDMI.
Есть режим с автоматическим поиском активного входа. Только вход HDMI поддерживает интерфейс MHL. Неприятных момента два — в комплект поставки кабель MHL не входит (а купить его не так-то и просто) и почему-то разработчики решили расположить вход HDMI не сбоку, а на нижнем торце, куда подключать кабель гораздо сложнее. Монитор поддерживает сквозное (daisy-chain) подключение второго монитора по интерфейсу DisplayPort. При этом второй монитор подключается к порту DP-Out на нижнем торце стойки, а в меню установок нужно выбрать соответствующий режим.
Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровой аудиосигнал, который выводится после преобразования в аналоговый вид на встроенные громкоговорители и через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники (встроенные громкоговорители при этом отключаются). При работе от VGA и DVI звук в аналоговом виде можно завести через второй разъем миниджек 3,5 мм. Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — негромко, без низких частот вообще и со слабо выраженным стероэффектом. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках громкость была достаточной, но без запаса. Качество звука в наушниках очень хорошее — звук чистый, воспроизводятся все частоты, в паузах шума не слышно.
Меню, локализация и управление
Индикатор питания при работе неярко светится синим, в режиме ожидания — оранжевым и не горит, если монитор выключен. Если сидеть за монитором примерно на рекомендованном расстоянии, то индикатор вообще не видно и работе он не мешает. Когда на экране нет меню, то нажатие на любую кнопку выводит короткое меню с вертикальным рядом иконок.
Далее нажатие на кнопку напротив соответствующей иконки выводит на экран или полное меню, или ползунок громкости, или список форматов, или список входов. При выводе полного меню столбик иконок меняется на значки-подсказки по функциям кнопок. В целом навигация по меню относительно удобная. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Можно отрегулировать прозрачность фона меню и установить тайм-аут автоматического выхода из меню.
Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню слегка неровный, но читаемый. Качество перевода надписей в меню на русский язык более-менее нормальное. В меню можно активировать таймер на выключение (1—24 часа). На CD-ROM из комплекта мы обнаружили руководства пользователя в виде PDF-файлов (русскоязычная версия присутствует). Кроме того, на этом диске есть программа для настройки монитора с компьютера i-Menu, менеджер по энергосбережению e-Saver, организатор рабочего стола Screen+ (в случае данного монитора особенно стоит попробовать поработать с этой утилитой), а также драйвер монитора (файлы INF и CAT) и профиль цветокоррекции (ICM). На сайте компании именно на странице этого монитора ничего из перечисленного выше мы не нашли.
Изображение
Присутствуют стандартные настройки Контраст и Яркость.
Цветовая температура устанавливается или выбором одного из четырех предустановленных профилей или ручной регулировкой интенсивности трех цветов. Список Гамма — это три профиля гамма-коррекции, Эконом — предустановленные сочетания установок яркости и контрастности, DCB Реж. — специальные профили цветокоррекции, а при выборе DCB Демо. экран делится на две половинки, на одной демонстрируется исходное изображение, на другой — скорректированное.
Есть режим DCR, при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — повышается. Настройки на странице Улучш. Изображ. позволяют включить режим с прямоугольной областью, в которой выполняется независимая коррекция изображения. При этом можно изменять размер и положение этой области.
Режимов геометрической трансформации пять: в четырех изображение увеличивается (если нужно) по высоте до границ экрана и по ширине растягивается до соответствующего формата, а в пятом выводится в центре экрана один к одному по пикселям. Доступность режимов определяется типом видеосигнала.
Есть режимы картинка-в-картинке и вывода изображения от двух источников в правой и в левой половине экрана.
В первом случае можно выбирать один из трех фиксированных размеров дополнительного изображения, его положение (по углам или в центре), источник звука и можно поменять местами основное изображение и дополнительное. Во втором — выбирать звук и менять местами. К сожалению, в режиме работы от двух источников нельзя получить два изображения в формате половины экрана (1280 на 1080 пикселей) с выводом без интерполяции, что затрудняет использование этого монитора в качестве двух виртуальных мониторов.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно, а на шкале серого различаются все оттенки. Как при VGA, так и при DVI-, DisplayPort- и HDMI-подключении поддерживается разрешение до 2560×1080 пикселей при 60 кадр/с включительно. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 2560 на 1080 пикселей яркостная и цветовая четкости максимально возможные, дополнительного подчеркивания контуров нет. Заметного «кристаллического» эффекта нет.
Кинотеатральные режимы работы мы тестировали с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300 и HDMI-подключения. Монитор воспринимает чересстрочные сигналы 576i и 480i и даже с некоторым успехом правильно составляет полные кадры из смежных полей. Режимы 576p, 480p, 720p, 1080i (вывод по полям) и 1080p (50/60 кадр/с) монитор поддерживает. 1080p при 24 кадр/с — тоже, но выводит кадры в режиме 60 Гц с чередованием 2 копии кадра — 3 копии кадра. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров, в том числе и в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. К сожалению, при просмотре фильмов с HD/Full HD-разрешением и широким форматом кадра (например, 2,35:1) нельзя выбрать режим, в котором часть кадра с изображением выводилась бы на весь экран. То есть при подключении к плееру пользователь получит изображение с черными полями сверху и снизу и по бокам, как показано на фотографии ниже:
Этот факт значительно снижает ценность использования этого монитора в качестве телевизора при подключении к плееру. То есть для вывода кино в широком формате и на весь экран без компьютера (или очень продвинутого плеера с регулировкой масштабирования) не обойтись.
MHL-подключение мы не тестировали, так как в доступе не оказалось ни одного источника, поддерживающего данный вид подключения.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (в подписях число в скобках — это показатель аппроксимирующей степенной функции):
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при значении Режим 2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Кроме самой светлой области, рост прироста яркости равномерный. Каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, в том числе в темной области:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,06, что немного меньше стандартного значения 2,2, при этом аппроксимирующая показательная функция несильно отклоняется от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0). Цветовой охват близок к sRGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Такой спектр с широкими горбами характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка. Цветопередача даже при выборе профиля sRGB немного отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) без коррекции (профиль Пользователь), в случае профиля sRGB и после ручной коррекции (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая):
Ручная коррекция оказалась небесполезной, так как цветовая температура стала ближе к 6500 К, а вариация ΔE уменьшилась и стала меньше 3 на всей значимой части шкалы серого. Отметим, что при ручной коррекции мы уменьшили контрастность до 45, в итоге яркость белого поля уменьшилась с 244 до 175 кд/м² (при выборе профиля sRGB она равна 190 кд/м²). Это уменьшение яркости, разумеется, сопровождается соответствующим уменьшением реального контраст изображения, но тут уж приходится выбирать — или правильная цветопередача, или высокие яркость и контрастность.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,22 кд/м² | −18 | 36 |
Яркость белого поля | 245 кд/м² | −11 | 9 |
Контрастность | 1100:1 | −24 | 8 |
Аппаратные измерения показали высокую контрастность и хорошую равномерность яркости белого поля. Равномерность черного поля и контрастности несколько хуже. Визуально яркость черного поля несильно меняется по площади экрана:
При включении режима динамической подстройки яркости подсветки (DCR) установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка просто выключается (и курсора мыши недостаточно для включения подсветки). Однако скорость изменения яркости невысокая, поэтому практической пользы от этой функции немного.
Яркость белого поля в центре экрана, сдвиг точки белого и потребление:
Значение настройки Яркость | Яркость, кд/м² | ΔE | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 244 | 5,6 | 39,6 |
50 | 165 | 5,2 | 31,4 |
0 | 80 | 4,5 | 23,8 |
В режиме ожидания монитор потребляет 0,9 Вт, в выключенном состоянии — 0,5 Вт.
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Мерцание подсветки на пониженной яркости отсутствует, так как в пределах до 100 кГц нет никакой модуляции яркости, при этом, как видно из таблицы выше, при уменьшении яркости существенного сдвига в цветопередаче не наблюдается.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика зависит от значения настройки Overdrive, которая управляет разгоном матрицы. Ступени регулировки четыре — выключен, низкий, средний и высокий. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики вкл. и выкл.), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG):
Так выглядят графики для перехода между оттенками 40% и 60% при различных значениях Overdrive:
Оптимальным значением Overdrive с нашей точки зрения является последняя ступень, так как даже при максимальном разгоне артефакты заметны очень мало.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора (тестируемый монитор подключен как первичный и для совместимости с ним использовался режим 1920 на 1080 при 60 Гц) составила 19 мс при VGA-, 20 мс при HDMI- и 22 мс при DVI-подключении. Задержка не очень большая, и, возможно, она еще меньше при работе в разрешении, соответствующем разрешению монитора.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (в данном случае под углом 45 градусов) направлениях. Так как свойства IPS-матрицы примерно симметричны относительно вертикальной и горизонтальной осей, то для экономии времени измерения проводились только при отклонении вверх, вверх и вправо по диагонали и вправо, но для наглядности и удобства сравнения графики были достроены симметричным отражением кривых относительно вертикальной оси.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | 34 |
Горизонтальное | 45 |
Диагональное | 37 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает резко возрастать уже при 20° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть от экрана на расстоянии 60-70 см, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре, впрочем, оставаясь примерно нейтрально-серым по оттенку. Контрастность в диапазоне углов ±82° для двух направлений значительно превышает 10:1 и только для диагонального направления опускается ниже отметки 10:1 при 58°. Впрочем, отметим, что эти результаты получены при диагональном отклонении под углом 45°, следовательно, их нельзя напрямую сравнивать с результатами, полученными для мониторов с соотношением сторон 4:3-16:9, где отклонение по диагонали выполнялось из угла в угол, то есть ближе к горизонтальному направлению.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, значительного сдвига большинства оттенков нет при отклонении в любом направлении, и только синий и светло-синий цвета сильно меняются в случае диагонального отклонения.
Выводы
Сразу несколько особенностей делают этот монитор весьма интересным устройством — дизайн, набор входов и, самое главное, сверхширокоформатная матрица. По крайней мере, выглядит монитор очень необычно, и это привлекает к нему внимание. К плюсам можно отнести IPS-матрицу с хорошими углами обзора и небольшим сдвигом цветов. Экран этого монитора позволяет увеличить ширину рабочего стола, то есть разместить на нем больше окон, вывести больше информации в одном окне, отобразить больше элементов управления без уменьшения рабочей площади основного окна и т.д. и т.п. Что выгоднее или удобнее использовать — такой монитор или два стоящих рядом обычной ширины — это пусть определяет сам пользователь сообразно своим требованиям и возможностям.
По совокупности свойств монитор допустимо отнести к универсальным, пригодным для выполнения типичной офисной работы, непрофессиональной работы с графикой, для игр и для просмотра кино. Однако последний вариант, к сожалению, имеет некоторые ограничения, так как монитор не поддерживает вывод в реальном режиме 24 кадр/с, также нет режима вывода широкоформатных (шире, чем 16:9) фильмов во весь экран при подаче сигнала Full HD в исходном виде.
Достоинства:
- Стильный дизайн
- Хорошее качество цветопередачи
- Четыре типа видеовходов
- Поддержка последовательного подключения второго монитора способом DisplayPort daisy-chain
- Поддержка MHL
- Возможность вывода изображения от двух источников
- Возможность разгона матрицы
- Отсутствие мерцания подсветки на пониженной яркости
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Нет правильной поддержки режима 24 кадр/с
- Отсутствует режим вывода широкоформатных фильмов во весь экран
- В комплекте поставки нет кабеля MHL