Проектор Panasonic PT-AE7000EA (правда, с табличкой PT-AT5000E — так он маркируется в Европе) мы впервые увидели на выставке IFA 2011. С той поры прошло немало времени, уже и IFA 2012 не за горами, но, наконец, большая коробка с ним приехала в нашу лабораторию. Заметим, что на тестировании у нас побывал предпродажный экземпляр, однако никаких явных недоделок или дефектов мы не обнаружили.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | 3LCD |
Матрица | 0,74″ (18,7 мм), P-Si TFT, 3 панели, 16:9, поколение D9, C²Fine, VA |
Разрешение матрицы | 1920×1080 |
Объектив | зум 2x, F1,9—3,2, f = 22,4—44,8 мм, 16 элементов, 12 групп, моторизированные трансфокатор и фокусировка |
Лампа | 200 Вт UHM |
Срок службы лампы | 4000 ч яркий / 5000 ч экономичный режимы |
Световой поток | 2000 ANSI лм |
Контрастность | 300 000:1 (full on/full off, динамическая) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,02 м (1,16—2,37 м) |
максимум 7,62 м (9,02—18,08 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | телевизионные (композитный и S-Video): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM |
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p (24/50/60 Гц) | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA—WUXGA: 640×480—1920×1200 | |
цифровые сигналы (HDMI): 480p, 576p, 720p, 1080i, 1080p (24/50/60 Гц) (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | 22 дБ экономичный режимы |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 470×151×364 мм (с выступающими частями) |
Масса | 8,7 кг |
Потребляемая мощность | 285 Вт, 0,08 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Дополнительные аксессуары |
|
Ссылка на сайт производителя | www.panasonic.net |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | $2345(2) |
Внешний вид
На этот раз компания отошла от ставшего классикой чемоданообразного корпуса с симметричным расположением объектива. В результате проектор не слишком выделяется из ряда себе подобный. Корпус проектора изготовлен из пластмассы с черным матовым покрытием с мельчайшими серебристыми вкраплениями. Съемная верхняя панель прикрывает отсек лампового блока.
Сверху находятся: 3 индикатора состояния, окошко датчика внешнего света (но сам датчик отсутствует) и логотипы. Индикатор питания неяркий, в режиме ожидания он светится красным, при работе проектора — зеленым, а при охлаждении лампы — оранжевым. Все разъемы, включая и разъем для замка Кенсингтона, расположены в неглубокой нише сзади и не выступают за габариты корпуса.
Рядом с трехштырьковым разъемом питания расположен механический выключатель питания. Комплектный кабель питания (нам не достался) оснащен специальным зажимом, позволяющим дополнительно зафиксировать кабель в гнезде. На левом боку находятся кнопки управления и съемная вентиляционная решетка, прикрывающая сменный воздушный фильтр.
На правом боку кроме информационной наклейки ничего нет. Вторая воздухозаборная решетка — на задней панели, а выдувается теплый воздух вперед и вправо через решетку на фронтальной панели. ИК-приемник только один — на передней панели по центру.
Рядом с объективом есть крышечка из темного полупрозрачного пластика, сняв которую пользователь увидит джойстик регулировки положения объектива и блок ИК-излучателей синхронизации затворных очков.
Передние выкручивающиеся (примерно на 18 мм) из корпуса ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора, когда он просто стоит на столе. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 5 металлических втулок с резьбой, расположенные весьма причудливо. Втулка напротив объектива, видимо, может использоваться и для крепления опциональной анаморфотной насадки. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна. За исключением относительно небольших по площади решеток поверхность корпуса гладкая, что облегчает чистку проектора от пыли, а отсутствие глянца делает мелкие повреждения и следы от пальцев менее заметными. Объектив от пыли защищает солидная крышка с фиксаторами, прикрепленная к корпусу пластиковым поводком.
Пульт
Пульт почти точно такой же, что и пульт от проектора Panasonic PT-AE4000E. Поменялась только функция и подпись у одной кнопки. Пульт небольшой (138×48×28,3 мм, 125 г с элементами питания), он удобно лежит в руке, кнопок мало, они крупные с достаточно контрастными удобочитаемыми обозначениями. В кнопках легко ориентироваться, в том числе и на ощупь. Есть светодиодная подсветка, включающаяся на несколько секунд при нажатии на любую кнопку. Подсветка равномерная и достаточно яркая. Кнопку FUNCTION можно запрограммировать на быстрый выбор любого пункта меню установок. Работает пульт от двух элементов типа AA.
Коммутация
Проектор оборудован компонентным аналоговым входом и тремя входами HDMI. Кроме того, присутствуют традиционные компьютерный VGA, S-Video и композитные входы. Используются они стандартным способом. Для входа HDMI можно выбрать яркостный диапазон. Есть функция автораспознавания активного подключения, срабатывающая при включении проектора. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве. Проектор оснащен двумя триггерными разъемами, работающими как на выход — управление внешним оборудованием, — так и на вход — управление проектором извне. Режим работы триггеров устанавливается в меню.
Кроме того эти разъемы можно использовать для подключения внешнего излучателя ИК-синхросигналов (может будет доступен и радиочастотный синхронизатор для совместимости с очками нового поколения). Проектор поддерживает функции Viera Link — управление по HDMI подключенным оборудованием.
В частности обеспечивается поддержка фирменного набора функций HDAVI Control 5, и даже заявлена базовая поддержка сторонних устройств, например, управление плеерами с помощью экранного виртуального пульта ДУ. Впрочем, наш плеер по HDMI никак не управлялся.
Меню и локализация
Меню проектора крупное, однако, шрифт мелковат, плотный и с тонкими линиями, что заметно снижает читаемость надписей в меню.
Настройки находятся на страницах нескольких уровней вложения, некоторые страницы еще нужно и пролистывать. Тем не менее, навигация довольно удобная и быстрая. При выходе из меню запоминается текущий активный пункт вплоть до последнего уровня иерархии, поэтому буквально за пару нажатий можно вызвать настройку, которая изменялась последний раз. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только строчка внизу экрана, при этом следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение значения — стрелками вправо-влево, что облегчает настройку картинки.
Настраивать изображение можно вообще без меню, так как кнопка PICTURE ADJUSTMENT напрямую вызывает строчку с настройкой (второе нажатие — дополнительные настройки, перебор — стрелками вверх-вниз). Ползунки параметров имеют метки заводских значений (черточку на шкале). Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой DEFAULT. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать стиль оформления — цветной или нейтральный черно-белый. Перевод терминов в русской версии экранного меню и в русском руководстве пользователя близок к идеалу, хотя и не без огрехов в употреблении некоторых терминов, но они имеют корни в английском варианте руководства.
На момент написания статьи на русском сайте компании отсутствовало упоминание об этом проекторе (так как и о ярком PT-AR100/AH1000), но на глобальном сайте есть страничка проектора на английском и ссылка на загрузку русской версии руководства.
Управление проекцией
Объектив оснащен электромеханическими приводами, поэтому фокусировка изображения на экране и изменение фокусного расстояния (размера изображения) осуществляется с пульта ДУ или кнопками на контрольной панели проектора.
Для удобства фокусировки на экран автоматически выводится один из встроенных шаблонов (для фокусировки), его можно поменять на другой (настройка положения проекции) или переключиться на текущее изображение. Фокус, зум, цифровой сдвиг и обрезку изображения можно запомнить в шести профилях с редактируемыми именами. В дальнейшем нужный профиль выбирается вручную или автоматически, при распознавании проектором формата 16:9 и 2,35:1.
Джойстик на передней панели позволяет сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты вверх-вниз по вертикали и на 26% от ширины проекции вправо-влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по вертикали диапазон сдвига по горизонтали уменьшается и наоборот. В центральное положение объектив выставляется по легкой фиксации джойстика. Надо отметить, что этим органом управления очень сложно точно выставить положение проекции, так как минимальные смещения джойстика соответствуют большому смещению области проекции, и нет жесткой механической связи между джойстиком и положением объектива. Воротки в предыдущих моделях были на порядок удобнее. Заметим, что крышку на объектив можно одевать без опасений сбить настройки объектива, так как внешнее кольцо жестко зафиксировано, а джойстик фиксируется поворотом головки.
Режимов геометрической трансформации изображения много. Для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, LetterBox в т. ч. и 14:9) можно подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9 и вносящий наименьшие искажения в картинку. Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9 можно использовать режим, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Если сочетание типа исходного изображения и режима приводит к тому, что часть картинки обрезается сверху и снизу, то в большинстве случаев стрелками вверх-вниз отображаемую часть картинки можно сдвигать в вертикальном направлении для того, чтобы, например, поместились субтитры. В случае сигналов высокого разрешения в режиме УВЕЛ. картинка немного увеличивается так, чтобы черные поля изображения 2,35:1 вышли за область проекции, правый и левый край, естественно, немного обрезаются. Есть и ограничения — в зависимости от типа подключения и видеосигнала доступно от 1 до 7 режимов. Переключение режимов — через меню.
Поддерживается автоматический выбор режима по флагам соотношения сторон, передаваемым с некоторыми видами сигнала. Функция ОБРЕЗ. ПО ПЕРИМ. позволяет чуть увеличить изображение, так что края с «мусором» выйдут за границу проекции. Избирательная подрезка изображения без увеличения выполняется с помощью четырех настроек МАСКА. Выбор пункта СТОП-КАДР «замораживает» изображение на экране, в ВРЕМЕННО ВЫК — временно выключает проекцию. Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (±30°).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Допустим вертикальный наклон вперед-назад на ±30° и наклон вправо-влево на ±10°. Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива и длиннофокусный на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Большой диапазон оптического трансфокатора и наличие сдвига объектива позволяют варьировать место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.
Настройка изображения
Настроек, влияющих на цветовой и яркостный баланс много, очень много. Спасает то, что продвинутые настройки спрятаны на вложенных страницах и некоторые процедуры имеют альтернативные варианты, поэтому пользователь может выбирать уровень и способ вмешательства. Режим глобальной цветокоррекции (7 штук) в значительной степени определяет цветопередачу и яркость (в некоторых включается оптический фильтр Pure Color Filter Pro), поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора значения пункта РЕЖИМ ИЗОБР. Затем можно подправить контрастность, яркость, насыщенность, оттенок, краевую резкость и цветовую температуру.
Скорректировать гамма-кривую (тремя ползунками или правкой графиков),
контрастность и яркость трех основных цветов, можно на странице ДОП. НАСТР.
Если есть четкое представление, что нужно локально подправить в цвете, то следует войти в систему УПР. ЦВЕТАМИ. Эта система позволяет выбрать на проецируемом в данный момент изображении до 8 опорных цветов и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета. Альтернативой выбору цвета курсором является аналогичная коррекция шести основных цветов. На один профиль можно зарегистрировать до трех таких наборов пользовательских правок цветового баланса и персонализировать каждый своим именем.
На изображение также влияют функции ДИНАМ. ДИАФ. (динамическая диафрагма), ШУМОПОДАВЛ. (подавление видеошумов), MPEG-Ш/П (устранение артефактов компрессии), DETAIL CLARITY (повышение четкости цветовых переходов) и CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием). В случае xvYCC HDMI-сигналов можно включить автоматическую подстроку параметров. О наличии функции интерполяции кадров свидетельствует параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА (выключено, или один из трех режимов).
Настройку картинки может облегчить режим НАСТР РАЗДЕЛ, в котором выбранный участок изображения демонстрируется на экране в двух вариантах — до и после коррекции, при этом копии или просто расположены рядом, или зеркально отражены.
При настройке изображения можно воспользоваться функцией ОСЦ. СИГН. — вывод на экран осциллограмм входного сигнала. Осциллограмм 8 видов: диаграммы по столбцам и графики строчек яркости, красного, зеленого и синего цветов. В случае графиков строчек строка сканирования определяется положением передвигаемой горизонтальной линии. С помощью ОСЦ. СИГН. и тестовых шаблонов удобно средствами проектора или источника сигнала настраивать уровни яркости и уровни цветов. При этом можно запустить автоматическую подстройку уровней.
В случае просмотра стереоскопического изображения 10 настройками можно подстроить баланс между изображениями для правого и левого глаза и запомнить их значения в трех ячейках.
Также для 3D-сигнала можно вывести сдвоенные графики уровней.
Параметр МОЩН. ЛАМПЫ влияет на яркость лампы, при значении НОРМАЛЬНЫЙ она максимальная. При переключении параметра ЗАДЕРЖ. КАДРА в значение БЫСТРАЯ должна уменьшаться задержка вывода за счет снижения качества обработки изображения.
Настройки изображения можно сохранить в 16 пользовательских профилях с редактируемыми именами (только латиница). Также текущие настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения и вида сигнала (PAL/NTSC). Отметим, что руководство к проектору очень подробное, поэтому заинтересовавшимся этим проектором стоит загрузить руководство и изучить его.
Дополнительные возможности
Есть таймер отключения от 60 до 240 мин с шагом в 30 мин — пункт РЕЖ. СНА. Пункт ТЕСТОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ позволяет выводить на экран 5 тестовых шаблонов.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE7000EA (если не указано иное, то выключен режим ДИНАМ. ДИАФ., а мощность лампы высокая):
Режим | Световой поток |
Режим ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВКЛ | 2190 лм |
Режим ДИНАМ. | 1560 лм |
Режим ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВКЛ, МОЩНОСТЬ ЛАМПЫ= ЭКО | 1385 лм |
Режим КИНО1 | 530 лм |
Режим КИНО2 | 1175 лм |
Равномерность | |
+12%, −20% | |
Контрастность | |
470:1 |
Световой поток немного превышает паспортное значение. Отключение динамического управления диафрагмой (ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ) приводит к уменьшению яркости белого поля, т. е. при этом диафрагма открывается не полностью. В режиме КИНО1 включен оптический фильтр, что приводит к уменьшению светового потока в несколько раз. Равномерность приемлемая. Контрастность по тесту ASNI очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВКЛ | 63 000:1 |
ДИНАМ. | 2935:1 |
КИНО1 | 2735:1 |
КИНО2 | 2055:1 |
ДИНАМ., максимальное фокусное расстояние | 3490:1 |
ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВКЛ, максимальное фокусное расстояние | 140 000:1 |
«Нативная» контрастность, полученная без использования регулировки диафрагмы, довольно высокая и она возрастает при увеличении фокусного расстояния. Динамическая контрастность получилась меньше заявленных 300 000:1, но при таких значениях разница даже в два раза не является принципиальной. Также, возможно, мы не подобрали режим, в котором на черном фоне диафрагма закрывается до минимального значения, так как алгоритм управления диафрагмой довольно сложный и включает в себя еще и динамическую подстройку гамма-коррекции. При включенной ДИНАМ. ДИАФ. изменение яркости происходит очень быстро, визуально никаких скачков незаметно. Измерения показали, что при переключении с белого поля на черное поле яркость начинает уменьшаться где-то за 20 мс до(!) вывода черного поля. Видимо, диафрагма управляется исходя из свойств кадра, который еще находится в буфере проектора.
Графики изменения яркости при переключении с белого поля на черное поле при включенной и выключенной динамической диафрагме. Для наглядности графики слегка сглажены.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для профиля ОБЫЧНЫЙ. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 1,78, что ниже стандартного значения 2,2:
Впрочем, мы не исследовали богатые возможности ручной коррекции гамма-кривой. Реальная гамма-кривая немного отклоняется от степенной зависимости особенно в светлой области, зная свойства ЖК-матриц можно предположить, что загиб в светлой области можно устранить, уменьшив значение настройки КОНТРАСТ.
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 223 Вт, в режиме пониженной яркости — 199 Вт, в режиме ожидания — 0,1 Вт. Механический выключатель на задней панели полностью отключает проектор от сети.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 30,6 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 26,8 | Очень тихо |
Проектор очень тихий. Характер шума от системы вентиляции не вызывает никакого раздражения, а в режиме пониженной яркости проектор практически бесшумен. Механическая диафрагма работает также очень тихо.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается, но проектор не передает никакой информации о режимах и определяется в системе как безымянный аналоговый дисплей. Фазу пришлось подстраивать вручную. Изображение четкое, но вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с некоторой потерей цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1 (после небольшой подстройки).
DVI-подключение
При подключении проектора к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника) поддерживаются режимы вплоть до 1920×1080p при 60 Гц. Изображение занимает всю площадь проецирования, а в режиме 1920×1080p при отключенном оверскане картинка выводится пиксель-в-пиксель. Белое выглядит равномерно освещенным. Черное поле равномерное и бликов не содержит. Геометрия практически идеальная — «бочка» внутрь при большом смещении объектива вверх или вниз составляет 2-4 мм на 1,5 м ширины. Благодаря применению «фирменной» технологии Smooth Screen отсутствует сетка между пикселями. Изображение четкое, но вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с потерей цветовой четкости. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, в центре минимальная, да и к углам не сильно становится заметнее. Равномерность фокусировки хорошая.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, завал в светах и тенях не выходит за безопасные границы, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Яркостная и цветовая четкость всегда очень высокая.
Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала
Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) не самое высокое. Четкость изображения немного ниже возможностей интерфейсов и типа сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
Функции обработки видеосигнала
При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух-трех кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.
При включенном режиме CINEMA REALITY проектор пытается составить кадр из смежных полей. Наши тестовые фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 и NTSC 30 кадров в секунду) выводятся преимущественно по полям, но в случае ряда тестовых фрагментов с диска HQV деинтерлейсинг выполняется правильно (2-2 на 30 кадров в секунду, др. «парные» преобразования и 3-2 на 24 кадра в секунду). В сомнительных случаях, чтобы избежать характерной «расчески» по краям двигающихся объектов, проектор выводит изображение по полям.
Функция подавления видеошумов (ШУМОПОДАВЛ.) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами. Результат работы функции MPEG-Ш/П менее очевиден, только при максимальном уровне фильтрации изображение слегка замыливается. При масштабировании к разрешению матрицы выполняется некоторое сглаживание зубцов на диагональных границах, которое хорошо работает даже в случае чересстрочных сигналов и двигающихся объектов.
Функция вставки промежуточных кадров работает, если параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА равен РЕЖИМ 1, РЕЖИМ 2 или РЕЖИМ 3. При 50/60 кадр/с разница между этими двумя режимами незначительна, при медленном движении динамическая четкость и плавность возрастают одинаково, при увеличении скорости движения в кадре в РЕЖИМ 1 интерполяция отключалась (только для объектов, превысивших некий порог скорости!) немного раньше. При 24 кадр/с при возрастании цифры после РЕЖИМ возрастает и скорость движения, для которого выполняется вставка кадров. Впечатления от работы этой функции исключительно положительные, плавность движения возрастает, четкость объектов в движении тоже, картинка становится приятнее для глаз. Артефакты по краям двигающихся объектов изредка встречаются, но в глаза не бросаются. В подавляющем большинстве случаев к работе функции вставки кадров не будет никаких претензий, однако на самых трудных фрагментах из фильма Аватар, на которых сложный фон проносится относительно неподвижных объектов переднего плана, иногда можно заметить артефакты в виде паразитных контуров объектов.
Определение времени отклика и задержки вывода
На графиках зависимости яркости от времени видна высокочастотная модуляцию, которую пришлось сгладить, поэтому времена отклика могут иметь довльно большую погрешность. Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 5,0 мс (2,8 вкл. + 2,2 выкл.). Суммарное время отклика при переходах между полутонами в среднем равно 4,7 мс.
Задержка вывода относительно ЭЛТ-монитора определялась с помощью одновременной записи двумя фотодатчиками. В меню есть параметр ЗАДЕРЖ КАДРА, который, как сказано в руководстве, влияет на задержку вывода. При БЫСТРАЯ задержка уменьшается, при НОРМАЛЬН приоритет отдается качеству изображения. Также на задержку влияет параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА.
Подключение и режим | Задержка вывода, мс |
VGA, ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА = ВЫКЛ., ЗАДЕРЖ КАДРА = НОРМАЛЬН | 45 |
VGA, ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА = ВЫКЛ., ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ | 40 |
DVI, ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА = ВЫКЛ., ЗАДЕРЖ КАДРА = НОРМАЛЬН | 70 |
DVI, ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА = ВЫКЛ., ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ | 65 |
DVI, ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА = РЕЖИМ 1/2/3, ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ | 57 |
DVI, режим ИГРА, ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ | 44 |
DVI, режим ИГРА, ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ, стереоскопический режим (ГОРИЗ. СТЕРЕОПАРА) | 79 |
Для комфортной игры в динамические игры, да и просто для работы за компьютером задержка великовата.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).
Цветовой охват зависит от текущего режима. В четырех из семи охват чуть шире sRGB:
В режимах D-CINEMA и КИНО1 охват еще шире:
А в режиме REC709 охват практически соответствует sRGB:
В трех последних режимах включается оптический фильтр, который увеличивает разделение между компонентами и выравнивает цветовой баланс. В режиме REC709 дополнительно выполняется подмешивание компонент друг к другу, что корректирует насыщенность до охвата sRGB, все это иллюстрируют спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), приведенные ниже:
Режим ОБЫЧНЫЙ.
Режим D-CINEMA.
Режим REC709.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае нескольких режимов. Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая:
По совокупности даже не отстроенный режим REC709 позволяет получить цветопередачу, близкую к стандартной по основным параметрам. Без сомнения богатство настроек, калибратор и опыт по настройке, примененные в совокупности, приведут к лучшему результату, но мы оставим эти процедуры для особо привередливых пользователей.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
В комплекте поставки этого проектора очки отсутствуют, что, конечно, нисколько не радует. Подойдут очки Panasonic, работающие по ИК-каналу или другие совместимые. Мы использовали древние TY-EW3D10. Излучатель синхросигнала встроен в проектор, но при необходимости можно докупить внешний излучатель ET-TRM110. Производитель указывает, что встроенный излучатель обеспечивает работу очков на расстоянии до 5 м от проектора до экрана и до 5 м от экрана до зрителя, а внешний излучатель — на дистанциях до 10 м.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали и по вертикали. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах можно включить функцию вставки промежуточных кадров. В настройках стереоскопического режима есть параметр ЯРКОСТЬ 3D-ОЧКОВ, который управляет длительностью периода, когда стекла очков пропускают свет. При изменении СВЕТЛЫЕ ОЧКИ — НОРМ. ОЧКИ — ТЕМНЫЕ ОЧКИ период прозрачности уменьшается, соответственно уменьшается и яркость видимого изображения, но качество разделения стереопар увеличивается.
Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало, что очень хорошее качество стереоизображения достигается уже на второй ступени в сторону понижения яркости (НОРМ. ОЧКИ), при этом яркость изображения остается на достаточно высоком уровне для комфортного просмотра на экране с диагональю как минимум 2 м. При дальнейшем уменьшении периода прозрачности яркость падает, но существенного прироста в качестве разделения стереопар уже не наблюдается. В случае больших экранов можно использовать режим СВЕТЛЫЕ ОЧКИ, так как даже в этом режиме перекрестные помехи выражены слабо.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 60 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. ЯРКОСТЬ 3D-ОЧКОВ установлена на максимальное, среднее и на минимальное значение:
Видно, что разделение белого на черном фоне становится практически идеальным уже на второй ступни уменьшения яркости. Разделение черного на белом отличное во всех трех случаях, а серого на сером немного хуже, но в целом достаточно хорошее.
Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
ЯРКОСТЬ 3D-ОЧКОВ | Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % | Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % |
СВЕТЛЫЕ ОЧКИ | 9,8 | 19,6 |
НОРМ. ОЧКИ | 6,1 | 12,2 |
ТЕМНЫЕ ОЧКИ | 4,2 | 8,4 |
Данные, приведенные последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке. Отметим, что возможно при использовании очков современной модификации яркость в стереоскопическом режиме может быть чуть выше.
Выводы
Новая модель кинотеатрального проектора от Panasonic уже не выделяется оригинальным внешним видом, но зато научилась показывать в стереоскопическом режиме, к качеству которого нет никаких претензий — перекрестные помехи минимальные, яркость достаточная и работает вставка промежуточных кадров. Неудобство только одно — очки придется покупать отдельно, так как в коробку с проектором очки производитель не положил.
Достоинства:
- Отличное качество изображения в том числе в стереоскопическом режиме
- Функция интерполяции промежуточных кадров
- Очень тихая система охлаждения
- Большие диапазоны оптического трансфокатора
- Система сдвига объектива
- Моторизированные фокусировка и трансфокатор с функцией памяти и автоматической загрузки
- Очень много настроек, влияющих на изображение
- Три HDMI-входа
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Настраиваемые двунаправленные триггерные интерфейсы
- Поддержка Viera Link и HDAVI Control 4
- Отличная локализация
Недостатки:
- Заметная задержка вывода