Так же как и в случае парочки VPL-HW10 и VPL-HW15 новая модель Sony VPL-VW85 по внешнему виду и функциональному оснащению почти не отличается от предыдущей VPL-VW80, поэтому описательная часть статьи осталась почти без изменений. Оригинальными являются результаты тестов, в том числе полученные по новой методике определения контраста, дополняющей традиционные ANSI и full on/full off.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- VGA-подключение
- DVI-подключение
- HDMI-подключение
- Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
- Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров и вставки черного кадра
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Выводы
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Проектор большой и тяжелый. Дизайн корпуса строгий, материал — пластик с черной матовой поверхностью за исключением верхней панели, которая имеет черное глянцевое, зеркально-гладкое покрытие с вкраплением мельчайших блесток. Покрытие это относительно устойчиво к появлению царапин. Скорее именно к покрытию верхней панели относится оригинальное описание цвета корпуса: черный цвет полуночного неба (Midnight Sky Black). Декоративное кольцо, обрамляющее нишу объектива, выглядит как металлическое, но на самом деле тоже пластиковое.
На верхней панели ближе к объективу расположены логотипы и два индикатора состояния. Кнопки управления помещены на правую боковую поверхность под крышечку, которая медленно и неторопливо открывается при нажатии на кнопку с надписью PUSH OPEN.
Ниже, практически под днищем находятся интерфейсные разъемы и разъем питания. При настольном размещении подключаться к этим разъемам очень неудобно, зато при потолочном размещении отходящие кабели будут заслонены корпусом проектора, а значит, кабельная крышка в принципе не понадобится. Разъем для замка Кенсингтона доступен снизу в переднем левом углу корпуса. ИК-приемников два — спереди и сзади (любой можно отключить в меню).
Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса (примерно на 10 мм) ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой.
Крышки отсека лампы и воздушного фильтра находятся на днище, однако есть вероятность, что при использовании фирменного кронштейна проектор необязательно демонтировать с кронштейна для замены лампы и чистки/замены фильтра. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через многочисленные решетки сзади и снизу и выдувается вперед и вбок через две симметричные решетки в передней части корпуса (в основном через правую).
Узкая ребристая полоска, расположенная в передней части верхней панели, выполняет исключительно декоративную функцию (ну и пыль собирает).
Пульт
Отличие от пульта к VPL-VW80 заключается только надписях на кнопках выбора профилей изображения, что соответствует измененному набору профилей. Пульт изготовлен из пластика с матовым черным покрытием. Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая продольную ребристость на нижней поверхности. По бокам — вставки из пластика с блестящим покрытием под хром. Пульт удобно лежит в руке. Кнопок много (из-за кнопок управления плеером), однако самые нужные, включая группу с навигационным кольцом в центре и три кнопки-качалки, легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют.
Коммутация
Набор видеовходов традиционен для данного класса проекторов — 4 аналоговых и парочка HDMI. Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными и GBR-видео. Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу TRIGGER1, а привод анаморфотного объектива, если кто на такой разорится, нужно подключать к выходу TRIGGER2. Заявлена поддержка управления по HDMI — проектор может автоматически включаться при включении (запуске на воспроизведение) подключенного по HDMI-оборудования, наоборот, выключать подключенное оборудование при выключении, также с пульта проектора можно управлять воспроизведением и т.д. Однако, подключенный Blu-ray-плеер Sony BDP-S300, хоть проектором и обнаруживался, но на команды никак не реагировал. Штатное предназначение интерфейса RS-232C — это загрузка пользовательских кривых гамма-коррекции с помощью программы ImageDirector3 (CD-ROM с ней входит в комплект поставки). К сожалению, имевшийся у нас COM-кабель не подошел, поэтому данную функцию мы не тестировали.
Меню и локализация
Шрифт меню ровный, читаемость хорошая. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.
В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.
Управление проекцией
При включении проектора раздается негромкое жужжание — это раздвигаются шторки, защищающие объектив от пыли. Фокус и трансфокатор оснащены электромеханическими приводами. Также с помощью электромоторов регулируется вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива (до 65% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 25% от ширины проекции вправо и влево относительно центрального положения). Граница допустимого положения объектива представляет собой ромб, т.е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. При регулировке оптики автоматически выводится тестовый шаблон, но такое поведение можно отключить, и проводить настройку, используя текущую картинку. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.
Режимов геометрической трансформации 5: Нормальный (Normal) — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полный (Full) — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Увеличение (Zoom) — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Шир. увелич. (Wide Zoom) — то же что и Full, но с чуть большим растяжением по вертикали, так, что верх и низ немного обрезаются, Анаморф. объект (Anamorphic Zoom) — увеличение по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив.
В случае компьютерных сигналов выбор сокращается до 3-х: Полный 1 (Full1) — увеличение до границ проекции с сохранением исходных пропорций, (Полный 1) Full2 — увеличение на всю область проекции, и Увеличение (Zoom). В режиме Zoom картинку можно растягивать/сжимать в вертикальном направлении и перемещать видимую часть вверх-вниз, чтобы, например, поместились субтитры.
Функция Вырав. панели (Panel Alignment) отвечает за глобальное и локальное выравнивание панелей. При настройке принудительно выводится шаблон-сетка. К сожалению, выравнивание производится программным способом (сдвигаются сигналы соответствующих цветов), поэтому особой пользы от данной функции нет.
Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. (Over Scan), при этом для режимов 1080 можно отключить увеличение, чтобы избежать интерполяции. Дополнительно функция Гашение (Blanking) позволяет избирательно подрезать область проекции по четырем сторонам.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Стандартный набор настроек — Контраст, Яркость, Цветность (насыщенность), Оттенок, Цвет. темп. (Высокий, Средний, Низкий 1, Низкий 2и 5 настраиваемых профилей с регулировкой усиления и смещения трех основных цветов) и Резкость —
дополнен выбором режимов работы диафрагмы (два динамических с тремя уровнями скорости и ручная регулировка),
функциями подавления видеошума и устранения артефактов MPEG-компрессии,
настройкой деинтерлейсинга и выбором кривой гамма-коррекции (10 кривых, которые можно редактировать с помощью ImageDirector3, и для каждой можно дополнительно настроить уровни черного и белого).
Функция RPC (Real Color Processing) позволяет проводить селективную подстройку выбранных цветов.
Настройка Цвет. прост-во влияет на цветовой охват. В реальности можно оставить ее на Широкий 1 или Широкий 2, так как при этом цвета становятся жуть живее, но еще не выглядят попугайскими. При включенном x.v.Color поддерживается цветовое пространство xvYCC. Параметр Проекц. Кино (Film Projection) управляет функцией имитации кинопленки, а Улучш. движ (Motion Enhancer) — вставкой промежуточных кадров. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) Выбрав для параметра Рег. Лампы значение Низкий, можно уменьшить яркость лампы, а заодно и шум от системы вентиляции. Сочетания настроек хранятся в пяти предустановленных, но редактируемых профилях (настройки изображения сохраняются для каждого типа подключения), и в одном пользовательском профиле.
Дополнительные возможности
Можно включить функцию автоматического перехода в режим с низким потреблением энергии (с выключенной лампой) после 10 минут отсутствия сигнала.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-VW85 (если не указано обратное, то диафрагма максимально открыта, включен режим высокой яркости и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Световой поток | |
— | 945 лм |
Диафрагма закрыта в ручном режиме | 411 лм |
Пониженная яркость лампы | 622 лм |
Равномерность | +7%, -15% |
Контрастность | 485:1 |
Максимальный световой поток заметно выше паспортного значения (заявлено 800 лм). Равномерность очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 11900:1 |
Диафрагма закрыта в ручном режиме | 19000:1 |
Пониженная яркость лампы | 10800:1 |
Включен режим Advanced Iris 3 | 50000:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 16000:1 |
Максимальное фокусное расстояние и включен режим Advanced Iris 3 | 80000:1 |
Контрастность full on/full off очень высока. При этом нативная контрастность, т.е. с отключенной динамической диафрагмой, фактически не отличается от таковой для проектора Sony VPL-VW80. Однако динамическая контрастность гораздо выше. У нас, правда, не получилось заявленных 120 000:1, но, возможно, мы не соблюли все условия, например, не установили объектив точно в центральное положение. Отметим, что в семействе кинотеатральных SXRD-проекторов Sony используется настоящая ирисовая диафрагма (правда, всего с двумя лепестками), установленная в объективе, поэтому она не только регулирует световой поток, но и влияет на оптические характеристики объектива, в частности заметно улучшает контраст full on/full off , но и немного ухудшает ANSI контраст.
Для оценки реального контраста в кадре при различных площадях белых полей мы провели серию дополнительных измерений с использованием набора шаблонов. Подробности описаны в статье про VPL-HW15. Результаты для двух серий измерений — с открытой диафрагмой и с закрытой — приведены на графиках ниже.
Видно, что по мере увеличения площади белого контрастность быстро падает и приближается к ANSI, но первая точка (0,1% белого) близка к значению full on/full off. Таким образом, контраст full on/full off можно считать характеристикой реального контраста в кадре при очень небольшой площади белого. Простая модель (приведена в статье про VPL-HW15) опять хорошо согласуется с полученными данными:
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже.
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,10 (при выключенной гамма-коррекции), что немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала с экспоненциальной функцией (коэффициент детерминации равен 0,99999).
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 277 Вт, в режиме пониженной яркости — 223 Вт, в режиме ожидания — 0,6 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 29 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 26 | Очень тихо |
В режиме пониженной яркости этот проектор с практической точки зрения можно назвать бесшумным. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно. Прогресса по сравнению с Sony VPL-VW80 нет, наоборот, в режиме высокой яркости шум стал чуть выше. Динамическая диафрагма работает очень тихо, фактически ее слышно, только если прижаться ухом к корпусу проектора.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. В режиме 1280 на 720 все нормально, его-то и можно использовать для просмотра фильмов при VGA-подключении. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая (параметр Резкость лучше уменьшить до 0). Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации, как и темная граница между пикселями практически отсутствуют.
Стоит отметить очень высокую разрешающую способность объектива и отличную равномерность фокусировки. При сдвиге объектива и изменении фокусного расстояния качество изображения существенно не меняется.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный. При композитном подключении на неподвижных объектах почти полностью подавляются цветовые артефакты.
В случае чересстрочных сигналов и если параметр Режим фильма установлен в Авто 1 или Авто 2, проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2 (срывы случались, но редко), и только в очень сложных случаях иногда проскакивала характерная «расческа». Для видеосигналов обычного разрешения выполняется сглаживание зубчатых границ объектов, для 1080i — нет. Функции шумоподавления работают неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров и вставки черного кадра
За вставку черного кадра отвечает функция Проекц. Кино.
Эффект в большей степени проявляется при выборе Режим 1 — четкость движения на синтетических тестах повышается почти до четкости ЭЛТ-монитора. Однако в этом режиме мерцание очень сильно утомляет глаза, тогда как в Режим 2 и Режим 3 увеличение четкости движения незначительное. Например, при выводе движущейся миры в режиме 1080p при 60 кадр/с разрешение 1080 ТВЛ сохраняется при следующих скоростях включительно:
Проекц. Кино | Скорость, пиксель/с |
Выкл. | 1 |
Режим 3 | 2 |
Режим 2 | 3 |
Режим 3 | 5 |
Однако в режиме 24 кадр/с включение Проекц. Кино на четкость в движении не оказывает никакого влияния. Графики яркости ниже показывают, как отображается белое поле при различных значениях параметра Проекц. Кино (по вертикальной оси — яркость, по горизонтальной — время в мс):
Выкл. | Режим 3 |
Режим 2 | Режим 1 |
В общем, можно сделать вывод, что функция эта работает, но практического значения не имеет.
Функция интерполяции промежуточных кадров в русском варианте меню называется Улучш. движ.
При ее включении плавность движения и четкость объектов в движении возрастают, картинка становится приятнее для глаз. Артефакты по краям двигающихся объектов встречаются, но в глаза не бросаются. Разумеется, наибольший эффект достигается при выводе оригинальных 24 кадр/с. При изменении уровня от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Отметим, что по сравнению с предыдущей моделью Sony VPL-VW80 значительно возросла максимальная скорость движения, для которого точно рассчитываются промежуточные кадры. На момент написания статьи это одна из лучших реализаций вставки кадров среди всех протестированных нами проекторов.
Определение времени отклика и задержки вывода
Лампа, как видимо и у всех LCD/LCoS-проекторов, работает в импульсном режиме. Однако высокая частота (180 Гц), характер модуляции и относительно небольшой размах импульсов гарантируют, что никто и никогда не заметит мерцания лампы. Правда, при вычислении времен отклика импульсы на графиках пришлось сгладить, что, видимо, привело к некоторому увеличению времен отклика. Заметим, что эта модуляция синхронизирована с частотой кадров (или наоборот).
Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 8,6 мс (4,8 вкл. + 3,8 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика равно 9,3 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр в динамические игры.
Кроме того, мы исследовали, как работает динамическая диафрагма. В быстром режиме диафрагма срабатывает примерно за 1 с, а в самом медленном — более чем за 6 с.
В режимах Рекомендовано и Медленно есть задержка включения привода диафрагмы — 65 и 130 мс, соответственно. Отметим, что изменения светового потока происходит плавно, без видимых глазу скачков. Никакого различия между режимами Авто 1 и Авто 2 мы не обнаружили.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 36 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Это небольшое значение задержки. Однако при включении режима вставки промежуточных кадров время задержки возрастает до 46 мс в режиме Низкий и до 50 мс в режиме Высокий. В динамичных играх уже можно ощущать такую задержку, но нет никакого смысла в играх включать режим вставки кадров.
Выводы
Если сравнивать Sony VPL-VW85 с предыдущей моделью Sony VPL-VW80, то можно отметить два явных улучшения: во-первых, увеличен диапазон динамической диафрагмы, во-вторых, значительно улучшена работа функции вставки промежуточных кадров. И если первое особого значения не имеет, так как проектор характеризуется высокой нативной контрастность и динамическая диафрагма ему не особо-то и нужна, то второе можно считать явным прогрессом.
Достоинства:
- Высокое качество изображения (высокая контрастность, хорошая равномерность, отличная цветопередача)
- Функция вставки промежуточных кадров
- Практически бесшумная работа
- Высокое качество объектива
- Стильный корпус
- Электромеханические приводы объектива и автоматическая шторка
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL | Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics |