Год назад мы познакомились с Acer AL922 — одним из первых ЖК-мониторов с диагональю 19 дюймов. Модель была основана на матрице Fujitsu MVA и имела отличные для того времени технические характеристики. Однако через некоторое время компания Fujitsu пришла к выводу, что рынок панелей для мониторов перестал быть достаточно прибыльным, чтобы продолжать на нем работать, и решила большее внимание уделить ЖК-телевизорам. Тактика была правильной — через некоторое время на этот рынок обратили внимание все производители. А основными производителями на рынке матриц для мониторов стали в основном корейские компании, в частности LG и Samsung.
Впрочем, не они одни составляют список производителей. В частности, AU Optronics, получившая лицензию на MVA в описываемое время, сначала производила 19-дюймовые матрицы, идентичные оригиналу от Fujitsu, а в этом году вышла на рынок с собственной, улучшенной разработкой. Ввиду тесных отношений AU и Acer вторая компания сразу воспользовалась этим для выпуска нового монитора, причем даже не одного, а целых двух — бюджетной модели («Эконом-линия» по терминологии Acer) и домашнего монитора высокого класса («Престиж-линия»). Примечательно, что AL922 некоторое время производился параллельно с новинками, причем, несмотря на то, что бюджетный AL1911m уступал ему далеко не во всем, продолжал относиться к «Престиж-линии». Чем эти мониторы различаются и что в них общего — мы сейчас и рассмотрим.
Acer AL1911m
Данная модель была призвана заменить AL922 на бюджетном сегменте рынка — цены на модели с диагональю 19 дюймов за прошедший год просто обрушились, так что нужно было осваивать и это направление.
От старой модели AL1911m унаследовал корпус: все те же размеры 433×447×235 мм и масса 5,5 кг, пластмасса как основной материал, такие же кнопки на передней панели и поворотное основание. Пара отличий спрятана сзади. Старый монитор был рассчитан на кронштейны VESA с шагом 75 мм, новый — 100 мм. Новый вариант становится все более популярным, поскольку обеспечивает более надежное крепление монитора, что особенно важно для моделей с большой диагональю. Второе отличие более важное — если AL922 имел два видеовхода (цифровой и аналоговый), то AL1911m снабжен только аналоговым. Судя по спецификациям мониторов Acer, как раз отсутствие цифрового входа является главным атрибутом мониторов «Эконом-линии». Я не думаю, что данный подход является правильным, все-таки себестоимость монитора только с цифровым входом должна быть ниже, чем только с аналоговым (последняя практически не отличается от монитора с двумя входами). Более логичным в этом году был бы выпуск бюджетных моделей как раз без аналогового, а не без цифрового входа. Тем более что достаточно долгое время даже самые бюджетные модели видеокарт снабжаются цифровым выходом (и даже в случае интегрированной графики ситуация уже начала улачшаться). В общем, как это часто бывает, ограничение скорее маркетинговое, нежели техническое. Матрица используется такая же, как в старшей модели, так что к ее изучению мы и перейдем.
Acer AL1931m
Приятно быть пророком :) В свое время поругал AL922 за несколько «недомашние» дизайн и функциональность, и буквально сразу компания обратила внимание на соответствующую линейку мониторов. Начали, правда, с 15-дюймовой модели, потом появилась и «семнашка», а теперь пользователю доступен и монитор с диагональю 19 дюймов. Что особенного в мониторах «Престиж-линии»?
Выдающийся дизайн всех трех моделей. Тонкие серебристые корпуса на металлической подставке сразу привлекают внимание. Правда, замечу, что в плане корпуса AL1931m уступает средней модели семейства: в его случае металлическая лишь подставка, а сам корпус выполнен из пластмассы, а вот AL1731m поставляется в цельнометаллическом корпусе. На первый взгляд отличить пластик «под металл» от алюминия не так-то просто, а простукивать ваш монитор пальцем вряд ли кто будет. Но применение металлической подставки оправдано во всех случаях: благодаря этому ее удалось сделать более компактной.
В отличие от пластмассовых подставок мониторов других линеек, эта сделана не сплошной, что, вместе с небольшой толщиной основной части и узкой окантовкой матрицы производит впечатление чего-то легкого и ультрасовременного. Легкость эта, обманчива: монитор весит на полкило больше, нежели AL922/AL1911m — 6 кг (но взвешивать его никто не будет, так что визуальные ощущения важнее). На столе монитор занимает меньше места, чем другие модели: его габариты вместе с подставкой — 423×422×172 мм, что несравнимо с ЭЛТ-моделями даже с меньшей диагональю. Можно лишь посетовать, что для обеспечения максимальной компактности блок питания оставлен внешним. С другой стороны, Acer и ранее не очень охотно использовал встроенные блоки питания, что наряду с небольшими минусами (больше элементов, чуть сложнее подключение) имеет и огромный плюс — в случае выхода БП из строя достаточно просто заменить его, а не тащить в сервис-центр весь монитор.
Панель управления линейки тоже отличается от мониторов других классов. Металлические кнопки хорошо сочетаются с остальными элементами конструкции. Кроме того, изменился и индикатор активности монитора: отдельный светодиод на передней модели заменил расположенный под кнопкой выключения питания, к тому же, и цвета поменяли — теперь при работающем мониторе он светится синим. Вроде пустяки, но красиво. Число кнопок не изменилось, а вот их назначение — да, поскольку поменялась логика управления и меню — последнее стало иерархическим, так что пришлось предусмотреть специальную кнопку для его открытия или входа в подменю. Еще одна кнопка выполняет автоматическую настройку, а также переключает монитор между входами — делать это с панели удобнее, чем через меню как ранее. Кнопки «<» и «>» теперь вне меню работают как цифровой регулятор громкости, заменивший применявшийся ранее аналоговый. А еще звуку посвящен отдельный пункт в меню — кроме громкости можно также настраивать также тембр высоких и низких частот и баланс. Практической пользы от этого, на мой взгляд, никакой: все настройки применимы только к встроенным динамикам, а их что настраивай, что не настраивай. Выхода на наушники новые мониторы лишились, что мне очень не понравилось — привык уже. Впрочем, по сути, это единственная моя претензия к дизайну монитора.
Функции меню остались те же, но выглядит оно по-новому: более красивое и близкое к тому, какие мы встречаем в современных оконных ОС (рука так к мышке и тянется :)). В общем, очевидна ориентация на непрофессионального пользователя, который может рассматривать как дополнительный плюс монитора то, что экранное меню умеет плавно гаснуть, а не резко исчезать с экрана. К сожалению, это же наблюдается и в самих пунктах меню: вместо пресетов под определенные цветовые температуры, присутствуют более абстрактные варианты Cool, Natural и Warm. Есть, разумеется, и ручная настройка, но она такая же визуально-субъективная. Большим недостатком это считать нельзя, но все же неприятно. Правда порадовать может то, что теперь настраивать цветовую температуру можно и при использовании цифрового интерфейса, раньше в этом случае что-либо настроить можно было только в драйверах видеокарты.
Что еще можно отметить в мониторах, помимо внешнего оформления? Дополнительные функциональные возможности, заключающиеся на этот раз в видеовходах. То, что все три модели комплектуются и цифровым, и аналоговым входом, само собой разумеется — положение обязывает. Более интересно то, что 17- и 19-дюймовые модели снабжены композитным и S-Video входами, что позволяет подключать к ним бытовое оборудование, способное выдавать видеосигнал в форматах PAL или NTSC. Все разъемы удобно расположены на задней панели. Проблемы могут возникнуть лишь со входом S-Video, который обычно перекрыт подставкой.
Надо отметить, что Acer продумывает все, вплоть до мелочей — до последнего кабеля в комплекте поставки. На кабелях в очередной раз не стали экономить, вложив все, что может пригодиться. Не забыли и заказать тот же S-Video кабель с повернутым на 90 градусов одним разъемом (так его подключать проще), да и цвет самих кабелей к монитору подходит как нельзя лучше. Пустяки? Может быть. Но очень часто отсутствие этих мелочей здорово отравляет жизнь.
А теперь перейдем к главному — к используемой матрице.
Технические характеристики
Для того, чтобы наглядно сравнить старую и новые матрицы, я свел все характеристики в таблицу.
AL922 | AL1911m/AL1931m | |
Производитель | Fujitsu | AU Optronics |
Тип | MVA | MVA |
Диагональ | 19″ | 19″ |
Разрешение | 1280×1024 | 1280×1024 |
Время переключения | 25 мс | 25 мс |
Число цветов | 16М | 16М |
Яркость | 250 кд/м2 | 300 кд/м2 |
Контрастность | 500:1 | 700:1 |
Углы обзора | 170/170° | 170/170° |
Видно, что особых изменений не произошло — и старые матрицы имели очень хорошие технические характеристики. Выросли яркость и контрастность, причем первая на 20%, а вторая — на все 40%, так что реальная контрастность тоже повысилась, что положительным образом сказывается на цветопередаче. Замечу, правда, что даже новые модели ЖК-мониторов все еще не дотягивают до своих «трубчатых» собратьев: те 700:1 обеспечивают даже при своей «жалкой» максимальной яркости в районе 170 кд/м2 . Однако прогресс есть, причем заметный — еще не так давно по человеческим меркам мы могли получить лишь 350:1 при 200 кд/м2. Каким образом заявленные характеристики сказываются на практике, поговорим ниже.
Субъективные впечатления
К сожалению, методика объективного тестирования мониторов до конца ещё недоработана, так что воспользуемся глазами. В данном случае задачу сильно облегчает то, что обе матрицы относятся к одному классу и построены на одной и той же технологии. Да и электроника в обеих моделях должна быть крайне близкой — один производитель мониторов, один класс устройств.
Итак, что касается скорости реакции, то тут изменений никаких. 25 мс это нижний предел для более-менее комфортной сетевой игры, так что продвинутым геймерам лучше обратить свое внимание на более быстрые матрицы или вообще не приобретать пока ЖК-монитор. А вот для просмотра видео игр, отличных от 3D Action, и прочих применений современных мониторов вполне достаточно. Меньшее время переключения не повредило бы, однако пока за него нужно платить качеством цветопередачи, что для очень многих неприемлемо.
Цветопередача не оставляет желать лучшего. У меня сложилось ощущение, что новые матрицы AU по этому параметру ближе к 20-дюймовым Fujitsu, нежели к моделям с меньшей диагональю. Впрочем, при сравнении технических характеристик всех трех матриц становится ясно, откуда это ощущение берется. Выглядеть лучше новым мониторам позволяет более контрастное изображение, что дает более насыщенные и четкие цвета.
В лучшую сторону изменилась ситуация с углами обзора. Казалось бы — куда лучше, если полный угол всего 180 градусов? Но, достигнув пределов, производители занялись увеличением и реально необходимых углов — при которых цвета не искажаются. Если для AL922 такие «эффективные» углы составляли градусов 45 в каждом направлении, то на AL1931m какие-либо искажения начинают наблюдаться за 50-ю градусами. Возможно, со временем они сумеют окончательно справиться с этой проблемой.
В общем, революции не произошло, да никто ее и не обещал. Нормальная эволюция матриц в рамках одной технологии. Только… другими руками. С другой стороны, это приятно — несмотря на фактический уход Fujitsu с этого сегмента рынка, развитие не остановилось: AU сумела не только сохранить, но и приумножить полученное наследство.
Цены
В таблице приведены текущие средние розничные цены в Москве:
AL1911m | AL1931m |
Н/Д(0) | Н/Д(0) |
Цена AL1931m вопросов не вызывает. Даже, наоборот, вызывает чувство глубокого удовлетворения: когда-то за эти деньги самую примитивную «пятнашку» нельзя было купить, теперь же за эти деньги мы можем претендовать на монитор с отличной матрицей, отличным дизайном и отличной функциональностью, превосходящей стандартные требования к мониторам данного класса. А вот цена на AL1911m кажется несколько завышенной: да, матрица хороша, но не кажется ли вам, что наличие цифрового и видеовходов стоит несколько больше 20 долларов (даже если не учитывать дизайн)? Вряд ли кто-то, приобретая монитор для дома, сочтет такую «экономию» существенной. В офисе — другое дело, но там время 19-и дюймовых мониторов на еще не настало. Ничего удивительного, что пока данный монитор особой популярностью среди покупателей не пользуется, так что и продавцы относятся к ним с прохладцей. Хуже то, что AL1931m тоже не хватает. Такое ощущение, что повторяется ситуация годичной давности, связанная с AL922. В декабре AL1931m умудрились исчезнуть с прилавка еще в середине месяца, так что тем, кто хотел порадовать себя на Новый год, пришлось либо отложить праздник, либо приобретать другой монитор. На месте производителя я бы постарался исправить ситуацию (впрочем, может на самом деле все так и было задумано?).
Итого
Два приятных во всех отношениях монитора. AL1911m, несмотря на бюджетную природу, вполне мог бы претендовать на полную замену некогда одного из лучших мониторов в своем классе (AL922), если бы не отсутствие цифрового входа. Впрочем, и в таком состоянии его вполне может ожидать хорошее будущее, если цену несколько снизить. К AL1931m же претензий вообще никаких. Отличная реализация хорошей идеи по приемлемой цене.
российским представительством компании Acer