Первым кратко выступил Гэри Шапиро, руководитель Consumer Electronic Association (CEA), которая проводит Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе уже несколько десятилетий. Его выступление логически задало тон для самых интересных событий всей ключевой сессии. Сначала он кратко остановился на текущей индустрии развлечений, на борьбе телевидения с компьютерами и на том, как эти две системы стремительно интегрирутся. И как компьютерные системы — и в виде ПК, и в виде игровых и телевизионных многофункциональных приставок — начинают доминировать.
Кроме того, он напомнил, что уже давно Microsoft является единственной компанией, которая получила право проводить столь масштабное мероприятие на CES. По мнению Гэри Шапиро, ни одна компания в мире не привносит столько нового в индустрию ИТ, как Microsoft. Она вносит самый большой вклад в формирование нашего информационного будущего. Например, еще в 1995 году Билл Гейтс, выступая на небольшом рабочем семинаре в рамках CES, предсказал, что онлайн произведет революцию в жизни пользователей, и эта революция будет социальной. Microsoft творит будущее больше, чем кто либо еще — и поэтому кому, как не ее президенту, рассказывать о будущем?
Выступление Стива Баллмера было построено в форме диалога, и помогал ему в этом известный ведущий американского телевидения Райан Сикрест (Rayan Seacrest). Они вели спокойную и неторопливую беседу (что, в общем, нехарактерно для Стива Баллмера, обычно он очень экспрессивен). Телесуфлер находился практически за нашими местами, так что можно было проконсультироваться, если чего-то не услышал со сцены.
Впрочем, в этом году вся сессия Microsoft не поражала откровениями, открытиями и срыванием покровов с будущего. Стив только давал вводные и подводил итоги, предоставив руководителям разных подразделений Microsoft рассказывать о новостях и новых продуктах в своих областях. Так что в целом рассказ получился очень спокойным и очень общим, без новинок, без далеко идущих планов и анонсов новых технологий. Одно из двух: либо «наступает эпоха стабильности», и в дальнейшем потребители будут узнавать о новых продуктах только в момент анонса, а планы и новые технологии будут описываться в максимально общем виде; либо Microsoft, предчувствуя надвигающийся кризис, не хочет особо говорить о планах и давать обязательства, которые могут и не осуществиться.
Зато о ближайших перспективах и Стив Баллмер, и его подчиненные говорили весьма охотно. Главная перспектива заключается в том, чтобы «вывести устройства на новый уровень», что в данном контексте следует скорее всего понимать как «привести все устройства к общему знаменателю». Все устройства — это ПК, планшеты, ТВ и приставки, телефоны: всё то, что имеет программную часть Microsoft. Компания хочет создать не просто единую платформу, но и единый интерфейс — быстрый, удобный и динамичный. Этот интерфейс, Metro, уже создан, и сейчас Microsoft работает над тем, чтобы внедрить его во всю линейку своих устройств.
Windows Phone 7
Разговор о новых продуктах и технологиях Microsoft начался с рассказа о телефонной системе Windows Phone 7. Прямо перед нами сидел Джо Бельфиоре, один из главных разработчиков Windows Phone, с соратниками. Эта компания создавала довольно громкий локальный шум в поддержку своего продукта.
По словам Баллмера, главной задачей было создание нового, оригинального подхода к построению системы и пользовательского интерфейса телефона. Разработчикам вполне удалось справиться с задачей, и он доволен получившимся результатом.
Конкурирующие телефонные платформы ориентированы на выполнение определенных задач, и для каждой задачи предусматривается свое приложение. Поэтому пользовательский интерфейс телефона организован как список задач, а меню — набор статичных иконок, реализующих единственную функцию — запуск приложения.
Подход Microsoft заключается в том, что не приложения в телефоне главное. Задача пользователя — не запустить браузер, а получить нужную информацию. Не войти в почтовое приложение, а ответить на сообщения или отправить важное письмо. Люди сейчас вовлечены в огромное количество социальных контактов через интернет, они хотят обмениваться информацией и новостями с теми людьми, кто им дорог. Поэтому система Windows Phone 7 построена так, чтобы быстро и в удобной форме дать пользователям доступ к той информации, которая им нужна.
Подробнее о системе рассказал Дерек Снайдер.
Сейчас на рынок выходит много новых моделей смартфонов под управлением Windows Phone 7, имеющих совершенно разную функциональность: большие, маленькие, с фронтальными камерами, без них, с разными диагоналями и типами экранов. Но все эти телефоны имеют единую программную платформу.
Как уже говорилось, суть Windows Phone 7 состоит в том, чтобы пользователь мог легко и быстро узнать нужную ему информацию либо пообщаться с дорогими ему людьми. Поэтому основной элемент системы — People Hub, где в одном месте собрана вся информация о контактах, все важные и интересные новости из их жизни. Прямо в системе можно посмотреть новости и сообщения — как в ленте друзей, так и для конкретного нужного контакта. Живые плитки — это не просто фотографии или иконки для перехода — это самостоятельное информационное пространство, куда выводится информация о новостях и новых записях каждого человека, его новые фотографии, сюда же попадает информация о пропущенных звонках и сообщениях именно от него.
Вся информация о человеке собрана в одном месте, поэтому не надо переходить из приложения в приложение. Здесь сразу можно посмотреть и его новости, и фотографии, и всю контактную информацию — как из телефонной книги, так и из социальных сетей, рабочие контакты и т. д. Можно вывести историю общения именно с этим контактом — все звонки, сообщения и т. д. Можно сразу написать сообщение, причем в ОС Microsoft в едином разделе собраны и SMS, и чат Facebook, с возможностью мгновенного переключения между ними. Дерек Снайдер особо подчеркнул, что Microsoft не стала создавать собственную сеть для владельцев телефонов, а вместо этого реализовала возможность общаться c помощью самых распространенных и популярных инструментов, таких как Live Messenger и Facebook. Ими пользуются десятки, сотни миллионов людей по всему миру, поэтому социальные возможности телефона органично вплетаются в уже развитую и активную среду общения.
Дерек также рассказал о функциях голосового управления телефоном и возможностях встроенного поиска Bing, но эти функции не работают в России (голосовой поиск заблокирован для российских телефонов, а поиск заменен на вполне локализованный Yandex), так что подробно останавливаться на них смысла нет. Отметим, правда, что распознавание голоса не сработало так, как должно было.
После этого рассказа об идеологии Windows Phone слово снова взял Стив Баллмер, который кратко рассказал о перспективах, касающихся новых моделей телефонов на этой ОС. Компания работает со многими партнерами, основные из которых Samsung, HTC, LG, Nokia (именно в таком порядке упомянул их Стив).
Новые модели Nokia в самое ближайшее время выйдут на канадский рынок, еще чуть позже — и в США. Lumia 710 появится у оператора T-mobile и будет работать только с ним, а вот Lumia 800, насколько я понял, не будет заблокирована и сможет работать с любым оператором. В течение всей презентации представители Microsoft пользовались новой моделью Nokia Lumia 900.
Важным шагом вперед является LTE, и в ближайшее время на рынке появятся модели, работающие с новым стандартом связи. В первую очередь это уже упомянутая Lumia 900. Она имеет экран 4,3 дюйма, выполненный по технологии Super AMOLED. Комбинация быстрого доступа в интернет и качественного экрана даст новые впечатления от работы в интернете и позволит активнее пользоваться сетевым контентом — например, видео. Второй телефон, который показал Стив Баллмер — HTC Titan 2. Этот огромный телефон с диагональю экрана 4,7 дюйма (матрица SuperLCD) имеет камеру с разрешением аж 16 мегапикселей.
Далее выступающие перешли к обсуждению следующей, не менее важной и перспективной темы — будущего Microsoft Winows.
Дальнейшее развитие Windows на компьютерном рынке
В начале этой части выступления Стив Баллмер сразу заявил, что нет ничего лучше, чем хорошая конкуренция, и некоторое время посвятил обоснованию этого тезиса. Компьютерная индустрия быстро меняется, продукты устаревают, все время появляется что-то новое, какие-то направления перестают быть интересными, какие-то — наоборот. Говоря о компьютерной индустрии, надо всегда помнить, что там есть два стабильных постулата:
- Все меняется.
- Люди не хотят удовлетворяться тем, что есть. Они хотят получить то, что им нужно — идеальный продукт.
Microsoft Windows — отличная система и по своим техническим характеристикам, и по продвижению на рынок. Это очень сильный бренд с богатой историей и доверием клиентов. Сейчас в мире 1,3 млрд. компьютров, работающих под ОС Windows, каждую секунду активируется примерно 7 копий.
При разработке Windows 8 компания провела огромную работу, оценивая существующие тренды и тенденции и вырабатывая новые подходы, которые позволят сделать Windows еще более актуальной и современной. Систему подвергли переоценке и переработали по всем параметрам, начиная от поддержки новых аппаратных конфигураций (речь, видимо, идет о выходе на рынок платформ ARM) и кончая интерфейсом и системой взаимодействия с пользователем в целом.
Далее Стив Баллмер сделал широкий реверанс в сторону компании Intel, очень большое внимание в этой части уделив ее новой инициативе — ультрабукам. В частности, показав небольшое видео о вышедших на рынок ультрабуках. Подозреваю, что представители Intel на своей конференции столь же активно рассказывали про Windows 8.
Рассказ о новых функциях операционной системы Windows 8 продолжила Тами Раллер (Tami Raller), ответственная за маркетинг (Chief Marketing Officer) направления Windows.
Новая система, Windows 8, объединяет в себе лучшие функции планшетов и компьютеров, ее основное достоинство — новый пользовательский интерфейс, который позволяет пользователю быстро и легко ориентироваться в важной ему информации. При разработке ставилась задача сделать интерфейс «быстрым, легким и личным», и эти его черты представители Microsoft упоминают на всех презентациях.
Экран блокировки показывает пользователю дату, время и информацию о важных системных событиях (новых сообщениях и пр.). Уже здесь можно оценить, нужно входить в систему или нет. Система может разблокироваться не паролем, а графическим ключом (нужно ткнуть в определенные места фотографии на экране). В качестве фона можно ставить собственные фотографии.
Основной пользовательский интерфейс тоже построен в концепции Metro, т. е. вместо рабочего стола тоже используются тайлы, собранные по группам. На тайл выносится основная информация из соответствующего приложения, так что пользователь может сразу оценить, нужно его запускать или нет. Проще всего это иллюстрируется на примере электронной почты, но такая функциональность может быть востребована и в других местах.
В новом интерфейсе меню не находятся постоянно на экране, а выдвигаются из-за краев экрана при необходимости (например, основное системное меню нового интерфейса появляется справа). Приложения, оптимизированные под Metro, являются полноэкранными. Они используют всю поверхность экрана, т. е. на нем не остается вообще никаких меню или системных панелей управления.
Традиционный десктоп Windows, как выразилась Тами, находится «в одном клике от вас», и к нему легко перейти. Между десктопами можно спокойно переключаться, при прокрутке задач (аналог Alt+Tab) выводятся оба типа приложений. Десктоп можно разделять так, чтобы на одной части экрана располагалось приложение Metro, а на другой — обычное приложение Windows (причем в этом случае «традиционное приложение» ужмется вместе с панелью задач). И можно обеспечить обмен информацией между ними.
Windows 8 будет работать на обеих платформах: и на х86, и на ARM. На демонстрации использовались два планшета, один из них на x86 (Samsung 7), второй — на ARM (прототип на NVIDIA Tegra 3). В ходе презентации прозвучала фраза, что приложения в стиле Metro, которые будут создаваться для Windows 8, смогут работать на обеих платформах. Т. е. там, наверное, будет такая же модель виртуализации приложения, что и в Windows Phone 7.
Новая система одинаково хорошо работает и на ПК, и на планшетах. По словам Тами, интерфейсом удобно пользоваться и с помощью пальца, и с помощью клавиатуры с мышью. Прокрутка, выбор элементов не представляют проблем при любом сценарии использования. Тами продемонстрировала технологию Semantic Zoom: ленту тайлов можно уменьшить и посмотреть целиком, после чего быстро перейти к нужной группе. Группы можно переименовывать на свой вкус. Наконец, некоторые системные функции (например, пресловутый шаринг, т. е. передача сообщения в социальную сеть) могут работать, не закрывая активного приложения.
Microsoft считает очень важным, чтобы под новую платформу выходило как можно больше приложений. Позиция компании состоит в том, что чем больше приложений — тем больше новых возможностей в работе с системой. Поэтому Microsoft активно сотрудничает с разработчиками и поддерживает их.
Для того, чтобы сделать процесс поиска и выбора приложений более простым и удобным, в новой версии будет представлен онлайн-магазин Windows Store. По стилю оформления и навигации он похож на уже существующий магазин приложений для Windows Phone 7, Marketplace. Магазин приложений будет глобальным и будет работать на всех доступных для Windows языках. Компании смогут использовать Windows Store для своих внутренних корпоративных приложений, т. е. можно будет их оттуда скачивать и централизованно, через этот механизм, получать обновления.
В качестве примера приложений «нового типа» Тами привела популярную игру Cut The Rope. Сейчас есть ее вариант, полностью написанный на HTML5 и позволяющий раскрыть потенциал современных браузеров (что дает некоторые преимущества IE9 с его аппаратным ускорением), но есть и версия, специально написанная под Windows 8 и использующая новые возможности системы и интерфейса. Т. е., например, игра раскрывается на полный экран, а меню появляется из-за края.
Наконец, демонстировались возможности браузера, и наверняка это новый настольный Internet Explorer 10. Браузер выглядит очень похоже на то, что реализовано в Windows Phone 7: раскрывается на полный экран (это должно сконцентрировать внимание пользователя на собственно сайте, т. к. его не будут отвлекать экранные элементы), имеет выезжающую снизу панель адреса с кнопками управления навигацией. Переключение между страницами осуществляется через выезжающее сверху меню с их миниатюрами (мне показалось, что это похоже на механизм, используемый браузером Opera Mobile).
Windows 8 уже близится к финальной стадии разработки. По словам Microsoft, следующий большой этап в развитии Windows 8 произойдет в конце февраля, после чего система будет готовиться к выпуску.
В рамках своего выступления Тами Раллер уделила внимание новым ноутбукам, особенно отметив две свежеанонсированные модели. Во-первых, это новый Envy 14 с 14-дюймовым экраном. Во-вторых, новое поколение Series 9 компании Samsung: ультрабук, который по толщине меньше 13 мм и весит всего 2,5 фунта (1,14 кг). Теперь модель Series 9 имеет диагональ 15 дюймов. На следующий день должна объявить свой ультрабук и компания Dell.
В завершение выступления прозвучала странная рекомендация приобретать сейчас эти отличные ультрабуки с ОС Windows 7. «Сейчас отличный момент приобрести себе ультрабук — Windows 7 сегодня, Windows 8 завтра!» Имелось в виду, что любой выпускающийся сейчас компьютер и ноутбук уже соответствует требованиям Windows 8 и будет нормально с ней работать.
Далее, в кратком перерыве, выступил негритянский хор (поющий в стиле, кажется, Gospel), который пропел сообщения из твиттера по поводу выступления. Американским коллегам выступление хора очень понравилось. А мы переходим к самой, пожалуй, интересной части выступления — к разговору о новых возможностях игровой консоли Xbox 360.
Xbox 360 — новые горизонты, новые сферы применения, новый интерфейс
По словам Стива Баллмера, платформа Xbox стала популярной благодаря тому, что Microsoft мыслит стратегически и инвестирует в будущее (видимо, имеется в виду, что эта изначально непопулярная приставочная платформа в дальнейшем смогла ликвидировать отставание и сейчас развивается впечатляющими темпами, уже вполне закономерно получив признание пользователей).
Переворотом в развитии Xbox 360 и рынка в целом стал контроллер Kinect. Он предлагает новый, более естественный способ взаимодействия человека и компьютера, не требующий прослойки в виде пользовательского интерфейса, имеющего свои неудобства и ограничения. Kinect получил высочайшее признание пользователей, за год было продано 18 миллионов штук. Впрочем, не стоит считать, что это просто новый аксессуар к игровой приставке: это устройство смогло кардинально изменить всю парадигму взаимодействия компьютера и человека.
Для демонстрации новых возможностей Xbox 360 на сцену вышел Крейг Девисон (Kraig Davison).
Очень важным этапом в развитии Xbox 360 стал выход нового интерфейса, состоявшийся в декабре. Новый интерфейс тоже выполнен в стиле Metro (что укладывается в текущую концепцию развития Microsoft) и позволяет более удобно организовать все функции и возможности консоли, удобно распределив их в меню.
Важным новшеством стало голосовое управление (опять, видимо, пока только по-английски). Причем речь идет не просто о навигации по меню из серии «вперед, назад, перейти в раздел «Игры». Xbox 360 при поиске по названию фильма может, например, осуществить поиск по каталогу партнеров, предлагающих контент, и вывести, у кого из них этот фильм доступен для просмотра. Можно не просто запустить воспроизведение фильма, но и голосом управлять им — прокручивать, переходить к другим эпизодам и т. д.
Можно найти что-нибудь с помощью телефона (здесь Крейг опять использовал Lumia 900) и перекинуть на приставку, которая запустит воспроизведение.
Xbox 360 стремительно расширяет и список доступного контента. Сейчас готово соглашение с Fox, которое позволит транслировать через Xbox 360 каналы, причем не только вживую, но и с выбором интересных передач по требованию. В общем, Xbox 360 уже претендует на роль цифрового центра развлечений в гостиной.
Однако это только первая часть новых возможностей Xbox 360. Второе направление развития — переход с одностороннего (просто просмотр видео) на двустороннее взаимодействие (т. е. интерактивное ТВ). Для демонстрации на сцену пригласили маленькую девочку с мамой.
В первой демонстрации использовалась передача «Улица Сезам» для детей: герой рассыпал кокосы, которые нес, и просил девочку помочь ему собрать их. Нужно было имитировать бросок. Технология немного напоминает старые видеоигры из серии «тир», где на экране (а это было живое видео) выскакивали бандиты, и в зависимости от действий пользователя (выстрелил/не выстрелил, попал/не попал) проигрывался следующий видеоролик.
Вторая, еще более интересная демонстрация состояла в том, что на экране телевизора нарисована виртуальная комната, в которую помещаются живые люди из гостиной (через видеосъемку). И они могут воздействовать на свое виртуальное окружение.
После демонстраци возможностей Стив Баллмер подвел некий итог перспектив развития этого направления. Kinect является революционным устройством, потенциал которого мы еще сами до конца не осознаём. Он уже произвел революцию в играх, но он наверняка произведет революцию и в других отраслях — медицине, обучении, в других самых разных сферах деятельности человека. В будущем Kinect станет использоваться миллионом разных способов, о большинстве из которых мы и сами пока не догадываемся. И… Kinect будет доступен для персональных компьютеров с 1-го февраля. Сейчас компания Microsoft работает с огромным количеством самых разных компаний по всему миру с целью создать хорошую экосистему и произвести положительное впечатление на пользователей готовыми решениями.
Завершение
На этом завершилась основная часть выступления. В заключение Стив Баллмер кратко упомянул о других направлениях деятельности компании — например, о приобретенном Skype, который имеет 200 млн. активных пользователей и за последний год по этой сети было передано 300 млрд. минут видео.
Что же дальше? Дальше — Windows 8! Уже совсем скоро начнутся поставки новой операционной системы, которая значительно изменит и сферу применения ОС, расширив ее на новые платформы и устройства, и взаимодействие с пользователем, предложив новый интерфейс.
Интерфейс Metro станет центральным элементом, объединяющим все устройства компании. Единый стиль и единый интерфейс поможет сделать взаимодействие со всеми устройствами простым и единообразным.
Некоторые комментарии
Как я уже писал выше, вся сессия представляла собой скорее некоторое подведение итогов: какие направление сейчас наиболее интересны компании Microsoft и какие у компании самые ближайшие планы. В связи с этим давайте кратко упомянем о том, чего представители компании не сказали. И что вызвало вопросы.
Windows Phone
Не прозучало анонса следующего обновления, хотя слухи об этом ходили. Но учитывая, что слухи до сих пор иногда путаются в двух типах обновлений (сейчас вроде бы считается, что Tango станет вариантом дешевой платформы для Microsoft, а Apollo станет следующим этапом развития операционой системы), пока воздержимся от выводов. Но сам факт отсутствия информации странен. Mango вышла в сентябре, и сейчас было бы самое время рассказать о следующем обновлении с новыми функциями. Тем более, что конкуренты обновили свои ОС: особенно серьезное обновление получилось у Google с Android 4.0 Ice Cream Sandwich, хотя, конечно, партнеры могут подставить компанию, задержав или отменив обновление для своих моделей, чтобы стимулировать продажи новых телефонов.
Не было ничего сказано и о дешевом варианте платформы. Который может, с одной стороны, способствовать более массовому распространению системы, а с другой — обязательно приведет к созданию той самой фрагментации платформы, которой так любят попрекать Android. Возможно, дешевой версии не будет вовсе, в средний ценовой сегмент компания будет выводить телефоны типа Lumia 710, а дешевые оставит Nokia и ее моделям с собственными ОС.
В любом случае, о Windows Phone не было сказано вообще ничего нового — ни в техническом, ни в организационном плане. Само выступление носило чрезвычайно общий характер, и не прозвучало вообще никаких цифр, касающихся продаж, хотя прошло уже полтора года со старта системы. Значит, они невпечатляющие до такой степени, что вообще не заслуживают упоминания. Единственные цифры, которые прозвучали (ну, кроме индекса моделей) — 50 000 приложений в Marketplace. И всё.
Windows и ультрабуки
Немного удивило, что на презентации сотрудники Microsoft не просто упоминали новые продукты, но сознательно и детально рассказывали о… ультрабуках. Продемонстрированный Стивом Баллмером рекламный ролик был посвящен исключительно им, перечисляя основные модели (включая только что анонсированный ультрабук HP и новую версию Samsung Series 9, которую теперь тоже относят к ультрабукам) на рынке на текущий момент. В зале во время презентации отдельно показывали новый ультрабук НР, а вот продукты тех производителей, которые выпустили свои модели на рынок сразу, пропустили.
Почему так? Ответ следует искать в самом начале части выступления, посвященной рынку ПК. «Конкуренция» — вот ключевое слово. Intel и Microsoft застали врасплох: обе компании оказались не готовы работать на рынке сверхпортативных планшетов, не имея ни достойной аппаратной платформы, ни удобной для работы пальцем операционной системы (при том, что формально они занимались разработками в этой области больше десяти лет!).
Что в результате? Взрывной рост рынка планшетов, огромный рост популярности ARM и интерес производителей к этой архитектуре, отчаянная потребность в легкой и быстрой ОС для этой платформы, которая пока удовлетворяется не слишком хорошо, что тормозит рынок в целом. (Android все-таки имеет много недостатков, хотя открытость этой ОС — громадный плюс. Ну а iOS — закрытая проприетарная система только для устройств Apple.) Ну и, конечно же, успех Macbook Air как реализации концепции очень тонкого и очень легкого, но при этом прочного ноутбука.
Сейчас гиганты Microsoft и Intel готовы нанести ответный удар. Windows 8 станет новой универсальной платформой с единым интерфейсом для всей линейки устройств и работающей на обеих современных платформах: x86 и ARM. Intel, в свою очередь, запускает инициативу ультрабуков как ответ на экспансию Air. Думаю, в ближайшее время стоит ожидать от Intel и анонса нормальной платформы х86 для планшетов из серии «Atom такой, каким он должен стать». Собственно, такая платформа уже существует под кодовым названием Medfield, но хотя производитель «чрезвычайно оптимистичен» относительно ее будущего, Intel слишком категорически избегает любой ясности относительно ее потребительских характеристик.
Наконец, еще один интереснейший момент, связанный с Windows 8: возможность запуска приложений на разных платформах. Фраза на выступлении повисла в воздухе, и никаких деталей представители Microsoft не предоставили. Скорее всего, речь идет только о приложениях Metro. И скорее всего, для них будет реализована та же модель разработки, что и для Windows Phone 7. По крайней мере, мне сложно представить, чтобы традиционные Windows-приложения вдруг заработали бы под ARM.
Есть и некоторые дополнительные вопросы, на которые, надеюсь, в ближайшее время удастся получить ответы. Например, было сказано, что магазин приложений будет глобальным. Однако Marketplace для Windows Phone 7 построен по региональному принципу. Приложения публикуются отдельно для разных регионов, отзывы тоже доступны только из своего региона.
Xbox 360
Пожалуй, самым интересным и ярким получилось выступление, касающееся Xbox 360. Эта платформа действительно развивается очень динамично, и сейчас Microsoft расширяет сферу ее применения, превращая приставку в универсальный домашний мультимедийный центр. В перспективе приставка и сформированная вокруг нее экосистема, думаю, сможет на равных бороться с другими развлекательными системами, которые выходят сейчас на рынок.
Единственное, что немного настораживает — Баллмер определенно прав, что мы не до конца понимаем всех последствий столь резкого вторжения в свою жизнь Kinect. Технология прямого взаимодействия представляется не только крайне интересной, но и немного пугающей. Например, интерактивные вставки в «Улицу Сезам» — сейчас сложно оценить, как виртуальные игры воздействуют на развитие ребенка. Например, когда ребенок кидает кокос (если взять пример, использованный в презентации), он не просто машет рукой. Во-первых, у него задействуется множество мышц, идет физическое развитие, улучшается (просто за счет опыта) координация движений — т. к. кокос мало кинуть, им нужно попасть. Компьютер врядли сможет передать весь комплекс ощущений, он обязательно будет их упрощать.
Да, после выступления остались некоторые вопросы и сомнения. Да, многие интересные моменты были опущены или не освещены. Тем не менее, Microsoft взяла курс на гармонизацию устройств и построение единой экосистемы, включающей все устройства компании на рынке. И уже в ближайшее время нам предстоит увидеть, насколько новая стратегия изменит рынок в целом — и каким он станет.