На момент написания статьи проектор Sony VPL-VW500ES стал средней моделью в линейке обычных кинотеатральных проекторов Sony с разрешением 4К. Топовая модель — это VPL-VW1100ES, а младшая — VPL-VW300ES. И да, обычных, так как есть еще монструозный и очень дорогой сверхкороткофокусный VPL-GTZ1 с лазерным источником света.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики и потребление электроэнергии
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | SXRD |
Матрица | 0,74″ (18,8 мм), 3 панели |
Разрешение матрицы | 4096×2160 |
Объектив | Трансфокатор 2,06x, F3,0—4,0, f = 21,7—44,7 мм |
Лампа | 265 Вт UHP |
Срок службы лампы | Нет данных |
Световой поток | 1700 лм |
Контрастность | 200 000 : 1 (full on/full off, динамическая) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 1,90:1 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | 2,03 м (2,32—4,77 м) |
... | |
5,08 м (5,85—11,99 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | цифровые сигналы (HDMI): До 4096×2160@60 Гц при YCbCr4:2:0/8 бит) (отчет MonInfo) |
Уровень шума | 26 дБ в режиме пониженной яркости |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 495,6×202,3×463,6 мм |
Масса | Прибл. 14 кг |
Потребляемая мощность (220—240 В) | Максимум 375 Вт, 1,0 или 0,3 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Дополнительные аксессуары |
|
Ссылка на сайт производителя | www.sony.ru |
Средняя текущая цена по данным Яндекс.Маркет | T-10498071 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-10498071-10 |
Внешний вид
В сравнении с флагманом VPL-VW1100ES габариты VPL-VW500ES уже не так впечатляют, но небольшим проектор все равно не назовешь — 14 кг и без малого полметра в ширину. Дизайн корпуса строгий и симметричный относительно продольной плоскости. Цвет — черный. Верхняя панель, плавно переходящая в боковые поверхности, уже по традиции для 4К-проекторов Sony имеет очень необычное покрытие — матовое, крупнозернистое и с мелкими блестками, на ощупь оно напоминает наждачную бумагу, правда, уже не крупную, а так, среднюю. Тряпочка при попытке очистить корпус уже не раздирается на клочки. Фронтальная панель, напротив, изготовлена из пластика с зеркально-гладкой и неустойчивой к появлению царапин поверхностью.
Задняя панель, как и днище — из пластика, черные и матовые. На верхней панели расположены логотип и в правой части ближе к задней панели — крышка отсека лампы.
На стыке верхней и передней панелей справа от объектива находятся два индикатора состояния. Индикатор On/Standby неяркий, он светится красным в режиме ожидания, в переходных режимах мигает зеленым и ровно горит зеленым при работе. Кнопки управления, включая пятипозиционный джойстик в виде кубика, помещены на нижний край левой боковой поверхности ближе к переднему краю проектора.
На правом боку фактически уже на уступе днища находятся интерфейсные разъемы.
На дно ниши с разъемами наклеена накладка из износостойкого пластика. При настольном размещении подключаться к этим разъемам очень неудобно, зато при потолочном размещении отходящие кабели будут заслонены корпусом проектора, а значит, кабельная крышка в принципе не понадобится. Разъем питания также расположен на уступе днища в заднем левом углу.
Недалеко от этого разъема — разъем для кенсингтонского замка. На боковых уступах днища есть овальные углубления, образующие ручки для переноса проектора. ИК-приемников два — спереди (за передней панелью) и сзади (окошечко по центру вверху).
Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса (примерно на 25 мм, стальные стойки М8) ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. С противоположной стороны опорой при настольном размещении служит широкая резиновая ножка-брусок. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой.
Воздух для охлаждения внутренностей забирается через решетку вокруг объектива, через решетки на задней панели, и через многочисленные решетки в нижней части корпуса (но не на самом днище), а выдувается вперед через решетки на передней панели. С направляющей золотистой решеткой (из пластика) вокруг объектива (напомним, что она отводит поток воздуха и пыль от фронтальной поверхности объектива) вышел небольшой казус — в ней застряла некстати залетевшая комнатная муха.
Она через какое-то время выбралась, но периодическое жужжание, раздававшееся из проектора, заставляло предполагать наличие каких-то неполадок. Отметим, что тип используемых матриц позволил создать герметичную оптическую систему и отказаться от использования воздушного фильтра.
Пульт
Пульт изготовлен из пластика с матовым черным покрытием. Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая продольную ребристость на нижней поверхности и вставки из пластика с серебристым покрытием по бокам. Пульт удобно лежит в руке. Самые нужные кнопки, включая группу с навигационным кольцом в центре и три кнопки-качалки, легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют. Включается подсветка кнопкой Light. Этой же кнопкой выключается или гаснет автоматически через несколько секунд. В меню можно отключить любой из двух ИК-приемников на самом проекторе.
Коммутация
Видеовходов два — пара HDMI. При этом оба входа, разумеется, поддерживают HDCP, но только вход HDMI2 совместим с версией HDCP2.2. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки Input на корпусе проектора или на пульте. Экран с электромеханическим приводом и привод анаморфотного объектива-насадки можно подключать к выходам Trigger 1/2. Режим работы этих выходов устанавливается в меню.
Третье гнездо миниджек предназначено для подключения внешнего ИК-приемника. Интерфейс RS-232C и проводной сетевой (разъем RJ45) предназначены для удаленного управления и контроля проектора. Отметим, что проектор оснащен встроенным радиочастотным синхронизатором для работы совместно затворными очками. Обновление встроенного ПО существенно упрощено, так как достаточно загрузить прошивку с сайта компании, подготовить USB-накопитель с записанным ПО, и подключить его к разъему USB на проекторе. Никаких уже редких кабелей и портов RS-232C и прямого подключения к компьютеру.
Меню и локализация
Дизайн меню строгий, цветовое оформление — черно-белое, не сбивающее цветовое восприятие. Шрифт меню ровный, читаемость хорошая. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.
В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. В наличии двухуровневая блокировка настроек от непредвиденного изменения. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.
К проектору прилагается CD-ROM с подробным руководством пользователя на русском языке. Качество перевода высокое. На русском сайте компании можно найти русскую и английскую версию руководства.
Управление проекцией
Объектив от пыли защищает крышка из полупрозрачного пластика. Механизмы фокусировки и трансфокатора оснащены электромеханическими приводами. Также с помощью электромоторов регулируется вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива (до 85% от высоты проекции вверх и до 80% вниз по вертикали и до 31% от ширины проекции вправо и влево относительно центрального положения). Граница допустимого положения объектива представляет собой ромб, т.е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. При регулировке оптики автоматически выводится тестовый шаблон, но такое поведение можно отключить, и проводить настройку, используя текущую картинку. В памяти можно сохранить до пяти сочетаний настроек объектива. Объектив имеет сложную конструкцию и высокое качество изготовления. Так как перепады температуры могут ухудшать оптические свойства объектива, конструкция проектора предусматривает фронтальный забор воздуха и принудительное охлаждение объектива, чтобы он оставался примерно при комнатной температуре.
Режимов геометрической трансформации 6: Нормальный — изображение без искажений увеличивается до ближайшей границы экрана, оптимально для просмотра фильмов в их исходном формате без какой-либо обрезки, Растяжение — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Раст. по вер. — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox и просмотра широкоформатного изображения (2,35:1) без обрезки при использовании опционального анаморфотного объектива-насадки, Сжатие — для просмотра формата 16:9 с не убираемым анаморфотным объективом-насадкой. Еще два режима — Увелич. 1.85:1 и Увелич. 2.35:1 предназначены для просмотра фильмов соответствующих форматов с минимальными по ширине черными полосами по бокам (для фильмов 1,85:1) или сверху и снизу (для 2,35:1).
Поддерживаются два типа внешних анаморфотных объективов — 1,24х и 1,32х. Доступность и работа режимов трансформации зависят от типа текущего сигнала и подключения. Функция Гашение позволяет избирательно подрезать (без увеличения) область проекции по четырем сторонам.
Отметим, что матрицы проектора имеют разрешение 4096 на 2160 пикселей, что дает соотношение сторон проекции порядка 1,90:1 — значение между 16:9 и 2,35:1. В итоге в случае фильмов 1,85:1 и 2,35:1 можно задействовать большую площадь проекции, чем в случае разрешения 3840×2160 (удвоенного Full HD), но для фильмов 16:9 придется мириться или с черными полями по бокам (в режиме Нормальный), или с небольшой обрезкой сверху и снизу (режим Увелич. 2.35:1), или и с тем, и другим, но в меньшей степени (режим Увелич. 1.85:1).
Функция Вырав. панели отвечает за глобальное и локальное выравнивание панелей, проецирующих красный, зеленый и синий цвета. При настройке принудительно выводится шаблон-сетка. Выравнивание производится программным способом (сдвигаются сигналы соответствующих цветов), поэтому особой пользы от данной функции нет (если только не сбито заводское выравнивание панелей).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный при минимальном фокусном расстоянии объектива, а при максимальном фокусном расстоянии — длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Настройку изображения лучше начать с выбора одного из предустановленных профилей (список Калиб.наст.), а затем уже, если что-то не устраивает, вносить свои коррективы.
Пользовательские изменения запоминаются для каждого профиля, видеовхода и для некоторых групп видеосигналов. Настроек много и их набор и способ группировки в основном типичен для кинотеатральных проекторов этой компании.
Отметим наличие функции Естест. изображ. (Reality Creation). Это продвинутая интерполяция с двумя регулируемыми параметрами и даже с выбором одной из двух Баз данных (Нормальный или Mastered in 4K), то есть профилей, различающихся в нюансах обработки изображения. Доступность настроек определяется видом подключения и типом видеосигнала. Новшеством является функция автоматической калибровки с использование встроенного датчика цвета.
Как заявляет производитель, при автоматической калибровке настраивается цветовой баланс и охват. Правда, производитель честно предупреждает: «Автокалибровка используется для относительно грубой калибровки». Датчик цвета засвечивается напрямую, а не от экрана, поэтому характеристики поверхности, на которую ведется проецирование, не учитываются.
Дополнительные возможности
Можно включить функцию автоматического перехода в режим ожидания после 10 минут отсутствия сигнала.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-VW500ES (если не указано обратное, то выбран профиль Образец с самым ярким профилем цветовой температуры, диафрагма максимально открыта, включен режим высокой яркости и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Режим | Световой поток |
— | 1840 лм |
Пониженная яркость | 1430 лм |
Профиль цвет. температуры D65 | 1630 лм |
Диафрагма максимально закрыта | 800 лм |
Равномерность | |
+7%, −17% | |
Контрастность | |
460:1 |
Максимальный световой поток даже чуть выше паспортного значения (заявлено 1700 лм). При этом поток (и яркость изображения на экране) снижается при уменьшении отверстия диафрагмы, при уменьшении яркости лампы и при выборе стандартной цветовой температуры (и все это можно включить одновременно). Равномерность белого поля отличная, предположение почему, будет изложено ниже. Контрастность очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 7600:1 |
Профиль цвет. температуры D65 | 7300:1 |
Диафрагма максимально закрыта | 10 700 : 1 |
Режим с динамической диафрагмой | 100 000 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние | 9600:1 |
Максимальное фокусное расстояние и диафрагма максимально закрыта | 11 100 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние, режим с динамической диафрагмой | 130 000 : 1 |
Нативная (т. е. с отключенной динамической диафрагмой) контрастность full on/full off очень высокая (хоть и почти в два раза ниже, чем у флагмана — у VPL-VW1100ES) и она еще увеличивается при уменьшении отверстия диафрагмы (она лепестковая и в самом объективе) и при увеличении фокусного расстояния объектива. Для динамической контрастности у нас не получилось заявленных 200 000 : 1, но при таких значениях нативной контрастности включать динамическую подстройку диафрагмы и так не имеет никакого смысла.
В двух режимах работы динамической диафрагмы скорость и диапазон одинаковые (и это странно — видимо, ошибка в ПО), что демонстрируют нижеприведенные графики изменения яркости при переключении с черного поля на белое после 5 секунд проекции черного поля для трех режимов Усоверш. диафр. Для наглядности графики сглажены:
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Усоверш. диафр. Для наглядности графики сглажены.
Подстройка плавная, но небыстрая, что, в принципе, снижает пользу от режимов с динамической диафрагмой, но повторимся, никакой необходимости включать эти режимы нет, так как контрастность и так очень высокая.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при отключенной дополнительной коррекции гамма-кривой, то есть в случае неизменного профиля Образец. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В том числе и в темной области:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,17, что близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая очень мало отклоняется от показательной функции:
Звуковые характеристики и потребление электроэнергии
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка | Потребление электроэнергии, Вт |
Высокой яркости | 35,3 | Тихо | 348 |
Пониженной яркости | 29,2 | Очень тихо | 288 |
В режиме ожидания с отключенными интерфейсами потребление составило 0,4-0,5 Вт.
В режиме пониженной яркости проектор очень тихий. При увеличении яркости лампы уровень шума заметно повышается. Характер шума ровный и не утомительный. Динамическая диафрагма работает очень тихо, фактически ее слышно, только если прижаться ухом к корпусу проектора.
Тестирование видеотракта
HDMI-подключение
При HDMI-подключении к компьютеру можно установить режим, соответствующий разрешению проектора — 4096 на 2160 пикселей. При таком разрешении поддерживается до 60 кадр/с включительно и 8 бит на цвет при кодировании цвета YUV 4:2:0. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края проекции внутрь при сдвиге вверх на 50% не превышает 2-3 миллиметров на почти 2 м ширины. Четкость очень высокая, но тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с потерей цветовой составляющей. Хроматические аберрации плюс несведение матриц присутствуют, и ширина цветной каемки на границах контрастных объектов к углам проекции достигает 0,75 пикселя. Фокусировка идеальная на всех участках области проекции. Темную граница между пикселями можно скорее вообразить, чем увидеть. Отметим, что в режиме 4К количество доступных настроек и функций заметно сокращается, например вставка промежуточных кадров уже не работает, но работает, к примеру, вставка черного кадра. Мира с черными полосками в один пиксель шириной выявила интересный узор цветного оттенка в пространстве между линиями (фрагмент фотографии почти всей области проекции)::
Мы предположили, что данный факт свидетельствует о наличии заводской программной калибровки сведения и, видимо, коррекции равномерности освещенности. Действительно, производитель этого и не скрывает. В технических материалах, предоставленных прессе и продавцам, указано, что в случае VPL-VW500ES выполняется программная заводская коррекция сведения с шагом 0,1 пикселя, тогда как в случае топовых моделей выполняется, по всей видимости, механическая юстировка.
HDMI-подключение к бытовому плееру тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с — кадры выводятся с одинаковой длительностью. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов прогрессивное преобразование обычно выполняется корректно для фрагментов из реальных фильмов — по возможности кадры восстанавливаются из полей, артефактов практически нет. Функции шумоподавления работают достаточно эффективно и неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
В данном проекторе есть две функции, благодаря которым повышается четкость в движении, — вставка черного кадра и вставка промежуточного кадра. Вторая функция также повышает и плавность движения. Заметим, что обе эти функции могут работать одновременно при выборе варианта Сочетание в списке Motionflow.
Вставка промежуточного кадра доступна для большинства 3D-режимов и недоступна при разрешении сигнала 4К. Вставка черного кадра доступна во всех режимах, кроме 3D. При включении этой функции четкость движения несколько увеличивается, но появляется мерцание и заметно снижается яркость. При включенной функции вставки промежуточных кадров артефакты по краям двигающихся объектов встречаются, но в глаза не бросаются. Разумеется, наибольший эффект достигается при сигнале 24 кадр/с. При изменении уровня от Сгл.:низ. до Сгл.: выс. возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Качество работы этой функции достаточно высокое. Правда, при очень быстром и сложном движении заднего фона неподвижные объекты на переднем плане могут приобретать бледных двойников, а картинка самого фона может срываться на вывод без промежуточных кадров. Также создается впечатление, что промежуточные кадры рассчитываются по какому-то упрощенному алгоритму с уменьшенной четкостью, и качество динамичного изображения при этом немного снижается.
Одной из самых важных и нужных для этого проектора является функция Естест. изображ. (в английском варианте ее название более благозвучно — Reality Creation), которая отвечает за интеллектуальное повышение четкости исходного сигнала, чье разрешение ниже 4К. Проблема в том, что у владельца 4К-проектора на настоящий момент не так уж и много возможностей посмотреть видео в этом сверхвысоком разрешении. Дело даже не в источнике видеосигнала, а в том, что обычному пользователю фильмы в таком высоком разрешении практически недоступны. Поэтому какое-то время на домашних 4К-проекторах и телевизорах будут в основном смотреть контент с разрешением Full HD. Разумеется, от простого повышения разрешения есть положительный эффект даже при Full HD источнике, так как например, уменьшается заметность пикселей, но этого мало для обоснования рациональности использования дорогого 4К-проектора. Поэтому в компании Sony разработали специальный алгоритм обработки исходного Full HD-изображения с целью преобразования его к разрешению 4К с максимальным воссозданием всех деталей. Подробности см. в статье про проектор Sony VPL-VW1000ES. Reality Creation существенно улучшает изображение. Впрочем, складывается впечатление, что для более наглядной демонстрации возможностей этой функции при ее отключение интерполяция к разрешению 4К выполняется по очень простому алгоритму с отключенным сглаживанием. Отметим, что с базой данных Mastered in 4K четкость повышается чуть меньше, что логично, так как изначально хорошее изображение меньше нуждается в улучшении. Однако пристальное разглядывание изображения даже в случае фирменных дисков Blu-ray с пометкой «Mastered in 4K», показывает, что основной причиной снижения качества ниже возможного является сжатие и многочисленные артефакты, связанные с ним. Посмотрим, что будет в случае новых дисков 4K Blu-ray с продвинутым кодеком HEVC.
Определение времени отклика и задержки вывода
Из-за модуляции светового потока точно рассчитать времена отклика не представляется возможным. Посмотрим, на зависимость яркости от времени в нескольких режимах (сигнал 60 кадр/с):
Режимы со вставкой темного кадра — Импульсная и Сочетание (второй со вставкой промежуточного кадра) — характеризуются повышенной модуляцией, что повышает четкость в динамике. Впрочем, визуальное тестирование показало, что картинка в этих режимах неприятно мерцает, и этот эффект превалирует над эффектом плавности от вставки промежуточного кадра. В стереоскопических режимах (3D) модуляция сильнее, фактически есть участки с действительно черным полем. При этом в режиме Высокий ширина импульсов чуть больше, что и обеспечивает чуть большую яркость.
Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. При этом в итоговое значение не включалась неизвестная фиксированная величина задержки от запроса на переключения страниц видеобуфера до запуска АЦП с внешним фотодатчиком, установленным в центре экрана монитора, а также некая переменная задержка, обусловленная тем, что ОС Windows не является системой реального времени с нормированными задержками. То есть совсем-совсем настоящая полная задержка чуть-чуть больше. В итоге задержка вывода изображения составила около 120 мс при сигнале 1080p 60 кадр/с независимо от режима и порядка 40 мс при сигнале 4096 на 2160 пикселей 60 кадр/с. В первом случае задержка еще не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх и при работе за компьютером (если кому вдруг захочется получить монитор во всю стену) будет сильно раздражать. Во втором случае разрешение очень высокое и большинство дополнительных обработок отключено, что и приводит к снижению задержки до приемлемой величины. Отметим, что как следует из новой версии руководства, при обновлении ПО в меню появляется опция Сокр.задерж. входа, возможно ее выбор будет приводить к уменьшению задержки и в случае 1080p.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват зависит от значения настройки Цвет. прост-во.
При Цвет. прост-во 2 охват максимальный:
При BT.709 охват в точности равен sRGB:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при Цвет. прост-во. = Цвет. прост-во 2:
И при BT.709:
Видно, что изначально компоненты хорошо разделены, а для приведения охвата к стандарту sRGB выполняет перекрестное подмешивание компонент.
Производитель обещает «достоверное оригинальное изображение» в случае выбора профиля Образец. Тесты в целом это подтверждают (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая):
Цветовая температура не сильно выше стандартных 6500 К, отклонения от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) меньше 10, что для потребительского устройства считается хорошим показателем, при этом как цветовая температура, так и ΔE мало изменяются от оттенка к оттенку. Кино смотреть можно. Особо привередливые пользователи могут тонко откалибровать проектор уже конкретно под полотно своего экрана. Ради интереса мы также определили данные цветовые характеристики при выборе профиля Кинофильм 1 и после проведения автоматической калибровки. В пределах погрешностей все три графика совпали.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
В комплект поставки этого проектора очки не входят, что, конечно, странно для столь дорогого устройства. В итоге мы использовали предоставленные очки с радиочастотной синхронизацией — модель TDG-BT500A.
Напомним, что РЧ-синхронизатор уже встроен в проектор. Очки очень удобные и легкие, их без проблем можно использовать поверх корректирующих очков. Правда, работают они от элементов питания CR2025, поэтому пару таких лучше иметь про запас. Производитель обещает приблизительно 100 часов работы от одного элемента питания. Также заявляется, что очки и система синхронизации поддерживают стандарт Full HD 3D RF, что обещает совместимость с устройствами, в частности с очками других производителей.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары: упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Рядом, в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Одна над другой, похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра). В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в большинстве стереоскопических режимов можно включить функцию вставки промежуточных кадров и функцию интеллектуального масштабирования до 4К-разрешения Reality Creation. В настройках стереоскопического режима есть параметр (Яркость 3D), который управляет длительностью периода (две ступени), когда один ракурс демонстрируется пользователю.
Тестирование стереоскопического режима «упакованные кадры» мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало, что отличное качество стереоизображения достигается при уменьшении интервала ракурса, но даже в этом случае в стереоскопическом режиме на экране с диагональю порядка 2 м недостатка яркости не ощущается. Вставка кадров работает, положительный эффект от Reality Creation есть.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло-серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100% разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 60 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Параметр Яркость 3D установлен на высокое и стандартное значение, также для сравнения мы проверили и при сигнале 24 кадр/с при Яркость 3D = Стандартный:
Яркость 3D = Стандартный, 60 кадр/с:
Яркость 3D = Стандартный, 24 кадр/с:
Видно, что разделение белого на черном и черного на белом отличное в любом случае, разделение серого на сером чуть хуже — второй прямоугольник можно заметить не приглядываясь. При этом качество разделения мало зависит от значения Яркость 3D, гораздо больше от частоты кадров.
Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
Яркость 3D | Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % | Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % |
Высокое | 7,5 | 15,0 |
Стандартное | 6,9 | 13,8 |
Данные, приведенные последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.
Выводы
Разумеется, этот проектор хочется, прежде всего, сравнить с топовым Sony VPL-VW1100ES, рекомендованный ценник на который более чем в два раза выше. При прямом сопоставлении почти по всем параметрам, в частности по яркости, контрастности, шумности, Sony VPL-VW500ES проигрывает своему старшему брату. Несмотря на это, при визуальном сравнении различие в качестве изображения и шумности между этими двумя аппаратами вряд ли будет существенным. Также как минимум у Sony VPL-VW500ES есть два значимых преимущества — это отличная равномерность белого поля (возможно, из-за программной коррекции) и встроенная функция автоматической калибровки. В итоге этот проектор можно рекомендовать для использования в домашних кинотеатрах топового уровня.
Достоинства:
- Разрешение 4096 на 2160 пикселей и продвинутая функция масштабирования
- Высокое качество цветопередачи и функция автоматической калибровки
- Достаточно высокая яркость и высокая контрастность
- Хорошее качество стереоскопического режима
- Тихая работа
- Есть функции вставки промежуточных и черных кадров
- Электромеханические приводы сдвига объектива, трансфокатора и фокусировки
- Строгий дизайн
- Пульт ДУ с подсветкой
- Удобное и русифицированное меню
Недостатки:
- Заметная задержка вывода изображения
- Стереоскопические очки не включены в комплект поставки
и отделу маркетинга профессионального управления ЗАО «Сони Электроникс»,
без помощи которых этот обзор не появился бы.
за предоставленный комплект X-Rite i1Publish Pro 2,
а также представительство Nvidia в России за предоставленную для тестового стенда профессиональную видеокарту Nvidia Quadro 4000,