пятиканальным усилителем мощности
В этой статье речь пойдёт о новом AV-ресивере компании Rotel, хорошо известной в кругах ценителей качественной звуковой техники. AV-ресивер RSX-1055 является младшей моделью в состоящей из двух аппаратов новой линейке ресиверов этого производителя. Однако Rotel никогда не делал «бюджетных» ресиверов. Поэтому даже в данном аппарате стоимостью $1600 реализовано несколько весьма интересных решений.
Внешний вид
Аппарат выполнен в новом корпоративном стиле Rotel: прямые строгие передние панели с ровными рядами кнопок, большой регулятор громкости с синей окантовкой на корпусе, массивные металлические «уши», позволяющие устанавливать аппарат в рэковую стойку и попутно служащие ручками для переноски: брать аппарат за бока не стоит, потому что верхняя и боковые части корпуса покрыты эффектной, но быстро пачкающейся полуглянцевой чёрной краской, на которой заметны отпечатки пальцев даже чистых рук.
Группа кнопок по правую сторону от регулятора громкости отвечает за переключение входов и управления режимами звучания. Расположенные слева от регулятора громкости кнопки относятся к радиоприёмнику (возможны полное управление и настройка, включая прямой ввод номера пресета). Остальные операции по управлению аппаратом можно осуществлять только с пульта ДУ.
Фронтальных аудио-видео входов и выхода для наушников не предусмотрено.
Технические характеристики
Поясним, что сведения были взяты именно из инструкции по эксплуатации к аппарату, ибо на сайте в ТТХ аппарата, к сожалению, присутствуют неточности. В пользу правдивости инструкции говорит много фактов (это выснилось в процессе осмотра задней панели, а также в процессе эксплуатации аппарата).
Усилительная часть | |
Мощность | DIN: 5 х 75 Вт (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КГИ 0,09%, нагружены все каналы) |
Стерео (DIN): 2×100 Вт (8 Ом, 1 кГц, 1% КГИ) | |
Интермодуляционные искажения | 0,05% (60Гц:7кГц) |
Диапазон воспроизводимых частот | 10 Гц — 20 кГц (±1 дБ) |
Декодеры | Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS-ES, DTS Neo:6, HDCD |
Входы | |
Аналоговые | видео: 5 композитных, 5 S-Video, 2 компонентных аудио: 7 стереовходов, 7.1-вход для внешнего декодера |
Цифровые | 2 оптических, 3 электрических коаксиальных |
Выходы | |
Аналоговые | видео: 4 композитных, 4 S-Video, 1 компонентный аудио: 5 аналоговых, 7.1-выход предусилителя (включая сдвоенный выход на сабвуфер и сдвоенный выход на центр) |
Цифровые | 1 оптический, 1 коаксиальный электрический |
Computer In/out (RJ-45) | 1 |
Выходы усилителя | |
2 на фронтальные, 2 на тыловые, 1 на фронтальный центр | 5 пар винтовых разъёмов банана-джек |
ЦАПы | |
4 стереоЦАПа 24 бит 96 кГц | AKM AK4324 (сигнал/шум 105 дБ) |
Радио тюнер | |
FM/AM диапазоны | 30 станций в памяти, RDS |
Общие | |
Потребляемая мощность | 450 Вт |
Габариты (Ш×В×Г) | 432×162×442 мм |
Вес | 17 кг |
Ориентировочная цена | $1600 |
Задняя панель и внутренности
Функции декодирования многоканального звука возложены на чип CS493263-CL EP от Cirrus Logic, широко применяемый в современных ресиверах. Чип способен декодировать все известные многоканальные форматы вплоть до 7.1-звука.
В аппарате применены цифроаналоговые преобразователи 24 бит 96 кГц AKM AK4324-VF (С/Ш 105 дБ). Для воспроизведения декодированного 7.1-звука используется 4 подобных стереоЦАПа.
Ресивер довольно плотно «упакован» — свободного пространства внутри не так много. Разводка и монтаж компонентов выполнены очень аккуратно, равно как и вся сборка. Эти строки адресованы тем, кого смущает надпись Made in China на тыловой панели аппарата. Rotel уже довольно давно собирает многие свои аппараты в Китае. Это положительно сказывается на цене и не имеет ощутимых отрицательных влияний на качество или надёжность аппарата. Дело в том, что у таких серьёзных брэндов, как Rotel, при производстве применяется самое современное оборудование и наличествует очень серьёзный контроль качества при сборке.
В сглаживающем фильтре блока питания используются четыре электролитических конденсатора ёмкостью 8200 мкФ каждый.
Возможности ресивера
Заниматься настройкой аппарата можно, глядя на дисплей, но гораздо удобнее выводить информацию на экран ТВ — функция OSD является обязательной для аппаратов такого класса. Обширное меню (15 страниц) включает в себя множество подменю: настройка и конфигурирование акустических систем (наличие и размер АС, задержка и громкость каждого канала, частота среза кроссовера для сабвуферного выхода — 40/60/80/10/120 Гц), конфигурирование входов, настройка режимов воспроизведения и пространственного звучания, а также управление другими функциями ресивера.
Традиционно присутствуют различные режимы обработки многоканального звука (DSP), которыми, по правде сказать, мало кто пользуется. Разумеется, есть и темброблок (НЧ/ВЧ). Желающие слушать стереозвук во всех колонках могут воспользоваться одной из предустановок DSP, режимом Dolby Pro Logic II или эффектом «многоканальное стерео» — наиболее точно раскладывающим звук, ведь никаких обработок в это время не применяется: тылы лишь дублируют фронт, а на центр идёт монофоническая составляющая стереосигнала.
RSX-1055 имеет порт RJ-45, посредством которого подключается к персональному компьютеру. Кабель «RJ-45 — RS-232» идёт в комплекте с аппаратом.
Однако в отличие от технологии NetTune у Onkyo NR-900, в данном случае с компьютера возможно осуществлять лишь управление и обновление firmware ресивера. К великому сожалению, ввиду относительно недавнего появления RSX-1055 в России, официальный дистрибьютор (A&T Trade) пока ещё не получил соответствующее программное обеспечение от Rotel, поэтому попробовать в деле связку RSX-1055 + PC мы не смогли.
Поскольку RSX-1055 имеет только пятиканальный усилитель мощности, то изначально можно использовать только конфигурацию 5.1. При желании построить домашний кинотеатр по схеме 7.1 (декодер этого ресивера восьмиканальный), придётся докупить 2-канальный усилитель мощности (например, тот же Rotel RB-03 или RB-1050). Вообще, надо сказать, что Rotel очень консервативен и осторожно относится к новым форматам многоканального звука. Даже в топовом AV-ресивере RSX-1065 имеется только шестиканальный усилитель.
Пульт дистанционного управления
RSX-1055 комплектуется пультом Rotel RR-1050.
Пульт запрограммирован на управление компонентами Rotel, однако присутствует функция «обучения», позволяющая заставить работать этот пульт практически с любой техникой в доме, имеющей инфракрасный приёмник. Помимо управления AV-ресивером и DVD-плеером, можно записать в память команды ещё 8 разных пультов. Многих наверняка обрадует возможность перепрограммировать или «обучить» любую кнопку, а не только отведённую для этих операций группу кнопок. Есть и макро-команды (до 20 макро-команд, по 20 операций в каждой). LCD-дисплей отображает текущее состояние пульта и выполнение некоторых операций. Под сдвижной крышкой скрыты редко используемые кнопки, а также сервисное управление программированием и обучением пульта.
Внутренняя подсветка кнопок включается нажатием на боковую клавишу. Однако в светлой комнате подсветка не заработает, поскольку над дисплеем пульта расположен миниатюрный датчик освещения.
Звучание в музыке
Прослушивание проводилось с использованием акустических систем Mirage Omni 250 ($750), B&W CM-4 (~$1300), Mission M-53 (~$1150). Кабели Straight wire, Supra и PhoenixGold различных моделей.
Ресивер к источнику подключался по цифре, чтобы не зависеть от источника звука и оценить встроенный ЦАП ресивера. В качестве транспорта выступил DVD-плеер Toshiba SD-9500.
Тестовый материал (CD-DA)
- Scott Henderson «Tore down house» (джаз-рок, MESA/Bluemoon Rec. 1997)
- Pat Metheny «Secret story» (фьюжн, Geffen Rec. 1992)
- Sting «Fields of gold» (поп, A&M Rec. 1994, remastered 1998)
- Acoustic Alchemy «Positive thinking» (нью-эйдж, GRP Rec 1998)
- YELLO «Motion picture» (электронная муз., Mercury Rec 1999)
- The Charlie Byrd Trio «It's a wonderful world» (джаз, Concord jazz 1989)
- Dire Straits «Brother in arms» (рок/поп, remastered by Mercury Rec. 2000)
- Vivaldi A. «The four seasons» (классика, digital remastered by EMI 1998)
- Rachmaninov S. Piano concerto № 2 (классика, EMI 1997)
- Несколько сборников с различной музыкой (в т. ч. классической)
Да, всё-таки «фирменный» звук усилителей и ресиверов Rotel сложно не узнать: в меру яркий, очень детализированный, с вполне корректной передачей тембров и довольно глубокой сценой. В общем, все признаки аппарата далеко не средней ценовой категории. Что-то подобное мы и ждали от аппарата за $1600 и, в целом, не ошиблись.
На самом деле, описывать на словах звучание дорогих аппаратов довольно непросто, поскольку за эти деньги ни один аппарат уже не имеет явных огрехов в звуке. Тут уже идёт разговор исключительно о нюансах. В данном случае RSX-1055 обладает довольно напористым и весьма динамичным звуком с одной стороны, и очень аккуратным и проработанным — с другой. После прослушивания мы пришли к выводу, что цена выглядит вполне оправданной, даже несмотря на пятиканальность.
Звучание в театре
Тестовый материал (DD/DTS)
- Shrek (DTS 5.1), R1, лицензия, специальное издание
- U-571 (DD 5.1), R5, лицензия
- Video Highlights (DD 5.1) Фрагменты известных фильмов 2001
- Telarc Digital Surround Sampler (DTS 5.1) Музыка и спец.эффекты
- Фрагметы известных фильмов 2002-2003.
Из особенностей стоит отметить достойную динамику, которая не страдает даже на высоких громкостях при воспроизведении каких-то мастабных сцен. Мощность аппарата нельзя назвать огромной, однако для создания мощного и, при этом, высококачественного звука в 20-35-метровой комнате этот ресивер более чем подходит.
Заключение
В процессе тестирования мы выяснили, что AV-ресивер RSX-1055 оправдал наличие шилдика Rotel, достойно выступив и в музыке, и в театре. Немного огорчает отсутствие выхода на наушники и отсутствие 7.1-канальности в усилителе, а в остальном получился действительно добротный ресивер, вполне способный удовлетворить при воспроизведении музыки и фильмов вполне подготовленного и превиредливого слушателя.
Мы рекомендуем использовать данный ресивер для подключения к наборам колонок от $3000 до $7000 (5 основных плюс активный сабвуфер) и озвучивания помещений площадью от 20 до 35 м².