Выставка CEATEC, традиционно проходящая в начале октября в пригороде Токио, хоть и имеет международное значение, тем не менее, ориентирована преимущественно на японского потребителя и японские компании. Первые могут ознакомиться как с продуктами уже присутствующими на рынке, так и концептами ближайшего и отдаленного будущего. Вторые — посмотреть на достижения конкурентов и подыскать партнеров среди больших и не очень больших компаний, представляющих, кроме Японии, еще десятка два стран. Для компании Panasonic эта выставка является традиционным поводом, чтобы собрать журналистов со всего мира — несколько делегаций от регионов или стран, — и продемонстрировать им самые значимые достижения компании. В первой части данной статьи мы рассмотрим трехмерный кинотеатр от Panasonic, вторая часть будет посвящена новой и очень интересной цифровой фотокамере LUMIX DMC-GF1.
Главный павильон Panasonic на CEATEC.
Индустрия развлечения не имеет права долго топтаться на одном месте, она должна постоянно открывать пользователям новые впечатляющие возможности и стимулировать приобретение устройств и контента, их реализующие. Если ограничится технологиями визуализации, доступными для домашнего индивидуального использования, то ближайшими приемниками господствующего ныне Высокого разрешения (Full HD) стоит рассматривать Очень Высокое разрешение и трехмерное (3D) видео. Примерами технологии Очень Высокого разрешения могут служить видеопроекторы, чье разрешение в несколько раз превышает Full HD, и, например, 103-дюймовая пламенная панель от Panasonic с разрешением 3840 на 2160 пикселей (4K2K), демонстрировавшаяся на CEATEC 2009. Впрочем, Очень Высокое разрешение вряд ли в ближайшее время займет место локомотива индустрии. Причин как минимум две. Во-первых, увеличение разрешения в несколько раз потребует глобальной замены всех звеньев цепочки от поставщика контента до потребителя: нужно будет разработать новые носители, устройства их воспроизводящие и устройства отображения. Причем незначительными переделками и усовершенствованиями тут уже не обойтись. Во-вторых, и это, пожалуй, самый важный момент, увеличение разрешение выше Full HD не дает вау-эффекта, попросту не впечатляет зрителя, поэтому его будет трудно убедить в необходимости дорогостоящего апгрейда видеоаппаратуры. Хорошим подтверждением вышесказанного являлся стенд с упомянутой «плазмой» 4K2K — большинство посетителей равнодушно проходили мимо, обращая больше внимания на девушек, и только те, кто в теме, на минутку задерживались, но разочарованные тем, что источником сигнала был обычный BD-плеер, а значит, и демонстрации истинного разрешения 4K2K не было, переходили к другому стенду.
Тогда как в демокомнаты и закутки с 3D-кинотеатрами народ стоял в длинных очередях. И подобных очередей было много. Если на прошлогодней выставке CEATEC, помнится, был только 3D-кинотеатр от Panasonic на основе плазменной панели 103-дюйма, и еще в парочке мест демонстрировали 3D-дисплеи, то на CEATEC 2009 3D-видео было, пожалуй, главной темой. Компания Mitsubishi показывала трехмерный проекционный DLP-телевизор и DLP-проектор, работающий в 3D-режиме, компании Sharp, Sony и Toshiba — 3D-LCD-телевизоры, а Panasonic — 3D «плазмы». По количеству 3D-шоурумов Sony была впереди всех — их было порядка десяти, что составляло большую часть экспозиции этой компании. На павильоне Panasonic под 3D было отведено примерно 1/4 всей площади, и на этот раз 103-дюймового 3D флагмана поддерживали более доступные массовому потребителю 50-дюймовые трехмерные плазменные панели с разрешением Full HD.
Несмотря на то, что принципов формирования 3D-видео известно несколько, и большинство уже реализовано в прототипах или даже активно продающихся устройствах, наибольшее распространение в обозримом будущем получит, по всей видимости, затворный метод, в котором используются активные очки, синхронизированные с выводом изображения на экран и попеременно открывающие картинку для правого и левого глаза. Достоинств у этого принципа несколько: не уменьшается разрешение картинки (ну или нет необходимости увеличивать разрешение устройства отображения), сохраняется полноцветность изображения, для реализации принципа требуется незначительная доработка существующих устройств отображения плюс относительно недорогие активные очки и устройство синхронизации. Без недостатков, конечно, не обошлось: во-первых, смотреть 3D-изображение нужно в очках, во-вторых, желательно выводить видео с повышенной частотой кадров, так как для каждого глаза она уменьшается в два раза, и, в-третьих, периодическое и попеременное перекрывание картинки для глаз может приводить к нежелательному стробоскопическому эффекту. Именно затворный метод использовался в трехмерных кинотеатрах перечисленных выше компаний. Мы воспользовались шансом сравнить реализацию затворного принципа формирования 3D с использованием различных технологий. Все три демонстрировавшиеся технологии — DLP, ЖК (LCD) и плазменная (PDP) — на современном этапе способны создавать трехмерное изображение с помощью активных очков. Можно было бы еще добавить лазерный телевизор от компании Mitsubishi, так как для него заявлена поддержка 3D, но на выставке он работал в обычном, «плоском» режиме, поэтому его 3D-возможности оценить не удалось. Несмотря на то, что, в целом, качество 3D-видео было на высоте во всех шоу-румах, которые мы посетили, можно отметить ряд особенностей: 3D DLP-дисплей характеризуется наличием эффекта «радуги», традиционно присущего DLP-проекторам с вращающимся светофильтром, на ЖК и плазменных панелях «радуги», разумеется, не было, но многие отмечали, что плазменные дисплеи Panasonic лучше передают быстрые движения, чем ЖК-телевизоры конкурентов. Что ж, хороший повод рассмотреть 3D-решение от Panasonic подробнее.
От изображения на экране зритель, прежде всего, хочет получить высокую степень реалистичности. Плазменные дисплеи обладают рядом врожденных особенностей, позволяющих достигнуть требуемого результата, в том числе и при демонстрации трехмерного изображения: цена на PDP больших размеров относительно невысока, «плазмы» демонстрируют контрастную картинку с отличной цветопередачей, а высокая скорость формирования изображения позволяет создавать реалистичную 3D-картинку. Впрочем, чтобы уменьшить возможные перекрёстные искажения, возникающие в том случае, если изображение, предназначенное для одного глаза, частично передается на другой, в новых плазменных панелях Panasonic применяется люминофор с укороченным послесвечением и используется измененная импульсная последовательность.
Кроме того, в алгоритм работы затворных очков введен темновой период, помогающий лучше разделить картинку для обоих глаз.
Заметим, что, несмотря на обещанный коэффициент разделения очков более 1000:1, на очень контрастных границах объектов иногда можно было увидеть двоение, так что еще есть, над чем поработать. Для синхронизации работы очков с выводом изображения используется беспроводная система на основе ИК-излучателей. На фотографии ниже — это две коробочки с красными светофильтрами, расположенные справа и слева от контрольного блока SU-ZT1 беспроводной аудиосистемы.
Кстати, работу ИК-излучателей легко отследить при съемке фото- или видеокамерой без ИК-фильтра перед матрицей. На следующей фотографии представлен один из вариантов активных очков от Panasonic.
Поводок — это защита от кражи, а вовсе не провод синхронизации. Видно, что в момент съемки светофильтр перекрыл изображение для левого глаза. Отметим, что компания Panasonic представила не просто 3D-плазменную панель, а прототип комплекта для домашнего трехмерного кинотеатра. Помимо упомянутых 50-дюймовой панели и активных очков комплект включает в себя и 3D Blu-ray-плеер.
Этот плеер обеспечивает воспроизведение и передачу видеоизображения с разрешением 1920 на 1080 пикселей и с частотой 120 кадр/с (по 60 кадр/с для каждого глаза). В качестве интерфейса, соединяющего плеер и панель, используется уже привычный HDMI, версия 1.4 которого поддерживает двухканальную передачу Full HD видео 60 кадр/с и служебную информацию, необходимую для корректного воспроизведения 3D. Если с HDMI все ясно — версия 1.4 утверждена и скоро будут опубликованы спецификации теста на совместимость с этой версией, — то над стандартом 3D Blu-ray-дисков (3D Expanded Standard) ассоциация Blu-ray Disc (BDA) еще работает, но его принятие не за горами. Такие диски должны не только хранить Full HD видео для каждого глаза, но и обязательно быть совместимыми с обычными Blu-ray-плеерами. Очевидно, что записываемый объем информации на 3D Blu-ray-дисках увеличивается, по сравнению с обычными при той же длительности фильма. Однако объема двухслойного BD на 50 Гбайт должно хватать на 3-х часовой трехмерный фильм с дополнительными материалами, при условии, что поток увеличивается не в 2 раза, а в 1,4-1,5, так как кадры для правого и левого глаза частично совпадают. Компания Panasonic планирует выйти на рынки Японии, США и Европы со своим 3D-кинотеатром уже в весной 2010 года, но конкретные сроки зависят от принятия 3D Expanded Standard.
Востребованность и, в конечном счете, окупаемость 3D-систем напрямую зависит от наличия 3D-контента. Кстати, от типа и качества контента очень зависит реалистичность восприятия. Например, 3D-кино с низкой частотой кадров (традиционные 24 кадр/с) на 3D-дисплеях с затворной технологией смотрятся не очень хорошо из-за выраженного строба, демонстрационные ролики часто слишком перебарщивают с быстро двигающимися виртуально очень близко от зрителя объектами, в результате чего иногда теряется синхронизация и трехмерность. Лучше всего смотрятся трехмерные игры, так как игровой движок может создавать последовательность кадров с частотой 60 Гц для каждого глаза и действие обычно происходит на достаточном удалении от зрителя. В компании Panasonic делают ставку на трехмерные игры и трехмерное кино как на основной способ популяризации 3D-видео. И если в поддержке игровой индустрии Panasonic как-то не замечена, то в области создания кино совсем иначе.
В голливудской лаборатории Panasonic (Panasonic Hollywood Laboratory), основной задачей которой уже несколько лет является авторинг дисков Blu-ray, к настоящему моменту введена в строй система авторинга 3D Blu-ray-дисков, включающая в себя аппаратное и программное обеспечение, в том числе верификационные 3D-кинотеатры на основе плазменной и проекционной технологий.
Ближайшим значительным событием, способствующим продвижению 3D-технологий, станет выход 18 декабря кинофильма Джеймса Камерона (James Cameron) под названием AVATAR. Фильм будет представлен как в 2D, так и в 3D-формате. Компания Panasonic, являясь эксклюзивным аудио-видео партнером, обеспечивала создателей фильма новейшими разработками в области аудио/видеооборудования. Некоторые виды подобного оборудования демонстрировались на CEATEC 2009. Это: двухлинзовая профессиональная стереовидеокамера,
мобильные 3D-рекордеры
и профессиональные мониторы.
Камера и рекордеры в качестве носителей используют компактные и надежные карточки P2,
что позволяет гибко и эффективно использовать эти камеры и рекордеры при съемках вне студии.
Как нам кажется, компании Panasonic также следовало бы обеспечить возможность самим пользователям создавать 3D-контент с помощью бытовых стереовидео/фотокамер. Возможно, разработка подобных устройств в компании уже ведутся, но на выставке их не было.
К настоящему моменту в 3D снято порядка 50 фильмов, которые можно издать на 3D Blu-ray-дисках, а до конца 2010 к выпуску намечено еще как минимум 12 значимых тайтлов трехмерных фильмов (в Голливуде). Есть хорошие перспективы и у трехмерного телевидения, тестовые трансляции которого уже ведутся. В общем, можно прогнозировать, что 3D-видео придет в каждый дом если не завтра, то уже совсем скоро, и большая заслуга в этом будет принадлежать компании Panasonic.