Lineage II
Chronicle 4: Scions of Destiny
Технологии
API |
MS DirectX 9.0 |
HDR |
Есть |
Пиксельные шейдеры |
1.1 |
Вершинные шейдеры |
1.1 |
Управление анизотропной фильтрацией |
Нет |
Управление антиалиасингом |
Есть |
Управление частотой обновления экрана |
Есть |
Широкоэкранный режим |
Есть |
Поддержка разрешения 1280х1024 |
Есть |
Звук |
Стандарт |
Последняя доступная версия |
N\A |
Для рецензии использовалась версия |
N\A |
Системные требования
Процессор |
Минимальный: Intel Pentium 3 800 MГц или AMD Athlon 800 MГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 1.5 ГГц или AMD Athlon 1.5 ГГц |
Память |
Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 ГБ |
Видеокарта |
Минимально: c 32 МБ памяти и поддержкой пиксельных шейдеров
Рекомендуется: c 128 МБ памяти
|
Интернет |
Минимально: соединение 33 кб/сек Рекоменуется: соединение 128 кб/сек |
HDD |
Для установки игры: 3.5 ГБ
Для работы игры: 300 МБ |
Тестовая система
Процессор |
Athlon 64 3200 |
Память |
2 ГБ (2х1024 DDR PC3200) |
Видеокарта |
ATI Radeon X1800XL 256 МБ |
Аудиокарта |
Creative Audigy 2 |
CD/DVD |
NEC DVD DV-5800C 16x |
HDD |
Samsung SV0602H 60 ГБ Samsung HD120IJ 120 ГБ |
ОС |
Windows XP SP1, SP2 + DirectX 9c |
Да, мы знаем, что Lineage II вышла в 2004 году. Тем не менее, мы решили написать обзор этой сверхпопулярной корейской MMORPG. Причин этому несколько. Во-первых, благодаря усилиям компании «Бука» Lineage II стала ближе русским пользователям - дистрибутив теперь можно найти на полках наших магазинов. Во-вторых, одна из самых успешных онлайновых ролевых игр получила на удивление низкие оценки за рубежом. В-третьих, за время ее существования успело выйти уже 4 полноценные дополнения (Chronicle), с каждым разом изменяющих, улучшающих и перебалансирующих Lineage II. Она успела пройти длинный путь с Prelude до Chronicle 4. Посмотрим, что она предлагает пользователям сейчас.
Парадокс, конечно, когда обруганная, охаянная, перепачканная помидорами и тухлыми яйцами Lineage II неожиданно стала второй по популярности MMORPG в мире, сразу после всеми обласканного World of Warcraft. И никакие EverQuest 2, City of Heroes, Final Fantasy XI, появившиеся примерно в то же время и получившие гораздо более высокие оценки, не смогли догнать «линейку» по абонентской базе.
Спустя три года наверстываем упущенное, благо и повод есть, и растет игра, не увядает, принимает под свою крону все новых и новых пользователей, а вокруг нее все плодятся и плодятся поганки пиратских серверов.
Корейский стиль
Онлайновые ролевые игры можно разделить на две идеологические группы: европейские и корейские. Первые не обязательно сделаны в Европе, а вторые, соответственно, могут не иметь корейских корней. Отличаются они по стилю. Западные игры, вроде World of Warcraft, EverQuest 2 и Guild Wars заточены под выполнение множества мелких заданий и относительно быстрое взятие максимального уровня. «У пользователя всегда должна быть быстро достижимая цель, а лучше - несколько» - их слоган. Корейский стиль больше рассчитан на хардкорных игроков, которых не ведут за ручку улыбчивые NPC (Non Player Character - компьютерный персонаж), показывая пальцем, где именно качаться. Пользователь, оказавшийся в подобном негостеприимном мире, тут же получает внушительный пинок под зад еще в базовой тренировочной локации и дальше волен катиться на все четыре стороны. Пожалуйста, мир открыт. Выживай, дерись, грызись за свое существование. Lineage II именно из этой категории.
Самое страшное слово, которое отпугивает неофитов, это «прокачка». Качаться в Lineage II надо много, катастрофически много. Недели, месяц, два-три? Lineage II не знает таких смешных временных промежутков. Для того чтобы достигнуть максимума, необходимо посвятить себя только этой игре, проводить в ней день ото дня на протяжении года, а то и пары лет, чтобы приблизиться к заветной отметке 75 уровня. Конечно, если это нормальный пользователь, а не фанатик, днями и ночами просиживающий напротив монитора, а потом впадающий в кому от нервного истощения. Такие могут достигнуть максимума и за полгода, полностью выпав при этом из реальности.
Прокачка в Lineage II - это работа. Тяжелая, изнурительная, однообразная работа по уничтожению монстров. Если поначалу восхождение на Олимп осуществляется бодрым бегом, то к уровню 50-му уставший уже спринтер падает на колени, потом на живот, а после еле-еле, с тоской набивая десятые доли процента, ползет наверх. Вот он, этот фактор, из-за которого Lineage II была так холодно принята в 2004 году. Мало интересного, топтаться на одной полянке до 20-го уровня, собирать выпадающие из монстров крохи, таскать их в магазин, зарабатывать копейки и искать по прорванным карманам деньги на новую броню. Потом ту же операцию повторить до 40-го на другой полянке. И т.п. И т.д. Скучно, да. Но эта скука вознаграждается сторицей, когда дело доходит до социала. Тогда-то и становится понятна причина столь негостеприимной системы раскачки.
Игроков максимального уровня должно быть крайне мало на сервере. Они должны быть полубогами для новичков, которым подобный титул светит в лучшем случае через несколько месяцев. На самом деле, чтобы нормально «войти в коллектив», можно обойтись и уровнем 60-ым. Но, сколько бы человек не играл в Lineage II, у него всегда есть куда стремиться. Если в MMORPG западного стиля все, в конце концов, сводится к выполнению совместных рейдов, то здесь совершенствоваться можно практически до бесконечности. Благо, новые Chronicle чуть подняли базовый потолок и ввели еще несколько приятных плюшек для high-level'ов.
Качаться в Lineage II - это целое искусство. Если знать места, где «пасутся» правильные монстры, то уровни можно набивать быстро, в то время как новичок будет жалобно ныть, получая по зубам в, казалось бы, безопасных локациях. У монстров есть свой темперамент и линия поведения. Некоторые из них не обращают внимания на происходящее вокруг. Другие нападают сразу же, стоит им только увидеть пробегающего мимо человека. Третьи даже могут сорваться за поддержкой и привести с собой бригаду друзей. Показатели брони, сопротивление к магии, вызываемые ими заклинания, агрессивность - все приходится учитывать при выборе оптимального места прокачки. Так что первые шаги в этом мире лучше всего делать под руководством опытного пользователя.
В последних Chronicle новичкам стало намного легче жить. Мало того, что им бесплатно вручают 6.500 SoulShot'ов (специальных усилителей ударов), так еще и появившийся Newbie Helper может обласкать ворохом полезных заклинаний, благодаря которым первоначальная прокачка выполняется стремительно и весело - 20-ый уровень вполне реально взять за один день.
Аватара и мир
Для того чтобы войти в новый мир, для него надо сначала родиться. Lineage II предлагает 5 рас на выбор, одна другой краше, милее и, чего греха таить, сексуальнее: люди (Human), эльфы (Elf), темные эльфы (Dark Elf), орки (Orc) и гномы (Dwarf). Одна из немногих игр, где эльфы, следуя Букве, на самом деле, существа красивые, слегка не от мира сего. Люди, чуть более коренастые, смотрятся эльфийскими родственниками на фоне перекачанных стероидами орков. Те не спешат показывать клыки и выглядят, как культуристы, со странным зеленоватым окрасом кожи. Гномы… Гномы - это местный прикол. Пузатые седоволосые дедушки и большеглазые девочки-школьницы из анимешных мультиков породили множество споров о том, как же размножается гномья раса.
Дизайн героев и существ стал далеко не последним фактором, обеспечившим Lineage II такую популярность. Те, кому не пришелся по вкусу гротескно-мультяшный World of Warcraft и «театр уродцев» из EverQuest 2, здесь, на самом деле, найдут, на что посмотреть. Стройные длинноногие эльфийки радостно пищат во время боя. Их темные подружки, готовые модели для «Плейбоя» и «Пентхауза», нарядившиеся в кожаные ремни и в едва прикрывающие телеса платьица, бегают туда-сюда, выставив филейные части на всеобщее обозрение. Хрупкие эльфийские юноши недобро косятся на широкоплечих представителей человеческой расы и испуганно прячутся при виде вышагивающих орковских амбалов. Гномы путаются под ногами у этих красавцев вместе со своими внучками-школьницами.
Вместо набившего уже оскомину европейского фентезийного сеттинга, существа Lineage II смотрятся необычно и, что немаловажно, приятно. Это касается и персонажей, примеряющих на себя внушительный гардероб из блестящей, эффектной брони, и существ, за которыми приходится день ото дня вести охоту. Героям этого мира соответствует и окружение - поросшие травой луга, вялотекущие реки, разрушенные, покинутые деревеньки и, конечно, уходящие ввысь города, выполненные в интересном готическом стиле. В минус можно приписать только некоторую пустоту - это отнюдь не любовно выпестованный в лаборатории дизайнеров игровой мир World of Warcraft, где даже на пятачке 5х5 метров есть, где взгляду зацепиться. Тем не менее, в Lineage II встречаются действительно приятные для туризма локации.
При всей этой красоте и огромном (просто гигантском) игровом мире, сложно поверить, что Lineage II построена на базе престарелого движка Unreal Warfare. Разработчики прикрутили к нему шейдеры, научили воду играть на солнце и отражать динамические объекты, броня приобрела естественный металлический блеск, а свежеобретенный эффект HDR сделал освещение еще сочнее, ярче и динамичнее. В противовес скупым создателям TES4: Oblivion с их термоядерной засветкой, в Lineage II есть три градации уровня интенсивности HDR, а также два уровня эффекта Bloom, на случай, если хочется добавить картинке живости, но не хочется терять AA.
Использование движка Unreal Warfare внесло свои ограничения. Lineage II огромна, но не бесшовная - все поделено на небольшие локации, на границах между которыми происходят секундные подзагрузки. Схема, знакомая еще по TES3: Morrowind. В городах по непонятной причине производительность ощутимо проседает. Эту болезнь постоянно лечат припарками - теперь, по крайней мере, не приходится бежать, уткнувшись носом в мостовую. Но все равно неприятно.
Управление аватарой осуществляется предельно просто, по старому обычаю. Курсором мышки указываем, куда бежать - персонаж делает то, что от него требуется. Во время боев, конечно, приходится обратить внимание на клавиатуру, выбивая чечетку спецспособностей на клавишах. А, отправляясь охотиться на монстров, можно себе позволить расслабиться и взять в руки геймпад. Забавно, что игра, изначально рассчитанная под мыше-клавиатурное управление, так приятно играется на этом консольном придатке. Во время серьезных боев он будет неудобен - не хватает кнопок, да и быстро переключиться на нужную цель не получится. Но во время охоты самое то. Левым стиком бегаем, правым - крутим камеру, эффект обратной связи дает о себе знать во время драк и во время вызова какого-нибудь хитрого заклинания.
Наращивая мускулы
Развитие героя здесь ничего особенного не представляет. Люди, эльфы, темные эльфы и орки с самого начала определяются с ветками развития - воин или маг. Гномы довольствуются одной. С каждым новым уровнем параметры персонажа повышаются автоматически, а за заработанные на монстрах очки опыта покупаются заклинания и способности у учителей. На 20-ом уровне, после выполнения простенькой миссии, выбирается первая профессия. На 40-ом уровне задание уже намного сложнее, выполнять его муторнее. Приходится много путешествовать по миру, но результатом этого станет получение второй профессии, все положительные бонусы которой будут обретаться по мере продвижения в уровнях. В последних Chronicle максимальный уровень подняли до 78-го, а на 76-ом ввели еще один тест на третью, ультимативную профессию, чтобы high-level'ам было чем себя занять, помимо бесконечных противостояний и войн. Кроме того, после второго 75-го уровня можно выполнить миссию на получении дворянского титула и, соответственно, дарованных этим способностей. Под термином «второй 75-ый» скрывается интересная возможность на своем первом 75-ом уровне сменить профессию на любую другую. Только перекачиваться придется заново - с 40-го до 75-го. В результате может получиться, скажем, маг, который выглядит полностью как воин. Хорошая обманка, так как уровень и специализацию противника можно угадать только по его внешнему виду. Именно поэтому на некоторых скриншотах замазаны показатели статистики - это реальный высокоуровневый персонаж, и данные сведения могут оказаться полезными для враждебных кланов.
Настоящая интрига заключается в том, что Lineage II в последних Chronicle предоставила всем заслуженным ветеранам и по совместительству дворянам возможность померяться силушкой и получить эксклюзивное геройской звание (спец-предметы и спец-способности чемпиону прилагаются). Увидели нечто, гордо пробегающее мимо и сияющее, как лампочка Ильича? Знайте - это лучший в своем классе боец (само собой, выяснять отношения позволено только в рамках одной профессии).
Игра про войну
Lineage II культивирует состояние войны на серверах. Как только здесь воцарится мир, игра тут же потеряет вкус, цвет и запах, превратится в жиденькую водицу, протекающую между пальцев и уходящую сквозь камни прямо в канализацию. Именно из-за войн, бесконечных противостояний, Lineage II так любима. Адреналин постоянно бурлит в венах не из-за монстров, тысяча-другая которых осталась за плечами, а из-за людей, представляющих реальную угрозу. Здесь все рассчитано на бесконечное PvP (Player versus Player - игрок против игрока).
В Lineage II нет ограничений на убийство. За городскими стенами цивилизация заканчивается, торгово-рыночные отношения уступают средневековым разборкам. Кто сильнее, тот и прав. Стычки случаются на ровном месте, за выгодную полянку, за старые обиды, за принадлежность к другому клану - причина всегда найдется. Если противник ответит на удар - просто отлично. Результатом убийства станет еще одна единичка к PvP счетчику. Но если враг будет стоять, как смиренная овечка, дожидаясь смерти, то начинаются более интересные события, которые могут привести даже к полному уничтожению едва оперившегося убийцы, если над ним, конечно, нет крепкой «крыши», а за спиной не стоят верные товарищи.
За убийство невинных портится карма. Отмывать ее, особенно на высоких уровнях, приходится долго, кромсая и рубая монстров. Но отмывать необходимо, поскольку покрасневший PK'шник (Player Killer) становится желанной добычей для рейдов «народных дружинников». Такой преступник мало того, что вызывает агрессию со стороны компьютерных стражей в городах, мало того, что торговцы отказываются с ним торговать, так он после смерти может еще и выронить трофей на радость своим охотникам. Те же рассматривают его теперь исключительно в качестве бегающего и сопротивляющегося сундучка с сокровищами. Несколько смертей - и полностью раздетый персонаж отправляется в мусорную корзину своего владельца. Таким образом, сам социум борется против PK'шников, но это отнюдь не уменьшает их количество. Почему-то всегда находятся желающие попробовать на вкус бандитскую жизнь, скрываясь в лесах и совершая вылазки против мирного населения. Так что ушки в Lineage II приходится всегда держать на макушке.
Умирать в Lineage II неприятно. Опыт, особенно на высоких уровнях, набирается крайне медленно, поэтому потеря нескольких процентов - уже трагедия и несколько выкинутых часов на ветер. Поэтому войны между кланами протекают в особом, лихорадочном, будоражащем режиме. Противостояния могут длиться и до простого перемирия, и до полного уничтожения противной стороны, когда люди начинают просто покидать клан-неудачник из-за постоянных смертей и невозможности вести нормальную жизнь. Стоит выйти на полянку - убили. За границу города - убили. Собрались группой - и все равно убили! Только и остается, что выходить из клана в поисках лучшего сообщества с грамотным руководителем.
Межклановые войны, на самом деле, напоминают средневековые разборки. У хорошей группы есть разведчики, уходящие подальше и контролирующие все подступы к территории, чтобы нельзя было подвергнуться внезапной атаке. Есть и доносчики, не принадлежащие, вроде бы, ни к одному из кланов, но шепчущие кому надо о передвижении противника. Есть и отлаженные тактики по нападению и обороне. В Lineage II очень бы пригодилась система по управлению отрядами из Guild Wars, когда руководитель может прямо на миникарте рисовать и отмечать точки обхода и зоны для удара. Но, чего нет, того нет.
Войны между кланами могут начаться с простого оскорбления в чате. Но есть причины и серьезнее. Гораздо серьезнее. Первая из них зовется замками, а вторая - Raid-боссами. Начнем с последних.
Боссы в Lineage II выполняют ту же функцию, что и в великом множестве других ролевых игр - их надо убивать в надежде выбить что-нибудь приятное. Raid-боссы Lineage II, в особенности самые сильные из них, роняют по-настоящему раритетные, легендарные вещи. И за право их убийства приходится бороться. Каждый поход на такого демона начинает с войны, когда враждебные группы встречаются у входа в пещеру и начинают мутузить друг друга за право войти в нее. Сильнейшим достается шанс испытать свои силы. Не факт, что попытка увенчается успехом - трехчасовой поединок может закончиться позорным фиаско для пары сотен отборных высокоуровневых бойцов.
Но самые главные противостояния в Lineage II происходят за замки. Замков немного, и каждый из них привязан к определенному городу и области, с которых клану-владельцу уходят налоги. Так что это не только показатель силы и повод растопырить пальцы, но и источник больших денег. Поэтому каждые две недели местность перед замками обрастает флагами лагерей и сотнями воинов, решившихся отбить каменную глыбу у «буржуев».
Такое светопреставление не может показать ни одна онлайновая игра. Сотни, реальные сотни нападающих. Столько же защитников, столпившихся на стенах. Они мечут друг в друга гадости, ослепляют спецэффектами, устраивают вылазки и диверсии. Ощущение настоящей войны. Вот он, главный козырь Lineage II. Ради него миллионы сидят в этой игре, из-за него она обрела такую бешенную популярность. Единственная MMORPG, которая может предложить настолько продвинутую PvP систему, в отличие от «тепличных» ролевых игр последнего времени.
В поисках равновесия
Самым большим, непозволительным для MMORPG недостатком является дисбаланс. Его корректируют, с ним сражаются в каждой Chronicle, бросая на чаши весов новые плюшки для одних классов и отнимая излишек от других, но равновесия так и не удалось добиться. Перекосы получаются. Если не в одну, так в другую сторону. Сначала была эра лучников, потом пришел час кинжальщиков, сейчас прочно воцарились боевые маги. С каждыми Chronicle силу последних постоянно наращивают, увеличивают скорость магической атаки, повышают повреждения. И теперь маги подобны комплексу «Катюша». Один еще не представляет значительной угрозы, но если их соберется пара-тройка, то они с одного выстрела смогут уложить практически любого персонажа.
Так и получается, что вместо гармоничного распространения классов подавляющее население серверов представлены лишь несколькими из них. Более того, есть и вовсе бесполезные классы! Бедные Paladin и Temple Knight. Слава о них идет не из-за их бессмертных подвигов, но просто из-за самого факта их присутствия среди персонажей 75-го уровня. Чтобы прокачать такую консервную банку необходимо, на самом деле, нечеловеческое упрямство пользователя. Особенно при том условии, что в дальнейшем этот персонаж так и останется юродивым, которого с крайней неохотой принимают в партии. Впрочем, в Chronicle 5 их обещают значительно усилить, а сейчас, при достижении 75-го уровня появилась возможность сменить эту бестолковую профессию на какую-нибудь другую.
Парадокс также заключается в том, что маги мало того, что превосходные бойцы, так они еще и прокачиваются быстрее всех остальных классов. Нонсенс. В системе AD&D маги на максимальном уровне также не подарок, но прокачивать их очень сложно, что резко ограничивает их присутствие в игре. Здесь ситуация прямо противоположная. Причина этого скрывается в глубине корейской психологии, прямо за хитрым прищуром и довольной ухмылкой. «Бледнолицым обезьянам» не понять. Толку от заявленных 30-ти классов, если реальную силу представляют только некоторые из них, а остальные плетутся в авангарде группы поддержки. И главная дикость - бестолковые классы, которых пользователи берут чисто по фану, потому что им нравится, скажем, название или стиль игры.
Приближаясь к высокому уровню, персонаж уже не может играть соло. Ему необходимы всевозможные усиливающие заклинания, лечение и восстановление маны. Поэтому прокачка затормаживается - сложно найти мага поддержки, который бы взялся опекать уткнувшегося в стенку воина. Это вынуждает пользователей приобретать еще одну учетную запись с уже готовым магом или создавать своего собственного. Компании NCsoft это выгодно, но тем самым класс поддержки уничижается. Отпадает смысл качать отдельно таких героев. Зачем, если в каждом клане есть соответствующие боты.
Китайские фермеры
Экономическая система в Lineage II далеко не совершенна. Кроме как воевать, тут и развлечься-то нечем. Недавно добавили рыбалку, как забавное, но бесполезное занятие. Первая эйфория у пользователей схлынула, и удочки отправились на дно морей и океанов.
Все остальное свободное время сводится к добыче предметов и денег, чтобы можно было эти самые предметы купить. Однако процесс этот долгий и неблагодарный, сродни прокачке. Немного удовольствия день ото дня долбить одних и тех же монстров на одной и той же полянке, чтобы заработать миллион-другой аденов (местная валюта)… Но тут на помощь приходят верные помощники из-за Великой Стены!
В Lineage II, как ни в одной другой игре, развит e-baying - покупка виртуальной валюты и предметов через интернет. Если что-либо понадобится, а времени не так много - можно смело обратиться к так называемым китайским фермерам, что расплодили своих ботов по выгодным полянкам, и те без устали колют-режут монстров, собирают из них выпадающее барахло и ингредиенты. Добрый господин приходит вечерком, собирает «урожай», и снова запускает трудяжек. Товар затем продается «ленивым бледнолицым» за вполне реальные деньги. Кому игра, а кому работа. Таким образом, можно неплохо зарабатывать на жизнь, кстати. Спрос на виртуальные побрякушки не угасает. NCsoft периодически блокирует учетные записи за ботоводство, но прибыль перекрывает сторицей стоимость новой коробки Lineage II.
Определить, «водятся» ли в локации боты, легко. Достаточно подойти к воротам населенного пункта. Если какой-нибудь гном атакует охранника, умирает на нем, восстанавливается в городе и снова атакует, значит перед нами определенно компьютерная программа, а не пользователь. А объясняется это с виду глупое событие тем, что после достижения определенного уровня героем монстры перестают ронять на землю необходимые реагенты. Умирая, персонаж теряет заработанный опыт и откатывается по уровню, чтобы с новыми силами накинуться на прибыльных, но несговорчивых монстров.
Ботоводство - одновременно и благословение и проклятие Lineage II. С одной стороны, это возможность обойти муторную экономическую модель, быстро получив необходимые оружие и броню. С другой - теряется весь смысл игры. Любой человек, абсолютно не напрягаясь, не проведя и часа в игре, может в момент приобрести себе самую лучшую вещь. Мало того, персонажа можно даже не прокачивать, а просто купить. Все-таки странно, когда в MMORPG товарно-денежные отношения выходят за игровые рамки, а на полянках толкутся не живые игроки, но компьютерные боты.
Еще один недостаток заключается в торговой системе, создающей излишнюю неразбериху в больших городах. Если необходимо что-то продать, то персонажа принято ставить на площади и превращать в подобие небольшого магазинчика («садить на трейд», как здесь принято говорить) - теперь любой желающий может посмотреть вещи, выдвигаемые на продажу и приобрести их уже без участия хозяина. Вроде бы удобно, но если таких «магазинов» на площади собирается сотня-две? Если бы не функция /target быстро найти необходимую вещь на подобных рынках было бы невозможно.
Очень не хватает аукционов из World of Warcraft, позволяющих спокойно выставить любой предмет на продажу, а самому пойти развлекаться в партии, вместо того, чтобы тратить бесценное время.
Также не красит игру то, что в ней существует всего одна раса, заточенная под добычу денег - гномы. Они могут создавать оружие и броню или, если развивать их по другому направлению, выбивать из монстров уникальные ингредиенты. Самая богатая раса. Мало того, гномы являются еще и превосходными «танками». Жизни и брони у них чрезвычайно много, а способность оглушать противника ударом - одна из лучших.
Для того чтобы не-гномы также могли немного подзаработать, относительно недавно была введена система манора (manor). Теперь у специального NPC (Manor Manager) можно приобрести семена (seeds) и серп (harvester). Семена, как понятно из названия, приходится сеять, а серпом - собирать урожай. Забавно, что сеять семена приходится на монстрах и с них же, при определенном везении, можно собрать всходы, предназначенные на продажу. Подводных камней здесь несколько. Во-первых, количество семян всегда ограничено - много не купишь, тем более что за ними всегда очередь. Во-вторых, в течение дня торговец может приобрести лишь определенное количество всходов, организуя, таким образом, еще одну очередь. Надо ли говорить, что ушлые китайские фермеры быстро освоили манорную систему, и заполонили рынок своими всходами? Тем не менее, подобное вложение в экономическую систему нельзя не приветствовать.
Что нам готовит день грядущий
Chronicle 5 уже висят на носу, разработчики обещают с их помощью выполоть острой тяпкой многие минусы игры. Шаги (которые по счету уже), будут направлены на балансировку классов. Постараются ликвидировать доминирующих и поднять «опущенных». Для этого будут введены новые способности для множества профессий. Олимпийские Герои получат еще больше плюшек, и светящийся маячок вдали станет не только желанной целью для охотников из противоположного клана, но и реальной угрозой.
Следующим решительным изменениям подвергнется клановая система. Все будет сделано для того, чтобы кланы стали более открыты для новичков, принимали их в свои ряды и заботились о них. Кроме того, появится возможность «карьерного роста». Если раньше был лидер клана и «все остальные», то теперь «все остальные» могут подниматься вверх по служебной лестнице. Появляются специальные клановые предметы и клановые способности - более чем достойные причины для того, чтобы примкнуть к группировке.
Как обычно, будет новое оружие, новые территории, новые враги и новые боссы. Чтобы было чем себя занять до следующей «добавки».
Бесплатные миры
Не секрет, что кроме официальных серверов, для Lineage II существует великое множество пиратских «фришардов» - «свободных миров». Думаю, не стоит пояснять, что такие поделки лишены львиной доли преимуществ официального сервера, постоянно глючат, лагуют, вносят странные изменения в уже отработанную математику, неправильно ведут статистику и, самое главное, бесконтрольны. Этика и моральные принципы? Корректные имена персонажей? Вежливое обращение? Только не здесь.
Многие жители таких диких мирков, в конце концов, понимают, что проводить время за полуфабрикатом не стоит, и бегут покупать официальную версию игры. Тем самым, привыкнув к своеобразному характеру «свободного» сообщества, они тащат за собой и весь этот мусор - мат, ругань, беспардонное обращение к другим игрокам, хамское поведение по отношению к иностранцам. Не в силах выучить английский язык, слышатся постоянные призывы «очистить сервер от нерусских», превращая волшебный мир в гадюшник одним своим поведением. Стыдно, право. И неприятно другим пользователям.
Diagnosis
Lineage 2 - уникальная MMORPG. Почти полностью отказавшись от экономики, сведя социальные отношения к массовым противостояниям, она быстро вырвалась в тройку лидеров по числу абонентской базы. Красивая, в чем-то даже изящная, она затягивает в неугасающее пламя войны, заставляя закрывать глаза на плесень дисбаланса, муторность прокачки и удушливое цветение электронных расчетов. У Lineage 2 много недостатков, чрезвычайно много, но спасает ее то, что это единственная MMORPG, культивирующая убийства и тяжело за них наказывающая, подогревая кровь и разгоняя лимфу у своих пользователей. Немудрено, что те возвращаются из других миров с недовольной миной: «Что-то скучно... Когда там следующая осада?».
Pro:
- уникальная PvP модель
- осады замков и массовые походы на Raid-боссов
- множественные бонусы высокоуровневым персонажам
- приятные подвижки для новичков
- более чем приятные модели персонажей
- незаезженная стилистика
- огромный, проработанный мир
- интуитивное управление
Contra:
- долгая, утомительная прокачка
- куцая экономическая модель
- дисбаланс классов
- процветающий e-baying и ботоводство
Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано 11 июля 2006 г.
|
|
Обсуждение обзора и самой игры в конференции
Lineage II Chronicle 4: Scions of Destiny
Lineage II
Chronicle 4: Scions of Destiny
Технологии
API |
MS DirectX 9.0 |
HDR |
Есть |
Пиксельные шейдеры |
1.1 |
Вершинные шейдеры |
1.1 |
Управление анизотропной фильтрацией |
Нет |
Управление антиалиасингом |
Есть |
Управление частотой обновления экрана |
Есть |
Широкоэкранный режим |
Есть |
Поддержка разрешения 1280х1024 |
Есть |
Звук |
Стандарт |
Последняя доступная версия |
N\A |
Для рецензии использовалась версия |
N\A |
Системные требования
Процессор |
Минимальный: Intel Pentium 3 800 MГц или AMD Athlon 800 MГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 1.5 ГГц или AMD Athlon 1.5 ГГц |
Память |
Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 ГБ |
Видеокарта |
Минимально: c 32 МБ памяти и поддержкой пиксельных шейдеров
Рекомендуется: c 128 МБ памяти
|
Интернет |
Минимально: соединение 33 кб/сек Рекоменуется: соединение 128 кб/сек |
HDD |
Для установки игры: 3.5 ГБ
Для работы игры: 300 МБ |
Тестовая система
Процессор |
Athlon 64 3200 |
Память |
2 ГБ (2х1024 DDR PC3200) |
Видеокарта |
ATI Radeon X1800XL 256 МБ |
Аудиокарта |
Creative Audigy 2 |
CD/DVD |
NEC DVD DV-5800C 16x |
HDD |
Samsung SV0602H 60 ГБ Samsung HD120IJ 120 ГБ |
ОС |
Windows XP SP1, SP2 + DirectX 9c |
Да, мы знаем, что Lineage II вышла в 2004 году. Тем не менее, мы решили написать обзор этой сверхпопулярной корейской MMORPG. Причин этому несколько. Во-первых, благодаря усилиям компании «Бука» Lineage II стала ближе русским пользователям - дистрибутив теперь можно найти на полках наших магазинов. Во-вторых, одна из самых успешных онлайновых ролевых игр получила на удивление низкие оценки за рубежом. В-третьих, за время ее существования успело выйти уже 4 полноценные дополнения (Chronicle), с каждым разом изменяющих, улучшающих и перебалансирующих Lineage II. Она успела пройти длинный путь с Prelude до Chronicle 4. Посмотрим, что она предлагает пользователям сейчас.
Парадокс, конечно, когда обруганная, охаянная, перепачканная помидорами и тухлыми яйцами Lineage II неожиданно стала второй по популярности MMORPG в мире, сразу после всеми обласканного World of Warcraft. И никакие EverQuest 2, City of Heroes, Final Fantasy XI, появившиеся примерно в то же время и получившие гораздо более высокие оценки, не смогли догнать «линейку» по абонентской базе.
Спустя три года наверстываем упущенное, благо и повод есть, и растет игра, не увядает, принимает под свою крону все новых и новых пользователей, а вокруг нее все плодятся и плодятся поганки пиратских серверов.
Корейский стиль
Онлайновые ролевые игры можно разделить на две идеологические группы: европейские и корейские. Первые не обязательно сделаны в Европе, а вторые, соответственно, могут не иметь корейских корней. Отличаются они по стилю. Западные игры, вроде World of Warcraft, EverQuest 2 и Guild Wars заточены под выполнение множества мелких заданий и относительно быстрое взятие максимального уровня. «У пользователя всегда должна быть быстро достижимая цель, а лучше - несколько» - их слоган. Корейский стиль больше рассчитан на хардкорных игроков, которых не ведут за ручку улыбчивые NPC (Non Player Character - компьютерный персонаж), показывая пальцем, где именно качаться. Пользователь, оказавшийся в подобном негостеприимном мире, тут же получает внушительный пинок под зад еще в базовой тренировочной локации и дальше волен катиться на все четыре стороны. Пожалуйста, мир открыт. Выживай, дерись, грызись за свое существование. Lineage II именно из этой категории.
Самое страшное слово, которое отпугивает неофитов, это «прокачка». Качаться в Lineage II надо много, катастрофически много. Недели, месяц, два-три? Lineage II не знает таких смешных временных промежутков. Для того чтобы достигнуть максимума, необходимо посвятить себя только этой игре, проводить в ней день ото дня на протяжении года, а то и пары лет, чтобы приблизиться к заветной отметке 75 уровня. Конечно, если это нормальный пользователь, а не фанатик, днями и ночами просиживающий напротив монитора, а потом впадающий в кому от нервного истощения. Такие могут достигнуть максимума и за полгода, полностью выпав при этом из реальности.
Прокачка в Lineage II - это работа. Тяжелая, изнурительная, однообразная работа по уничтожению монстров. Если поначалу восхождение на Олимп осуществляется бодрым бегом, то к уровню 50-му уставший уже спринтер падает на колени, потом на живот, а после еле-еле, с тоской набивая десятые доли процента, ползет наверх. Вот он, этот фактор, из-за которого Lineage II была так холодно принята в 2004 году. Мало интересного, топтаться на одной полянке до 20-го уровня, собирать выпадающие из монстров крохи, таскать их в магазин, зарабатывать копейки и искать по прорванным карманам деньги на новую броню. Потом ту же операцию повторить до 40-го на другой полянке. И т.п. И т.д. Скучно, да. Но эта скука вознаграждается сторицей, когда дело доходит до социала. Тогда-то и становится понятна причина столь негостеприимной системы раскачки.
Игроков максимального уровня должно быть крайне мало на сервере. Они должны быть полубогами для новичков, которым подобный титул светит в лучшем случае через несколько месяцев. На самом деле, чтобы нормально «войти в коллектив», можно обойтись и уровнем 60-ым. Но, сколько бы человек не играл в Lineage II, у него всегда есть куда стремиться. Если в MMORPG западного стиля все, в конце концов, сводится к выполнению совместных рейдов, то здесь совершенствоваться можно практически до бесконечности. Благо, новые Chronicle чуть подняли базовый потолок и ввели еще несколько приятных плюшек для high-level'ов.
Качаться в Lineage II - это целое искусство. Если знать места, где «пасутся» правильные монстры, то уровни можно набивать быстро, в то время как новичок будет жалобно ныть, получая по зубам в, казалось бы, безопасных локациях. У монстров есть свой темперамент и линия поведения. Некоторые из них не обращают внимания на происходящее вокруг. Другие нападают сразу же, стоит им только увидеть пробегающего мимо человека. Третьи даже могут сорваться за поддержкой и привести с собой бригаду друзей. Показатели брони, сопротивление к магии, вызываемые ими заклинания, агрессивность - все приходится учитывать при выборе оптимального места прокачки. Так что первые шаги в этом мире лучше всего делать под руководством опытного пользователя.
В последних Chronicle новичкам стало намного легче жить. Мало того, что им бесплатно вручают 6.500 SoulShot'ов (специальных усилителей ударов), так еще и появившийся Newbie Helper может обласкать ворохом полезных заклинаний, благодаря которым первоначальная прокачка выполняется стремительно и весело - 20-ый уровень вполне реально взять за один день.
Аватара и мир
Для того чтобы войти в новый мир, для него надо сначала родиться. Lineage II предлагает 5 рас на выбор, одна другой краше, милее и, чего греха таить, сексуальнее: люди (Human), эльфы (Elf), темные эльфы (Dark Elf), орки (Orc) и гномы (Dwarf). Одна из немногих игр, где эльфы, следуя Букве, на самом деле, существа красивые, слегка не от мира сего. Люди, чуть более коренастые, смотрятся эльфийскими родственниками на фоне перекачанных стероидами орков. Те не спешат показывать клыки и выглядят, как культуристы, со странным зеленоватым окрасом кожи. Гномы… Гномы - это местный прикол. Пузатые седоволосые дедушки и большеглазые девочки-школьницы из анимешных мультиков породили множество споров о том, как же размножается гномья раса.
Дизайн героев и существ стал далеко не последним фактором, обеспечившим Lineage II такую популярность. Те, кому не пришелся по вкусу гротескно-мультяшный World of Warcraft и «театр уродцев» из EverQuest 2, здесь, на самом деле, найдут, на что посмотреть. Стройные длинноногие эльфийки радостно пищат во время боя. Их темные подружки, готовые модели для «Плейбоя» и «Пентхауза», нарядившиеся в кожаные ремни и в едва прикрывающие телеса платьица, бегают туда-сюда, выставив филейные части на всеобщее обозрение. Хрупкие эльфийские юноши недобро косятся на широкоплечих представителей человеческой расы и испуганно прячутся при виде вышагивающих орковских амбалов. Гномы путаются под ногами у этих красавцев вместе со своими внучками-школьницами.
Вместо набившего уже оскомину европейского фентезийного сеттинга, существа Lineage II смотрятся необычно и, что немаловажно, приятно. Это касается и персонажей, примеряющих на себя внушительный гардероб из блестящей, эффектной брони, и существ, за которыми приходится день ото дня вести охоту. Героям этого мира соответствует и окружение - поросшие травой луга, вялотекущие реки, разрушенные, покинутые деревеньки и, конечно, уходящие ввысь города, выполненные в интересном готическом стиле. В минус можно приписать только некоторую пустоту - это отнюдь не любовно выпестованный в лаборатории дизайнеров игровой мир World of Warcraft, где даже на пятачке 5х5 метров есть, где взгляду зацепиться. Тем не менее, в Lineage II встречаются действительно приятные для туризма локации.
При всей этой красоте и огромном (просто гигантском) игровом мире, сложно поверить, что Lineage II построена на базе престарелого движка Unreal Warfare. Разработчики прикрутили к нему шейдеры, научили воду играть на солнце и отражать динамические объекты, броня приобрела естественный металлический блеск, а свежеобретенный эффект HDR сделал освещение еще сочнее, ярче и динамичнее. В противовес скупым создателям TES4: Oblivion с их термоядерной засветкой, в Lineage II есть три градации уровня интенсивности HDR, а также два уровня эффекта Bloom, на случай, если хочется добавить картинке живости, но не хочется терять AA.
Использование движка Unreal Warfare внесло свои ограничения. Lineage II огромна, но не бесшовная - все поделено на небольшие локации, на границах между которыми происходят секундные подзагрузки. Схема, знакомая еще по TES3: Morrowind. В городах по непонятной причине производительность ощутимо проседает. Эту болезнь постоянно лечат припарками - теперь, по крайней мере, не приходится бежать, уткнувшись носом в мостовую. Но все равно неприятно.
Управление аватарой осуществляется предельно просто, по старому обычаю. Курсором мышки указываем, куда бежать - персонаж делает то, что от него требуется. Во время боев, конечно, приходится обратить внимание на клавиатуру, выбивая чечетку спецспособностей на клавишах. А, отправляясь охотиться на монстров, можно себе позволить расслабиться и взять в руки геймпад. Забавно, что игра, изначально рассчитанная под мыше-клавиатурное управление, так приятно играется на этом консольном придатке. Во время серьезных боев он будет неудобен - не хватает кнопок, да и быстро переключиться на нужную цель не получится. Но во время охоты самое то. Левым стиком бегаем, правым - крутим камеру, эффект обратной связи дает о себе знать во время драк и во время вызова какого-нибудь хитрого заклинания.
Наращивая мускулы
Развитие героя здесь ничего особенного не представляет. Люди, эльфы, темные эльфы и орки с самого начала определяются с ветками развития - воин или маг. Гномы довольствуются одной. С каждым новым уровнем параметры персонажа повышаются автоматически, а за заработанные на монстрах очки опыта покупаются заклинания и способности у учителей. На 20-ом уровне, после выполнения простенькой миссии, выбирается первая профессия. На 40-ом уровне задание уже намного сложнее, выполнять его муторнее. Приходится много путешествовать по миру, но результатом этого станет получение второй профессии, все положительные бонусы которой будут обретаться по мере продвижения в уровнях. В последних Chronicle максимальный уровень подняли до 78-го, а на 76-ом ввели еще один тест на третью, ультимативную профессию, чтобы high-level'ам было чем себя занять, помимо бесконечных противостояний и войн. Кроме того, после второго 75-го уровня можно выполнить миссию на получении дворянского титула и, соответственно, дарованных этим способностей. Под термином «второй 75-ый» скрывается интересная возможность на своем первом 75-ом уровне сменить профессию на любую другую. Только перекачиваться придется заново - с 40-го до 75-го. В результате может получиться, скажем, маг, который выглядит полностью как воин. Хорошая обманка, так как уровень и специализацию противника можно угадать только по его внешнему виду. Именно поэтому на некоторых скриншотах замазаны показатели статистики - это реальный высокоуровневый персонаж, и данные сведения могут оказаться полезными для враждебных кланов.
Настоящая интрига заключается в том, что Lineage II в последних Chronicle предоставила всем заслуженным ветеранам и по совместительству дворянам возможность померяться силушкой и получить эксклюзивное геройской звание (спец-предметы и спец-способности чемпиону прилагаются). Увидели нечто, гордо пробегающее мимо и сияющее, как лампочка Ильича? Знайте - это лучший в своем классе боец (само собой, выяснять отношения позволено только в рамках одной профессии).
Игра про войну
Lineage II культивирует состояние войны на серверах. Как только здесь воцарится мир, игра тут же потеряет вкус, цвет и запах, превратится в жиденькую водицу, протекающую между пальцев и уходящую сквозь камни прямо в канализацию. Именно из-за войн, бесконечных противостояний, Lineage II так любима. Адреналин постоянно бурлит в венах не из-за монстров, тысяча-другая которых осталась за плечами, а из-за людей, представляющих реальную угрозу. Здесь все рассчитано на бесконечное PvP (Player versus Player - игрок против игрока).
В Lineage II нет ограничений на убийство. За городскими стенами цивилизация заканчивается, торгово-рыночные отношения уступают средневековым разборкам. Кто сильнее, тот и прав. Стычки случаются на ровном месте, за выгодную полянку, за старые обиды, за принадлежность к другому клану - причина всегда найдется. Если противник ответит на удар - просто отлично. Результатом убийства станет еще одна единичка к PvP счетчику. Но если враг будет стоять, как смиренная овечка, дожидаясь смерти, то начинаются более интересные события, которые могут привести даже к полному уничтожению едва оперившегося убийцы, если над ним, конечно, нет крепкой «крыши», а за спиной не стоят верные товарищи.
За убийство невинных портится карма. Отмывать ее, особенно на высоких уровнях, приходится долго, кромсая и рубая монстров. Но отмывать необходимо, поскольку покрасневший PK'шник (Player Killer) становится желанной добычей для рейдов «народных дружинников». Такой преступник мало того, что вызывает агрессию со стороны компьютерных стражей в городах, мало того, что торговцы отказываются с ним торговать, так он после смерти может еще и выронить трофей на радость своим охотникам. Те же рассматривают его теперь исключительно в качестве бегающего и сопротивляющегося сундучка с сокровищами. Несколько смертей - и полностью раздетый персонаж отправляется в мусорную корзину своего владельца. Таким образом, сам социум борется против PK'шников, но это отнюдь не уменьшает их количество. Почему-то всегда находятся желающие попробовать на вкус бандитскую жизнь, скрываясь в лесах и совершая вылазки против мирного населения. Так что ушки в Lineage II приходится всегда держать на макушке.
Умирать в Lineage II неприятно. Опыт, особенно на высоких уровнях, набирается крайне медленно, поэтому потеря нескольких процентов - уже трагедия и несколько выкинутых часов на ветер. Поэтому войны между кланами протекают в особом, лихорадочном, будоражащем режиме. Противостояния могут длиться и до простого перемирия, и до полного уничтожения противной стороны, когда люди начинают просто покидать клан-неудачник из-за постоянных смертей и невозможности вести нормальную жизнь. Стоит выйти на полянку - убили. За границу города - убили. Собрались группой - и все равно убили! Только и остается, что выходить из клана в поисках лучшего сообщества с грамотным руководителем.
Межклановые войны, на самом деле, напоминают средневековые разборки. У хорошей группы есть разведчики, уходящие подальше и контролирующие все подступы к территории, чтобы нельзя было подвергнуться внезапной атаке. Есть и доносчики, не принадлежащие, вроде бы, ни к одному из кланов, но шепчущие кому надо о передвижении противника. Есть и отлаженные тактики по нападению и обороне. В Lineage II очень бы пригодилась система по управлению отрядами из Guild Wars, когда руководитель может прямо на миникарте рисовать и отмечать точки обхода и зоны для удара. Но, чего нет, того нет.
Войны между кланами могут начаться с простого оскорбления в чате. Но есть причины и серьезнее. Гораздо серьезнее. Первая из них зовется замками, а вторая - Raid-боссами. Начнем с последних.
Боссы в Lineage II выполняют ту же функцию, что и в великом множестве других ролевых игр - их надо убивать в надежде выбить что-нибудь приятное. Raid-боссы Lineage II, в особенности самые сильные из них, роняют по-настоящему раритетные, легендарные вещи. И за право их убийства приходится бороться. Каждый поход на такого демона начинает с войны, когда враждебные группы встречаются у входа в пещеру и начинают мутузить друг друга за право войти в нее. Сильнейшим достается шанс испытать свои силы. Не факт, что попытка увенчается успехом - трехчасовой поединок может закончиться позорным фиаско для пары сотен отборных высокоуровневых бойцов.
Но самые главные противостояния в Lineage II происходят за замки. Замков немного, и каждый из них привязан к определенному городу и области, с которых клану-владельцу уходят налоги. Так что это не только показатель силы и повод растопырить пальцы, но и источник больших денег. Поэтому каждые две недели местность перед замками обрастает флагами лагерей и сотнями воинов, решившихся отбить каменную глыбу у «буржуев».
Такое светопреставление не может показать ни одна онлайновая игра. Сотни, реальные сотни нападающих. Столько же защитников, столпившихся на стенах. Они мечут друг в друга гадости, ослепляют спецэффектами, устраивают вылазки и диверсии. Ощущение настоящей войны. Вот он, главный козырь Lineage II. Ради него миллионы сидят в этой игре, из-за него она обрела такую бешенную популярность. Единственная MMORPG, которая может предложить настолько продвинутую PvP систему, в отличие от «тепличных» ролевых игр последнего времени.
В поисках равновесия
Самым большим, непозволительным для MMORPG недостатком является дисбаланс. Его корректируют, с ним сражаются в каждой Chronicle, бросая на чаши весов новые плюшки для одних классов и отнимая излишек от других, но равновесия так и не удалось добиться. Перекосы получаются. Если не в одну, так в другую сторону. Сначала была эра лучников, потом пришел час кинжальщиков, сейчас прочно воцарились боевые маги. С каждыми Chronicle силу последних постоянно наращивают, увеличивают скорость магической атаки, повышают повреждения. И теперь маги подобны комплексу «Катюша». Один еще не представляет значительной угрозы, но если их соберется пара-тройка, то они с одного выстрела смогут уложить практически любого персонажа.
Так и получается, что вместо гармоничного распространения классов подавляющее население серверов представлены лишь несколькими из них. Более того, есть и вовсе бесполезные классы! Бедные Paladin и Temple Knight. Слава о них идет не из-за их бессмертных подвигов, но просто из-за самого факта их присутствия среди персонажей 75-го уровня. Чтобы прокачать такую консервную банку необходимо, на самом деле, нечеловеческое упрямство пользователя. Особенно при том условии, что в дальнейшем этот персонаж так и останется юродивым, которого с крайней неохотой принимают в партии. Впрочем, в Chronicle 5 их обещают значительно усилить, а сейчас, при достижении 75-го уровня появилась возможность сменить эту бестолковую профессию на какую-нибудь другую.
Парадокс также заключается в том, что маги мало того, что превосходные бойцы, так они еще и прокачиваются быстрее всех остальных классов. Нонсенс. В системе AD&D маги на максимальном уровне также не подарок, но прокачивать их очень сложно, что резко ограничивает их присутствие в игре. Здесь ситуация прямо противоположная. Причина этого скрывается в глубине корейской психологии, прямо за хитрым прищуром и довольной ухмылкой. «Бледнолицым обезьянам» не понять. Толку от заявленных 30-ти классов, если реальную силу представляют только некоторые из них, а остальные плетутся в авангарде группы поддержки. И главная дикость - бестолковые классы, которых пользователи берут чисто по фану, потому что им нравится, скажем, название или стиль игры.
Приближаясь к высокому уровню, персонаж уже не может играть соло. Ему необходимы всевозможные усиливающие заклинания, лечение и восстановление маны. Поэтому прокачка затормаживается - сложно найти мага поддержки, который бы взялся опекать уткнувшегося в стенку воина. Это вынуждает пользователей приобретать еще одну учетную запись с уже готовым магом или создавать своего собственного. Компании NCsoft это выгодно, но тем самым класс поддержки уничижается. Отпадает смысл качать отдельно таких героев. Зачем, если в каждом клане есть соответствующие боты.
Китайские фермеры
Экономическая система в Lineage II далеко не совершенна. Кроме как воевать, тут и развлечься-то нечем. Недавно добавили рыбалку, как забавное, но бесполезное занятие. Первая эйфория у пользователей схлынула, и удочки отправились на дно морей и океанов.
Все остальное свободное время сводится к добыче предметов и денег, чтобы можно было эти самые предметы купить. Однако процесс этот долгий и неблагодарный, сродни прокачке. Немного удовольствия день ото дня долбить одних и тех же монстров на одной и той же полянке, чтобы заработать миллион-другой аденов (местная валюта)… Но тут на помощь приходят верные помощники из-за Великой Стены!
В Lineage II, как ни в одной другой игре, развит e-baying - покупка виртуальной валюты и предметов через интернет. Если что-либо понадобится, а времени не так много - можно смело обратиться к так называемым китайским фермерам, что расплодили своих ботов по выгодным полянкам, и те без устали колют-режут монстров, собирают из них выпадающее барахло и ингредиенты. Добрый господин приходит вечерком, собирает «урожай», и снова запускает трудяжек. Товар затем продается «ленивым бледнолицым» за вполне реальные деньги. Кому игра, а кому работа. Таким образом, можно неплохо зарабатывать на жизнь, кстати. Спрос на виртуальные побрякушки не угасает. NCsoft периодически блокирует учетные записи за ботоводство, но прибыль перекрывает сторицей стоимость новой коробки Lineage II.
Определить, «водятся» ли в локации боты, легко. Достаточно подойти к воротам населенного пункта. Если какой-нибудь гном атакует охранника, умирает на нем, восстанавливается в городе и снова атакует, значит перед нами определенно компьютерная программа, а не пользователь. А объясняется это с виду глупое событие тем, что после достижения определенного уровня героем монстры перестают ронять на землю необходимые реагенты. Умирая, персонаж теряет заработанный опыт и откатывается по уровню, чтобы с новыми силами накинуться на прибыльных, но несговорчивых монстров.
Ботоводство - одновременно и благословение и проклятие Lineage II. С одной стороны, это возможность обойти муторную экономическую модель, быстро получив необходимые оружие и броню. С другой - теряется весь смысл игры. Любой человек, абсолютно не напрягаясь, не проведя и часа в игре, может в момент приобрести себе самую лучшую вещь. Мало того, персонажа можно даже не прокачивать, а просто купить. Все-таки странно, когда в MMORPG товарно-денежные отношения выходят за игровые рамки, а на полянках толкутся не живые игроки, но компьютерные боты.
Еще один недостаток заключается в торговой системе, создающей излишнюю неразбериху в больших городах. Если необходимо что-то продать, то персонажа принято ставить на площади и превращать в подобие небольшого магазинчика («садить на трейд», как здесь принято говорить) - теперь любой желающий может посмотреть вещи, выдвигаемые на продажу и приобрести их уже без участия хозяина. Вроде бы удобно, но если таких «магазинов» на площади собирается сотня-две? Если бы не функция /target быстро найти необходимую вещь на подобных рынках было бы невозможно.
Очень не хватает аукционов из World of Warcraft, позволяющих спокойно выставить любой предмет на продажу, а самому пойти развлекаться в партии, вместо того, чтобы тратить бесценное время.
Также не красит игру то, что в ней существует всего одна раса, заточенная под добычу денег - гномы. Они могут создавать оружие и броню или, если развивать их по другому направлению, выбивать из монстров уникальные ингредиенты. Самая богатая раса. Мало того, гномы являются еще и превосходными «танками». Жизни и брони у них чрезвычайно много, а способность оглушать противника ударом - одна из лучших.
Для того чтобы не-гномы также могли немного подзаработать, относительно недавно была введена система манора (manor). Теперь у специального NPC (Manor Manager) можно приобрести семена (seeds) и серп (harvester). Семена, как понятно из названия, приходится сеять, а серпом - собирать урожай. Забавно, что сеять семена приходится на монстрах и с них же, при определенном везении, можно собрать всходы, предназначенные на продажу. Подводных камней здесь несколько. Во-первых, количество семян всегда ограничено - много не купишь, тем более что за ними всегда очередь. Во-вторых, в течение дня торговец может приобрести лишь определенное количество всходов, организуя, таким образом, еще одну очередь. Надо ли говорить, что ушлые китайские фермеры быстро освоили манорную систему, и заполонили рынок своими всходами? Тем не менее, подобное вложение в экономическую систему нельзя не приветствовать.
Что нам готовит день грядущий
Chronicle 5 уже висят на носу, разработчики обещают с их помощью выполоть острой тяпкой многие минусы игры. Шаги (которые по счету уже), будут направлены на балансировку классов. Постараются ликвидировать доминирующих и поднять «опущенных». Для этого будут введены новые способности для множества профессий. Олимпийские Герои получат еще больше плюшек, и светящийся маячок вдали станет не только желанной целью для охотников из противоположного клана, но и реальной угрозой.
Следующим решительным изменениям подвергнется клановая система. Все будет сделано для того, чтобы кланы стали более открыты для новичков, принимали их в свои ряды и заботились о них. Кроме того, появится возможность «карьерного роста». Если раньше был лидер клана и «все остальные», то теперь «все остальные» могут подниматься вверх по служебной лестнице. Появляются специальные клановые предметы и клановые способности - более чем достойные причины для того, чтобы примкнуть к группировке.
Как обычно, будет новое оружие, новые территории, новые враги и новые боссы. Чтобы было чем себя занять до следующей «добавки».
Бесплатные миры
Не секрет, что кроме официальных серверов, для Lineage II существует великое множество пиратских «фришардов» - «свободных миров». Думаю, не стоит пояснять, что такие поделки лишены львиной доли преимуществ официального сервера, постоянно глючат, лагуют, вносят странные изменения в уже отработанную математику, неправильно ведут статистику и, самое главное, бесконтрольны. Этика и моральные принципы? Корректные имена персонажей? Вежливое обращение? Только не здесь.
Многие жители таких диких мирков, в конце концов, понимают, что проводить время за полуфабрикатом не стоит, и бегут покупать официальную версию игры. Тем самым, привыкнув к своеобразному характеру «свободного» сообщества, они тащат за собой и весь этот мусор - мат, ругань, беспардонное обращение к другим игрокам, хамское поведение по отношению к иностранцам. Не в силах выучить английский язык, слышатся постоянные призывы «очистить сервер от нерусских», превращая волшебный мир в гадюшник одним своим поведением. Стыдно, право. И неприятно другим пользователям.
Diagnosis
Lineage 2 - уникальная MMORPG. Почти полностью отказавшись от экономики, сведя социальные отношения к массовым противостояниям, она быстро вырвалась в тройку лидеров по числу абонентской базы. Красивая, в чем-то даже изящная, она затягивает в неугасающее пламя войны, заставляя закрывать глаза на плесень дисбаланса, муторность прокачки и удушливое цветение электронных расчетов. У Lineage 2 много недостатков, чрезвычайно много, но спасает ее то, что это единственная MMORPG, культивирующая убийства и тяжело за них наказывающая, подогревая кровь и разгоняя лимфу у своих пользователей. Немудрено, что те возвращаются из других миров с недовольной миной: «Что-то скучно... Когда там следующая осада?».
Pro:
- уникальная PvP модель
- осады замков и массовые походы на Raid-боссов
- множественные бонусы высокоуровневым персонажам
- приятные подвижки для новичков
- более чем приятные модели персонажей
- незаезженная стилистика
- огромный, проработанный мир
- интуитивное управление
Contra:
- долгая, утомительная прокачка
- куцая экономическая модель
- дисбаланс классов
- процветающий e-baying и ботоводство
Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано 11 июля 2006 г.
|
|
Обсуждение обзора и самой игры в конференции
|
|
Комментарии? Поправки? Дополнения? lock@ixbt.com |
|
|
Комментарии? Поправки? Дополнения? lock@ixbt.com |
Copyright © by iXBT.com, 19972012. Produced by iXBT.com
|
|
|