Производитель позиционирует монитор AOC g2460Pqu в качестве игрового, с основными особенностями в виде малого времени отклика (заявлено до 1 мс GTG) и поддержки вывода с частотой до 144 кадр/с включительно. Что ж, кроме выполнения обычных тестов, мы попробуем определить, дает ли какое-нибудь преимущество 144 кадр/с в сравнении с традиционными 60 кадр/с и даже с уже весьма распространенными 120 кадр/с.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Оценка влияния частоты обновления на эффективность в играх
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Тип матрицы | TN со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 24 дюйма (61 см) |
Отношение сторон | 16:9 (531,36×298,89) |
Разрешение | 1920×1080 пикселей |
Шаг пикселей | 0,276 мм |
Яркость | 350 кд/м² |
Контрастность | 1000:1, динамическая 80 000 000:1 |
Углы обзора | 170° (гор.) и 160° (верт.) до контраста > 10:1 |
Время отклика | 1 мс от серого к серому — GTG |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн. |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | До 1920×1080 пикселей при 144 Гц Отчет MonInfo для DisplayPort-подключения Отчет MonInfo для DVI-D-подключения Отчет MonInfo для HDMI-подключения Отчет MonInfo для VGA-подключения |
Акустическая система | Встроенные громкоговорители |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 565,4×393,6(+130)×244,58 мм с подставкой |
Масса | 6,54 кг |
Потребляемая мощность | 25 Вт менее 0,5 Вт в режиме ожидания, 0,3 Вт в выключенном состоянии |
Напряжение питания | 90—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.aoc-europe.com |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | T-9237371 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-9237371-10 |
Внешний вид
Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью, при этом ряд элементов имеет фактуру поверхности, имитирующую неполированный металл. Внешняя поверхность матрицы полуматовая (зеркальность отражения едва выражена), черная и относительно жесткая. На нижнем торце ближе к правому углу находятся пять кнопок управления и индикатор состояния.
Обозначения кнопок просто выдавлены на фронтальной рамке и практически не читаемы. На фронтальной рамке в нижней части левее центра находится, видимо, датчик освещенности. Через решетки на задней панели можно разглядеть два небольших громкоговорителя. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз.
Подключать кабели к разъемам относительно удобно, но для большего удобства экран лучше перевернуть в вертикальную ориентацию. В углу на задней панели можно найти разъем для кенсингтонского замка. Два из четырех выходных разъемов USB находятся на правом торце блока экрана.
Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, отклонить назад, приподнять, перевернуть в портретную ориентацию (для этого экран нужно сначала приподнять и отклонить назад) и повернуть вправо-влево.
Основание подставки относительно большое по площади, но оно сверху в основном плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке очень устойчиво.
Конструкция подставки достаточно жесткая, так как несущие элементы подставки изготовлены из толстой штампованной стали. Резиновые прокладки по периметру основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно заправить за пластиковую скобку, одеваемую на стойку подставки. При необходимости подставку можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм). Упакован монитор в скромно оформленную коробку, которая широкая и имеет только прорезные ручки по бокам, поэтому переносить ее в одиночку неудобно. Выручает традиционная ручка из клейкой ленты.
Коммутация
Монитор оснащен четырьмя входами: DisplayPort, HDMI, DVI-D и VGA. Есть режим с автоматическим поиском активного входа. Ручной выбор входа осуществляется кнопкой на рамке или в меню. Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид на встроенные громкоговорители и через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. При работе от других видеовходов звук в аналоговом виде можно завести через второй разъем миниджек 3,5 мм. Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — негромко, без низких частот вообще, с заметными паразитными резонансами на некоторых частотах и с перегрузками на высоком уровне сигнанла. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках громкость была достаточной, и даже с небольшим запасом. Качество звука в наушниках в принципе неплохое — звук чистый, воспроизводятся все частоты, в паузах шума не слышно. Один из двух USB-портов на рамке имеет красную вставку и значок молнии рядом, что означает повышенную нагрузочную способность. Его можно использовать, например, для ускоренной зарядки мобильных устройств, если, конечно, устройство сможет распознать возможность увеличения тока зарядки.
Меню, локализация и управление
Индикатор питания при работе неярко светится зеленым, в режиме ожидания — оранжевым и не горит, если монитор выключен. Когда на экране нет меню, то первая (слева направо) кнопка выводит список входов,
а при долгом нажатии запускает автоматическую подстройку под параметры VGA-сигнала, вторая — переключает режимы Эконом, третья отвечает за регулировку громкости, четвертая — выводит меню установок. Меню представляет собой широкую полосу со значками страниц в верхней части и с настройками в нижней. Навигация по меню не самая удобная, но привыкнуть можно. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Можно передвинуть меню, отрегулировать прозрачность его фона и установить тайм-аут автоматического выхода из меню. Есть русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт меню слегка неровный, но читаемый. Качество перевода надписей в меню на русский язык среднее. В меню можно активировать таймер на выключение. К сожалению, монитор нам достался без документации, и на сайте компании мы нашли только брошюру с характеристиками, поэтом мы не можем описать качество руководства и перевода, а также особенности работы некоторых функций. В качестве компенсации в коробке с монитором мы нашли купон на игру от Ubisoft, действительный до конца декабря 2013 года.
Изображение
Присутствуют стандартные настройки Контраст и Яркость.
Цветовая температура устанавливается или выбором предустановленных профилей или ручной регулировкой интенсивности трех цветов.
Список Гамма — это три профиля гамма-коррекции, Эконом — предустановленные сочетания установок яркости и контрастности, DCB — специальные профили цветокоррекции, а при выборе DCB Демо. экран делится на две половинки, на одной демонстрируется исходное изображение, на другой — скорректированное. Есть режим DCR, при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — повышается. Настройки на странице Улучш. Изображ. позволяют включить режим с прямоугольной областью, в которой выполняется независимая коррекция изображения. При этом можно изменять размер и положение этой области.
Режимов геометрической трансформации всего два: в одном выполняется принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана (подходит для сигналов 16:9 и анаморфированных фильмов в формате 4:3); во втором изображение увеличивается до границ экрана с сохранением пропорций 4:3. Доступность режимов определяется типом видеосигнала.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно, а на шкале серого различаются оттенки от 6 до 255. Как при VGA, так и при DisplayPort- и HDMI-подключении поддерживается разрешение до 1920×1080 пикселей при 60 кадр/с включительно. В случае DVI-D при таком же максимальном разрешении частота может быть повышена до 100, 110, 120 и 144 Гц. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920 на 1080 пикселей яркостная и цветовая четкости максимально возможные, дополнительного подчеркивания контуров нет. «Кристаллический» эффект (микроскопическая вариация яркости) отсутствует.
Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300 по HDMI. Монитор воспринимает чересстрочные сигналы 576i и 480i и отображает их в режиме вывода по полям. Режимы 576p, 480p, 720p, 1080i (вывод по полям) и 1080p (24/50/60 кадр/с) монитор поддерживает, при этом в режиме 1080p при 24 кадр/с кадры имеют равную длительность. Тонкие градации оттенков (в стандартном диапазоне видео) различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. В режиме 1080i/p картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (в подписях число в скобках — это показатель аппроксимирующей степенной функции):
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при значении Режим1, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости более-менее равномерный, но не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В темной области завала нет, а неотличимые по яркости два оттенка особо не сказываются на различимости градаций в тенях:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,29, что немного выше стандартного значения 2,2, при этом аппроксимирующая показательная функция несколько отклоняется от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват немного отличается от sRGB:
Впрочем, отклонения координат зеленого цвета от вершины sRGB не очень большое, поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют естественную насыщенность. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).
Компоненты цветов имеют характерный для устройств со светодиодными источниками вид с широкими полосами. Цветопередача даже при выборе профиля sRGB несколько отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля sRGB, Теплый и после ручной коррекции:
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция существенно улучшила цветопередачу, по крайней мере, точка белого приблизилась к 6500 К.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,47 кд/м² | −14 | 15 |
Яркость белого поля | 399 кд/м² | −7,1 | 9,5 |
Контрастность | 850:1 | −14 | 12 |
Аппаратные измерения показали отличную равномерность белого поля. Равномерность черного поля и соответственно контрастности немного хуже. Фотография ниже демонстрирует распределение зон с повышенной яркостью черного поля:
Видно, что присутствует несильная засветка по нижней кромке, но в целом равномерность черного поля неплохая. При включении режима DCR установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка просто выключается. Однако скорость изменения яркости подсветки невысокая, поэтому практической пользы от этой функции немного.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая мощность.
Значение настройки Яркость/режим | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 395 | 34,3 |
50 | 237 | 25,1 |
0 | 84 | 16,5 |
Ожидание | — | 0,5 |
Выключен* | — | 0,4 |
* Кнопкой на рамке, механический выключатель на задней панели полностью отключает монитор от сети. |
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Впрочем, минимальная яркость могла бы быть и пониже. Мерцание подсветки на пониженной яркости вряд ли кто будет видеть, так как частота модуляции (прямоугольными импульсами со 100%-ной амплитудой) высокая — 480 Гц.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика, видимо, зависит от значения настройки Overdrive, которая управляет разгоном матрицы, но в режиме с частотой обновления 144 Гц эта настройка была недоступна, скорее всего, включена. В этих условиях время отклика при переходе черный-белый-черный равно 5,7 мс (4,4 мс вкл. + 1,3 мс выкл.), а переходы между полутонами происходят в среднем за 15,7 мс в сумме. При этом переходы от полутонов серого до черного выполняются за 0,7-0,8 мс, то есть указанные производителем 1 мс GTG имеют какое-то отношение к реальности. Данного времени отклика достаточно, чтобы разница между последовательно выводимыми кадрами была существенной. В качестве доказательства приведем две зависимости яркости (по вертикальной оси в %%) от времени (по горизонтальной оси в мс), полученные при переключении с черного поля на белое (синяя линия) и при последовательном чередовании черного и белого кадра в режиме 144 Гц (зеленая линия):
Видно, что яркость белого кадра совсем немного не достигает максимальной яркости, а яркость черного кадра успевает снизиться до установившегося уровня черного.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора (тестируемый монитор подключен как первичный) при 60 Гц кадровой частоты составила 19 мс при VGA- и 16 мс при DVI-подключении. Увеличение частоты до 120 и 144 Гц при DVI-подключении сократило среднюю задержку вывода до 2 мс и менее — можно считать, что изображение выводится без задержки.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном и горизонтальном и направлениях. Диагональное направление в случае TN-матриц не представляет особого интереса, поэтому этот тест мы пропустили.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля | Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | −31/31 |
Горизонтальное | −45/45 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При отклонении вниз темные оттенки инвертируются, при отклонении вверх инвертируются светлые. Контрастность в диапазоне углов ±82° не опускается ниже отметки 10:1.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Так как свойства TN-матрицы фактически симметричны относительно вертикальной оси, то для экономии времени измерение цветового сдвига выполнялось только при отклонении вверх, вниз и вправо. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что чистые красный и зеленый цвета меняются несильно, а синий и светлые оттенки претерпевают значительные изменения.
Оценка влияния частоты обновления на эффективность в играх
Для выполнения поставленной задачи мы использовали игру Quake 3 Arena с игровым сервером OSP. Выбор игры был обусловлен несколькими обстоятельствами: во-первых, и это самое главное, в свое время автор провел некоторое время за этой игрой, что позволило существенно сократить период обучения, достаточно было восстановить подзабытые навыки (не то чтобы экстраординарные); во-вторых, в игре доступен одиночный режим; в-третьих, игра поддерживает частоту обновление порядка 144 Гц и выше; в-четвертых, с сервером OSP доступна некоторая статистика, позволяющая количественно оценить эффективность игрока. Игра была настроена на запуск простой (учебной) сцены с одним виртуальным противником, игроку даровалась неубиваемость и максимальное количество боеприпасов, матч велся до пяти побед и игроком применялся только один вид оружия.
В качестве оценки эффективности был выбран параметр Accuracy (Точность), выводимый по окончании матча в консоли:
Пользуясь случаем, автор выражает благодарность участнику конференции forum.ixbt.com с ником R@ndom за ценные советы.
Чем выше Accuracy, тем выше процент попадания, то есть тем выше эффективность игрока. Отметим, что Quake 3 Arena запускалась в оконном режиме, а для уменьшения влияния устройств ввода частота опроса подключенной по USB мыши была увеличена до 250 Гц. После некоторой тренировки были выполнены две серии сначала по 10 заходов попеременно с частотой обновления 60 и 144 Гц, затем по 10 заходов с частотой 120 и 144 Гц. Результаты в виде значений Accuracy (Точность) от номера пар матчей, а также в виде средних и максимальных значений Accuracy приведены на рисунках ниже:
Конечно, к этим результатам нельзя относиться серьезно, так как к методике тестирования есть большие претензии, главная из которых заключается в том, что тестирование не было выполнено вслепую. Впрочем, это имеет большое значение только для тестирования 120 против 144 Гц, так как различие между 60 и 120/144 Гц замечается моментально. Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что 120/144 Гц обновления в сравнении с 60 Гц положительно сказываются на эффективности в случае динамичных игр. Различие между 120 и 144 Гц, скорее всего, есть, и в пользу 144 Гц, но оно уже не так очевидно.
Выводы
Монитор AOC g2460Pqu — это монитор для игр. Конечно, его можно использовать для выполнения типичных офисных дел, для какой-то работы с графикой и для просмотра кино, но покупать его стоит только в том случае, если в основном за ним будут играть в игры, требующие быстрой оценки ситуации и реакции. Только в этом случае типичными для TN-матрицы недостатками можно пренебречь на фоне преимуществ, которые дает поддержка частоты обновления до 144 Гц включительно и малое время отклика. Также не исключено, что возможность вывода с высокой частотой кадров может найти применение и в каких-то других специфических вариантах использования.
Достоинства:
- Поддержка отображения до 144 кадр/с включительно и малое время отклика
- Нейтральный дизайн
- Четыре типа видеовходов
- Четырехпортовый USB-концентратор с одним портом повышенной мощности
- Удобная регулируемая подставка
- Минимальная задержка вывода
- VESA-площадка 100 на 100 мм
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Значимых нет